Решу егэ по биологии механизмы эволюции. Причины биологического прогресса и регресса. Человеческие расы, их генетическое родство

Металлы и металлические изделия 06.08.2020
Металлы и металлические изделия
Справочный материал по общей биологии к ЕГЭ . Тема «Эволюция»

1.Первая эволюционная теория была создана Ж.Б.Ламарком . Главным фактором эволюции он ошибочно считал прямое влияние среды; наследование признаков, приобретаемых организмами под воздействием среды. Движущей силой эволюции считал «стремление организмов к прогрессу».

Ламарк ввел деление животных на позвоночных и беспозвоночных. Связующее звено между ними - это ланцетник .

2. Основы научной систематики заложил К.Линней . Он ввел биноминальное (двойное) название видов (Нр.: Яблоня лесная). Но систематика Линнея была искусственной. Современная систематика учитывает признаки родства видов и поэтому называется естественной.

3.Доказательства эволюции: 1)Палеонтологические (ископаемые остатки) 2)Эмбриологические: Карл Бэр сформулировал закон сходства зародышей . Геккель открыл биогенетический закон : онтогенез есть краткое повторение филогенеза. 3)Сравнительно-анатомические (рудименты, атавизмы, гомологичные и аналогичные органы). Атавизмы – хвостатый человек, волосатый человек, многососковость. Рудименты – третье века человека, аппендикс.

4.Мальтус доказал, что виды размножаются по геометрической прогрессии, а условия для их существования только по арифметической. (Это порождает борьбу за существование).

5.Ч.Дарвин – создатель основ современной теории эволюции органического мира. Он открыл движущие факторы эволюции , сформулировал принцип расхождения признаков (дивергенция).

Движущие факторы эволюции : наследственная изменчивость (мутации), борьба за существование (внутри-, межвидовая и с неблагоприятными условиями окружающей среды), естественный отбор (движущий, стабилизирующий, дизруптивный), изоляция (экологическая, географическая), миграции, популяционные волны, дрейф генов.

Главным, направляющим фактором эволюции является естественный отбор.

Под «борьбой за существование» Дарвин понимал все виды взаимоотношений между организмами, а также между организмами и условиями окружающей среды.

Несоответствие между возможностью вида к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование. Наиболее напряженно идет внутривидовая борьба, так как у особей одного вида все потребности одинаковые.

Эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне, называют микроэволюцией. В результате микроэволюции образуются новые виды (видообразование).

Формы видообразования: географическое и экологическое.

Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образованию новых родов, семейств и т.д.

Макроэволюция, так же как и микроэволюция носит дивергентный характер.

Филогенетические ряд лошадей воссоздал Ковалевский.

Открытие и изучение ланцетника доказало происхождение позвоночных от беспозвоночных, их родство.

Результаты эволюции: многообразие видов, видообразование, приспособленность .

Дрейф генов – изменение частоты гена в популяции под действием случайных причин.

Колебания численности особей, составляющих популяцию, получили название популяционных волн.

В результате популяционных волн редкие гены могут стать частыми, а могут и исчезнуть.

Приспособленность, многообразие видов, видообразование – результат взаимодействия движущих сил эволюции. Любое приспособление это результат действия движущих сил эволюции (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, изоляция).

Мимикрия – подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида. (Нр. некоторые виды мух похожи на ос)

Все приспособления носят относительный характер, т.е. они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях.

Генофонд – совокупность всех генов, содержащихся в популяции или виде.

Чем больше потомство и чаще происходит смена поколений, тем лучше приспосабливается вид к изменяющимся условиям среды.

6.Относительно изолированные группы особей одного вида называются популяциями.

Существование вида в виде популяций позволяет приспособиться виду к жизни в разных условиях существования.

Популяция – наименьшее подразделение вида, изменяющееся во времени. Поэтому популяция представляет собой элементарную единицу эволюции. Дарвин элементарной единицей эволюции ошибочно считал особь.

Популяция является одновременно единицей эволюции, структурной единицей вида и единицей экосистемы.

Мысль о насыщенности популяций рецессивными мутациями первым высказал С.С.Четвериков.

7.Критерии вида . Абсолютного критерия нет. Принадлежность особей к тому или иному виду определяется по совокупности критериев(морфологический, физиологический, генетический, исторический, географический, экологический). Пища относится к экологическому критерию.

8.Биологический прогресс характеризуется расширением ареала, увеличением количества популяций и особей вида. Биологический прогресс может достигаться всеми тремя главными направлениями эволюции: ароморфозами, идиоадаптациями и общими дегенерациями.

Биологический регресс характеризуется сужением ареала, уменьшением численности особей и популяций.

Ароморфозы – крупные эволюционные изменения, которые ведут к общему подъему уровня организации, повышают интенсивность жизнедеятельности. (Нр.: Появление впервые в процессе эволюции живорождения, постоянной температуры тела, легочного дыхания; у растений появление цветка, семени, сосудистой системы и т.д.) Путем ароморфоза возникают в процессе эволюции крупные систематические категории, рангом выше семейства.

Идиоадаптация – мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определенным условиям среды обитания, но при этом не сопровождаются изменением основных черт организации. (Нр. защитная окраска животных, приспособления к распространению семян). Виды, роды, семейства в процессе эволюции возникают путем идиоадаптации.

9.Анологичными называются органы имеющие разное происхождение, но выполняющие одинаковые функции . (Это результат конвергенции – схождения признаков). Нр.: крылья птицы и крылья насекомого.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выполняют разные функции . (Это результат дивергенции – расхождения признаков). Нр.: рука человека, крылья птицы, роющие конечности крота, ласты тюленя.

10. К какой группе доказательств эволюции относятся атавизмы и рудименты? (эмбриональные, палеонтологические, сравнительно-анатомические , биогеографические)

Вставьте в текст «Ламаркизм» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу. ЛАМАРКИЗМ

Ламаркизм - эво­лю­ци­он­ная концепция, ос­но­вы­ва­ю­ща­я­ся на теории, вы­дви­ну­той в на­ча­ле XIX века _________(А) в трак­та­те «Философия зоологии».

В ши­ро­ком смыс­ле к ла­мар­кист­ским от­но­сят раз­лич­ные эво­лю­ци­он­ные теории, воз­ник­шие в XIX - пер­вой трети XX веков, в ко­то­рых в ка­че­стве основной____________(Б) силы эво­лю­ции рас­смат­ри­ва­ет­ся внут­рен­нее стрем­ле­ние к__________(В). Как правило, боль­шое зна­че­ние в таких тео­ри­ях придаётся и влиянию__________(Г) ор­га­нов на эво­лю­ци­он­ные судь­бы организмов, по­сколь­ку предполагается, что по­след­ствия упраж­не­ния и не­упраж­не­ния могут пе­ре­да­вать­ся по_________________(Д).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) стабилизирующий

2) движущий

3) наследство

4) упражнение

5) прогресс

А Б В Г Д

Пояснение.

Ла­мар­кизм - эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция, ос­но­вы­ва­ю­ща­я­ся на тео­рии, вы­дви­ну­той в на­ча­ле XIX века Ламарком в трак­та­те «Фи­ло­со­фия зоо­ло­гии».

В ши­ро­ком смыс­ле к ла­мар­кист­ским от­но­сят раз­лич­ные эво­лю­ци­он­ные тео­рии, воз­ник­шие в XIX - пер­вой трети XX веков, в ко­то­рых в ка­че­стве ос­нов­ной движущей силы эво­лю­ции рас­смат­ри­ва­ет­ся внут­рен­нее стрем­ле­ние к прогрессу. Как пра­ви­ло, боль­шое зна­че­ние в таких тео­ри­ях придаётся и вли­я­нию упражнению ор­га­нов на эво­лю­ци­он­ные судь­бы ор­га­низ­мов, по­сколь­ку пред­по­ла­га­ет­ся, что по­след­ствия упраж­не­ния и не­упраж­не­ния могут пе­ре­да­вать­ся по наследству.

Ответ: 62543.

Ответ: 62543

Источник: РЕШУ ОГЭ

Вставьте в текст «Дарвинизм» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

ДАРВИНИЗМ

Дарвинизм - по имени ан­глий­ско­го на­ту­ра­ли­ста _________(А) - на­прав­ле­ние эво­лю­ци­он­ной мысли, при­вер­жен­цы ко­то­ро­го со­глас­ны с ос­нов­ны­ми иде­я­ми Дар­ви­на в во­про­се эволюции, со­глас­но ко­то­рым глав­ным ___________(Б) эво­лю­ции яв­ля­ет­ся _______________(В) отбор. В ши­ро­ком смыс­ле не­ред­ко (и не со­всем правильно) упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния эво­лю­ци­он­но­го уче­ния или эво­лю­ци­он­ной био­ло­гии в целом. Дар­ви­низм про­ти­во­по­став­ля­ют идеям ____________(Г) ко­то­рый считал, что ос­нов­ной дви­жу­щей силой эво­лю­ции яв­ля­ет­ся при­су­щее ор­га­низ­мам стрем­ле­ние к _____________(Д).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) свойство

3) совершенство

4) искусственный

5) естественный

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Дар­ви­низм - по имени ан­глий­ско­го на­ту­ра­ли­ста Дарвина - на­прав­ле­ние эво­лю­ци­он­ной мысли, при­вер­жен­цы ко­то­ро­го со­глас­ны с ос­нов­ны­ми иде­я­ми Дар­ви­на в во­про­се эво­лю­ции, со­глас­но ко­то­рым глав­ным фактором эво­лю­ции яв­ля­ет­ся естественный отбор. В ши­ро­ком смыс­ле не­ред­ко (и не со­всем пра­виль­но) упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния эво­лю­ци­он­но­го уче­ния или эво­лю­ци­он­ной био­ло­гии в целом. Дар­ви­низм про­ти­во­по­став­ля­ют идеям Ламарка, ко­то­рый счи­тал, что ос­нов­ной дви­жу­щей силой эво­лю­ции яв­ля­ет­ся при­су­щее ор­га­низ­мам стрем­ле­ние к совершенству.

Ответ: 82563.

Ответ: 82563

Источник: РЕШУ ОГЭ

1) тео­рия трансформизма

2) эво­лю­ци­он­ная тео­рия Ламарка

3) эво­лю­ци­он­ное уче­ние Дарвина

4) тео­рия креационизма

5) син­те­ти­че­ская тео­рия эволюции

Пояснение.

Тео­рия кре­а­ци­о­низ­ма - тео­рия транс­фор­миз­ма - эво­лю­ци­он­ная тео­рия Ла­мар­ка - эво­лю­ци­он­ное уче­ние Дар­ви­на - син­те­ти­че­ская тео­рия эво­лю­ции. Трансформизм - уче­ние о не­пре­рыв­ном изменении видов жи­вот­но­го и рас­ти­тель­но­го царства и о про­ис­хож­де­нии форм ор­га­ни­че­ско­го мира от одной или не­сколь­ких простейших форм.

Ответ: 41235.

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми дей­ствия эво­лю­ци­он­но­го фак­то­ра и факторами, для ко­то­рых эти осо­бен­но­сти характерны.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

По­пу­ля­ци­он­ные волны: один из ис­точ­ни­ков эво­лю­ци­он­но­го ма­те­ри­а­ла; пред­став­ля­ет собой ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций, носит слу­чай­ный ха­рак­тер. Есте­ствен­ный отбор: дей­ствие фак­то­ра на­прав­лен­но; обес­пе­чи­ва­ет се­лек­цию ге­но­ти­пов; из­ме­ня­ет ча­сто­ту ал­ле­лей в ге­но­фон­де по­пу­ля­ции.

Ответ: 112212.

Примечание.

Популяционными волнами или волнами жизни (С. С. Четвериков) называют периодические или апериодические колебания численности организмов в природных популяциях. Это явление распространяется на все виды животных и растений, а также на микроорганизмы. Причины колебаний часто имеют экологическую природу. Так, размеры популяций «жертвы» (зайца) растут при снижении давления на них со стороны популяций «хищника» (рыси, лисицы, волка). Отмечаемое в этом случае увеличение кормовых ресурсов способствует росту численности хищников, что, в свою очередь, интенсифицирует истребление жертвы. Изменение генофондов популяций происходит как на подъеме, так и на спаде популяционной волны.

Гость 08.06.2014 20:32

Из­ме­ня­ют ча­сто­ты ал­ле­лей в ге­но­фон­де по­пу­ля­ции как популяционные волны (ненаправленно, могут привести к дрейфу генов), так и естественный отбор (направленно, приводит к формированию адаптаций и т.д.).

Гость 09.06.2014 00:19

Некорректно было приводить пункт "Е", т.к. и популяционные волны и естественный отбор изменяют частоту аллелей в популяции, т.е. её генофонд. Популяционные волны изменяют генофонд ненаправленно, в силу дрейфа генов на спаде численности, например. В итоге могут фиксироваться любые аллели, независимо от их адаптивного значения. В т.ч. и вредные. А естественный отбор способствует накоплению генов и генных комплексов, обеспечивающих успех в борьбе за существование, что приводит к возникновению адаптаций и пр.

Алёна Селезнёва 13.06.2018 06:11

Популяционные волны так же, как и естественный отбор изменяют частоту аллелей в генофонде популяции (пункт Е) , почему именно естественный отбор вы считаете правильным ответом, поясните пожалуйста

Наталья Евгеньевна Баштанник

Потому что он более полный.

Вставьте в текст «Эволюционное учение» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Основоположником со­вре­мен­но­го эво­лю­ци­он­но­го уче­ния был ________(А). До него уже вы­ска­зы­ва­лись идеи об из­ме­ня­е­мо­сти мира. Од­на­ко имен­но Дар­ви­ну при­над­ле­жит уче­ние о ________(Б) и вы­жи­ва­нии наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и од­но­вре­мен­но с ним Аль­фред Уо­л­лес объ­яс­ни­ли при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ________(Г) ор­га­ни­че­ско­го мира.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) разнообразие

2) Ч. Дарвин

3) есте­ствен­ный отбор

4) приспособленность

5) со­тво­ре­ние мира

6) усло­вия среды

7) самозарождение

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Пояснение.

Ос­но­во­по­лож­ни­ком со­вре­мен­но­го эво­лю­ци­он­но­го уче­ния был Ч. Дар­вин. До него уже вы­ска­зы­ва­лись идеи об из­ме­ня­е­мо­сти мира. Од­на­ко имен­но Дар­ви­ну при­над­ле­жит уче­ние о есте­ствен­ном отборе и вы­жи­ва­нии наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ных к усло­виям среды ор­га­низ­мов. Чарльз Дар­вин и од­но­вре­мен­но с ним Аль­фред Уо­л­лес объ­яс­ни­ли при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния разнообразия ор­га­ни­че­ско­го мира.

Ответ: 2361.

Ответ: 2361

Источник: РЕШУ ОГЭ

1. Пер­вая эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция при­над­ле­жит Ж.Б. Ламарку. 2. Ла­марк впер­вые вы­дви­нул идею об из­ме­ня­е­мо­сти живой при­ро­ды и её есте­ствен­ном развитии. 3. Он был первым, кто в ка­че­стве дви­жу­щих сил эво­лю­ции при­знал есте­ствен­ный отбор и пря­мое вли­я­ние среды на организм. 4. В се­ре­ди­не XIX века ан­глий­ский учёный Ч. Дар­вин со­здал эво­лю­ци­он­ное учение, в ко­то­ром дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции на­звал неопределённую изменчивость, борь­бу за су­ще­ство­ва­ние и на­сле­до­ва­ние бла­го­при­об­ре­тен­ных признаков. 5. Ч. Дар­вин в своём уче­нии утверждал, что в ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния новых видов лежит по­сте­пен­ное на­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми - кон­вер­ген­ция признаков. 6. Ре­зуль­та­та­ми эво­лю­ции Ч. Дар­вин счи­тал раз­но­об­ра­зие видов и от­но­си­тель­ную при­спо­соб­лен­ность организмов.

Пояснение.

Ошибки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 5.

1) 3 - тео­рию есте­ствен­но­го от­бо­ра со­здал Ч. Дарвин;

2) 4 - идея на­сле­до­ва­ния приобретённых при­зна­ков при­над­ле­жит Ж. Б. Ламарку;

3) 5 - В ос­но­ве эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов лежит дивергенция.

Накопление раз­ли­чий между осо­бя­ми не на­зы­ва­ет­ся конвергенцией.

Ж.Б. Ламарк в своём учении не говорил об изменяемости живой природы. Он говорил об изменяемости некоторых видов, причем умозрительно установленной изменяемости. За что его и критиковали биологи того времени. Узость его взглядов и скудность эмпирической базы даже высмеивались в среде учёных.

Необходимо в предложение внести корректировки, дабы не смущать решающих. По факту - 4 неверных предложения из шести

Наталья Евгеньевна Баштанник

Можно, если исправить 4 предложения не допуская биологических ошибок, то оценено будет 3 баллами

Выберите утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к син­те­ти­че­ской тео­рии эволюции.

1) Мик­ро­э­во­лю­ция - процесс, про­ис­хо­дя­щий в популяциях.

2) Между ор­га­низ­ма­ми про­ис­хо­дит борь­ба за существование.

3) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся неопределённая изменчивость, есте­ствен­ный отбор, борь­ба за существование.

4) Ос­нов­ны­ми эво­лю­ци­он­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми являются: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

5) Определённая из­мен­чи­вость не яв­ля­ет­ся наследственной.

6) Вид со­сто­ит из популяций.

Пояснение.

Основные по­ло­же­ния синтетической тео­рии эволюции в общих чер­тах можно вы­ра­зить следующим образом:

Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции служат на­след­ствен­ные изменения - му­та­ции (как правило, генные) и их комбинации.

К дви­жу­щим силам эволюции, со­глас­но СТЭ, от­но­сят мутационный процесс, по­пу­ля­ци­он­ные волны, дрейф генов, изо­ля­цию и есте­ствен­ный отбор. Все они, за ис­клю­че­ни­ем естественного отбора, дей­ству­ют случайно, не направленно.

Наи­мень­шей единицей эво­лю­ции является популяция.

Эво­лю­ция носит в боль­шин­стве случаев ди­вер­гент­ный характер, т. е. один так­сон может стать пред­ком нескольких до­чер­них таксонов.

Эво­лю­ция носит по­сте­пен­ный и дли­тель­ный характер. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ци­он­но­го процесса пред­став­ля­ет собой по­сле­до­ва­тель­ную смену одной вре­мен­ной популяции че­ре­дой последующих вре­мен­ных популяций.

Вид со­сто­ит из мно­же­ства соподчиненных, морфологически, физиологически, экологически, био­хи­ми­че­ски и ге­не­ти­че­ски отличных, но ре­про­дук­тив­но не изо­ли­ро­ван­ных единиц - под­ви­дов и популяций.

Вид су­ще­ству­ет как це­лост­ное и за­мкну­тое образование. Це­лост­ность вида под­дер­жи­ва­ет­ся миграциями осо­бей из одной по­пу­ля­ции в другую, при ко­то­рых наблюдается обмен ал­ле­ля­ми («поток генов»),

Мак­ро­э­во­лю­ция на более вы­со­ком уровне, чем вид (род, семейство, отряд, класс и др.), идет путем микроэволюции. Со­глас­но синтетической тео­рии эволюции, не су­ще­ству­ет закономерностей макроэволюции, от­лич­ных от микроэволюции. Иными словами, для эво­лю­ции групп видов живых ор­га­низ­мов характерны те же пред­по­сыл­ки и дви­жу­щие силы, что и для микроэволюции.

Любой ре­аль­ный (а не сборный) так­сон имеет мо­но­фи­ле­ти­че­ское происхождение. Эво­лю­ция имеет не­на­прав­лен­ный характер, т. е. не идет в на­прав­ле­нии какой-либо ко­неч­ной цели.

Правильные утверждения: мик­ро­э­во­лю­ция - про­цесс, про­ис­хо­дя­щий в по­пу­ля­ци­ях; ос­нов­ны­ми эво­лю­ци­он­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми (по Северцову А.Н.) яв­ля­ют­ся: аро­мор­фоз, идио­адап­та­ция, де­ге­не­ра­ция; вид со­сто­ит из по­пу­ля­ций. Невер­ные утверждения:

2) Между ор­га­низ­ма­ми про­ис­хо­дит борь­ба за су­ще­ство­ва­ние - неверно, т. к. борь­ба за су­ще­ство­ва­ние может быть как межвидовая, так и внут­ри­ви­до­вая и с не­бла­го­при­ят­ны­ми условиями.

3) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся не­опре­делённая из­мен­чи­вость, есте­ствен­ный отбор, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние - это дви­жу­щие силы эво­лю­ции по Дарвину.

5) Опре­делённая из­мен­чи­вость не яв­ля­ет­ся на­след­ствен­ной - Определенная, или групповая, мо­ди­фи­ка­ци­он­ная изменчивость - это изменчивость, ко­то­рая возникает под вли­я­ни­ем какого-либо фак­то­ра среды, дей­ству­ю­ще­го одинаково на все особи - утвер­жде­ние не верно, т. к. не является фактором эволюции.

Ответ: 146.

Ответ: 146

1) выход ор­га­низ­мов на сушу

2) воз­ник­но­ве­ние фотосинтеза

3) фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экрана

4) об­ра­зо­ва­ние ко­ацер­ва­тов в воде

5) по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни

Пояснение.

Эво­лю­ци­он­ные про­цес­сы на Земле в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке: об­ра­зо­ва­ние ко­ацер­ва­тов в воде → по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни → воз­ник­но­ве­ние фо­то­син­те­за → фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экра­на → выход ор­га­низ­мов на сушу.

Ответ: 45231.

Ответ: 45231

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2015 по биологии.

Наталья Евгеньевна Баштанник

Коацерватные капли - сгустки, подобные водным растворам желатина. Образуются в концентрированных растворах белков и нуклеиновых кислот. Коацерваты способны адсорбировать различные вещества. Из раствора в них поступают химические соединения, которые преобразуются в результате реакций, проходящих в коацерватных каплях, и выделяются в окружающую среду.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

Согласно ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эволюции: 1. Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит на­след­ствен­ная изменчивость, то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям существования. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции - есте­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии на­след­ствен­ных из­ме­не­ний организма. 4. Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца - вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и дли­тель­ный характер. 6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся макроэволюцией.

Пояснение.

Ошибки до­пу­ще­ны в предложениях:

1) 2 - Му­та­ци­он­ный процесс, ком­би­на­тив­ная изменчивость, по­пу­ля­ци­он­ные волны, есте­ствен­ный отбор - дви­жу­щие силы эволюции.

2) 4 - Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца – популяция.

3) 6 - Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся микроэволюцией.

Георгий Гранин 16.03.2018 13:51

А можно 2е предложение исправить так: 2. Движущими силами эволюции являются борьба за существование, изоляция, дрейф генов, наследственная изменчивость, популяционные волны, естественный отбор.

Наталья Евгеньевна Баштанник

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству.

(3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.

Пояснение.

1) 1 – эволюционные факторы по Дарвину – это наследственность, изменчивость и борьба за существование;

2) 5 – наиболее приспособленные живут дольше и оставляют больше потомства;

3) 7 – мутации бывают положительные, негативные и нейтральные (мутации чаще имеют отрицательный эффект)

(1) Синтетическая теория эволюции утверждает, что виды живут популяциями, в которых и начинаются эволюционные процессы. (2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки, в том числе и приспособления к условиям окружающей среды - идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией. (5) Образование новых крупных таксонов происходит путём ароморфозов и дегенерации, которая также приводит к биологическому прогрессу организмов. (6) Таким образом, популяция является исходной единицей, в которой происходят основные эволюционные процессы - изменение генофонда, появление новых признаков, возникновение приспособлений.

Пояснение.

Необходимо выбрать три предложения в которых указаны движущие силы эволюции. Основные движущие силы эволюции - это наследственная изменчивость, естественный отбор и борьба за существование.

(2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки, в том числе и приспособления к условиям окружающей среды - идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией.

Ответ: 234.

Ответ: 234

1) цитология

2) эволюционное учение

3) экология

4) систематика

Пояснение.

А – наука о клетке, экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой, систематика – наука о классификации организмов.

Ответ: 2

Пояснение.

1) Утвердила и доказала историческое развитие живой природы,

2) изменяемость видов,

3) общность происхождения живых организмов.

Раздел: Основы эволюционного учения

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.


История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции.


Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.


Макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.


Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

Эволюционное учение

Эволюционное учение (теория эволюции) - наука, изучающая историческое развитие жизни: причины, закономерности и механизмы. Различают микро- и макроэволюцию.

Микроэволюция - эволюционные процессы на уровне популяций, приводящие к образованию новых видов.

Макроэволюция - эволюция надвидовых таксонов, в результате которой формируются более крупные систематические группы. В их основе лежат одинаковые принципы и механизмы.

Развитие эволюционных идей

Гераклит, Эмпидокл, Демокрит, Лукреций, Гиппократ, Аристотель и другие античные философы сформулировали первые представления о развитии живой природы.
Карл Линней верил в сотворение природы богом и постоянство видов, но допускал возможность возникновения новых видов путём скрещивания или под влиянием условий среды. В книге «Система природы» К. Линней обосновал вид как универсальную единицу и основную форму существования живого; каждому виду животных и растений присвоил двойное обозначение, где существительное - название рода, прилагательное - наименование вида (например, Человек разумный); описал огромное количество растений и животных; разработал основные принципы систематики растений и животных и создал их первую классификацию.
Жан Батист Ламарк создал первое целостное эволюционное учение. В работе «Философия зоологии» (1809) он выделил основное направление эволюционного процесса - постепенное усложнение организации от низших форм к высшим. Также он развивал гипотезу о естественном происхождении человека от обезьяноподобных предков, перешедших к наземному образу жизни. Ламарк считал движущей силой эволюции стремление организмов к совершенству и утверждал наследование благоприобретённых признаков. То есть органы, необходимые в новых условиях, в результате упражнения развиваются (шея у жирафа), а ненужные органы вследствие неупражнения атрофируются (глаза у крота). Однако Ламарк не смог вскрыть механизмы эволюционного процесса. Его гипотеза о наследовании приобретённых признаков оказалась несостоятельной, а утверждение о внутреннем стремлении организмов к усовершенствованию - ненаучным.
Чарлз Дарвин создал эволюционную теорию, основанную на понятиях борьбы за существование и естественного отбора. Предпосылка- ми возникновения учения Ч. Дарвина были следующие: накопление к тому времени богатого материала по палеонтологии, географии, геологии, биологии; развитие селекции; успехи систематики; появление клеточной теории; собственные наблюдения учёного во время кругосветного плавания на корабле «Бигль». Свои эволюционные идеи Ч. Дарвин изложил в ряде работ: «Происхождение видов путём естественного отбора», «Изменение домашних животных и культурных растений под влиянием одомашнивания», «Происхождение человека и половой подбор» и др.

Учение Дарвина сводится к следующему:

  • каждая особь того или иного вида обладает индивидуальностью (изменчивость);
  • черты индивидуальности (хотя и не все) могут передаваться по наследству (наследственность);
  • особи производят б‚ольшее количество потомков, чем доживает до половой зрелости и начала размножения, то есть в природе существует борьба за существование;
  • преимущество в борьбе за существование остаётся за наиболее приспособленными особями, которые имеют больше шансов оставить после себя потомство (естественный отбор);
  • в результате естественного отбора происходит постепенное усложнение уровней организации жизни и возникновение видов.

Факторы эволюции по Ч. Дарвину - это

  • наследственность,
  • изменчивость,
  • борьба за существование,
  • естественный отбор.



Наследственность - способность организмов передавать из поколения в поколение свои признаки (особенности строения, развития, функции).
Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки.
Борьба за существование - весь комплекс взаимоотношений организмов с условиями окружающей среды: с неживой природой (абиотическими факторами) и с другими организмами (биотическими факторами). Борьба за существование не является «борьбой» в прямом смысле слова, фактически это стратегия выживания и способ существования организма. Различают внутривидовую борьбу, межвидовую борьбу и борьбу с неблагоприятными факторами окружающей среды. Внутривидовая борьба - борьба между особями одной популяции. Всегда идёт очень напряжённо, так как особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах. Межвидовая борьба - борьба между особями популяций разных видов. Идёт, когда виды конкурируют за одни и те же ресурсы либо когда они связаны отношениями типа «хищник – жертва». Борьба с неблагоприятными абиотическими факторами среды особенно проявляется при ухудшении условий среды; усиливает внутривидовую борьбу. В борьбе за существование выявляются наиболее приспособленные к данным условиям обитания особи. Борьба за существование ведёт к естественному отбору.
Естественный отбор - процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.

На основе дарвинизма перестроились все биологические и многие другие естественные науки.
В настоящее время наиболее общепризнанной является синтетическая теория эволюции (СТЭ) . Сравнительная характеристика основных положений эволюционного учения Ч. Дарвина и СТЭ дана в таблице.

Сравнительная характеристика основных положений эволюционного учения Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции (СТЭ)

Признаки Эволюционная теория Ч. Дарвина Синтетическая теория эволюции (СТЭ)
Основные результаты эволюции 1) Повышение приспособленности организмов к условиям среды; 2) повышение уровня организации живых существ; 3) увеличение многообразия организмов
Единица эволюции Вид Популяция
Факторы эволюции Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор Мутационная и комбинативная изменчивость, популяционные волны и дрейф генов, изоляция, естественный отбор
Движущий фактор Естественный отбор
Трактовка термина естественный отбор Выживание более приспособленных и гибель менее приспособленных форм Избирательное воспроизводство генотипов
Формы естественного отбора Движущий (и половой как его разновидность) Движущий, стабилизирующий, дизруптивный

Возникновение приспособлений. Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений. Естественный отбор поддерживает только целесообразные приспособления, которые помогают организму выживать и оставлять потомство.
Приспособленность организмов к среде не абсолютна, а относительна, так как условия среды обитания могут изменяться. Доказательством этого служат многие факты. Например, рыбы прекрасно приспособлены к водной среде обитания, но все эти адаптации совершенно непригодны для других сред обитания. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, хорошо заметных ночью, но часто летят на огонь и гибнут.

Элементарные факторы эволюции - факторы, изменяющие частоту аллелей и генотипов в популяции (генетическую структуру популяции).

Выделяют несколько основных элементарных факторов эволюции:
мутационный процесс;
популяционные волны и дрейф генов;
изоляция;
естественный отбор.

Мутационная и комбинативная изменчивость.

Мутационный процесс приводит к возникновению новых аллелей (или генов) и их сочетаний в результате мутаций. В результате мутации возможен переход гена из одного аллельного состояния в другое (А→а) или изменение гена вообще (А→С). Мутационный процесс, в силу случайности мутаций, не обладает направленностью и без участия других факторов эволюции не может направлять изменение природной популяции. Он лишь поставляет элементарный эволюционный материал для естественного отбора. Рецессивные мутации в гетерозиготном состоянии составляют скрытый резерв изменчивости, который может быть использован естественным отбором при изменении условий существования.
Комбинативная изменчивость возникает в результате образования у потомков новых комбинаций уже существующих генов, унаследованных от родителей. Источниками комбинативной изменчивости являются перекрёст хромосом (рекомбинация), случайное расхождение гомологичных хромосом в мейозе, случайное сочетание гамет при оплодотворении.

Популяционные волны и дрейф генов.

Популяционные волны (волны жизни) - периодические и непериодические колебания численности популяции как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Причинами популяционных волн могут быть периодические изменения экологических факторов среды (сезонные колебания температуры, влажности и т. д.), непериодические изменения (природные катастрофы), заселение видом новых территорий (сопровождается резкой вспышкой численности).
В качестве эволюционного фактора популяционные волны выступают в малочисленных популяциях, где возможно проявление дрейфа генов. Дрейф генов - случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в популяциях. В малых популяциях действие случайных процессов приводит к заметным последствиям. Если популяция мала по численности, то в результате случайных событий некоторые особи независимо от своей генетической конституции могут оставить или не оставить потомство, вследствие этого частоты некоторых аллелей могут резко меняться за одно или несколько поколений. Так, при резком сокращении численности популяции (например, вследствие сезонных колебаний, сокращения кормовых ресурсов, пожара и т. д.) среди оставшихся в живых немногочисленных особей могут быть редкие генотипы. Если в дальнейшем численность восстановится за счёт этих особей, то это приведёт к случайному изменению частот аллелей в генофонде популяции. Таким образом, популяционные волны являются поставщиком эволюционного материала.
Изоляция обусловлена возникновением разнообразных факторов, препятствующих свободному скрещиванию. Между образовавшимися популяциями прекращается обмен генетической информацией, в результате чего начальные различия генофондов этих популяций увеличиваются и закрепляются. Изолированные популяции могут подвергаться различным эволюционным изменениям, постепенно превращаться в разные виды.
Различают пространственную и биологическую изоляцию. Пространственная (географическая) изоляция связана с географическими препятствиями (водные преграды, горы, пустыни и др.), а для малоподвижных популяций и просто с большими расстояниями. Биологическая изоляция обусловлена невозможностью спаривания и оплодотворения (в связи с изменением сроков размножения, строения или других факторов, препятствующих скрещиванию), гибелью зигот (вследствие биохимических различий гамет), стерильностью потомства (в результате нарушения конъюгации хромосом при гаметогенезе).
Эволюционное значение изоляции состоит в том, что она закрепляет и усиливает генетические различия между популяциями.
Естественный отбор. Изменения частот генов и генотипов, вызванные рассмотренными выше факторами эволюции, носят случайный, ненаправленный характер. Направляющим фактором эволюции является естественный отбор.

Естественный отбор - процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными для популяции свойствами.

Отбор действует в популяциях, его объектами являются фенотипы отдельных особей. Однако отбор по фенотипам является отбором генотипов, так как потомкам передаются не признаки, а гены. В результате в популяции происходит увеличение относительного числа особей, обладающих определённым свойством или качеством. Таким образом, естественный отбор - это процесс дифференциального (выборочного) воспроизводства генотипов.
Действию отбора подвергаются не только свойства, повышающие вероятность оставления потомства, но и признаки, которые не имеют прямого отношения к воспроизводству. В ряде случаев отбор может быть направлен на создание взаимоприспособлений видов друг к другу (цветки растений и посещающие их насекомые). Также могут создаваться признаки, вредные для отдельной особи, но обеспечивающие выживание вида в целом (ужалившая пчела гибнет, но, нападая на врага, она сохраняет семью). В целом отбор играет творческую роль в природе, поскольку из ненаправленных наследственных изменений закрепляются те, которые могут привести к образованию новых групп особей, более совершенных в данных условиях существования.
Различают три основные формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий и разрывающий (дизруптивный) (табл.).

Формы естественного отбора

Форма Характеристика Примеры
Стабилизирующий Направлен на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака. Действует при относительно постоянных условиях окружающей среды, то есть пока сохраняются условия, повлёкшие образование того или иного признака или свойства. Сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка, так как цветки должны соответствовать размерам тела насекомого-опылителя. Сохранение реликтовых видов.
Движущий Направлен на сохранение мутаций, изменяющих среднюю величину признака. Возникает при изменении условий окружающей среды. Особи популяции имеют некоторые отличия по генотипу и фенотипу, и при длительном изменении внешней среды преимущество в жизнедеятельности и размножении может получить часть особей вида с некоторыми отклонениями от средней нормы. Вариационная кривая смещается в направлении приспособления к новым условиям существования. Возникновение у насекомых и грызунов устойчивости к ядохимикатам, у микроорганизмов - к антибиотикам. Потемнение окраски берёзовой пяденицы (бабочки) в развитых индустриальных районах Англии (индустриальный меланизм). В этих районах кора деревьев становится тёмной из-за исчезновения лишайников, чувствительных к загрязнению атмосферы, а тёмные бабочки менее заметны на стволах деревьев.
Разрывающий (дизруптивный) Направлен на сохранение мутаций, ведущих к наибольшему отклонению от средней величины признака. Разрывающий отбор проявляется в том случае, если условия среды изменяются так, что преимущество приобретают особи с крайними отклонениями от средней нормы. В результате разрывающего отбора формируется полиморфизм популяции, то есть наличие нескольких, различающихся по какому-либо признаку групп. При частых сильных ветрах на океанических островах сохраняются насекомые либо с хорошо развитыми крыльями, либо с рудиментарными.

Краткая история эволюции органического мира

Возраст Земли около 4,6 млрд лет. Жизнь на Земле возникла в океане более 3,5 млрд лет назад.
Краткая история развития органического мира представлена в таблице. Филогенез основных групп организмов отражен на рисунке.
Историю развития жизни на Земле изучают по ископаемым останкам организмов или следам их жизнедеятельности. Они встречаются в горных породах разного возраста.
Геохронологическая шкала истории Земли разделена на эры и периоды.

Геохронологическая шкала и история развития живых организмов

Эра, возраст (в млн лет) Период, продолжительность (в млн лет) Мир животных Мир растений Важнейшие ароморфозы
Кайнозойская, 62–70 Антропоген, 1,5 Современный животный мир. Эволюция и господство человека Современный растительный мир Интенсивное развитие коры головного мозга; прямохождение
Неоген, 23,0 Палеоген, 41±2 Доминируют млекопитающие, птицы, насекомые. Появляются первые приматы (лемуры, долгопяты), позднее парапитеки и дриопитеки. Исчезают многие группы пресмыкающихся, головоногих моллюсков Широко распространяются цветковые растения, особенно травянистые; сокращается флора голосеменных
Мезозойская, 240 Мел, 70 Преобладают костистые рыбы, первоптицы, мелкие млекопитающие; появляются и распространяются плацентарные млекопитающие и современные птицы; вымирают гигантские пресмыкающиеся Появляются и начинают доминировать покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные Возникновение цветка и плода. Появление матки
Юра, 60 Господствуют гигантские пресмыкающиеся, костистые рыбы, насекомые, головоногие моллюски; появляется археоптерикс; вымирают древние хрящевые рыбы Господствуют современные голосеменные; вымирают древние голосеменные
Триас, 35±5 Преобладают земноводные, головоногие моллюски, травоядные и хищные пресмыкающиеся; появляются костистые рыбы, яйцекладущие и сумчатые млекопитающие Преобладают древние голосеменные; появляются современные голосеменные; вымирают семенные папоротники Появление четырёхкамерного сердца; полное разделение артериального и венозного кровотока; появление теплокровности; появление молочных желёз
Палеозойская, 570
Пермь, 50±10 Господствуют морские беспозвоночные, акулы; быстро развиваются пресмыкающиеся и насекомые; возникают зверозубые и травоядные пресмыкающиеся; вымирают стегоцефалы и трилобиты Богатая флора семенных и травянистых папоротников; появляются древние голосеменные; вымирают древовидные хвощи, плауны и папоротники Образование пыльцевой трубки и семени
Карбон, 65±10 Доминируют земноводные, моллюски, акулы, двоякодышащие рыбы; появляются и быстро развиваются крылатые формы насекомых, пауки, скорпионы; возникают первые пресмыкающиеся; заметно уменьшаются трилобиты и стегоцефалы Обилие древовидных папоротникообразных, образующих «каменноугольные леса»; возникают семенные папоротники; исчезают псилофиты Появление внутреннего оплодотворения; появление плотных оболочек яйца; ороговение кожи
Девон, 55 Преобладают панцирные, моллюски, трилобиты, кораллы; появляются кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы, стегоцефалы Богатая флора псилофитов; появляются мхи, папоротниковидные, грибы Расчленение тела растений на органы; преобразование плавников в наземные конечности; появление органов воздушного дыхания
Силур, 35 Богатая фауна трилобитов, моллюсков, ракообразных, кораллов; появляются панцирные рыбы, пер вые наземные беспозвоночные (многоножки, скорпионы, бескрылые насекомые) Обилие водорослей; растения выходят на сушу - появляются псилофиты Дифференцировка тела растений на ткани; разделение тела животных на отделы; образование челюстей и поясов конечностей у позвоночных
Ордовик, 55±10 Кембрий, 80±20 Преобладают губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, трилобиты; появляются бесчелюстные позвоночные (щитковые), моллюски Процветание всех отделов водорослей
Протерозойская, 2600 Широко распространены простейшие; появляются все типы беспозвоночных, иглокожих; появляются первичные хордовые - подтип Бесчерепные Широко распространены сине-зелёные и зелёные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли Появление двусторонней симметрии
Архейская, 3500 Возникновение жизни: прокариоты (бактерии, сине-зелёные водоросли), эукариоты (простейшие), примитивные много-клеточные Появление фотосинтеза; появление аэробного дыхания; появление эукариотических клеток; появление полового процесса; появление многоклеточности

Первому заданию соответствует первый раздел в кодификаторе, который без проблем можно найти на сайте ФИПИ.

Называется раздел «Биология как наука. Методы научного познания». Что же это значит? Конкретики здесь никакой нет, так что включать он, по сути, может все что угодно.

В кодификаторе можно найти список элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ. То есть там перечислено все, что необходимо знать для успешного выполнения задания. За правильное выполнение можно получить 1 балл.

Приводим их ниже для ознакомления:

  1. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
  2. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
  3. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
  4. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

Выглядит очень сложно и непонятно, однако, в процессе подготовки вы все равно ознакомитесь со всеми этими темами, их не нужно учить для отдельного задания.

Разбор типовых заданий №1 ЕГЭ по биологии

Просмотрев все предложенные открытым банком задания, можно выделить для себя две классификации заданий: по тематическому разделу и по форме вопроса.

По тематическому разделу

Если расположить в порядке от большего количества к меньшему, то получится:

  • Ботаника
  • Анатомия человека
  • Цитология
  • Общая биология
  • Генетика
  • Эволюция

Разберем примеры заданий к каждому разделу.

Ботаника

Рассмотрите предложенную схему строения органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Стебель, почки и листья вместе составляют наземную часть растения- побег

Ответ: побег.

Анатомия человека

Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

К свободной верхней конечности относится рука. Если пока не вдаваться в подробности с костями, которые ее составляют, то нужно просто запомнить три отдела: плечо, предплечье, кисть.

Плечо начинается плечевым суставом, а заканчивается локтевым суставом.

Предплечье, соответственно, должно заканчиваться локтем, а начинается от запястья включительно.

Кисть-косточки, составляющие ладонь и фаланги пальцев.

Ответ: плечо.

Цитология

Во-первых, нужно ознакомиться с понятием «цитология», чтобы понимать, о чем идет речь.

Цитология - раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти. Также используются термины клеточная биология, биология клетки.

Слово «цитология» включает в себя два корня из греческого языка: «цитос» — клетка, «логос» — наука, как и в биология- «био»-живой, «логос»- наука. Зная корни, можно легко собрать определение.

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Из данной схемы становится понятно, что органоиды делятся по количеству мембран на три типа. Здесь к каждому типу выделено всего одно окошко, но это не значит, что каждому типу соответствует лишь один органоид. Кроме того, у растительной и животной клетки есть различия в строении клеток.

У растений, в отличии от животных, имеются:

  • Клеточная стенка из целлюлозы
  • Хлоропласты, необходимые для фотосинтеза
  • Крупная пищеварительная вакуоль. Чем старше клетка, тем больше вакуоль

По количеству мембран органеллы делятся:

  • Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.
  • Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).
  • Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

В схеме вопрос стоит о двумембранных органоидах. Мы знаем, что к двумембранным относятся митохондрии и пластиды. Рассуждаем: пропуск всего один, а варианта два. Это не просто так. Нужно внимательно перечитать вопрос. Есть два типа клеток, но нам не сказано, о каком идет речь значит, ответ должен быть универсален. Пластиды характерны только растительным клеткам, следовательно, остаются митохондрии.

Ответ: митохондрии, или митохондрия.

(В открытом банке указаны оба варианта)

Генетика

Опять же, обратимся к определению:

Гене́тика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Разобьем определение на определения:

Наследственность-Совокупность природных свойств организма, полученных от родителей, предшественников.

Изменчивость - разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Раз в понятие изменчивости вложено свойство приобретать отличия от родительских форм, то это дает нам термин «наследственности». У здорового человека 46 хромосом. 23 достаются от мамы,23 от папы. Значит, ребёнок-комбинация признаков, приобретенных от родителей, притом, мама и папа тоже несут в своем генетическом коде признаки своих родителей. В ходе перестановок какие-то проявляются у потомства, а какие-то могут быть просто перенесены в геном. Те, что проявились-доминантные, а те, что просто прописаны в геноме- рецессивные. Крупных изменений на фоне целого вида такая изменчивость не несет.

Ответ: комбинативная.

Эволюция

Эволюция в биологии — необратимое историческое развитие живой природы.

Она направлена на выживание видов. Не нужно думать, что эволюция-лишь усложнение организма, некоторые виды пошли по пути дегенерации, то есть упрощения, чтобы выжить.

У биологического регресса, очевидно, вариантов нет. К регрессу пришли те, то не смог приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды, а значит, вымер. Биологи знают, что выживает не сильнейший, а приспособленнейший.

У биологического прогресса три пути, начнем с простого:

Приспособиться — главная цель. По-другому «приспособиться» можно сказать «адаптироваться».

Следующий путь — идиоадаптация.

Идиоадаптация — приобретение полезных признаков для жизнедеятельности.

Или же по-научному: Идиоадаптация - направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.

Все знают, как выглядит муравьед. У него вытянутая морда, а все это нужно для того, чтобы добывать свою пищу-мелких насекомых. Такое изменение формы морды не внесло кардинальных изменений в жизнь муравьедов, однако есть им стало удобнее, чем из предкам с менее вытянутой мордой.

Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Например, возникновение покрытосеменных растений значительно повысило выживаемость.

Ответ: идиоадаптация.

Итак, мы разобрали по одному примеру заданий из разных разделов, спрашиваемых в первом задании.

Вторая классификация: по форме заданного вопроса. Хоть в первом задании везде схемы, но вопрос все же может быть поставлен по-разному.

Формы вопросов

1.Пропущенный в схеме термин

Нужно просто вписать пропущенный в схеме термин, как в заданиях выше. Таких вопросов большинство.

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Данный вариант мы разбирали выше, поэтому пишем сразу ответ.

Ответ: идиоадаптация.

2. Ответ на вопрос из схемы

Схема полная, исходя из своих знаний нужно ответить на вопрос по схеме.

Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хромосомная перестройка … (запишите в ответе термин)

Хромосомных перестроек есть несколько видов, которые нужно знать:

Дупликация - разновидность хромосомных перестроек, при которой участок хромосомы оказывается удвоенным.

Делеции - утрата участка хромосомы.

Инверсия - изменение структуры хромосомы, вызванное поворотом на 180° одного из внутренних её участков.

Транслокация- перенос участка хромосомы на другую.

На третьем рисунке явно видно, что участков хромосом стало больше. Первые четыре участка хромосомы удвоились, их стало 9, вместо 5, как было. Значит, произошла дупликация участка хромосомы.

Ответ: дупликация.

3. Ответ на вопрос по части схемы

Схема полная, но есть вопрос, касательно какой-то ее части:

Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.

На данной схеме изображена реакция между двумя аминокислотами, что известно из вопроса. Между ними действуют пептидные связи. С ними более подробно вы познакомитесь при изучении ДНК и РНК.

Пептидная связь - это химическая связь, возникающая между двумя молекулами в результате реакции конденсации между карбоксильной группой (-СООН) одной молекулы и аминогруппой (-NH2) другой молекулы, при выделении одной молекулы воды (H2O).

Ответ: пептидная, или пептидная связь.

По мнению ФИПИ, первое задание-базовое, так что не представляет особой сложности для выпускника. Оно охватывает много тем, но довольно-таки поверхностно. После изучения всех тем лучше просмотреть все доступные схемы этого задания, так как не всегда ответ очевиден. И не забывайте внимательно прочитать вопрос, не всегда он одинаков.

Рекомендуем почитать

Наверх