Развитие ребенка в четвертый месяц жизни. Развитие ребенка в четвертый месяц жизни Что может ребенок в 3.5 месяца

Кухня 01.02.2022
Кухня

Прошло уже три месяца с момента, когда уютную и теплую утробу матери сменил новый, такой большой и непонятный мир. Адаптация малыша к нему проходит очень быстро. Эмоции становятся более осознанными, укрепляются мышцы. Давайте узнаем, как развить ребенка в 3 мес. Он ведь уже почти взрослый — умеет заливисто хохотать, капризничать, легко отличает своих от чужих, исследует окружающий мир.

Календарь развития ребенка на третьем месяце жизни

Ребенок трехмесячного возраста – сверхактивный. Он сильно интересуется происходящим вокруг, старается взаимодействовать с миром. Ожидая, пока вы приблизитесь и улыбнетесь, трехмесячный младенец будет следить за вами, улыбаться первым, вытягивать ручки вперед. А лепет служит своеобразным звуковым сигналом начинать разговор. Подобное развитие малышу в три месяца крайне необходимо.

Рост и вес малыша

За третий месяц жизни ребенок подрастает на 2-3 см, набирая около 800 грамм, то есть, около 200 грамм в неделю. По данным отечественных педиатров, на начало четвертого месяца рост крохи должен составлять от 56 до 62 см. Нормальным для мальчиков считается вес от 4,9 до 7 кг. Для девочек – от 4,8 до 6,3 кг. Отклонения до 5% от граничных значений считаются нормой.

Питание

Наблюдаются изменения относительно количества и качества кормлений: коротких прикладываний трехмесячного малыша становится меньше. Днем ребенок сосет грудь около 11 раз, ночью – 3-4. Перерывы между ночными кормлениями составляют около трех часов. Регулярно задаваемый вопрос – стоит ли начинать прикорм ребенка трех месяцев? Ведь одни мамы могут уже на 4 месяце кормить кроху банановым или картофельным пюре, поить натуральным яблочным соком, а организм младенца будет нормально усваивать подобную пищу.

Но такие случаи – скорей, исключение. Иногда ранний прикорм может быть предписан врачом. Возможных причин несколько: малыш недоношенный, дефицит молока у мамы. Оптимальными продуктами для введения в рацион трехмесячного ребенка являются жидкие каши, натуральные овощные соки. Начинать нужно с минимальной дозировки – четверти чайной ложки. Помните: прикорм должен поначалу включать лишь один продукт, который дают ребенку несколько дней подряд. При появлении у малыша аллергических реакций становится понятно, чем они обусловлены.

Педиатры отмечают, что раннее начало прикорма способно провоцировать развитие у ребенка проблем с пищеварительным трактом, самая безобидная из которых – желудочные колики. Поэтому, постарайтесь немного подождать – уже через месяц-два вносить в рацион малыша разнообразие будет не можно, а нужно. А пока потребности организма младенца удовлетворяются и грудным молоком.

Рефлексы

Движения трехмесячного ребенка становятся спокойными, а рефлексы, характерные для новорожденных, исчезают. Он уже способен самостоятельно удерживать голову, когда лежит на животе, опёршись на локти. Лежа на спине – поднимает ручки, ножки, изучая их. Заинтересованность вызывают перемещающиеся или производящие звук игрушки, малыш разворачивается к ним. Примерно треть деток в три месяца уже научились переворачиваться на бочок, на животик.

Трехмесячный младенец увлеченно играет с собой, начинает исследовать собственное тело – осторожно трогает личико, наблюдает за ручками, ножками. Для игр использует разные игрушки и предметы, ощупывает их ручками, перебирает пальчиками, старается сфокусировать взгляд. Педиатры утверждают, что благодаря тактильным ощущениям мир воспринимается ребенком лучше. Специалисты советуют взрослым принимать непосредственное участие в исследовании предметов малышом.

Слыша голоса близких, детки начинают искать их взгляды. А завидев маму или папу, они радуются: смеются, трясут конечностями и стараются издавать звуки. Ответный смех со стороны родителей нравится малышу. Знайте, что трехмесячный ребенок точно чувствует настроение окружающих. Начинайте показывать младенцу эмоции – радость, печаль, смех, заинтересованность, и он будет вам подражать. Только не переусердствуйте: эмоции не должны выглядеть, как кривляние.

Как правильно развивать малыша в домашних условиях

Периоды сна после трех месяцев сокращаются, малыш чаще бодрствует. Старайтесь не укутывать его слишком плотно – движения ручками и ножками во время бодрствования должны быть свободными. Психика ребенка в три месяца еще неокрепшая, поэтому, перегрузка каналов восприятия может оказать негативное влияние на развитие нервной системы. Комната трехмесячного младенца должно быть по возможности тихой, как комната мамы при беременности. А сейчас рассмотрим, как можно развить ребенка в 3 мес., более подробно.

Развиваем зрительное восприятие

Как и в первые два месяца, трехмесячные детки продолжают следить за движущимися игрушками. Педиатры советуют медленно увеличивать амплитуду перемещений, их направления, отходить дальше. Поле зрения вашего чада будет расширяться. Медленные движения помогут трехмесячному ребенку научиться плавно поворачивать голову. Главное – не торопитесь.

После трех месяцев жизни детки фокусируют взгляд значительно лучше, чем раньше. Начните игру «прятки». Вскоре вы заметите, что малыш не уводит глазки от предмета, за которым вы прячетесь. Вместо того чтобы растерянно водить головой, трехмесячный ребенок будет ожидать вашего возвращения оттуда, где видел вас в последний раз. Это относится также к неодушевленным предметам, например – к игрушкам.

Слуховое восприятие

Старайтесь повторять звуки, издаваемые ребенком. Лучше всего, если это будут делать все ваши близкие. Тогда малыш поймет, что одинаковые звуки могут произноситься разными голосами. Скоро ребенок будет повторять конкретные звуки за вами. Объясняйте, чем сейчас занимаетесь, куда скоро пойдете, произносите названия частей тела, игрушек.

  • Используйте аналогичные производящие звук игрушки разного размера – колокольчики, погремушки. Во время игры начните звонить маленьким колокольчиком, потом – средним, большим. Важно дать малышу осознать, какой звук исходит из какой игрушки. Если мелодия будет казаться интересной – трехмесячный ребенок будет сосредоточенно ее слушать.
  • Детки прекрасно воспринимают сложную классическую музыку. Правда, нужно помнить, что пяти минут прослушивания подобных произведений ребенку хватит сполна. Это следует учитывать, чтобы не перегрузить аудиальные каналы восприятия малыша. Внимательно наблюдая за малышом в эти минуты, вы вскоре заметите, что некоторые произведения распознаются ребенком буквально с первых нот.
  • Пойте колыбельные песенки со словами и без них для ускорения засыпания малыша.

Движения и тактильные ощущения

Дополняйте ежедневную программу ухода за трехмесячным малышом массажем, воздушными ваннами, легкой гимнастикой, процедурами в ванночке. Особое внимание следует уделить подбору игрушек – они должны быть полезными для ребенка на этом периоде развития. Если не знаете, как развить любимого ребенка– прислушайтесь к следующим советам:

  • Подбирайте малышу игрушки, выполненные из различных материалов – мягкие и жесткие, гладкие и шершавые. Закрепляйте их над кроваткой не выше полуметра. Чем больше отличается поверхность, тем интересней младенцу исследовать каждую игрушку. Наполните тканевые мешочки крупами, бумагой, ватой. Чтобы развивалось обоняние малыша, кладите внутрь ароматные сухие травы – мяту, ромашку, шалфей.
  • Вещи с пищалками следует класть на живот или грудь трехмесячного малыша. Ему должно быть легко дотягиваться до них каждой ручкой.
  • Развить правильный обхват ладонью ребенку помогут яркие погремушки, похожие на кольца. Их необходимо вкладывать младенцу в ручку, сразу же отделяя большой пальчик от других.
  • В 3-4 месяца активный малыш уже способен отличать игровую зону от зоны отдыха. Наличие внутри манежа разнообразных игрушек заставит ребенка делать переворот со спины на животик.

Развивающие игры для трехмесячного малыша

Педиатрам известно, что выводить двигательную активность ребенка на новый уровень можно с помощью игровых упражнений – позитивный эмоциональный фон поспособствует быстрому овладению базовыми навыками. Перечислим игры, которые будут полезными для развития трехмесячного малыша:

  • Игра «Откуда звук?». Положите в ближайшей комнате музыкальную игрушку или просто включите звук на мобильном телефоне. Взяв ребенка на руки, предложите найти источник звука и отправляйтесь его искать. Покажите радость, проговорив «Ура! Вот мы и нашли музыкальную игрушку!».
  • Игра «Колечко». Пальчики трехмесячного малыша уже крепкие и удержат легкое резиновое колечко. Давайте его ребенку, говоря «На!», а потом просите возвратить, не забыв сказать «спасибо». Данная игра демонстрирует элементарные примеры взаимодействия в социуме.
  • Танцы с мамой. Слушайте легкую музыку и пританцовывайте, держа малыша на ручках. Начинайте постепенно удалять его, выпрямляя руки, немного наклонять в стороны. Это поможет развивать мышцы спины, шеи.
  • Игра «Читаем газету». Позвольте малышу помять, порвать газетный лист или обычную салфетку. Благодаря этому, будут укрепляться пальчики, разовьется моторика. Только не допустите, чтобы малыш тянул бумагу в рот.
  • Игра «Отражения». Это упражнение лучше выполнять перед большим зеркалом. Сядьте перед ним с малышом. Улыбнитесь, нахмурьтесь, посмейтесь. Начните разговаривать, комментируя «я улыбаюсь», «я расстроена», «делаю умный вид». Надевайте вещи на себя и на малыша, проговаривая «у тебя на ручке ленточка», «на мне очки». Ребенок с увлечением будет рассматривать отражение, будут развиваться пассивный лексический запас, эмоциональная база.

Видео-советы доктора Комаровского по развитию грудного ребенка

Три месяца – время, когда восприятие окружающего мира младенцем выходит на новый уровень. Ваши действия должны способствовать планомерному развитию и удовлетворению интереса малыша. Однако не переусердствуйте. Если трехмесячный ребенок во время занятия или совместной игры плачет – это верный признак перегрузки новой информацией. Время взять на ручки, легонько прижать, покачать. В представленном ниже видео известный детский педиатр, доктор Комаровский, рассказывает о ключевых моментах в развитии малыша.

Вашему чуду 3 месяца. Это восхитительно! Каждый месяц малыш радует вас новыми способностями, заново открывая такой знакомый вам мир. Семимильным шагами ускоряется его нервно-психическое и физическое развитие. Поведение крохи становится более осознанным, зрительные, слуховые и осязательные ощущения уже более осмысленны и перестали быть инстинктивными.

Его улыбка стала постоянным спутником - он радуется знакомым лицам и предметам, осознанно машет ручками и ножками, стали более подвижны его туловище и шея. Он постоянно ищет новые образы, обследует пространство, задерживает взгляд на интересных предметах. На четвертом месяце самой интересной игрушкой для малыша является он сам.

Что новенького


Главное достижение этого месяца - умение держать голову и точно следить за перемещением предмета, будь то игрушка или мамино лицо. Кроме того, на четвертом месяце у большинства детей устанавливается бинокулярное зрение (работа обоих глаз вместе), которое позволяет им оценивать расстояние до предмета и следить за ним.

Ребенок взрослеет на глазах: он уже живо реагирует на звуки, узнает свою маму и радуется ее каждому появлению. Ему теперь вообще гораздо интереснее общаться со взрослыми. При общении малыш улыбается, а иногда даже смеется. Только недавно вы радовались первой улыбке своего красавчика, и вот, не прошло и месяца, как он уже смеется! Веселый смех может вызвать у ребенка и улыбка взрослого, но чаще всего он смеется, когда его щекочут и играют, например подбрасывают вверх.

Пробует произносить гласные звуки (похожие на звуки «а», «ы», «у»).

Как выглядит ребенок в 3 месяца








Физическое развитие ребенка в 3 месяца

Постепенно ребенок начинает поворачиваться со спины на бок. Если он не делает это самостоятельно, поиграйте и помогите ему. Показывайте малышу яркие предметы или звучащие игрушки немного в стороне, но в пределах края зрения ребенка. Ребенок повернет голову, а вслед за головой развернет сначала плечи, а затем и туловище. Некоторые дети могут перекатываться и с живота на спину.

В 3 месяца значительная часть детей держат голову по оси тела. Переведенный в положение сидя, ребенок держит голову прямо несколько секунд, перед тем как она заваливается вперед. Спина все еще круглая.

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, ребенок достаточно хорошо держит голову и туловище.

В положении лежа на животе, ребенок опирается на предплечья. Именно за счет опоры на предплечья к 3,5 месяца малыш может поднимать голову почти до угла в 90 градусов, держать ее прямо и пытаться смотреть перед собой, а пальцами делать попытки царапать поверхность перед собой.

Тест
Если поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно-двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.

Внимание!

Если ребенок при этом тесте сильно упирается выпрямленными ногами, становится на носки, а при наклоне верхней части тела вперед делает повторные и быстрые шаговые движения, необходимо немедленно обращаться к детскому неврологу. Такое стояние и походка не являются признаками ускоренного развития ребенка. Наоборот, это признак отставания и поражения мозга. Ведь такое «стояние» и «хождение» являются нормальными только для первых недель жизни. Это так называемая автоматизированная походка новорожденного, доставшаяся нам еще от обезьян. Некоторые модные методики ускоренного развития детей злоупотребляют этим и другими «обезьяньими» рефлексами. Их авторы утверждают, что дети с рождения уже умеют ходить и ползать. Не обладая необходимыми научными знаниями, они не понимают, что эти рефлексы лишь внешне напоминают настоящие двигательные акты человека.

В этот период становятся разнообразными мелкие движения рук, можно даже говорить о сознательности многих движений.

С 3,5 месяца сводит кисти вместе и играет своими пальчиками. Ближе к 4 месяцам прижимает ладошки одну к другой, а затем разводит их.

Тест-игра
При появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.

Тест-игра-упражнение
Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.

Продолжайте использовать специальное коромысло-трапецию-турничок с игрушками, прикрепляемое к кроватке или манежу. С возрастом меняется использование этих игрушек. От простого разглядывания (в 1 месяц) и касания (в 2 месяца) ребенок с 3 месяцев переходит к захвату игрушки. Расстояние до игрушки - вытянутые руки ребенка или ниже. Качающиеся игрушки хватать трудно: они отталкиваются от рук ребенка, - поэтому они начинают его раздражать. Игрушки должны быть хорошо зафиксированы и почти неподвижны. Если они подвижны, то должны быть хотя бы удобны для захвата, поэтому не надо подвешивать шары, гладкие округлые предметы и т. д. Лучше подвешивать кольца, колокольчики и т. д. Еще до того, как ребенок научится хорошо захватывать игрушку и тянуть ее в рот, надо позаботиться о безопасности малыша. Перекладина (коромысло) должна быть надежно прикреплена к кроватке или манежу, чтобы ребенок не стянул ее на себя вместе с игрушкой. Сама игрушка должна быть достаточно крупной и надежно фиксированной к коромыслу, чтобы ребенок не мог ее проглотить. В 3 месяца ребенок уже сознательно бьет ручками по висящим игрушкам. Если игрушки подвешены на разных уровнях, то ребенок сознательно бьет по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху.

Полезно также приобрести специальный развивающий коврик с неровностями и пришитыми к нему предметами для их захвата и ощупывания ребенком, лежащим на животе.

Во время кормления малыш начинает придерживать своими руками бутылочку или грудь матери.

В этом возрасте у здорового ребенка во время активного бодрствования иногда может наблюдаться беспокойство языка: его периодическое высовывание, движения вперед и назад.

Внимание!

Если подобное беспокойство остается и при приеме пищи и тем более мешает еде или сопровождается другими отклонениями в развитии, необходимо обратиться к неврологу.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Зрение. Малыш самостоятельно фиксиpует взгляд сначала на находящихся вблизи неподвижных предметах, позднее рассматривает предметы в комнате. Несколько минут он может рассматривать один объект, переводит взгляд с одного предмета на другой.

Фиксирует взгляд на вашем лице, когда кто-нибудь другой держит ребенка на руках в вертикальном положении напротив вас. Четкая и устойчивая реакция «глаза в глаза» при кормлении грудью или общении со взрослым.

Следит взглядом за перемещениями и крупными движениями взрослых, попавших в ближнее поле зрения ребенка, смотрит вслед уходящему.

Тест
Ребенок уверенно npослеживает глазами и поворотом головы за тем, как вы перемещаете игрушку по всем направлениям: не только горизонтально - вправо-влево, но и вертикально - вверх-вниз. Расстояние до яркой игрушки, за которой может следить взглядом, увеличивается до двух метров.

Сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже - только при очень близком рассматривании предмета. При сходящемся косоглазии линии взгляда и зрачки расположены не параллельно, а смещены внутрь - к средней линии лица. То есть при этом ребенок «косит» к носу.

Внимание!

Косоглазие только со стороны одного глаза (больной глаз может косить то внутрь, то наружу) или стойкое двухстороннее сходящееся косоглазие при взгляде вдаль является основанием для визита к окулисту.

К концу этого месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления - позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Для того чтобы вызвать этот комплекс, надо наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы он зафиксировал взгляд на вашем лице. Минуту-другую ласково разговаривайте с ребенком и улыбайтесь. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков.

Слух. Если мать или хорошо знакомый человек подходит сзади к ребенку, лежащему или находящемуся на руках, и заговаривает с ним, находясь вне поля его зрения, то малыш поворачивает глаза или голову в сторону говорящего и иногда находит его своим взглядом.

В этом возрасте ребенок часто отвечает улыбкой на разговор, начинает отличать по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать от других: улыбается ей больше, чем другому взрослому. Если к кроватке ребенка подходит мать и наклоняется над ним, он смотрит на нее внимательно и выжидающе. При ее разговоре с ребенком тот радостно улыбается, иногда гулит. Если подходит малознакомый взрослый, малыш смотрит на него спокойно, без улыбки. Если тот молчит, то ребенок переводит взгляд в сторону. Если мать уходит и сразу после матери к ребенку наклоняется «чужой», ребенок выражает недовольство, не сразу переводит взгляд на «чужого».

Некоторые дети уже по достижении 3 месяцев начинают различать интонации голоса и по-разному на них реагировать. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. В случае упрека, раздраженного голоса появляется отрицательная реакция.

Предречевое развитие ребенка в 3 месяца

Интонации и различия крика, описанные на предыдущих этапах, становятся ярче выраженными и лучше различаются не только матерью, но и другими близкими. Звуковое выражение эмоции недовольства созревает и становится более развитым - вместо крика чаще отмечается хныканье и плач. В отличие от крика, эти звуки прерывисты и в меньшей степени сопровождаются двигательным беспокойством.

Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним: заигрывание, щекотание шеи или груди и т. д. Во время комплекса оживления при заигрывании взрослого и во время комфортного бодрствования после еды характерны агуканье или гуление. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с нечетко произносимыми согласными: «б-у», «в-и», «а-а-бм-бм», «бль», «у-гу», «бу» и т. д.

До 3 месяцев доречевая активность осуществлялась независимо от использования слуха. После 3 месяцев ребенок начинает произносить звуки под контролем слуха. Поэтому становится возможным настоящий диалог с ребенком: вы повторяете за ребенком его звуки или слоги, он при этом замолкает и прислушивается к вам, а затем начинает гулить активнее и громче. Вы можете стимулировать диалог, ускоряя и замедляя темп речи. Аналогичный эффект достигается также изменением громкости голоса. Постепенно в свою очередь и ребенок в своем гулении начинает подражать вашим звукам и их интонации. Во время такого разговора необходимо, чтобы ребенок видел ваше лицо, всматривался в вашу мимику во время произнесения звуков и пытался воспроизводить не только звуки, но и ваше выражение лица и мимические движения.

Постоянно разговаривайте с ребенком, когда ухаживаете за ним или находитесь рядом с ним. Любые свои действия сопровождайте словами. Когда кормите, говорите: «Открой ротик»; когда одеваете - «Давай ручку»; когда играете - «Возьми мишку», и т. д. Называйте ребенка по имени, а не «малыш», «детка» и т. д.

Денверский тест в 3 месяца


Грубые движения - Лежа на животе, приподнимается на локтях.

Тонкие движения - Следит взглядом в диапазоне 180 градусов, моргает в ответ на зрительный раздражитель.

Как кормить ребенка в 3 месяца

Грудное вскармливание: обычно 10–12 кормлений в течение дня и 2–4 ночью. Число непродолжительных прикладываний у ребенка 3 месяцев заметно сокращается. Во время кормлений малыш часто отрывается от груди. Ночные перерывы в кормлении составляют обычно 2,5–3,5 часа.

Во время кормления малыш еще больше, чем на третьем месяце, отвлекается. Не стоит его за это ругать или отнимать грудь. Будьте терпеливы и спокойно ждите, когда он опять примется сосать.

Если малыш на ИВ
Суточный объем смеси - от 2 до 4 месяцев 800–1050мл (800–900мл) или так - с двух до четырёх месяцев 1/6 массы тела - 750–800 мл смеси.

Необходимо помнить, что кратность кормления ребенка до 1 года:


  • С первых дней жизни до 3 месяцев - 7–8 кормлений.

  • 4–6 месяцев - 6 кормлений.

  • 6–12 месяцев - 5 кормлений.

Какой стул у ребенка в 3 месяца? И сколько он писает?

Стул ребенка на грудном вскармливании становится более регулярным и однородным, в виде сметанообразной массы. Периодичность может быть различной: ежедневно примерно в одно и то же время; до 5 раз в день, стул кислый; и даже один раз в 2–5 дней. Это нормальное явление для детей 3–4-го месяца жизни, находящихся на исключительно грудном вскармливании - если стул по-прежнему мягкий, ребенок не нуждается в клизмах и слабительных.

Дети от трех месяцев до одного года мочатся 12–16 раз.

Примерный режим ребенка в 3 месяца

Ночной сон ребенка 3 месяцев длится около 10 часов, обычно присутствуют 2–4 кормления между 4 и 8 часами. Днем остаются 2 длинных - по 1–2 часа и 2 коротких сна - по 30–40 минут. Малыш по-прежнему довольно долго засыпает (20–30 минут), посасывая грудь. Примерно в 3 месяца малыш начинает реагировать на перемену погоды, новолуние и полнолуние - может беспокойно спать, капризничать без причины.

После третьего месяца малыш уже живет по режиму дня и бодрствования, спит 16–17 часов в сутки, дневной сон 4 раза по 1,5–2 часа.

Ребенок должен много времени проводить на свежем воздухе - 5–6 часов в день с ним необходимо гулять на улице. За исключением морозов выше 10 градусов.

Солнечные лучи укрепляют организм и в нем вырабатывается витамин Д, который просто необходим для повышения иммунитета и профилактики рахита и анемии. В крайнем случае, выносите коляску на балкон или лоджию, только следите, чтобы не попадали прямые солнечные лучи или дождь. Особенно тщательно предохраняйте малыша от сквозняков.

Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Развивающие игры с ребенком в 3 месяца

Возьми игрушку

Положив малыша на живот, разложите передним 2–3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки - почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Зайчик (игра с мягкой игрушкой)

Раз-два-три-четыре-пять (Взять игрушку, потрясти)
Вышел зайчик поскакать (Вверх-вниз)
Огляделся (Вращать голову)
Повертелся (Вращать игрушку)
Посмотрел наверх и вниз (Наклонить вперед-назад)
Пробежался (Бежать)
Забоялся (Спрятать за спину)
Где ты, зайчик, отзовись! (Показать)

Какой должна быть первая погремушка

Она должна быть достаточно заметной - цветной, яркой или блестящей, с контрастными рисунками. Предпочтительны сочетания красного, желтого, синего, зеленого цветов, а также элементы черно-белых узоров (клетки, полоски, волны, спирали, точки и круги). И она безусловна должна быть очень легкой!

Выбирайте:


  • Погремушки с рифленой или шершавой ручкой.

  • Погремушки в форме кольца и с ручкой в форме палочки.

Слушаем музыку

Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

Детям раннего возраста рекомендуется прослушивание таких аудиозаписей, в которых преобладают инструменты с вибрациями на высоких тонах: арфа, флейта, колокольчик. При этом дыхание младенца начинает подстраиваться по ритм проигрываемого аудиозаписи и нормализуется.

Также известно, что отлично подходит для прослушивания грудничками классическая музыка, к примеру, Вивальди или Моцарта. Так научно доказано, что мелодия из скрипичного концерта «Ночь Вивальди», абсолютно соответствует биологическим ритмам головного мозга, которые он продуцирует во сне.

Сегодня в специализированных детских магазинах в продаже представлены CD-диски с такой музыкой, на которую наложены сердечные ритмы крохи, что способствует успокоению грудничков.

Тем малышам, которые являются легковозбудимыми и часто беспокойны, лучше всего воспроизводить медленную музыку (аданте, адажио), - как правило, это вторая часть большинства инструментальных концертов и сонат.

Кроме того, необходимо учитывать, что музыка вместе с текстом, оказывает на младенцев большое влияние. Также доказано, что живая музыка лучшее воздействует на кроху, чем аудиозапись. Именно поэтому, никакой аудиофайл не сравниться с колыбельной, которую поёт мама самостоятельно.

Полезно знать

Использовать наушники при прослушивании категорически запрещено. Это объясняется тем, что конструкция любых наушников такова, что они генерируют направленный звук, в то время как слуховой аппарат крохи способен улавливать лишь рассеянный.

Чудо-браслет

Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Занятия на мяче

Приобретите фитбол. Сейчас ребёнок уже может достаточное время лежать на животике, и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Пальчиковые игры

Перебирая пальчики, приговариваем:

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.

Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Нужно ли идти в поликлинику в 3 месяца? Прививки в 3 месяца

Да. Проводится плановая диспансеризация в 3 месяца.

Врачи:


  • Педиатр.

  • Невролог.

  • Другие специалисты, если они не осматривали малыша в 1 месяц: ортопед и офтальмолог (окулист).

Плановая вакцинация:


  • 1-я по счету прививка АКДС - против коклюша, дифтерии и столбняка (2-я проводится в 4,5 месяца, а 3-я - в 6 месяцев).

  • Против полиомиелита (1-я по счету, 2-я проводится в 4,5 месяца, а 3-я - в 6 месяцев).

Анализы:


  • Общий (клинический) анализ крови - берется из пальчика (основные показатели: гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, СОЭ).

  • Общий анализ мочи (определяется цвет, прозрачность, рН, присутствие белка, глюкозы, эритроцитов, бактерий).

  • Общий анализ кала (копрология - определяется консистенция, цвет, рН, жир, кровь, лейкоциты).

Видеоблог - 3 месяца

Тиму 3 месяца. Игры/Врач/Прививки

Гимнастика для ребенка 3 месяца. Учимся переворачиваться.

Массаж ребенку 3 месяца. Как я делаю массаж

3,5 месяца. Прививки/Сон/Режим/Игры

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха

Развивающие игры для детей до 1 года

В какие игры можно играть с ребёнком 3, 4, 5 месяцев

Что интересует малыша в 3,5 - 4, 5 месяца

В этот период у вашего ребенка появляется потребность общаться со взрослыми, при виде близких он стремится вызвать их на общение, улыбается, подает голос, не сводит со взрослых глаз. Крик становится более разнообразным с оттенком чувств: в разных ситуациях ваш малыш кричит и плачет по-новому, таким образом он пытается управлять вами. В этот период активно развивается моторно-зрительная координация.

Резко увеличивается интерес к зрительному обследованию окружающего мира, выражен интерес к собственным частям тела, к ногам и особенно к рукам. Ребенок может сам с собой разговаривать, радость, удовольствие или обиду выражает двигательной или голосовой активностью. Предметы исследуются, когда малыш дотрагивается до них как руками, так и деснами и губами, поэтому для определения и выделения себя из окружающего мира он тянет руки и ноги в рот. Появляются первые зубы — это еще одна причина того, что все отправляется в рот.

Все больше совершенствуется моторика: ребенок активно тянется к игрушке, захватывает ее и отправляет в рот (целенаправленность действий), причем малыш зрительно контролирует свои действия.

Развиваются мышцы спины, верхних и нижних конечностей, ребенок переворачивается со спины на живот, может отрывать от опоры переднюю часть туловища, приподнимая ее на руках. Малыш может попробовать сесть, если найдет подручные средства (перекладину, руки родителей), все более уверенно стоит на ножках, когда вы его поддерживаете.

Родителям на заметку . Предоставьте возможность ребенку зрительно исследовать окружающий его мир. Чаще перемещайте его по комнате.

Сели, встали

Цель игры: развитие общих навыков моторики, укрепление мышц спины и конечностей, развитие анализаторов, эмоционального контакта.

: мягкое одеяло.

Ход игры: ребенка положите на расстеленное на полу одеяло, поговорите с ним, вызовите ответную улыбку. Дайте малышу схватиться за ваши указательные пальцы, подбадривая ребенка, выполните игру в 4 этапа, при этом проговорите стихотворение, не забывайте страховать ребенка.

1-й этап : из положения лежа помогите ребенку перейти в положение сидя.

Раз, два, три.

2-й этап: из положения сидя помогите ребенку перейти в положение стоя.

Раз, два, три.

3-й этап : из положения стоя помогите ребенку перейти в положение сидя.

Раз, два, три.

4-й этап: из положения сидя помогите ребенку перейти в положение лежа.

Раз, два, три.

Считайте четко, весело. Детишкам нравится эта игра, после того как они легли, всегда ждут повторения. Малыш довольно скоро будет узнавать слово « три ».

Большой, маленький

Цель игры: развитие чувства пространства, вестибулярного и зрительного анализаторов, эмоционального контакта.

Ход игры : прежде чем приступить к игре, возьмите ладошки ребенка, помассируйте их, улыбнитесь малышу.

1-й вариант : возьмите ребенка на руки, походите по комнате, покажите ему окружающее. После ознакомления с комнатой прижмите малыша к себе, медленно присядьте, затем встаньте, приговаривая:

Был малыш с папу ростом,

Стал вдруг маленьким совсем,

Маленьким быть очень непросто,

Ты расти на радость всем.

2-й вариант: возьмите ребенка под мышки, поднимите его над собой, чтобы он видел комнату с высоты, затем присядьте и поставьте малыша на ножки рядом с собой, «пройдитесь» по комнате, осмотритесь, обыграйте приведенное ниже стихотворение (найдите норку мышки, изобразите комарика и т. д.), на слове «расти» поднимите ребенка вновь над собой.

Был великаном,

Гномиком стал,

В норку к серой мышке попал,

Занавеску подтянул

И комарика спугнул,

Хотел догнать,

Да не умеет летать.

Комара не упусти.

Быстрей расти.

Добивайтесь эмоционального контакта с малышом, улыбайтесь и смейтесь в ответ, после того как он «вырос», прижмите его к себе.

Родителям на заметку . Для полноты движений одежда малыша должна быть просторной и удобной, не стесняющей его движения.

Спрячем мальчика, спрячем девочку

Цели игры: выработка целенаправленных действий, развитие эмоционального контакта

Одеяло, легкий платок.

Ход игры : расстелите на полу одеяло, положите малыша на спину, сядьте рядом с ним, сделайте «потягуши», немного попойте вместе с ним для установления психологической связи. Возьмите легкий платок, дайте ребенку его в руки и начинайте читать стихотворение:

Белочка приходила,

Маме с папой говорила:

Спрячьте девочку

Мою белочку.

Спрячьте мальчика,

Бела зайчика (легонько накрываете ребенка свободным краем платка).

Чтобы старый пес Барбос,

Ваших деток не унес.

Мы Барбосу скажем: «Кыш».

Выходи скорей, малыш (концовка должна быть более быстрой, при этом Вы первое время вместе с малышом освобождает его от платка).

Игра, проведенная на эмоциональном подъеме, очень нравится малышу, и он с большим удовольствием в нее играет. После того как вы «освободите» ребенка (а в дальнейшем после его самостоятельного освобождения), обязательно зафиксируйте свою радость нежным прикосновением и улыбкой.

Отожмёмся, отдохнём

Цель игры : развитие мышц плечевого пояса, мышц спины, тактильной чувствительности, ощущения тела.

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, музыка.

Ход игры : расстелите на полу одеяло, положите ребенка на живот, дайте ему некоторое время адаптироваться. Пусть малыш начнет проявлять двигательную активность, поднимать тело, опираясь на руки. Обхватите колени ребенка руками и осторожно приподнимите ножки малыша на небольшую высоту. Зафиксируйте это положение, пусть кроха к нему привыкнет. Если ребенку трудно, то играйте первое время несколько секунд, в дальнейшем постепенно увеличивайте время занятий.

Когда ребенок адаптируется, он с большим удовольствием начнет «отжиматься». Если ребенок опустился на одеяло, подождите несколько минут, пока он отдохнет, после чего он вновь будет готов к продолжению игры.

Зубы, зубы, зубки

Цели игры: развитие анализаторов, мелкой моторики рук, массаж десен.

Необходимые материалы и наглядные пособия: специальные кольца, игрушки, сделанные из различных материалов (безопасных для малыша), предназначенные для прорезывания зубов и массажа десен.

Ход игры : малыш лежит на спине. Прежде чем начать игру, установите с ним зрительный контакт. Затем поднесите к ребенку игрушку. Если она вызвала интерес и кроха потянулся к ней, вы, произнося слова песенки, подносите игрушку на расстояние, позволяющее ребенку дотянуться до нее и взять в руки.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила,

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали.

Наш зубок — как дубок,

Не обломится зубок.

Ребенок непременно потянет игрушку в рот, чтобы почесать десны. Позвольте ему сделать это, пусть малыш некоторое время поиграет самостоятельно. Как только он переключит свое внимание, возьмите малыша на руки, прижмите его к себе и произнесите:

Наш зубок — как дубок,

Не обломится зубок.

Родителям на заметку. Учитывая то, что ребенок практически любую вещь, которой завладел, тянет в рот, игрушки должны быть постоянно чистыми.

Спрячем игрушку

Цели игры : развитие целенаправленных действий, развитие зрительных реакций, эмоционального контакта.

Необходимые материалы и наглядные пособия : яркая игрушка, носовой платок.

Родителям на заметку . Если ребенок промахивается и не может схватить игрушку рукой, вложите предмет ему в руку или поднесите к нему настолько близко, чтобы он смог без труда ее взять.

Ход игры: положите малыша к себе на колени лицом к себе, улыбнитесь, немного поговорите, покажите ребенку игрушку, если он заинтересуется и потянется к ней, дайте возможность ее достать и самостоятельно поиграть.

1-й вариант: переведите ребенка в положение «полусидя-полулежа», спиной к себе, пусть он удобно устроится. Поиграйте с ним, рассматривая вместе игрушку, расскажите малышу о ее свойствах (пищит, из резины или пластмассы, красного или иного цвета и т. д.), затем возьмите носовой платок и накиньте его на игрушку. Наблюдайте, что будет делать ребенок. Если ребенок долгое время бездействует, то помогите ему «освободить» предмет. Активно прячьте игрушку, если ребенок ее находит, хвалите малыша, подтверждайте похвалу прикосновением и интонацией голоса.

Заканчивая игру, положите ребенка к себе на колени лицом к себе, улыбнитесь ему, прижмите к себе.

2-й вариант: после того как ребенок освоится с игрой на ваших коленях, можно играть и на полу. Ребенка положите на расстеленное одеяло, сами сядьте рядом. В руки малышу дайте игрушку. Затем вы накидываете платок на игрушку, а ребенок ее «освобождает». Игра заканчивается похвалой и улыбкой.

Перевёртыши (или я от бабушки ушел)

Цели игры: развитие мышц спины, мышц верхних и нижних конечностей, координации, развитие анализаторов.

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло.

Ход игры: расстелите одеяло на полу, положите ребенка на спину, улыбнитесь, немного поговорите, возьмите его ладошки в свои руки, немного помассируйте. Расскажите малышу сказку «Колобок», обыгрывайте все действия, расставляйте голосовые акценты, привлекая внимание ребенка. Изобразите с ребенком, как бабушка пекла Колобок и поставила на окно остывать. После того как Колобок спрыгнул с окошка и покатился по тропинке, напевая песенку, предложите ребенку перевернуться со спины на живот и обратно. Ребенок с большим удовольствием сначала с вашей помощью, а впоследствии и сам выполняет перевороты.

Я Колобок, Колобок,

По амбару метен.

По сусекам скребен,

На сметане мешен.

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел.

По мере того как Колобок совершает путешествие и встречает различных животных, число переворотов может быть увеличено (по состоянию ребенка). Малыш как бы совершает прогулку с Колобком и катится по дорожке.

После игры похвалите ребенка, прижмите к себе и поцелуйте.

Родителям на заметку. Если ребенок научился переворачиваться, не оставляйте его без присмотра на столе или диване, спустите в манеж или на пол.

Каждого родителя волнует, правильно ли развивается его ребенок. 3 месяца – возраст, когда у малыша появляются первые более-менее серьезные навыки. Он совсем не похож на ту новорожденную кроху, которую забирают из роддома.

Он уже может реагировать на звуки, его общение более широко выражает отношение к событиям окружающего мира. Еще что умеет малыш в 3 месяца?

Основные потребности

Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Больше всего родителей волнует, что умеет грудничок в психологическом плане. В этом возрасте малыша больше интересует компания мамы, чем какого-то другого знакомого взрослого. Он часто просится на ручки, чтобы изучать мир. Если он слишком много находится в кроватке, его обзор ограничен, в этом возрасте начинает проявляться любознательность.

В 3 мес. малыш больше требует любви и внимания, учится различать эмоции, наблюдая за лицами взрослых. В ответ на голос мамы или появление игрушек перед ним может агукать и улыбаться.

Внимание неустойчиво, поэтому ребенка легко переключить предметом, окрашенным в яркие цвета.

Важно! У малыша нет другого способа изъявлять о своих желаниях, кроме плача. Его характер может принципиально отличаться. Со временем мама может научиться отличать потребности ребенка в зависимости от тона, которым он осуществляется. Как правило, о голоде свидетельствует громкий и резкий крик. Приблизительно те же звуки говорят о том, что малыш мокрый, или он ощущает физический дискомфорт. Если плач тихий и жалобный, взрослый должен убить скуку грудничка, пообщавшись с ним.

Таблица навыков ребенка в 3 месяца

Развитие ребенка на конец 3-го месяца жизни индивидуальное. Поэтому не нужно переживать, если что-то из этого списка еще не проявилось. Об этом говорят все педиатры, включая доктора Комаровского. Каждый успех 3-месячного младенца должен считаться его персональным достижением. Родители должны сравнивать малыша с ним вчерашним, а не другими детьми. Эта полезная привычка поможет родителям наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, когда они станут старше. В норме трехмесячный ребенок умеет приблизительно это следующее.

Навыки ребенка 3 мес.

Двигательные навыки

В трехмесячном возрасте ребенок еще очень много спит, начинает формироваться четкий режим дня. Спит малыш этого возраста около 15-18 часов. Сам сон более глубокий, по сравнению с новорожденностью.

В этом возрасте необходимо уделить особое внимание прогулкам на свежем воздухе, потому что для крохи это возможность отдохнуть и изучить окружающий мир.

Важно ! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час.

Физические особенности трехмесячного ребенка

Если исполнилось 3 месяца мальчику, то для него нормальными показателями роста считаются значения от 57,3 до 66,5. Оптимум находится посередине. Вес колеблется от 4,5 до 7,5 кг. Окружность головы мальчика находится в пределах от 38,1 до 42,9 сантиметров.

Если исполнилось 3 месяца девочке, значения несколько меньше: рост – 55,6-64 см, вес – 4,3-7,1 кг, окружность головы – 37,1-42,0 см.

Здесь главные критерии – внешняя пропорциональность тела ребенка, а также его сон, аппетит и настроение. Если эти параметры в порядке, то волноваться не следует. Питание является немаловажным фактором развития крохи.

Важно ! Минимальная прибавка к росту за третий месяц – чуть больше половины килограмма (600 граммов).

Связь с окружающим миром

В трехмесячном возрасте ребенок хорошо понимает эмоции. В этом мама может убедиться самостоятельно. Для этого следует сыграть с чадом в одну игру. Мама садится возле кроватки ребенка так, чтобы малыш не мог ее увидеть, при этом она сама должна видеть лицо своего сына или дочери. Все предметы, которые могут овладеть вниманием ребенка, убираются.

Далее нужно начать петь грустную мелодию. Обычно в таком случае малыш перестает играть, замирает, в дальнейшем может даже заплакать. Потом нужно сразу поменять песню на веселую, его настроение быстро улучшится. Так с ребенком можно поиграться несколько минут. Это упражнение также помогает развить музыкальный слух малыша (при условии, что родитель хорошо поет).

Во время прогулки с малышом очень важно обращать его внимание на яркие или необычные предметы. Необходимо утолять его информационный голод и в детской кроватке, давая ему то, что можно разглядывать с интересом. Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней.

Умения недоношенного трехмесячного ребенка

В возрасте 3 месяцев недоношенный ребенок уже может пробовать держать голову. Если обычный малыш в этом возрасте это делает достаточно уверенно, если находится в вертикальном положении, то недоношенный ребенок может еще этого не уметь.

Если недоношенный ребенок в трехмесячном возрасте берет предметы, то это хороший знак. В целом, ребенок немного слабее своих одногодок, родившихся в правильное время. За маленьким недоношенным ребенком требуется дополнительный уход, плохой родитель будет игнорировать эту необходимость.

Отличия в развитии мальчика и девочки

В трехмесячном возрасте отличия между развитием мальчиков и девочек еще не столь сильно заметны. Больше всего видно внешнюю разницу. Мальчики крупнее, тяжелее и имеют больший охват головы, по сравнению с девочками. В среднем, отдельные дети могут не сильно отличаться.

Отличия выражаются в эмоциональном плане. Уже с детства мальчики больше интересуются окружающими предметами, в то время как девочки вникают в лица окружающих взрослых.

Игры с крохой в 3 месяца

Одна из игр, в которую можно играть с ребенком, описана выше. Она не совершенствует никаких способностей, но позволяет оценить приблизительный уровень развития малыша.

Проще всего доставить малышу удовольствие с помощью игрушек, подвешенных над детской кроваткой. Можно разместить их на двух уровнях. Первый предназначен для рассматривания. На втором уровне игрушки размещаются чуть ниже, чтобы ребенок имел возможность до них дотянуться и как-то использовать (ударить, извлечь звуки с погремушки и так далее).

Рекомендуется разнообразить опыт взаимодействия малыша с игрушками, время от времени их меняя. Не стоит вешать сразу много предметов, внимание крохи может устать. Достаточно одной-двух, каждую неделю их стоит менять (а то и чаще).

В этом возрасте ребенок может пробовать искать развлечения и самостоятельно. Одна из игр, в которую можно поиграть с ребенком в этом возрасте, – «ку». Взрослому предлагается закрыть лицо руками, после чего его открыть и произнести «ку-ку». Ребенок будет в восторге.

Одна из развивающих игр для трехмесячного ребенка – показывать малышу картинки и называть то, что на них изображено.

Можно начинать учить ребенка ползать. Для этого перед малышом кладется игрушка таким образом, чтобы он не мог сразу дотянуться до нее. После этого к ступням необходимо приложить ладонь, чтобы ребенок от нее оттолкнулся. Когда он научится чувствовать опору под ногами, начнет это делать самостоятельно.

Какие действия ребенка правильные

Если малыш уверенно берет в ладошку то, что ему подсунуть, улыбается взрослым, агукает, активно интересуется окружающим миром, ест 6-7 раз в день, много спит, но уже больше бодрствует, по сравнению с первыми месяцами, балуется с игрушками, переворачивается, когда лежит, то ребенок развивается нормально.

Если чего-то из этого списка нет, то это еще не повод бояться. Развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от генетики, окружающих условий, эмоционального состояния родителей, а также – частоты посещения врачей. Независимо от того, ребенок нормально развивается, по мнению родителей, или нет, его нужно каждый месяц показывать педиатру.

Как мама может помочь ребенку

Развитие ребенка в три месяца проходит очень активно, в этот период мама может помочь ребенку специальными массажами, активными играми и физическими упражнениями для малыша, укрепляющими отдельные группы мышц.

Но нельзя переборщить. Если ребенок получает слишком много впечатлений, могут быть проблемы со сном, что негативно повлияет на общее его развитие.

Таким образом, требования к малышу в три месяца довольно скромные. Он еще многое не умеет. Родителям следует внимательно наблюдать за его состоянием и регулярно водить к участковому педиатру. Он точно знает, что должен уметь ребенок в три месяца, и понимает, когда волноваться стоит, а когда – нет.

Видео

Первый год жизни является самым важным в развитии малыша. За такой короткий срок у ребенка появляются новые умения и навыки. Каждый день можно замечать в крохе что-то новое и интересное. Но самым показательным и заметным считается третий месяц. В это время появляются первые плоды того, что было заложено родителями в первые два месяца. Малыш привык к режиму дня и условиям жизни, он стал осознанно всматриваться в предметы и лица, интересоваться окружающим миром. Кроха проявляет свои эмоции, быстро развивается физически.

Малыш в 3 месяца

  • Хрупкое и нежное тельце новорожденного в три месяца стало выглядеть пухленьким, округлились щечки. На ножках и ручках появились складочки. Это результат нормального развития подкожно-жировой ткани.
  • Ребенок уверенно держит головку, даже лежа на животике. Да еще делает попытки приподняться, опираясь на ручки. В качестве нового умения демонстрируют, как могут переворачиваться со спины на живот.
  • К третьему месяцу малыш примерно в одно и то же время кушает и спит. Его организм привыкает к определенному распорядку дня и жизнь мамы в этом плане немного облегчается.
  • В этом возрасте ребенок начинает изучать мир, пробуя все на вкус. Он начинает тянуть в рот все, что попадает в ручку.

Рост и вес

Каждый месяц родители с малышом посещают поликлинику для контроля за развитием ребенка, а также изменениями в росте и весе. Существуют примерные стандарты показателей веса и роста. Они зависят от данных, которые были при рождении. Ориентировочно вес трехмесячного ребенка может быть от 3 до 6 килограммов, а рост — от 54 до 64 сантиметров.

На показатели роста и веса напрямую влияют способ и вид питания, а также генетическая наследственность. Существуют примерные таблицы прибавки веса и роста ребенка. Но их нельзя брать за основу, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности, это, во-первых. А во-вторых, эти цифры будут существенно отличаться при грудном вскармливании и при искусственном. При грудном вскармливании и при качественном грудном молоке ребенок может набирать в весе от пятисот граммов до двух килограммов в месяц. Малыш сам определит, когда он наелся, его невозможно перекормить. Главное, позволить ему кушать столько, сколько он хочет.

Некоторые мамы тревожатся по поводу большого расхождения данных в таблице и показателей роста и веса своего крохи. Дети не могут все быть одинаковыми в развитии. Наблюдайте за малышом в течение дня, как он кушает, спит, играет, писает и какает, какое состояние кожи, волос и ногтей. Если в физическом плане все в порядке, ребенок не капризный и активный, то не стоит беспокоиться.

Рефлексы в три месяца

Определенные инстинкты и рефлексы появляются у младенца с первого дня жизни, и к трем месяцам некоторые их них должны угасать. Если же они не проходят, то это может говорить об определенных патологиях, связанных с нервной системой:

  • Попробуйте легонько пальцем прикоснуться к уголку рта малыша, он может повернуть головку в эту сторону и откроет ротик. Этот рефлекс называется поисковым;
  • При легком прикосновении к верхней губке ребенка, он образует губами что-то типа хоботка – это хоботковый рефлекс;
  • Если слегка надавить пальцем в середину детской ладошки, то ребенок приподнимает головку вперед и при этом открывает ротик – это рефлекс Бабкина.

Рефлекс сосания и ползания только активизируются в этом возрасте, потому что они являются неотъемлемым элементом развития малыша. И еще есть один защитный рефлекс у ребенка, который может сохраняться определенное время. При укладывании малыша на спину или во время поднятия ножек над опорой срабатывает рефлекс защиты от падения. В этот момент младенец растопыривает в стороны пальчики и вскидывает при этом ручки – это рефлекс Моро.

Что должен уметь

Слово «должен» здесь не очень подходит, так как каждый малыш развивается со своей скоростью. Просто одни это делают быстрее, а другие немножко позже. То, что один отлично делает в три месяца, другой может начнет в четыре. Строгих нормативов в этом вопросе нет. Главное, чтобы неврологическое состояние было в норме, а умения и навыки обязательно сформируются.

Физические умения

  • Малыш может уверенно и долгое время лежать на спинке, ему не нужна опора.
  • Ребенок реагирует на висящие над ним игрушки, пытается до них дотянуться и коснуться пальчиками. Он может подолгу рассматривать предметы, а также свои ножки и ручки, тянет их в ротик.
  • Малыш реагирует на голоса и звуки поворотом головы и взглядом. Он с интересом следит глазками за движением ярких игрушек.
  • Трехмесячный ребенок самостоятельно поворачивается со спины на бочок и на животик. Обучаясь этому умению, малыш еще и отталкивается ножками от близлежащей опоры (например, от бортика кроватки).
  • Опираясь на еще не окрепшие предплечья, малыш старается подольше находиться на животике и рассматривать окружающий мир, приподнимая головку и ножки. Такая процедура полезна для укрепления мышц спины, что в дальнейшем поможет самостоятельно сидеть, стоять и ходить.
  • Ребенок легко перемещается в горизонтальной плоскости кроватки. При помощи движения ручек и ножек он меняет свое расположение то в одну, то в другую сторону, причем делает он это всего за несколько минут. Такие перемещения в будущем пригодятся в овладении навыками ползания.
  • Попробуйте поставить малыша (конечно, поддерживая его) ножками на ровную поверхность и он обязательно начнет отталкиваться от нее. Это говорит об укреплении мышц ножек.
  • Ребенок в этом возрасте пытается соединять свои пальчики в замочек и сводить вместе ручки. Можно начинать учить прихлопывать ладошками (игра «Ладушки»).

Эмоциональные достижения

  • В возрасте трех месяцев родители замечают, что ребенок начинает показывать свой характер и эмоции.
  • Положительные эмоции у малыша проявляются в виде улыбок, смеха и даже повизгивания. Так он может реагировать на появление близких людей или хорошо знакомых домашних питомцев. А вот заплакать и испугаться он может при появлении посторонних и незнакомых лиц.
  • По характеру издаваемых ребенком звуков уже можно отличить его желания. Когда его надолго оставляют одного, то можно услышать хныканье для привлечения внимания взрослых. Малышу может быть одиноко и скучно, ему нужно к маме на ручки или просто увидеть родное лицо и услышать родной голос. Если на хныканье внимания не обращать, то оно перерастет в громкий плач – требование. Но стоит уделить малышу несколько минут, а иногда просто показаться ему на глаза, и он успокоится.
  • Малыш пытается произносить звуки, которые состоят не только из гласных, но уже и из согласных. У него формируются первые речевые навыки. Начните с ним говорить или петь и он будет отвечать на своем детском языке. Такие «беседы» деткам очень нравятся.
  • Большинство детей положительно относятся к купанию. В этом возрасте они готовы плескаться в воде хоть целый день. Особенное удовольствие доставляет разбрызгивание воды ручками и ножками.

Ребенок в любом возрасте, на любом этапе развития нуждается во внимании родителей и в похвале. Хвалите свою кроху почаще, за самое маленькое достижение.

В целях безопасности для жизни и здоровья малыша, ни в коем случае не оставляйте его без присмотра на высоких поверхностях (например, на кровати или на тахте, на пеленальном столике). Всего несколько минут без внимания взрослых может привести к падению ребенка и серьезной травме. Детская кроватка – это одно из безопасных мест для крохи.

К трем месяцам у ребенка продолжают активно развиваться органы слуха, зрения, обоняния и осязания, а также основные функции психики – мышление, эмоции, речь, память и восприятие.

Зрение

Малыш осознанно всматривается в различные предметы и пытается их подробно изучить. Для этого он использует не только зрение, но и пытается попробовать все на вкус, потрогать. Ребенок свободно переводит взор за передвигающейся фигурой, у него формируется предметное восприятие.

Слух

Развитие слуха происходит стремительно. Ребенок узнает голос мамы из десятка других, он реагирует на этот голос улыбкой. Он с легкостью узнает место воспроизведения звука и пытается найти его взглядом.

В этом возрасте можно развивать слух и восприятие при помощи музыкальных игрушек, ярких картинок или книжек с музыкальным сопровождением. Малыш изучает мир вокруг себя при помощи своих пальчиков, он пытается облизывать игрушки и подолгу их рассматривать. Все органы чувств имеют большое значение в развитии ощущений.

Эмоции

Ребенок в трехмесячном возрасте произносит свои первые «агу». Активным гулением он выражает свои положительные эмоции. В ребенке ярко проявляется «комплекс оживления». Он выражает свои эмоции всеми ему доступными способами – звуками, активными движениями, подергиванием ножек и ручек, мимикой. Малыш осознанно и открыто улыбается родному человеку.

Питание и сон

В первые два месяца основное время малыша состояло из сна и кормлений. Сформировался уже определенный распорядок дня. На третьем месяце жизни режим дня немного поменяется, так как малыш больше времени будет бодрствовать. Но основное расписание сохраняется, оно позволит маме распланировать свое время и выполнить домашние дела.

Большую часть суток (около семнадцати часов) по-прежнему занимает сон малыша. В ночное время ребенок может спать примерно десять часов, а в дневное время он спит четыре раза.

Малыши, которые находятся на искусственном вскармливании, питаются молочной смесью в соответствии с инструкциями на упаковке (по объему смеси и количеству кормлений). При грудном вскармливании деток кормят по требованию, независимо от интервалов между кормлениями. Малыш съедает столько молока, сколько захочет и сколько ему требуется.

Активное изучение ребенком окружающего мира немного изменяет процесс грудного кормления. Малыш постоянно отвлекается, поворачивает голову, чтобы что-то или кого-то увидеть. Не съедает необходимый объем молока. Из-за такого поведения ребенка у мамы происходят изменения в процессе лактации. Иногда ей кажется, что сократилось количество молока и необходимо начинать прикорм.

Этот период необходимо переждать, через несколько дней приливы у мамы нормализуются. Необходимо только чаще давать грудь беспокойному малышу и лактация будет в норме. Не рекомендуется в такие критические моменты переходить на молочные смеси или фруктовые прикормы. Они абсолютно не нужны при грудном вскармливании. Молоко мамы обеспечивает ребенку полноценное питание.

В три месяца наступает момент развития любознательности. Малыш познает мир, для него интересно все, что его окружает и все, что он слышит. Дети этого возраста очень любят общение. Они слушают речь взрослых и произносят свои звуки, пытаясь что-то сказать или спросить. Это подходящее время для знакомства с первыми детскими стишками и потешками, веселыми песенками и прибаутками.

Малыш может продолжительное время слушать музыкальную мелодию или песенку. Он будет с интересом смотреть на яркие и большие простые предметные картинки. Показ картинок нужно сопровождать рассказом или песенкой, может быть отдельными звуками.

Разговаривать с ребенком необходимо в процессе одевания, купания, на прогулке и даже во время массажа. Четко произносите слово и показывайте предмет. Слушая детские песенки, такие малыши иногда даже пытаются по-своему подпевать.

В качестве игры подойдут различные упражнения для пальчиков. Для развития органов осязания можно дать подержать ребенку предметы из разных материалов (маленький мячик, мягкую поролоновую мочалку, что-то из его одежки, чтобы он почувствовал материал на ощупь).

Делая массаж или гимнастику, попробуйте рассказывать сказку или стишок. Укачивая кроху, не забывайте про колыбельные песенки. Эмоции мамы и ее состояние легко передаются ребенку. Голос мамы должен быть спокойным и ласковым. В такие моменты общения малыш не только развивается и получает новую информацию, но и чувствует материнскую любовь.

Рекомендуем почитать

Наверх