Икона царицы александры. Житие святой мученицы царицы александры римской Житие александры римской

Протекает 31.01.2021
Протекает

Журнал «Фома» продолжает рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Сегодня мы предлагаем познакомиться с мудрыми изречениями Александры Федоровны Романовой – страстотерпицы и жены последнего русского императора Николая II.

О Боге и жизни по вере

Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.

Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера - это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи - день, а после бури - тишина.

Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение - это не что-то низменное, это Божественное.

Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.

Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная.

Радость - это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.

Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.

О человеке и добродетелях

Мы должны стать настоящими людьми.

Быть великим - значит быть счастливым, - это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым - значит быть счастливым, - вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.

Душа пишет свою историю на теле.

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недо­статках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят дру­гие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благо­дарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.

Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.

Основа благородного характера - абсолютная искренность.

Чистота помыслов и чистота души - вот, что действительно облагораживает.

Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности.

Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, - это терпение.

Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.

Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.

Будь мужественным - это главное.

Настоящая добродетель - это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.

Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.

Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство...

От­давайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным по­средникам, иначе само деяние, которое апостол назвал "трудъ любве" (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам серд­це. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедня­ков - созданий Христа.

Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными - это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть - победа.

Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.

Нравственность - вот, что определяет смысл какого-нибудь поступка - смысл суетный или неотмирный.

Самое трудное, что человек должен преодолеть - это самого себя.

Взаимоотношения людей. Любовь, семья

Жизнь человечества - это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей - это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.

Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.

Потщиться сделать счастливыми своих ближних - это путь и к собственному счастью.

Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.

Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.

Слова добрые всегда соединяют.

Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.

Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, - тысячею способов может помочь ближним.

Невзгоды - это то время, когда нужно поддержать ближнего.

В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.

Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.

Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе - это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг - это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.

Одно слово охватывает все - это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.

Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.

Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.

Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.

Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь - это совершенное самоотречение.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

Пока любишь, прощаешь.

Брак - это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.

Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.

Отношение к женщинам - вот лучший способ проверить благородство мужчины.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви - это наш дом - самое родное место для нас в мире.

Жизнь. Умиротворение

Каждый день - это жизнь в миниатюре.

Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.

Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!

Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.

Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, толь­ко продолжай идти.

Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

Нет человека настолько бедного, чтобы он мог счи­тать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позво­лил Господу решать все за него.

У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.

Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.

Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.

Покой, который дает нам Господь, - это покой души - не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.

Беспокойство делает нас слабыми.

Раздраженный ум не может ясно мыслить.

Покой - это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться. Учиться, взяв на себя иго Христово.

Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам - это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, - жизнь победителей.

Биография Александры Феодоровны Романовой

Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская; 6 июня 1872 - 17 июля 1918) - российская императрица, супруга Николая II (c 1894 года).

Будущая императрица появилась на свет в 1872 году в Дармштадте (Германия), в семье великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. 1 июля 1872 года она была крещена по лютеранскому обряду.

Алиса была любимой внучкой королевы Виктории.

В возрасте 12-и лет (1884 год) принцесса Алиса впервые приехала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Эллы (в православии - Елизавета Фёдоровна), которая сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Затем в 1889 году Алиса посетила Россию во второй раз по приглашению великого князя Сергея Александровича. Во время этого визита принцесса познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем.

Молодые люди сразу же обратили друг на друга внимание, но им пришлось бороться за свое счастье, т. к. родители цесаревича были против их. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке Николая и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Несколько месяцев перед свадьбой Алиса изучала основы православия и русский язык, и 21 октября (2 ноября) 1894 года в Ливадии (Крым) приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна).

14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. У них родились четыре дочери: Ольга (3/15 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая/10 июня 1897 года), Мария (14/26 июня 1899 года) и Анастасия (5/18 июня 1901 года).

Спустя некоторое время, 30 июля (12 августа) 1904 года в семье молодого императора родился долгожданный сын - цесаревич Алексей Николаевич. Но к большому несчастью всей царской семьи он унаследовал по линии матери тяжелую болезнь - гемофилию.

Николай и Александра стойко переносили это испытание, окружив цесаревича нежной заботой и любовью. Это была по-настоящему дружная христианская семья, где родители смогли дать своим детям доброе воспитание словом и примером.

Во время Первой мировой войны в Царском Селе, где большую часть времени проживала императорская семья, был оборудован госпиталь для раненных солдат, и императрица Александра Фёдоровна вместе с дочерями Ольгой и Татьяной работали в нем хирургическими медсестрами (пройдя предварительное обучение).

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, императорская семья была арестована в соответствии с постановлением Временного правительства и находилась какое-то время под домашним заключением в Александровском дворце, затем, в начале августа 1917 года, была выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков - в Екатеринбург.

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева царская семья приняла мученическую кончину: Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети были расстреляны…

В августе 2000 года император Николай II и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых страстотерпцев.

Свя-тая Алек-сандра, су-пру-га им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на, бы-ла тай-ной хри-сти-ан-кой. Ви-дя твер-дость ве-ры свя-то-го Ге-ор-гия во вре-мя его му-че-ний, она ре-ши-лась от-кры-то сви-де-тель-ство-вать о сво-ей ве-ре в Иису-са Хри-ста. Она от-пра-ви-лась к ме-сту, где му-чи-ли св. Ге-ор-гия, упа-ла к но-гам ве-ли-ко-му-че-ни-ка и пе-ред все-ми объ-яви-ла се-бя хри-сти-ан-кой. Озлоб-лен-ный Дио-кли-ти-ан при-го-во-рил ца-ри-цу к смер-ти. Свя-тая Алек-сандра му-же-ствен-но при-ня-ла этот при-го-вор и крот-ко по-шла на ме-сто каз-ни, мо-лит-вен-но об-ра-щая свой взор на небо. По до-ро-ге она, уто-мив-шись, по-про-си-ла во-и-нов поз-во-лить ей немно-го от-дох-нуть. При-сло-нив-шись к стене од-но-го зда-ния, она ти-хо скон-ча-лась. Ее мир-ная кон-чи-на по-сле-до-ва-ла 21 ап-ре-ля 303 го-да, но па-мять ее празд-ну-ют од-новре-мен-но с ве-ли-ко-му-че-ни-ком Ге-ор-ги-ем, 23 ап-ре-ля по цер-ков-но-му ка-лен-да-рю.

Полное житие мученицы Александры, Римской императрицы

Свя-тая ца-ри-ца Алек-сандра, о мни-мой кон-чине ко-то-рой бы-ло за-пи-са-но в му-че-ни-че-ских ак-тах свя-то-го Ге-ор-гия, со-став-лен-ных сра-зу по-сле его кон-чи-ны, спо-до-би-лась, од-на-ко, му-че-ни-че-ско-го вен-ца несколь-ки-ми го-да-ми поз-же, в 314 го-ду.

За эти го-ды про-изо-шло мно-го со-бы-тий. Им-пе-ра-тор Дио-кли-ти-ан в 305 го-ду от-рек-ся от пре-сто-ла, и власть пе-ре-шла к его со-пра-ви-те-лю Мак-си-ми-а-ну Га-ле-рию (305-311), фа-на-ти-ку язы-че-ства, гру-бо-му и же-сто-ко-му во-и-ну. Его же-ной бы-ла дочь свя-той ца-ри-цы Алек-сан-дры - свя-тая му-че-ни-ца Ва-ле-рия, ко-то-рую Дио-кли-ти-ан вы-дал за-муж про-тив ее во-ли еще в го-ды сво-е-го прав-ле-ния. Свя-тая Алек-сандра вос-пи-та-ла дочь в хри-сти-ан-ском бла-го-че-стии. Ко-гда умер Га-ле-рий, им-пе-ра-тор Мак-си-мин стал до-мо-гать-ся ее ру-ки. По-лу-чив от-каз, он со-слал свя-тую Ва-ле-рию в Си-рию, где она жи-ла вме-сте с ма-те-рью. По-сле смер-ти Мак-си-ми-на в 313 го-ду мать и дочь при-бы-ли в Ни-ко-ми-дию, на-де-ясь на ми-лость им-пе-ра-то-ра Ли-ки-ния (313-324). Вме-сте со свя-тым рав-ноап-о-столь-ным ца-рем Кон-стан-ти-ном он под-пи-сал Ми-лан-ский эдикт, ко-то-рый предо-став-лял хри-сти-а-нам сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния, од-на-ко втайне оста-вал-ся вра-гом хри-сти-ан-ства. Ли-ки-ний при-ка-зал каз-нить свя-тую ца-ри-цу Алек-сан-дру и дочь ее Ва-ле-рию. Они бы-ли обез-глав-ле-ны, и те-ла их бро-си-ли в мо-ре.

День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия — 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.

Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) — ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги — сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.

На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала языческих богов, чем навлекла на себя гнев своего супруга.

За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.

Покровительница русских монархов

Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны — супруги Николая I, Александры Фёдоровны — супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры — «кокошники».

Резной деревянный иконостас — подарок императора Николая I — явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.

Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.

Разрушение храма

Божественные службы в церкви во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.

После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена винтовая лестница, не было ни окон, ни дверей.

Восстановление храма

В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.

Другие храмы во имя святой Александры

В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны — галантерейному предприятию.

В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской православной церкви. В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.

В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской. В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.

Иконы

Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в соборе Владимирской иконы Божией Матери, в храме Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия. Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.

Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.

В чем помогает святая

Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.

Будущая Российская Императрица Александра Федоровна, супруга Государя Николая II, родилась 25 мая 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, входившего в состав Германской империи. Она была шестым ребенком в семье Великого Гессен-Дармштадтского герцога Людвига IV и английской принцессы Алисы, второй дочери королевы Виктории. Новорожденную принцессу назвали Алисой в честь матери, но в семье её называли «Аликс», а за веселость и красоту прозвали «Солнышко». В возрасте 5 лет она вместе с матерью каждую субботу посещала больницы в Дармштадте, где разносила больным цветы. Герцогиня Алиса Гессенская воспитывала своих семерых детей в английских традициях простоты, милосердия и скромности, приучала к простой и трудолюбивой жизни, основанной на религиозно-нравственных принципах. В возрасте 35 лет она скончалась от дифтерита. После смерти матери Аликс с 6 лет жила у бабушки, королевы Виктории, при дворе которой получила разностороннее образование. К 15-ти годам она свободно владела несколькими языками; знала историю, географию, английскую и немецкую литературу, основы математики, искусствоведения. В юности посещала лекции на философском факультете Гейдельбергского университета, где получила диплом бакалавра философии. Аликс блестяще играла на фортепьяно, неплохо рисовала, искусно вышивала.

Впервые принцесса Алиса посетила Россию в двенадцатилетнем возрасте в июне 1884 года, приехав на свадьбу сестры, принцессы Эллы, будущей преподобномученицы Елизаветы, которая выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Уже тогда ей понравился цесаревич Николай, хорошо воспитанный, образованный юноша. В 1916г. в письме к супругу императрица Александра Федоровна свидетельствовала: «Моё детское сердце уже стремилось к Тебе с глубокой любовью». Второй раз она прибыла в Россию в январе 1889 года в гости к своей сестре Элле - княгине Елизавете Федоровне. В тот приезд юная принцесса произвела сильное впечатление на наследника русского престола Николая Александровича, и он стал просить у родителей благословение на брак с Аликс, но получил отказ: Александр III надеялся на брак сына с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского, претендента на французский престол. Вторым препятствием на пути к их совместной жизни была необходимость для принцессы Алисы отказаться от протестантства и принять Православие. Аликс вначале думала, что никогда не сможет предать свою религию, и несколько лет провела в глубокой внутренней борьбе с самой собой. Однако любовь и глубокая вера наследника престола Николая помогли ему убедить возлюбленную в красоте и благодатности Православной религии. Цесаревич писал Аликс: «Пусть не тревожит Тебя совесть о том, что моя вера станет твоей верой. Когда ты узнаешь после, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как величественны и величавы наши богослужения, Ты их полюбишь, Аликс, и ничего не будет нас разделять... Ты едва ли представляешь всю глубину нашей религии». 8 апреля 1894г. принцесса Алиса согласилась стать женой Николая Александровича и с большим усердием принялась за изучение русского языка и Православной веры. Её духовным наставником был специально посланный для этой цели в Дармштадт протоиерей отец Иоанн Янышев.

Резкое ухудшение здоровья императора Александра III в 1894 году способствовало быстрому решению вопроса о престолонаследовании и женитьбе цесаревича. В начале октября Аликс вызвали телеграммой в Крым, в Ливадию, где в то время находилась царская семья. 20 октября Александр III скончался, и в тот же день новый император Николай II принял на себя всё бремя управления Российской империей. На следующий день, 21 октября 1894 года, принцесса Алиса через Миропомазание, которое совершил о. Иоанн Кронштадтский, была принята в лоно православной Церкви и наречена Александрой Федоровной, а 14 (26) ноября в церкви Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца состоялось бракосочетание императора Николая II и Александры Федоровны.

В тот день она написала в дневник Ники (так она приватно называла мужа): «Никогда бы не поверила, что в мире может быть такое полное счастье, такое чувство единения двух земных существ. Больше не будет разлук. Наконец-то, мы вместе, связаны узами на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, в ином мире мы встретимся снова, чтобы быть навечно вместе». 14 мая 1896г. в Успенском соборе Кремля состоялось коронование царственной четы. В тот день Александра Федоровна стала Императрицей России. Впоследствии царица писала своей сестре, что для нее эта церемония явилась как бы таинством, обручившим ее с Россией.

Николай II и Александра прожили в мире и согласии почти четверть века, и никогда этот союз не был омрачен ни одной ссорой или серьезной размолвкой. И через много лет они любили друг друга, как молодожены.

Молодая Императрица была наделена изумительной красотой. Анна Танеева, близкая подруга царицы Александры, писала о ней в своих воспоминаниях: «Она была статная, хрупкая; прекрасно сложена, с изумительно белой шеей и плечами. Ее густые золотистые волосы были так длинны, что покрывали ее всю, если она распускала их. Цвет лица - как у ребенка, розовый, ровный. У Императрицы были огромные темно-серые блестящие глаза. Позднее печали и тревоги придали ее глазам ту постоянную меланхоличность, которая стала привычной».

Трудно было молодой государыне первое время в новом отечестве. Она целыми днями была одна, так как муж днем был занят государственными делами. Кажущаяся холодность и сдержанность царицы начались с этого времени почти полного одиночества. «Я мучаюсь и плачу целыми днями, - писала она своей подруге, графине Ранцау, фрейлине своей сестры, принцессы Ирэн, - моего мужа отовсюду окружают лицемерие и лживость... Всё делается ради личных выгод, и повсюду интриги, и всегда только интриги». Застенчивая от природы, она не любила светского общения, балов. Ей была чужда моральная распущенность, царившая в придворной среде. Не сложились у Аликс отношения со свекровью, которая ревновала сына Ники к жене. Вдовствующая императрица не оказала Александре моральной поддержки и покровительства. Видя это, некоторые дамы высшего света стали скверно относиться к молодой императрице и распространяли о ней ложные слухи. Так юная Аликс оказалась в атмосфере неприятия.

Единственным человеком из новых родственников, кто принял бывшую немецкую принцессу с сердечным расположением, была 12-летняя девочка, младшая сестра Государя, великая княжна Ольга Александровна. Она вспоминала впоследствии: «Из всех нас, Романовых, Аликс наиболее часто становилась объектом сплетен и даже клеветы. Она так и вошла в историю оклеветанной... Даже в самый первый год Ее пребывания в Аничковой дворце - я это хорошо помню - стоило Аликс улыбнуться, как злюки заявляли, будто Она насмешничает. Если у Нее был серьезный вид, говорили, что она сердита». Никто не догадывался, что постоянное физическое недомогание было тому причиной. Фрейлина София Буксгевден свидетельствовала: «У Нее была постоянная боль и чувство удушения, почти хроническая невралгия и вместе - радикулит, от которого она тяжко страдала». Окружающим казалось, что выражение лица царицы говорит о высокомерии и чопорности, в то время как та, кусая губы, едва сдерживала сильную боль.

Одним из первых начинаний царицы Александры Федоровны в России на поприще милосердия было предложение придворным дамам: каждой шить в год по три платья для бедных. Русские аристократки были шокированы таким предложением. Осуждали они её за подарки: собственноручно ею с большой любовью связанные шерстяные платки или шарф. Осуждали и за то, что она удостаивала дружбой простых людей. Она была весьма взыскательной в нравственном плане и не терпела лжи и фальши, а потому дружила с людьми искренними и бесхитростными. «Меня не беспокоит, богат тот человек или же беден. Друг для меня, кем бы он ни был, всегда остается другом». Вот и было у нее четыре близких ей подруги: Анна Танеева-Вырубова, Юлия Ден, баронесса София Буксгевден, графиня Анастасия Гендрикова. Эти женщины остались верны Царице и во время тяжких испытаний. Если же Александра Федоровна в ком-то разочаровывалась, то навсегда порывала с таким человеком все связи.

Предметом насмешек стала религиозность Александры Федоровны, которую называли фанатичкой и ханжой. Флигель-адъютант Мордвинов искренне изумлялся: «Я до сих пор теряюсь в догадках, каким образом Государыня, выросшая в среде, совершенно чуждой и противоположной русскому «народному» Православию, сумела впитать в себя самые характерные и глубокие его черты». О глубокой религиозности государыни свидетельствует А.Теглева, няня царских дочерей: «Она много молилась и была очень религиозна. Я не видела никогда столь религиозного человека. Она искренне верила, что молитвой можно достичь всего». В письмах Александры Федоровны раскрываются глубина ее веры и надежды на помощь Божию: «В молитве утешение: жалею я тех, которые находят не модным, не нужным молиться...», «...Нет более глубокой и радостной жизни, чем жизнь, наполненная самопожертвованием в служении Христу». В другом письме она пишет: «Господи, помоги тем, кто не вмещает любви Божией в ожесточенных сердцах, которые видят только все плохое и не стараются понять, что пройдет все это; не может быть иначе, Спаситель пришел, показал нам пример. Кто по Его пути следом любви и страдания идет, понимает все величие Царства Небесного». Еще один отрывок из письма Александры Федоровны: «В людей я почти не верю, но зато всем своим существом - в Бога, и всё, что случится, не отнимет эту веру... Если награда не здесь, то там, в другом мире, и для этого мы и живем. Здесь всё проходит, там - светлая вечность». В трудные минуты жизни Церковь являлась для нее главным утешением. Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната Александры Федоровны во дворце представляла собой соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами. В июле 1903 года Николай II и Александра Федоровна участвовали в торжествах прославления и открытия мощей преп. Серафима Саровского. Государыня любила посещать монастыри, встречаться с подвижниками. Она посетила блаженную Пашу Саровскую в Дивеевской обители. В 1916 году она навестила новгородскую старицу Марию Михайловну, жившую в Десятинном монастыре и уже много лет лежавшую на железной кровати в тяжелых веригах. «Вот идет мученица - царица Александра!» - такими словами встретила ее блаженная Мария. Затем благословила ее, поцеловала и сказала: «А ты, красавица, - тяжелый крест - не страшись».

Александра Федоровна несла подвиг жены и матери. В семье родились 4 дочери: святые мученицы великие княжны Ольга (1895), Татиана (1897), Мария (1899), Анастасия (1901). 30 июля 1904года на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола - св. мученик цесаревич Алексей Николаевич, которому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории - гемофилия.

Самые близкие люди знали, какие добрые взаимоотношения были внутри монаршей семьи. Все свидетельствовали об идеальном браке царя и царицы. Николая II и Александру Федоровну объединяла взаимная любовь, крепнувшая с годами, прошедшая множество испытаний. Государыня в одном из своих писем к государю писала: «В нынешние времена редко видишь такие браки... Ты моя жизнь, мой свет... Когда на сердце тяжело от забот и тревог, каждое проявление нежности дает силу и бесконечное счастье. Ах, если бы дети наши могли бы так же быть счастливы в своей супружеской жизни». За два года до смерти царица Александра писала мужу: «Я так люблю получать от тебя цветы, они - залог нежной любви. Не каждый муж подумает о том, чтобы послать цветы своей старой жене». Генерал М.К. Дитерихс писал: «Александра Федоровна была примером самоотвержения, преданности и заботы о Государе. Она сумела передать и воспитать в детях те же высокие чувства, сосредоточившие внимание и почитание семьи на отце».

Императрица воспитала прекрасных дочерей - веселых, доброжелательных, могущих сочувствовать чужому горю. Центром семьи был цесаревич Алексей. Он мог внезапно умереть от внутреннего кровотечения, вызванного даже легким ушибом, а потому тревога за жизнь наследника престола была постоянной спутницей царской четы. Когда он болел, испытывая страшные мучения, вместе с ним страдала вся семья, особенно его мать. Медицина оказалась в данном случае бессильна. Таинственный сибирский крестьянин Григорий Распутин не раз останавливал кровотечения у наследника, спасая тем самым его жизнь. В царской семье Распутина уважали не только за то, что он исцелял Алексея Николаевича: в нем видели Божьего человека. Государыня называла Распутина «нашим Другом», относилась к нему как к старцу и считалась с его мнением. Но она никому его не навязывала, тем более государю. Между тем близость старца ко Двору породила массу слухов и сплетен. Ему приписывали огромное влияние не только на Императрицу, но и на Императора и на государственную политику, что не соответствовало действительности.

Императрица прославилась своей широкой благотворительностью. Так как личный её доход был невелик, то ей приходилось урезывать свои расходы, чтобы выделить деньги на нужды благотворительности. На свои личные средства Александра Федоровна выстроила в Крыму несколько санаториев для больных туберкулезом, куда приезжала с дочерьми, не боясь заразиться, чем породила среди светской публики злые сплетни. «Сколько я возила денег от Ее Величества на уплату лечения неимущим!... Сколько я видела слез благодарности! Но никто об этом не знал; Государыня запрещала мне говорить об этом», - писала А.А. Вырубова. Императрица имела искреннее желание быть полезной России и русскому народу. К началу 1909 года под ее покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестер милосердия, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Петергофское общество вспомоществования бедным, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-инвалидов и эпилептиков, Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом, Дом трудолюбия образованных женщин, Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества. Она основала «Школу нянь», в которой девушки и матери обучались уходу за детьми; организовала «Школу народного искусства» для обучения кустарному делу крестьянских девушек; учредила дома призрения для падших девушек и др.

Когда после революции 1905 года была уничтожена цензура, газеты принялись поливать царицу грязью. Наполеон Бонапарт в свое время метко высказался насчет прессы: «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия». Александру Федоровну часто обвиняли в «истеричности» и даже в «ненормальности». Она знала всё, что говорили и писали о ней. Затем стали звучать голоса об ее «адюльтерах». В число «интимных партнеров» зачисляли Григория Распутина, графа А.Н. Орлова и даже Анну Вырубову. Николай II писал по этому поводу: «Никто из благородных людей не может верить или обращать внимание на подобную пошлость». Лили Ден вспоминала в эмиграции: Императрица «знала и читала всё, что говорили и писали о Ней. Однако, как ни пытались авторы анонимных писем очернить Ее, а журналисты облить Ее грязью, ничто не прилипало к чистой душе Императрицы. Я видела, как Она бледнеет, как глаза Её наполняются слезами, когда что-то особенно подлое привлекало Её внимание. Однако Ее Величество умела видеть сияние звезд над грязью улицы».

Во время Первой мировой войны Императрица, словно забыв о своей болезни и слабости, сразу же принялась за организаторскую работу по устройству складов бельевых и медицинских принадлежностей, лазаретов и санитарных поездов. Вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной она окончила курсы сестер милосердия при дворцовом госпитале и трудилась как медсестра. При слабом здоровье она целые дни проводила в операционных, перевязочных и больничных палатах. Анна Вырубова рассказывала в своих воспоминаниях: «Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны». София Буксгевден писала о Царице как о медсестре: «Ее Величество отличалась ловкостью и проворством, к тому же она привносила в свою работу нечто, особенно ценное для пациента - умение воспринимать чужие страдания как свои и способность ободрить и утешить страждущего. Ни мать, ни дочери никогда не отказывались от самой трудной и утомительной работы...» Заботы мужа, его тяжелые обязанности очень волновали Императрицу, и во время войны она решила помогать ему в государственных делах. Она горела желанием разделить тяжесть ноши любимого человека: «Ты всё переносишь один, с таким мужеством! Позволь мне помочь тебе, моё сокровище! Наверно, есть дела, в которых женщина хочет быть полезна. Мне так хочется облегчить тебя во всём».

С каждым годом росло в русском обществе недовольство Императрицей. Поток клеветы и гнусностей распространяли внешние и внутренние враги России. Обстановка вокруг Александры Федоровны особенно накалилась во время Первой мировой войны. Милюков с трибуны Госдумы, размахивая немецкой газетой, в которой говорилось, что царица - немецкая шпионка, произнес речь: «Глупость или измена?» - убеждая общество в том, что измена свила гнездо в царском дворце. Сама Александра Федоровна говорила своей подруге Лили Ден: «С какой стати утверждают, будто я симпатизирую немцам? Двадцать лет я прожила в Германии, но и в России двадцать лет! Все мои интересы, будущее моего сына связаны с Россией. Следовательно, разве я могу быть не русской?» После отречения Государя следственная комиссия при Временном правительстве не смогла установить виновность Николая II и Александры Федоровны в каких-либо преступлениях, однако замалчивание результатов комиссии привело к появлению отрицательных слухов о личности Императрицы.

2 марта 1917г. Николай II отрекся от престола за себя и Наследника. 8 марта по постановлению Временного правительства Императрица с детьми была арестована генералом Корниловым в Царском Селе, в тот же день в Могилеве был арестован Государь. Александра Федоровна осталась одна. Дети болели корью в тяжелой форме, придворные предательски покинули дворец, лишь немногие остались верны семье. Электричество было отключено, воды не было - лед топили на плите. Императрица не пала духом, поддерживала верных солдат, оставшихся нести караул вокруг дворца. Она писала мужу в Могилев о болезни детей, о своей любви к нему. 9 марта арестованного Императора доставляют в Царское Село. В тот день Анна Вырубова записала в дневнике: «Как пятнадцатилетняя девочка бежала она по бесконечным лестницам и коридорам ему навстречу. Встретившись, они обнялись, и, оставшись наедине, разрыдались». В начале заключения Государя и Императрицы Ю.А. Ден предложила начать хлопоты о вывозе всей семьи в Италию. На это предложение императрица ответила: «Тот подлец, кто бросает свою Родину в такой тяжелый момент. Пускай с нами делают что угодно, сажают в Петропавловскую крепость. Но мы никогда не уедем из России».

1-го августа 1917г. царская семья по решению Временного правительства отбыла в ссылку в Тобольск, где прожила 8 месяцев в заключении в доме губернатора. Александра Федоровна учила детей, читала, вышивала. По воскресным вечерам утраивались небольшие театральные представления. Во время Великого Поста, вспоминал учитель английского языка Гиббс, «Императрица сделала каждому копию Канона (Андрея Критского) на русском языке». Это означало неоднократно переписать от руки 25 страниц Канона.

Александра Федоровна умела любить беззаветно и преданно. Как сильно она любила мужа, детей, друзей, точно так же она любила и Россию, которая стала для нее Родиной. Она полюбила ее, ее простых, добрых людей. Боль за Россию и за ее народ переполняла душу Государыни и в ссылке. Из Тобольска она писала Вырубовой: «... Чувствую себя матерью страны и страдаю, как за своего ребенка, и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь и все согрешения. Ты знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца и Россию тоже... Господи, смилуйся и спаси Россию! Молюсь непрестанно».

В апреле по решению большевиков семья из Тобольска была доставлена в Екатеринбург, в дом инженера Ипатьева. Здесь жизнь царской семьи была подчинена тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, часовая прогулка, скудный продовольственный паек, обыски, враждебность стражи. В столь тяжелом положении узники проявляли удивительное благородство и ясность духа. Вера, как писал Пьер Жильяр, «очень сильно поддерживала мужество заключенных. Они сохранили в себе ту чудесную веру, которая уже в Тобольске вызывала удивление окружающих и давала им столько сил и столько ясности в страданиях. Они уже почти порвали с здешним миром». Они готовились к мученической кончине. Императрица старалась не выходить на прогулку, так как охранники задавали ей вопросы: как она сожительствовала с Распутиным. Государыня страдала и все время молилась. Она писала: «Надо перенести все эти унижения, гадости, ужасы с покорностью. И Он спасет, долготерпелив и милостив - не прогневается до конца...Без этой веры невозможно было бы жить...» Царица с мужем и детьми была расстреляна в ночь на 17 июля 1918 года. Ей было всего 46 лет.

В 1991 году Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, а в августе 2000 года и Московским Патриархатом. Спустя 100 лет после зверского убийства царской семьи к нам возвращается святой и светлый образ царицы-мученицы, пленяющий своей нравственной красотой и достоинством. Духоносный старец Николай (Гурьянов) говорил о ней: «Императрица была самой великой Русской Царицей».

Александра Римская (греч. Αλεξάνδρα, царица Александра; ? — 21 апреля 303 года) — христианская святая, почитаемая как мученица. Память совершается в православной церкви 23 апреля (по юлианскому календарю), в коптской церкви — 10 апреля.


Святая царица Александра
Бодаревский Николай Корнилиевич.(1850—1921)

Жизнеописание

Об Александре известно из жития Георгия Победоносца, в нём она называется царицей и женой императора Диоклетиана. Александра, видя страдания Георгия и неоднократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру. За это она была приговорена мужем к усечению мечом. По пути к месту казни Александра, устав, попросила воинов остановиться и, прислонившись к стене здания, мирно скончалась (по другой версии жития она, как и святой Георгий, была усечена мечом).

Мнение историков

Женой императора Диоклетиана была Приска, о которой известно, что она действительно исповедовала христианство. Существует вероятность, что имя Александра она действительно могла получить после своего крещения. При этом у Симеона Метафраста, в Ватиканском кодексе (916 год), других византийских и латинских древних текстах Александра не называется женой Диоклетиана. Исключение составляет компиляция Феодора Дафнопата. Возможно, она являлась вдовой одного из императоров, правивших до Диоклетиана.

Попытка отождествить Александру и Приску была сделана только в XX веке. Так в минее, изданной Московской патриархией, смерть Александры в 303 году названа мнимой и мученическая кончина отнесена к 313 году (смерть Приски). Однако эта версия не подтверждается древними каноническими житиями и восточными апокрифами

Почитание.

6 мая (23 апреля по старому стилю) - Дата памяти Александры известна с X века и указана в Типиконе Великой церкви и Минологии императора Василия, а также других греческих рукописях. На славянский язык краткое житие Александры было переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского. Отдельной службы Александре не предусмотрено, она упоминается в бденной службе великомученика Георгия, где ей написан отдельный тропарь.

В иконографии встречаются как отдельные изображения святой Александры, так и в сюжетах из жития великомученика Георгия: исповедание Александрой веры перед Диоклетианом, осуждение и мученичество святого Георгия. В «Ерминии» про изображение Александры сказано в контексте сцены казни Георгия: «Поодаль… царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу». В иконописном подлиннике сообщается: «Аки Екатерина, подобием такова».

Фёдоровский собор в Царском Селе. Мозаика Царского крыльца (правая сторона)

В XIX веке в России Александра Римская стала небесной покровительницей ряда императриц (Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая I), Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая II)). В этот период в её честь был освящён целый ряд храмов в Москве, в том числе нижний престол Церкви царевича Иоасафа в Измайлове.

Святая царица Александра, о мнимой кончине которой было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году.

За эти годы произошло много событий. Император Диоклитиан в 305 году отрекся от престола и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305 - 311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину.
Его женой была дочь святой царицы Александры - святая мученица Валерия, которую Диоклитиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии.
Когда умер Галерий, император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313 - 324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.

Икона «Святая царица Александра» в Царском Селе.

Святая царица Александра, вознесенная на небо
К.П. Брюллов, 1845

Икона «Святая царица Александра» - необыкновенное произведение в творчестве Карла Павловича Брюллова. Образу великомученицы, царицы Александры художник придал портретные черты младшей дочери императора Николая I Александры, умершей в 1844 г. в девятнадцатилетнем возрасте.

В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым.

Тропарь мученицы царицы Александры
глас 4
Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших.

Современники, говоря о старших дочерях императора, подчеркивали их особую красоту, у Адини, как звали в семейном кругу Александру Николаевну, отмечали "большой талант души и сердца". В 18 лет она была неотразима: " Кто тогда видел великую княжну, ... тот должен был сказать, что небо наделило свое лучшее создание всеми талантами духа и всем блеском земли".
Перед очарованием княжны не смог устоять приехавший в Россию 22-х летний наследник датского престола гессенский принц Фридрих Вильгельм. В январе 1844 г. состоялась свадьба. В тот период, когда будущее представлялось Адини "как заря прекрасного дня", развился незамеченный докторами недуг (чахотка), быстро получивший дальнейшее развитие в связи с беременностью.
Мужественно и безропотно переносившая страдания, Александра Николаевна в июле "дала жизнь" шестимесячному мальчику, который скончался спустя 9о минут после своего рождения. Через пять часов за ним последовала его прекрасная мать. Весь Петербург оделся в траур, в городе не было "ни одного сухого глаза".
В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым. Икону заказали офицеры Преображенского полка. Художника, всячески игнорировавшего царские заказы, потрясла смерть юного существа. Он создал образ Александры, к которой сам трепетно относился. Преображенцы преподнесли икону императору.

Рекомендуем почитать

Наверх