Религия в жизни общества. Роль религии в современном обществе Эссе по обществознанию на тему религия

Герметизация 28.01.2024
Герметизация

Так, например афинский тиран Критий в 5 веке до н.э. писал: «Религию придумали мои славные предшественники из высшей знати, которые искали способ как лучше управлять людьми». Или другой пример, когда религия воспринималась как аллегорическое знание. Эту идею выдвинул Тиоген в 6 веке до н.э. Согласно ему, религия представлялась и понималась как некий особый способ познания мира, который позволял человеку познать мир вокруг себя не только с помощью научного подхода, но и позволял узнать, какие-то глубокие, высшие, основополагающие истины и знания, которые наукой, в принципе, добыты быть не могут. Это, в некотором роде, главные идеи, объясняющие устройство вселенной. В эпоху Средневековья, как известно, остро стоял вопрос религии и войны. Печальная веха истории известная как Эпоха крестовых походов, когда война стала делом правым по велению Господа. Когда рыцари отдавали свои жизни за главную святыню христианского мира – Гроб Господень. Не это ли прямо показывает, что роль религии и церкви была главенствующей в то время? Определенно. Или еще пример, борьба Ленина с религией. Он считал ее ненужным атрибутом государства, считая, что вера мешает простому человеку, она ему просто не нужна. Именно поэтому в советское время религия жестко критиковалась. Несмотря на то, что Карл Маркс писал: «Религия – это опосредованный результат общественных отношений, выражающийся, как психическая конструкция, иллюзорное сознание, необходимое человеку, чтобы компенсировать несправедливость, тяжесть и конфликты в реальном материальном мире». Проще говоря, Маркс считал, что религия это психический механизм, придуманный человеком, чтобы легче переживать несправедливость и страдания. Он считал неосмысленным бороться с религией самой по себе, поскольку, пока жизнь не справедлива, религия будет существовать, и бороться с ней бессмысленно. Религия исчезнет сама только при условии, что будет построено справедливое государство. И таких примеров можно приводить огромное множество. Как видно из вышесказанного, на разных этапах истории человеческого общества религия играла различные роли во всех сферах жизни. Но сейчас я хочу задаться несколько другим вопросом, а именно, какое значение имеет религия, и какую роль она играет в современном обществе?

Вопрос весьма не простой, и чтобы попробовать в нем разобраться попытаемся понять, какое положение занимает религия в современном мире. И так, в современном обществе решающее воздействие на положение религии оказывают две главные силы современности – наука и политика. Их сравнительно быстрое развитие ведет к неоднозначным для религии последствиям, во-первых, разрушаются традиционные установки религиозного общества, но тем самым, часто для религии открываются и новые возможности. Во-вторых, огромные успехи научно-технического прогресса, все большее овладение природой и ее ресурсами с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе колоссального приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Хотя, стоит обратить внимание, что ожидания, типичные для прошлого века, уже столь недалекого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, надо согласиться, что и не смогла бы, даже если и захотела, но при всем при этом она вызвала глубокие, в некотором роде фундаментальные перемены в религиозном сознании – в понимании Бога, мира, человека, его места в этом мире, да вообще мироздания в целом. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что наука вышла далеко за пределы того мира, который человеку был хотя бы визуально или чувственно доступен. Именно это дало новый шанс для религиозного мироощущения. И здесь необходимо, я считаю, сказать о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния поставила современное общество, а вместе с тем и религию, перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. И в результате, вывод напрашивается сам собой, ведь сами по себе ни наука, ни техника еще не дают, и думаю, не смогут дать, решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения современного общества, они ориентируют работу церкви на повышение нравственного потенциала человека. Церковь не пытается вернуть человека в «былое русло», так сказать к старым канонам нравственности, а делает попытки интерпретировать нравственные и этические установки, подстраивая их под современность, под мировоззрение современного человека.

Давайте на минуту представим мир, в котором нет религии, нет храмов, церквей, нигде нет звона колоколов, не поют молитв, не читают проповеди. И как? Лично я вижу в таком мире пустую темноту, ничем не заполненную пропасть без конца и края. Ведь, даже если задуматься на секунду, человек начал верить в сверхъестественные силы, как только у него развилось мышление, и он стал пытаться осознать мир и явления вокруг себя. А произошло это без малого 40 тысяч лет назад. Большой срок, не так ли? Я считаю, что совершенно любой человек, который, глубоко не задумываясь, посмотрит на эту проблему со стороны, поймет, что человечество не живет без веры всю свою «сознательную историю» существования. Да и надо сказать, что не сможет жить. Мы стоим перед неопровержимым фактом истории – религия бессмертна. Каждого новорожденного ребенка крестят, тем самым отдают под покровительство Всевышнего, дабы он наставлял его на жизненном пути, и после смерти в последний путь провожают по религиозным обычаям. В самые тяжелые моменты жизни человек ищет утешения, и порой, не находя его среди людей, идет в церковь, потому что там его примут и выслушают, что, несомненно, пусть не полностью, но частично принесет в душу покой.

Да, думаю, теперь стоит сказать об одной из главных задач религии в обществе. Именно с помощью религии человек определяет для себя цель и смысл жизни. С помощью веры он строит свои жизненные цели, определяет принципы, также на этом строятся надежды верующего вырваться за пределы ограниченности (так сказать вера в светлое будущее), избавиться от страданий, одиночества, страха и прочих проблем, которые тяготят не только само человеческое физическое существование, но и его душу.

И так, переходя уже к заключению своего небольшого рассуждения на тему роли религии в современном обществе, хочу обратиться к высказыванию русского религиозного философа С.Н.Трубецкого: «Человека нередко определяли как животное двуногое, животное разумное и словесное, животное политическое. Можно также определить его как животное верующее… Человек верит в определенный смысл мира и смысл существования, в безусловную цель, идеал своего существа. И когда такая вера у него отнимается, существование его представляется ему бессмысленным, бесцельным, случайным и лишним». Так что, можно сказать, что какие бы события не сотрясали мир, не разрушали устои общества до основания, религия все равно будет жить. Люди приходят к вере, отходят от нее сами или отстраняются насильственно, но все равно, рано или поздно, вновь возвращаются к ней. А почему? Да потому, что вера живет в сердце, а значит вместе с человеком, и умрет она только вместе с последним человеком на Земле.

Эссе на тему “Роль религии в современном мире” обновлено: Декабрь 12, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Факультет экономики

религия общество наука знание

Эссе по философии

Свое эссе я решила посвятить вопросу роли религии в обществе, которому посвящены высказывания таких великих людей, как З. Фрейда, Ф. Бэкона и Вольтера.

Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, невролог и психиатр, родился 6 мая 1856 года в провинции Австрии. Он считается основателем психоаналитической школы. Посвятил свою жизнь психоанализу, занимался медицинской практикой, создал множество научных трудов, проводил различные исследования в области психологии. Зигмунд Фрейд придерживался атеистических взглядов. Он был убежден, что все религии - лишь иллюзии, не поддающиеся доказательствам. Рассматриваемое изречение автора взято из работы Фрейда - «Будущее одной иллюзии», где он затрагивает тему функций религии и ее места в обществе. Умер в Англии, в Лондоне, 23 сентября 1939 года.

Фрэнсис Бэкон - английский философ, родился в Лондоне 22 января 1561 года. Закончил школу адвокатов «Грейз инн». Будучи политиком, принимал активное участие в жизни государства, в 1584 году был избран в парламент, и до 1614 года играл важную роль в дебатах на сессиях Палаты Общин. На заключительном этапе своей жизни углубился в изучение наук и литературную работу. Ф. Бэкон позиционировал науку как средство достижения человеком власти над природой и улучшения его жизни. Призывал к изучению природы экспериментальным путем, что впоследствии дало толчок развитию естествознания. Знаменит его труд «Новый Органон», в котором рассматриваются вопросы состояния наук того времени и описывается исследовательский метод получения истинного знания. Фрэнсис Бэкон считается родоначальником эмпирического направления английского материализма. 9 апреля 1626 года политик, ученый и философ умер в деревне Хайгет.

Вольтер - один из самых известных философов-просветителей 18 века, родился в Париже 21 ноября 1694 года. Профессии юриста предпочел литературную деятельность при дворе, однако из-за разногласий с властью уехал в Англию на 3 года, в течение которых изучал политический уклад, литературу и философию этой страны. В последующие годы философ сменил немалое количество мест жительства, он находил приют и в Лотарингии, и в Нидерландах, в Пруссии, Швейцарии. Будучи восьмидесятичетырехлетним стариком, Вольтер возвратился в Париж, где и умер 30 мая 1778 года. Выдающийся поэт, историк, публицист, Вольтер был рьяным противником церкви, религиозных суеверий и предрассудков. При этом он придерживался мнения, что существует некое Божество, которое сотворило Вселенную, в дела которого не стоит вмешиваться. Вольтер писал, что обществу необходимо понятие божества, в противном случае оно обречено на гибель.

Фрейд пишет: «Религия - это общечеловеческий навязчивый невроз». Такой вывод, бесспорно, не случаен. Психоаналитик представляет религию, как средство спасения от каких-либо внешних или внутренних негативных воздействий, это своего рода защита. По мнению Зигмунда Фрейда, человечество придумало религию на самых ранних стадиях своего развития, во времена «детства» цивилизации, когда разум еще не был в состоянии справляться со всеми трудностями. Ребенок чувствует некую защиту отца, который может огородить от пугающих и непонятных сил, достаточно выполнять какие-либо правила, требования, тогда отец похвалит, или же, наоборот, осудит при невыполнении определенных установок. Такая модель предельно ясна, не предполагает бремени ответственности. В данном случае, человечество выступает в роли выросшего ребенка, который возвращается к своему детскому опыту, вспоминает, как в детстве решалась проблема спасения от негативных неясностей мира. Фрейд описывает это явление как невроз, схожий с так называемыми детскими синдромами навязчивости. Так же и человечество в целом опирается на религию, «придуманную» тогда, когда разум не справлялся с проблемами (на ранних этапах развития - в «детстве»). То есть, религия - массовый, коллективный невроз. Это иллюзия, создаваемая людьми для упрощения жизни.

Характеризуя, анализируя высказывание Вольтера («Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать»), нельзя не отметить, что философ-просветитель придерживался мнения, что общество не может существовать без наличия какого-либо верховного, сверхъестественного, какого-то Божества, как упоминалось выше. Свою точку зрения он ясно выражает в данном афоризме. Действительно, если, согласно подходу Вольтера, общество обречено на гибель без понятия божества, тогда вполне логично, что в интересах самих людей будет придумать нечто главенствующее над всем. Не следует заниматься доказательством существования Бога, или же пытаться выяснить, есть ли вообще это сверхъестественное. Суть заключается не в самом божестве, не оно как отдельная категория интересует нас, важна его роль в обществе, слишком велико влияние существования понятия бога для нормальной жизни человечества. Именно поэтому мы не пытаемся выяснить истинность существования бога, нас интересует его роль, мы даже готовы придумать его, более того, нам это почти необходимо. В противном случае, цивилизация обречена на гибель.

«Атеизм - это тонкий лед: один человек пройдет, а целый народ провалится» - Френсис Бэкон считал атеизм неприемлемым для целого народа, для толпы. Сам автор изречения - сторонник религии откровения, то есть той, которая признана государством. При этом нельзя назвать его ярым противником атеизма. Бэкон выделяет две «альтернативы» истинной религии, суеверие и атеизм. Суеверие - это искаженная вера в бога, выродившаяся, корыстная религия, оно благоволит развитию фанатизма и безнравственности. Бэкон признает, что неверие предпочтительнее, чем такая вера. Разумное неверие - своего рода религия, однако такой разумный атеизм может быть присущ одному человеку и поэтому приемлем, целый народ же провалится под этот тонкий лед.

Эти высказывания объединены одной категорией, все они затрагивают тему религии, если быть точнее, тему роли, места религии в обществе. Авторы афоризмов определяют, что такое религия для общества, важность ее существования. Я выбрала именно эту категорию не случайно. Меня всегда интересовал вопрос существования чего-то сверхъестественного и институт церкви в обществе. Все народы с давних времен имеют свои, пусть различающиеся, религиозные установки, какие-либо верования. Ведь это не случайно. Наверное, людям просто необходимо верить в существование неземных сил, влияющих на человеческую судьбу и жизнь. Почему же это так? Я думаю, данное явление может быть объяснено рядом причин. Об этом я буду говорить позже.

Вопрос религии рассматривался многими философами, практически все они имели определенный взгляд на существование Бога, на особенности веры людей. В частности, авторы высказываний, Фрэнсис Бэкон, Зигмунд Фрейд и Вольтер, уделяли внимание этой проблеме в своих трудах. Все они сходятся на том, что религия - неотъемлемая часть существующего общества. Каждый из них видит разные причины для этого существования. Интересно каждое объяснение, так, Зигмунд Фрейд рассматривает поставленный вопрос с точки зрения психоанализа. Возможно, специально созданная иллюзия бога и не идеальна, и не имеет прав на существование, однако как и любой невроз, трудно искоренима. Она стала уже неотъемлемой частью общества. Да и стоит ли вообще с ней бороться? Так ли она не нужна?

Вольтер убежден, что религия имеет значимую роль, необходима в обществе, потому что общество просто не сможет существовать без такой объединяющей силы. Народная масса, чтобы не распасться и пребывать в порядке, должна быть чем-то сплочена. Ничто так не объединяет и не заставляет держаться вместе, как общая вера. На основе совместных убеждений создаются традиции, нормы, законы, единая цель и стремление. Религия - это идеологическая основа, без которой общество уже не общество. Ведь даже по определению общество - это не произвольная толпа, это люди, объединенные идеей и имеющие общую цель.

Подход Бэкона предполагает три основных пути взаимодействия общества и религии: истинная религия (для него это религия откровения), суеверие, искаженная вера, и атеизм. Действительно, либо человек верит в существование высших сил, либо он отрицает их существование, тогда он атеист. Фрэнсис Бэкон считает, что для общества атеизм неприемлем, ибо он может быть доступен пониманию разумного индивида, массы же, как правило, не собранные вместе мыслящие индивиды, это уже толпа людей. Чтобы держать толпу в порядке, необходимы общие убеждения, подразумевающие наличие высшего авторитета, с его правилами. А атеизм может быть воспринят как отсутствие всяких правил и полная свобода.

Я считаю, что связь общества и религии многосторонняя, и ряд причин обуславливает существование этой взаимосвязи. Религия возникла еще на заре появления человеческой цивилизации. Люди всегда во что-то верили, людям необходима вера, изначально господствовало многобожие и язычество. В честь божеств возводились храмы, гнева небесных обитателей боялись, им приносили жертвы. Уже тогда страх немилости богов и вера в их милосердие регулировали поведение, действия людей. Всегда важным был вопрос жизни после смерти, как составляющая религиозных верований. Ведь за недостойный образ жизни можно было понести вечное наказание за пределами этого мира, в неземной жизни. Так, мифы Древней Греции повествуют о Сизифе, который не слушался богов, за что поплатился в царстве Аида, будучи приговоренным к нескончаемому безрезультатному труду. Такие предания были поучительны для живущих членов общества. Таким образом, создавалось некое подобие моральных правил. Часто они были занесены в особую священную книгу: Евангелие, Коран. Встает вопрос, для чего вообще на ранних этапах развития человечества была изобретена религия, как произошло, что она стала так важна? На мой взгляд, одной из основных причин было то, что люди, не обладавшие обширными научными знаниями, имевшие очень ограниченные представления о мире, полном необычного и необъяснимого для них тогда, стремились дать какое-либо объяснение происходящим явлениям природы или событиям жизни. Будучи неспособными знать истину, получить разумное объяснение, они ссылались на невидимые силы, регулирующие жизнь на Земле. Такой подход давал определенность, понимание происходящего, создавал некие закономерности, упорядоченность. Теперь люди хоть как-то могли, как им казалось, влиять на события. Они делали это через связь с богами. Принеся жертву, совершив благой поступок, можно задобрить бога, можно надеяться, что он выполнит просьбу. Гневом всевышних сил объяснялись стихийные бедствия, засухи, природные катаклизмы. Низкий уровень развития науки, техники делал людей беспомощными, как они могли защититься от таких бедствий? Понятие же бога давало возможность надеяться на его милость, дарованную в награду за благопристойное поведение, часто за жертвенные приношения и почести в честь богов. То есть, религия изначально была создана как возможность объяснить неведомое, с помощью нее можно было косвенно влиять на независящие от человека того времени события. В этом вопросе мое мнение отчасти совпадает с точкой зрения З.Фрейда на то, как появилась, как возникла религия. Был рассмотрен период того самого «детства» цивилизации, которая создала себе отца, следящего за ребенком, методом кнута и пряника воздействующего на его поведение. С контролем свыше люди чувствуют себя более защищенными, так и проявляется невроз, синдром навязчивости.

Впоследствии, когда развивается общество, многие явления природы становятся понятны разуму человека, люди умеют отчасти контролировать природу, становятся сильными, способными противостоять многим внешним бедствиям, религия приобретает несколько иное значение.

Во-первых, то, которое описывает Фрейд, то есть она важна для общества, возвращающегося к ранним воспоминаниям о защитнике, берущем часть ответственности на себя. Наличие всевышнего облегчает выбор, зачастую являющийся источником зла. Когда знаешь, что такое хорошо, а что такое плохо, этот выбор уже предопределен, заранее известно, как нужно поступить, чтобы поступок согласовывался с волей бога, то есть был «правильным».

Во-вторых, священные книги становятся определенным сводом моральных законов, по которым живет общество. Это как не обсуждающаяся данность, дающая возможность разграничить зло и добро. Вообще, как человек может понять, как поступать правильно с точки зрения морали. Ведь мы все, казалось бы, знаем, что так поступать нехорошо, непорядочно. А почему? Где тот критерий, определяющий наше мнение о правильности поступка. Попытавшись понять это, мы, скорее всего, придем к тому, что просто есть чувство, это, наверное, называется совестью. Она подсказывает нам, дает понять, как делать хорошо, нравственно, а как нет. Однако неужели мы рождаемся с таким пониманием? Кто гарантирует, что все обладают этой самой совестью? Как тогда объяснить поступки некоторых людей, которым их поведение кажется абсолютно нормальным, в то время, как для других оно просто неприемлемо, не согласуется с принципами совести? Тяжело представить себе, чтобы у человека было врожденная мера зла и добра. Я придерживаюсь мнения, что моральные представления индивида формируются. Многое зависит от воспитания и окружения. Человек в процессе своего развития, формирования, особенно в детском возрасте, чаще всего сильно подвержен влиянию и мнению авторитетных для него людей. Следовательно, нравственные правила конкретного члена общества закладываются в него извне. А религия предполагает наличие целого свода таких упорядоченных правил. Я не имею в виду, что каждый должен прочесть Библию или иной свод заповедей, чтобы стать нравственным человеком, просто священные книги являются источником морально-этических норм, которые могут прививаться ребенку родителями или другими людьми.

Идя дальше, хочу выделить еще одно значение религии в обществе. Церковь - общественный институт, являющийся одним из инструментов власти. Во многих случаях именно властные структуры «создавали» религию. Ярким примером может послужить Русь, крещение которой произвел Владимир Креститель. Именно он в 988 году избрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. То есть государству было необходимо наличие единого Бога, принятие христианства имело под собой цель духовного объединения, которое бы упрочило целостность страны, укрепило государство. Показателен процесс выбора государственной религии. Владимир колебался между иудаизмом, исламом, христианством и еще несколькими верами. Примечательно то, что определяющей была совместимость правил, заповедей данной религии с традициями народа, привычным укладом жизни. Так, посланникам мусульманской веры, пытавшихся склонить великого князя к принятию их вероучения, Владимир отвечал, что запрет данной религии на употребление вина неприемлем, ибо вино есть веселие для русских. Возникает вопрос, а как же истинная вера, духовные убеждения? Совершенно ясно, что в нашем случае присутствует исключительно прагматичный подход, принятие христианства ради сплочения государства, усиления центральной власти. Русь - далеко не единственный пример такой связи религии с обществом.

Есть и другие примеры, когда в реальности религия представлена совершенно по-иному, правила, пропагандируемые ею, разительно отличаются от прописанных в священных книгах и соответствующих нормам морали. В Средние века широко применялась практика искупления грехов. Достаточно лишь было заплатить определенную сумму, и все грехи прощались. Нет, не все. Те, на которые хватило денег. Так называемая индульгенция - искупление грехов. Странные, по меньшей мере, нравственные принципы формируются при таком подходе. Получается, за деньги можно купить все, раз уж душевное спокойствие продается. Такое провозглашение главенства денег формирует меркантильное общество, которое в итоге окажется раздробленным, ведь каждый будет стремиться заработать побольше, не сдерживаемый никакими ограничениями. Человек, позволяющий себе все, не имеющий внутренних ограничений, не может быть остановлен какими-то законами, только если они не могут запугать его. А в такого рода обществе и закон подкупен. Такой человек становится страшен. Он живет для себя. Общество, состоящее из эгоистичных индивидов, уже никакое не общество.

Не секрет, что часто возникает ситуация, при которой церковь начинает борьбу за власть с представителями светского управления. Также существуют теократические государства, где церковь и осуществляет власть. Роль религии преображается. Это уже не возвышенные принципы, индивидуальные убеждения людей, искренне верующих, это законы, требующие беспрекословного выполнения. И такую роль играет религия в обществе. Однако сложно представить общество без какой-либо религии в широком понимании этого слова. Можно возразить, приведя в пример СССР, где устраивались гонения на представителей церкви, считалось аполитичной вера в бога. Но не стоит забывать, что в тот период партия была своеобразным богом для народа, люди практически молились на своих вождей, с благоговением говорили о них, верили в них. Чем же такая вера хуже традиционной веры в бога? Идея - это тоже религия.

В современном обществе в развитых странах религия отделена от светской власти. Ныне человек сам решает, верить или нет. Это исключительно его выбор. На территории одной страны уживаются самые разные вероучения. Немалая часть населения считает себя атеистами. Это положение дел не согласуется с предсказаниями Вольтера и Бэкона, которые считали, что без религии не может существовать общество, что атеизм неприемлем для больших масс. Возможно, произошло то, о чем говорил Фрейд, и человечество избавилось, наконец, от невроза, от синдрома детских впечатлений. Выросло, повзрослело, поумнело, - более не нуждается в придуманной, иллюзорной защите.

Мне кажется, что это не совсем так. Человек может не верить в существование сверхъестественного, при этом религия для него - внутренние моральные убеждения, его совесть, которая подсказывает, как правильно поступать. Эти внутренние установки, как я писала ранее, прививаются в процессе воспитания. Священные писания, на мой взгляд, это собранная веками человеческая мудрость. Представления людей о праведном образе жизни нашли свое отражение в религиозных книгах. Весь этот запас очевидных знаний и представлений о справедливости, добре и зле и есть наша религия, очищенная от внешних атрибутов, символов, не имеющая предмета веры.

Стоит также рассмотреть точку зрения, по моему мнению, довольно рациональную, что каждый человек в душе эгоист, все, что он ни делает, он делает для себя. Я допускаю, что это преувеличение, однако само предположение не абсурдно. Действительно, часто наши желания вступают в противоречие с тем, что подсказывает воспитание и совесть. И часто побеждают желания. Ведь вполне разумно сказать: «Почему так поступать плохо? Кто сказал, что плохо? Мне же хорошо». Так вот, роль религии - совместить то, что хорошо для человека, с моральным «хорошо», развить в нем понимание блага для других, научить ценить интересы других, не ставить в центр собственное благополучие. Убедить человека в том, что для него что-то хорошо тогда, когда это не приносит вред окружающим.

В заключение, хотелось бы сказать, что истинная религия - база, основа существования любого здорового общества. Она может иметь вид идеи, веры в бога или просто моральных норм, принятых в данной среде. Иными словами, религия в этом понимании - это общие нематериальные ценности, убеждения, духовное единство народа. При этом не следует забывать и о других функциях религии, таких как поддержка власти или путь объединения людей, укрепления единства народа.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Религия как особый тип общественного сознания, воли и бытия. Место религии в истории человечества, способы влияния и сущность религиозной патологии. Особенности мировоззренческой, культуротранслирующей, политической и нравственной функций религии.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Предмет, функции и методы философии. Религия как мировосприятие и определенная сфера жизни человека. Ее внутренняя сторона и функции. Сходства и различия философии и религии. Диалектика их взаимодействия. Роль теистической философии в жизни общества.

    реферат , добавлен 06.12.2011

    Анализ взаимоотношения философии и религии в различные исторические эпохи и в современный период. Общий объект познания у религии и философии. Пифагорейцы - первые философы, которые представляли собой религиозный союз. Основные идеи и понятийный язык.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Роль библейского представления мира в развитии диалога религии и науки. Актуальные задачи воспитания религиозной толерантности в современном белорусском обществе. Философское осмысление сущности современной религии как этноконфессиональной формы культуры.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2013

    Религия как тип мировоззрения и мироощущения, область духовной жизни. Ее основные элементы: сознание (идеология и психология), культ, религиозные организации. Причина ее появления и современная проблематика. Принципы и законы диалектики в анализе религии.

    реферат , добавлен 13.06.2015

    Наука как сфера человеческой деятельности. Этапы познания научной истины. Характеристика и причины расцвета лженауки. Причины и особенности возникновения и развития религии. Вопрос об отношении государства к церкви, история размежевания науки и религии.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Изучение философии как высшей формы духовной деятельности. Сущность и роль науки как феномена культуры и общественной жизни. Исследование основных элементов религии: вероучения, культа, религиозной организации. Соотношение философии, науки и религии.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Стремление человека к познанию и его особенности. Понятие и сущность религии, предпосылки и особенности ее развития в человеческом обществе, оценка роли и значения. Проблема взаимоотношения философии и религии как основных сфер духовной жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Роль и место религии в жизни современного общества. Феномен философской веры в учении К. Ясперса. Общие и отличительные черты между философией и религией. Принципиальные особенности религиозного миропонимания. Новые научные методы построения картины мира.

    статья , добавлен 29.07.2013

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

Эссе на тему "Религия в современном обществе. Важна ли её роль? Функции
религий на сегодняшний день".
Подготовила учитель иностранного языка Христофорова О.Д.
МАОУ Видновский художественно­технический лицей,
МО, город Видное,2017
Человеку нужна была опора, которая давала бы ему надежду, веру, силу, а также
объяснение некоторых непонятных ему вещей. Эту силу и опору он нашел в религии.
Религия ­ основная вещь, помогающая сложиться мировоззрению еще маленького
человечка. Основные идеи религии складывается на моральных качествах человека. Но
нужна ли еще религия в наше время ­ время инноваций, прогресса и технологий?
Я считаю, что многое можно объяснить наукой. Разрешить международные
конфликты, глобальные проблемы можно и без религии. Религия ­ сдерживающий фактор.
Она упрекает человека и дает заветы, которые нельзя нарушать («Не убей!», «Не укради!»).
С одной стороны мировоззрение некоторых людей складывается без религии, они
понимают, что нельзя нарушать моральные нормы. Но, соответственно, некоторым людям
религия нужна, чтобы не совершить те или иные ошибки. Возможно, это одна из защитных
функций религии.
В мире существует более ста различных религиозных направлений, они имеют
древнейшие формы и современные течения, но основными самыми многочисленными
мировыми религиями являются христианство почти 1,5 млрд. человек, ислам около 1,3
млрд. человек, буддизм, 300 млн. человек.
Существуют также национальные и традиционные религии со своими направлениями. Они
возникли или получили особое распространение в определенных странах.
По этому признаку различают
такие виды религий: индуизм
(Индия);
конфуцианство
(Китай);даосизм (Китай);иудаизм

(Израиль);сикхизм (штат Пенджаб
в
Индии);синтоизм

(Япония);язычество (индейские
племена,
народы Севера и
Океании).

Предлагаю, просмотреть нормы морали 3­х мировых религий.
1. Христианство.
Главная идея христианства ­ спасение. Однако христианство разделилось, видами
являются: католицизм, православие,
христианства
протестанство.
Католицизм.
заповедей.
Православие.
заключается в
в
телесное

Главной идеей являются семь
Вероучение

православия
вере в единого Бога, а также в вере
вознесение Иисуса Христа.
Протестанство. Главная идея протестантизма в том, что Библия ­ это единственный
источник учения христианства.
2. Ислам.
Суть учения ислам или мусульманство, зародившееся в VII веке среди арабских
племён, является вера в одного Бога, но мусульманстве его называют Аллах.
3. Буддизм.
Основной идеей буддизма является перерождение. Последователи буддизма верят в
карму, которая складывается из заветов буддизма, а также в первую очередь из поступков
человека. Согласно учению Будды вся жизнь ­ страдание, которое можно устранить только,
если отказаться от страсти, желания к существованию, а далее достичь просветления.
Из этого всего, соответственно, можно сказать, что независимо от религии или
вероучения признаются некоторые общие нормы морали, которые караются в каждом
вероисповедании.
Само слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это
мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее
понимание человека и сверхъестественное, возможно и священное. Благодаря религии,
являясь и источником силы, люди могут надеяться, верить, а также почувствовать себя
частичкой большого целого, что может объединить совсем разных людей. Вероятно, можно
сказать, что все религии отражают разные стороны жизни, нашей реальности, мы мыслим и

ищем истину жизни, существования, в чём она заключается. Все религии отражают разные
аспекты реальности, потому что истинно всё, что
Я считаю, что религия несомненно важна людям, как и тысячи лет назад. Так или
иначе, никто не нашел соответствующую альтернативу религии и Богу, и существование
его тоже никто не опровергал.
Люди верят и язык становится не только средством общения, он является языком­
посредником между прошлым, настоящим, будущим, хранителем наследия духовной
культуры, как ритуалы и обычаи культуры того или иного народа. В нашем лицее изучают
иностранные языки: английский язык, немецкий язык, для некоторых русский язык
является иностранным языком, у нас учатся из Армении, Азербайджана, Калмыкии.
Все ученики с уважением относятся друг к другу и к языкам, изучение языков позволяет
изучать и исследовать религии таких стран как Россия, Англии, Германии, Калмыкии и
др.государст. Несмотря на различие религий, в проповедуемых духовных, нравственных
ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог
религий.

по дисциплине: Духовная культура

на тему: Религия и религиозная вера

Выполнил: студент

Проверил:


Введение...................................................................................................................3

1. Религия.................................................................................................................4

2. Особенности религиозной веры.........................................................................5

3. Многообразие религий........................................................................................7

4. Роль религии в современном мире..................................................................10

Заключение.............................................................................................................14

Список используемой литературы.......................................................................16


Введение

Одной из древнейших форм духовной культуры является религия. Религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как и религиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: буддизма, христианства, мусульманства. На определённой стадии развития религии возникает церковь, в лоне которой складывается духовная иерархия, появляются священники.

Религия издревле была носительницей культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества. Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком.

В наши дни религиозная деятельность обрела новый размах и новые формы. Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла век, ведь ожесточенность, упадок морали, рост преступности и насилия – все это последствия на почве бездуховности. Нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека.


1. Религия

Происхождение слова «религия» связывается с латинским глаголом relegere – «относиться с уважением»; по другой версии, оно обязано своим возникновением глаголу religare – «связывать» (небо и землю, божество и человека). Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, зависят они от принадлежности авторов к той или иной философской школе, традиции. Так, марксистская методология определяла религию как специфическую форму общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Существуют и более нейтральные определения: религия – это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Религия – это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т.е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Проблема происхождения религии является спорной. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалистические учения же рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К тому же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему.

Одной из первых форм религии был тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм сменился анимизмом, т.е. верой в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. В анимизме многие ученые видят не только самостоятельную форм религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются несколько особенно могущественных – богов. Постепенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качества и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от слов поли – много, теос – бог) религии. Позже, на более высокой стадии появляются и монотеистические религии (от греческого монос – один, единый, теос – бог). Классическим примером политеизма является древнегреческие и древнеримские религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство, ислам и другие, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма.

2. Особенности религиозной веры

Основа любой религии – вера в сверхъестественное, т.е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им. Вера, по словам Евангелия, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».

В чем особенности религиозной веры? Первым её элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помыслами людей. Значит, за все поступки человека отвечают управляющие им высшие силы? Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Но на основании чего возможна эта вера? На основании знания содержания религиозных мифов и Священных книг (Библии, Корана и др.) и доверия к содержащимся в них свидетельствам тех, кому довелось убедиться в фактах существования Бога (явление народу, откровения и т.п.); на основании непосредственных доказательств бытия Бога (чудеса, непосредственные явления и откровения и т.п.)

История показывает, что случаев непосредственных явлений высших сил, не описанных ранее в мифах и Священных книгах, практически не существует: церкви крайне осторожно относятся к любому проявлению чуда, справедливо полагая, что ошибочность или, хуже того, недобросовестность в описании его вызовет у людей неверие и может подорвать авторитет церквей и вероучений. Наконец вера в Бога основывается на некоторых доводах логического и теоретического порядка. В течение многих веков богословы всех религий стремились доказать существование Бога. Однако немецкий философ И.Кант убедительно показал в своих рассуждениях, что логическим путем доказать ни существование Бога, ни его отсутствие невозможно, остается только верить.

Идея существования Бога – центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает её. Так, религиозная вера включает в себя:

Нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

Определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей;

Веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви – папа римский – является наместником (представителем) Бога на земле;

Веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т.п.);

Веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

3. Многообразие религий

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций.

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) примитивные родоплеменные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций, например, конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль);

3) мировые религии. Их всего три: буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

К числу признаков мировых религий относят:

А) огромное число последователей во всем мире;

Б) они космополитичны, носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

В) они эгалитарные (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

Г) их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания).

Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще и т.д. Одна из важнейших заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

В настоящее время наиболее существенную социально-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. В Бирме, Камбодже, Таиланде он выступает в качестве государственной религии. В Японии буддизм, разбившись на множество сект, переплетается с национальным синтоизмом, образуя так называемые новые религии. В 1950 г. образовалось «Всемирное братство буддистов», в 1970 г. – «Азиатская буддистская конференция за мир». Вопреки основной идее буддистского вероучения, эти организации активно участвуют в международной политике, в борьбе за мир. Особенностью современного буддизма является то, что он все больше превращается из религии в некое философское учение, своеобразную систему нравственности.

Христианство – вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1,4 млрд. приверженцев в Европе и Америке.

Центральным в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения без обид безгранична. «Любите врагов ваших,- учит Иисус. – Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Христианство оказалось лучше приспособленным к общественным изменениям, чем другие религии. Христианские богословы научились уживаться с наукой, беря на вооружение отдельные научные теории. Церковь активно использует средства массовой информации для распространения религиозных взглядов.

Ислам (мусульманство) – самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям.

Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во се сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд – все должно подчиняться религиозным законам. В связи с этим все чаще говорят о процессах «исламизации» - распространении это сравнительно молодой религии. Движения под исламскими лозунгами неоднородны, но в них ясно видно стремление превратить исламский мир в ведущую силу на международной арене. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Таким образом, несмотря на различие мировых религий, в проповедуемых ими духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий.

4. Роль религии в современном мире

Религия в наши дни имеет большую силу воздействия на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. В нашей стране влияние религии значительно возросло. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие разрушенные церкви и монастыри. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось количество тех, кто прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых школах появился новый предмет – «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей.

Проповедуемые нравственные правила обращены к духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Во все времена одним из главных факторов, поддерживающих религиозность, был страх, растерянность человека перед лицом смертельной опасности, неразрешимых в данных условиях проблем. Особенно возрастает влияние церкви в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственными заповедями.

Но религия на всех этапах жизни общества и органически связанная с нею религиозная деятельность играли не только положительную роль. В религиозной деятельности прошедших веков были и фанатизм, отрицавший саму возможность выслушать инакомыслящих или инаковерующих, религиозные войны, направленные на подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе от церковного вероучения, догматизм, направленный не только против передовой для своего времени науки, но нередко здравого смысла. Далеко не все религиозные деятели дали образец выполнения тех моральных заповедей, которые содержатся в Священных книгах. В настоящее время вокруг религии и религиозной деятельности вертится немало шарлатанов, спекулирующих на суевериях. Таким образом, исторический путь религиозной деятельности неоднозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой – проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству.

Духовидческий опыт лежит в основе любой религии. Известны имена основателей многих религий, несмотря на то, что жили они тысячи лет назад. Их духовный опыт и переданные ими откровения уникальны не только по силе. Они очень точно «попадают» в цель, то есть указывают пути решения проблем, жизненно важных не только для данного народа, но и для человечества в целом.

Бог и вера стали неотъемлемой частью жизни человека. Жизнь обретает смысл и упорядоченность, следует определённым правилам и ритму. Единый поток истории давно разделился на два русла: собственно историю, состоящую из перечня заговоров, захватов власти, войн, восстаний, свержений, и священную историю, содержанием которой стали взаимоотношения Бога и человека.

Из трёх обстоятельств – божественной воли, культурных традиций конкретного народа и особенностей мышления конкретного человека – складывается всё многообразие религиозного опыта человечества. Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. В индуизме – тысячи богов, в иудаизме – один, но в основе и той и другой религии лежит вера. И это позволяет предположить, внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Религиозному сознанию ведомы цель и смысл существования мира и человека в нём – в пределах конкретной мировоззренческой картины. Основу этой картины в свою очередь составляет представление о существовании двух (или более) миров: мира зримого, духовного, божественного. У каждого из этих миров есть своя история, свои законы, в каждом из них действуют люди или другие сущности, и каждый имеет своё символическое выражение.


Заключение

Человек все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться, заниматься «самостроительством». Объектом этого строительства является, прежде всего, духовный мир человека.

Религия является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы – один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств. Но идеализировать роль религии не следует. Исторический опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные различия и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды деятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освящались авторитетом церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия – опиум для народа» не является совсем уж безосновательной. Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, высвобождается из-под влияния религии, с другой стороны, роль и авторитет церкви растет, ведь религия занимает далеко не последнее место в духовной культуре наряду с искусством, наукой, моралью, политикой и правом.

Религия посредством души приобщает человека к культуре, призывает к соблюдению высоких нравственных норм. Возрождение и воспитание духовной культуры – задача каждого человека во имя спасения всего человечества.


Список используемой литературы

1. В.М.Хачатурян. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа,1998.

2. В.С.Овчинников. Духовные ценности современной цивилизации. - М.,2001. 3. Книга жизни. Сводный текст Библии. - Минск: Лерокс,1993.

4. Религии мира. Энциклопедия, т.6, ч.1. – М.: Аванта+,2006.

5. Всемирная история. Энциклопедия, т.6, ч.1. – М.: Аванта+,2005.

6. Человек и общество. Учебное пособие. – М., 2002.

Доброго вечера, мой дорогой друг!

Итак, как ты понимаешь, начну я, опять же, с основного. Что такое религия и для чего она вообще нужна? Все определения религии сводятся к одному: система верований, основанная на поклонению кому-либо или чему-либо. Религии присущи так же обрядность, организованность (то есть объединение в религиозные общины, простейший пример – церковь), влияние на культуру и мировоззрение тех или иных людей. В каждой религии есть своего рода моральные нормы, которых должен придерживаться человек. Религия действительно всеобъемлюща, каких только верований не существует в мире. Однако, лично мое понимание религии включает в себя еще одну важную деталь. Религия – способ управления человечеством. Я полагаю, что ты уже где-то мог слышать это утверждение. Да, некоторые люди и вправду думают так, но много ли из них могут доказать, обосновать это? Ведь сейчас, увы, человек часто произносит то, что остается для него непонятным. Я не люблю делать так, и поэтому хочу объяснить тебе, почему же придерживаюсь о религии столь категоричного мнения. Опять же, будет небольшой, но очень важный экскурс в историю.

Поговорим о появлении религии. Первые верования появились вместе с первыми людьми. Во многих книгах, и совершенно справедливо, утверждается, что наши прародители из-за недостатка знаний не могли объяснить простейшие природные явления, такие как, например, дождь, снег, рост дерева, рождение человека. Поэтому вполне логично, что, находясь в поисках истины, они списывали все на некие сверхъестественные силы природы. В то же время они понимали, что от многих природных процессов зависит их жизнь, пропитание и возможности. Таким образом, две эти мысли, соединившись в голове древнего человека, дали простую логическую цепочку: чтобы я мог жить, я должен с поклонением относится ко всему, что позволяет мне это делать. Этой мыслью человек автоматически делал из себя раба. Но, в то же время, он начинал беречь природу. Собственно, так появилось язычество, одна из самых добрых, на мой взгляд, религий планеты. Однако уже в ней наблюдаются тенденции ограничения человеческих мыслей, а ведь этот период – только зарождение нашей цивилизации. Дальше - страшнее. Человечество, эволюционируя, приобретая новые знания, начинает организовываться в более или менее крупные группы: общины, кланы, племена. И естественно, появляется первое управление. В каждой такой группе начинают возвышаться ее главы, люди, к которым относятся более уважительно, чем ко всем остальным. Именно тогда и появляются властолюбие и жажда править. Люди, которые главенствуют в этих социальных группах, начинают хотеть управлять своими соплеменниками. Самые находчивые из них подключают к этому религию. Они понимают, что просто так люди не пойдут за тобой, нужно оружие, которое будет максимально влиять на их умы, нужно давить на самое важное. В условиях того времени таким оружием являлась именно религия. Люди действительно сильно зависели от нее, будучи непросвещенными и многого не знающими о мире. Поэтому властолюбцы начинают приплетать ее в угоду себе. Тогда же появляются первые теории о том, что, допустим, если ты не принесешь богам жертву, то будешь проклят. Посуди сам, это же обыкновенное средство наживы. Жрецу приносили еду, одежду, а он вместо этого питал людей надеждами о том, что теперь у них все будет хорошо. Недаром одними из самых богатых людей в те времена как раз и были священнослужители. Такого рода ситуации как раз и запустили на полную катушку мощнейшую машину, которая в дальнейшем стала глобальным средством управления нациями и даже огромнейшей коммерческой организацией.

Теперь перенесемся в более позднее время, когда религия стала вполне развитой системой. Здесь ситуация откровенно ухудшается, я думаю, ты и сам знаешь, почему. Я могу привести тебе тысячи примеров. Допустим, рассмотрим крестовые походы. Ты, я думаю, способен оценить, сколько крови было пролито во время всех крестовых походов, и ради чего, друг мой? Ради того, чтобы убедить одну нацию в том, что тот дяденька на небесах, в которого верят они, неправильный, и нужно верить в другого дяденьку. Убийства ради истинной веры – скажут одни. Убийства ради новых территорий – вот, что скажу я. Неужели непонятно, что религия – это просто прикрытие, обозначение якобы благородной миссии принести в мир истину? Боже мой, конечно же, нет. На крестовых походах наживались, прежде всего, религиозные общины, феодалы и рыцари. Во многих источниках описаний награбленных богатств гораздо больше, чем описания радостных и благородных мыслей, которые переполняют воина, несшего в мир правильную веру. По-моему, прекраснейший пример для доказательства того, что религия – мощнейший способ управления и ведения политики. Религиозные воины были всегда и продолжаются по сей день, а все почему, друг мой? Потому что очень просто наводнить умы людей пафосной идеей, сделать из них марионеток и управлять по своему желанию. Среди примеров управленческой роли религии могу привести тебе так же Реконкисту, по сути своей похожую на Крестовые Походы. Да что уж говорить, все религиозные войны мира – вот тебе пример тонкого и хитрого управления народами через религию. Религия – это рабство.

Немного ранее я обмолвилась о том, что религия – это еще и коммерческая организация. И это в действительности так. Обратимся к истории вновь. Вспомни XVI – XVII века, когда католическая церковь раскололась на протестантов, лютеран, кальвинистов и так далее. Если углубляться, то можно обнаружить, что раскол произошел во многом из-за злоупотреблений католическими священнослужителями своими полномочиями. Происходила так называемая торговля индульгенциями. Тогда умы людей все еще были заключены в религиозные рамки (освобождаться от них они начали только лишь в эпоху Ренессанса), и посему очень и очень многие старались при жизни освободить себя от совершенных грехов. Согрешивший человек приходил в церковь, исповедался, и в знак того, что ему отпущены его грехи, получал специальную бумагу – индульгенцию. Конечно, священники, которые и так были привилегированным сословием, старались не упускать своего. Они стали продавать индульгенции, и в итоге самыми безвинными становились те, у кого было много денег. Феодалы, которые дарили церкви земли, попадали в Рай вне очереди. Таким образом, что мы видим? Все верно, друг мой. Именно в тот момент коммерческая религия начала действовать в полную силу. Никого не интересовала твоя вера, нужны были лишь твои деньги. Странно, что всемогущий Иисус, в существовании которого меня до сих пор пытаются уверить, ничего с этим так и не сделал. Ну а те, кто были против окоммерчивания религии, откололись и как раз - таки образовали протестантизм и прочие ответвления католичества. Увы, и в современном мире религия коммерцией быть не перестала. Во-первых, сейчас появилось множество сект. И все знают, что их основная цель – одурманить людей, чтобы получить с них больше денег и прочих благ. Тут, мне кажется, разъяснения не требуются. Во-вторых, хочу привести конкретный пример. Быть может, ты слышал когда-то о таком человеке, как Димитрий Энтео. Этот юноша занимается религиозной агитацией крайне православных граждан России, регулярно устраивает митинги и носится по центральным площадям Москвы с многочисленными плакатами, призывающими уверовать и искоренить, как он считает, бесовщину на Руси. Единственное, что я могу сказать обо всем этом, так это то, что если тебе нужны деньги, ты готов будешь заниматься даже такими вещами. Не буду уточнять, кто его работодатель, но, думаю, платит он ему неплохо, раз господин Энтео все еще при делах. Гораздо более яркий пример – это патриарх Российской Федерации Кирилл (в миру Гундяев). Не так давно, год – два назад в прессе освещался тот факт, что наш глубокоуважаемый патриарх носит на руке часы за несколько миллионов долларов, ездит на дорогой машине и имеет квартиру в центре Москвы. В подлинности данных фактов сомневаться не приходится, если ты хочешь, я могу предоставить тебе множество доказательств. Здесь религия снова играет коммерческую роль. Чем выше твой церковный сан, тем больше ты можешь себе позволить. К чему я все это? Для меня настоящий священник, настоящий верующий – это тот, кто полностью посвящает себя богу, он не думает об удобствах и удовольствиях, этот человек живет в труде и аскетизме, но он морально, нравственно чист. Я пытаюсь подвести тебя, мой друг, к моему второму восприятию религии. Что бы я там ни говорила, но некоторые вещи из той же Библии (хотя ее подлинность давно опровергнута) позволяют воспитать нравственно здорового человека. И именно это радует меня в религии и позволяет не придерживаться о ней сугубо отрицательного мнения.

Надеюсь, ты не очень утомлен. Поговорим о том, как все-таки религия влияет на нравственность человека. Возьмем за основу небезызвестные семь божественных заповедей. Среди них есть такие, как «Не убий» и «Не прелюбодействуй». На мой взгляд, убийство – один из тяжелейших негативных поступков человека (если же оно, конечно, было не в процессе самообороны или подобного рода ситуации). И эта заповедь как нельзя лучше ограничивает человека там, где его как раз действительно стоит ограничивать. То же самое с прелюбодеянием. Это как один из примеров. Кстати, довольно забавно, что люди в тех же Крестовых походах убивали других, чтобы привить им религию с заповедью «Не убий». Это я называю религиозной слепостью, когда человек, по сути, верит, но не знает, во что, и готов сделать все ради того, чего не понимает сам. Такая тенденция наблюдается в основном в мусульманстве, так законы этой религии невероятны строги и очень часто жестоки, и детей мусульман с самого начала воспитывают очень верующими. Они не должны принимать ничего, кроме ислама, и в любой ситуации стоять за него. Исламисты устраивают теракты из-за веры, но из них единицы понимают, ради чего все это делается. В основном, глубинное понимание веры отсутствует, и из-за этого начинаются все проблемы. Но, слава богу, что все-таки в каждой религии и нации найдутся люди, для которых религия – средство самовоспитания, нравственного совершенствования, а не коммерция и управление. Мне посчастливилось быть знакомой с таким человеком. По вероисповеданию он православный христианин. Этот человек бесконечно добр, а его философские рассуждения о религии, парадоксальности Библии невероятны мудры. Если бы все рассматривали религию так, как он, то наше общество было идеальным. Как-то он привел мне простой пример. В православии принято поститься. Во время поста человек ограничивает себя в питании, и, таким образом, тренирует силу воли. Вот где лежит вся глубина, весь основной религиозный смысл. Но, увы, часто люди до этого попросту не доходят. Они начинают кричать о боге, упрекать всех, кто не верует, однако сами настолько слепы и настолько не ориентируются в собственной религии, что становится одновременно смешно и грустно. Мне смешно и грустно смотреть на эти расплодившиеся крайне православные партии во главе с такими, как Энтео, на этих патриархов и пап, которые говорят о нравственности и чистоте мышления, а сами пользуются айпадами и ездят на дорогих машинах. Мне смешно и грустно слушать все эти «Аллах един», «Иисус наш бог», «Ярило наш покровитель». Я считаю, что истинная вера у человека в сердце, и он не будет кричать о ней, потому что он не будет в ней сомневаться. Религия – вещь опасная. Но если ее правильно применить и рассмотреть, она может стать лучшим другом. Увы, в условиях нашей современности, когда людям нужны деньги, оружие и как можно больше власти, религия, по большей части, является оружием уничтожения и помыкания.

На этом я оканчиваю свое эссе, мой дорогой друг. Я жду твоих вопросов, отзывов, только искренних. Если тебе и вправду есть, что сказать – не молчи. Удачной тебе недели!

Рекомендуем почитать

Наверх