Физические и химические свойства газов. Физические свойства природных газов

Газоснабжение 16.06.2019

Любое газовое топливо представляет собой смесь различных простых горючих и балластных газов. Химические свойства газа определяют свойства смеси, т. е. газового топлива.

Алканы, т. е. углеводороды предельного ряда, являются основными составляющими горючей части природных и попутных газов. Алканы нередко называют парафинами или углеводородами метанового ряда. Общая химическая формула алканов - СnН 2n+2 . Родоначальником ряда алканов является метан - СН 4 , далее, по мере увеличения числа атомов углерода в молекуле, следуют: этан - С 2 Н 6 , пропан - С 3 Н 8 , бутан - С 4 Н 10 , пентан - C 5 H 12 , гексан - С 6 Н 14 и т. д.

Физические и химические свойства газа предельных углеводородов закономерно изменяются по мере увеличения их молекулярного веса.

В нормальных условиях, т. е. при температуре 0° С и давлении 760 мм рт. ст., первые члены ряда до бутана включительно - газы, не имеющие цвета и запаха, последующие - жидкости. Все алканы, кроме метана, имеют плотность выше плотности воздуха.

Под действием высокой температуры алканы расщепляются, переходят в более простые и стойкие соединения (например, метан, а также алкены), выделяя сажистый углерод и водород. Стойкость алканов против воздействия температуры снижается с увеличением молекулярной массы.

Алканы, как и продукты их полного сгорания, не являются ядовитыми. Имеются данные, что высокомолекулярные предельные углеводороды при больших концентрациях в воздухе обладают слабым наркотическим действием.

Алкены, или олефины, входят в заметных количествах в состав искусственных газов, особенно газов крекинга жидкого топлива. Родоначальником ряда алкенов является этилен. Общая химическая формула алкенов - С n Н2 n - Первые три члена этого ряда - этилен (этен) - С 2 Н 4 , пропилен (пропен) - С 3 Н 6 и бутилен (бутен) - С 4 Н 8 .

Алкены, являющиеся непредельными углеводородами, представляют собой ценное сырье для химической промышленности.

Токсическое действие алкенов сходно с действием алканов, т. е. при высоких концентрациях они обладают наркотическими свойствами.

Водород Н 2 имеется во всех искусственных газах. Это горючий газ, не имеющий запаха и цвета, не токсичен. Водород является самым легким из газов, он в 14,5 раз легче воздуха, поэтому низшая объемная теплота его сгорания меньше, чем у других компонентов газового топлива.

Сероводород H 2 S содержится в большинстве искусственных и некоторых природных газах. Это бесцветный горючий газ тяжелее воздуха (плотность - 1,54 кг/м 3), с сильным запахом, напоминающим запах тухлых яиц. Вызывает сильную коррозию металлов.

Сероводород ядовит. Он действует на нервную систему, а также на дыхательные пути и глаза. При концентрациях сероводорода выше 1 мг/л смертельное отравление может произойти почти мгновенно от паралича дыхательных центров. Допустимая концентрация его в воздухе помещений установлена не более 0,01 мг/л, а в газе, поступающем в городские сети, - не болев 2 г на 100 м 3 . Высокая токсичность сероводорода и строгие требования к его содержанию вызывают необходимость очистки газового топлива перед подачей его потребителям.

Окись углерода СО в большом количестве содержится в генераторных газах, являясь наряду с водородом основным горючим компонентом.

Окись углерода - химически стойкий горючий газ, не имеющий цвета. Плотность СО (1,25 кг/м 3) незначительно ниже плотности воздуха. 

Окись углерода является сильным ядом; концентрация его в воздухе в 1% приводит через 1-2 мин к сильному отравлению и смерти. Предельная концентрация СО в воздухе рабочей зоны цехов по существующим нормам не более 0,03 мг/л при длительной работе и не более 0,05 мг/л при пребывании в загазованной атмосфере до 1 ч.

Окись углерода является продуктом неполного сгорания углерода и может находиться в продуктах сгорания любого топлива, содержащего углерод или углеродные соединения.

Сероуглерод CS 2 в небольших количествах входит в состав газов, получаемых при сухой перегонке топлив, содержащих серу. Температура кипения сероуглерода +46° С, т. е. при обычных условиях он является жидкостью. Пары сероуглерода в 2,6 раза тяжелее воздуха. Высокие концентрации паров сероуглерода в воздухе приводят к отравлению. Предельно допустимая концентрация в рабочей зоне 0,01 мг/л.

Цианистый водород HCN - сильнейший яд, содержащийся в небольших количествах в газах сухой перегонки топлива. Предельное содержание HCN в газах, применяемых для городского газоснабжения, Пе выше 0,05 мг/л, предельно допустимая концентрация в воздухе промышленных предприятий - 0,0003 мг/л.

Кроме перечисленных выше горючих газов и паров искусственные газы содержат некоторое количество смол, аммиака, нафталина. Эти соединения, представляющие большую ценность для химической промышленности, извлекаются из газового топлива в установках улавливания или очистки газа.

В качестве балластных примесей во всех газах, как природных, так и искусственных, имеются азот N 2 , водяные пары Н 2 О и двуокись углерода СО 2 . Азот и двуокись углерода не токсичны и не агрессивны, т. е. не обладают коррозионными свойствами. Наличие водяных паров может привести к образованию конденсата, усиленной коррозии трубопроводов и образованию гидратных пробок при дальнем транспорте природного газа. Во избежание этого природные и попутные газы перед подачей в магистральные трубопроводы подвергают осушке, при которой одновременно удаляется и двуокись углерода.

Газовые топлива ненефтяного происхождения

Газовые топлива нефтяного происхождения

Классификация газовых топлива

ПЛАН КОНСПЕКТА

КОНСПЕКТ УРОКА № 10

Дисциплина - Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами

МДК 03.02. Организация транспортировки, приёма, хранения и отпуска нефтепродуктов

Тема урока. «Особенности сжиженных газов и их характеристики»

ñ сжиженные нефтяные газы

ñ сжатые сопутстсвующие пары

ñ сжатый природный газ

ñ газокондетсатное топливо

ñ спирты

ñ водород

Газовые топлива делятся на

ñ низкокалорийнные,

ñ среднекалорийные,

ñ высокалорийные.

К низко-калорийнным газовым топливам относится - доменный газ (из 1 м3 получают 10 000 кДж теплоты).

К средне-калорийнным газовым топливам относят коксовый и светильный газы (из 1 м3 газа - 10 000 - 20 000 кДж теплоты).

К высоко-калорийнным газовым топливам относятся природный газ (35 000кДж), нефтяной сопутствующий (45 000кДж), сжиженный (46 000кДж), крекинговый (50 000кДж).

Природные газы не имеют цвета, запаха и вкуса.

Теплота сгорания - это количество тепла, которое выделяется при полном сгорании 1 м3газа. Измеряется в ккал/м3.

Температурой горения называется максимальная температура, которая может быть достигнута при полном сгорании газа, если количество воздуха, необходимого для горения, точно отвечает химическим формулам горения, а начальная температура газа и воздуха равна Температура горения отдельных газов составляет 2000 - 2100ºС.

Температура воспламенения - это минимальная начальная температура, при которой начинается горение. Для природного газа она составляет 645ºС.

Границы взрываемости. Газовоздушная смесь, в которой газа находится:

до 5% - не горит;

от 5 до 15% - взрывается;

больше 15% - горит при подаче воздуха.

Скорость распространения пламени для природного газа - 0,67 м/сек (метан СН4)

Горючие газы не имеют запаха. Для своевременного определения наличия их в воздухе, быстрого и точного определения мест утечки газ одорируют (дают запах). Для одоризации используют этилмеркоптан (С2Н5SН). Норма одоризации 16 г одоранта на 1000 м3газа. Одоризация проводится на газораспределительных станциях (ГРС). При наличии в воздухе 1% природного газа должен ощущаться его запах.

Горючие газы , применяемые в качестве моторного топлива для автомобилей, можно условно разделить на три основных вида по условиям специфики содержания, влияющей на возможность использования на разных классах автомобилей (легковых, грузовых, автобусов):

1. Сжиженные нефтяные газы (СНГ);

2. Компримированные (сжатые) природные газы (КПГ);

3. Сжиженные природные газы (СПГ);

4. Водородное топливо.

Основными компонентами сжиженных газов (современного топлива для двигателей) являются пропан С3Н8, бутан С4Н10 и их смеси.

Получают эти углеводороды из газов, сопутствующих нефти, при бурении скважин и из газообразных фракций, образующихся при различных видах переработки нефтепродуктов и каменного угля.

Критические температуры пропана (97 °С) и бутана (126 °С) значительно выше обычных температур окружающей среды, поэтому эти углеводороды при небольшом давлении (без охлаждения) переходят в жидкое состояние. При 20 °С пропан сжижается под давлением 0,716 МПа, а бутан - под давлением 0,103 МПа, т.е. газобаллонные установки для производства сжиженного газа являются установками среднего давления.

Хранят сжиженные газы в баллонах емкостью 250 л (162...225 л газа обеспечивают запас хода автомобиля до 500 км), рассчитанных на рабочее давление 1,6 МПа. В таких условиях даже чистый пропан находится в жидком виде, что позволяет эксплуатировать автомобили на сжиженных нефтяных газах (СНГ) круглогодично (кроме южных районов в летнее время, где температура выше 48,5 °С).

Октановое число пропана 105, а нормального бутана и изобутана 94.

Октановое число (ОЧ) характеризует антидетонационные свойства газа и служит критерием для установления допустимой степени сжатия двигателя. ОЧ газовых топлив лежит в пределах 70?110. Чем выше ОЧ газа, тем он менее склонен к детонационному сгоранию и тем выше допустимая степень сжатия двигателя и, следовательно, его экономичность.

Плотность сжиженных газов составляет 510... 580 кг/м3, т. е. они почти в два раза легче воды. Плотность (Р, кг/м3) представляет собой массу, заключенную в единице объема газа в жидкой или газообразной его фазе при определенных внешних условиях (температуре и давлении).

Вязкость газов очень мала, что облегчает транспортирование их по трубопроводам. Коэффициент объемного расширения СНГ очень велик, т. е. при повышении наружной температуры они значительно расширяются, поэтому при заполнении резервуаров необходимо оставлять свободное пространство (примерно 15 % емкости). В нормальном состоянии СНГ не ядовиты и не имеют запаха.
СНГ вдвое дешевле бензина и при этом обеспечивают до 10...20% экономии энергии, т.е. для автомобиля, расходующего на 100 км пробега 15 л высокооктанового бензина, достаточно 13 л СНГ, а для автомобиля с расходом 11 л бензина на 100 км достаточно 9,8 л СНГ.

ГОСТ 27578 - 87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» устанавливает следующие марки СНГ: ПА - пропан автомобильный для применения в зимний период при температуре от -20° до -30 °С; ПБА - пропан-бутан автомобильный для применения при температуре не ниже -20 °С.
Названные показатели связаны между собой соотношением:

Цетановое число (ЦТ) характеризует воспламеняемость газа: чем оно ниже, тем хуже происходит воспламенение газа и, следовательно, ухудшаются пусковые свойства двигателя на этом газе.

Октановое и цетановое числа связаны между собой линейной зависимостью: чем выше ОЧ, тем ниже ЦТ.

Пределы воспламеняемости газа характеризуют граничные значения содержания газа (в процентах по объему) в воздухе, при которых еще возможно воспламенение горючей смеси. На воспламеняемость газовой смеси оказывают влияние температура, давление и ее турбулентность (завихрение газовых потоков) . Переобедненные и переобогащенные газовые смеси не воспламеняются.

Знание этих пределов важно как для организации рабочего процесса и регулирования топливоподачи в двигателях, так и для определения взрыво– и пожаробезопасности концентраций и соответствующего обустройства помещений для хранения и технического обслуживания автомобилей.

Критическая температура (Ткр) – температура, при которой плотности жидкости и ее насыщенного пара становятся равными и граница раздела между ними исчезает.

Давление насыщенных паров (Ркр) при критической температуре называется критическим давлением.

Первый показатель химическая формула. Метан и сжиженный нефтяной газ, в состав которого входят этан, пропан, бутан и пентан, ни в своем составе, ни в примесях не имеют свинца, что делает выхлоп при их сгорании экологически более чистым, чем у бензина.

Молекулярная масса у газов ниже, чем у бензина, следовательно, наполнение цилиндров горючей смесью, при прочих равных условиях, будет ниже, чем у бензина. Это минус, так как ведет к снижению мощности ДВС.

Относительная плотность газовой фазы по воздуху – величина, необходимая для расчета механизмов смесеобразования рабочего тела (газовоздушной смеси) и непосредственно не характеризует преимущества, или недостатки газового топлива перед бензином, но говорит о том, что при утечке метан будет уходить вверх, а СНГ будет скапливаться внизу.

Плотность жидкости – характеризует объем сосуда для хранения жидкой фазы топлива. Мы видим, что для одной и той же массы для бензина нужен объем меньше, чем для газа. Это – минус.

Критическая температура. Углеводородные газы, имеющие критическую температуру значительно выше обычных температур окружающей среды (например, у пропана 96,8 °C, а у бутана – 152,0 °C), легко сжижаются и хранятся в сжиженном состоянии при относительно небольшом давлени и. Они хранятся в достаточно легких емкостях, позволяющих их использовать для питания двигателей легковых и малотоннажных грузовых автомобилей.

А метан, у которого критическая температура значительно ниже (минус 82,1 °C), будет при любом давлении в газообразном состоянии, и для его использования в качестве газового топлива его содержат в баллонах под давлением 20 МПа.

Низшая теплота сгорания у всех газов больше, чем у бензина. Это является преимуществом газового топлива и компенсирует пониженное наполнение цилиндров из-за малой относительной плотности газа.

Стехиометрический коэффициент у газов выше, чем у бензина.

Октановое число у газа значительно выше, чем у бензина. Это большое преимущество газа, позволяющее избавить двигатель от детонации, увеличить его мощность за счет увеличения степени сжатия и снизить расход топлива.

Температура воспламенения . Не в пользу газа. Это ухудшит пусковые качества двигателя.

Пределы воспламеняемости и коэффициент избытка воздуха в пользу газового топлива. Они говорят о том, что пределы регулирования ДВС на газовом топливе шире, чем на бензиновом.

На основе рассмотренных физико-химических свойств газовых топлив можно утверждать, что они безусловно превосходят бензиновые по следующим параметрам:

позволяют добиваться более высоких мощностных и топливно-экономических показателей,чем у аналогичных по способу организации рабочего процесса бензиновых двигателей. Специально сконструированные газовые двигатели по удельным показателям мощности превосходят бензиновые, а по топливной экономичности близки к дизельным;

по экологическим показателям выхлопа значительно превосходят бензины.

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИРОДНЫХ ГАЗОВ. Природные газы не имеют цвета, запаха и вкуса.

Основные показатели горючих газов, которые используются в котельных: состав, теплота сгорания, удельный вес, температура горения и воспламенения, границы взрываемости и скорость распространения пламени.

Природные газы сугубо газовых месторождений состоят в основном из метана (82…98%) и других углеводородов. Теплота сгорания - это количество тепла, которое выделяется при полном сгорании 1 м3 газа. Измеряется в ккал/м3. Различают высшую теплоту сгорания Qв, когда учитывается тепло, затраченное на конденсацию водяных паров, которые находятся в дымовых газах и низшую Qн, когда это тепло не учитывается - ею пользуются при расчётах. На практике используются газы с различной теплотой сгорания.

Для уравнительной характеристики качества топлива используется так называемое условное топливо, за единицу которого берут 1 кг топлива, имеющего теплоту сгорания Qн = 7000 ккал/м3 (29300 кДж/кг). Температурой горения называется максимальная температура, которая может быть достигнута при полном сгорании газа, если количество воздуха, необходимого для горения, точно отвечает химическим формулам горения, а начальная температура газа и воздуха равна 0. Температура горения отдельных газов составляет 2000 - 2100ºС. Действительная температура горения в топках котлов ниже жаропродуктивности (1100 - 1400ºС) и зависит от условий сжигания.

Температура воспламенения - это минимальная начальная температура, при которой начинается горение. Для природного газа она составляет 645ºС. Границы взрываемости. Газовоздушная смесь, в которой газа находится: до 5% - не горит; от 5 до 15% - взрывается; больше 15% - горит при подаче воздуха. Скорость распространения пламени для природного газа - 0,67 м/сек (метан СН4) Горючие газы не имеют запаха.

Для своевременного определения наличия их в воздухе, быстрого и точного определения мест утечки газ одорируют (дают запах). Для одоризации используют этилмеркоптан (С2Н5SН). Норма одоризации 16 г одоранта на 1000 м3 газа. Одоризация проводится на газораспределительных станциях (ГРС). При наличии в воздухе 1% природного газа должен ощущаться его запах.

Наличие в помещении более 20% газа вызывает удушье, скопление его в закрытом объёме от 5 до 15% может привести к взрыву газовоздушной смеси, при неполном сгорании выделяется угарный газ СО, который даже при небольшой концентрации (0,15%) - отравляющий. 2.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Классификация лесных товаров. Характеристика жидких и газообразных топлив

Лесными товарами принято считать материалы и продукты, которые получают путем механической, механико-химической и химической переработки ствола,… Выделяют семь групп лесных товаров. Для классификации лесных товаров, как… Низкокачественная древесина - это обрезки хлыста, не удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к деловой древесине.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:


Состав природного газа
Физические свойства

Приведенные давления и температура

Для объективной оценки забойных давлений и возможности их сравнения вводится понятие приведенного давления. Измеренные или вычисленные забойные давления приводятся (пересчитываются) к условной горизонтальной плоскости, которой может быть принята любая плоскость в пределах залежи, абсолютная отметка которой известна.

Обычно за плоскость приведения принимают плоскость, проходящую через первоначальный водонефтяной контакт, абсолютная отметка которого определяется при разведке месторождения. Если забои скважин сообщаются через проницаемый пласт, то в них устанавливаются одинаковые приведенные статические давления.

Приведенная температура - отношение термодинамической температуры вещества к его критической температуре

1) критическая - предельная температура равновесного сосуществования двух фаз (жидкости и её пара), выше которой эти фазы неразличимы

Физические свойства жидкостей в пластовых условиях

Сжимаемость воды – это обратимое изменение объема воды в пластовых условиях под действием давления. Величина коэффициента сжимаемости колеблется в пределах (3-5)-104. Сжимаемость воды уменьшается с увеличением концентрации солей и увеличивается с уве­личением содержания растворенного газа.

Объемный коэффициент пластовой воды Ьв зависит от минерализации, химического состава, газосодержания, пластового давления и температуры. Для пластовых вод нефтя­ных и газовых месторождений Ьв = 0,8-1,2.

Плотность воды в пластовых условиях зависит главным образом от ее минерализации, давления и температуры. В большинстве случаев из-за температуры плотность воды в пла­стовых условиях на 20% меньше, чем в поверхностных.

Вязкость пластовой воды зависит в первую очередь от температуры, минерализации и химического состава. В большинстве случаев вязкость пластовых вод нефтяных и газовых месторождений составляет 0,2-1,5 мПа-сек.

Понятия: нефтяное месторождение, пласт, залежь, объект разработки

Нефтяные и нефтегазовые месторождения - это скопления углеводородов в земной коре, приуроченные к одной или нескольким локализованным геологическим структурам, т.е. структурам, находящимся вблизи одного и того же географического пункта.

Залежью называется естественное локальное единичное скопление нефти в одном или нескольких сообщающихся между собой пластах-коллекторах, т.е. в горных породах, способных вмещать в себе и отдавать при разработке нефть.

Объект разработки - это искусственно выделенное в пределах разрабатываемого месторождения геологическое образование (пласт, массив, структура, совокупность пластов), содержащее промышленные запасы углеводородов, извлечение которых из недр осуществляется при помощи определенной группы скважин или других горнотехнических сооружений.

В объект разработки может быть включен один, несколько или все пласты месторождения.

Основные особенности объекта разработки - наличие в нем промышленных запасов нефти и определенная, присущая данному объекту группа скважин, при помощи которых он разрабатывается.

Рациональная система разработки нефтяных месторождений

Рациональной называют систему разработки, которая обеспечивает наиболее полное извлечение из пластов флюидов при наименьших затратах. Она предусматривает соблюде­ние правил охраны недр и окружающей среды, учитывает природные, производственные и экономические особенности района.

Особенности системы разработки многопластовых месторождений

Существуют три системы разработки многопластового нефтяного месторождения:

Система разработки «снизу вверх», при которой нефтяные пласты (залежи) вводятся в разработку последовательно: каждый вышележащий после разработки нижележащего, причем тот пласт, с которого начинают разработку, носит название базисного, или опорного горизонта (пласта). Базисный горизонт выбирается по признаку высокой его продуктивности и сортности нефти, причем пласт должен быть хорошо изучен на значительной площади и залегать в условиях, благоприятных для его быстрого разбуривания

Система разработки «сверху вниз», при которой пласты вводятся в разработку: каждый нижележащий после разработки вышележащего. Эта система широко применялась в период, когда преобладал ударный способ бурения. В настоящее время система разработки «сверху вниз» допускается как исключение при разработке неглубоко залегающих нефтяных пластов, разбуриваемых легкими передвижными станками, при условии, что верхние пласты являются слабо проницаемыми и при прохождении их последующими скважинами на нижележащие пласты исключается поглощение глинистого раствора и сама пачка верхних пластов разрабатывается по системе «снизу вверх».

Система одновременной разработки двух и более пластов (залежей) предусматривает, что каждый из пластов разбуривается одновременно отдельной сеткой скважин. Эта система применяется при условии, что нефтяные пласты являются высокопродуктивными с хорошо выраженным напорным режимом, разбуриваются быстрыми темпами и эксплуатируются при поддержании пластового давления.

Система разработки эксплуатационных объектов

Система разработки месторождения предусматривает решение и осуществление следующих мероприятий:

1.Выделение эксплуатационных объектов (на многоплановом месторождении) и определение порядка ввода их в разработку. Эксплуатационный объект -это продуктивный пласт или группа пластсв, разрабатываемые самостоятельной сеткой скважин при обеспечении контроля и регулирования процесса их эксплуатации.

2.Определение числа скважин, размещение их на эксплуата­ционном объекте и порядок ввода скважин в работу.

3.Установление режима работы эксплуатационных (иногда и нагнетательных) скважин (определение их дебитор или расхо­до, забойных давлений и изменения этих показателей во времени).

4.Регулирование баланса пластовой энергии в залежах нефти или газа "путем воздействия на пласты в целом.

Системы разработки месторождений можно классифицировать по характеру или порядку осуществления указанных мероприятий следующим образом.

Теория укрупненной скважины

Теория укрупненной скважины наиболее актуальна для газовых и для газоконденсатных месторождений, так как газовые месторождения разрабатываются в режиме истощения пластовой энергии, а большинство газоконденсатных месторождений также разрабатывается без поддержания пластового давления и рано или поздно они переходят на режим истощения пластовой энергии. В случае нефтяных месторождений, как правило, производится поддержание пластового давления. Поэтому поступление законтурной воды имеет подчиненное значение. Разработка нефтяных месторождений при естественном водонапорном режиме имеет место обычно В случае небольших начальных запасов нефти и хороших кол-лекторских свойств пласта.

Основные понятия фазового состояния многокомпонентных систем

одержат более трёх компонентов, которыми могут быть простые вещества и (или) химические соединения. Многокомпонентные системы в природе - руды, морская вода, минералы, рассолы соляных озёр, нефти, углеводородные газы и др.; в технологии - сплавы металлов, солевые смеси, водные растворы солей, смеси органических соединений и т.д.

В нефтепромысловой практике встречаются различные виды фазовых пере­ходов вещества - испарение, конденсация, плавление и др. Наиболее же часто промысловому инженеру приходится иметь дело с фазовыми превращениями растворов. В системе, находящейся в условиях какого-либо фазового перехода, могут сосуществовать в термодинамическом равновесии одновременно две или несколько различных фаз. Условиями равновесия фаз являются равенство температур и давлений во всех частях системы. Кроме того, при постоянных температуре и давлении должны быть равными химические потенциалы сопри­касающихся фаз. В многокомпонентных системах условия равповесия фаз насту­пают, когда химические потенциалы данного компонента во всех фазах системы, находящейся в равновесий, становятся равными между собой.

Все фазовые переходы подразделяются на два вида - первого и второго рода.

Простейшими примерами фазовых переходов первого рода являются испа­рение, плавление. При фазовых превращениях такого рода изменяется объем системы и поглощается (или выделяется) количество теплоты, которое называется скрытой теплотой перехода. Существование теплоты перехода указывает на изменение энтропии системы. В процессе испарения вещество поглощает теплоту. Его энтропия в газообразном состоянии при данных давлении и температуре больше, чем в жидком. Следовательно, при фазовом переходе первого рода изме­няются объем Ii энтропия вещества. Характеристику фазового перехода первого рода (эквивалентную описанной выше) можно дать с помощью функции Гиббса

Вопрос 33

Физические свойства природных газов

Существенное отличие физических свойств газа от физических свойств нефти, выражается, главным образом, в его незначительной плотности, высокой упругости, значительно меньшей вязкости, определяет специфику разработки газовых и газоконденсатных месторождений, заключающуюся в том, что газ добывают, в основном, фонтанным способом. При этом сложная и протяженная система газоснабжения от залежи до потребления полностью герметична и представляет собой единое целое.

Природный газ – это полезное ископаемое в газообразном состоянии. Оно используется в очень широких пределах в качестве топлива. Но сам природный газ как таковой не используется как топливо, из него выделяют его составляющие для отдельного использования.
Состав природного газа
До 98% природного газа составляет метан, также в его состав входят гомологи метана - этан, пропан и бутан. Иногда могут присутствовать углекислый газ, сероводород и гелий. Таков состав природного газа.
Физические свойства
Природный газ бесцветен и не имеет запаха (в том случае, если не имеет в своём составе сероводорода), он легче воздуха. Горюч и взрывоопасен.
Ориентировочные физические характеристики (зависят от состава; при нормальных условиях, если не указано другое):

Плотность:от 0,68 до 0,85 кг/м³ относительно воздуха (сухой газообразный);400 кг/м³ (жидкий). Температура самовозгорания: 650 °C; Взрывоопасные концентрации смеси газа с воздухом от 5 % до 15 % объёмных; Удельная теплота сгорания: 28-46 МДж/м³ (6,7-11,0 Мкал/м³); Октановое число при использовании в двигателях внутреннего сгорания: 120-130. Легче воздуха в 1,8 раз, поэтому при утечке не собирается в низинах, а поднимается вверх

Рекомендуем почитать

Наверх