Знак не символ, но символ это знак. Логотип или товарный знак: что выбрать, в чем разница Отличие символов от обычных знаков

Малярные валики и кисти 27.07.2020
Малярные валики и кисти

Повседневная действительность наполнена знаками и символами. Те и другие несут важную смысловую нагрузку. Но не каждый сможет ответить на вопрос, чем отличается знак от символа. Попытаемся в этом разобраться.

Определение

Знаком является изображение (жест, действие), под которым подразумевается какая-либо конкретная мысль.

Дорожный знак

Символ – это вещь, изображение или иное, чему присваивается особый глубокий смысл, лишь косвенно связанный с непосредственным содержанием видимого.


Символ мира

Сравнение

Обсуждаемые предметы играют важную роль в человеческом общении. А отличие знака от символа состоит, в первую очередь, в соотношении зрительного образа и того, что под ним скрывается. Знак прямо указывает на что-то. Например, палец у сомкнутых губ явно выражает просьбу сохранять молчание, а глядя на изображение перечеркнутого утюга на этикетке, каждый поймет, что гладить такую вещь нельзя.

Иногда бывает трудно догадаться, как истолковывается тот или иной знак, – это следует просто выяснить и запомнить. Но в любом случае подобные изображения очень конкретны. Часто знаки что-то разрешают, запрещают или являются предупреждающими.

Символ же служит обнаружению того, что не лежит на поверхности. Он не указывает прямо на какой-либо предмет, а представляет собой абстракцию. Здесь ключевую роль играет художественный образ, олицетворяющий идею, переживание или, к примеру, представление о профессии, направлении искусства. Символизировать что-то могут цвета (белый – невинность), фигуры (круг – вечность), изображения животных (лев – сила, величие). Герб и флаг – это тоже символы.

Знак обычно незамысловат. Чем проще он расшифровывается, тем удобней пользоваться таким средством. Символ, напротив, богат по своему содержанию. Это некая загадка, для понимания которой нужно уметь размышлять. Кроме того, символ, в противоположность знаку, может толковаться в нескольких вариантах. Например, зеленый цвет связывается с умиротворением, спокойствием, гармонией, свежестью, юностью, обновлением.

В чем разница между знаком и символом еще? В том, что знаки чаще образуют целые системы. Символы, как правило, «предпочитают» обособленное существование. Примечательным также является то, что в науке рассматриваемые понятия находятся в синонимичных отношениях. Отображения величин, сокращения и прочее может называться как знаком, так и символом.

Культура, начинаясь с организации, с порядка, с ритуала, структурирует окружающий человека мир в определенных формах. Эти формы носят знаково-символический характер. Когда речь идет о символах и знаках, всегда возникает вопрос: знак – чего? символ – чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно лишь анализируя их отношение к чему-то третьему, к оригиналу, который может не иметь (и чаще всего не имеет) ничего общего по физическим, химическим и иным свойствам с носителем отражения. Но все находятся в некоторой связи, являясь результатом человеческого познания, облекая этот результат в определенные формы. Понятия "знак" и "символ" часто используются в одном и том же смысловом контексте, однако это далеко не всегда оправдано. Рассмотрим специфику их происхождения и функционирования.

Иногда можно встретить утверждение, что знаки – это то, что отличает человека от животного мира. Определение знака в качестве водораздела между поведением животных и человека – это результат смешения понятий знака и символа. Однако есть основания полагать, что праязыки возникли из знаковых систем, сформировавшихся в животном мире. Исследователи утверждают, что эти системы могут быть весьма дифференцированными. Так, например, доминирующие самцы в стае верветок могут издавать шесть разных сигналов опасности. Некоторые из этих сигналов означают "просто" опасность, некоторые – отдельные "виды" опасности ("человек" или "змея", "опасность сверху", "леопард", "опасность снизу") .

Грань между культурой и природой вообще не так очевидна, как полагают те, кто абсолютизируют самое короткое из определений культуры: "культура – это все то, что не природа". К. Леви-Стросс, проводивший полевые исследования в тропических джунглях Центральной Бразилии среди племен, где слой культуры еще очень тонок и можно проследить связь человека с природой, когда обозначающее еще не вполне оторвалось от обозначаемого, сделал вывод, что табу на инцест оказалось той границей, за которой природа перешла в культуру. Однако немецкий этнолог Бишоф доказал, что такое же табу существует у серых гусей и что аналогичная поведенческая модель обусловлена, по всей вероятности, гормональными процессами .

Основываясь на подобного рода исследованиях, мы полагаем, что человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации. Знаки и символы, писал Э. Кассирер, "принадлежат двум различным дискурсивным вселенным: сигнал [Э. Кассирер употребляет этот термин как синоним знака. – Н. Б. ] есть часть физического мира бытия, символ же представляет собой часть человеческого мира значения. Сигналы суть "операторы", символы – "десигнаторы"... Символ не только универсален, но и предельно изменчив... Знак или сигнал соотносятся с вещью, к которой они отсылают, фиксированным, единственным путем" .

Итак, знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную – математическую, статистическую, логическую – обработку.

Символ – одно из самых многозначных понятий. Полагают, что словом simbolon называлась половинка черепка, выдававшаяся гостю и служившая удостоверением его личности при последующих посещениях дома. Символ в культуре – это универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него.

Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия. "Я называю символом всякую структуру значения, – писал П. Рикер, – где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле" .

В табл. 6.1 сделана попытка систематизировать информацию о знаке и символе. В нее включена также информация о такой важной категории языка, как метафора.

Таблица в. 1

Сравнительные характеристики категорий "знак", "символ", "метафора"

Критерии

Метафора

Происхождение

Из животного мира

Возникает с развитием психики, когда осознано разделение на разум и чувство, различается реальный мир и его отражение в искусственных формах

Возникает стихийно в процессе художественного освоения мира как следствие интуитивного чувства сходства материи и духа (вода течет, время течет), областей, воспринимаемых разными органами чувств (твердый металл и твердый звук)

Место пребывания

Бытует в животном мире, в разных сферах жизни общества: науке, религии, искусстве, в коммуникациях и т.п.

Культура в целом на этапе, когда сформировано ее единство, через формы искусства, науки, религии. Бытует в личной жизни, в социуме, государственной, этнической и т.п. общности

Художественная, повседневная и научная речь (кроме делового дискурса, где требуется точность и однозначность). Не принадлежит ни к какой личной или социальной сфере

Цель применения

Информирование, коммуникация

Репрезентация объектов, событий или идей

Копвенционализация смысла

И негру ментальность и адресность, стремление к классификации, прямая связь между знаком и обозначаемым

Обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к сознанию, выражает общие идеи, экстралингвистичен, императивен. Имеет обобщенную форму. Легко преодолевает "земное тяготение", стремясь обозначить вечное и ускользающее, уводит за пределы реальности. Раскладывает образ на символические элементы, превращая его в "текст"

Вербальная структура, сема! точность, не стремится к классификации.

Образ-индивидуализация. Делает ставку на значение. Используется в пределах значений, прямо или косвенно связанных с действительностью, и таким образом углубляет понимание реальности.

Сохраняет целостность образа

Архетипичность значений: базируются на неизменных свойствах природы и человека

Тяготеют к графическому изображению, стабилизируют форму

Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. В символах и знаках проявляется как внешнее "я" человека (self), так и внутреннее "я" (I), бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума, а следовательно, к структуре Вселенной.

Единство человека и вселенной – одна из самых древних и загадочных тем в культуре. В преданиях люди – звезды, спиральность небесных туманностей многократно повторена в орнаментах всех земных культур, красная кровь обязана цветом железу, а все железо, которое есть на земле, по утверждениям астрономов, возникло в звездном веществе. Или возьмем спиральную структуру многих областей человеческого тела: ушной раковины, радужки глаза... Именно это чувство единства позволило математику и поэту В. Хлебникову создать собственную модель метаязыка, состоящего из семи слоев.

Приближение к загадке, однако, лишь увеличивает ее таинственность. Но это ощущение таинственности и есть "самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, – как утверждая А. Эйнштейн, – лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если нс мертвецом, то во всяком случае слепым"

По мнению Юнга, знак, всегда замещает что-то другое. Он заключает в себе определенный известный смысл, который можно выразить другим образом. Основной признак знака - способность реализовывать функцию замещения. Слово замещает вещь, предмет, понятие; деньги замещают стоимость, общественно необходимый труд; карта замещает местность; продолжая мысль - логотип замещает образ фирмы, марка товара замещает образ этого товара. "Знак всегда меньше, чем представляемое им понятие, тогда как символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение". Символ - это естественный и спонтанно возникающий продукт, в отличие от знака, символ есть что-то "само в себе - динамическое и живое".

Следует отметить, что простые идеи, выраженные символом, несут эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл от частного случая к обобщению. Так, стилизованное изображение сердца на логотипе центра переливания крови будет являться лишь знаком, но сердце, вырезанное на дереве или выложенное из маргарина в рекламном объявлении соответствующего продукта, есть уже символ, а не знак.

Другое очень важное различие между символом и знаком состоит в том, что знак имеет по своей природе практическое, недвусмысленное значение: "не курить", "опасность", "выход", "вход", "проезд закрыт". Символ же имеет гораздо больше значений, иногда противоречащих друг другу. Поэтому, если для символа многозначность является положительным качеством, - чем более многозначен символ, тем он содержательнее, то для знака многозначность явление негативное, - чем однозначнее понимается знак, тем конструктивнее его можно использовать.

Система "архетип - архетипический образ (символ) - знак" действует как основа архетипического моделирования образа марки. Этот метод основан на понимании человеческой психики как элемента коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное и его структурные элементы - архетипы - проявляются в сознании человека в сновидениях, мифах и легендах через архетипические образы (символы), которые служат центральными элементами в формировании образа торговой марки.

Таким образом, рекламные образы марок являются в данной методике отражением архетипов коллективного бессознательного человека, которые представлены в рекламном творчестве с помощью архетипических символов и их функциональных заменителей - знаков.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что основным содержанием знаков-символов является пропаганда заключенной в них идеи или идейной концепции. В случае благословения крестом - идеи Христа, пожертвовавшего собой ради спасения всех людей на земле; в случае с крейсером Аврора - идеи большевистской революции и преображения мира по своим канонам; в пьесе Ионеско - попытку понять страшную трагедию, пережитую народами Европы во время нашествия фашистских полчищ в период Второй мировой войны; в случае с семейным альбомом - удовлетворение сладких воспоминаний о прошедших временах, ушедших навсегда и отображенных на фотографиях. В обычных же знаках основной их функцией является функция обозначения предмета или явления, в них отражаемого. Это не единственная их функция, но она служит главным стимулом существования знака такого рода.

Понятие символа и знака, подробная классификация

Симвология - это объемная наука, изучающая огромное количество знаков, которые возникали и возникают всю историю человечества .

Каждый народ, каждая эпоха каждый человек создавал свою систему символов, которой доверял, и которая была для него определяющей.

Не все возникающие знаки становились символами, точно так же, как и не все символы являются знаками. И для того, чтобы успешно классифицировать символы, необходимо понимать разницу между ними.

Символы - это схематичное, отвлеченное, многозначное отображение образа предмета, понятия или явления.

Знак - это схематичное однозначное отображение предмета, понятия или явления.

Таким образом, основное различие между символом и знаком заключается в том, присвоено ли ему смысловое значение или же он несет в себе ознакомительную информацию.

В результате первым пунктом классификации должно стоять деление по общей характеристике :

1) символ

2) знак

И у тех и у других будет своя характеристика и своя классификация. Но на этом этапе оставляем знаки и переходим непосредственно к символам, так как детальную классификацию будем разрабатывать именно для них.

В первую очередь деление следует производить по возможности использовать символы в магических целях . Поэтому деление производим на:

1) магические - обладают магической силой или используются в различных магических практиках

2) не магические - не обладают магической силой и не применяются в магических целях.

На следующем этапе классификации рассматриваем символы по степени сложности . Они могут быть:

1) Простые - состоящие из одного символа

2) Сложные - состоящие из группы простых символов, объединенных логически, и имеющих в таком объединении свой смысл, отличный от смысла составляющих его простых символов.

Дальнейшую классификацию целесообразно проводить по уровню абстрактности . Символы могут быть:

1) Конкретные - упрощенное изображение определенных явлений реального мира

  • символ-понятие - это символы отражающие идеи, чувства или абстрактные качества, связанные с внутренним миром живых существ.
  • символ-образ - символы, имитирующие форму существа или предмета, с которым они связаны.

2) Абстрактные - существующие в незапечатленной или смешанной форме.

  • невидимые символы - абстрактные идеи и умозрительные картины, не существующие в материальной форме.
  • ритуальные обряды и действа - магические символы основанные на звуковом или жестовом ряде.

1) графические - все символы, которые могут быть начерчены или нарисованы на плоскости (рисунки, пиктограммы, иероглифы и т.д.)

2) предметные - все символы, которые выражаются в вещественной материальной форме (вещи, предметы, явления выраженные явно)

3) аудиальные - нематериальные вещи, которые нельзя выразить графически (песни, музыка, названия, имена и т.д.)

4) жестовые - нематериальные вещи, выражаемые движениями (танцы, жесты)

Следующий параметр, по которому можно классифицировать - происхождение символов . По происхождению все символы делятся на:

1) Природные символы - символы, которые являются естественными (например: растения, животные, птицы, минералы, символы планет и т.д.)

2) Искусственные символы - символы, которые, так или иначе, были созданы или придуманы человеком (цифры, произведения искусства, символы, взятые из мифологии и т.д.)

3) Символы знаков - символы, которые одновременно являются знаками (например: алхимические символы, символы зодиакальных созвездий)

5) Геральдические символы - символы, встречающиеся в геральдике.

6) Комбинированные символы - символы, которые имеют одинаковое значение в разных категориях, сюда же можно отнести научные символы.

Дальнейшая классификация будет связана уже с характеристикой непосредственно каждого символа. Она не носит обязательный общий характер, но дает представление о возможностях использования каждого символа в системе магии. Эта классификация не уровневая и каждый символ будет характеризоваться всеми категориями.

По назначению воздействия они бывают:

  • Наполняющие - символы, которые взаимодействуют непосредственно с энергией
  • Очищающие - символы, используемые в различных очищающих амулетах и оберегах помогающие очищать от различного рода негатива
  • Разрушающие - символы, способствующие разрушению какого-то предмета или явления
  • Восстанавливающие - символы, позволяющие восстановить разрушенное
  • Защитные - символы, используемые при защите от негативной энергии
  • Ударные - символы, используемые для нападения
  • Взрывающиеся - символы, срабатывающие при определенных условиях
  • Копирующие - символы, позволяющие воссоздать копию объекта в какой-либо форме, в том числе астральной
  • Усиливающие - символы, усиливающие действие магических предметов или других символов и знаков
  • Искажающие - символы искажающие восприятие объекта или явления, влияющие на какой-либо из органов чувств или на группу органов чувств на всех уровнях восприятия
  • Ускоряющие - символы, ускоряющие процесс
  • Специальные - символы использующиеся только для одного какого-либо действия
  • Хранилища
  • Сжигающие
  • Прыгающие

По степени воздействия , символы делятся на:

  • Сверхтяжелые - символы влияющие на окружающее пространство на глобальном уровне
  • Тяжелые - символы влияющие на пространство на трех уровнях восприятия
  • Средние - символы, влияющие на пространство на физическом уровне
  • Легкие - символы, не влияющие на пространство и используемые в простых магических ритуалах
  • Сверхлегкие - символы, используемые для записи процесса, не влияющие на окружающее пространство

По виду пространственно временного воздействия символы могут быть:

  • Обыкновенные - общего действия
  • Пространственные - действия растянутого в пространстве
  • Временные - действия растянутого во времени

По уровню воздействия они бывают:

  • Позиционные (физического плана)
  • Энергетические (биологического плана)
  • Астральные
  • Ментальные

По области воздействия делятся на:

  • Стихийные - не имеющие направления
  • Волновые - имеющие направление
  • Общие - местного воздействия

А по виду воздействия на:

  • Энергетические
  • Информационные
  • Энерго-информационные

По функции воздействия символы делятся на:

  • Невидимые
  • Неявные
  • Мягко-, твердотелые
  • Самонаправляющиеся
  • Самоактивизирующиеся
  • Самоуничтожающиеся
  • Самовосстанавливающиеся
  • Трансформирующиеся
  • Связывающие

Понятие символа и знака, подробная классификация

Пример разбора символа:

Пентакль.

Описание : Пятиконечная звезда, заключенная в круг. Его используют в магии, чтобы притянуть энергию земли и сконцентрировать силу. Пентакль символизирует рождение, и возрождение, хотя его часто ассоциируют с символом нечистой силы. Но в магии этот символ применяется для защиты и контроля над элементарными силами, над силами стихий и чувствами. Пентакль олицетворяет эти силы. В перевернутом состоянии пентакль очень опасен, так как вызывает негативные силы. Но это только один из его видов, используемый в магии, существуют также и другие.

Пентакль по общей классификации: Искусственный графический конкретный магический символ-понятие.

Пентакль относится к группе символов знака.

1) по назначению он относится к группе защитных и усиливающих

2) по степени воздействие - сверхтяжелый, - он является одним из самых мощных магических символов,

3) по виду воздействия - обыкновенный,

4) по уровню воздействия - астральный, энергетический

5) по области воздействия - общий,

6) по виду - энергетический

7) по функции воздействия - самонаправляющий.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ «Бурятский государственный университет»

Факультет иностранных языков

Кафедра перевода и межкультурной коммуникации

Иванкина Елена Олеговна

Отличия понятий «символ» и «знак»

/реферат/

Проверила:

Каленых Е.В.

Улан-Удэ, 2013

Введение 3

Глава 1. Отличие символа от знака 4

    1. Определение понятия «знак», его основные

характеристики, классификация знаков 4

    1. Символ как разновидность знака, отличие знака

от символа 9

Заключение 13 Список использованных источников и литературы 14

Введение

Актуальность данной работы объясняется личным интересом ее авторов к проблеме различения понятий «знак» и «символ», поскольку символы в поэтическом произведении являются предметом исследования авторов.

Предметом данной работы является отличие символа от других видов знака.

Целью данной работы является выявление отличий символа от других знаков. В соответствии с поставленной целью нами были поставлены следующие задачи:

    • изучить теоретический материал, касающийся понятий «знак» и «символ»,
    • рассмотреть основные характеристики понятий «знак» и «символ», выявить отличия между символом и знаком вообще.

При написании данной работы мы использовали труды таких исследователей, как С.С. Аверинцев, В.И. Иванов, А.Ф. Лосев и др.

Работа состоит из введения, одной главы, включающей два параграфа, и заключения.

Во введении обоснована актуальность темы реферата, определены цели и задачи работы, использованные материалы, указана структура реферата.

В первом параграфе раскрывается понятие знака, приводится классификация знаков.

Во втором параграфе дается понятие символа, его основные характеристики с точки зрения разных авторов, таких, как С.С. Аверинцев, Ю. Лотман, А. Лосев, М. Гиршман, В. Иванов, а также рассматриваются различия между понятиями «знак» и «символ».

В заключении приведены обобщенные выводы, касающиеся различий между понятиями «знак» и «символ».

Список использованной литературы содержит источников.

Глава 1. Отличие символа от знака

1.1. Определение понятия «знак», его основные характеристики, классификация знаков

Понятие знака изучается не только в лингвистике, но и во всех других областях науки.

Любой предмет, его свойство или признак могут являться знаком чего-либо, поэтому знаков может быть бесконечное множество, и они могут настолько различаться между собой, что их невозможно объединить в одну общую классификацию, насколько бы подробной она не была.

Определение знака как части некоего сообщения можно представить следующим образом: адресату предъявляют не сам предмет сообщения, а некого представителя, позволяющего распознать этот предмет. Такой представитель предмета и будет являться знаком. При этом Ю.С. Маслов отмечает разницу между синдромом, который получатель может трактовать по-своему, и знаком, который дается получателю преднамеренно, с целью сообщения какой-либо конкретной информации.

Таким образом, можно сказать, что любые системы средств, используемые человеком с целью обмена какой-либо информацией, являются знаковыми или семиотическими системами, и они подчиняются определенным правилам.

Адресант должен понимать используемый им знак, а знак должен быть воспринимаем каким-либо образом, то есть должен являться материальным объектом. Значение же, приобретаемое знаком при определенных условиях, может быть как реальным предметом, явлением, так и вымышленной вещью, абстрактным понятием.

Ф. де Соссюр в своих трудах знаком называет не только «означающее», но и «означаемое», говоря о двусторонней сущности знака. В этом случае «означающим» будет форма или «план выражения», а «означаемым» – «план содержания», содержание, значение и смысл. К знакам можно отнести слова, награды, дорожные знаки, деньги, сигналы, жесты и т.д.

Структура знака тесно связана с такими понятиями, как денотат и концепт. Денотат – это план содержания, совокупность всех обозначаемых знаком объектов. Что касается концепта или плана выражения, он представляет собой совокупность сведений об объекте, обозначаемом определенным знаком, и его связях с другими объектами. Это и информация, которую несет знак, и совокупность знаний об обозначаемом данным знаком объекте и явлении.

Обычно одному знаку соответствует один смысл, а одному смыслу – один денотат. Однако существуют знаки, которые совпадают по форме, но обозначают разные объекты или явления. Такое явление носит название «омонимия» – совпадение знаков, обозначающих разные сущности. Наряду с омонимией существует и синонимия знаков – явление, при котором, наоборот, одному денотату соответствует несколько знаков. Эти явления характерны не только для естественных языков, но и для любых других знаковых систем.

Согласно А.А. Реформатскому, если сопоставлять знак и вещь, знак обладает следующими признаками:

  1. знак должен быть материальным, то есть, как любая вещь, он должен быть доступен чувственному восприятию;
  2. знак не имеет значения, однако он направлен на значение, для чего он и существует, поэтому знак принадлежит ко второй сигнальной системе;
  3. в отличие от содержания вещи, содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой;
  4. содержание знака определяется его различительными признаками, выделяемыми и отделяемыми аналитически от неразличительных;
  5. знак и его содержание определяются местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

Кроме того, знак обладает определенными свойствами. К ним относятся:

  1. преднамеренность: знак целенаправленно используется для передачи определенного смысла;
  2. двусторонность – наличие идеальной стороны – смысла, значения, – и материальной стороны – формы, воспринимаемой какими-либо органами чувств;
  3. конвенциональность: в основе названия различных предметов разными словами, к примеру, лежит определенная договоренность;
  4. обусловленность: знак не существует изолированно, он является частью своей знаковой системы.

Что касается большого количества классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров, то классической считается классификация, основанная на типологии соотношения формы и содержания, Чарльза Сандерса Пирса, который делит знаки на три группы: иконы, индексы и символы.

Любой знак, согласно Ч. Пирсу, обладает следующими основными характеристиками:

  1. материальная оболочка;
  2. обозначаемый объект;
  3. правила интерпретации, устанавливаемые человеком.

Таким образом, иконы (или иконические знаки) – это знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно, то есть план выражения схож с планом содержания. Например, картина, изображающая битву или план сражения являются знаками-иконами, если их содержанием считать само сражение. Также это могут быть портреты, фотографии.

Индексы (или индексальные знаки) – это знаки, чьи форма и содержание являются относительно схожими, то есть смежными в пространстве или во времени Примерами индексов могут служить дорожные знаки, а также дым, говорящий о наличии огня, симптомы какой-то болезни, предполагающие саму болезнь. В данном случае, правильнее говорить о наличии определенных причинно-следственных связей между знаком и обозначаемым объектом. Кроме того, к индексальным языковым знакам традиционно относят личные и указательные местоимения и некоторые другие местоименные слова (я, ты, это, здесь, сейчас и др.).

Символы (или символические, конвенциональные, условные знаки) – это знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака, то есть план выражения не имеет ничего общего с планом содержания.

Что касается иконических и индексальных знаков, здесь форма знака позволяет даже не знакомому с ним адресату догадаться о его содержании. Форма же символических знаков сама по себе не дает какого-либо представления о содержании. В таких случаях, согласно Ф. де Соссюру, речь идет о немотивированности выбора означающего или отсутствии естественной связи между означаемым и означающим. Например, знак вычитания «-» никаким образом не связан с самой арифметической операцией: ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольна, то есть определяется особым соглашением, обусловливающим использование соответствующего символа для передачи данного смысла. Большинство языковых знаков относится именно к символам, позволяет говорить о произвольности языкового знака. К примеру, между английским словом «glasses», французским «lunettes» и русским «очки» нет ничего общего, но все они обозначают один и тот же предмет.

При этом стоит учесть, что произвольность символа означает не свободу выбора формы знака, поскольку в рамках одной знаковой системы этот выбор ограничен: например, по-английски соответствующий смысл выражается только словом «glasses», произвольна сама связь между означаемым и означающим, устанавливаемая и определяемая языковой конвенцией, а не какими-то естественными причинами.

Однако, в языках имеются и слова, содержание которых похоже на их форму. Такие слова являются иконическими знаками. Этими словами являются звукоподражания, или идеофоны: «мяу-мяу», «бр-р-р», «апчхи», «cock-a-doodle-doo», «splash» и др. Иконическим знаком может быть не только одно слово. Так, по мнению Р.О. Якобсона, иконическим является порядок слов во фразе «Пришел, увидел, победил», поскольку порядок слов повторяет последовательность обозначаемых действий.

1. 2. Символ как разновидность знака, отличие знака от символа.

Являясь разновидностью знака, символ, конечно, обладает практически теми же признаками и свойствами, как и другие виды знака. Однако символ обладает и значительными отличиями от них.

Этимология этого слова восходит ко временам Древней Греции: слово «символ» произошло от греческого σύμβολα, (от греческого «знак, опознавательная примета») которое означало подходящие друг к другу по линии облома половины одной пластинки. Складывая эти половины, люди, связанные союзом наследственной дружбы, опознавали друг друга. По словам С.С. Аверинцева, в отличие от аллегории, которую способен распознать любой, символ могут расшифровать только «посвященные». Таким образом, символ не только объединяет предмет и смысл, но и людей, понимающих этот смысл. В этом состоит значение символа как центрального понятия культуры и признака культурной идентичности, поскольку совокупность символов выражает совокупность взглядов на окружающую действительность и ее концептуализацию.

Символ заключает в себе множество смысловых оттенков, и, в отличие, например, от образа, выражающего единичное явление, обладает рядом значений, иногда разнонаправленных и противоположных, но при этом являющиеся единым целым. Поэт и теоретик символизма В. Иванов считал, что символ знаменует не одну, а разные сущности, А. Белый определял символ как «соединение разнородного вместе». В этом состоит, по мнению С.С. Аверинцева, отличие символа от знака: если для знаковой системы полисемия является помехой для рационального функционирования знака, то в случае символа многозначность определяет его содержательность. Многослойность символа рассчитана на активную работу воспринимающего. Смысл в символе не предстает как данность, он задается, то есть смысл невозможно свести к определенной логической формуле, его можно пояснить с помощью дальнейших символических сцеплений, уточняя его рациональную ясность, но при этом в его трактовке невозможно прийти к чистым понятиям. По словам С.С. Аверинцева, символ – это «образ, взятый в аспекте своей знаковости и он есть знак, наделенный всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа».

А.Ф. Лосев связывал символ с действительностью следующим образом:

1. Символ является функцией действительности, которая может разлагаться на бесконечный ряд членов, отстоящих на различные расстояния друг от друга и способных вступить в бесконечно разнообразные структурные объединения.

2. Символ является смыслом действительности, отражением, раскрывающим смысл отражаемого, и это отражение в сознании является вполне специфическим и не сводится к тому, что отражается. Но благодаря этому свойству отражающее не только не разрывается с отражаемым, а наоборот, позволяет глубже проникнуть в отражаемое, что не доступно внешнечувственному его воспроизведению.

3. Символ есть интерпретация действительности, её специфическая переработка, то есть тем или иным пониманием действительности.

4. Символ является сигнификацией действительности: он должен обозначать действительность, то есть каким-либо образом обратно отражаться в действительность.

Понятие символа имеет большое значение в эстетике. Символ обладает свойством вызывать обычным знаком множество представлений, не переходя, подобно аллегории, в область абстрактного, действует на сознание, на чувства, то есть, воздействует эстетически. Поэтому богатые символы жизни не просто переняты искусством и, в частности, поэзией, но и еще далее расширены. Символ является дальнейшим усилением образа или метафоры; он не просто заменяет одно представление на другое, однородное ему представление, но дает представление с более богатым содержанием, чем первоначальное.

Рекомендуем почитать

Наверх