Башни сумасшедшего профессора в краснокутске. Башня сумасшедших» в Вене, Австрия. Души умерших всегда рядом

Батареи, радиаторы 19.03.2021
Батареи, радиаторы

Башня сумасшедших в Вене (Вена, Австрия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Слабонервных просят не смотреть» - такой девиз впору было бы принять венской Башне сумасшедших (Narrenturm), в стенах которой располагается один из самых неоднозначных и наводящих ужас музеев мира. Помимо того, что радости не доставляет само сооружение - как нетрудно догадаться по названию, некогда в башне располагалась психиатрическая больница для буйных пациентов - так вдобавок здесь работает Музей патологоанатомии, основные экспонаты которого - заспиртованные уродливые младенцы, препарированные тела, плавающие в формалине мозги и прочие, мягко говоря, не вызывающие эстетического чувства предметы.

Решившимся испытать судьбу в Башне сумасшедших предлагается увидеть около 4 тыс. весьма необычных и в меру отвратительных экспонатов (а всего коллекция музея насчитывает около 50 тыс. «шедевров»).

Немного истории

Психиатрическая больница, известная под названием «Башня сумасшедших», была построена в 1784 г. по приказу императора Йозефа II, и явилась первым заведением подобного рода в Европе. Здание круглой формы состоит из 28 залов и центрального Большого зала, предназначавшихся для нужд ученой братии, и непосредственно лечебного корпуса - 139 тщательно укрепленных одиночных палат-камер. В каждую вела массивная дверь, а внутри камеры были укомплектованы железными цепями для сдерживания особо буйных пациентов. Однако светила венской психиатрии не спешили перенимать новые европейские методы лечения своих пациентов, и немногим менее столетия спустя Башня сумасшедших утратила свои функции: здесь стали располагаться постоялый двор для медсестер и врачебная резиденция.

Музей патологоанатомии был основан в 1796 г. императором Франсисом II. Почти два столетия он пополнялся интересными экземплярами, в числе которых оказались такие «шедевры», как заспиртованная голова убийцы императрицы Сисси и даже скульптура Лаокоона с сыновьями, выполненная из человеческих и животных костей, пока коллекция не переросла выделенное ей здание. Две странности встретились - и с 1971 г. патологоанатомическая коллекция располагается в Башне сумасшедших.

Что посмотреть

Считаем своим долгом предупредить: посещение Башни сумасшедших и Музея патологоанатомии настоятельно не рекомендуется лицам с неустойчивой психикой - надо сказать, что и ментально устойчивые туристы должны тщательно взвесить свои силы перед этим «культпоходом».

Решившимся испытать судьбу предлагается увидеть около 4 тыс. весьма необычных и в меру отвратительных экспонатов (а всего коллекция музея насчитывает около 50 тыс. «шедевров»). Вот лишь некоторые из них: препарированные черепа, сохраненные в формальдегиде человеческие мозги, заспиртованные младенцы, родившиеся с отклонениями в развитии, отдельные внутренние органы и части тела и обширная коллекция мутаций. Отдельная часть экспозиции в самом наглядном виде знакомит с ужасами результатов венерических заболеваний (о необходимости «бдения» напомнит и старинное гинекологическое кресло из красного дерева), еще один раздел музея посвящен последствиям применения химического оружия в Первой мировой войне. Кроме прочего, здесь можно пройти по палатам Башни сумасшедших и живо представить себе ценность психического здоровья, а также увидеть старейшее в Вене крепление для электрических проводов (с целью освещения, не подумайте чего).

Адрес и часы работы

Адрес: Spitalgasse, 2, на территории университетского кампуса. Ближайшие станции метро - Alser Strasse (линия U6) и Schottentor.

Часы работы: в среду с 10:00 до 18:00 (экскурсионные туры стартуют в 13:00 и 14:00), в субботу - с 10:00 до 13:00 (экскурсии - в 10:00 и 11:00).

Стоимость посещения - 4 EUR, до 19 лет - бесплатно.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

У большинства туристов достопримечательности Австрии ассоциируются с императорскими дворцами, старинными замками, классическими коллекциями изящных искусств. Однако есть в стране и более экзотические музеи, такие как Башня сумасшедших или Дом бабочек.

Башня сумасшедших

Мрачное название венского музея Narrenturm вполне соответствует его жутковатой истории и экспозиции. Когда-то здесь располагался один из старейших в Европе приютов для людей, почитаемых сумасшедшими, а сегодня музей предлагает любителям пощекотать себе нервы весьма широкую коллекцию патологоанатомических редкостей.

Из-за своеобразной формы местные жители прозвали Башню сумасшедших «Гугельхупф» (пасхальный кекс, традиционно имеющий кольцеобразную форму). Словечко вошло в венский сленг, и сейчас гугельхупфами иносказательно называют любые психиатрические клиники и приюты.

От приюта для душевнобольных к анатомическому музею

Narrenturm – старейшая из европейских специализированных психиатрических лечебниц, построенная в 1784 г. архитектором Изидором Каневалем по распоряжению императора Иосифа II.

Считается, что на строительство Башни сумасшедших в Вене императора вдохновило путешествие во Францию, где он осматривал аналогичные заведения при больницах, а также обнаружение под Веной подземных келий, где монахи-капуцины содержали повредившихся в уме братьев.

Для своего времени строительство приюта было важным медицинским и гуманистическим шагом – до того проблемы с психикой считались карой Божьей или одержимостью дьяволом, поэтому душевнобольных боялись, держали на цепи или показывали зевакам в бродячих цирках.

Пятиэтажное здание лечебницы имеет форму ротонды и внешне напоминает крепость. На каждом этаже вдоль окон располагаются 28 палат, а посередине – центральное помещение, ориентированное с юга на север. В общей сложности в башне было 139 палат, в каждой из которых содержались два душевнобольных «постояльца».

Устройство клиники для своего времени была весьма прогрессивным. Например, кольцевое расположение гарантировало, что больные не заблудятся, ведь те из них, кто не был опасен для окружающих, пользовались свободой передвижения. Для буйных предназначались камеры с тяжелыми дверями и цепями на стенах.

Своя логика была и в расположении окон, которые, хотя и были защищены решетками, открывались, чтобы обеспечить вентиляцию. Считалось, что это помогает справиться с «разливами желтой желчи», которая, согласно главенствующей в то время медицинской теории «телесных гуморов», и вызывала безумие.

В лечебнице путем кровопусканий и других методов, известных тогдашней медицине, лечили «возбуждение» (паранойю), депрессии и мании, однако большая часть «постояльцев» страдала от белой горячки.

Некоторые исследователи видят в архитектуре башни отражение пристрастия императора Иосифа II к нумерологии. Монарх, как считается, состоял в ордене масонов или розенкрейцеров.

Здание пронизано символикой чисел. Помимо уже упоминавшегося числа 28 (в Каббале – Бог, исцеляющий страждущих), есть отсылающее к пентаграмме число этажей и диаметр в 66 венских саженей (66 – число Бога в арабской традиции). А на крыше башни располагалась восьмиугольная деревянная конструкция, которую император часто посещал с неизвестными целями.

После смерти Иосифа II лечебницу обнесли стеной, а условия содержания в Башне сумасшедших ужесточились. Например, пришел конец свободному перемещению «постояльцев».

В 1852 г. в Вене была открыта более современная лечебница, и уже к 1866 г. Башня сумасшедших полностью перестала использоваться по назначению. В течение нескольких десятилетий в здании располагался склад, а в 1920-х оно было переоборудовано под общежитие для врачей и медсестер расположенного рядом Университетского госпиталя .


Коллекция

Патологоанатомическая коллекция, которая в настоящее время выставляется в Narrenturm, является одной из крупнейших в мире. Собираемая с XVIII века, в настоящий момент она насчитывает свыше 70 тысяч экспонатов, которые и демонстрируются на пяти этажах музея.

Коллекция была открыта для публики как первый в Австрии музей патологоанатомии в 1971 г. Однако лишь в 1993 г., когда общежитие перенесли в другое место, здание было полностью отдано под музей. С 2012 г. патологоанатомический музей перешел в ведение венского Музея естественной истории.

Посетители могут увидеть лишь небольшой сегмент коллекции – основная ее часть предназначена для студентов-медиков и используется в качестве врачебных медицинских пособий (Studiensammlung). Конечно, неподготовленную публику попросту берегут от вида самых неприятных экспонатов, ну а на верхних этажах музея стеллажи стоят так плотно, что там попросту нет места для туристов.

Экспозицию на первом этаже можно осмотреть без гида – там выставлены старинные медицинские документы, приспособления, мебель и мрачные «диковинки». Экспонаты снабжены пояснениями, к сожалению, только на немецком языке. По второму этажу экскурсии водят под руководством гида (приблизительно 45 минут).

Внимание: хотя коллекция очень интересна, на впечатлительных людей она производит тяжелое впечатление. Неудивительно, что в неприметном уголке у выхода для посетителей имеется графин с водой и таблетки глюкозы.

Помимо патологоанатомической экспозиции, в музее есть кабинет редкостей, где можно увидеть традиционные для подобных музеев диковинки – рог «единорога» (нарвала) и чучела обезьян.

Адрес: Spitalgasse, 2

Как добраться: Башня сумасшедших находится в 9-м округе Вены, на территории Altes AKH (бывший Главный госпиталь Вены). Добраться можно на метро (ст. Schottentor), а также на трамвае 5 или 33.

Время работы: среда, 10.00 – 18.00;

четверг, 10.00 – 13.00;

суббота, 10.00 – 13.00.

Билеты: взрослый € €4, льготный – €2, до 19 лет – бесплатно. Фото- и видеосъемка в музее запрещена.

Дом бабочек

Дом бабочек – несравненно более приятная достопримечательность Вены, которая, безусловно, рекомендуется и для индивидуальных посетителей, и для семей с детьми. Жители Вены очень любят посещать этот музей, здесь часто проводятся концерты, показы мод и даже свадьбы.


Благодаря «тепличным» стеклянным стенам и высоким сводам Дом бабочек со стороны напоминает оранжерею. Собственно, павильон и возводился Габсбургами как теплица для пальм. Говорят, что в великолепной оранжерее очень любили отдыхать император Франц Иосиф I и его прекрасная супруга Сисси.

Сейчас в великолепном, не так давно отреставрированном павильоне в стиле ар-нуво обитают около 400 огромных тропических бабочек, относящихся к 40 различным видам. Например, здесь можно увидеть одну из самых больших бабочек в мире – павлиноглазку атлас с размахом крыльев 30 см.

Для этих капризных и прекрасных существ в музее поддерживается специальный микроклимат: здесь собраны орхидеи и другие экзотические растения, организованы водоемы и даже небольшой фонтан-водопад, поддерживается теплая (26-35˚) и влажная (80 %) атмосфера, поэтому павильон довольно приятно посещать в зимний период.

Бабочки не ограничены вольерами или стеклом – они свободно порхают над головами посетителей, а если долго стоять неподвижно, могут даже опуститься на одежду. Осматривая павильон, можно побродить среди зелени или подняться на смотровую площадку. Музей достаточно невелик: вы вряд ли потратите на его осмотр более получаса.


Помимо взрослых бабочек, в павильоне есть стеклянные витрины с коконами, из которых выводятся обитательницы музея. Экспонаты снабжены пояснениями, но, к сожалению, только на немецком языке. При желании можно заказать экскурсию (€40 плюс билеты). В магазине при музее предлагается огромный выбор всевозможных тематических сувениров.

Рядом с Домом бабочек в Пальмовом павильоне находится одно из самых приятных кафе Вены – Palmenhaus, с высокими арочными потолками, стеклянными стенами и живыми пальмами. Побывав в музее, можно зайти в Palmenhaus на чашечку превосходного кофе – там прекрасно и зимой, и в летний сезон, когда открывается терраса на улице.

Адрес: Burggarten, 01

Как добраться: Дом бабочек находится в самом центре Вены, непосредственно за Новым Хофбургом. Добраться можно пешком от станции метро Karlzplatz или на трамваях D, 1, 2, 72, остановка Burgring.

Время работы: лето (апрель – октябрь) с пн. по пт. 10.00 – 16.45;

выходные и праздники 10.00 – 18.15;

зима (ноябрь – март) с пн. по пт. (включая праздники) 10.00 – 15.45.

Билеты: взрослый– €6, для пенсионеров – €5,50, для студентов – €5, для дошкольников старше 3 лет – €3,50.

Заключение

Хотя Narrenturm и Дом бабочек принадлежат к числу самых необычных достопримечательностей столицы Австрии, список экзотических музеев и выставок Вены на этом далеко не исчерпывается. Любители музеев с мрачной атмосферой могут посетить:


  • Музей криминалистики (орудия пыток, изображения и улики самых ужасных преступлений в Вене со Средневековья до наших дней);

  • Музей похорон (ритуальные предметы и описания традиции похорон в Вене с давних времен);

  • Музей подделок (самые искусные фальшивки и самые знаменитые фальсификаторы произведений искусства);

  • Венгерский дом (дом знаменитой Кровавой графини Елизаветы Батори).

Конечно, многих туристов подобные жутковатые достопримечательности больше отпугивают, чем привлекают, зато любители острых ощущений находят в них немало интересного и с удовольствием подзаряжаются адреналином. А что думаете о подобных музеях вы? Возможно, вам уже приходилось бывать в одном из них? Поделитесь мнением в комментариях!

Наррентурм (Narrenturm) – это мрачный дом для душевнобольных в историческом центре культурной Вены. Эта производящая давящее впечатление башня примечательна тем, что является первым специально построенным учреждением для душевнобольных людей в континентальной Европе. Сейчас в этих старинных стенах располагается Федеральный Патолого-анатомический музей.

1. За время мы уже погружались в историю различных, так называемых сумасшедшие домов и раньше, не говоря уже о жутком чемодане, оставленном пациентами убежища для умалишенных Уилларда в Нью-Йорке, или больнице Gartloch в Глазго. Давайте вернемся назад во времени еще дальше, к тому месту, где все началось.

Наррентурм в Вене, или Башня дураков была первой специализированной лечебницей подобного рода в континентальной Европы. Построенный Дом для душевнобольных, имеет угнетающий вид приземистой круглой башни, который открылся в 1784 году. Он расположен рядом со старым венским госпиталем, на территории которого сейчас располагается Университетский городок, а первоначально эти здания служили в качестве военного госпиталя и богадельни.

Больше всего Башня дураков похожа на крепость или казармы, чем на больницу, хотя Наррентурм был построены для сравнительно просвещенных идеалов – для защиты тех, кто может столкнуться с насмешками на улицах или в венских тюрьмах – но условия, в которых они жили, были мрачными и ужасными по современным меркам. «Пациенты» были ограничены в пространстве, они содержались по два человека в тесном и аскетичном пространстве.

Федеральный Патолого-анатомический музей в Вене.

Старая больница, которая получила унизительное название «Башня дураков» была частью государственной структуры, которая привлекала медицинских специалистов со всей Европы.

Здание, разработанное придворным архитектором Исидором Кавенале, призвано было воплотить идею императора Иосифа II. В круглой башне было пять этажей, 28 палат, и центральный внутренний двор. Клетки были оснащены тяжелыми дверьми и цепями, и на конек крыши был даже в то время установлен громоотвод. Неясно, предназначен ли этот гроомоотвод был для лечения пациентов (своего рода ранняя электро-шоковая терапия), но его уцелевшие остатки выглядят зловеще.

В 1796 году император Австро-Венгрии Франц II основал Федеральный Патолого-анатомический музей, и его коллекция была перемещена в здание Наррентурм в 1970-х годах. Башня дураков перестал работать, как психиатрическое учреждение в 1866 году, и некоторое время использовалась, как общежитие для медсестер.

В этих старинных темных переходах, где когда-то обитали душевнобольные, так таинственно и мистично, что здесь было уместно проводить квест-игры, полные тайников, загадок и секретов. Сеть квест-комнат «Выход» подарит своим гостям также незабываемые впечатления, всплеск адреналина и удивительные эмоции! Много режимов и высокотехнологичных и атмосферных квест-комнат.

Музей Патологоанатомии, Башня Дураков - Pathologisch-anatomische Sammlung Im Narrenturm. Круглое пятиэтажное сооружение XVIII века, было одной из самых старых в континентальной Европе психбольниц. Наррентурм (Башня Дураков или Дом Дураков или Башня Сумасшедших ; "narr" - сумасшедший, "turm" - башня) входит в архитектурный комплекс Венского Университета (бывшей центральной больницы Вены ), и в ней расположен патолого-анатомический музей . 50.000 объектов: заспиртованные тела и органы, восковые модели. Часть этих объектов применялась для обучения будущих медиков. Помимо учебных пособий можно увидеть череп участника первого кругосветного плавания австрийского флота в 1858 году, голову которого извлекли из брюха сожравшей его акулы . Самым ценным экспонатом здесь считается заспиртованная голова убийцы императрицы Сиси , скульптура Лаокоона с сыновьями, выполненная из человеческих и животных костей . Каждый год Наррентурм посещают около 25.000 человек.

В 1784 году по приказу императора Иосифа II (Joseph II) местный дом инвалидов был перестроен в крупнейшую (2000 койкомест) больницу Европы того времени - Altes Allgemeines Krankenhaus. В неё входили собственно больница общего профиля, родильный отдел и психиатрическая больница. Психиатрическое отделение стало частным проектом императора, финансировавшимся отдельно из его личных средств. Архитектором его стал Исидоре Каневале (Isidore Canevale).

Иосифа II увлекался алхимией, был членом масонской ложи, что нашло отражение в архитектуре башни. Из-за своей цилиндрической формы прозвана в народе Gugelhupf (типа - "круглый пирог"); вскоре так стали неофициально называть все психиатрические заведения. Башня имеет в окружности 66 венских саженей. На каждом этаже располагается 28 комнат с узкими окнами, выходящими во двор или на улицу, а на крыше деревянный восьмиугольник, который император посещал несколько раз в неделю. В арабской традиции 66 - число бога, а в каббалистической традиции число 28 описывает бога, исцеляющего больных, также 28 дней длится месяц лунного календаря. Всего в больнице было 139 одиночных палат. Каждая площадью около 13 квадратных метров и выходила к сквозному центральному коридору, идущему по всему этажу. По коридору ходили служащие и врачи больницы. Комнаты располагались так, что даже с небольшим количеством персонала можно было легко контролировать всех пациентов. Среди пациентов преобладали солдаты, многие из которых не были "фиксированы", а сидели или даже бегали по коридору. При Иосифе II в палатах не было ни дверей, ни решёток. Некоторые буйные, правда, лежали в своих палатах, прикованные цепями к стенам. В более поздние времена стали использоваться смирительные рубашки и кроватные ремни. Появились двери. После смерти императора вокруг башни была построена стена для защиты больных от зевак, любящих посмотреть на её пациентов.

Иосиф II считал, что вода ухудшает состояние душевнобольных, поэтому здание не было подключено к существующему тогда в Вене водопроводу. На башне имелся громоотвод - сохранились два его крепления во внутреннем дворе. Иосифу II были знакомы работы и эксперименты по созданию приспособлений для отвода молний. На момент создания громоотвод башни дураков был одним из первых в мире. Неясно, использовался ли он также и для лечения больных (в то время уже было кое-что известно о способности электричества изменять состояние душевнобольных).

В 1852 году была открыта новая психиатрическая больница в Брюнлфельде и в Башню Дураков стали свозить только неизлечимых больных, до 1866 года, когда заведение было закрыто. Долгое время башня вмещала архивы или вовсе стояла пустой, в 1920 году в ней разместили общежитие для медсестёр, работающих в центральной больнице Вены. Некоторое время башня также служила мастерской и местом отдыха врачей.

Патологоанатомический Музей в ней основан в 1971 году (хотя коллекция патологоанатомического музея стала создаваться ещё в 1796 году по распоряжению Франца II, Franz II). Вы увидите: препарированные черепа, сохраненные в формальдегиде мозги, мумифицированные тела, эмбрионы с врожденными мутациями, отдельные внутренние органы и части тела, в том числе измененные в результате мутаций (нечто вроде Кунсткамеры в Санкт-Петербурге). Отдельная часть экспозиции знакомит с последствиями венерических заболеваний, применения химического оружия в первой мировой войне. Сюда также перемещена часть экспозиции музея электропатологии (имеются в виду результаты воздействия тока на тело человека), который был создан Штефаном Эллинеком (Stefan Jellinek) в 1936 году. С 1974 года этот музей имеет уже не просто университетский, а федеральный статус; 1 января 2012 года Патологоанатомический Музей стал частью Музея Естествознания , хотя само здание находится в собственности Венского Университета.

Патологоанатомический музей находится на территории университетского кампуса и работает всего три дня в неделю: в среду с 10:00 до 18:00 и в четверг и субботу с 10:00 до 13:00. Цена билета 4 Евро (лица до 19 лет проходят бесплатно), с экскурсией - 6 Евро с человека, экскурсионные туры стартуют в 13:00 и 14:00. Цены и режим работы указаны на 2016 год, уточняйте из на сайте. Фото и видеосъемка запрещены!

Добраться можно пешком от станций метро Alser Strasse (линия U6) или Schottentor, там чуть больше километра.

Uni Campus, Spitalgasse 2
nhm-wien.ac.at/narrenturm
Пока нет...

Патологоанатомический музей в Башне дураков (нем. Pathologisch-anatomische Sammlung im Narrenturm)

Рубрика: Вена

Башня дураков, расположенная на территории бывшей больницы общего профиля Вены, была построена в 1784 году в качестве первой в мире психиатрической клиники. Сегодня башня размещает у себя патологоанатомический музей, который в 2012 году вошел в состав венского музея естествознания (нем. Naturhistorisches Museum).

Здание было построено в 1784 году австрийским архитектором Джозефом Герлом (нем. Josef Gerl) по заказу кайзера Йозефа II (нем. Joseph II). Речь идет о пятиэтажном круглом здании с 28 номерами на каждом этаже, узкими окнами и выровненной в направлении север-юг средней секции. В целом постройка содержала 139 одиночных палат. Каждая палата была размером около 13 квадратных метров и выходила к сквозному центральному коридору. В средней секции размещались охранники.

Йозеф II во время своих поездок во Францию имел возможность изучать различные учреждения. Благодаря многочисленным научным выводам 20-го и 21-го веков учреждение Башни дураков рассматривается как свидетельство нового отношения к психически больным людям, началу изоляции психически больных от общества и отделения их от социальной категории "бедных".

При строительстве башни палаты не имели дверей, а сама постройка не была подключена к системе канализации. Вскоре после введения здания в эксплуатацию в палатах установили двери, и башня получила доступ к канализации.

Десять лет спустя вследствие нововведений в лечении психически больных людей башня полностью устарела. Тем не менее, она была занята пациентами до 1866 года. После 1866 года Башня дураков временно использовалась в качестве архивного помещения, ее комнаты также использовались медсестрами.

Уже на самой старой модели Башни дураков находился громоотвод. Кайзер Йозеф II был знаком с опытами Прокопа Дивиша по созданию метеорологической машины для отвода молнии. Ходили также предположения о целительной силе потоков электричества. Остается спорным вопрос о том, использовался ли громоотвод для лечения больных, либо он служил для отвода молнии.

Патологоанатомический музей был основан в 1796 году кайзером Францем II (нем. Franz II) в качестве музея института патологии и анатомии. Коллекция музея размещается в Башне дураков с 1971 года.

Адрес: Uni Campus, Spitalgasse 2, 1090 Вена, Австрия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Рекомендуем почитать

Наверх