Методические указания по созданию мультфильмов совместно с детьми. Создание мультфильма в условиях доу своими руками Снимаем мультфильм в детском саду

Дорожки, площадки 18.12.2023
Дорожки, площадки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Алёнушка»

Туринского городского округа.

Составитель: Тимофеева И. А.,

Воспитатель.

Туринск, 2017

Цель: знакомство с процессом создания мультфильмов

Задачи:

1) познакомить участников мастер-класса с этапами создания мультфильма;

2) освоить технику создания мультфильмов своими руками при помощи доступных технических средств (цифровой фотоаппарат, ноутбук);

3) показать последовательность работы над монтажом фильма в компьютерной программе для видеомонтажа Windows Live

В процессе мастер-класса участники:

Окунутся в творческий процесс создания анимационной продукции;

Узнают, как делаются и двигаются персонажи мультфильмов;

На практике попробуют разнообразные способы создания мультфильма

(пластилин, предметная, плоскостная анимация);

- «оживят» и озвучат свою работу, сделав маленький мультфильм;

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, ноутбук

Для всех: лист А 4 для создания раскадровки, «Этапы создания мультфильма», памятка «Как работать в программе Windows Live » (приложение №1). «Озвучивание мультфильма» (Приложение № 2)

1 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, фон полянки, солнышко из цветной бумаги, бабочки из пластилина готовые, облака из синтепона готовые

2 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, фон полянки, солнышко из цветной бумаги, облака и туча из синтепона готовые, бисер для дождя.

3 стол: цифровой фотоаппарат, ноутбук, фон полянки, солнышко из цветной бумаги, ростки из пластилина готовые от самого маленького до большого, подснежник из пластилина, облака из синтепона готовые,

Ход: Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я расскажу и покажу, как создавать мультфильмы. Всем известно, что дети (да и не только дети) любят мультфильмы. Что же такое мультипликация? Это быстрая смена кадров с изменяющимися движениями. Причём чем менее заметными эти движения будут, тем плавнее получится мультфильм. Техник создания мультфильмов очень много сегодня мы поработаем с такими техниками как пластилиновая, и анимация в технике перекладки.

Вы думаете, что создать мультфильм сложно? Уверяю Вас, что нет! Я предлагаю, действовать поэтапно, освоить анимационную деятельность, чтобы применять ее в своей педагогической практике. И сейчас я приглашаю вас в студию «Мульти – Пульти».

Алгоритм действия при создании мультфильма:

  • Выбираем любую сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея – сценарий (сценарий готовый)

1. Весенним тёплым деньком бабочки резвились на полянке, порхали и радовались тёплому солнышку! Белые пушистые облака плыли по голубому небу. (Музыка «бабочка»)

2. Подул ветер, и солнышко спрятала туча. Пошёл весенний теплый дождь. (Музыка дождя). Дождик неожиданно закончился, и выглянуло ласковое солнышко.

3. Вдруг из Земли появился первый росток. Он подрастал и тянулся к тёплому солнышку!

Это вырос первый подснежник! Чудо! (Музыка «Подснежник»).

  • Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей

(персонажи изготовлены)

  • Подготовка декораций и фона (фон готов)
  • Установка декораций на площадке для съемки (фон закреплён на столе)
  • Рисуем раскадровку (схематично), что будет происходить в кадре.

Я вам предлагаю создать мультфильм « Весеннее чудо».

Съёмка мультфильма . Предлагаю вам, разделится на 3 съёмочные группы,

распределить мульт ­ профессии: 1 оператор съемки - занимает место у фотоаппарата и делает покадровую съемку. Аниматоры (2-3 человека) – осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с сюжетом.

Совет съёмочным группам: У каждой съёмочной группы свой сценарий

- Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными.

Во время съемки следите, чтобы статичные предметы (фон) не двигались.

Не забывайте, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер,набежала туча). - В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени.

Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.

Делаем по кадровую съемку каждой сцены, в одной киношной секунде фильма 25кадров, но для нашего любительского мультфильма будет достаточно и меньшего числа кадров.

- Каждой съёмочной группе надо сделать не менее 20 фотографий, чтобы получился совместный мультфильм длительностью в 1минуту.

Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1см.

Делается это так. Берем героя и ставим его на позицию для имитации. (Полёт бабочки, движение облаков, тучи, дождя, прорастания подснежника) и делаем снимок (показ движение облака, полёт бабочки на магнитной доске).

Кадр 1 Кадры съёмочных групп (1,2,3)

Затем стараясь не сдвинуть с места, аккуратно меняем его позицию с учетом перехода вперед примерно на 1 см и делаем следующий снимок.

Кадр 2. П отом ещё движение вперёд на 1 см. и снимок.

Кадр3.

Создаём отдельную папку на рабочем столе. В ней необходимо сохранить все материалы, которые понадобятся для монтажа мультфильма. Это важно в том случае, если вёрстка растянется на несколько дней. При закрытии проекта программа не потеряет ни один файл. Импортируем отснятые кадры мультфильма на рабочий стол компьютера (весь отснятый материал, перенесённый на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются).

Монтаж мультфильма. (Показ работы в программе Windows Live осуществляется на мультимедиа, съёмочные группы работают на своих компьютерах)

Шаг 1 .Открываем программу Windows Live. Лента представляет нашему вниманию множество команд для работы с видео - и аудиофайлами. Эти команды вложены во вкладки «Главная», «Анимация», «Визуальные эффекты» и т.д. При импортировании видео и аудиофайлов, текста на ленте появляются вкладки «Средства работы с видео», «Средства работы с музыкой» и «Средства работы с текстом».

Секрет успеха: Чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше - тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.

Шаг 2 . Добавление фотографий - щелкните по значку команды « Добавить видео и фотографии». Программа откроет созданную Вами папку. С помощью мыши выделите все отснятые кадры будущего мультфильма, а затем нажмите кнопку открыть. На рабочем столе появится видеодорожка.

Шаг 3 . Корректируем продолжительность показа кадров. Дело в том, что время показа каждого слайда задано программой автоматически и равно 7 сек. Известно, что в мультипликационном фильме для создания иллюзии движения, кадры должны прокручиваться быстро: около 12 кадров в секунду. Соответственно продолжительность показа одного слайда будет составлять, примерно 0,1 сек. Для такого мультфильма должно быть заготовлено много отснятого материала.

Если у Вас мало кадров, рекомендуем поэкспериментировать с длительностью показа фотографий. Для этого во вкладке Главная в группе Правка щелкните по значку команды. Выделить всё. Затем во вкладке Правка (Средства работы с видео) выбирайте команду Длительность и задайте время отображения кадров вручную. Просмотрите полученный результат и при необходимости повторите операцию, задав другую скорость воспроизведения кадров.

Шаг 4. Добавляем название и титры. Для этого ставим индикатор воспроизведения фильма в начало видеодорожки, на вкладке Главная выбираем команду: Д обавить название/заголовок и титры , затем форматируем эффект появления и исчезновение текста, длительность его показа, цвет фона и букв.

Шаг 5. Создаём переходы между кадрами, названием, титрами и Мультфильмом.Чтобы настроить переход между элементами, щёлкните с помощью мыши на необходимый кадр. Далее в разделе Анимация в группе Переходы выберите желаемый эффект перехода. Выбранный эффект отобразится на кадре в виде полупрозрачного треугольника.

Сворачиваем проект.

Шаг 6. Затем каждая съёмочная группа поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики (на диктофон) Секрет успеха: При необходимости записывайте текст небольшими кусочками. Во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов). Можно использовать звуковые эффекты (гром, шум дождя...)

Шаг 7 . Добавляем озвучивание и шумовые аффекты. На вкладке Главная в группе Добавление щелкните - Вставить закадровый текст Открыть ). После выполнения этих действий общий вид области раскадровки изменится – под кадрами появится коричневая полоса, которая даёт возможность наложить озвучку мультфильма на музыкальную дорожку,

Шаг 8. Добавляем музыку. На вкладке Главная в группе Добавление щелкните - Добавить музыку . В появившемся окошке выберите нужный музыкальный файл, а затем нажмите кнопку (Открыть ). После выполнения этих действий общий вид области раскадровки изменится – над кадрами появится зеленая полоса, обозначающая музыкальное сопровождение Вашего фильма. Для вставки музыки в определенной месте выберите команду: Добавить музыку в текущей точке. Чтобы добавить красивые эффекты появления и исчезновения музыки, щелкните композицию (зеленую полосу над кадром), в разделе Средства для работы с музыкой на вкладке Параметры в группе Звук выберите скорость нарастания и угасания музыки. Затем необходимо сохранить фильм (не проект! а именно фильм). Для этого на вкладке Главная щелкните команду: Сохранить фильм , выберите параметр для сохранения фильма.

После завершения работы предлагается просмотр всех созданных мультфильмов и соединение в один проект обсуждение возникших трудностей.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. [Приложение 1 . Слайд 1]

Анимацией называется искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов.

Анимация, в отличие от видео, использующего непрерывное движение, использует множество независимых рисунков.

Синоним «анимации» – «мультипликация» – очень широко распространен в нашей стране. Анимация и мультипликация – это лишь разные определения одного и того же вида искусства.

Более привычный для нас термин произошел от латинского слова «мульти» – много и соответствует традиционной технологии размножения рисунка, ведь для того, чтобы герой «ожил», нужно многократно повторить его движение: от 10 до 30 рисованных кадров в секунду.

Принятое в мире профессиональное определение «анимация» (в переводе с латинского «анима» – душа, «анимация» – оживление, одушевление) как нельзя более точно отражает все современные технические и художественные возможности анимационного кино, ведь мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души. [Слайд 2]

Историческая справка

История анимации очень богата, а начало её лежит глубоко в древности. Стремление, оживить свои рисунки, прослеживается по артефактам самых древних цивилизаций. Изображения бегущих спортсменов или охотников, несущих добычу, играющих детей или жрецов, поклоняющихся тому или иному богу – всё это изображения, предполагающие реальное действие. [Слайд 4]

С течением времени люди стали находить всё новые способы в действительности оживить нарисованные картинки, для чего создавались различные приспособления, которые, по сути, являлись прародителями кинематографических установок и проекторов.

В 70-е годы до н.э. – Римский поэт и философ Лукреций в трактате "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков.

В Х-ХI вв. – найдены первые упоминания о китайском театре теней.

С XV века в продаже стали появляться небольшие блокнотики с покадровым изображением движения человека или животного, которые оживали, стоило только перелистнуть все эти листы с определённой скоростью. [Слайд 5]

Чуть позже появились прототипы современных проекторов – «волшебные фонари», с помощью которых покадровые движения отображались на стене с помощью потока света. В 1646 г. – монах Атанасиус Киршер дал первое описание устройства сконструированного им "волшебного фонаря". И с XVII века в бродячих театрах по всей Европе начали проводиться такие представления. [Слайд 6]

Впервые принцип инертности зрительного восприятия, лежащий в основе анимации, был продемонстрирован в 1828 году французом Паулем Рогетом (Paul Roget). Объектом демонстрации был диск, на одной стороне которого находилось изображение птицы, а на другой – клетки. Во время вращения диска у зрителей создавалась иллюзия птицы в клетке. [Слайд 7]

Одним из самых значительных событий в истории формирования современной анимации стало изобретение в 1832 году фенакистископа, основанного на особенностях человеческого зрения. Его изобрел молодой бельгийский профессор Жозеф Плато. Фенакистископ – название происходит от греческого слова "фенакс" – обманщик и "скоп" – смотреть.

Состоит он из двух картонных дисков: первый с прорезями, второй с фигурками в разных фазах движения. При быстром вращении фигурки кажутся движущимися. [Слайд 8]

1832 г. – Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа. "Стробоскопом" был назван картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне этого барабана находилась серия рисунков, иллюстрирующих последовательные фазы движения.

При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. [Слайд 9]

30 августа 1877 год – Эмиль Рейно запатентовал оптический прибор праксиноскоп, созданный на основе зоотропа и фенакистископа, предварил технологию кинематографа. [Слайд 10]

Первый реальный практический способ создания анимации был получен в результате создания 1888 году фотокамеры и проектора.

Уже в 1906 году Стюардом Блактоном был создан короткий фильм «Забавные выражения веселых лиц» (Humorous Phases of Funny Faces). Автор выполнял на доске рисунок, фотографировал, стирал, а затем вновь рисовал, фотографировал и стирал.

В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей». Все роли в фильме выполняли засушенные насекомые – жуки, муравьи, стрекозы. [Слайд 11]

Предлагаем создать игрушки с оптическим эффектом своими руками.

Мастер-класс.

Существует несколько способов самим создать мультфильм без использования технических средств.

Способ 1: Самый простой известен, наверное, всем – рисовать на уголке каждого листочка в тетрадке фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывать тетрадку. И картинки оживают. Для этого нужно взять толстую тетрадь или блокнот и сделать какой-нибудь рисунок на первой странице. Это может быть, например, простой человечек, который будет двигать руками вверх-вниз. На первой и последней странице у него руки внизу, примерно на средней странице – вверху, а остальные страницы заполните промежуточными положениями. Когда всё готово, запустите быстрое пролистывание страниц: человечек машет руками.

Еще вариант движущихся картинок в блокноте можно создать так: на одной страничке блокнотика рисуем фигуру (например, собаку с опущенным хвостом), на второй страничке рисуем точно такую же фигуру на том же месте, но с изменением (например, та же собака, только с поднятым хвостом). Теперь верхний листочек блокнота с первой картинкой наматываем на карандаш и катаем его по нижней картинке вперед-назад как скалкой. В результате, кажется, что картинка двигается – собака виляет хвостом.

Способ 2: На этом же принципе (быстрой смены двух рисунков, сливающихся в одно движение) основан эффект игрушек-вертушек. Берем два одинаковых кусочка картона. На одном рисуем одну картинку (например, цветы), на втором – другую (например, вазу). Склеиваем их изнаночными сторонами, оставляя по центру место, чтобы вставить карандаш. Теперь если быстро вращать карандаш между ладонями, то обе картинки сливаются в одну – у нас в примере получатся цветы в вазе.

Еще вариант сделать такие же картинки не на карандаше, а на двух веревочках, которые сначала надо закрутить. А, когда веревочки раскручиваются, получаются например, птица в клетке.

Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер.[Слайд 12]

В нашей стране мультипликация напрямую связана с открытием крупнейшей в СССР киностудии «Союзмультфильм» в 1936 г. На ней были созданы шедевры советской мультипликации: мультфильмы «Пластилиновый ежик», «Ну, погоди», «Крокодил Гена» (1969 г.), «Ежик в тумане» (1975 г.) и другие. [Слайд 13]

Викторина.

Предлагаем вам вспомнить пластилиновые советские мультфильмы :

1981 г.– «Спокойной ночи, малыши!», «Пластилиновая ворона»;
1982 г.– «Новогодняя песенка Деда Мороза»;
1983 г.– «Падал прошлогодний снег»;
1984 г.– «А в этой сказке было так»;
1990 г.– «Серый волк энд Красная Шапочка».

Давайте вспомним кукольные советские мультфильмы:

1967г. – «Варежка»
1969 г. – «Крокодил Гена»
1974 г. – «Волшебник Изумрудного города».
1976 г. – «38 попугаев»
1984 г. – «Домовёнок Кузя»;

Предлагаем поиграть в игры со зрительными иллюзиями.

Определите, параллельны ли горизонтальные линии? На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле. Отсюда и пошло ее название – Стена Кафе. [Слайд 15]

Посчитайте количество черных точек. Правильный ответ – 0. На картинке нет черных точек, все точки – белые. Наше боковое зрение воспринимает их как черные. Т.к. при боковом зрении присутствует смещение картинки, когда же мы смотрим в ту же точку прямо, то оптическая иллюзия пропадает. [Слайд 16]

Зафиксируйте взгляд на точке и подвигайте головой вперед-назад. Что вы ощущаете? Колеса крутятся за счет особенностей периферического зрения. Важная информация о движении – это изменение освещенности (степени яркости) деталей объекта, улавливаемое периферийным зрением. Поэтому большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. [Слайд 17]

Определите, что нарисовано на картинке?

С одной стороны мы видим молодого человека на коне, а с другой стороны – это старик! Этот эффект создаётся за счет двойственного изображения. [Слайд 18]

Что вы видите на картинке?

Если рисунки абсолютно неподвижны - вам не о чем беспокоиться, психическое здоровье в полном порядке. Японский профессор психологии Акиоши Китаока считает, что такой результат возможен у человека уравновешенного, спокойного и отдохнувшего. Если рисунки движутся медленно - вам необходим отдых, как физический, так и моральный. [Слайд 19]

Презентация игрушек с оптическим эффектов.

У педагогов получились игрушки:
В блокнотиках: птичка летает, мальчик бежит.
На листах с раскруткой: зайчик опускает ушки, пароход выпускает пар.
Вертушки: мальчик в кепке, девочка в очках, рыбка в аквариуме и др.

Существуют различные классификации видов анимации, приведем здесь одну из них:

Графическая (рисованная) анимация – классический вид анимации, где объекты рисуются вручную, а сегодня и на компьютере.

Объемная анимация – создается благодаря персонажам – куклам, пластилиновым, песочным или иным материальным героям.

Компьютерная анимация – вид анимации, в котором объекты создаются с помощью компьютера. [Слайд 21]

Сейчас мы покажем вам некоторые технологии создания мультфильма.

Мультфильм – рисунок создается за счет множества рисунков, которые передают эффект движения персонажа. [Слайд 23]
Пластилиновый мультфильм создаётся за счет фигур, вылепленных из пластилина. [Слайд 24]
Мультфильм – оригами можно сделать путем оживления героев, сконструированных из бумаги. [Слайд 25]
В мультфильме – аппликации героями являются фигуры, выполненные в аппликативной технике. [Слайд 26]
Еще одна технология создания мультфильма – песочная анимация, для нее нужно специальное оборудование.
Компьютерная анимация – вид мультипликации , создаваемый при помощи компьютера . Этот вид анимации доступен детям школьного возраста. [Слайды 27, 28]

Компьютерная анимация создается за счет специализированных и неспециализированных систем. Так, к специализированным системам относят 3D и 2D анимацию, к неспециализированным программам относят те, которые уступают первым арсенале технических возможностей.

Как создать мультфильм с детьми.

В процессе предварительной работы с детьми проводят беседы о мультипликации: рассказывают об ее истории, профессиях людей, участвующих в создании мультфильма, просматривают мультфильмы, выполненные в различных техниках. [Слайд 30]

  • Фотоаппарат;
  • Штатив;
  • Дополнительное освещение (лампа);
  • Компьютер, программы для создания мультфильма;
  • Диктофон, микрофон;

Материалы для создания фона персонажей в зависимости от выбранной технологии. [Слайд 31]

После данной работы приступаем к самому процессу создания мультфильма.

1. Продумывание замысла – для чего, с какой целью создается мультфильм, в какой технике, что мы хотим рассказать зрителю.
2. Составление сценария.
3. Подготовка фона и создание героев – в зависимости от той техники мультипликации, которую вы с детьми выбрали.
4. Съемка.
Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см.
Расчет времени: обычно 4-6 кадров в секунду
Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий
После съемки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.
5. Запись аудиоряда на имеющееся у вас техническое устройство.
6. Монтаж работы осуществляется в различных программах, удобных пользователю.
Создание титров. В титрах вы можете не только указать фамилии педагогов и детей – создателей м/ф, но и включить видео или фото материалы самого процесса создания м/ф. [Слайды 32-37]

Есть некоторые секреты успеха при создании мультфильма, приведем некоторые из них:

  • При съемке передний план открыт, ничего не загораживает персонажей;
  • Статичные предметы (фон) неподвижны в кадре, также не рекомендуется двигать штатив;
  • Можно менять положение декораций – закачались деревья, с них упали листья и т.п.;
  • В кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров), если это не предполагается по режиссерскому замыслу;
  • Во время записи звука в «студии» должна быть абсолютная тишина;

Вы можете использовать различные аудио эффекты (скрип двери, лай собаки, мотор автомобиля и т.п.) [Слайд 38]

Результаты проделанной работы по созданию мультфильма:

  • Раскрытие творческого потенциала воспитанников;
  • Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • Развитие эстетических способностей;
  • Формирование представлений о создании мультфильма, истории мультипликации;

Формирование навыков работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач. [Слайд 39]

Мастер-класс по созданию мультфильма способом перекладки

Литература

  1. А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.
  2. Анна Милборн Я рисую мультфильм – М.: Эксмо, 2006
  3. Гэри Голдман «Этапы производства традиционного мультфильма».
  4. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» В 3т. Т.2 – 3-е издание, переработанное и дополненное – М. Педагогика – Пресс, 1992
  5. И. Иванов-Вано Рисованный фильм – М.: Госкиноиздат, 1950
  6. Интернет- ресурс wikipedia.org
  7. Марк Саймон «Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей», NT Press, М. 2006 г.

С появлением современных технологий увлекательный мир анимации стал доступен для всех, в том числе и для дошкольников. Современные мульти-студии позволяют детям освоить азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающих режиссеров. При грамотном педагогическом подходе интерес к мультфильмам можно использовать как средство формирования творческой, познавательной и речевой активности.

Внедрение игровых детских комплексов, мульти-студий позволяет создать благоприятные условия, способствующие успешному и всестороннему развитию каждого ребенка. Создание увлекательных мультфильмов в детском саду позволяет повысить познавательную активность, развить творческие способности. Дошкольники из пассивных потребителей мультипродукции становятся его активными участниками. Они самостоятельно придумывают сценарии, озвучивают своих героев, знакомятся с принципом работы техники и выполняют многие другие задачи.

Польза технологии создания мультфильмов в ДОУ

  • Формирование речевых навыков. В процессе озвучивания происходит обогащение словарного запаса, дети знакомятся с книжной культурой, развивается связная грамматическая речь, интонация, в том числе фонематический слух.
  • Развитие художественно-эстетического восприятия. Дети дошкольных образовательных учреждений в процессе изготовления персонажей учатся сопереживать персонажам своих произведений, вовлекаться в роль героя. Это содействует развитию творческого потенциала и приобретению полезных качеств.
  • Формирование познавательных навыков. Создание собственных мультипликационных произведений способствует формированию произвольного внимания, зрительной памяти, воображения.
  • Развитие социальных коммуникативных способностей. В процессе создания всеобщего продукта дети учатся общаться между собой и с педагогом, приобретают коммуникативные навыки, что очень необходимо во взрослой жизни.
Мультипликация в детском саду с использованием мульти-студии i-Theatre от «АНРО технолоджи» сделает любое занятие по-настоящему увлекательным, полезным и творческим. Дошкольники смогут в ненавязчивой игровой форме учиться и приобретать необходимые навыки и способности. Благодаря таким устройствам появляется маленькая команда молодых авторов, самостоятельно создающая гениальные шедевры.





Как функционируют современные мульти-студии?

1 этап. Вначале подбирается сюжет любого произведения. Дошкольники вместе с педагогом могут сочинить собственную историю.

2 этап. Дошкольники рисуют героев с использованием фломастеров, карандашей и красок, после чего сканируют и переводят их в электронную форму.

3 этап. После этого происходит настройка, перемещение, изменение фона, масштабирование. Как только все герои расставлены, персонажи озвучиваются.

На заключительном этапе происходит предварительный просмотр и при необходимости вносятся небольшие корректировки.

По словам педагогов, интерактивные устройства позволяют создать лучшие условия для обмена знаниями и эмоционально-социального развития. Многие специалисты отмечают, что создание собственных мультипликационных продуктов содействует проявлению эмоциональной отзывчивости, развитию воображения, мышления и самое главное выражению собственных чувств через искусство. У детей появляется замечательная возможность проявить себя и раскрыть свои таланты и способности.

Создание собственных мультфильмов с использованием мульти-студии позволит установить доверительные отношения между детьми и педагогами и создать наилучшую атмосферу для развития речевых и социально-коммуникативных навыков.

Евгения Ерошкина
Педагогический проект «Как мы мультфильм снимали» Видео

Мультфильм по авторской сказке Люкшина Семена (5 лет) " О богатырях и царице московской". А также репортаж о том, как фильм снимали .

Прививая интерес к литературному творчеству, недостаточно просто читать детям литературные произведения. Надо еще прожить их, пропустить через себя. Театрализация, художественное творчество, участие в конкурсах чтецов, книга как подарок во всевозможных творческих конкурсах - все это способствует развитию интереса к художественному слову. Сочиняя сказки, иллюстрируя их, выпуская книжки-самоделки, книжки-малышки, фотокниги, мы настолько увлеклись этим литературным творчеством, что у ребят возник вопрос : А нельзя ли самим еще и мультфильм сделать ? Так возникла идея проекта для исследования . Проработав теоретический аспект проблемы, пришли к выводу, что это вполне реально. Осталось только воплотить идею в жизнь. Для анимации выбрали сказку Люкшина Семена "О трех богатырях и царице московской"". А детские рисунки к этой сказке послужили главным мультипликационным материалом Для истории рисунки отсканировали, они есть в одном из фотоальбомов в моем блоге. Затем вырезали все подходящие объекты. Сказка послужила сценарием, который был разбит на 10 сцен. Для сцен подготовили 4 декорации, в которых будет происходить действие. Когда все это было готово, осталось объяснить ребятам процесс съемки, который заключается в фотографировании каждого движения. Для фиксации камеры я взяла старую установку для печать фотографий. Немного ее усовершенствовав, получила удобный штатив. Закрепив на нем камеру, расположив декорации и героев, дала детям возможность попробовать снять самостоятельно несколько кадров, которые потом объединила в программе. Сразу же стали видны все нюансы и огрехи. Ребята сами пришли к нужным выводам, без излишний поучений и наставлений :

1. Солнечный свет постоянно менялся. Значит нужно искусственное освещение. Настольная лампа. И не загораживать лампу руками.

3. Камера сдвигается при нажатии на кнопку. Нужно ее тоже зафиксировать скотчем.

4. Подставка ездит по столу. Снова нужен скотч.

5. Руки детей попадают в кадр. Нужно быть внимательным, при съемке убирать руки.

6. Герои двигаются скачками, рывками, не плавно. Значит двигать их надо совсем-совсем понемножку и в нужном направлении. Постоянно следить, чтобы тот, кто двигает своего героя, не отвлекался и не зевал.

Итак, все учтено. Начался процесс съемки. Он длился долго. Но мы делали перерывы. И ожидание результата придавало сил.

После того, как были отсняты все 10 сцен, фотографии были объединены в программе Пиннакл и дети смогли увидеть результат своих трудов. А дальше снова вопрос. Чего не хватает в нашем мультфильме ? Музыки, голосов, звуков. Здесь уже понадобилась помощь взрослых.

Когда стали озвучивать мультфильм , попробовали разных ребят, но автор всегда лучше знает, как должна звучать его сказка.

А всех остальных ребят можно услышать в репортаже, который мы сняли после фильма.

Вот так наши ребята побывали аниматорами, мультипликаторами , сценаристами, осветителями, операторами. Они прочувствовали всю сложность работы над созданием мультфильма . Но получили много позитива, чувство удовлетворения от своей работы. А также познакомились с новыми терминами, получили новые умения, навыки, их творческие способности вышли на новый виток развития.

Воспитатель средней группы Ерошкина Е. В.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педагог-психолог МБ ДОУ «Детский сад №6 «Сказка» Аврамова Н. А. Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №6 «Сказка» Якимова А.Ю. Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками»

Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Метод учебных проектов

Проектный метод имеет ряд позитивных мотивов, отвечающих возрастным особенностям детей 5-7 лет. Возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; Нерасчленённость на предметные области; Широкий спектр видов деятельности; Важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; Возможность действовать в своём темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определённым партнёром, в группе); Возможность проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Основная цель работы над проектом «Мультфильм своими руками» - формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющего собственный опыт создания мультфильмов. Проект «Мультфильм своими руками»

Вид проекта: долгосрочный групповой совместный детско-родительский творческий практико-ориентированный проект с вариативным результатом для детей от 5 лет. Краткая характеристика проекта «Мультфильм своими руками»

Суть проекта. Осваивая и используя навыки лепки, конструирования, выполнение аппликации и поделок из природных материалов, дети изготавливают персонажей и декорации для игр, постановки спектаклей и съёмки мультфильмов.

Образовательные области, представленные в проекте: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие (окружающий мир, развитие речи, художественная литература, рисование, лепка, конструирование, аппликация, музыкальное воспитание).

Погружение в сказку. Разработка и создание персонажей и декораций. Оживление персонажей. Самостоятельное творчество. Съёмка мультфильма. План работы над мультфильмами

«Кукольный театр». Озвучивание мультфильма. Непосредственное участие в съёмках мультфильма Степень и суть участия в съёмках фильма:

Задачи подготовительного этапа: ф ормирование у детей мотивационной основы предстоящей работы; о знакомление детей с языком и выразительными средствами мультипликации; п одготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования; р аспределение обязанностей между взрослыми участниками проекта, предварительное определение степени и формы участия детей в различных видах деятельности. Подготовительный этап работы над проектом

1. Написание киносценария. Сценарий строится на основе литературного произведения или придуманного специально для мультфильма сюжета. Подробно указываются реплики персонажей, возможные комментарии автора, декорации. Процесс создания мультфильма

2. Раскадровка. Для того чтобы узнать сколько нужно времени на каждое описанное действие необходимо самим проиграть и проговорить весь текст, замеряя время. Зная время, которое длится сцена, можно рассчитать, сколько кадров потребуется с нять. В анимационном фильме должно быть 12 кадров в секунду.

3. Съёмочное оборудование. Требования к цифровой видео- или фотокамере: Для фотокамеры достаточно разрешения 1 миллион пикселов Камера должна поддерживать режим ручной регулировки параметров съёмки Камеру необходимо прочно и неподвижно установить на штатив Освещение. Не стоит пользоваться фотовспышкой. Можно использовать настольные лампы.

4. Съёмочный процесс. Выставляем диафрагму и выдержку для фотокамер так, чтобы картинка на дисплее была яркой и тени мягкими. Каждое маленькое движение снимается фотокамерой или видеокамерой в режиме покадровой съёмки.

Съёмочный процесс

5. Монтаж отснятого материала на компьютере. Импортируем отснятый материал в один из видеоредакторов (« M ovie maker », « Пинакл Студио », «Сони Вегас» и др.). Желательно собирать каждую сцену в отдельном проекте и лишь затем объединять собранные сцены в общий проект.

Монтаж, озвучивание

6. О звучивание. Собранные мультфильмы поставим на временную линию. Необходимо подключить микрофон, включить запись на звуковую дорожку. Важно, чтобы произнесённый текст совпадал с движениями персонажей.

Заглада Л. Дети и мультипликация. // Мир семьи. – 2005. - №11. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. – Новосибирск, 2005. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. Литература

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

"Как рождается мультфильм?"

Научные руководители:

Якимова Александра Юрьевна

Аврамова Наталия Анатольевна

Цивильск – 2014

ВВЕДЕНИЕ

Большую важную роль и значение в эмоциональной и интеллектуальном развитии жизни всех детей играют мультфильмы как и сказки, и рассказы, которые часто им рассказывают родители, они учат всех малышей отличать вымысел от реальности, ценить честность и добро, бороться со злом, учат ориентироваться в сложных ситуациях.

Мультфильм – это особая и неотъемлемая часть детства. Это мир, в котором каждый ребёнок, может забыть о реальности и помечтать, о сказке. Что же такого есть в этом загадочном явлении «мультфильм» такого необычного, что без него не проходит ни одно детство?

Во-первых, просмотр мультфильмов развивает фантазию ребёнка. С помощью воображения, маленькие дети познают окружающий мир. Сюжеты, которые переживают персонажи, чем-то схожи с жизнью. Ребёнок учится переживать и воспринимать различные ситуации, отождествляя себя с мультяшными персонажами.

Во-вторых, каждый мультфильм несёт в себе то или иное значение, смысл, разрешение различных ситуаций. Но не каждый ребенок знает или хотя бы даже задумывается о том, а как же они создаются.

В связи с этим мы решили узнать больше о мультфильмах, их создании и снять свой собственный мультфильм.

Наша работа состоит из двух частей:

  1. История и техники мультипликации;
  2. Наши эксперименты: создание собственного мультфильма

Мы поставили перед собой цель - узнать, как «оживают рисунки» и попробовать создать свой мультфильм.

Задачи исследования:

  • познакомиться с историей развития мультипликации;
  • узнать, какие виды мультипликации существуют;
  • понять, как создаются мультфильмы;
  • изучить процесс создания мультфильма;
  • создание собственного мультфильма.

Гипотеза : мы предположили, что создать мультфильм могут даже дети при поддержке взрослого и наличии технического обеспечения.

Методы исследования: изучение литературы по данной проблеме, поиск Интернет – ресурсов, наблюдение, сравнение, анализ, съёмка мультфильма.

Объект исследования: мультипликация.

Предмет исследования : история возникновения мультипликации, процесс создания мультфильмов.

ЧАСТЬ II. МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Что такое мультфильм?

Термин «мультипликация» произошло от латинского слова “ multiplicatio” - умножение, увеличение, возрастание, размножение. Это фильм , выполненный при помощи средств покадровой отрисовки и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.

Слово «анимация» – от французского слова “ animation” , означает оживление или одушевление. Производное от латинского “anima” - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. в нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").

Как появилась мультипликация?

Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни.

Яркую передачу движения находим мы в искусстве древнего Египта и древней Греции - в скульптурных рельефах, в росписях гробниц и храмов фараонов и в рисунках, украшающих вазы.

В XV в. появились книжки с рисунками фаз движения человека, разворачивая которые создавалась иллюзия оживших картинок (приложение 1).

В средние века находились умельцы развлекавшие публику с помощью аппарата наподобие фильмоскопа, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками. Его называли «волшебным фонарем» (приложение 2).

В 1832 году бельгийский ученый Жозеф Плато, изобрел оптическую игрушку -фенакистоскоп - вращающийся диск с прорезями для оживления серии последовательных картинок, расположенных по кругу. Раскрутив такой диск и посмотрев на него через зеркало, можно увидеть, как оживают картинки. Это был первый прибор, продемонстрировавший принцип создания иллюзии движения (приложение 3) .

1832 г. - тот же принцип был положен венским профессором Симоном Фон Штампефером в основу стробоскопа - картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне этого барабана на бумажной ленте находилась серия рисунков (обычно их было от восьми до двенадцати), иллюстрирующих последовательные фазы движения человека или животного (приложение 4) .

1853 г. - австриец Барон Фон Ухациус, сконструировав стробоскоп, в котором изображения помещались на стеклянном диске и освещались масляной лампой, впервые спроецировал их на экран.

1870 г. - Генри Хейл из Колумбуса (штат Огайо) организовал первый в истории публичный сеанс "живой" фотографии. Он применил волшебный фонарь, проецирующий диапозитивы, размещенные на диске. Фазатрон, так назывался аппарат Хейла, отличался от аппарата Ухациуса только тем, что рисунки в нем были заменены фотографиями. На диске Хейла были помещены последовательные фазы движения вальсирующей пары.

1877 г. - француз Эмиль Рейно, заимствовав вращательный барабан зоотропа Хорнера и усовершенствовав зеркальную систему фенакистископа Жозефа Плато, создал новый, более совершенный прибор, назвав его "праксиноскопом" Рейно. Этот день можно считать днем рождения анимации, а именно 30 августа 1877 года, когда в Париже был запатентован подобный аппарат - праксиноскоп Эмиля Рейно (приложение 5).

1884 год - Марей создал первый хронофотографический аппарат. Опыты Мюйбриджа и Марея внесли значительный вклад в изучение движений человека и живот

ных и в развитие техники.

1885 г. - Герман Кастлера создает мутоскоп - прибор с барабаном, в котором помещалась тысяча (и больше) рисунков (приложение 6).

Пионером русской мультипликации считается художник и оператор Владислав Александрович Старевич (приложение 7). Он разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы.

Виды мультфильмов.

По способу создания:

  • Пластилиновый
  • Рисованный
  • Компьютерный
  • Кукольный

Пластилиновая мультипликация (clay animation ) - вид мультипликации. Термин claymation запатентован Ассоциацией Уила Винтона в штате Орегон. Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией (этих объектов) в промежутках между кадрами.

В жанре пластилиновой мультипликации работали Александр Татарский, Гарри Бардин.

В пластилиновой мультипликации существует несколько техник:

  • Перекладка: композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами. В этой технике был снят мультипликационный фильм «Падал прошлогодний снег» (приложение 8).
  • Объёмная мультипликация: классическая пластилиновая мультипликация, схожая по принципу с кукольной мультипликацией - объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации.
  • Комбинированная мультипликация: персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего экрана, после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые декорации.

Рисованная мультипликация (приложение 9)- технология мультипликации , основанная на покадровой съёмке немного отличающихся двумерных рисунков. Возникла в конце XIX - начале XX веков.

Изначально, каждый кадр рисовался отдельно и полностью, что было очень трудоёмко и отнимало много времени даже у большого коллектива художников. Затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных плёнках, накладываемых друг на друга. На одном слое можно было разместить задний фон, на другом - неподвижные части тел персонажей, на третьем - подвижные и т. д. Это значительно уменьшило трудоёмкость работ, так как не нужно было рисовать каждый кадр с нуля. Впервые послойную технику применил Уолт Дисней.

Компьютерная графика (приложение 10) - область деятельности, в которой компьютеры используются в качестве инструмента как для синтеза (создания) изображений , так и для обработки визуальной информации , полученной из реального мира.

По способам задания изображений графику можно разделить на категории: двухмерная графика, векторная графика , растровая графика, фрактальная графика, трёхмерная графика.

Объёмная (кукольная) анимация . При объёмной анимации используют куклы из глины, пластилина, дерева, других материалов (приложение 11)

По продолжительности :

  • Полнометражные мультфильмы: мультфильмы длительностью обычно более 70 минут
  • Короткометражные мультфильмы (обычно около 25-30 минут)

ЧАСТЬ II. МУЛЬТФИЛЬМ СОБСТВЕННЫМИ РУКАМИ

Этапы с оздания мультфильмов.

1. Написание киносценария . Сценарий строится на основе литературного произведения или придуманного специально для мультфильма сюжета. Подробно указываются реплики персонажей, возможные комментарии автора, декорации.

2. Раскадровка . Для того чтобы узнать сколько нужно времени на каждое описанное действие необходимо самим проиграть и проговорить весь текст, замеряя время. Зная время, которое длится сцена, можно рассчитать, сколько кадров потребуется снять. В анимационном фильме должно быть 12 кадров в секунду.

3. Съёмочное оборудование.

Требования к цифровой видео- или фотокамере:

  • Для фотокамеры достаточно разрешения 1 миллион пикселов
  • Камера должна поддерживать режим ручной регулировки параметров съёмки
  • Камеру необходимо прочно и неподвижно установить на штатив

Освещение. Не стоит пользоваться фотовспышкой. Можно использовать настольные лампы.

4. Съёмочный процесс. Выставляем диафрагму и выдержку для фотокамер так, чтобы картинка на дисплее была яркой и тени мягкими. Каждое маленькое движение снимается фотокамерой или видеокамерой в режиме покадровой съёмки.

5. Монтаж отснятого материала на компьютере. Импортируем отснятый материал в один из видеоредакторов («Movie maker», «Пинакл Студио», «Сони Вегас» и др.). Желательно собирать каждую сцену в отдельном проекте и лишь затем объединять собранные сцены в общий проект.

6. Озвучивание. Собранные мультфильмы поставим на временную линию. Необходимо подключить микрофон, включить запись на звуковую дорожку. Важно, чтобы произнесённый текст совпадал с движениями персонажей.

(Приложение 12)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе работы мы познакомились с историей развития мультипликации и узнали, что:

С момента выхода первого мультфильма прошло более 100 лет, но их популярность не угасает;

Узнали какие виды мультипликации существуют и что мультфильмы можно классифицировать: по продолжительности, по способу создания.

Мультипликация - искусство коллективное, длительное по времени и очень трудоемкое, несмотря на все современные технологии. Чтобы создать мультфильм нужна целая команда специалистов: продюсер, сценаристы, режиссер-мультипликатор, художники-аниматоры, младшие аниматоры, художники, оператор, звукорежиссер, актеры для озвучивания персонажей.

Мы изучили процесс создания мультфильма и поняли, что зная основные секреты создания мультфильмов, можно создать свой собственный мультфильм.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась: мы при поддержке взрослых смогли создать свой первый мультфильм.

Полученные в ходе исследования знания позволили увеличить интерес ребят к искусству мультипликации. В будущем мы мечтаем создать ещё много мультфильмов в разных техниках. И следующими героями нашего мультфильма станут игрушки ЛЕГО.

В результате этого проекта мы многое узнали о том, как создаются мультфильмы, которые мы все так любим.

Вывод: при наличии доступного технического обеспечения мультфильм может сделать каждый, только съемки мультфильмов – очень кропотливая работа! Спасибо за внимание!

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Заглада Л. Дети и мультипликация. // Мир семьи. – 2005. - №11.
  2. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. – Новосибирск, 2005.
  3. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Рекомендуем почитать

Наверх