Философия юнга. Карл густав юнг - биография, информация, личная жизнь Второе имя карла юнга

Крыша 15.01.2024
Крыша

Основатель нового направления «Аналитическая психология» Карл Густав Юнг родился в 1875 году в швейцарском городке Кесвиль в семье пастора. Окончив университет в Базеле, молодой врач около 6 лет проработал в психиатрической больнице Цюриха в качестве помощника известного психиатра Эйгена Блейлера, а начиная с 1910 года Юнг входит в число учеников основателя психоаналитического направления Зигмунда Фрейда.
Довольно скоро Юнг становится одним из самых многообещающих учеников Фрейда и занимает ведущие позиции в психоаналитическом движении.
В период с 1909 по 1913 год, Юнг становится президентом Психоаналитического сообщества и редактором соответствующего журнала.

Отход о классического психоанализа Фрейда.

В 1914 между Фрейдом и Юнгом происходит разрыв.
И хотя, в общем и целом Юнг остается на позициях психоанализа , его взгляды на одно из самых основных положений Фрейда — о доминирующей роли сексуальных влечений в мотивации человеческой личности, значительно расходятся со взглядами учителя, что и приводит к непримиримым противоречиям, крайне болезненным для самого Фрейда.

Поводов для принципиального расхождения было два, это новый подход Юнга к идеям либидо и бессознательного.

Появление аналитической психологии.

Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.
Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности и неосознанными импульсивными желаниями, обусловленными животной природой человека, которая неизменно подавляется социальными и этическими установками.

И эта идея только на первый взгляд может показаться странной, ведь в своих рассуждениях Зигмунд Фрейд исходил из вполне рационального осмысления фактов и причин невротического поведения своих пациентов и научной гипотезы о противоречии между естественными животными порывами человека и требованиями социума.
В учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.

Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.

В общем и целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.

В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо телесных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.

Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом Юнгом вовсе не отрицалось явление сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.

Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.
Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.
Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы в равной мере определяются не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.

Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг по сути весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.

Но при этом, вне всякого сомнения, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.

Структура личности по Юнгу.

Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда , но это только на первый взгляд.
По Юнгу личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

Эго — центральная часть сознания которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).

Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит так называемые комплексы или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики которые приобрели свойства автономного существования как неких самостоятельных сущностей способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение.
Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из прошлого, которые, ко всему прочему, находились в оппозиции к эго, то есть не могли по каким то причинам быть приняты им, и поэтому, оказавшиеся запертыми в подсознании в виде образов этих ситуаций.

По сути, Юнг утверждал существование чужеродных самостоятельных элементов в сфере сознания личности.
Комплексы подавляются волевыми сознательными усилиями эго, однако без проблем продолжают свое существование вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми при которых они возникли.
Проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода воли человека в значительной степени нарушается и индивид начинает вести себя не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием внутренних причин из прошлого.
Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение.

По мнению Юнга информация, находящаяся в сфере личного бессознательного может быть осознана личностью.

Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное , представляющее собой вместилище всеобщей памяти человечества за сотни тысяч лет эволюции. Это как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и при определенных условиях доступное для осознания в форме образов.

Носителями этого коллективного наследия выступали особо значимые и энергетически мощные образы — архетипы (первичные модули), которые были ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира определенным образом через посредство базовых идей, одинаковых в различных культурах но, часто не связанных между собой причинно.
Это означало, что на определенные ситуации люди реагируют примерно одинаковым образом, это касается например отношения к отцу и матери, ребенку, смерти и т.п.
По сути, каждый архетип отвечает за определенную типовую жизненную ситуацию и определяет (является шаблоном) модель поведения человека при данных обстоятельствах.

Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.

Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.
Эти архетипы также встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.

Важнейшие архетипы Юнга.

Считается, что число архетипов в общем должно быть равно количеству типовых ситуаций нашей жизни, что означает неограниченно много. Однако, Юнг выделял некоторое количество самых важных из них, это маска, анима, анимус, тень и самость.

Маска (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.
Маска это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.
Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.
Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас.

Тень. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые по разным причинам не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень двоякой по сути.
С одной стороны она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например направить в творческое русло.

Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисно структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются и в личном бессознательном и непосредственно в сознании.
Роль Эго как раз и заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.
Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.
С другой же стороны, это означает использование Персоны, именно как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.

Анима и Анимус. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.
Для мужчины Анима образ — идеал, связанный с одной стороны с матерью, с другой несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также, представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.
Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.
Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.

Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.
Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.

Архетип Самость (Я, так как есть). Непроявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл индивидуацией.
Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.
Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.
Юнг считал, что самоактуализация Самости весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.

Ирина Дембо

Создатель аналитической психологии или юнгианского анализа швейцарец Карл Густав Юнг может считаться учеником Зигмунда Фрейда, хотя впоследствии их взгляды разошлись. Сын пастора, еще подростком Юнг почувствовал, что ему недостаточно обычного религиозного толкования души, мира и Бога. Ни современная наука, ни религия не удовлетворяли его духовного поиска. Когда юноша поступил на медицинский факультет и начал изучать психиатрию, открыв учебник, он прочел, что психиатрия это наука о личности и его сердце забилось. «Мне стало ясно, как при вспышке просветления, что единственно возможной целью для меня может быть психиатрия» — писал Юнг в своих воспоминаниях.

Метод словесных ассоциаций

Работая психиатром Юнг разрабатывает метод словесных ассоциаций: на слово названное терапевтом пациент должен ответить другим словом — первым, что приходит в голову. Необычная реакция, ответ, не имеющий прямой связи или слишком долгое размышление -говорят о том, что дело тут неблагополучно. С данным понятием у пациента связан комплекс. Например, тот, у кого есть подавленная агрессия, будет необычно реагировать на слово «гнев». Если человек запинается на словах «деньги», «покупать», «платить» – у него комплекс на почве денег. При этом пациент, хотя и «проговаривается» таким образом, не осознает, что у него есть этот комплекс.

«Когда нечто ускользает из сознания, оно вовсе не перестает существовать. Это как автомобиль, свернувший за угол» — пишет Юнг. Он делает вывод: у нас есть множество неосознанных, «спрятанных» от нас самих мыслей, образов и впечатлений, которые влияют на сознание и поступки.

В руки Юнгу попадает книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Юнг согласен с автором: осознанное во внутреннем мире – только верхушка айсберга. Он отправляется в Вену чтобы познакомиться с Фрейдом. Между основателем психоанализа и молодым психиатром быстро возникло взаимопонимание. Юнг получил разрешение практиковать психоанализ, а через какое-то время даже стал президентом основанного Фрейдом Психоаналитического Общества.

Но оказалось, что ученик не готов следовать за учителем — возникновение неврозов и комплексов не объясняется для него исключительно подавленными желаниями. С точки зрения Юнга, комплексы не только причиняют неприятности и вызывают депрессию, но указывают на скрытые ресурсы личности, вдохновляют на творчество.

«Депрессия — это женщина в черном, которая стучится к вам в дверь, – пишет Юнг, – если вы прогоните ее — она будет стоять у порога вашего дома вечно. Если же пригласите войти, усадите за стол, накормите, а лишь потом расспросите о цели ее визита, у вас есть шанс проститься с ней».

Пути Фрейда и его любимого ученика разошлись. Стараясь глубже изучить источники комплексов и творчества, Юнг вводит в терапию метод активного воображения. Пациент фантазирует, а потом записывает, зарисовывает и обсуждает с аналитиком свои фантазии.

Архетипы

Изучая образы снов и фантазий, рисунки своих пациентов, занимаясь параллельно самоанализом, Юнг заметил: в подсознании европейцев всплывают фигуры похожие на те, что действуют в сказаниях разных, живущих далеко друг от друга, нецивилизованных племен. А так же в мифах древних народов. Бог Солнца, бог-громовержец, богиня-мать всех богов – действующие лица многих легенд. И из сказки в сказку путешествуют убивающий змея герой, похищенная красавица, старичок, дающий в трудную минуту совет, дурачок, который оказывается умнее всех и другие персонажи.

Юнг называл эти общие для всех людей, кочующие из легенды в легенду образы, архетипами (от греч. arche — начало и typos — первичный образ, оригинал). Он предположил, что архетипические представления не приобретаются с культурой, а изначально присутствуют в психике каждого человека. Это «коллективное бессознательное» – память поколений, опыт человечества, который мы наследуем при рождении. Образы мифов и сказок потому и похожи у разных народов, что в них есть нечто архетипическое, волнующее любого из нас.

Юнг пишет: «Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой… Которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь».

В коллективном бессознательном Юнгом выделены такие архетипические фигуры, как «Маска» — то каким человек стремится выглядеть и «Тень» –скрытые черты характера, которые не хочется демонстрировать. В представлениях мужчины живет образ женщины, «Анима» — это интуитивная часть мужской души. «Анимус» – наоборот, мужское в женщине, образ мужчины в ее душе. Важны и образы совершающего подвиги «Героя», «Великой Матери», «Мудрого Старца» — советчика и целителя, «Трикстера» – шута и ловкача. И, наконец, образ «Мандалы» — круга с квадратом внутри. Это — знак Солнца. Юнг называет его символом индивидуации – обретения человеком себя.

Действие архетипов может быть как положительным, так и негативным. Архетип матери является источником материнской любви и заботы, символом животворящей природы. Но под его влиянием может сформироваться материнский комплекс. Тогда любящая и заботливая женщина делается властной: с одной стороны она всю себя отдает детям, с другой – не дает развиваться, жестко контролируя их жизнь.

Бессознательное может быть источником многих комплексов, депрессий и тревоги. Но в результате терапии, пациент осознает и принимает свое бессознательное. И тогда у него есть возможность достичь высшей цели: осуществить процесс индивидуации и обрести истинное «Я».

«Наше «я», — писал Юнг в своей последней книге «Воспоминания, сновидения, размышления» — проявляется, как правило, в ситуациях непредвиденных, непостижимых. Это «я», способное терпеть и принять правду, в состоянии справиться с миром и судьбой. Только в этом случае наши поражения превращаются в победы. И тогда ничто — ни извне, ни изнутри — не может противостоять нам. Тогда наше «я» способно выстоять в потоке жизни, в потоке времени».

Автор техники свободных ассоциаций, швейцарский психолог и философ Карл Юнг знаком многим по книгам «Человек и его символы», «Архетипы» и «Воспоминания, размышления, сновидения». В основе учения Юнга лежат разработанные им лично термины "интроверсия" и "экстраверсия". Карл утверждал, что каждый индивидуум в зависимости от доминирующей функции личности может быть обращен либо к своему внутреннему Я (интроверсия), либо к внешнему миру (экстраверсия).

На основе этого умозаключения исследователь разработал психологические типы людей и вывел формулу человеческой души, заключив ее в психиатрические и психологические рамки. Работы Юнга оказали значительное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику и литературу.

Детство и юность

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына. В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком. Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.


В 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.


Родители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству. Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой. Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».


В 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал , и даже нашел отражение своих мыслей в работах . В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет. В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.


Под впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы. Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В будущем, чтобы правильно оформить комментарий к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.


Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством. Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга. Эта находка предопределила дальнейшее будущее Юнга.

Психология

В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.


"Красная книга" Карла Юнга

В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил . Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.


В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.


В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».


В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.

С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг. ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».


В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.


В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.

Личная жизнь

С первой и единственной женой Эммой Раушенбах Юнг познакомился, будучи студентом-медиком. В момент их первой встречи ему был 21 год, а ей 15 лет. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву. Эмма и Карл узаконили отношения 14 февраля 1903 года.


Избранница философа происходила из старинной швейцарско-немецкой семьи богатых промышленников. Финансовое благосостояние жены позволило Юнгу без оглядки на необходимость ежедневного зарабатывания денег посвятить себя научным исследованиям в области психологии. Эмма проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала. Раушенбах подарила супругу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен.


Наличие законной супруги и детей не мешало Юнгу заводить отношения на стороне. 17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн. Эта любовная история стала популярной из-за того, что в основе отношений Шпильрейн и Юнга лежало явление эротического переноса (увлечение пациента лечащим врачом). Юнг заметил и оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача. Их роман закончился сразу после того, как Сабина излечилась от своего недуга и покинула медицинское учреждение.


В 1909 году к Карлу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф. Эта барышня после выздоровления стала официальной помощницей и любовницей психиатра. В сентябре 1911 года девушка даже сопровождала семейство Юнгов на Веймарский конгресс международного психоаналитического сообщества. Эмма знала об увлечении мужа, но безграничная любовь к отцу ее детей не позволила ей подать на развод.


Тони Вольф – единственная помощница Юнга, которая на протяжении 40 лет делила с психоаналитиком не только постель, но и рабочее место. В результате их сотрудничества появилась книга «Метаморфозы и символы либидо».

Смерть

В мае 1961 года Юнг выбрался на прогулку. Там у психотерапевта случился очередной инфаркт, спровоцировавший закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей. На протяжении пары недель Карл был на грани жизни и смерти. По воспоминаниям сиделки, присматривавшей за мыслителем, за день до кончины философ увидел сон, после которого с улыбкой на лице заявил, что больше ничего не боится.


Юнг умер 6 июня 1961 года в своем доме, расположенном в деревне Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии, помимо инициалов именитого психоаналитика, выбиты имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.

Библиография

  • «Архетип и символ»
  • «Воспоминания, размышления, сновидения»
  • «Душа и миф. Шесть архетипов»
  • «Отношения между эго и бессознательным»
  • «Человек и его символы»
  • «Психологические аспекты архетипа матери»
  • «Психология переноса»
  • «Общая точка зрения на психологию и сновидения»
  • «Символы и метаморфозы. Либидо»
  • «Брак как психологическое отношение»
  • «Проблемы души нашего времени»
  • «Психологические типы»
  • «Работы по психиатрии»

Цитаты

  • «Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе»
  • «Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя»
  • «Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма»
  • «Я не то, что со мной случилось, я - то, чем я решил стать»

Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психиатр, философ, основатель аналитической психологии , в основе которой лежит концепция о коллективном бессознательном и архетипах.

В начальный период деятельности Юнг был активным сторонником психоанализа , несколько лет занимал должность председателя в Международной психоаналитической ассоциации. Позже их пути разошлись. В 1911 году он покинул психоаналитическую ассоциацию и представил научному сообществу собственную концепцию аналитической психологии.
В 1921 году Карл Юнг предложил новую типологию личности, выделяя два основных качества: экстравертность и интровертность, и четыре дополнительных: ощущения, мышление, чувства и интуиция. Впоследствии эта типология была преобразована его последователями и представлена отдельным направлением – соционикой.

Согласно концепции, предложенной Юнгом, существует наследуемая часть психики, сформировавшаяся в течение сотен тысяч лет, посредством которой мы воспринимаем окружающую среду и жизненный опыт вполне определённым образом. Эта особенность восприятия зависит от наших архетипов, оказывающих влияние на наши ощущения, мысли, чувства и нашу интуицию (1).

Бессознательная часть психики, согласно философии Юнга, состоит из врождённых рефлексов (инстинктов), приобретённых и интуиции. Под интуицией понимается «неосознанная часть нашего сознания», которая, в свою очередь, также имеет врождённую и приобретённую составляющую. Архетипы являются врождённой частью интуиции, влияющей на способы восприятия и понимания.
Инстинкты и архетипы, вместе взятые, образуют коллективное бессознательное (2).

Основной задачей аналитической психологии Юнг считал разбор и толкование архетипов, осмысление составляющих коллективного бессознательного посредством изучения сновидений человека, элементов фольклора и мифов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.
«Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую неосознанную предысторию. Мы приближаемся к ним шаг за шагом, не ведая о накапливающихся опасностях. Однако то, что мы упускаем из виду, часто воспринимается подсознанием, передающим нам информацию посредством сновидений», – писал Карл Юнг (3, ч. 1).

Идея архетипа имела место в средневековой религиозной философии Августина Блаженного (354–430 гг.). В XI–XIII веках предполагалось, что архетипы являются естественными образами, врезанными в человеческий разум, способствующие приходить к тому или иному суждению (2).
«Архетипы оказывают огромное воздействие на личность, формируя её чувства, мораль, миропонимание, влияют на взаимоотношения индивида с другими людьми и на всю его судьбу» (3, заключение).
Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций. В течение сотен лет они формировались и собирались народами в фольклоре, сказках, легендах и мифах. Передавались из уст в уста, оттачивая свои формы. Архетипы проявляют себя в наших сновидениях.
Иногда сны имеют элементы, не принадлежащие личности сновидца. Эти элементы являются врождёнными и унаследовавшими от первобытных людей формами разума. Они выражают новые мысли, никогда ранее не переступавшие порог его сознания (3, ч. 1).

Своеобразность концепции коллективного бессознательного заключается в том, что выдвинутые ею положения зачастую имеют расплывчатые формулировки, не обозначенные ясными и конкретными определениями. Их невозможно опровергнуть в принципе, а стало быть, они (согласно критерию фальсифицируемости К. Поппера) не могут быть отнесены к научным положениям.
Науке известен механизм, когда образ и связанные с ним впечатления необратимо фиксируются в мозге животного, оказывая впоследствии влияние на поведение особи и её образ жизни (термин импринтинг был предложен ). Процесс запечатления связан с конкретным возрастом либо определёнными условиями.


По подсчётам самого Юнга, им было изучено около 80 000 снов. Определённые образы с годами всплывают, исчезают и повторяются вновь. Постепенно они заметно изменяются в зависимости от процесса индивидуального духовного роста. Иногда будущее в символической форме предвещается не сном, а каким-то очень ярким и незабываемым реальным событием, и это событие (например сказку) мы несём с собой по жизни, «следуя» ему (3, ч. 3).

Если говорить о терминах, использующихся в концепции коллективного бессознательного, то одними из основных являются следующие:
Самость – это архетип, характеризующий бессознательную жизненную цель человека, определяющую его индивидуальность.
Персона – это архетип, представляющий собой социальную роль человека в его повседневной жизни по отношению к другим людям. Понятие социальной роли в философии Юнга включает в себя уровень развития в детском возрасте и общественные ожидания, соответствующие этому развитию.
Тень – это архетип, подразумевающий подавленные, вытесненные свойства личности. Тень проявляется в необдуманных высказываниях и поступках, спонтанно принятых решениях (3, ч. 3).
Анима – архетип, внутреннее представление женщины для мужчины, характеризующее его бессознательную женскую составляющую. Анимус – архетип, внутреннее представление мужчины для женщины, олицетворяющее ее бессознательную мужскую сторону.

«Я пытаюсь описать словами нечто,
не поддающееся точному определению по самой своей природе»
, – писал Карл Юнг (3, ч. 1).

Мистика в философии Юнга обусловлена его детскими годами. «Юнг с детства находился в обстановке соприкосновения с другими мирами. Его окружала магическая атмосфера дома Прейсверков – родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших… в его воспоминаниях мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья» (4, гл. 2, с. 106).
«Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом» (5).



В своей работе «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип» Карл Юнг дал обоснование своему подходу к проблеме изучения душевного мира и собственное видение этого вопроса.
«Так называемый "научный взгляд на мир" вряд ли является чем-то большим, чем психологически предубежденным узким взглядом, в поле которого не попадают все те аспекты, не поддающиеся статистическому методу исследования», – писал Карл Густав Юнг.

Литература:
1. Юнг, К. Г. Концепция коллективного бессознательного.
2. Юнг, К. Г. Инстинкт и бессознательное.
3. Юнг, К. Г. Человек и его символы.
4. Фесенкова, Л. В. Теория эволюции и её отражение в культуре. – М., 2003. – 174 с.
5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Юнг, Карл Густав.

Карл Густав Юнг - знаменитый швейцарский психиатр, внёсший огромный вклад в психотерапию, создатель множества интереснейших и актуальнейших методик. Карл Юнг также является основоположником так называемой аналитической психологии.

Разработал концепцию психотипов. Широко известна теория личности Юнга. Ниже будет рассказано, кто такой Карл Густав Юнг, кратко изложена его биография и основы учения.

Биография

Карл Юнг родился в конце июля 1875 года и скончался летом 1961 года, в возрасте 85 лет. Будущий великий психоаналитик был единственным ребёнком у своих родителей. Мальчик с отличием окончил гимназию, особенно привлекали его естественные науки и культура ушедших цивилизаций. Карл очень хорошо знал латынь, что впоследствии позволило ему достичь больших успехов в медицинской карьере.

Дед и отец Юнга работали докторами, и, возможно, именно поэтому Карл поступил на медицинский факультет в одном из высших учебных заведений Базеля. По завершении обучения он некоторое время подрабатывал в Цюрихе в психиатрической клинике, где был ассистентом у знаменитого психиатра-исследователя Эйгена Блейтера. Год спустя Карл Юнг даже сотрудничал с величайшим психоаналитиком и психологом двадцатого века .

Молодой человек очень быстро достиг статуса одного из первых лиц в движении психоанализа, поскольку он стал первым и самым молодым в истории президентом Международного психоаналитического общества, а также редактором журнала с психологическим контентом, автором множества статей и литературных произведений.

В начале нового столетия Карл Юнг взял в жёны юную Эмму Раушенбах. У пары было пятеро детей: сын Франц и четыре дочери - Агата, Грета, Марианна и Хелена.

В начале двадцатого века Карл порвал с Международной психоаналитической ассоциацией, оставил тогдашний академический психоанализ и начал разрабатывать индивидуальную теорию. Впоследствии работа всей его жизни получила название « », или «юнгианский анализ».

Данная методика комбинирует в себе всё лучшее, что было у Фрейда. Однако психиатр из Швейцарии, в отличие от своего немецкого коллеги, не концентрируется на теме неудовлетворённых сексуальных желаний в качестве базисных потребностей и двигателя всех поступков человека, а предпочитает копать вглубь и вширь, развивая и дорабатывая всё то, что было сказано до него.

С 1935 года Карл Юнг постоянно занимался преподаванием психологии в различных университетах Германии и Швейцарии, писал книги и статьи для известных медицинских изданий.

После смерти он был похоронен на протестантском кладбище маленького швейцарского городка Кюснахт, где жил и работал в последние годы жизни в своей знаменитой Башне.

Что интересно, работы Юнга частенько осуждались христианской церковью, тем не менее сам психолог с детства был глубоко верующим человеком. Над дверью в его доме было выбито известное изречение Эразма Роттердамского, философа и теолога Средневековья: «Призываемый или нет, Бог присутствует всегда».

Основы учения

Идеи Карла Густава Юнга несколько раз претерпевали изменения на протяжении его жизни и профессиональной деятельности. Например, в молодости он придерживался сексистской теории, базирующейся на том, что мужской разум лучше женского, поскольку у мужчины разум преобладает и властвует над чувством. К чести Юнга следует заметить, что в дальнейшем он отказался от данной гипотезы.

Психиатром была разработана структура личности по Юнгу, которая, по его мнению, состоит из:

  • Личного бессознательного.
  • Коллективного бессознательного.

Эго - это осознание и осознанность, внутреннее «Я», а также всё то в самом человеке, что он привык идентифицировать и ассоциировать с самим собой.

Личное бессознательное - это пережитый опыт, мысли и чувства, которые человек предпочёл вытеснить из своего мозга. Также Личное бессознательное включает те переживания, которые ещё не достигли сознания, потому что недостаточно сильны и сформированы, кроме того, присутствуют сублиминальные восприятия... Другими словами, это всё то, чего человек не помнит и не осознаёт, тем не менее оно оказывает влияние на него и его поступки.

Коллективное бессознательное, согласно Юнгу, содержит общечеловеческие идеи, страсти и (первообразы). Для большинства людей когда упоминается Юнг, психология бессознательного первой приходит на ум.

Краткое изложение основ его учения едва ли поможет осознать весь масштаб работы, однако короткое описание будет полезно любому, кто интересуется психологией.

Теория архетипов тесно переплетена не сколько с медициной, сколько с философией и эзотерикой, однако узнаваемые образы-архетипы человек может найти как в мифах и легендах, так и в повседневной жизни. Архетипы можно назвать врождёнными психическими структурами, которые составляют содержание Коллективного бессознательного.

Юнга, как тонкого знатока человеческой души, всегда привлекал человек и его символы, поэтому наиболее известными архетипами являются - женское и мужское начала соответственно. Анима - это направленная вовнутрь мягкая сила, влияние эмоций и настроений. Анимус, в свою очередь, является жёстким и принципиальным мужским началом.

В каждом человеке присутствует как анима, так и анимус, причём пропорции не зависят от половой принадлежности, хотя бытующие в социуме стереотипы часто оказывают влияние на развитие и формирование личности. В других культурах эти исконные архетипы нашли воплощение в виде Инь и Ян, Пурушу и Пракрити, Ор и Кли...

Можно также упомянуть другие интересные архетипы: Дева (Кора), Мана-личность, Колдовской демон и Зверь. Они тесно связаны с человеческим характером и достаточно точно отражают некоторые стороны людской души.

Также писал и разрабатывал Карл Густав Юнг психологические типы (психотипы, в лексиконе современных психологов, или, если проще, типы личности).

Человек и его символы во сне абсолютно не случайны, поскольку сон - это не просто набор красочных картинок, напоминающих о пережитых заботах или трудном дне. Карл Юнг создал теорию сновидений, взяв за основу постулат Фрейда о том, что во снах проявляются тайные мысли, желания и чувства человека.

Швейцарский психиатр разработал набор универсальных образов и сценариев, проявляющихся в сновидениях и позволяющих анализировать их. Благодаря этой уникальной методике миллионы людей осознали свои страхи и смогли от них избавиться в достаточно короткие сроки.

Обширное изучение подсознания, начатое этим психиатром вслед за Зигмундом Фрейдом, оказало большое влияние на формирование системы эго-состояний . Американский психолог во многом позаимствовал определение подсознания как «чердака», в котором заперты тайные желания, мечты и впечатления человека, у своего американского коллеги. Юнговские разработки в этой области оказали огромное влияние на весь современный психоанализ, трансактный анализ, а также научную психологию.

Карл Юнг разработал собственную интересную типологию, которая оказалась слишком сложна, и потому известна лишь в узком кругу профессионалов. Он «довёл до ума» известную ещё со времён Аристотеля типологию, противопоставляющую и экстраверта, и обогатил её ещё четырьмя функциями-признаками. Эти функции:

  • Мышление.
  • Чувство.
  • Ощущение.
  • Интуиция.

Есть множество упрощений юнговской классификации типов личности; и самое известное упрощённое подобие этой типологии - это ныне невероятно популярная соционика.

Вклад в психологию

Вклад Юнга в современную психологию действительно велик. Тесты на основе соционики проводятся в школах, университетах, а в некоторых западных странах - при приёме на работу. Теория личности Юнга используется даже в американской разведке для подбора кандидатов на особенно сложные и ответственные должности.

Помимо этого великий швейцарец разработал ассоциативный метод Юнга, который сегодня применяется в семейной психологии, в педагогике, а также в диагностике и лечении различных психических заболеваний.

Даже в двадцать первом веке система анализа сновидений используется в психологии и психиатрии, помогая выявлять душевные недуги и старательно забытые проблемы человека.

Карл Густав Юнг по праву считается одним из величайших мыслителей в мировой истории, а его вклад в психологию и психиатрию практически неоценим. Автор: Ирина Шумилова

Рекомендуем почитать

Наверх