Муза астрономия. Урания, муза астрономии. Занимательные сведения об Урании

С чего начать? 18.01.2024
С чего начать?

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.

adUnit = document.getElementById("google-ads-vXMt"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 970) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length > 2) { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } else { adcount = document.querySelectorAll(".ad_unit").length; tag = "ad_unit_970x90_"+adcount; google_ad_width = "970"; google_ad_height = "90"; google_ad_format = "970x90_as"; google_ad_type = "text"; google_ad_channel = ""; } } else { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } adUnit.className = adUnit.className + " ad_unit " + tag; google_ad_client = "ca-pub-7982303222367528"; adUnit.style.cssFloat = ""; adUnit.style.styleFloat = ""; adUnit.style.margin = ""; adUnit.style.textAlign = ""; google_color_border = "ffffff"; google_color_bg = "FFFFFF"; google_color_link = "cc0000"; google_color_url = "940f04"; google_color_text = "000000"; google_ui_features = "rc:";

Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.

Муза Каллиопа – муза эпической поэзии

Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

Каллиопа – мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону - знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках – стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Муза Клио – покровительница истории

Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени – “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.

Муза Мельпомена – муза трагедии

В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен – описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.

Мельпомена является матерью сирен – морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.

Муза Талия – муза комедии

Талия или в другом варианте Фалия - в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

От Талии и Аполлона родились корибанты – мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.

Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа - палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Муза Полигимния – муза торжественных гимнов

Полигимния – в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам - писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.

Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

Муза Терпсихора – муза танца

Терпсихора - муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Муза Урания – муза астрономии

Урания - муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.

Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному - к Небу и Звездам.

Муза Эвтерпа – муза лирической поэзии

Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») - в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.

Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.

Муза Эрато – муза любовной поэзии

Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору – имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .

Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы – кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.

Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.

По материалам Википедии

В современном мире не принято говорить об искусстве науки так, как мы рассуждаем о хореографии, поэзии, театре или вокале. Дело в том, что древние греки, в отличие от нас, воспринимали Космос как самое совершенное произведение искусства и муза Урания воспринималась ими как вдохновительница его познания. Впервые ее имя в западной литературе встречается в работе Гесиода. Прежде чем узнать больше о самой Урании, познакомимся с ее божественными родственниками.

Кто такие музы?

Согласно представлениям эллинов, музы - это девять дочерей верховного бога Зевса и Мнемосины, богини памяти. Каждая считавшаяся важной, по мнению древних греков, должна была иметь свою покровительницу - музу, и благодаря ей развиваться и процветать. Кроме того, все музы, в том числе и муза Урания, сопровождали и вдохновляли Мусагета-Аполлона, бога искусств и гармонии, олицетворяли собой все самое мудрое, светлое и прекрасное, включая мораль, науку и все виды искусства.

Сферы покровительства

Самое первое упоминание о музах встречается в произведениях Гомера, в других источниках также содержатся сведения о девяти дочерях Зевса и курируемых ими областях науки и искусства:

Самая серьезная муза

Как уже говорилось, муза Урания (фото ее скульптуры вы видите) - самая младшая среди девятерых сестер, но она же и самая знающая и умная из них. Она красива, как и все остальные музы, ведь греки исповедовали принцип калокагатии, заключавшийся в том, что внешне прекрасное так же прекрасно и внутри. Поэтому у покровительниц просто не могло быть неприглядного внешнего облика.

Несмотря на то, что Урания вместе с сестрами сопровождает, вдохновляя, Мусагета, с удовольствием танцует и веселится на праздниках в честь Диониса, она олицетворяет силу познания и созерцания. Муза Урания зовет всех отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в изучение и созерцание величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы. Как уже говорилось, все музы владеют определенными атрибутами, у Урании это небесная сфера и циркуль.

За что она отвечает?

Наши современные представления о такой точной науке как астрономия не допускают каких-либо точек пересечения с поэзией или другим искусством. Однако во времена формирования греческой мифологии и возникновения культа муз астрономия была больше искусством, нежели Урания — муза астрономии, начинавшей вместе с математикой и астрологией свое развитие в древней Греции.

Со временем эллины сумели достичь значительных высот в изучении небесного свода, звезд и Космоса. Именно в древней Греции в III веке до н. э. первым сформулировал гипотезу о гелиоцентризме, а вычисления Эратосфена Киренского, произведенные примерно в то же время, легли в основу календаря, которым мы пользуемся сегодня. Гиппарх из Никеи во II веке до н. э. сумел составить первый каталог «неподвижных звезд» по их яркости и выполнил таблицы движения Луны и Солнца. Но сестра Урании, Клио, особа довольно ироничная: сегодня широко известна ошибочная геоцентрическая теория, выдвинутая во II веке н. э. Клавдием Птолемеем, и послужившая основой церковного христианского учения о строении Вселенной, а не более ранние открытия греческих ученых.

Как уже говорилось, астрономия — наука музы Урании, одна из самых древних дисциплин. Ее изучали вавилонские предсказатели и маги, греческие философы и сказители, монахи и знатные особы эпохи Возрождения, астрологи, мистики и великие мыслители более близких к нам времен. Содержание и концепции астрономии всегда служили основой мировоззрения того или иного времени и находились в эпицентре противостояния идей.

Афродита Урания

Действительно, в греческой мифологии использовался эпитет «Урания» п

рименительно к дочери бога неба - Афродите, олицетворявшей физическую силу природы. Афродита Урания — Небесная почиталась эллинами не только как покровительница чистой любви и семьи, но и как и растительных сил, в ведении которой находились поля, сады, рощи и виноградники.

Образ Урании в искусстве

Со времен расцвета Древней Греции прошло уже не одно столетие, но муза Урания всегда вдохновляла не только астрономов и ученых, с ней связанных. Образ Урании можно встретить на полотнах Симона Вуэ «Музы Урания и Каллиопа», Луи Токке «Муза Астрономии», Ангелики Кауфман и Луи де Булонь, Иоганна Генриха и Евстафии Ле-сур, гравюрах Яна Гевелия и Хендрика Гольциуса. Конечно, муза на этих картинах изображена в одеяниях по моде времени, когда творил художник, но вот небесная сфера и циркуль в руках, либо стило и присутствует обязательно.

Писатели и поэты также не обошли ее вниманием: Урания - муза астрономии, вдохновившая Ломоносова и Тютчева на «одические рассуждения». Наш знаменитый современник Иосиф Бродский выпустил в 1987 году книгу стихов «К Урании». В Санкт-Петербурге планируется установка памятника поэту в виде трех стел с выгравированными на них стихами «К Урании».

Московский планетарий даже создал музей Урании, где экспонируется созданный Яном Гевелием звездный глобус, на котором нарисованы известные в XVII веке созвездия. Кроме того, в музее представлено множество интересных предметов, связанных с изучением космического пространства и звезд.

Музы: кто они такие?

Мифология Древней Греции считает муз дочерями, рождёнными Мнемозиной от Зевса. Мнемозина же, являющаяся богиней памяти и плодом любви титанов Геи и Урана, была очень почитаема у эллинов. Легенда гласит: очарованный Мнемозиной Зевс вступил с ней в связь, что привело к появлению на свет девяти дочерей, прекрасных и умных, которых нарекли музами. Переводя их прозвище с языка греков, получаем титул "мыслящие". Что вряд ли может удивить, если учесть, что мать их является богиней памяти.

В жизни эллинов Музы играли большую роль, так как каждая из них управляла определенной сферой жизни смертных. Все жители Эллады, даже те, кто не обладал какими-либо талантами, чтили потомков Мнемозины и обращались к ним за напутствием на какие-либо действия.

Итак, сколько же было их? Считается, что классическое число муз - девять. Но возможно это не так. Первые упоминания о музах приписывают Гомеру, но он не сообщал, ни сколько их, ни как их зовут. В трудах его фигурируют и одна, и более муз. Далее муз нарекают именами, а число их вырастает до трех. Существуют произведения в которых фигурируют число муз равное четырем. Случалось, что их путали с богинями плодородия, харитами. По прошествии определённого времени, некто Гесиод написал поэму, которую посвятил музам, и в ней он перечислил всех их по именам. Перечислим их и мы:

  1. Каллиопа.
  2. Клио.
  3. Мельпомена.
  4. Талия.
  5. Полигимния.
  6. Терпсихора.
  7. Эвтерпа.
  8. Эрато.
  9. Урания.

Музы являлись перед людям в образах молодых и красивых девиц, обладающих массой различных способностей.

Замечание 1

Для жителей Эллады, самым ценным, было сверхъестественное умение муз заглянуть в прошедший и завтрашний день. Музы обладали способностью предсказать судьбу, но лишь тем, кому они симпатизировали.

Особой категорией к которой благоволили музы, были поэты, художники и музыканты. Музы появлялись в их снах или явно и даровали им вдохновение, в результате чего творческий процесс становился намного эффективнее. Слегка в отдалении от своих сестёр находится муза астрономии, Урания.

Муза астрономии Урания

По преданию Урания является младшей дочерью Мнемозины. В отличие от своих довольно легкомысленных сестер она была девушкой серьезной и вдумчивой.

В наше время многим может показаться довольно странным, что в группу очень талантливых, обладающих веселым характером, девиц затесалась столь серьезная Урания - муза астрономии. Но, если знать, как возникла это научное направление и, как относилось к нему население Греции, этот секрет может быть раскрыт.

Разгадка заключается том, что астрономия для жителей Эллады, не просто наука, а наука базовая, служащая толкованием мироздания, источник появления различных течений и идей в древней философии. Астрономия изучалась в Вавилоне, Месопотамии и Египте. Через астрономию древние эллины пытались познать главные тайны космоса. Дверь в этот, абсолютно новый мир, который открывается лишь избранным, могла распахнуть только Муза Урания. Только своим верным последователям Урания могла обещать помощь и дать благословление на тяжкий научный труд.

Имеется значительное число изображений попечительницы наук, найденных при археологических раскопках. Как правило муза Урания на картинах и барельефах - серьезная девица со сферой и (или) астрономическим измерительным прибором в руках, которым она вычисляет на каком расстоянии между собой находятся небесные тела. Своим именем она обязана богу Урану, который был чуть ли не самым древним божеством тогдашнего мира, межу прочим сам громовержец Зевс относился к нему с большим пиететом.

Рисунок 1. Скульптура Урании со сферой. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Урания попечительствовала, кроме астрономии, и другим наукам. И из-за этого греки были уверенны, что она является олицетворением полной гармонии и совершенства, ибо наука находится в тесной связи с искусством, в чем мыслящие эллины не сомневались.

Урания была самым мощным оракулом в среде своих сестриц. Она могла проникнуть в самые потаенные уголки прошлого и будущего скорее и с большей точностью чем другие богини. Остальные музы видели в Урании самую знающую и строгую, т.е. ту богиню, которая не стеснялась наказывать глуповатых людей, пробующих соперничать с музами. Именно здесь проявлялось её хладнокровие и безжалостность.

Существует миф про царя Пиэра, проживавшего на македонской территории и имевшего девять очаровательных дочерей. Девицы были не только прекрасны, но и умны. У всех у них был приятный голос и идеальный музыкальный слух. Как-то раз амбициозные девушки захотели устроить состязание, и не с кем-нибудь, а с музами и призвали их на поэтическое противоборство.

Соревнование принесло победу Каллиопе, но принцессы заупрямились, и не признали её первенство, затем дерзнули объявить, что результат состязания недействителен. За столь дерзкое решение Урания обратила девятерых красоток в сорок, дабы те всё время оглашали округу своим неприятным треском. Эта легенда заставила эллинов считать, что только с чистые помыслы и сердце дают право к общению с музами.

Как Урания представлена в искусстве

Многие музеи мира обладают скульптурами и барельефами, на которых присутствуют изображения муз, естественно и Урании. Поэты и прозаики, довольно часто, воспевали её в своих произведениях. У Ломоносова в одной из од, посвящённой императрице Елизавете, упоминается Урания. У Федора Тютчева и Иосифа Бродского есть целые серии стихов, которые они посвятили ей.

Занимательные сведения об Урании

Мифологический багаж Древней Греции чрезвычайно запутан, из-за этого несведущий человек очень легко запутывается сонме богов и всяческих фантастических существ. Музы - это особое место в мифологии Древней Эллады. Приведём самые занимательные сведения об Урании:

  • Урания совместно с морскими богинями сопровождала души умерших на остров Счастливых.
  • В России, в московском планетарии есть музей Урании.
  • Пифагором был написан научный труд, в котором объяснялось почему похожи правила, с помощью которых, строятся музыкальные композиции и измеряются расстояниями между небесными сферами, что с легкостью делала Урания.
  • Урания не единожды сравнивалась с Афиной Палладой, которая покровительствовала греческим Афинам.
  • В легендах упоминается, о пленении Аполлона умом Урании, их связи, и как результате - рождении богиней астрономии сына.

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

  • Каллиопа – муза эпической поэзии;
  • Клио – муза истории;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Талия – муза комедии;
  • Полигимния – муза священных гимнов;
  • Терпсихора – муза танца;
  • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
  • Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.

Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Мусейоны

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

Наибольшую известность получил Александрийский мусейон . Это название и легло в основу всем известного слова музей.

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу . Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку .

Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.

Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.

Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Уникальные способности муз

Клио, «дарующая славу» муза истории , чей постоянный атрибут - пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».

Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.

Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий


Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.

Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Талия, муза комедии, сестра Мельпомены , но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке


Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.

Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.

Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Эвтерпа — муза поэзии и лирики

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.

Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.

Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца , который исполняется в едином ритме с ударами сердца.

Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.

Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» - муза эпической поэзии

Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.

Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».

Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.

Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.

Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.

Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.

У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.

Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.

Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.

Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.

В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

9 муз древней Греции

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида: наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему” . История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили , в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.

Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.

Талия была женой Аполлона , но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.

Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Девятая и мудрейшая из всех дочерей громовержца, не считая Афины. Считается, что ее имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес задолго до появления Зевса.

Муза всегда держит в руках глобус и циркуль. Последний помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась своего от своих подопечных ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной.
Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. Даже в России есть музей Урании и в некоторых городах стоят полноценные статуи.

Религия древней Греции удивительна. Она разительно отличается от остальных вероисповеданий, вызывая к себе растущий интерес. Путешествие в их мир всегда оставляет след в памяти человека и неважно, грек ли он по происхождению.

Вконтакте

Одноклассники

Рекомендуем почитать

Наверх