Трудоустройство иностранных граждан в. Работа в россии для иностранцев, ограничения и требования законодательства. Документы для оформления трудового договора

Ландшафтный дизайн 06.09.2020
Ландшафтный дизайн

КонсультантПлюс: примечание.

Национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню , утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

11. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший разрешение на работу, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(см. текст в предыдущей редакции)

Законное оформление иностранцев — это головная боль, и многие ищут пути попроще, вплоть до найма нелегалов. Это небезопасно для бизнеса, фирме могут грозить большие штрафы . О том, что у вас работает неоформленный иностранец, до контролёров может донести кто угодно: от налоговой до раздражённого покупателя. Да и сама миграционная служба часто устраивает проверки по выявлению нелегальных иностранных граждан.

Миграционный учет и статус иностранца

Иностранные граждане подлежат в России миграционному учету. Для этого иностранец при въезде через границу получает и заполняет миграционную карту. Копию миграционной карты он передает принимающей стороне в России.

Вы уведомляете МВД о прибытии иностранца, только если являетесь принимающей стороной, например, предоставлете будущему сотруднику жилье. Это нужно сделать не позднее тридцати рабочих дней со дня прибытия иностранца из страны-члена ЕАЭС, пятнадцати рабочих дней, если прибывает иностранец из Таджикистана и семи рабочих дней со дня прибытия иностранца из других стран. Уведомление заполняется на каждого иностранца по . К уведомлению приложите копию документа, удостоверяющего его личность (паспорт), и копию его миграционной карты.

Порядок оформления на работу и расчётов зависит от статуса иностранного гражданина. Статусов — три:

  • постоянно проживающие — самые «обрусевшие» иностранцы с видом на жительство;
  • временно проживающие — имеют разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающие — работают по визе, миграционной карте или на основании патента.

А теперь расскажем про каждый статус поподробнее, а также вы узнаете, что нужно проверить и как оформлять иностранных граждан к себе на работу.

Как оформить постоянно и временно проживающих

Чаще всего на работу принимаются иностранцы из стран СНГ и иностранцы, проживающие в РФ временно или постоянно. Они устраиваются на работу так же, как и граждане РФ. Для их оформления вам не нужно разрешение на привлечение иностранных работников.

При приеме на работу постоянно проживающего иностранца запросите вид на жительство и проверьте срок действия. Этот документ выдается на 5 лет, а затем может быть продлен. Иностранцы с ним могут работать на всей территории России.

При приеме на работу временно проживающего иностранца запросите разрешение на временное проживание . Иностранец может работать только в том регионе, где он получил разрешение на временное проживание. Его выдают сроком на 3 года, как отметку в документе, удостоверяющем личность, или в виде отдельного документа. Когда срок разрешения заканчивается, иностранец получает вид на жительство или покидает страну.

Работники из Беларуси по трудовому статусу приравнены к гражданам нашей страны и при трудоустройстве предъявляют те же самые документы, кроме документов воинского учета. Правила приема на работу граждан Казахстана, Армении и Киргизии тоже были упрощены — они могут трудиться в России без разрешения на работу.

Важно: граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, как и остальные иностранные граждане, подлежат миграционному учету.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба подготовит все необходимые отчёты: 27 в год — для ИП, 29 — для ООО. Формы заполнятся автоматически, платёжки на зарплату и налоги сформируются тоже.

Как оформить временно пребывающих без визы

Безвизовый въезд установлен для граждан всех стран СНГ, кроме Туркмении, а так же для граждан иных государств, например, Турция, Израиль.

Такие иностранцы, с 2015 года принимаются на работу на основании патента. До 2015 года для трудоустройства выдавались разрешения на работу. Они остаются действительными до истечения срока их действия.

Патенты на работу иностранцам выдаются на срок от 1 до 12 месяцев. Чтобы оформить патент, в течение 30 дней со дня въезда в РФ иностранец должен подать заявление в МВД. При себе ему нужно иметь документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ (сертификат) и другие документы .

Размер платы за патент зависит от срока его действия и региона, в котором иностранец собирается трудиться.

Патент действует только в том субъекте РФ, где был получен. Если в нем будет указана профессия, иностранный гражданин не сможет работать в этом регионе по другой специальности.

Как оформить временно пребывающих на основании визы

Сложнее всего трудоустроить временно пребывающего иностранца на основании визы. До заключения договора вам нужно будет оформить объемный пакет документов. Если вашей фирме очень нужно принять на работу такого иностранца, давайте посмотрим, что нужно сделать.

Прежде чем вы решите заключить договор с иностранцем, временно пребывающим в России, подготовьте для него разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Без этого разрешения вы не в праве принимать на работу иностранных граждан временно пребывающих в РФ на основании визы.

Разрешение оформляется в отделении МВД России на 1 год, срок оформления 30 дней. Придётся заплатить госпошлину в размере 10 000 на каждого работника и подать пакет документов, состав которого перечислен в п. 45 Административного регламента.

После того как получите разрешение на привлечение иностранных работников, оформите иностранцу приглашение на въезд в Россию для получения визы и разрешения на работу. Это оформляется миграционной службой при подаче документов:

  • ходатайство на русском языке;
  • документ, удостоверяющий личность работодателя (приглашающей стороны);
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в России;
  • документы для оформления разрешения на работу. Пакет таких документов подается в отношении каждого иностранного работника одновременно с ходатайством о выдаче приглашения на въезд. Список документов перечислен в п. 27 Административного регламента . Для получения разрешения необходимо заплатить госпошлину 3500 рублей.

Размер госпошлины за оформление приглашения на въезд для иностранного гражданина, вне зависимости от типа приглашения, составляет 800 руб.

Вы получите приглашение и разрешение на привлечение иностранца или уведомление об отказе в течение 20 рабочих дней со дня подачи ходатайства.

По общему правилу рабочая виза оформляется сотруднику на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на один год.

Итак, оформление временно пребывающего на основании визы иностранца займет больше двух месяцев, вам придется потратить как минимум 10 тысяч рублей на госпошлину и несколько раз посетить миграционную службу.

После выполнения этих формальностей вы можете заключать договоры с иностранными гражданами и оформлять их на работу.

Документы для оформления трудового договора

При приеме на работу иностранные граждане должны предоставить практически те же документы, что и российские. Для оформления трудового договора запросите документы с работника:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (разрешение на временное проживание, вид на жительство и иные);
  • миграционная карта, виза, разрешение на работу или патент (для временно пребывающих иностранцев);
  • трудовая книжка, если нет — оформите её;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
    Если это первое место работы у иностранца, то вы, как работодатель, должны оформить страховое свидетельство;
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (для временно пребывающих иностранцев). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Получить ИНН обязаны все лица, работающие на территории России, в том числе, иностранные граждане. Но сделать это иностранец может и после заключения трудового договора. Поэтому нет обязанности требовать от иностранца свидетельства ИНН — его отсутвие не мешает вам выполнять обязанности налогового агента.

Документы воинского учета у иностранных граждан не требуются. Для договора ГПХ запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки.

О заключении и прекращении трудовых договоров и договоров ГПХ с иностранными гражданами необходимо уведомить МВД не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора. Формы уведомлений утверждены приказом МВД РФ от 04.06.2019 N 363 .

Налоги и взносы с зарплаты иностранного сотрудника

Когда все формальности выполнены, документы оформлены и сотрудник принят, вы можете рассчитывать и выплачивать ему заработную плату. Порядок обложения выплат налогами и взносами также зависит от статуса иностранца.

Для того чтобы определить размер НДФЛ , проверьте является иностранец налоговым резидентом или нерезидентом РФ. Если в течение 12 месяцев подряд иностранец пробыл в России 183 дня и больше, то он является налоговым резидентом. С его зарплаты удержите НДФЛ в размере 13%. Если пробыл меньше 183 дней — 30%.

Особенность — иностранцы, работающие в России на основании патента платят НДФЛ по ставке 13%. Сумма авансового платежа, уплаченного работником по патенту, уменьшает сумму НДФЛ, который работодатель удерживает с него в текущем месяце. Работодателю нужно получить в ИФНС уведомление о праве уменьшения НДФЛ сотрудника на сумму аванса, который он уже заплатил в счет будущего налога.

Другое исключение для граждан республики Беларусь, Казахстана, Армении и Киргизии — ставка НДФЛ всегда 13%.

Страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам начисляются в соответствии с их статусом.

  • Зарплата постоянно проживающих и временно проживающих иностранцев облагается взносами на пенсионное, медицинское и социальное страхование в общем порядке по тарифу организации.
  • С выплат временно пребывающим иностранцам исчисляются взносы только на пенсионное страхование по тарифу организации и на временную нетрудоспособность по тарифу 1,8%. Взносы на медицинское страхование не начисляются и не уплачиваются. Исключение — граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Страховые взносы за них отчисляются так же, как и за российских сотрудников по общим тарифам организации.

А Эльба поможет?

Эльба умеет работать с иностранными сотрудниками: считать зарплату, налоги, взносы и отправлять отчёты в налоговую и фонды онлайн.

В современном мире глобальной экономики многие компании для решения своих задач принимают на работу иностранных граждан.

При приеме на работу иностранного гражданина компании сталкиваются с различными проблемами: оформление разрешений на привлечение иностранных работников, уведомление контролирующих органов. В этой статье мы постарались показать все «подводные камни», с которыми может столкнуться организация, если решит принять на работу иностранного гражданина.

I. Правовой статус иностранных граждан находящихся на территории РФ.

Напомним правовые статусы иностранцев, установленные в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ). Иностранные граждане делятся на три категории:
1. Временно пребывающие в РФ;
2. Временно проживающие в РФ;
3. Постоянно проживающие в РФ.

1.1. Временно пребывающие иностранные граждане.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту , но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания не может превышать 90 суток.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор и получившего разрешение на работу , продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Такое ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов , а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц .

Безвизовый въезд в РФ действует для граждан Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Аргентины, Венесуэлы, Израиля, Таиланда и некоторых других стран (полный список стран с описанием режима въезда можно найти на сайте МИД России - www.mid.ru).

1.2. Временно проживающие иностранные граждане.

Временно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание.

Разрешение выдается сроком на три года и оформляется в виде отметки в документе , удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы , выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

1.3. Постоянно проживающие иностранные граждане
Постоянно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство, которыйвыдается сроком на пять лет.
Постоянно проживающему в РФ иностранцу виза для въезда в РФ не требуется, наличие миграционной карты не является обязательным.

II Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности.

2.1. Документы, необходимые для привлечения на работу иностранца.
Основные документы, которые отличают прием на работу иностранных граждан, являются разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и разрешение на работу иностранца.
В таблице приведено, в каких случаях следует оформлять указанные документы:

Статус иностранного сотрудника

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Разрешение на работу иностранца

Временно пребывающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Временно проживающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Постоянно проживающий
Высококвалифицированный специалист

необходимо

2.2. Уведомление о трудовых отношениях с иностранным гражданином.

Привлечение к работе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан производится наравне с гражданами РФ. Уведомлять контролирующие органы о принятии такого сотрудника на работу, о его увольнении не требуется.

Работодатель обязан направить в контролирующие органы уведомления о трудовых отношениях с иностранными гражданами из числа временно пребывающих и временно проживающих в РФ.
Основными документами, устанавливающими порядок уведомления контролирующих органов о трудовых отношениях с иностранцем, являются:
- Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее - Закон № 109-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (далее -Постановление № 9);
- Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» от 15.11.2006 № 681 (далее - Постановление № 681);
- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ).

Ниже приведены случаи, когда необходимо уведомлять контролеров:

Основание уведомления

Статус иностранца

Орган занятости

ИФНС

Трудовая инспекция

О заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками на основании визы - По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 26.10.2007 № 670/421 в течение месяца 10 рабочих дней По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 30.10.2008 № 610н в течение месяца
в безвизовом порядке По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора -
О расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на основании визы - - -
в безвизовом порядке 3 рабочих дней - -
О предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года на основании визы - - -
в безвизовом порядке В произвольной форме (обязательная форма до настоящего момента не установлена) в течение 3 рабочих дней - -
Подача ходатайства о выдаче иностранцу приглашения на въезд на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -
Прибытие иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания на основании визы - - -
в безвизовом порядке - - -
Получение иностранным гражданином разрешения на работу на основании визы - - -
в безвизовом порядке - - -
Об убытии из места временного пребывания
(в случае, когда работодатель являлся принимающей стороной)
на основании визы Направление отрывной части бланка уведомления о прибытии с указанием даты убытия в течение 2 дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О месте временного пребывания иностранного работника
(в случае, когда работодатель является принимающей стороной)
на основании визы По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О нарушении иностранным работником условий трудового договора на основании визы 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О досрочном расторжении договора на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О самовольном оставлении места работы или места пребывания на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
Приостановление действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -
Аннулирование разрешения на работу иностранному работнику на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -

Кроме того, необходимо уведомлять в произвольной в течение 3 рабочих дней о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания органы ФСБ России (п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, п. 17 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 681).

2.3. Пенсионное обеспечение и медицинское страхование иностранных граждан.
В силу ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ если работодатель принимает на работу временно или постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина, и у такого иностранного гражданина отсутствует свидетельство государственного пенсионного страхования, то работодателю необходимо оформить для него такое свидетельство.

С учетом того что взносы в ФСС РФ на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за иностранных граждан, временно пребывающих в РФ , не уплачиваются, работодатель не вправе выплачивать им пособия за счет средств ФСС РФ, даже если такой работник принесет больничный. Таким образом, на временно пребывающих в РФ иностранных граждан полисы обязательного медицинского страхования оформлять не надо, поскольку работодатель не является по отношению к ним страхователем. Полисы обязательного медицинского страхования необходимо оформлять только на временно проживающих в РФ иностранцев.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ , получают полис ОМС по месту жительства.

2.4. Осуществление трудовой деятельности временно пребывающими и временно проживающими иностранцами

Необходимо бы обратить внимание на то, что временно пребывающие и временно проживающие иностранцы вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта РФ, на территории которого разрешено временное проживание.
Существуют исключения, когда иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу. Данные исключения установлены Постановлением Правительства РФ «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» от 17.02.2007 № 97 (далее - Постановление № 97).

Исключений два:

Направление в служебную командировку;
- если постоянная работа сотрудника осуществляется в пути или носит разъездной характер. Списки профессий и работ, выполнение которых производится в пути или носит разъездной характер применительно к Постановлению Правительства РФ № 97, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 607.

При этом установлены ограничения по срокам пребывания иностранца вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу:

* в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.

2.5. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами.

С 1 июля 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ, вносящий изменения в Закон № 115-ФЗ.
При этом, добавлена новая категория иностранных граждан - в ысококвалифицированный специалист .
Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период , не превышающий одного года. Работодатель самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов.

Работодатель самостоятельно представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции документы необходимые для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ.
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на высококвалифицированных специалистов.

Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов РФ, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов РФ.
Налогообложение НДФЛ доходов высококвалифицированного специалиста производится по ставке 13% с начала трудовой деятельности.

Работодатели и заказчики работ (услуг) по гражданско-правовым договорам, обязаны ежеквартально уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
В течение 30 дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу его работодатель обязан представить в ФМС сведения о постановке данного высококвалифицированного специалиста на учет в налоговых органах РФ.

Иностранному гражданину, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на официальном сайте ФМС, может быть оформлена обыкновенная деловая виза для въезда в РФ сроком действия до 30 суток. Обыкновенная деловая виза иностранному гражданину оформляется при наличии у него письменного предложения о въезде в РФ для проведения соответствующих переговоров, направленного такому иностранному гражданину работодателем.

2.5. Ответственность организации за нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан.

При выявлении нарушений федерального законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан, организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ:

Вид нарушения

Размер административного штрафа

Статья
КоАП РФ

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение приглашающей стороной условий пребывания иностранца или оформления документов на право его пребывания от 40 000 до 50 000 руб. от 400 000 руб.
до 500 000 руб.
ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
Непредставление или несвоевременное представление по требованию органа ФМС России установленных законодательством документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на работу от 25 000 до 50 000 руб. от 250 000 руб.
до 800 000 руб.,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на привлечение и использование иностранных работников ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ
Неуведомление ФМС, налогового органа или органы занятости о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная ст. 18.15 КоАП, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. При этом организация может быть привлечена к ответственности в течение одного года с момента совершения нарушения (ст. 4.5 КоАП).

Заключение.

Как мы видим, существует достаточно много ограничений при приеме на работу иностранного сотрудника.
Компании, которая все же решит стать работодателем для иностранца следует помнить о том, что иностранные граждане для получения разрешения на работу и прочих документов, необходимых им для осуществления трудовой деятельности на территории РФ обычно обращаются в специализированные фирмы, занимающиеся оформлением таких документов за вознаграждение. Зачастую такие компании пренебрегают законными способами получения документов, необходимых иностранцам для работы в РФ. В результате у иностранного работника на руках может оказаться фальшивое или недействительное разрешение на работу. Что бы обезопасить компанию от возможных претензий со стороны контролирующих органов работодатели могут самостоятельно проверить подлинность разрешения на работу выданное иностранному гражданину с помощью сайта ФМС России - www.fms.gov.ru . На сайте нужно ввести реквизиты документа и указать электронный почтовый адрес, на который придет ответ на запрос.

Alinga Consulting Group оказывает следующие услуги в сфере привлечения иностранцев к работе:

  • Оформление разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы и разрешений на работу.
  • Уведомление государственных органов о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
  • Персональная аккредитация иностранных сотрудников филиалов и представительств иностранных компаний.
  • Визовая поддержка иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
  • Постановка и снятие с миграционного учёта.

Прием на работу иностранца вызывает много трудностей даже у опытных специалистов. В этом вопросе недостаточно знать Трудовой кодекс РФ, нужно свести воедино нормы нескольких федеральных законов. Воспользуйтесь пошаговой инструкцией оформления иностранцев на работу.

Из статьи вы узнаете:

Скачайте документы по теме:

Особенности приема на работу иностранных граждан

Особенности регулирования труда иностранцев указаны в двух документах:

  • в Федеральном законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;
  • в главе 50.1. Трудового кодекса РФ.

При этом особенности приема на работу зависят от статуса иностранца. Независимо от его статуса и правового положения, кадровику следует составить трудовой договор с иностранцем по общим правилам ТК РФ (ст. 57 ТК РФ).

Трудовой договор с сотрудником-иностранцем

Иностранный гражданин может находиться в России в статусе:

  • временно пребывающего (получил миграционную карту, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание);
  • временно проживающего (имеет разрешение на временное проживание);
  • постоянно проживающего (обладает видом на жительство).

Таблица. Особенности приема на работу иностранных граждан

Особенности трудоустройства

На кого распространяется

Норма закона

Могут работать только с 18 лет

Все без исключения иностранцы

Статья 327.1 ТК РФ,

п. 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ

Нельзя привлекать иностранцев к некоторым видам деятельности

Все без исключения иностранцы

Статья 14 Закона № 115-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 755

Нельзя принять на должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета

Временно пребывающие

Пункт 3 статьи 14 Закона № 115-ФЗ

Скачать полную версию таблицу

В статье 2 Закона № 115-ФЗ есть следующие термины, которые необходимо знать:

  • Понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».
  • Под трудовой деятельностью понимается работа иностранца не только по трудовому договору, но и по договору гражданско-правового характера.
  • Если в законе употребляется термин «иностранный работник», то имеется в виду иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ.

Пошаговая инструкция: оформление приема на работу иностранца

Прием на работу иностранного гражданина: пошаговая инструкция, которая вам поможет в работе. Она подходит для оформления приема на работу безвизовых иностранцев и тех, кому потребовалось получать визу на въезд в РФ.

Шаг 1. Определите, может ли иностранный гражданин трудиться в вашей организации

Проверьте, достиг ли он возраста 18 лет, нет ли ограничений для замещения желаемой должности, не будет ли нарушена квота на прием иностранных граждан.

Шаг 2. Определите статус иностранного гражданина

Если у него нет разрешения на временное проживание и вида на жительство, то обязательно должен быть патент (если он прибыл в безвизовом режиме) или разрешение на работу (если режим визовый).

Даже если иностранец предъявил разрешение на работу, его нельзя принимать в следующих случаях:

У работодателя нет разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

До окончания срока разрешения на работу осталось меньше 3 месяцев (п. 13 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

Шаг 3. Определите разрешенный вид деятельности и регион, в котором иностранец может работать

Сверьте вид деятельности, указанный в патенте или разрешении на работу, с профессией (или должностью), на которую претендует иностранец.

Посмотрите, в каком регионе иностранцу разрешено работать (где выдан патент, разрешение на работу или разрешение на временное проживание).

Шаг 4. Проверьте наличие всех необходимых документов

Документы при приеме на работу иностранца:

  1. Документ, удостоверяющий личность
  2. Трудовая книжка
  3. СНИЛС. Его может не быть, тогда работодатель сам оформляет данное свидетельство. Не требуем у высококвалифицированных специалистов
  4. Документ об образовании, если работа требует специальных знаний или специальной подготовки
  5. Справка об отсутствии судимости, если к работе нельзя допускать лиц, имеющих судимость
  6. Полис ДМС (требуем только у временно пребывающих)
  7. Разрешение на работу или патент (у временно пребывающих). Разрешение на работу может быть предъявлено и после заключения договора
  8. Миграционная карта и виза (для визовых иностранцев)
  9. Разрешение на временное проживание (у временно проживающих)
  10. Вид на жительство (у постоянно проживающих).

Шаг 5. Оформите трудовой договор и иные кадровые документы о приеме работника

Особенности трудового договора:

  • нужно указать дополнительные сведения о документе, на основании которого работник находится в РФ,
  • нужно включить дополнительное условие об основании оказания работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора.

Шаг 6. Известите миграционную службу о заключении договора с иностранцем

Для этого нужно оформить специальное уведомление. В течение трех рабочих дней после заключения договора уведомление нужно направить в территориальное подразделение ГУВМ (новые формы и порядок уведомления утверждены приказом МВД от 04.06.2019 № 363.).

Шпаргалка. Как уведомить МВД о заключении договора с иностранцем

Обратите внимание! С 9 сентября 2019 года действуют новые правила приема и увольнения иностранцев. МВД утвердил новые формы уведомлений, которые нужно подавать в миграционную службу (приказ МВД от 04.06.2019 № 363).

Пример заполнения уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем

При этом давать такую информацию Главному управлению по вопросам миграции МВД необходимо обо всех сотрудниках-иностранцах независимо от их статуса, а именно:

  • временно пребывающих в России визовых и безвизовых иностранцах;
  • временно или постоянно проживающих в России иностранцах;
  • высококвалифицированных специалистах.

Такие уведомления необходимо направить в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, не позднее трех рабочих дней с даты, когда заключили или прекратили трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем.

Ответы на вопросы о приеме на работу иностранных граждан

Вопрос №1. Подскажите, когда работодателю нужно получать разрешение на прием на работу иностранных граждан?

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников нужно получать только в том случае, если работодатель планирует принимать на работу иностранцев, которые:

  • прибыли в Россию в визовом режиме;
  • имеют статус временно пребывающих;
  • получили разрешение на работу.

Получать разрешение на привлечение иностранцев - дело хлопотное. Сначала нужно обратиться в службу занятости с заявкой на поиск нужных специалистов. Если в течение месяца служба занятости не подберет подходящих кандидатов из числа россиян, работодатель может обратиться в ГУВМ за получением квоты. Для этого подается заявка о потребности в сотрудниках-иностранцах.

Если заявка организации одобрена, работодатель оформляет документы на разрешение на прием иностранных работников. Разрешение выдается сроком всего на один год. Его нельзя передать другой организации, а привлекаемых на его основе сотрудников-иностранцев нельзя перевести на работу в другую организацию.

Вопрос № 2. Чем отличается прием на работу граждан Азербайджана от общих правил приема иностранцев?

Граждане Азербайджана прибывают в РФ в безвизовом режиме. Поэтому гражданин этой страны, если он имеет статус временно пребывающего, должен получить патент на работу. Если у гражданина Азербайджана есть разрешение на временное проживание или вид на жительство, то патент получать не нужно. Работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. Оформление приема на работу происходит по общим правилам.

Но нужно отметить, что если организация пригласила гражданина Азербайджана на работу (оформляла приглашение на въезд), то она становится принимающей стороной для такого работника. И после его въезда в Россию, обязана поставить иностранца на миграционный учет.

Вопрос № 3. В чем особенность приема на работу нерезидента?

Статус «нерезидент» не порождает никаких дополнительных особенностей при приеме на работу иностранных граждан. Любой работодатель в России обязан удерживать НДФЛ с выплат своим работникам, в том числе иностранным. Но ставка этого налога зависит от налогового статуса работника. Статья 224 НК РФ устанавливает следующие ставки НДФЛ:

  • 13% для резидентов;
  • 30% для нерезидентов.

То есть, особенность только в том, чтобы правильно определить налоговый статус работника-иностранца.

Чтобы оформить трудовой договор с иностранцем, учитывайте особенности статуса пребывания сотрудника на территории РФ. Включите в договор все обязательные сведения и условия. Дополнительно укажите, на каком основании иностранец находится в России и укажите реквизиты полиса ДМС.

Прием на работу граждан иных государств регулируется ФЗ №115 от 25-07-02 г. Стоит заметить, что указанный документ уже с момента своего принятия вызывал большое количество вопросов, неоднократно изменялся и дополнялся. Кроме ФЗ №115, права иностранных работников защищает и ТК РФ, наравне с российскими гражданами.

Процесс трудовых отношений с иностранными гражданами находится под усиленным контролем государственных структур, и соблюдение законодательства в этой области выходит для работодателя на первый план. В противном случае компания рискует получить не экономическую выгоду, а целый ряд неприятных последствий. Наиболее распространенные риски работодателя, ошибки при оформлении трудовых отношений с гражданами других государств рассматриваются в настоящей статье.

«Подводные камни» и особенности трудовых отношений с иностранными гражданами

Иностранные граждане как работники, подразделяются на категории в зависимости от статуса. В каждом случае есть свои положительные моменты, равно как и риски для работодателя.

Постоянно проживающие в нашей стране иностранные граждане, имеющие вид на жительство

Документ выдается раз в 5 лет и может продлеваться. Их прием на работу не отличается от аналогичной процедуры в отношении российского работника.

Риски здесь минимальные, но они есть:

  • вид на жительство иностранного работника просрочен;
  • работодатель проигнорировал требование ст. 13-8 ФЗ №115 и не сообщил в органы миграционного контроля о заключении с иностранцем трудового договора в 3-дневный срок.

Временно проживающие в нашей стране иностранные граждане на основании соответствующего разрешения

Его максимальный срок – 3 года. Процедура приема на работу такая же, как в первом случае. Работник обязан каждый год подтверждать свое разрешение в миграционной службе. Работодатель, как сторона, ответственная за соблюдение законодательства, обязан контролировать этот процесс, поскольку в первую очередь несет ответственность перед законом за каждое нарушение.

Иностранцы, не имеющие визы, работающие на основании выданного им патента

Прежде чем нанимать на работу таких сотрудников, российский работодатель обращается в службу занятости и получает квоту, т.е. документ, указывающий, сколько иностранных граждан может иметь в штате именно его фирма. За квотами имеет смысл обращаться уже в начале года, иначе велика вероятность отказа.

Решение комиссии по квоте зависит от многих факторов:

  • отрасли, в которой работает фирма;
  • ее величины и т.д.

На заметку! Квотирование иностранной рабочей силы устанавливается на государственном уровне. Лимиты ежегодно обновляются (в 2018 году применяются квоты согласно пост. Правительства. №1467 от 4.12.17 г).

Патент выдается иностранцу при обращении в миграционную службу. Полный пакет документов, необходимый для патентирования, указан в ст. 13.3 ФЗ №115.

Особое внимание уделяется службой вопросу законности пребывания указанного лица на территории РФ. Не исключена ситуация, при которой сотрудника ждут на рабочем месте, в то время как он решает проблемы с миграционной службой.

Патент выдается на срок от месяца до года. Если работник не обратился заранее, чтобы продлить документ (минимум за 10 дней до окончания срока действия), и патент просрочен, организация обязана расторгнуть трудовой договор с ним. У руководства компании возникает необходимость отслеживать эти сроки, что означает дополнительные трудозатраты и постоянный риск нарушить миграционное законодательство.

На заметку. Патент продлевается только на основании ходатайства работодателя.

Иностранцы, получающие рабочую визу

Если в предыдущем случае основные расходы в процессе трудоустройства несет сам иностранный гражданин, здесь придется раскошелиться работодателю. Расходы весьма существенны, так за каждого привлеченного к работе сотрудника уплачивается госпошлина 10 тыс. рублей. Приглашение-разрешение на работу для иностранца также оформляет фирма из своего бюджета (полный список и величину госпошлин содержит ст. 333.28 НК РФ).

Чтобы получить иностранного гражданина в штат, работодатель:

  • пишет заявку в службу занятости на квоту;
  • пишет в миграционную службу с целью получить разрешение на привлечение иностранных сотрудников;
  • уплачивает за каждого из них госпошлину;
  • обращается в миграционную службу с ходатайством выдать будущему сотруднику приглашение;
  • в течение 3-х недель получает приглашение и уплачивает за него госпошлину;
  • обращается за разрешением на работу для будущего сотрудника с полным пакетом документов (копия паспорта, фото, заявление и т.д.);
  • уплачивает госпошлину;
  • в срок не более 3-х дней уведомляет чиновников миграционной службы о том, что сотрудник прибыл;
  • оформляет с ним трудовые отношения договором.

Как видно из перечисленного, процесс весьма непростой и длительный, а полной гарантии, что трудовые отношения устроят обе стороны, дать нельзя.

На заметку! Без дополнительного оформления принимаются на работу граждане стран ЕАЭС (Киргизия, Казахстан, Беларусь, Армения).

Особый статус граждан ЛНР и ДНР

Согласно указу Президента №74 от 18-02-17 г. такие лица имеют статус беженцев. Их паспорта признаются на территории РФ без необходимости получения визы. Их принимают на работу по нормам ст. 13.3 ФЗ №115, т.е. на основании миграционной карты. Однако следует иметь в виду, что указ действует до окончания периода нестабильности на территории этих республик. После завершения действия документа правовой статус таких работников окажется неопределенным. Решать возникшую проблему придется так или иначе работодателю.

Высококвалифицированные специалисты

Кроме работников-иностранцев, не обладающих высокой квалификацией, в Россию пребывают специалисты, имеющие особые трудовые навыки, достижения, умения, опыт. Права таких работников защищает ст. 13.2 ФЗ №115. Главное, о чем должен помнить работодатель, – установленные лимиты, ниже которых тем или иным специалистам-иностранцам оплачивать труд нельзя, иначе это будет считаться нарушением.

В общем случае в зависимости от категории заработная плата устанавливается от 57500 до 167000 рублей. Труд специалистов, работающих по особым госпрограммам, оплачиваются еще выше.

Высококвалифицированного специалиста из-за рубежа целесообразно приглашать на работу лишь проведения тщательного экономического анализа затрат и вероятных выгод сотрудничества.

Административная ответственность и контроль

Трудовые отношения с иностранцами подвержены жесткому административному контролю. Прежде всего, следует ждать проверок миграционной службы. По результатам таких мероприятий составляется акт, один экземпляр которого вручается представителю фирмы.

Штрафы за нарушения весьма крупные. Так, согласно ст. 18.15 КоАП за привлечение к работе без патента и другой разрешительной документации может быть наложен штраф:

  • на организацию — 250-800 тыс. руб.;
  • на ее должностных лиц — 25-50 тыс. руб.;
  • на граждан 2-5 тыс. руб.

Аналогичные нарушения миграционного законодательства наказываются столь же строго. В отдельных случаях штраф может возрасти до 1 млн руб. Кроме того, деятельность фирмы по итогам проверки могут приостановить на период от 14 до 90 дней. Судебная практика в большинстве случаев складывается не в пользу работодателя.

Главное

  1. Миграционное законодательство РФ предусматривает различные процедуры заключения трудовых договоров с иностранцами в зависимости от категории последних. Положения ФЗ №115, других законодательных актов РФ весьма жестко регламентируют наем иностранцев российскими компаниями.
  2. Желание нанять на работу такого сотрудника может вылиться в целый ряд рисков: потери времени, финансов, усиления административного контроля со стороны ФМС, крупных штрафов за выявленные нарушения.
  3. Решение о заключении трудового договора с иностранным сотрудником целесообразно принимать после тщательного финансового анализа расходной части сделки и ее прогнозируемых выгод. В большей мере это касается высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.

Рекомендуем почитать

Наверх