Как студенту с платного обучения перевестись на бесплатное. Как перевестись с платного обучения на бюджет в вузе

Дверные арки 19.01.2024

Если абитуриент не проходит на бюджетное место, но проходит по общему конкурсу, то ему предлагается заключить договор, по которому его принимают на обучение на коммерческой основе. То есть студент будет обязан до определённой университетом или факультетом даты, своевременно вносить определённую соглашением сумму денежных средств за каждый семестр обучения через кассы учебного заведения. Вот казалось бы и всё - человек будет обречён платить за свою учёбу до самой защиты диплома. Однако, это не совсем так. Существуют пути решения данной проблемы. Вопросом о том, как перевестись с платного на бюджет следует задаваться, начиная с первого же семестра. В большинстве вузов механизм перевода отработан на протяжении долгих лет.

Платное обучение в вузе основано на договорной основе, поэтому при переводе на бюджет перво-наперво расторгается соглашение об оказании платных образовательных услуг. Главным критерием для перевода студента на бюджет является его успеваемость. В первую очередь, это отметки за время зачётной и экзаменационной сессии. Промежуточная успеваемость практически не влияет на изменение статуса "платника". Для того, чтобы иметь шанс для перехода на бесплатную основу, первую сессию нужно однозначно сдавать без отметок "удовлетворительно" - только на "хорошо" и "отлично". Желательно выложиться по максимуму, ведь, чем выше будут оценки, тем больше в глазах деканата своего факультета студент заслуживает того, чтобы не платить на образование.

В некоторых учебных заведениях возможно перевестись на бюджетное отделение уже после первой сданной на положительные отметки сессии. Это обычно происходит в том случае, если некоторые студенты, обучающиеся на бесплатной основе, не смогли закрыть все экзамены и зачёты, и попали в список на отчисление. Вместо тех, кого в итоге убрали из вуза, решением деканата, на их места будут переведены лица, лучше всех проявившие себя во время сдачи экзаменационной и зачётной сессий. То есть в начале второго семестра, такие студенты будут вызваны в деканат для расторжения договора и оформления стипендии. Всё это будет оформлено специальным приказом по факультету, который подтверждается печатью вуза и подписью его главы - ректора.

Но не всегда перевод осуществляется после первой семестра. Возможно, что придётся хорошенько поработать и на летней экзаменационной сессии, а оплата учёбы да этого момента всё также должна будет осуществляться в срок. Если сдача экзаменов летом точно также, как и зимой, удалась успешно, то с нового учебного года деканат факультета не вправе отказать студенту-отличнику или хорошисту, в переходе на бесплатное обучение. Если всё же вторая сессия не прошла так, как хотелось бы, то можно постараться исправить положение, и попробовать пересдать неудачный предмет. Для этого необходимо подать заявление в деканат и договориться с конкретным преподавателем о пересдаче. Чаще всего, они идут на встречу таким учащимся.

Если всё же исправить удовлетворительные баллы и добиться положительного результата не удалось сходу, то придётся напрягаться и на втором, и последующих курсах. Если у студента есть твёрдое желание преодолеть свой статус "платника", то рано или поздно у него это всё равно получится. Видя подобное рвение учащегося, многие сотрудники вуза будут идти ему навстречу, и давать определённые поблажки на экзаменах. Вообще, хорошие отношения с преподавателями и активное участие в общественной жизни вуза тоже будут отличнейшим подспорьем для достижения данной цели. Образование на бесплатной основе - вещь вполне доступная для студента, который хочет по-настоящему добраться до неё. Ответственная работа во время семестра, а также достойные ответы на экзаменах являются залогом успеха.

HR-директор Яндекса Елена Бунина и Иван Шугуров на церемонии вручения стипендии имени Ильи Сегаловича

Студент четвертого курса образовательной программы Иван Шугуров в 2012 году поступил в Высшую школу экономики на коммерческое место, потому что для бюджетного ему не хватило трех баллов. Поначалу успехи в учебе были средними, но потом он улучшил свои результаты и смог перевестись с коммерческого места на бюджет. Кроме того, в этом году за академические успехи Иван получил стипендию Президента РФ и стипендию имени Ильи Сегаловича.

- Иван, почему вы решили поступить на платное место в Вышке, ведь можно было поступить в другой вуз на бюджет?

Я знал, что Вышка - это вуз с более современным подходом к образованию, готовностью изменять учебные планы в соответствии с запросами рынка. Решил, что лучше учиться с теми, кто умнее и талантливее меня, это стимулирует к большей работе. Родители меня в этом поддержали. Мне не хватило трех баллов до поступления на бюджет. В первый год обучения у меня была скидка 75%, потом мне удалось удержать скидку 50%. Система скидок в Высшей школе экономики - это серьезный стимул для хорошей учебы.

- Трудно было учиться?

После первого семестра я был чуть выше середины рейтинга на «Программной инженерии» и потом постепенно поднимался. После второго семестра занимал уже 13 место, а сейчас вот дошел до первого.

Со второго курса учиться стало легче. На первом были трудности с программированием. В школе я изучал только язык Паскаль и уровень преподавания информатики оставлял желать лучшего, а мы на первом курсе программировали на C#.Когда на втором курсе начали изучать Java как второй язык, оказалось, что это даже проще. В целом на старших курсах предметы стали более профессионально ориентированы, для меня это интереснее.

Чтобы перевестись на бюджет, нужно в течение четырех модулей по всем изучаемым предметам получать не меньше 8 баллов по 10-балльной системе.Также на образовательной программе должны быть вакантные бюджетные места. Я перевелся на бюджет после третьего курса.

Если честно: чтобы добиться результатов, которые позволят перевестись на бюджет, нужно было ночей не спать, не развлекаться, только учиться-учиться-учиться?

У меня было время на работу и порой на отдых и развлечения. Так что это не нереально трудно, но значительное количество усилий и времени приложить придётся.

В Вышке многое зависит от учебы во время модуля. Итоговая оценка состоит из 2 частей: накопленной оценки за работу в течение модуля и экзамен. Если делать все домашние задания, отвечать на семинарах, то накопленная оценка будет достаточно большой. Это означает, что за экзамен будет достаточно меньшего количества баллов, чтобы получить положительную итоговую оценку, а иногда возможно уже одной накопленной обеспечить себе положительную итоговую оценку.

Но у этой системы есть и обратная сторона: если ничего не делать в течение семестра, то может быть так, что для того чтобы в итоге получить хотя бы 4 (по 10-балльной) шкале, экзамен надо написать на 10, а это весьма проблематично при отсутствии систематической работы в семестре.

- Что стало для вас самым полезным за время обучения?

Наверное, навык самообучения. Как регулярно говорил один из наших преподавателей, университет не может чему-то научить насильно. Преподаватель может только подсказать и показать направление, в котором надо что-то делать. А дальше студент должен сам много работать, чтобы чего-то добиться. Это, наверное, главная мысль, которую я вынес за время обучения.

- Недавно вы стали лауреатом сразу двух престижных стипендий - и . Как вы этого добились?

На стипендию Ильи Сегаловича меня выдвинула руководитель профессор Ирина Ломазова . Решение принимала конкурсная комиссия на основе научных достижений за время учебы и успехов в профессиональных конкурсах.

Среди требований, которые предъявляли к претендентам на стипендию Президента РФ, были требования к оценкам, научным публикациям и участию в конференциях.

- То есть помимо учебы вы занимаетесь еще и научной деятельностью?

Я работаю стажером-исследователем в Научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных систем (ПОИС). Под руководством преподавателя Алексея Мицюка со второго курса я занимаюсь разработкой ПО для глубинного анализа процессов (ProcessMining) и провожу исследования в этой области. По результатам этой работы вышло уже , и дважды я выступал на конференции SYRCoSE .

ProcessMining - это достаточно новая наука, которая изучает способы использования журналов событий (логов) для улучшения бизнес-процессов.

Например, если мы идем на какой-то сайт, система записывает, что мы делаем, на каких страницах проводим больше времени, куда кликаем, какие данные выводим. Мы используем методы ProcessMining, чтобы построить модель типичного поведения пользователя на сайте. Мы смотрим на эту модель и понимаем, что можно улучшить. Такая оптимизация зачастую приносит компаниям дополнительную прибыль.

Это только один из примеров использование ProcessMining (глубинного анализа процессов). Наша лаборатория занимается разработкой подобных методов. Моя работа больше связана с практической стороной вопроса, чем с теоретической.

- Чем планируете заниматься после окончания бакалавриата?

Я собираюсь продолжить обучение, поступив в магистратуру. Естественно, я буду подавать документы в Вышке. Так как в Европе котируется диплом бакалавриата НИУ ВШЭ, я рассматриваю и зарубежные варианты.

- Можете что-то посоветовать абитуриентам?

Нужно быть готовым к тому, что придется много учиться. Я иногда читаю форумы, где будущие первокурсники спрашивают, можно ли договориться с преподавателем и получать оценки только за посещаемость и хорошее поведение. В Вышке это исключено. Такая учеба будет пустой тратой времени.

Число бюджетных мест в вузах ограничено, и попасть на них не так-то просто. Однако, если вы – примерный студент, у вас есть шанс перевестись на «бюджет».

Приказ Минобрнауки РФ от 06.06.2013 № 433 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» закрепляет право студента высшего учебного заведения на перевод с контрактной на бюджетную форму обучения. При этом порядок перевода на бюджет определяется уставом данного учебного заведения.

Подача заявления

Перевестись «с платного на бюджет» сразу после поступления нельзя. Для этого необходимо отучиться в данном вузе определенное время. Этот срок каждый вуз устанавливает самостоятельно, но в любом случае он составит не менее двух семестров. Это нужно для того, чтобы преподаватели смогли оценить вас как студента, и понять – заслуживаете ли вы права учиться на государственные деньги.

Итак, вы отучились минимально необходимое для перевода количество семестров. После этого требуется подать в учебную часть вашего факультета пакет документов:

1. личное заявление на имя ректора;

2. копию паспорта;

3. справки об успеваемости за время обучения либо копию зачетной книжки;

4. вашу характеристику, подписанную деканом факультета;

5. документы, подтверждающие наличие особых оснований для перехода (если они есть);

6. документы, подтверждающие отсутствие задолженности по оплате обучения в предыдущие годы.

Основания для перевода

Главное основание для вашего перевода –отличная успеваемость : сдача экзаменов на «хорошо» и «отлично», при том, что доля оценок «хорошо» не больше 25%.

Так же, в зависимости от устава вуза, могут рассматриваться такие показатели, как о тсутствие дисциплинарных взысканий, активное участие в научной, спортивной или культурной жизни вуза, рекомендация студенческой совета или любой другой организации студенческого самоуправления.

Существует и особое основание , которое равносильно отличной успеваемости, а в некоторых вузах и вовсе ставится на первое место при принятии решения о переводе на «бюджет». Таким основанием служит резкое снижение платежеспособности студента , связанное со смертью лица, оплачивающего его обучение (родителя, опекуна), ухудшением состояния его здоровья, потерей работы, разводом с супругом, оплачивавшим обучение и тому подобное. Если это случилось – необходимо предоставить в учебную часть соответствующий документ: свидетельство о смерти или о разводе, справку о регистрации плательщика в качестве безработного, сведения о доходах семьи студента по форме 2-НДФЛ.

Условия перевода

Одним из основных условий для перевода с контрактной на бюджетную форму обучения служит наличие свободных бюджетных мест на выбранном отделении.

Если такие места есть, решение о переводе студента на «бюджет» принимается ректором вашего вуза по согласованию с деканом и Ученым советом факультета, на котором вы учитесь.

При этом каждое учебное заведение самостоятельно определяет порядок действий, необходимых для осуществления перевода, и закрепляет его в локальном акте данного вуза. Однако, в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, решения о переводе студентов на бюджетную форму обучения принимаются не реже двух раз в год по окончании учебной сессии. При этом приказ ректора о переводе студента вступает в силу с первого дня следующего семестра.

Если число студентов-платников, желающих перевестись на «бюджет», превышает количество вакантных бюджетных мест, Ученый совет вправе предъявить к претендентам дополнительные требования и устроить конкурсный отбор. Список таких требований каждый вуз определяет самостоятельно. Это может быть как «конкурс зачеток» - то есть средний балл за все годы учебы в вузе, так и конкурс дополнительных показателей. В их числе:

посещаемость студентом лекций и семинаров;

итоги промежуточных аттестаций, которые складываются из результатов внутрисеместровых проверочных работ;

наличие/отсутствие оценок «удовлетворительно» за весь период обучения;

наличие/отсутствие благодарственных писем, грамот и прочих знаков отличия

Ложка дегтя

Вам повезло. Вы подали документы, успешно прошли конкурс и получили долгожданный перевод на бюджет. Не спешите радоваться. В некоторых вузах «бюджетики» оказываются в проигрышном положении по сравнению с «платниками». Вот рассказ об этом из первых уст.

Ольга Неверова , студентка одного из столичных вузов:

«После второго курса я перевелась на «бюджет». До этого мое обучение стоило 100 тысяч рублей в год, и родители решили: раз я теперь учусь бесплатно, эти деньги отдадут мне на карманные расходы. Папа так и сказал: «Заслужила!» Однако счастье мое было недолгим. Очень быстро выяснилось, что в нашем универе «бюджетники» - самая дискриминируемая часть студенчества. У нас было самое неудобное расписание. К нам сильнее всего придирались. Нас постоянно привлекали на общественные работы – от разбора бумаг в учебной части до мойки стен. Как сказали старшие товарищи – пожаловаться можно, и отказаться от работ тоже. Но все, кто жаловался и отказывался, вылетали из универа в ближайшую сессию. Поэтому, когда нам выдали план обязательных работ на каникулы – я написала заявление о переводе обратно на «платное».

Подробнее в источнике на

Платят за учебу в вузе примерно половина российских студентов. Для многих семей необходимость выкладывать ежегодно от 80 до 450 тысяч рублей на протяжении нескольких лет очень обременительна. Как же можно снизить плату или перейти на бюджет?

1. Классика

Каждый вуз вырабатывает собственные условия, позволяющие перевестись с платного отделения на бюджет.

Например, сдать две сессии на отлично или четыре сессии на 4 и 5, причем пятерок должно быть не меньше 75%, и подать в деканат заявление о переводе на бюджетную форму обучения.

Серьезная оговорка: на вашем направлении должны быть бюджетные места .

В вузах, где ведется семестровый учет успеваемости студентов, процесс перехода обычно зависит от места в рейтинге.

2. Рейтинговые скидки

3. Велфэр

Удивительно, но есть вузы, где просто успевающий студент, даже с тройками, может претендовать на перевод на бюджет, если у него возникли проблемы с оплатой.

Эту информацию подтверждает Марина Заваринцева, студентка Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана : «Больше шансов у тех, кто хорошо зарекомендовал себя в научно-исследовательской и общественной работе.

Нужно всего лишь по-человечески поговорить с заведующим кафедрой и, заручившись его поддержкой, смело идти в деканат».

4. Межвузовский трансфер

Теоретически существует возможность перевода с платного отделения одного вуза на бюджетное другого – законом это не запрещено, механизм прописан, хотя у каждого института есть собственные внутренние правила.

Технология следующая: нужно узнать, есть ли свободные бюджетные места в вузе, в который вы хотите перевестись. (Здесь надо сказать, что наличие свободных бюджетных мест вполне возможно, вследствии ухода по разным причинам студентов с бюджетных отделений)

По закону, если такие места есть, то вуз не имеет права предлагать студенту переводиться на обучение с оплатой. Однако решать такие вопросы нужно не с приемной комиссией, а на более высоком уровне, желательно обратиться к ректору.

Такого студента могут пригласить на ученый совет, где с ним пообщаются ведущие профессора и вынесут решение, стоит ли давать ему рекомендацию. Далее пишется заявление о переводе. Иногда необходимо пройти аттестационные испытания.

Академическую задолженность необходимо погасить в определенный срок. Она возникает из-за разницы в учебных планах при переводе на разные специальности, а также если количество учебных часов на базовых предметах резко отличается.

После того как студент пройдет все испытания, он получает справку о том, что принят в вуз. С этой справкой идет в свой «старый» вуз, пишет заявление об уходе, сдает зачетку, студенческий билет, получает аттестат об образовании и академическую справку, в которой перечислены все сданные им экзамены. Очевидно, что отличники, умеющие правильно построить разговор с людьми, от которых зависит решение о переводе, имеют преимущество.

5. Эксклюзив:

Пересдача ЕГЭ. Мы не получили официального подтверждения того, что данная стратегия одобрена руководством факультета, но у нас нет оснований не доверять рассказу инсайдера с механико-математического факультета МГУ .

Суть в следующем. Не отчисляясь со своего платного отделения, подаете документы на поступление на первый курс. Важно, чтобы летняя сессия была сдана в срок. Затем нужно пересдать те ЕГЭ, которые не устраивают (не обязательно пересдавать все), а также внутренний вступительный экзамен.

Если прошлогодние ЕГЭ сданы хорошо, но завален «вступак», то пересдается только он. Набрал нужные баллы для поступления - тебя переведут на второй (!) курс на бюджет. «Из моих знакомых контрактников, - утверждает студент, - четыре человека пытались так перепоступить в этом году.

Но поскольку они все не готовились к экзаменам, а надеялись на микронаушник, все пролетели, на бюджет не перевелся из них никто. Но случаи такого перевода известны, это самый простой путь».


Самых активных людей, желающих перевестись, было в группе двое: я и одногруппник.
Мы начали писать заявления после первой же сессии, в то время как по Уставу вас могут перевести не раньше второй положительно закрытой сессии (т.е. не раньше первого курса). Тем не менее моя зам. декана лично посоветовала писать заявления с первой сессии (и несмотря на оценки), и только сейчас я осознаю, что причиной этого было ее понимание, что к этим заявлениям никто никогда не прикоснется, а не желание помочь. Также Устав гласит, что должна быть информация по бюджетным местам, вновь выделенным направлению (факультету) или освободившимся, рейтинги студентов-платников, на основании которых осуществляется перевод. Сразу оговорюсь, не знаю как дела на других фак-ах, но конкретно на моем родном У никаких рейтингов и информации о местах нет и не было.
Начну расписывать по семестру как складывалась ситуация.
1 сессия: я – все 5 и только одна 3 по матану. Одногруппник – все 5.
Написали заявления, мол просим перевести такого-то студента с платной на бюджетную форму обучения. Отдали зам. декану, больше нас ничего не просили прикладывать и предоставлять, да и вообще не шли на контакт с нами, только повторяли: «пишите заявление, кладите, уходите, будут места – переведут».
2 сессия: я - все 5 и только одна 3 по матану. Одногруппник – оценки 4 и 5.
Ситуация не меняется, заявления берут и больше ничего.
3 сессия: я - все 5 только одна 3 по матану. Одногруппник – оценки 4 и 5.
Наши заявления продолжают оставаться без ответа. Тем временем из группы по собственному желанию уходит один человек-бюджетник, что естественно еще больше подогрело мое желание перевестись. Также я понимала и боялась, что даже если что-то и выгорит, то вряд ли в мою пользу, т.к. о переводе с тройками по Уставу не может быть и речи. Но будучи активисткой, я не сдавалась.
4 сессия: я - все предметы на 5, да-да, даже по матану. Одногруппник - 4 и 5.
Тут я почувствовала полное право за собой добиваться перевода. Я начала читать Устав, искать информацию. Мои заявления перестали быть безликими, я стала прикладывать ксерокопии зачетной книжки, в заявлении указывать, что я принимаю участие во многих студенческих мероприятиях, являюсь старостой и тд и тп.
Но все равно попытки донести заявление до кого-то не приносили успеха. Желание было уже не перевестись, а хотя бы просто добиться внимание к проблеме и получить информацию по таинственным свободным местам.
5 сессия: я - все 5. Одногруппник - оценки 4 и 5.
Не знаю, писал ли он в этом семестре заявление, но я пошла дальше. Я проконсультировалась с преподавателем права в МИФИ (спасибо Вам. Он посоветовал посылать заказным письмом или добиваться, чтобы на заявлении поставили отметку о том, когда оно принято, кем, в течение какого срока подлежит рассмотрению, и что в связи с отсутствием обратной связи я имею право обращаться к Стриханову с проблемой. Также спасибо за моральную поддержку Мифическому Боту;)
Что я и сделала. Естественно меня еще в приемной Стриханова развернули, но хотя бы развернули к Путилову (проректор), что было уже успехом. Я пошла к нему. Он прочел, но брать отказался, сославшись на то, что нет мест и вообще я ему мешаю. Я начала добиваться от него информации о том, как и кому отдавать заявление, где информация по бюджетным местам, почему мое заявление не рассматривают и что я буду посылать его заказным письмом и после подавать в суд. Естественно это его немного насторожило.
Он меня отправил к какому-то мужчине по учебной части (не помню фамилию, но сидит он на втором этаже, правое крыло, худого телосложения). Он мне долго и упорно пытался объяснить систему распределения бюджетных мест между факультетами, получалось у него это плохо и вынесла я из этого крайне мало. Отправил меня в деканат, оставить заявление там. В деканате сказали идти к Путилову. Я сказала, что я только оттуда. Отправили к зам. декану; она отправила в деканат. Тут мое сердце не выдержало и я начала истерить. Сказала, что не сдвинусь с места, пока мое заявление не подпишут и не рассмотрят. Стена рухнула. Она сказала, что сейчас мое заявление примут, будет назначена комиссия о рассмотрении всех заявлений и выбора лучшего студента по рейтингу. Созвонилась с деканатом, где приказала меня все же принять и положить отдельно мое заявление.
На этом моменте моя духовная связь с заявлением обрывается. Я плохо поняла в итоге кто, как и через кого договаривался о переводе. Но знаю одно: комиссия, которая должна абсолютно после каждой сессии формироваться и рассматривать заявления студентов, так и не была созвана и вряд ли вообще созывается когда-либо. Все «рассматривается» одним человеком за всю «комиссию». И то опять же тогда, когда вы добились хотя бы этого. Потом ваше заявление лежит достаточно долго, вы, чтобы не упустить последний шанс, обязаны приходить в деканат каждую неделю, как минимум, и узнавать про комиссию, рассмотрели ли они и тд и тп.
После того как «они» рассмотрели заявление, а это может занять около месяца точно, выходит приказ о переводе, которое потом подписывается также очень долго (опять же около месяца).
Когда все было сделано, для меня осталось самое страшное, это пропустить документы через юр. отдел, который сверяет все данные по студенту с положениями Устава. Наличие тех троек могло все испортить. Но деканат был за меня, и в целом мои тройки были еле заметны в зачетке на фоне всех остальных пятерок. Поэтому чудом документы были одобрены.
Меня перевели на бюджет, вернули деньги за 5-ый семестр, в течение которого была эта вся канитель. Одногруппник переведен не был, т.к. и с заявлениями он никуда как я не бегал.
Резюме всей истории: учитесь хорошо, чтобы не было повода придраться к вам, но и при наличии троек не оставляйте попыток перевестись, если желание имеется. Никто не заинтересован в вашем переводе, в вас вообще никто не заинтересован. Даже впечатление, будто они держатся за вас как за «платника» не сложилось. Просто начинайте попытки со второй сессии, ходите по кабинетам и «долбите» их. Да, это очень мерзко и местами унизительно, но потерпите, это того стоит. Никто не хочет платить +/- 60 тыс. руб. за семестр, не получая при этом стипендии, так еще будучи не разгильдяем, а примерным студентом. И главное, делайте все, чтобы ваше заявление было подписано хоть одним лицом, которое тем самым берет на себя ответственность за ваш перевод. Этот человек начинает пугаться невозможности «ничегонеделанья» и подгонять остальных своих коллег.
Нетерпение к проблеме и труд все перетрут.


А вам удалось перевестись? Как это было?

Рекомендуем почитать

Наверх