Принцип детерминизма. Детерминизм - это закономерная зависимость психических явлений Что такое детерминация в психологии

Штукатурка 22.09.2020
Штукатурка

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

В. В. Казаневская

доктор философских наук, профессор г. Томск

Исследование категории «детерминация» в общенаучном и философском аспекте (как причинной связи), концепция механического детерминизма Лапласа в социальном аспекте (выделение причинных целей) преследовало основную цель - выделение из кажущегося хаоса исторических событий причинно-следственных цепей. В современной западной социологии одно из ведущих мест занимают концепции «технологического детерминизма», представляющие прогресс человечества результатом бурного развития науки и техники.

Недостаточность подобных обобщенных и потому упрощенных представлений о детерминации в ходе научных исследований обнаружилась довольно рано. Философ-позитивист Д. С. Милль (1806-1873) высказал мысль о многофакторном характере детерминации.

Минуя многие опосредования в развитии этой мысли, можно сразу перейти к предположению о том, что в процессе исследования детерминации первоначальные представления о причинно-следственной связи были представлениями о линейной причинно-следственной связи; и лишь по мере развития этих исследований возникла мысль о возможности структурированных связей, о структурном характере этих связей. Собственно говоря, такой ход мысли присущ любому исследованию, когда от представления о линейных связях переходят к изучению более сложно организованных связей, то есть к изучению структурированных связей.

Значительное место в развитии представлений о структурированных связях занимают так называемые системные представления. Системные представления, как правило, основываются на определенной системе понятий, предполагающей определенные связи. Системные представления на начальном этапе развития назывались системным подходом, суть которого состоит в том, что изучаемый объект рассматривается как система. Очевидно при этом, что дело сводится к тому, что понимается под системой, и это - совсем не простой вопрос. Дело в том, что системный подход по мере своего развития в различных отраслях знания превратился в обширную сферу с десятками отдельных теорий, отдельных фундаментальных принципов, проявленных в самых разных отраслях знания, отдельных весьма популярных понятий, «вхожих» в различные отрасли знания и т. д. Поэтому в настоящее время под системным подходом могут пониматься любые из существующих системных понятий, или принципов, или теорий, а их выбор окажет детерминирующее влияние на исследуемый объект.

В данной статье в качестве ее системной основы будет применена не категориальная общая теория систем , а психологическая теория, в понятиях которой обсуждается проблема психической детерминации - это интегральная теоретическая психология личности .

Если несколько продолжить логику развития представлений о структурности связей внешнего мира, то мы приходим к предположению о том, что разным объектам присущи

и разные структуры связей и разные элементы, которые соединяют эти связи. Очевидно, что здесь и начинается детерминация объектов, то есть общие контуры детерминации объекта зависят от выбора теории для его описания, если теория есть, или от разработки соответствующей теории, если теория еще не разработана. В качестве такой общей психологической теории, как сказано выше, в данной статье принята интегральная теоретическая психология личности.

Таким образом, детерминация любого объекта может быть рассмотрена на его различных уровнях и в более или менее обобщенном виде. Под детерминацией объекта может подразумеваться причинность как таковая, или общие методологические принципы, или, наконец, та или иная теория. Как известно, детерминация личностной проблемы в условиях изобилия психологических теорий личности может опираться на любую из них, и тогда в каждом случае будет получена своя картина.

В данной статье речь идет о внутрипсихической детерминации личности, представления о которой развиваются в составе интегральной психологии личности.

Согласно положений интегральной психологии личности, психика человека может быть представлена двумя составляющими - объективной и субъективной. Обе составляющие имеют детерминирующую функцию, но в них различно выглядят процессы детерминации. В данной статье обсуждается проблема психической детерминации в ее субъективном аспекте. понятие детерминации имеет важное значение для психологии индивидуальности, для дифференциальной психологии, для психологии субъекта. Общее утверждение, которое мы выдвигаем с самого начала обсуждения: различие людей состоит, прежде всего, в их различной детерминации. Теоретическая идея данной статьи в том, что принцип детерминизма должен занять свое место в изучении психологии личности. В статье обсуждается вопрос о том, в чем заключается эта роль, в каких понятиях она выражается, в решении каких задач она найдет свое конструктивное применение и т. д.

Понятие детерминации можно встретить в различных областях знания. Не претендуя на полное освещение данного вопроса, остановимся на сфере социологии, так как наиболее близкими к теме данной статьи являются разработки данного понятия в области социологических наук. Следует заметить, что в социологии это понятие играет гораздо большую роль, чем в психологии. Поэтому опыт разработки понятия детерминации в сфере социологии, возможно, применим и в сфере психологии.

Нельзя сказать, что понятие детерминации не применяется в современной психологии. Детерминация как принцип причинности, детерминация как утверждения теоретического плана и т. д. Однако это понятие применяется в современной психологии в самом общем смысле.

Само по себе понятие детерминации имеет обширный масштаб и в каждом конкретном случае в зависимости от уровня его расположения - собственное отдельное содержание. Можно сказать, что это понятие может употребляться в различных его статусах, от более общих до строго конкретных. Поэтому говорить о детерминации приходится не только в его общем смысле, но и в конкретном значении. В данной статье речь идет не о детерминации вообще, как о принципе, но о конкретной детерминации -детерминации на уровне внутренней психики, и эта детерминация имеет ряд конкретных выражений, конкретных знаний. Мы здесь говорим о психической детерминации, о детерминации психики. В монографии эта проблема, в составе других теоретических проблем психологии личности, обсуждается и обосновывается в целом, на основе принципа природообусловленного. Данная статья посвящена именно понятию детерминации, содержанию личностной психической детерминации. Основные положения личностной психической детерминации заключаются в следующем:

Личностный уровень психики имеет собственное внутрипсихическое функционирование; это значит, что личность не только реагирует на стимулы и отрабатывает

потребности, но она также имеет собственно психические функциональные потребности, реализация которых в функциональной форме и составляет внутреннюю психическую жизнь; это - эмоциональное функционирование, ментальное функционирование, волевое функционирование; подобным же образом, то есть функционально, проявляются и личностные свойства категориального состава личности, которые составляют важнейшую личностную детерминацию;

Структурная личностная детерминация осуществляется через механизмы формирования ассоциативных образований и является важнейшей причиной субъективности строения личности;

Константная детерминация вполне субъективна и индивидуальна.

Таким образом, понятие детерминация является в интегральной психологии основным выразителем индивидуальности каждой личности, отличия каждой конкретной личности от всех других. Далее эти основные положения личностной психической детерминации рассматривают несколько подробнее.

О терминах «психический» и «психологический» следует заметить, что их различие, возможно, играет большую роль в определенном контексте, но в данной статье термин «психологический» будет применяться лишь в том случае, когда речь будет идти о психологии, а не о психике. В случаях, когда говорится о психике, то и термин будет употребляться «психический». Поэтому детерминация свойств, состояний и функций психики будет называться психической детерминацией, роль и значение этих понятий для психологии будет называться психологической.

Основой для интерпретации всех понятий и всего содержания статьи, как уже указано выше, служит интегральная теоретическая психология личности . У этой теории есть свои отличительные особенности, некоторые из них будут упомянуты в данной статье. Одна из них - представление о психическом функционировании, которое можно назвать внутренним и которое принадлежит личностному уровню. Это психическое функционирование составляет психическую детерминацию личности. Детерминирующая роль психического функционирования, согласно положениям интегральной психологии, состоит в том, что сам факт функционирования и основной состав психических функционирующих процессов является общим, свойственным «личности вообще», но что касается конкретного содержания и констант этих общих функционирований, то они индивидуальны, персональны, как, возможно, сказал бы персоналог; они личностны, субъективно личностны, как сказал бы категориальный психолог, опирающийся на понятия интегральной категориальной психологии личности.

Как раз свойства личностной детерминации, индивидуальной детерминации отдельной личности дают возможность интегральной психологии говорить не о психике вообще и не о человеке вообще, а о данном, конкретном человеке, данной конкретной личности, позволяют «вычислить» личность. Заметим, что эта проблема и ее формулировка составляют не только не решенную, но и не сформулированную задачу психологии личности. Заметим также, что термин «детерминация» совершенно необходим для формулировки этой проблемы, что он прямо отвечает этой проблеме и дает возможность ее обсуждения и решения.

В качестве личностных детерминант далее выступают основные формы функционирования - функционирование воли-активности (деятельности), функционирование эмоционального и функционирование интеллектуального. Все виды функциональной детерминации конкретизированы для конкретной личности. Важнейшей задачей является введение в функциональную детерминацию представлений о формах функционирования, о формах психического движения. Основная из них - форма движения «различие-тождество» или колебательного движения.

Важнейшей детерминантой является также константная детерминация. перечисленные личностные детерминанты лежат в основе целостной индивидуальной детерми-

нации конкретной личности, которая вполне объясняет различия между личностями -как объективные и неизбежные .

Но и это еще не все. В числе психических механизмов, обеспечивающих индивидуальность личности, мы видим механизм ассоциации. Именно этот механизм не только строит ассоциативные связи, которые являются структурными связями психики, но и строит их абсолютно индивидуально. Структурная связь переживается - пишет Дильтей. Это значит, что переживания человека лежат в основе структурирования психики, индивидуальность которой тем самым и обеспечивается. Таким образом, психические структуры является еще одной индивидуальной личностной детерминантой.

Как видим, в области терминологии процессов индивидуального структурирования психики может быть поставлена проблема правильного или неправильного формирования личностной сферы, в том числе эмоциональной, ментальной, волевой и собственно личностной.

Удивительно, что при обсуждении феномена ассоциативности внимание обычно обращено на проявление ассоциативности, на проявление предыдущего опыта; при этом сущность образования ассоциативной связи остается в тени. Многоаспектность категориальных понятий психологии приводит к тому, что от одного категориального понятия можно, и вполне обоснованно, перейти к десятку различных, связанных с ним, понятий. Так, явление ассоциации поддерживало в школе Вундта представление о замкнутом круге психических явлений. Между тем, внимание к логике образования ассоциации может поставить это явление на должное место и придать ему собственные психологические роль и значение.

Рассматривая механизм образования ассоциативных связей как способ фиксирования связей внешнего мира, мы неизбежно придем к вопросу о том, как личность отличает связи объективного мира от связей, выражающих ее личный опыт, связей субъективных, объективно субъективных. Можно предположить, что сначала личность воспринимает все связи как субъективные, выделение же объективных связей происходит на основе специальных исследований.

психологическое значение механизма ассоциаций состоит в том, что процессы формирования ассоциативных образований, включая и элементы, лежат в основе формирования личностных структур и в основе полной субъективности, индивидуальности этих структур; от них же зависит и в целом субъективность, индивидуальность личности.

Субъективность, индивидуальность структур личности лежит в основе индивидуальных различий, различия между отдельными личностями. Именно личностные структуры ответственны за состав функциональных сфер и за способ реагирования личности.

В связи с вопросом о взаимном влиянии внутрипсихической и социальной детерминации остановимся лишь на том, что нового вносит в него понятие внутрипсихической детерминации.

Важным вопросом социальной детерминации личности является философский вопрос о свободе воли. Как существо общественное, человек реализует свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия не только с другими людьми, но и с обществом в целом. Именно общество в целом, его социальные институты оказывают конкретизирующее влияние на деятельность и на жизнь человека, на форму его жизни, начиная от формирования чувств и кончая семейными и производственными отношениями. Общество служит теми рамками, которые оказывают конкретизирующее влияние на все проявления человека. Как же влияет на эту сферу внутрипсихическая детерминация? прежде всего - на его целеполагание. Как известно, в своем сотрудничестве с обществом человек ставит сознательно цели своей жизни и деятельности. Но цели человека, способ их реализации и стремления человека тесным и обязательно осознаваемым образом связаны с его внутрипсихической детерминацией. Неосознанность внутрипсихической детерминации может быть причиной общего личностного неблагополучия. Например, вы-

бор профессии, не отвечающей по своим эмоциональным характеристикам собственной эмоциональности человека, может привести его к состоянию постоянного эмоционального дефицита и к тяжелым последствиям. Еще ярче проявляется такая ситуация, когда внутрипсихическая детерминирующая характеристика заставляет человека выбирать не только форму поведения или деятельности, но и цели.

Таким образом, внутрипсихическая детерминация оказывает опосредующее, но весьма серьезное влияние на социальную детерминацию и на социальное поведение. Но главное состоит в том, что внутрипсихическая детерминация оказывает обширное влияние на все проявления личности, в том числе и на социальные проявления личности и на нее самое, то есть на ее состав, структуры, функции, цели, поведение и т. д. Как и понятие внутрипсихической детерминации, эти влияния пока не исследованы и можно ожидать, что их изучение значительно углубят представления о социальных и социально-психических механизмах.

Значение понятия детерминации для практической психологической работы должно быть рассмотрено не само по себе, а в составе интегральной категориальной психологии личности, особенности которой, как показано выше, раскрывают индивидуальную детерминированность личности и позволяют работать с отдельным конкретным человеком. В то же время эта теория имеет средства и для исследования психологических свойств групп людей. Само построение интегральной категориальной психологии личности ориентировано на отдельную личность, ее описание и исследование. Для этого необходимо описание функциональных сфер личности - волевой - активностной, эмоциональной и интеллектуальной - по составу оснований функционирования и по параметрам самой функции; то есть упомянутый состав трех функциональных сфер по определению индивидуален; надо иметь в виду, что не только состав оснований функционирования индивидуален, но и структуры, связывающие данный состав, также индивидуальны; это относится как к отдельным структурным связям, так и к крупным структурным образованиям - концепциям личности. Кроме того, индивидуальны свойства психической системы «личность», а также многие другие понятия интегральной психологии личности .

Литература

1. Казаневская В. В. Системы и системные законы: Категориальная теория систем. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1992. - 272 с.

2. Казаневская В. В. Интегральная теоретическая психология личности. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 526 с.

Л. В. Мирошниченко

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА И ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Формирование профессионала высокого класса, обладающего системой качеств, требуемых современным обществом и конкретизируемых Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, возможно лишь при условии оптимального взаимодействия главных субъектов педагогического процесса в вузе - студента и преподавателя.

Понятие детерминации в психологии . Индивидуальная психика не может рассматриваться иначе, чем во взаимосвязях с многообразным другим, иным. Свойство психического - быть в отношении зависимости от других явлений - обозначается в современной психологии термином «детерминация» или «детерминируемость».

Исторически сложились различные понимания детерминации психики. Все они, как правило, акцентируют один или несколько аспектов данного свойства. Сохраняется психологическая традиция поиска «окончательных» ответов на отдельно поставленные вопросы: «в каком основном соотношении находятся психика и мир?»; «какая главная связь соединяет психическое и все другое?»; «что как главная причина порождает психику?»; «биологические или социоккультурные условия определяют психическое?»; «внешнее или внутреннее доминирует во влияниях на психику?» и т, д.

Однако, при любом узком подходе психолог не может, хотя бы неявно, не следовать интуитивным представлениям о сложной, многоплановой детерминации психического. В его умелом решении конкретной профессиональной задачи так или иначе обнаружатся разнообразные смыслы «детерминируемости психики»:

Порождение психики другим;

Ограничение психики другим;

Зависимость психики от другого;

Обусловленность психики другим;

Причинная связь психики с другим;

Развивающие влияния другого на психику;

Самодетерминация психики внутри единства с другим.

При углубленном и целостном теоретическом подходе все эти смыслы берутся в единой модели детерминации психических фено­менов, что позволяет психологу сознательно избегать односторонности в своих исследованиях и практической работе.

Сложность детерминирующих связей человеческой психики определяется ее особым местом в мире. Она развивается на основе четырех универсальных влияний: природы, человеческого мира, индивидуальной жизни, телесно-душевной организации индивида. Каждый более общий детерминант действует через другие, ближе относящиеся и непосредственно «предстоящие» индивидуальной психике. Как правило, в специфическую сферу психологических исследований попадает детерминация со стороны следующих явлений:

Человеческого мира или мира людей, вещей, знаков, общественного

идеального;

Телесно - психической организации индивида или организма, нервной

системы, возраста тела, конституции, психосоматики, структуры и типа психических свойств и функций.

Индивидуальной жизни или динамики психических процессов, действий,

поступков и деятельностей, а также их результатов и последствий, личной биографии, топологии и хронологии жизненного пути.

Особенно тонкой психологической проблемой являются возможности самодетерминации психики или ее самод­вижения, саморазвития, самопричинности, я – активности и глубинного самоопределения. Индивиды обладают различным потен­циалом самодетерминации в зависимости от характера детерми­нирующих влияний на их психику. Например, самодетерминация выливается во внутреннюю свободу, если социальный мир, обращенный к личности, устроен разумно и справедливо, если ее тело является здоровым и гармонично функционирующим, если ей доступно творчество и ее достижения широко транслированы в социум. Напротив, потенциал самодетерминации снижен, если социальные воздействия на личность агрессивны и разрушительны, если ее собственные действия возвращаются к ней дурными последствиями, если ее тело беспокоят многие недуги, если ее душевное «ядро» активно действует в жизни лишь силами влечений и привычек.



Виды детерминирующих связей психики. В динамике индивидуальной жизни каждое ее целостное психическое состояние, или «акт проживания» индивида, является сложным эффектом действия многих конкретных детерминантов, в том числе, я – детерминации. Если попытаться различить конкретные виды этих детерминантов, используя обозначения ПС (психическое состояние) и Д (другое), получится ряд жизненно реальных соотношений:

ПС порождается Д;

ПС вызывается Д;

ПС испытывает воздействия Д;

ПС активно взаимодействует с Д;

ПС принимает влияния Д;

ПС развивается в связи с Д;

ПС разрушается связью с Д;

ПС отрицается Д и т.д.

Речь идет об отношениях двух реальностей, где психические результаты могут быть быстрыми и отсроченными, обрати­мыми и необратимыми, прямыми и опосредован­ными, поддерживающими или погашающими взаимную активность.

В науке и литературе рациональное или интуитивное понимание полидетерминации индивидуальных душевных событий отличает психологически тонкие интерпретации человеческой жизни от огрубленных и упрощенных. К примеру, возьмем фрагмент из непревзойденных по психологизму «Поисков утраченного времени» Марселя Пруста.

Здесь представлены множественные внешние и внутренние моменты «другого», которые вызвали необычное душевное состояние героя - творческое воспоминание . Даны не только источ­ники воспоминания, но и те моменты, которые сохраняли, изменяли, усиливали это сос­тояние.

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чая с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба (Д) , я вздрогнул. Во мне произошло что-то нео­быкновенное. На менявнезапно нахлынул беспричинный восторг (Д) . Я, как влюбленный, сразу стал равнодушен к превратностям судьбы и безобидным ее ударам, к радужной быстролетности жизни... Откуда ко мне пришла всемогущая эта радость? Я ощущал связь меж нею и вкусом чая с пирожным (Д), но она была бесконечно выше этого удовольствия, она была иного происхождения. Откуда она ко мне пришла? Что она означает? Как ее удержать? ...Я пью еще одну ложку..., сила напитка уже не та. Ясно, что искомая мною истина не в нем, а во мне (Д) ... Я оставляю чашку и обращаюсь к своему разуму (Д)... Я требую от него, чтобы он сделал усилие и хотя бы на миг удержал ускользающее ощущение. ...Я убираю от него все лишнее, приближаю к нему еще не выдохшийся вкус первого глотка и чувствую, как во мне что-товздрагивает, сдвигается с места (Д) . хочет вынырнуть, хочет сняться с якоря на большой глубине; я ощущаю сопротивление и слышу гул преодолеваемых пространств...

И вдруг воспоминание ожило (ПС ) . То был вкус кусочка бисквита, которым в Комбре каждое воскресное утро угощала меня, размочив его в чае, тетя Леония... И, как в японской игре, все цветы в саду моего детства, все почтенные жители города, их домики, церковь - весь Комбре (ПС) , все, что имеет форму и обладает плотностью, - выплыло из чашки чаю».

Однако, такая полнота охвата детерминантов душевных событий (вещь, ощущение, переживание, действие, мысль. образ, сознание, бессознательное)) поныне является достоинством скорее художественно - литературных прозрений, чем психологичес­кого познания. В научной психологии сохраняются отголоски давней дискуссии по отдельным проблемам детерминации , когда психика берется то как в основном производное, зависимое, отражающее и реагирующее, то как подчеркнуто независимое, активное, регулирующее, генерирующее, творящее, самодовлеющее.

О происхождении и содержании психического. В трудах по психологии, где ставится методологический вопрос о том, «как» и «что» дано в психических явлениях, обнаруживается континуум ответов, контекстом которых являются различные теории детерминации психики . Согласно исторически сформировавшимся взглядам, психическое по своим корням и содержанию является:

Субъективным проявлением нейрофизиологического отражения внешнего мира, выступающим идеальной информацией, «данностью» мира;

Прямым извлечением информации, заключенной в предметных структурах окружающей среды, частью которой выступает движущееся, активное тело человека;

Актуализацией априорных идеальных структур индивида (врожденных «психоформ», архетипов), происходящей при встрече, совпадении с «подобными» структурами внешних вещей, ситуаций, событий;

Эмпирическим индивидуальным я - выражением абсолютного сознания, которое посредством своего множественного проявления в человеческом мире раскрывает сущность вещей;

Индивидуальной творческой трансценденцией в физи­ческий мир целостных моделей внутреннего духовного опыта;

Экзистенцией индивидуальной «самости» как прояв­лением и реализацией потаенного потенциала Бытия; и т.д.

В разных концепциях детерминации психическое выступает «предметным», «идеальным», «субъективным», «феноменальным», «трансцендентным», «бытийным» и т.д.

Перечисленные подходы в различных модификациях находим в работах современных психофизиологов, психофи­зиков, холистов, структуралистов, феноменологов, экзистен­циалистов. Все чаще, однако, в поисках существенной детерминации психики конкретный ученый прибегает к объяснениям и интерпретациям разных типов и уровней, осуществляя естественный для постклассической науки синтез методологи­ческих подходов.

Проблема социальной детерминации психики . Для психологии гуманитарного направления особенно важен вопрос о зависимости психического от взаимодействия и взаимовлияния индивида с другими людьми. Эта закономерность получила обозначения «коллективности», «социальности», «общественности» психики.

При ее раскрытии обычно подчеркивается детерминирующее значение для психической жизни следующих взаимосвязей: индивид и конкретный другой человек; индивид и общность; личность и культура; я и ты; я и мы.

Выводы, сделанные при изучении социальной детерминации психики, могут быть сведены к ряду положений.

1.Социальность - это вечно длящееся событие, непре­рывно воссоздаваемое отношение между двумя, нескольки­ми, многими людьми, так, что каждый становится другим - в - себе, а все вместе - коллективным Я; личность выступает концентрированным обществом, а общество - расширенной личностью.

2. Индивидуальное психическое становится тем, что оно есть, только в условиях социальной жизни.

3. Психика в своих феноменах воссоздает субъективную модель (образ, концепцию, символ) социального мира.

5. Психическая жизнь в своей динамике есть непрерыв­ный диалог с другим: личность внутренне удерживает перед собой другого как адресата своей активности; она прибегает к общест­венно заданным и транслированным способам поступков и действий; лучшим результатом своей деятельности она считает свой высокий статус в человеческом мире, признание себя другими.

6. Собирая, персонифицируя, осознавая и творчески формируя в себе социальное содержание и социальные способы жизни, индивид развивается как активное «я»; последнее обладает, по старинной терминологии, «двуединым ликом»: в одном оно обращено к социуму, в другом - к социальному - в- себе.

Социальное, относящееся к индивидуальной психичес­кой жизни, имеет многоуровневый характер. Можно говорить о встроенных друг в друга событиях постоянных влияний на индивида разных форм общественного опыта: опыта бытия человечества; опыта людей определенной эпохи; опыта людей определенной культуры или цивилизации; опыта жизни людей данной нации и данного этноса; опыта жизни социальной и профессиональной групп, с которыми идентифицирует себя индивид; опыта жизни семьи и конкретных значимых других; опыта собственной жизнедеятельности в обществе.

Индивидуальное психическое преломляет в себе нормы, обычаи, ритуалы, запреты, вкусы, нравы, манеры, стили, мифы, научные идеи, художественные образцы и идеалы дальних и близких времен, людей, пространств. В определенный момент времени, в определенных культурных и личностных условиях это преломление происходит особым путем, сочетающим типичность и индивидуальность.

К примеру, в человечестве извечна тема девичьего целомудрия. В каких психических и практических формах она может осуществляться в жизни конкретных девушек?

Для современной европейской девушки сохранение чистоты - глубинный, сугубо личный вопрос, в решении которого она относительно свободна в связи с мягкостью нынешних нравов. При этом она не может не чувствовать сильную напряженность, древний, тайный и противоречивый смысл своего и чужого отношения к целомудрию. Наверное, в переживаемой напряженности, в смутной интуиции или отчетливом убеждении ей передаются инварианты тысяче­летнего опыта целомудренной юности.

Лукреция, героиня античной трагедии, без колебаний лишает себя жизни, потому что враг обесчестил ее.

Героиня пьесы Бомарше, дорожа своей чистотой, должна полагаться в ее сохранении на доброту хозяина-сеньора, которому властью дано «право первой ночи».

Мари - персонаж Достоевского - переживает как смертный грех свой побег из дома с любимым и ищет жестокого наказания у односельчан в надежде иску­пить утрату чистоты.

Девушки из пьес Бергмана стремятся освободиться от экзистенциальной силы проблемы целомудрия, видя в ней ограничение своих отношений с ровесниками, причину внутренней скованности. Однако, «освобождение» в случай­ных связях вызывает к жизни тоску об утраченном завораживающем пред­чувствии любви.

Ныне индивидуальный опыт проживания данной темы своеобразно воссоздает какие-то из социально закрепленных инвариант Но психологически главным будет неповторимость переживаний, стремлений, намерений, надежд, воображения, мечты, размышлений, поступков и жизненных ситуаций - всего, что сплетается в «сюжете» отдельно взятой жизни.

Социальность как внешнее по отношению к инди­виду, действует на его душевный мир с разной степенью подчинения себе. Психологов поражает нередко встречаемая безальтернативность внутренней связи человека с другими, когда последние искусно доминируют, заполняя и подменяя собой его мыслящее, действующее и переживающее «я». У Ж-П. Сартра есть впечатляющее описание жесткого родительского детерминизма: «Анн-Мари, младшая дочь, все свое детство просидела на стуле. Ее научили скучать, держаться прямо и шить. У Анн-Мари были способности - из приличия их оставили втуне; она была хороша собой - от нее постарались это скрыть. Скромные и гордые родители-буржуа считали, что красота им не по карману и не к лицу... Пятьдесят лет спустя, рассматривая семейный альбом, Анн-Мари обнаружила, что была красавицей».

Социальные условия, определяя источники и содержание индивидуальной психики, перестают быть сверхсильным фактором, когда приобретают я-опосредованный характер. Осознанное отноше­ние к социальным влияниям, понимание их сути, найденная в себе возможность выбора этих влияний и ответственность за этот выбор освобождают человека от объектного положения в социуме, превращая в субъекта социальной жизни.

Проблема субъектной детерминации психики. Важным событием в истории учений о детерминации психики стала постановка вопроса об определении психической жизни личностью индивида и ее я – центром. Этот детерминирующий фактор был обозначен как «самодетерминация». В качестве активной, жизнеутвер­ждающей и влияющей на деятельность, она выступила «субъектной детермина­цией».

Неоценимым вкладом в ее изучение стала концепция субъекта, созданная С. Л. Рубинштейном и его школой. Наряду со многими глубокими философами и философствующими психологами, он видел великие возможности людей, живущих самостоя­тельно, рефлексивно и творчески, влиять на свой внутренний мир. Самовлияния происходят у этих людей как следствие развития способностей к созидательной мотивации, регуляции совершенствующейся деятельности, высокой осознанности действий, а также развивающим отношениям с окружением и к себе. Внутренние изменения, вызванные усилиями человека сознательно создавать свою действительную жизнь, являются по Рубинштейну основными критериями субъект­ной детерминации психики.

В продолжение рубинштейновской темы отметим, что су­бъектом своей психической жизни человек становится в опы­те частого проживания я - интенций к жиз­ненным переменам, свободного течения деятельности, свободного выбора стратегий активности и освобождения в индивидуальных достижениях. Чтобы эти моменты индивидуальной свободы возобновлялись, необходимо единое действие многих устойчивых субъектообразующих условий. К ним, в частности, можно отнести:

1. Соответствие внешних условий жизни мысленной модели их использования и изменения.

2. Планирование деятельности как континуума эффек­тивных жизненных действий в создаваемых выигрышных жизненных ситуациях.

3. Включение в деятельность с намерением за­вершить ее в таком результате, который по своим качествам превосходил бы все, совершенное индивидом ранее.

4. Удержание требовательного контроля над действиями с целью сохранения поступательнос­ти в развертке деятельности.

5. Извлечение и конструктивное разрешение противо­речий деятельности, благодаря чему сохраняется чувство я - власти над действиями.

6. Реализация деятельности на том уровне напряжения сил, когда переживание полноты самореализации не погаша­ется утомлением или истощением.

7. Активная рефлексия, определяющая нерастворение «я» в жизни и ее внешних условиях, занятие позиции «над» текущими событиями через осознание себя источником и точкой возвращения многого из того, что происходит и совершается.

8. Приход к объективному и субъективному завершению деятельности, который внешне представлен как социально принятый авторский продукт, а внутренне - как новое личное достижение.

9. Усмотрение в осуществленной деятельности ее будущего, интуитивное понимание ее перспектив и длительности социаль­ного внимания к ней.

При психологическом моделировании субъектных влия­ний на психику данный ряд условий может быть расширен и детализирован. Все зависит от степени конкрет­ности решаемой психологом профессиональной задачи.

Особенно важной является детализация положений о самопознании и самоопределении субъекта жизни. Знаме­нитые тезисы гуманистической психологии об осознании человеком себя -живущего, проектировании себя -в- будущее, о детерминации своего жизненного становления могут быть развернуты в следующие психологические формулировки.

- «Я», открытое и обобщенное индивидом как существенная причина многих событий его внешней и внутренней жизни, выступает содержательной и силовой основой его субъектности.

- «Я» как качество зрелого субъекта значительно отли­чается от того «я», которым обладает человек, не отделивший себя от внешней жизни.

Субъекту в его «я» представлены соотнесенные друг с другом образы я - внешнего, я – внутреннего, я - продуктивного, концепции я - идеаль­ного, я - реального, я - возможного, а также обобщенные самопереживание, самооценка, самоотношение. Эти образования являются живы­ми, динамичными, открытыми для изменений.

Посредством умелого самопознания достигается самое значительное усиление субъектных влияний на собственную жизнь; этой я - субъектностью человек дорожит более всего.

В самопознании человек может создавать себя в ка­честве активного начала жизни и таким образом проти­востоять проникающим в я - мир негативным воздействиям окружения, обстановки жизни, собственного телесного состояния, желаний и чувств. Противоречия даны субъекту в форме «моих жизненных проблем».

Разрешение познанных противоречий - проблем в пользу жизненного развития зависит от умения улавливать их в период зарождения, понимать их с рацио­нальной отчетливостью и иррациональной тонкостью, находить такие пути выхода из них, которые обращают огра­ничения в новые возможности для всего, что сплелось в про­тиворечии.

Новые возможности, найденные субъектом в самопознании и проблемном самоопределении, отвечают вечным ценностям жизни: добру, любви, совести, разуму, здоровью, чувству прекрасного, достоинству и ответственности.

Приведенные формулировки являются реконструкцией тех идей Рубинштейна, в которых его концепция близка лучшим мировым традициям философской антропологии. Например, в работе «Человек и мир» он связывает начала учения о субъекте с именем Спинозы. Одновременно каждая мысль в трудах Рубинштейна несет влияния классической немецкой философии и литературы. Очевидна перекличка идей Рубинштейна о противоречиях субъекта с рассуждениями Гете («Из моей жизни») о трагическом видении Спинозой истории человеческого «я»: «Наша физическая, равно как и общественная жизнь, наши обычаи, привычки, житейская мудрость, философия, религия, даже многие случайные события - все призывает нас к самоотречению. Многое из того, что внутренне от нас неотъемлемо, возбраняется обнаруживать вовне; то же, в чем мы нуждаемся для пополнения своей внутренней сущности, у нас отнимается... У нас крадут то, что было добыто с великим трудом, и то, что было благосклонно нам даровано…»

Проблема причинной детерминации психического Далее коснемся давней, всегда требующей особо тонких решений и всегда трудно разрешимой проблемы причинной детерминации психического. В современном понимании причина - это прямой источник, толчок, стимул для возникновения или изменения определенного явления. В психологии вопрос о причинности интересен в его жизненно конкретных постановках: «какое дейст­вительное событие вызвало данный психический феномен?»; «какой именно жизненный факт предшествовал данному психическому явлению как первое звено в цепи причинно-следственных связей?»; «от чего производен данный психический факт?»; «чем непосредственно было инициировано это психическое явление?» и т.д. Отвечая на эти вопросы, психолог не присваивает своим выводам статуса «истин в последней инстанции»; к этим выводам ведет научно добросовестный поиск фактора, с наибольшей вероятностью запустившего в индивидуальной жизни причинную последовательность событий, приведших к изучаемому феномену.

«Причина» в психологии - то, что изме­няет наличное состояние психики индивида, что иниции­рует движение этого состояния, поддерживая, развивая или разрушая психическую жизнь.

В процессе конкретного психологического анализа необходимо оперировать упорядоченным теоретическим знанием о многообразии причин того или иного психического явления. Здесь могут по­мочь типологии причинности в психической сфере.

1. Причины различаются по признаку «дистанции» от след­ствия.:

а) причины, отдаленные во времени и пространстве от психических следствий;

б) причины, близкие психическому следствию во временном и пространственном отношении.

2. Причины имеют различия по признаку общности:

а) причины-основания, являющиеся универсаль­ными, коренными в индивидуальной жизни;

б) общие причины, длительно действующие в индиви­дуальной жизни, существенно влияющие на нее;

в) причины частные или единичные, кратковременно действующие в индивидуальной жизни.

3. Причины в их связи с законами предметного мира, социу­ма и индивида различаются по признаку необходимости:

а) объективно необходимые причины;

б) субъективно закономерные причины;

в) случайные причины.

4. Причины могут быть различены по своим внешним и внутренним носите­лям, сферам, среде зарождения:

а) причины, исходящие от вещной обстановки жизни индивида;

б) причины, исходящие от действий других людей;

в) причины, исходящие от состояний тела индивида;

г) причины, исходящие от действий индивида;

д) причины, исходящие от его побуждений, переживаний, представлений, мышления, ценностных отношений;

е) причины, исходящие от самоотношения и рефлексии индивида.

5. Причины имеют определенную меру исчерпаемости, завершенности своего действия в индивидуальной жизни:

а) причины, угасающие в следствиях;

б) причины, поддерживаемые следствиями;

в) причины, усиливающиеся следствиями.

6. Причины обладают разной степенью осознанности индивидом:

а) причины, ясно осознанные индивидом;

б) причины, неотчетливо осознанные индивидом;

в) причины, действующие бессознательно.

7. Причины могут быть в разной степени инициируемы и контролируемы индивидом:

а) причины, создаваемые индивидом;

б) причины с направленными влияниями индивида;

в) причины, не доступные влияниям индивида.

Приведенные типологии в их одновременном применении служат тонкой психологической оценке причинности исследуемого феномена. Но понять, как действует причина - еще не все. Главным в психологии причинности является знание качественной сущности причины, то есть, что именно действует в качестве причины психических изменений.

Качественные определения причин особенно сложны в случае их внутренней локализации. Изучая их, психолог может оперировать лишь гипотезами. В конкретных исследовательских или практических ситуациях он ставит перед собой вопросы о характере внутренних причин и, отвечая на них, приходит к осторожным предположениям.

Следует ли конкретные внутренние причины анализируемых психических фактов рассматривать как про­явления одного универсального душевного свойства: Мысли, Мотива, Намерения или Воли? Иными словами, следовать ли классической традиции Декарта - Канта - Фихте - Шопенгауэра?

Какие ценностные диспозиции и в каких соотношениях друг с другом движут индивидом в его конкретных душевных состояниях: зло, скука, равнодушие, агрессия, интенция к регрессу или добро, забота, порывы к истине, красоте, развитию?

Насколько верно, правдиво, объективно толкует и объяс­няет индивид внутренние причины происходящего с ним, в частности, свои мотивы, стремления, и как эта рефлексивная «каузальная атрибуция» влияет на сами эти причины?

Каковы качественные параметры отношения индивида к жизненной ситуации, где возник изучаемый психический феномен, и могло ли это отношение стать активно действующей причиной душевных изменений к лучшему?

Ответ на последний вопрос Э. Фромм рекомендует искать в полном и истинном осознании индивидом принимаемого в ситуации решения о действии, или свободе ситуативного выбора. Ясное осоз­нание ситуации является, с его точки зрения, решающим фактором при принятии решения в пользу лучшего, а не худшего. При этом речь идет (1) об осознании того, что хорошо и что плохо; (2) об осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели; (3) об осознании сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, то есть об осознании собственных неосознанных желаний; (4) об осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор; (5) об осознании последствий, которые повлечет за собою решение в том или другом случае; (6) об осознании того, что осознание не поможет, если не идет рука об руку с желанием действовать, готовностью взять на себя боль и лишения, неизбежные, если действовать наперекор своим страстям.

От ситуации к ситуации индивидом может быть удержана единая осознанная линия жизни. На линии реализуются дальние цели; им служит последовательность поступков и действий, самостоятельно инициированных и осуществлен­ных индивидом. Каждая цель здесь - долгая причина возобновляющейся готовности поступать и действовать, а дейст­вия, поступки выступают причинами стойкого присутствия цели в душе.

У цели должна быть прочная ценностная основа, например, у мужчины - любовь к женщине. М. Пруст назвал многолетнее действенное стремление своего героя исполнять все желания любимой женщины «работой по установлению причинно-следственных связей». Только в ней для героя было возможно поддержание непрерывной внутренней связи с дорогим существом, обновление мыслей и чувств, адресо­ванных ей. Сама невероятная сложность этой работы, ее принципиальная незавершимость и противоречивость усиливали ее причинный потенциал и в жизни мужчины, и в жизни женщины.

Удержание вдохновляющей цели-причины состоит в создании благоприятствующих условий и обстоятельств, в выстраивании тех жизненных ситуаций, которые сойдутся в последнем толчке к исполнению желания. Проживание этого исполнения соединяет в себе несколько моментов: сознание реализованных сил и возможностей; удовлетворенность собственной деятельностью; удовольствие от разделенности того, что достигнуто, с другими людьми; понимание насту­пивших жизненных изменений в их способности быть причи­нами будущей я - активности.

В человеческой жизни могут действовать постоянные внутренние причины, вызывающие стремления снова и снова обращаться к творчеству, к испытанию потрясающих переживаний, проникать мыслью и страстью в каждый момент собственного существования, жить с предель­ной интенсивностью и полнотой.

К этим причинам в первую очередь принадлежат «чувство времени своей жизни» и парадоксально действующая из будущего смерть, являющаяся человеку в «переживании конечности жизни». Рефлексия: я так живу, потому что каждый день отвоевы­ваю у смерти, - причинно детерминирует многие лучшие индивидуальные свершения.

В.А. ТАТЕНКО. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:

СУБЪЕКТННАЯ ПАРАДИГМ А

Из недавней истории вопроса о предмете психологии. Погружаясь в глубины психики, человеческий разум нередко терял терпение надежду постичь ее тайны, отступал, отпуская душу отдохнуть от роли «испытуемой», либо соглашался признать ее божественное происхождение, как и всего того, что не мог объяснить, что пугало и привораживало. Впрочем, и в этом случае, он продолжал с интересом созерцать проявления психической жизни как чего-то внутреннего в себе, противостоящего внешнему миру и в то же время связанного с ним тесными узами. Человек, находим у С.Л.Франка, в своем непосредственном самосознании - вне всякой философской рефлексии - обладает все же чувством или опытом непосредственно переживаемого внутреннего бытия как чего-то, принадлежащего к какой-то совсем иной области, чем вся совокупная объективная, предметная действительность. Это есть область внутренней душевной жизни. - не так как она предстоит извне холодному наблюдению и истолкованию, а как она непосредственно изнутри открывается в самом ее переживании.

Если нет психической действительности, отмечал А.Пфендер, то отсутствует сам предмет психологии. Если такая действительность хотя и существует, но не может быть научно познана человеком, то психо­логия как наука невозможна. Поскольку протяженные (материальные) процессы не могут детерминировать непротяженные (психические), постольку последние обладают собственной детерминацией, полагал Г.И. Челпанов. Потому предметом психологии, по его мнению, должны стать субъективные состояния сознания человека вне их связи с физиологией головного мозга..

Определение предмета науки всегда сопровождалось дискуссией по поводу его чистоты. Пример такой «очищающей» работы в отношении предмета психологии обнаруживаем у Э.Гуссерля. В феноменологическом исследовании, отмечал он, в качестве ближайшего и первого выступает сама чистая жизнь Я, многообразная жизнь сознания как протекающее «я воспринимаю», «я вспоминаю», короче говоря, «я опытно постигаю», «я воспроизвожу в модусе несозерцательности» или «я живу в свободном фантазировании», «я присутствую при этом». Представление о духе как предмете психологии, рождается через отвлечение, с одной стороны, от предмета наук физических, т.е. материи или тела, с которым он находится в связи, - с другой, от предмета наук социальных или политических, т.е. от фактов общественности. Дух - не общество и не тело: дух есть вся сумма психических фактов, отличающих индивидуальное существование живых произведений природы, утверждал М.М. Троицкий. Для А. Пфендера психологическая наука также есть очищенное и восполненное практическое знание людей о психической действительности. Чтобы быть самостоятельной опытной наукой, психология должна, по его мнению, отвергать в качестве последних основ своей работы всякие метафизические, теоретико-познавательные и физические воззрения. Воспринимает ли человек субъективную копию мира в себе или непосредственно самый внешний мир – не имеет значения для определения предмета психологии. Ее подлинный предмет – действительный психический мир, безотносительно к тому, как он возникает и как относится к материальной действительности.

­­­­­­­­­­­­Последняя версия предмета психологии особенно подкупает своей «чистотой». Однако, вызывает сомнение и даже некоторое опасение суждение о том, что психический мир можно исследовать «безотносительно к тому как он возникает и как относится к материальной действительности». Ведь, не зная как возникла психика, трудно, например, предугадать как, когда и куда она может исчезнуть. Если, скажем Бог ее дал, то он также может и забрать данное им.

Безусловно, психология должна постоянно заботиться о чистоте своих «предметных рядов». Однако, лишь установив онтологическую связь психического с другими фор­мами бытия, она сможет отстоять право на свой собственный предмет исследования. Так, например, В. Джемс придерживался определения психологии как науки, занимающейся описанием и истолкованием состояний сознания. При этом он отмечал, что в состав истолкования явлений сознания должно входить изучение как тех причин и условий, при которых они возникают, так и действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы.

Ограничивая свой предмет описанием и истолкованием состояний сознания, самого процесса сознавания и т.д., научная психология не могла не испытывать трудности при объяснении тех феноменов психической жизни, которые не поддавались интроспектированию, а если и обнаруживались сознанием, то требовали расшифровки и специальной интерпретации. Такого рода проблематизации, постоянно подпитываемые свидетельствами клинической практики, привели, как известно, к гипотезам, а скоро и научным утверждениям, о важной роли в жизни человека бессознательного, которому представителями глубинной психологии (З.Фрейд, А.Адлер, Г.Юнг и др.) была предписана роль системообразующего фактора в интерпретации психической жизни, а также значение базовой категории в определении предметного поля психологии.

Однако, всякого рода крайности не остаются без внимания и обязательно находят своих оппонентов. Понятной реакцией на абсолютизированную, гипертрофированную оценку роли внутреннего, субъективного, сознания, бессознательного и т.п. стало развитие научных направлений, определявших предметом психологии внешне наблюдаемые поведенческие акты, реакции, которые можно исследовать «объективными» методами. Но и здесь не обходилось без крайностей, когда, например, из предмета психологии исключалось самое психическое. Дж. Уотсон, открыто заявлял, что в его книге «Психология как наука о поведении» читатель не обнаружит ни разбора вопроса о сознании, ни таких понятий, как ощущение, восприятие, внимание, воля, воображение и т.п., потому, что он просто не знает, что они обозначают, и не верит, чтобы кто-либо мог пользоваться ими с полным пониманием. Потому, для бихевиориста психология является тем отделом естественных наук, который предметом своего изучения берет поведение человека, т.е., все его поступки и слова как приобретенные в течение жизни, так и врожденные.

Рассмотрение истории вопроса о предмете психологии вряд ли может иметь свое логическое завершение. Потому разумно обратится к тем обобщениям, которые уже сделаны исследователями этой проблемы.

В разное время внутри различных направлений, школ, отраслей психологии - находим у Е.Б.Старовойтенко - были сформулированы различные взгляды по поводу предмета этой науки, а именно: психология является наукой о психике как специфическом проявлении функций мозга (рефлексология, современная психофизиология); психология – наука о сознании (интроспективная психология, феноменологическая психология); психология изучает поведение (бихевиоризм, необихевиоризм); психология служит раскрытию, истолкованию бессознательного (психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психоло­гия); психология исследует индивидуальный интеллект (когнитивная психология); психология исследует единство сознания и деятельности человека (школа С.Л.Рубинштейна); ­психология – наука о личности (персоналистическая психология) и т.д.

Как отнестись к такому изобилию разнообразных определений, список которых можно продолжать? С одной стороны, хорошо, когда предмет психологии формулируется на демократических началах (мол, сколько направлений – столько и определений предмета) или когда он настолько полимодален и обобщен, что может служить путеводной звездой для любого из существующих в психологии направлений. Однако, с другой стороны, важно видеть грань и, по возможности, выдерживать дистанцию между предметом психологии как отдельной самостоятельной науки и предметами тех направлений, которые существуют и развиваются внутри нее. Что уж говорить о соотношении предмета науки психологии и предмета конкретного научно-психологического исследования, которые в принципе могут совпасть лишь при условии, что целью последнего выступает ни что иное, как сам предмет психологической науки.

Вопрос о детерминации (причинной обусловленности) психического развития первоначально был поставлен еще в философии. Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) - биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) - играют в развитии важнейшую роль.

Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обусловленность развития - природой (наследственностью) или средой (воспитанием, обучением).

Природная...

Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем.

Что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая...

В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной...

Ставя вопрос о природе человека люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании.

Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем...

Джек Энглер - американский психотерапевт, психолог-супервизор Медицинской школы Гарварда, исследователь буддизма и учитель дзен.

В этой статье из сборника “Буддизм и психотерапия” он пишет о том, почему одной медитации часто недостаточно; о десяти нездоровых мотивациях западных практикующих; а также о том, как практика может превратиться из пути освобождения в инструмент укрепления эго.

Перевод Анастасия Гостева и Ольга Турухина

Накопив определённый опыт практики, в частности, в...

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.

Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида.

Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер Вместе с тем действие тех или иных факторов неоднозначно и зависит как от особенностей...

Пользуясь языком самой синергетики, можно сказать, что по крайней мере часть наук оказывается сегодня в точке бифуркации, в точке перехода на новый уровень развития, переопределения предметов и методов изучения тех секторов «объективной реальности», которые до сих пор казались столь самоочевидными предметами исследования.

Когда меняется взгляд на мироустройство и механизмы миропорядка, трудно ожидать спокойного (эволюционного) развития наук. Научные революции неизбежны - по крайней мере для...

2.5. Poetae nascuntur, oratores fiunt
(Поэтами рождаются, ораторами становятся)
Я кончил Военно-медицинскую Академию. Я не проходил курса педагогики. Однако, мне в жизни повезло: я видел, «как это делается», мне посчастливилось слушать выступления блестящих педагогов. Когда я учился в Военно-медицинской Академии, ее начальником был крупнейший советский физиолог академик Л.А. Орбели. Наверное, я никогда не забуду его лекцию об адаптационно-трофической роли симпатической нервной системы. Для...

Строение социальных систем и деятельности очень разные в восточных и западных странах. Можно видеть как в истории Европы постепенно происходила дестабилизация этно-родовых социальных систем, что проявлялось в активном смешивании народов, в миграциях и социальных революциях.

Внешней причиной этого было накапливающееся рассогласование традиционных этно-родовых систем с разрушаемой биосферной средой. Особенно активно это происходило в регионах Средиземноморья, привлекавших к себе массы народов...

Детерминизм – концепция, провозглашающая взаимосвязь всего со всем. Это стиль и философия мышления, утверждающая, что никакие события не случайны, а определены набором конкретных казуальных (причинных) факторов.

Детерминация – причина некоего явления и ключевая категория этого видения мира. Противоположность детерминизма – индетерминизм, не принимающий причинной связи между явлениями.

Детерминизм в философии – это утверждение обоснованности и нормальности всех событий, поскольку в силу предшествующих событий все происходит именно так, как и должно.

Такая позиция близка науке, утверждающей, что если известны все предшествующие некоему событию факторы и причины, то можно безошибочно предсказать его наступление; и наоборот, когда нечто свершается, то оно неизбежно. Все и всегда определяется и определенно, а установить законы, по которым развивается то или иное событие возможно при помощи методологии науки.

Теперь о примерах индетерминизма. Во-первых, принцип свободной воли, который возлагает ответственность за сознательное поведение на носителя этого поведения. Индетерминизм в философии это скорее позиция ответственности за свое бытие, которая нашла выражение в религиозных направлениях. Например, христианство проповедует принцип индивидуальной ответственности, а все последующие явления (блага или наказания на том свете) проистекают из выборов человека.

Обширное поле для столкновения концепций – человеческое поведение и идея свободы воли. Проповедники детерминистических взглядов, говоря о предопределенности определенного поведения: зная о человеке все, становится предсказуем малейший шаг. Индетерминисты не признают таких фаталистических воззрений и провозглашают идею личной свободы и ответственности.

Влияние на психологию

Как и в любой области знания, детерминизм в психологии условно поделил эту науку на два лагеря. Например, бихевиористы положили в основу своих концепций абсолютный детерминизм – пандетерминизм.

Принцип же свободы воли и выбора лег в основу экзистенциальной философии и психологии. Современное состояние психологии таково, что признание научно обоснованных закономерностей психической жизни не мешает психологам – особенно специалистам-практикам – отказываться от идеи всеобщей казуальности.


Психический детерминизм

Здесь же стоит упомянуть психический детерминизм – понятие, ставшее центральным для психоанализа Фрейда. Последний полагал, что в психической жизни нет случайных, непоследовательных событий. Эта идея легла в основу методологии классического психоанализа, провозгласив значимость любых, даже самых странных и незначительных событий, для создания полной картины психической жизни.

Мультидетерминизм

Однако в дальнейшем идея единой причины была пересмотрена, что положило начало развитию множественного детерминизма или мультидетерминизма. Ключевая идея этой концепции строится на том, что какое либо психическое явление или форма поведения обусловливаются множеством факторов, а более того – служить более чем одной цели.

Фрейд сам пересмотрел свои идеи причинности психической жизни. Исходя из богатого психоаналитического опыта, он вводит понятие сверхдетерминации, в котором кроется указание на взаимосвязанность причин, которые приводят к комплексу симптомов, выражаются в сновидениях (а точнее – его элементах), поведенческих реакциях, да и любого другого компонента психической реальности. В тоже время нельзя сказать, что для науки в целом эта идея была нова.

Мультидетерминатизм обнаруживается в геометрии плоских тел, а именно в пересечении двух линий, образующих точку в месте встречи. Каждая из линий – это причина, а точка – это явление, вызванное этими причинами. И через одну точку проходит бесконечное множество линий. Таким образом, пересечение двух линий – это детерминанта точки, пересечение трех и более линий – это сверхдетерминирует.

Применительно к психоанализу прижился термин множественной детерминации, поскольку одно явление (точка) часто предполагает наличие минимального круга причин (двух линий), но не всегда более необходимого.

Исходя из этого принципа – вся психическая жизнь и явления обусловлены множеством причин. Психоанализ здесь помогает определить, как некоторая мысль или образы сновидения появились в психике. Например, они могут быть как следствием сознательного опыта, так и появляться на пересечении множества бессознательных структур, включая подавленные желания, различные защитные механизмы Эго, фальшивые переживания, определенные переносом и т.п.

Множественное обусловливание возможно потому, что каждое явление может нести разные значения, так, симптом может являться стремлением к вниманию и вторичной выгоде (истерия), попыткой удовлетворения потребностей или тягой к подчинению и наказанию (мазохизм). Каждое из значений имеет свой путь из бессознательного в сознание и самоценно, однако множественность значений и путей достижения конечной цели создают единую и уникальную картину движения-симптома.

Взаимный детерминизм

Следующей важной вехой в развитии идей детерминизма в психологии стала теория социального когнитивизма Альберта Бандуры. Им используется такое понятие, как реципрокный детерминизм, под которым понимается взаимодействие мышления и познавательных способностей, внешних событий и самой активности человека, результирующей которых и является наблюдаемое поведение человека. Можно утверждать, что это положение является далеким родственником идеи взаимодействия генов и окружающей среды. Другое название реципрокного детерминизма – взаимный.

Отдельную нишу в психологии занимает мягкий детерминизм. Средней позиции между жесткими причинно-следственными связями и полным индетерминизмом придерживался А.Адлер. Согласно взглядам автора – хоть он и не использовал этот термин – поведение носит последовательный характер, однако способно изменятся в пределах личностного творчества.

Прочие виды

Поскольку идея обусловленности и всеобщей связи проникала в различные области знания, со временем эта философская концепция приобрела конкретные трактовки в рамках наук. Начнем с двух концептов психогенетики и дифференциальной психологии.

Речь идет о генетическом и внешнем средовом детерминизме. В первом случае провозглашается прямая ответственность наследственности (генов) за поведение человека, а знание генотипа – это возможность точного прогнозирования поведения индивида. Говоря о средовом детерминизме, речь идет об изменении поведения только в ответ на изменения внешних условий, вне зависимости от наследственности. Подобная позиция обнаруживается в учении Павлова.

Сегодня обе эти позиции показали себя несостоятельными, а источник различия между людьми лежит в генотип-средовом взаимодействии.

Культурный детерминизм

Другая радикальная попытка объяснить человеческое поведение – это культурный детерминизм. Исходя из этой позиции, логично, что наше поведение и эмоциональная жизнь определяются культурой. Она же является объяснением того, почему социальные институты и структуры формируются именно такими, какие они есть здесь и теперь.

Два базовых конструкта для этого видения мира – это религия и расовая принадлежность, определяющие культурный фон. В менее радикальных позициях признается влияние на формирование культуры и различных географическо-климатических условий.

Социальный детерминизм

Закономерно из индивидуальных и культурных особенностей встает вопрос о том, по каким законам и причинам развивается социум. Этот вопрос интересовал многих философов, и здесь свою роль сыграла идея детерминизма.

В частности, возникли концепции социального детерминизма. Через его призму пытались объяснить вектор общественного развития многие выдающиеся умы. В рамках социального детерминизма можно выделить несколько основных ветвей:

В статистике

И наконец, последняя форма детерминизма связана с теорией вероятностью и статистикой, а именно – статистический детерминизм. Это понятие носит исключительно исследовательский характер, а его идея заключается в подтверждении, что какая-то форма поведения достигается под влиянием конкретных причин с вероятностью, выше, чем у случайного события. Гипотезы о связях проверяются в статистических исследованиях с применением корреляционных, дисперсионных и других методов обсчета данных.

Детерминизм и его категории

  • причина – явление, приводящее к определенным изменениям;
  • следствие – нечто новое, являющееся результатом взаимодействия явлений и обусловленное причиной;
  • необходимость – то следствие, которое наверняка проявляется при конкретных условиях;
  • случайность – то следствие, которое может обнаружиться или нет. Она есть форма необходимости;
  • возможность – то, что еще не существует, но может быть;
  • действительность – это осуществленная возможность.

Критика

Проблема детерминизма и жесткого пандетерминизма, заключается в отрицании свободы воли и возможности произвольно менять свое поведение. Человеком управляют мотивы – говорят детерминисты, и отчасти это так. Однако не столько в опоре на свои мотивы, сколько в опоре на свой разум человек решает, какие мотивы уместны здесь и теперь для развертывания своей деятельности.

Как пример – жертвенное поведение во время войн. Человек как живое существо высшей ценностью имеет собственную жизнь, однако в экстремальных ситуациях конечная цель (например, защита Родины) способна сместить этот фундаментальный мотив с пьедестала и человек добровольно идет на смерть, проявляя истинную свободу воли, которая определена абстрактной целью.

лат. determinare - определять). Философская концепция об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех процессов и явлений природы. Д. противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. В психологии и психиатрии причинно-следственные отношения нередко оказываются сложными, опосредованными. Принцип Д. неотделим от деятельностного подхода к изучению психики. В советской психологии разработаны трактовки Д. как следствия "действия внешних причин через внутренние условия" [Рубинштейн С.Л.] и "внутреннего через внешнее" [Леонтьев А.Н.].

ДЕТЕРМИНИЗМ

лат. determinare - определять) - философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире (в психологии - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов).

ДЕТЕРМИНИЗМ

концепция, согласно коей действия людей детерминируются - определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии - закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:

1) детерминизм системный - зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;

2) детерминизм типа связи обратной - следствие воздействует на вызвавшую его причину;

3) детерминизм статистический - при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;

4) детерминизм целевой - предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением - эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности. Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" - продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и "внутреннее" - сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.

ДЕТЕРМИНИЗМ

Очень свободно: доктрина, которая утверждает, что каждое событие имеет причины. В классической механике было принято, что если знать положение и импульс каждой частицы вещества в один момент времени, то можно в принципе узнать их положение и импульс в любой другой точке времени в будущем. Такая позиция характерна для "жесткого" (или номоло-гического) детерминизма. Эта специфическая точка зрения была несколько "смягчена" с развитием квантовой механики, в которой самые глубокие познаваемые уровни причины и воздействия рассматривались как вероятностные по своему характеру, то есть произошло смещение от понятия совершенного предсказания к понятию вероятностного предсказания. В психологи! дебаты несколько менее глобальные и значительно менее определенные. Вообще это связано с настоятельными попытками экзистенциалистов и гуманистов измерить "свободу воли", с которой человек может оставаться вне досягаемости "щупальцев" бихевиоральной и когнитивной наук. Однако эти дебаты, возможно, и пустые. Если кто-то хочет научно исследовать поведение и мышление, он должен признать, что то, что кто-то делает, имеет причины, и что они в конечном счете познаваемы. В действительности вопрос заключается в том, имеется ли какая-то вещь, называемая "свободой воли", которая находится за пределами научного анализа причин и воздействий, или это просто (?) специфическое мысленное/эмоциональное состояние, которое само играет роль в этиологии поведения. Современные социальные ученые, если они рассматривают этот вопрос вообще, придерживаются позиции, которую лучше всего можно описать как "неудобный прагматизм". То есть в своей повседневной работе они рассматривают своих субъектов как вероятностно детерминированных, отмечая при этом, что они не могут предсказывать точно, поскольку пока еще неизвестны факторы этиологии (и, возможно, принципы вариации неопределенности), и предпочитают думать о себе, как о фактически действующих согласно своему собственному свободному выбору, независимо от грубого детерминизма, который уменьшает ощущение их собственного гуманизма.

ДЕТЕРМИНИЗМ

в психологии) (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и др. формы Д.: системный Д. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), Д. статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Д. – один из ключевых принципов понимания природы конфликта, конфликтного поведения человека.

Детерминизм

от лат. determino - определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Детерминизм

лат. determinare - определять) - способ мышления, руководствующийся следующим положением: каждое явление, событие имеет определенную причину. Существуют разные варианты детерминизма. 1. Номологический детерминизм (греч. nomos - закон, logos - слово, понятие, учение) основан на открытиях классической механики, предписывающей жесткую каузальную связь между силой, массой и движением тел. Данный тип детерминизма присущ некоторым направлениям психологии, отрицающим всякую случайность в том, что происходит во внутреннем мире человека и его поведении: психоанализу, бихевиоризму, некоторым направлениям социальной психологии. Например, в отечественной психологии укрепилось представление о поведении человека как неизбежного и в принципе предсказуемого следствия “действия внешних причин через внутренние условия”. С указанной позиции поведение человека принциально предрешено, его можно расчитать по математическим формулам, ныне для этого пока что не хватает знания. Другими словами, утверждается, что человек суть механизм, машина, проблема состоит лишь в том, чтобы узнать, как она работает, и научиться ею управлять. Таково, например, убеждение известного хирурга Н.М.Амосова. В свое время Ф.М.Достоевский противопоставил себя сторонникам идеи номологического детерминизма, указав на то, что человек является внутренне свободным человеком. Квантовая физика между тем показала, что даже в микромире ньютоновы законы не имеют силы и что все события, там происходящие, являются причинно обусловленными, и тем не менее вероятностными, однозначно не предсказуемыми – 2. вероятностный детерминизм. Аналогичной позиции относительно человека придерживаются последователи некоторых направлений психологии, например, экзистенциальнойпсихологии, в которой постулируется существование у человека свободной воли, находящейся за пределами возможности прямолинейного научного анализа причин и следствий. Если непредсказуем полет электрона, то тем более невозможно определить, о чем, например, подумает человек в той или иной ситуации или как он себя в ней поведет. Иначе говоря, утверждается, что человек является уникальным, совершенно необычным, во многом или в основном загадочным и пока не имеющим известного природного прецедента самодетерминированным существом. Наука, очевидно, способна установить все факторы поведения человека вплоть до единого, математически точно описать влияние каждого из них по отдельности и в их совокупности, но только сам этот человек окончательно решает, какой фактор для него важнее в тот или иной момент, что именно имеет для него смысл и что - нет, и не суть важно, касается ли этот фактор его личных проблем или его представлений об основах мироздания. В классической психопатологии господствует принцип жесткого детерминизма, который гласит: любой психопатологический феномен имеет определенную причину и эта причина известна или принципиально может быть установлена, поскольку, с позиции биологической психиатрии, форма болезненного явления (навязчивость, бред, обман восприятия и т.п.) детерминирована исключительно характером нарушения нейрофизиологических процессов. Содержание болезненных переживаний, в свою очередь, характеризует личностные качества человека, оно не поддается нейрофизиологической трактовке и потому лишается существенного значения для понимания природы симптома и болезни в целом. Психиатры, воспитанные в традициях биологической психиатрии («бездушной психиатрии», как иронически иногда ее называют), основное внимание уделяют в своей деятельности изучению симптоматики расстройства, его диагностике, выявлению степени готовности к суициду, показаний к лекарственной терапии и профилактике рецидивов болезни и т.п., другие, психологические аспекты работы интересуют их в меньшей степени. Содержательные, личностные аспекты психического расстройства иногда относятся при этом к компетенции клинической психологии, хотя разделить это двуединство проще в нашем сознании, чем это делать на практике, так как болезненные феномены, как некие заранее заготовленные формы, всегда заполняются психологическим содержанием, также немаловажным в клиническом плане. Значение содержательных аспектов существенно возрастает в так называемой пограничной психиатрии, например, при изучении расстройств личности и поведения.

Рекомендуем почитать

Наверх