Логотерапия франкла основные представители и их идеи. Логотерапия Виктора Франкла. Уникальность человека. Смысл и предназначение. Если в данном случае речь идет о парадоксальной интенции, то сколько же времени может понадобиться, когда целью терапии являе

Штукатурка 11.09.2021
Штукатурка

Логотерапия - метод психотерапии и экзистенциального анализа, представляющий собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.

Созданная Виктором Франклом, логотерапия, как одно из влиятельных направлений современной психотерапии, помогает человеку в поисках смысла жизни. Логотерапия противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии.

Основанное на философии человеческой ответственности мировосприятие Франкл назвал трагическим оптимизмом:

"Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются, и быть может, всегда могут оставаться меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их".

В своем теоретическом здании В. Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Для того чтобы жить и активно действовать, заключает Франкл, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом.

Необходимым уровнем психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны. Таким образом, основной тезис учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Основной тезис учения о смысле жизни в теории Франкла : жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Никто, и логотерапевт в том числе, не преподносит тот единственный смысл, который человек может найти в своей жизни. Однако логотерапия ставит целью расширение возможностей пациента видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни - жизнь ставит вопрос перед ним.

Основной тезис учения Франкла о свободе воли можно сформулировать так: человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Существует специфическая и неспецифическая область применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний -это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

Современная клиническая психотерапия является достаточно сильным средством воздействия на психику и поведение человека. Поэтому, как всяким сильнодействующим средством, ею нужно пользоваться осознанно, осторожно, с учетом всех имеющихся показаний и противопоказаний. Такой подход к клинической психотерапии невозможен без углубленного изучения ее истоков и фундаментального знания ее теоретических основ.

Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

Логотерапия Виктора Франкла

Логотерапия Виктора Франкла

Виктор Франкл родился (1905) и получил образование в Вене, степени доктора медицины (1930) и доктора философии (1949) были присвоены ему в Университете Вены. В 1928 г. он основал в Вене Молодежные дискуссионные центры, которые возглавлял вплоть до 1938 г. В период с 1936 по 1942 г. работал в области неврологии и психиатрии, затем возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы. В 1938 г. он впервые употребил термины «экзистенциальный анализ» и «логотерапия» в своих сочинениях. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом Бинсвангера, В. Франкл остановился на термине «логотерапия» (от греч. «logos » – «слово» и «therapeia » – «забота», «уход», «лечение»). В 1947 г. стал во главе Венской неврологической поликлинической больницы, в 1947 г. был выбран доцентом неврологии и психиатрии Венского университета, а с 1955 г. стал профессором. В. Франкл был приглашенным профессором Гарвардского университета, Южного методистского университета, Стэнфордского университета, университета Дюкень и Чикагского психиатрического фонда. С 1942 по 1945 г. находился в германских концлагерях, в том числе в Освенциме и Дахау. Его отец, мать, брат и жена погибли в лагерях.

В. Франкл написал ряд книг на немецком языке, многие из которых были переведены на польский, японский, голландский, испанский, португальский, итальянский, шведский и английский языки. Он не раз выступал с лекциями в Южной Америке, Индии, Австралии, Японии, США и Европе. Основные труды: «От лагеря смерти к экзистенциализму» (1946); «Поиск человеком смысла» (1963); «Психотерапия и экзистенциализм (1967, 1985); «Воля к смыслу» (1981); «Бессознательный бог» (1985); «Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм» (1985).

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 8. Экзистенциальный анализ и логотерапия: В. Франкл Это направление еще не канонизировано, а Виктор Франкл (1905–1992) - наш современник. В 1985 г. он приезжал в Советский Союз. Он успешно прочитал в Московском университете две лекции, которое собрали большую аудиторию со

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

52. Логотерапия Логотерапия является гуманистическим направлением психотерапии. Основной целью логотерапии является возвращение человеку утраченного в силу каких-то причин смысла жизни. Механизм развития у человека психологических проблем усматривается в

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

43. Психосемантика измененных состояний сознания Виктора Петренко Петренко Виктор Федорович родился 21 марта 1948 г. в Ленинграде, закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1973), оставлен для преподавательской работы на кафедре общей психологии, доктор

Из книги Классические случаи в психологии автора Роллс Джефф

Из книги Воля к смыслу автора Франкл Виктор

ЛОГОТЕРАПИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ Мы наблюдаем существенный прогресс в развитии психотерапии в течение последних нескольких лет, связанный с тем, что прежняя психодинамическая концепция человека, как существа, стремящегося к состоянию удовлетворенности, медленно, но верно

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

ЛОГОТЕРАПИЯ И ВЫЗОВ СТРАДАНИЮ Ничто в целом мире не бессмысленно, страдания - меньше всего. Оскар Уайльд. «Баллада о Реддингской тюрьме» Стало модным ругать экзистенциальную философию за чрезмерное акцентирование трагических аспектов человеческого бытия.

Из книги Символ и ритуал автора Тэрнер Виктор

Рецепт приготовления бездрожжевого хлеба от Виктора Коняева Я уже давно интересуюсь этим вопросом, искал ответа везде. Что мне удалось узнать. Хлеб, продающийся сейчас в магазинах, вне всякого сомнения, вреден, что признают даже ортодоксальные медики. Его пекут из

Из книги Страдания от бессмысленности жизни автора Франкл Виктор

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

Логотерапия Нужно сразу отметить, что логотерапия, за исключением тех случаев, когда она применяется для лечения ноогенных неврозов, не является этиотропной, патогенетической терапией неврозов. Вот что пишет о логотерапии Эдит Вайскопф-Джоэлсон, профессор

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Логотерапия и религия Доклад, прочитанный осенью 1964 года на конференции в г. Эльмау, организованной штутгартским «Обществом врачей и душепопечителей». Для логотерапевта религия - это не основа логотерапии, а лишь предмет изучения, одна из многих

Из книги ГИПНОЗ. Скрытые глубины: История открытия и применения автора Уотерфилд Робин

История Виктора Франкла Вы слышали о Викторе Франкле, великом авторе времен Второй мировой войны, который написал книгу «Человек в поисках смысла»? За четыре года, проведенных в концентрационном лагере, он принял решение извлечь смысл из своего страдания. Он пообещал

Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей Александрович

Тема смысла у Виктора Франкла Уже по заголовкам книг и докладов Франкла становится ясно, вокруг каких тем кружит его мысль: «Вопрос о смысле в психотерапии», «Вначале был смысл», «Человек в поисках смысла», «Воля к смыслу». Франкл пишет: «Мы осуществляем смысл бытия – мы

Из книги автора

МАГНЕТИЧЕСКИЙ СОН И СЕСТРА ВИКТОРА В конце 1783 года Арман-Марк-Жак Шастане, маркиз де Пюисегюр (Armand-Marc-Jaques Chastanet, Marquis de Puysegur, 1755–1825), один из самых крупных землевладельцев во Франции, оказался в своем поместье в Бузанси близ Суассона. Офицер артиллерийского полка

Из книги автора

Глава 6. Экзистенциальный критерий в теории личности В. Франкла Изложение теории личности В. Франкла мы начнем с рассмотрения его общих представлений о природе человека. Как он считает, природе человека свойственно многообразие разнородных форм бытия, которые

Чем более прогрессивным и цивилизованным становится мир, тем больше и несчастнее становятся люди. Удивительно, люди стараются создать такое общество, которое будет позволять каждому жить в свое удовольствие, однако в итоге получается, что каждый человек живет еще беднее. Психозы, неврозы, и прочие невротические состояния предлагается устранять при помощи логотерапии Франкла, который выдвигает свои цели, принципы, техники и методы.

Логотерапия Франкла является разновидностью психотерапии, которая предлагает свой уникальный метод по устранению различных расстройств в здоровом теле человека. При переводе с греческого «логос» следует определять как «смысл» (а не как «слово»). Только в таком случае становится понятно, в чем заключается терапия.

Виктор Франкл считает жизнь человека вечным поиском своего смысла. Если человек не знает, ради чего он живет, каков его смысл жизни, тогда он становится безумным. Он начинает теряться во всех просторах своей жизни, некоторые люди не выдерживают и кончают жизнь самоубийством.

Для лечения любых отклонений и неврозов психиатр предлагал вести беседу с клиентом так, чтобы он сам находил свой смысл жизни. Здесь не нужны убеждения, наставления и внедрения различных догм. Человек сам решает, какой его смысл жизни, что и помогает ему выйти из негативного состояния.

Что такое логотерапия?

Логотерапия – это направление психотерапии, которое предполагает под собой излечение путем нахождения своего смысла жизни и придания ему суперважности. Каждый человек имеет свой смысл жизни. Кто-то называет это предназначением, миссией. Мы же просто будем говорить о смысле жизни. Когда у человека есть смысл жизни, тогда у него нет ощущения потерянности и опустошенности. Когда человек не знает, ради чего он живет, тогда возникает экзистенциальная фрустрация, из-за чего развиваются расстройства и психозы.

Целью психотерапевта по методу Франкла является поиск вместе с клиентом его смысла жизни и придание ей значимости. Причем человек действительно должен ощущать, что для него это важно, без этого его жизнь будет несчастной. Когда смысл жизни находится, тогда человек выздоравливает.

Достигается нахождение смысла жизни благодаря беседе, когда не психотерапевт находит его, а сам клиент. При этом психотерапевт лишь направляет беседу в нужном русле. Клиент должен не обращать внимания на трудности и проблемы в его жизни, чтобы заниматься поиском светлого и хорошего, а не зацикливаться на негативном.

Для некоторых людей смысл жизни находится в религиозной вере. Особенно часто это случается после трагических событий, когда человек теряет близкого человека, лишается больших сумм денег, любимой работы или жилья. Когда у человека нет ничего, что он ранее ценил, тогда он становится потерянным. И здесь на помощь приходят люди, которые предлагают дружбу, помощь, поддержку, даже кров над головой, если он начнет верить в то, во что верят они.

Однако можно создать и свою веру. Здесь мы поговорим о целях. Цели бывают разные: общественные, групповые, индивидуальные. Но порой не имеет значения, какие цели выбирает человек, главное, чтобы они были, потому что благодаря им человек может выполнить некоторые свои функции и иметь смысл жизни.

Человеку очень важно иметь цель в жизни, так как это создает ему определенную веру во что-либо. Когда человек верит, ему легче двигаться по жизни, нежели когда у него вообще нет никакой цели. Это похоже на смысл жизни – пока человек его не определит лично для себя, то не сможет идти в каком-то направлении. Хоть цель и смысл жизни – это абсолютно разные вещи, но они похожи между собой: имеют свое определение, в которое человек верит и двигается к нему.

Цель помогает человеку принадлежать чему-то, к какому-то обществу и определять себя и свои поступки. Имея цель, у человека появляется направление, течение по жизни – и не нужно здесь говорить о правильности его выбора, самое главное, что у него есть хоть какой-то выбор, который к чему-то приведет. С помощью цели человек течет либо с другими людьми и в том же направлении, если выбирает общепринятые правила и понятия, либо течет в своем направлении и максимум 2-3 людьми, которые искренне разделяют его взгляды.

Наличие цели и четкое ее определение помогает быстрому достижению намеченного. Таким образом, человек намного легче достигает личностного роста, саморазвития, плодов своих трудов и прочего, что входило в намеченные планы. Это намного эффективнее, чем просто желать того, что все желают, или вообще не ставить перед собой никаких целей. В первом случае человек просто ничего не делает, потому что ему в принципе не нужно того, о чем он думает. Во втором случае индивид ничего не делает и даже не знает, что ему делать, поскольку не задал себе вектор направления, куда идти.

Человек не может жить бессмысленно и без цели, потому что иначе он бы просто сидел и ничего не делал, что прямиком привело бы к гибели. Постановка стремления не имеет под собой принципа «Принимай правильное решение». Главное, чтобы цель была, а правильность ее определить сам человек, который, достигши желаемого, конечной точки своего пути, поймет, сделал он правильный выбор или нет.

Таким образом, смысл жизни – это наличие цели у человека, которая его вдохновляет, вызывает внутренний подъем, энергию. При этом человек чувствует себя счастливым. Смысл жизни на самом деле человеком придумывается. Поначалу он живет для того, чтобы выжить, а затем начинает ставить перед собой цели – на что он будет тратить свою энергию, силы, деньги, внимание и прочие ресурсы, что в итоге должно сделать его счастливым человеком.

Если то, чего человек достигал, осталось недостигнутым или было упущенным, человек чувствует, будто он лишился смысла жизни. И в данном случае можно обратиться за помощью психотерапевта на сайте сайт, который предложит:

  1. снова попробовать достичь своей цели (что и является его смыслом жизни);
  2. найти новые цели, которые будут такими же значимыми и вдохновляющими.

Важно, чтобы цель (смысл жизни) была очень значимой, человек в ней нуждался, не мыслил, что может отказаться от нее. Это как зависимость от воздуха, когда, если откажешься от кислорода, то умрешь.

Логотерапия Франкла включает в себя принципы, методы, цели и техники, основанные на нахождении смысла жизни, проявлении воли и желании к свободе. Психиатр считал человека свободным. Несмотря на то, что общество создает свои рамки, убеждения, традиции, правила, человек продолжает внутри оставаться свободным. Только ему решать, как жить и к чему двигаться, как действовать и с какими результатами сталкиваться. Однако многие люди теряются, поскольку начинают жить по общественным правилам, отказываясь от своей возможности самостоятельно решать, как жить.

В логотерапии Франкла используются такие принципы:

  1. Свобода воли – когда человек волен выбирать и самостоятельно принимать решения. Если все это подкрепить силой отстаивать свою позицию, несмотря на то, что кому-то решения человека будут не нравиться, тогда личность действительно становится здоровой.
  2. Воля к смыслу – свобода сама по себе бессмысленна. Человек обретает смысл, когда начинает видеть цель и стремиться к ней.
  3. Смысл жизни.

Техниками логотерапии Франкла являются:

  • Дерефлексия. Здесь человек переключается от необходимости себя контролировать и соответствовать чьим-то ожиданиям, переключаясь на своего партнера.
  • Логоанализ. Составляется шкала ценностей, обсуждая всю жизнь человека, где он говорит о важных для него вещах. Это позволяет человеку видеть, что у его жизни все-таки есть смысл и ценность, которые лежат вне той проблемы, из-за которой он заболел невротически.
  • Парадоксальная интенция. Человек боится определенной ситуации, поэтому избегает ее, что порождает страх и тревогу, особенно если она снова может возникнуть. Чтобы устранить замкнутый круг, нужно изменить свое отношение к ситуации.

Целью логотерапии является побуждение человека изучать самого себя, достигать инсайта и понимания того, что у него есть много важных аспектов в жизни. Многие современные люди жалуются на то, что живут бессмысленно. Однако они могут ошибаться, поскольку даже то, что они живут, как «загнанные лошади» или «ходят по кругу», тоже включает некую цель, которую они хотели достичь, просто пошли по неправильному направлению.

Нахождение смысла жизни можно назвать самокопанием, когда человек погружается в собственные переживания, рассказывает про свою жизнь, говорит о радостях и разочарованиях. Все это и является целью логотерапии, поскольку посредством обсуждения произошедших событий с человеком приходит понимание того, что она на самом деле была полна интересных событий и преследовала какую-то цель. Просто на сегодняшний день человек находится в расстроенных чувствах и не может увидеть свою цель из-за переживания своего разочарования или горя.

В каждой ситуации, в которой человек оказывается, есть свой смысл. Даже трудности и проблемы не возникают просто так. Все в человеческой жизни является важным и ценным. Просто сам человек негативно воспринимает какие-то события, позволяя себе забывать о своем смысле жизни.

На самом деле у каждого человека есть свой смысл жизни. Человек может его не осознавать, однако он постоянно куда-то идет, к чему-то стремится, действует, потому что хочет достичь каких-то целей. Маленькие цели формируют одну большую цель, которая и определяет смысл жизни человека. А все проблемы и неприятности, из-за которых человек начинает страдать и забывать о своем смысле жизни, просто воспринимаются негативно. Человек не видит в них смысла, хотя на самом деле даже в самых трудных и сложных ситуациях индивид в той или иной мере стремился к своей главной цели.

Итог

Есть одна большая цель – смысл жизни, который придает ценность всем поступкам и ситуациям, которые случаются с человеком. А есть маленькие цели, которые ставятся человеком по мере продвижения к главной. Человек не должен желать за короткий период времени достичь своей главной цели жизни, поскольку это, скорее всего, будет невозможно. Однако можно поставить много маленьких целей, достигая которых можно постепенно продвинуться к главной.

Пожалуй, самый главный урок, который должны усвоить все люди, гласит следующим образом: идите с целью по жизни. На каждый день ставьте цель, которую вы будете достигать в течение дня. На каждую неделю и месяц нужно ставить маленькие цели, над которыми вы будете работать, чтобы в течение года или нескольких лет достичь самой главной цели.

Ошибкой, которую совершают многие люди, является отсутствие каких-либо целей. Люди мечтают, чего-то хотят, желают. Но если посмотреть на то, чему они посвящают каждый день своей жизни, то можно увидеть, что меньшую часть времени они уделяют достижению своих целей. Цели есть, но их никто не достигает ни через месяц, ни через год, ни через много лет.

Успешный человек – тот, который идет с целью по жизни. Успешный человек – тот, который совершает лишь те действия, которые соответствуют достижению его целей. Нет ничего лишнего в том, чем занимается успешный человек. Все, что он делает, направлено на то, чтобы достичь каких-то целей. Он ставит большие цели, а их уже разбивает на маленькие, которые достигает в короткий промежуток времени.

Идите с целью по жизни. Вы идете куда-то – поставьте цель, которую хотите достичь там, куда идете. Вы находитесь где-то – поставьте себе цель, которую хотите достичь, пока пребываете в том или ином месте. Вы общаетесь с кем-то – поставьте цель, которую вы желаете достичь по итогам разговора с собеседником. Вы занимаетесь чем-то – достигайте собственно поставленной цели. Другими словами, на каждом шагу достигайте цели. Не общайтесь с людьми без цели. Не идите в какое-то место без цели. Не занимайтесь делом без цели.

Вспомните мудрые слова: «Пока у вас нет цели, вам ее ставят другие люди… Пока у вас нет направления, в котором вы идете, вам его определяют другие люди… Если вы не знаете, ради чего что-то делаете, вами легко можно манипулировать…». Если не свои цели вы будете достигать, тогда вам придется достигать цели других людей. А оно вам надо?

Идите с целью по жизни. Любое мало-мальское дело, каким бы вы ни занимались, должно быть подчинено какой-то вашей цели. Если вы общаетесь с человеком, сначала поставьте цель, что вы хотите получить от него, после чего действовать лишь в рамках этой цели. Вы уже не будете кричать на человека, если хотите получить его любовь. Вы уже не будете ему угрожать, если хотите сотрудничать с ним. Поставьте перед собой цель и действуйте в рамках этой цели.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Среди множества существующих сегодня направлений психотерапии есть особое направление, которые было разработано относительно недавно – в середине XX века. Да, оно, как и все остальные , предполагает лечебное воздействие на организм человека и его психику, однако основано на поиске и анализе смыслов его жизни. И как сайт по саморазвитию мы просто не могли позволить себе не рассказать об этом интереснейшем направлении под названием «логотерапия».

Что такое логотерапия?

Если говорить более научным языком, под термином «логотерапия» подразумевается вид психотерапии, основанный на психолого-антропологической модели, которая была разработана австрийским психиатром, и неврологом Виктором Франклом.

Слово «логос» греческого происхождения интерпретируется в представленном контексте как «смысл». Если же говорить о других столь же верных переводах слова «логос», таких как «рациональный порядок» и «слово», то они для трактовки основных положений логотерапии вряд ли подойдут, ведь задачей логотерапевтов является не убеждение своих клиентов в чём-либо посредством рациональных доводов, а помощь в определении глубинного, особенного и индивидуального смысла.

Коротко о происхождении логотерапии

История логотерапевтического подхода своими корнями восходит к 30-м годам минувшего столетия. Впервые основы логотерапии были представлены в 1938 году вышеупомянутым Виктором Франклом, который разработал их, беря за основу индивидуальную психологию Альфреда Адлера и .

В настоящее время логотерапия, которую нередко называют «третьей венской психотерапевтической школой», является эмпирически обоснованным и признанным на международном уровне психотерапевтическим подходом.

Основы логотерапии

Основная мотивационная сила человека, согласно логотерапии, заключается в его стремлении к смыслу. По мнению Виктора Франкла, люди в любых ситуациях и состояниях стремятся к смыслу и стараются обосновать своё существование, соотнося его с окружающими людьми и миром вообще.

Франклом была представлена трёхмерная модель личности, которая содержала два измерения в горизонтальной плоскости (психическое и физическое) и одно – в вертикальной (ноэтическое или духовное). Все три этих измерения составляют одно неделимое целое.

Духовное является в человеке тем, чем он отличается от животных. Особенности измерения противопоставляются гомеостатическим процессам, в результате чего создаётся напряжение между тем, что уже достигнуто, и тем, что только нужно реализовать – это то напряжение, которое поддерживает стремление человека воплощать ценности и осуществлять смысл.

Франкл указывал на то, что психическое здоровье может быть только тогда, когда есть определённое напряжение между человеком и внешним смыслом, который он должен реализовать. Являться человеком – это значит, по своей сути, являться открытым для чего-то извне, для чего-то, что отличается от человека, существующего самостоятельно. Помимо этого, человек является свободным, ответственным и духовным существом. И к сфере духовного здесь относится смысл, свобода выбора, интуиция, вдохновение, идеалы, совесть, ответственность, идеи и юмор.

В доказательство всему этому Виктор Франкл приводил результаты своих исследований.

Основания логотерапии

У Виктора Франкла было своё профессиональное кредо, смысл которого заключался в том, что человека нельзя сводить к его болезни или её симптомам. В своём труде «Человек в поисках смысла» учёный представляет своё кредо посредством примера работы с душевнобольными людьми.

Так, он говорил, что ни одно из мыслимых обстоятельств не может так ограничить личность, чтобы она была на все 100% лишена свободы. Исходя из этого, у человека остаётся даже небольшая часть свободы, независимо от ограничений, создаваемых неврозами или психозами. Даже самый тяжёлый психоз не способен затронуть сокровенную сердцевину личности.

Для логотерапевта человек всегда является «чем-то большим», и он всегда преследует цель найти точки соприкосновения с той частью нутра клиента, которое «не поражено болезнью», и будет стараться помочь ему прийти к осознанию своих возможностей и ресурсов.

Основу же логотерапевтического подхода составляют три философско-психологических компонента:

  • Свобода воли
  • Воля к смыслу
  • Смысл жизни

Что под этим понимается:

Свобода воли

Логотерапия говорит о том, что человек обусловлен лишь частично и у него есть как изначальная свобода для принятия решений, так и способность занимать какую-либо позицию в отношении психологических, биологических и социальных условий. Свободу здесь стоит понимать как пространство, в котором человек может формировать свою жизнь в пределах конкретных возможностей.

Свобода исходит их сферы духовности, преобладающей над телесным и психическим. Будучи духовными существами, люди не только реагируют на стимулы, но имеют также определённую независимость, а значит, и возможность строить свою жизнь.

Свобода воли имеет большое значение в психотерапии и предоставляет возможность людям действовать автономно, даже если их беспокоят духовные или . Благодаря этому ресурсу люди могут справляться с симптомами недугов и вновь обретать способность к самоопределению и контроль над жизнью.

Воля к смыслу

Человек не просто свободен, но свободен для достижения . Стремление к смыслу является первичной мотивирующей силой. Если человек не имеет возможности реализовать свои смыслы, его будет беспокоить ощущение пустоты и бессмысленности. Также его могут начать беспокоить депрессия, зависимость, агрессия, и расстройства невротического характера.

При помощи логотерапии люди могут понять и нейтрализовать факторы, которые мешают им преследовать осмысленные цели в своей жизни. Логотерапия развивает у людей чуткость, позволяющую воспринимать возможности смысла, но нужно понимать, что её не следует использовать как средство для определения целей. Логотерапевт выступает в процессе логотерапии лишь как сопровождающий клиента, который помогает ему реализовать возможности смысла, которые последний должен обнаружить самостоятельно.

Смысл жизни

Основной логотерапии является идея, по которой смысл – это объективная реальность. Логотерапия постулирует, что задачей человека является создание лучшего себя из «исходного материала», а также создание лучшего окружающего мира, посредством реализации своей свободы и ответственности, а также через распознавание и реализацию смысла всех происходящих событий.

Особое внимание также нужно уделить тому, что потенциал смысла, который по своей природе объективен, относится к конкретным ситуациям и людям, и, следовательно, находится в процессе постоянной трансформации.

Исходя из этого, человек, прибегший к логотерапии, получает неоценимую поддержку в своём стремлении к максимальной гибкости и открытости, которые способны помочь ему придать своей повседневной жизни .

Логотерапия на практике

На сегодняшний день логотерапия практикуется специалистами и как отдельный метод, и в комплексе с другими методиками, а применяется и в индивидуальной и в групповой работе. Помимо области психотерапии, к логотерапии части прибегают и в .

Эффективность логотерапии была доказана в предупреждении кризисов, нейтрализации кризисов и посткризисной работе; она оказалась очень действенной в профилактике депрессий, агрессии и суицидального поведения, а также в устранении неврозов. Особенно результативной оказалась она в работе с психиатрическими больными и заключёнными.

Подводя итог, можно сказать, что логотерапия, разработанная Виктором Франклом, является предельно действенным методом психотерапевтической помощи людям, испытывающим затруднения, связанные с поиском смысла жизни и расстановкой приоритетов. Однако мы искренне надеемся на то, что никому из наших читателей не потребуется помощь логотерапевтов.

НАСЧЁТ СМЫСЛА ЖИЗНИ: Смысл жизни должен быть у каждого человека, но если его нет или же очертания его размыты, это ещё не говорит о том, что пора обращаться к помощи специалиста. Возможно, нужно просто немного пораскинуть мозгами и получше разобраться в себе. И чтобы это сделать, мы предлагаем вам пройти наш курс по самопознанию, который расскажет вам о вас же самих очень много интересного. Впрочем, пройти курс мы рекомендуем каждому нашему читателю, независимо от наличия или отсутствия смысла жизни, ведь, согласитесь, самопознание – это всегда к лучшему.

Так что идите навстречу к лучшему – , а мы желаем вам успехов и смысла абсолютно во всём!

Виктор Франкл (1905-1997) - австрийский психиатр, психолог и невролог. С 1942 по 1945 год Франкл находился в германских концентрационных лагерях, в том числе в Освенциме и Дахау. Его отец, мать, брат и жена погибли в лагерях. Франкл является основателем третьей Венской школы психотерапии (логотерапии), после первой психоаналитической школы Фрейда и второй школы индивидуальной психологии Адлера (Глэддинг С., 2003). Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу, в то время как психоана­лиз сосредоточивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология - на стремлении к власти.

Слово logos имеет двойное значение «смысла» и «духовности». Логотерапия, таким образом, имеет дело с экзистенциальной и духовной природой человека. Согласно Франклу (1990), стремление к смыслу является центральным мотивом человеческого существования. Смысл жизни уникален для каждого человека и изменяется с течением времени. Пациенты часто утверждают, что смыслом жизни является удовольствие. Если бы удовольствие было главным источником смысла, вряд ли стоило бы жить, поскольку неприятных ощущений в жизни гораздо больше, чем приятных. Те же, кто слишком занят поиском удовольствия или счастья, не могут их найти, потому что слишком концентрируются на их поиске. Франкл выделяет три основных способа, с помощью которых люди могут находить смысл в жизни:

1) что-то давать жизни (ценности творчества);

2) что-то брать от жизни (ценности пережива­ния);

3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя из­менить, например, при неоперабельном раке (ценности отношения).

Кроме того, пере­живания, имевшие место в прошлом, и религия - это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.

Смысл в работе. Работа - главная область, в которой люди могут выходить за пределы самих себя. Работа, которой человек занимается, не имеет большого значения, имеет значение способ выполнения этой работы. Необходимо разъяснить это невротическим личностям, которые предъявляют жалобы на то, что другой род занятий позволил бы им лучше реализовать себя. Франкл считает, что при выполнении любой работы существуют такие возможности, хотя он признает, что некоторые виды работ в основном рутинны. В таких случаях смысл творче­ства следует искать в делах, которыми можно заняться на досуге.

Экзистенциальная важность работы проявляется в том, что Франкл называет «неврозом безработицы». Наиболее выраженным симптомом у безработного является апатия, чувство бесполезности и пустоты. У невротических личностей безработица становится оправданием всех неудач и снимает с них всякую ответственность перед другими и перед собой, а также перед жизнью. Вместе с тем безработица скорее может быть результатом невроза, чем невроз - результатом безработицы. Безработица не является ударом судьбы, с которым следует смириться. Некоторые люди реагируют на экзистенциальный вызов безработицы, оставаясь активными и увлеченными, таким образом им удается избежать невроза, связанного с безработицей. Существует альтернатива физическому отступлению под напором социальной судьбы. Вполне можно заняться различными другими видами деятельности, с пользой проводить время, занять жизнеутверждающую позицию. Работа - не единственный способ придать жизни смысл. Человек способен решать, каким будет его отношение к потере работы, позитивным с элементами надежды или же апатичным. Логотерапия показывает безработному способ обрести внутреннюю свободу, несмотря на неблагоприятную ситуацию, и учит осознанию ответственности, благодаря которой он сохраняет возможность сделать свою трудную жизнь содержательной.

Занятость может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Некоторые люди пытаются избежать столкновения с пустотой своего существования, ища убежища в работе или в профессии.

Смысл в страдании. По мнению Франкла (1990) люди могут выбирать, как им отвечать на страдание. Например, смертельно больные люди могут видеть в жизни смысл до последнего момен­та, если они принимают брошенный им судьбой вызов и страдают мужественно. Франкл цитирует Гете: «Не существует такого затруднительного положения, которое мы не мог­ли бы облагородить либо деянием, либо терпением».

Некоторые люди могут возвыситься до вызова страданию и способны духовно обогащаться и укреп­ляться благодаря ему. Однако людям нужно быть осторожными и не принимать судьбу с излишней с готовностью. Обращаться к ценностям отношения следует только тогда, когда у них появляет­ся твердая уверенность в том, что они не в силах изменить свою судьбу.

Смысл любви . «Любовь - лишь один из возможных способов наполнить жизнь смыслом, причем далеко не лучший способ. Наше существование было бы весьма печальным, а жизнь бедной, если бы их смысл зависел от того, испытываем ли мы счастье в любви...» (Франкл В., 1990). В тоже время отсутствие любви может объясняться скорее невротической неудачей, чем судьбой. Внешняя физическая привлекательность сравнительно не важна, а ее отсутствие не является достаточной причиной для отказа от любви. Отказ от любви связан обычно с завышенной или с заниженной оценкой любви. Невротические личности могут опасаться напряжения, связанного с несчастной, неразделенной любовью, поэтому склонны избегать возможностей для любви.

Сверхсмысл. Люди неспособны понимать предельный смысл человеческого страдания. Однако это не значит, что страдание не имеет такого предельного смысла. Франкл не согласен с положениями светской экзи­стенциальной философии, согласно которым одна из главных задач человека - терпеть бессмысленность жизни. Франкл считает, что люди должны мириться со своей неспо­собностью охватить умом и увидеть с рациональной точки зрения предельный смысл жизни. Бесконечный Бог скорее молчалив, чем мертв.

Одной из тенденций современной жизни является не уход от религии, а ослабле­ние акцента, который делается на различиях между различными вероисповеданиями. Франкл не выступает в защиту универсальной религии. Вместо этого он видит смысл в создании глубоко персонифицированной религии, которая позволила бы людям обращаться к верховному существу на их собственном индивидуальном язы­ке, используя свои слова.

Экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Франкл различает две стадии бессмысленности - экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз.

Экзистенциальный вакуум , или экзистенциальная фрустрация , - феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии, пустоты, цинизма.

Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бес­смысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными трудностями. Фрустрация воли к смыслу - это «экзистенциальная фрустрация». Такая фрустрация иногда заместительно компенсируется жаждой власти или удовольствия.

Экзистенциальная фрустрация не всегда является патологическим феноменом. Франкл не считает, что поиск смысла существования, или даже сомнение в его наличии обязательно обусловлено каким-либо заболеванием или приводит к нему. Часто он успокаивает «не-пациентов», говоря, что их экзистенциальное отчаяние - скорее дос­тижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверх­ностности.

Экзистенциальный, илиноогенный невроз , развивается при присоединении к экзистенциальной фрустрации невротической симптоматики. Хотя экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза, каждый невроз имеет экзистенциальный аспект. Неврозы, по мнению Франкла, коренятся в четырех различных слоях (или «измерениях») человеческого бытия - физическом, психологическом, социальном и экзистенциальном , или духовном. Разные типы неврозов различаются с точки зрения относительной важности каждого из этих четырех измерений. Цель диагностики - выявить среди них первичный. Ноогенные неврозы составляют лишь около 20% случаев неврозов.

Терапия затрагивает человека в целом и может включать физическое (или медицинское) вмешательство, психотерапию и логотерапию, параллельно или последовательно. Логотерапия ставит целью не занять место существующей психотерапии, а лишь дополнить ее духовным измерением. Она фокусируется на смыслах и ценностях.

Термин ноэтический относится к духовному измерению. Ноогенные неврозы возникают из-за экзистенциальных проблем, среди которых фрустрация воли к смыслу играет значительную роль. Психозы также включают экзистенциальные аспекты, которые заключаются в свободе определять собственное отношение к болезни. Следовательно, даже психоз представляет собой проверку человеческих качеств пациента.

Логотерапевты внимательно относятся как к явным признакам экзистенциального ва­куума (например, к словам клиента: «Моей жизни не хватает смысла»), так и к скры­тым симптомам, таким как апатия и скука, которые указывают на то, что клиенты ощу­щают внутреннюю пустоту. Ликвидация признаков экзистенциальной фрустрации, таких как апатия и скука, является «побочным продуктом» поиска и обнаружения смысла. Когда кли­енты начинают видеть больше смысла в своей жизни, выраженность имеющих­ся у них симптомов (депрессии, наркомании, агрессии) обычно уменьшается.

Массовая невротическая триада. Франкл говорит о невротизации человечества, обусловленной наличием экзистенци­ального вакуума. Глобальное воздействие экзистенциального вакуума не ограничива­ется индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов. Франкл исполь­зует термин «массовая невротическая триада» при описании трех основных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии.

Относительно депрессии су­ществуют объективные свидетельства того, что уровень самоубийств растет, особенно среди молодых. Франкл видит причину этого в распространяющейся экзистенциаль­ной фрустрации.

Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности.

Что касается агрессии, Франкл уверен, что люди с наи­большей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.

Логотерапевтические методы. Значение логотерапии заключается в том, что она помогает клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся «столкнуть» клиентов с их жизненными задачами и переориентировать кли­ентов на решение этих задач.

Логотерапия придает важное значение отношениям между пациентом и психотерапевтом. Эти отношения есть важнейший аспект психотерапевтического процесса, гораздо более важный фактор, чем любой метод или техника. Отношения требуют равновесия между двумя крайностями, человеческой близостью и научной отстраненностью. Это значит, что психотерапевт не должен руководствоваться исключительно симпатией или желанием помочь пациенту, но также и не должен подавлять человеческий интерес к нему, сводя отношения к техническим приемам.

В техническом отношении логотерапия близка к когнитивно-бихевиоральной терапии. Методы парадоксальной интенции, дерефлексии, изменения установок и позитивного переформулирования (их называют методами сократического диалога) характерны для обоих направлений.

Один из основных методов экзистенционального анализа - работа с биографией - противопоказан при высоких эмоциональных нагрузках, так как может привести к состоянию перенапряжения и повысить суицидальный риск у клиента.

При невротических состояниях основными методами логотерапии являются парадоксальная интенция и дерефлексия.

Парадоксальная интенция. Использование парадоксальной интенции рекомендуется для краткосрочного лечения клиентов с обсессивно-компульсивными и фобическими психическими расстройства­ми.

Суть парадоксальной интенции заключается в том, что клиентам предлагают наме­ренно сделать именно то, чего они боятся. Кроме того, парадоксальная интенция задействует чувство юмора клиентов и поддерживается им; благодаря чувству юмора у клиентов усиливается ощущение от­страненности от неврозов, так как они начинают смеяться над ними.

Парадоксальная интенция категорически противопоказанапри психотической депрессии.

Дерефлексия. Цель применения парадоксальной интенции - помогать клиен­там высмеивать имеющиеся у них симптомы невроза, а цель применения дерефлексии - помогать клиентам игнорировать эти симптомы.Дерефлексия особенно полезна в случаях мужской импотенции и неспособности достичь оргазма у женщин. Дерефлексия отвлекает внимание от выполняемого действия и собственной персоны, переключая его на партнера.

При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении логотерапию можно применять в сочетании с лекарственной терапией. Сама по себе логотерапия имеет дело со здоро­вой частью личности, помогая клиен­там увидеть смысл в страдании.

Оценка. Было бы несправедливым судить о логотерапии на основе техник парадоксальной интенции и дерефлексии. Это специфические техники для вполне конкретных симптомов или невротических состояний. Они едва ли применимы в случае более тяжелых нарушений, с которыми имеет дело экзистенциальная психотерапия, в частности при экзистенциальной фрустрации и утрате смысла жизни.Логотерапия призвана заниматься этими философскими или духовными проблемами.

Высказывается мнение о том, что логотерапия - это скорее вера, философия жизни, светская религия, чем наука или школа психотерапии в обычном смысле слова.

Терапия Франкла представляет собой «смыслотерапию», а бессмысленность и поиск смысла всегда будут для человека проблемами; даже по одной этой причине следует ожидать, что логотерапия сохранит свое значение как самостоятельная форма лечения в сфере психотерапии.

Рекомендуем почитать

Наверх