Химическое декорирование металла. Покрытие золотом в домашних условиях: методы золочения Как получить золото из медной проволоки

Кухня 13.03.2022
Кухня

Сегодня мы рассмотрим способ, как можно будет превратить медь в золото. Это не из области алхимии и философский камень здесь не причем. Это обычная химия, и, естественно, медь не станет золотом, по своим химико-физическим свойствам, а просто приобретет вид золота. Таким способом можно сделать золотыми: медную монету, медную цепочку или кольцо, либо любые другие предметы, . Для того чтобы превратить медь в золото нам понадобятся следующие ингредиенты: примерно десять грамм сульфата цинка, кусочек самого цинка, и, естественно, например, медную монету.

Сульфат цинка нужно растворить в пятидесяти миллилитрах и поставить на плиту. Кладем туда приготовленный кусочек цинка, а потом медную монету. Монета должна соприкасаться с цинком. Теперь включаем плиту и кипятим все это в течение пятнадцати минут. В процессе кипячения вы можете видеть, что монета постепенно покрывается слоем цинка. Как это происходит? Все очень просто. В процессе кипячения цинк начинает отдавать свои ионы, и раствор переполняется ионами цинка. Медь, как менее , притягивает более электроотрицательные ионы цинка. Вот и получается, что наша медная монета начинает покрываться тоненьким слоем цинка.

После пятнадцати минутного кипячения снимаем емкость с плиты и вынимаем оттуда монету. Монету можно промыть в воде, чтобы она стала более чистая. Теперь в нашем химическом опыте, нужно провести самый главный «трюк». А именно, превращаем, получившуюся серебряную монету в золотую. Включите электроплиту на максимальный нагрев и положите, прямо на раскаленную конфорку, нашу . Вы увидите, как моментально серебряная монета приобретет цвет натурального золота. Это происходит за счет того, что слой цинка, как бы впитывается в медь, и получается, якобы, слой золота. По крайней мере визуально, неискушенному человеку, отличить вашу монету, цепочку или кольцо от настоящего золота, будет сложно.

Для чего этот химический опыт может пригодиться вам на практике? Ну, естественно не для того, чтобы вы превращали медные изделия в, якобы, золотые, и втюхивали их, тем самым неискушенным людям, по цене настоящего золота. Это, дорогие друзья, чревато долгой отсидкой в местах не столь отдаленных, называемых в народе зоной. А пригодится, этот способ, может только лишь для личного пользования. Например, у меня есть толстая цепочка, выполненная полностью из меди. Цепочка сделана хорошо и смотрится очень красиво. Но носить медь на шее, как-то не очень эстетично, да к тому же, на коже остается черная полоса от долгого ношения. Так вот, я сначала сделал цепочку серебряной. И носил ее с серебряным церковным крестиком (из настоящего серебра). Они практически не отличались друг от друга. Потом когда мне надоело серебро, я повторил процедуру, и «обжарил» цепочку на раскаленной плите. Теперь ношу, якобы, золотую цепь, чуть ли не с палец толщиной. Согласитесь, так проще, чем тратить свои кровные рубли на приобретение настоящего золота. Хотя тут тоже можно поспорить. Если, например, вы хотите сохранить свои деньги от обесценивания инфляцией, то естественно, их нужно во что-нибудь вкладывать. Почему бы и не покупать ради этого золотые вещи? Их всегда впоследствии можно будет продать, если, конечно их . Лично я предпочитаю переводить деньги в золото в банке. А носить для красоты можно и медь, предварительно придав ей вид золота, указанным выше способом. Удачи вам, современные алхимики!

Сфера применения этого ЛКМ поражает, золотая краска с успехом применяется для реставрации зданий и сооружений, внутреннего декорирования, покраски предметов быта, элементов автомобилей и многого другого.


Что вам понадобится для окрашивания золотом в домашних условиях?

Чем покрасить "под золото" в домашних условиях?

Чтобы покрасить золотом самому любой предмет, необходимо серьезно подойти к выбору ЛКМ. Ассортимент золотых красок в настоящее время довольно широк, поэтому выбрать подходящий оттенок не составит труда. Золотая краска реализуется на современном рынке в следующих видах:

1 Аэрозольные баллончики

2 Герметично закупоренные металлические банки

3 Растворимые смеси

Что и как можно покрасить под золото самому

На сегодняшний день самым популярным и общедоступным способом покраски под золото считаются аэрозольные краски, прекрасно имитирующие этот дорогой металл. Краски-спреи можно наносить абсолютно на любую поверхность: пластик, бумагу, стекло, бетон, металл и т.д. Очень часто аэрозольные эмали используют для изменения цвета авто, поскольку краска при распылении ложится идеально ровно. Ей легко и недорого можно облагородить колпаки на колесах машины, а также такие предметы интерьера как рамы картин, торшеры, светильники, карнизы, элементы мебели, детали смартфонов и ноутбуков... в общем, вариантов применения золотой краски масса.

Что касается применения золотых красок в баллончиках в автомобильной сфере, обычно золотом выделяют мелкие детали, пластиковые элементы кузова. Порой неординарные личности перекрашивают авто под золото полностью. Вопрос, как покрасить золотом самому автомобильные диски - очень популярен, ведь один только этот элемент покрашенный золотой краской способен подчеркнуть общий вид автомобиля. Сегодня не составит труда найти компанию, которая бы занималась автомобильным тюнингом, однако можно покрасить золотом диски и своими руками. Только представьте, как необычно и выразительно будут выглядеть колеса машины, выкрашенные под золото: краска будет игриво переливаться под солнечными лучами, а особенно эффектно колеса будут смотреться во время движения. Высокая востребованность аэрозольной "золотой" краски обусловлена тем, что краски-спреи можно наносить даже без предварительной шлифовки и грунтовки поверхности.

Давайте рассмотрим основные преимущества золотых аэрозольных красок:

1 Краски-спреи обладают отличной покрывающей способностью и адгезией практически ко всем материалам

2 Быстро сохнут, что позволяет в короткое время нанести несколько слоев краски (после окрашивания для защиты поверхности рекомендуется нанести слой лака)

3 Простота использования в домашних условиях - это одно из основных преимуществ данного ЛКМ. К тому же, ее не нужно разводить и покупать малярные кисточки

4 Результат покраски баллончиком - идеально ровное покрытие

5 Аэрозольная краска в баллончиках экономична

Пошаговая инструкция по окрашиванию золотой краской в домашних условиях

Шаг_1 Очистите окрашиваемую поверхность от загрязнений с помощью губки (щетки) и мыльной воды. Если на изделии останется пыль и грязь, то краска ляжет неровно и придется перекрашивать изделие. Прежде чем приступить к работе, хорошо просушите поверхность

Шаг_2 Для обезжиривания поверхности протрите ее растворителем или уайт-спиритом, после чего смойте нанесенный состав и тщательно просушите изделие.

Шаг_3 Для создания "шероховатой" структуры, если это возможно, отшлифуйте поверхность мелкой наждачной бумагой. Шлифовка позволит лечь краске идеально ровно, за счет скрепления краски и пористости поверхности. После шлифовки поверхность станет слегка матовой. Правильно подобранная наждачная бумага не придаст изделию нежелательной шероховатости, поэтому наждачную бумагу лучше выбирать с зернистостью не более 180. Обязательно уберите пыль от шлифовки.

Шаг_4 Перед тем как покрасить изделие золотой краской в домашних условиях обклейте строительным скотчем и укрывной пленкой места, которые не подлежат окрашиванию и удалите его сразу после окончания работ.

Шаг_5 Теперь можно приступать к окрашиванию золотой аэрозольной краской. Встряхивайте спрей в баллончике в течении не менее 30 секунд, распыляйте аэрозольную краску с расстояния 20-30 см от поверхности. Класть краску нужно плавными равномерными движениями. После высыхания первого слоя, на что уйдет 15-20 минут, нанесите последующие слои краски. При окрашивании "под золото" рекомендуется нанести не менее 2 - 3 слоев краски.

Шаг_6 После того как высохнет аэрозольная краска, нанесите таким же способом лак и дождитесь его высыхания. Полное (финальное) высыхание происходит не менее чем 2 - 2,5 часа. Ваше золотое изделие готовок к использованию!

На что обратить внимание при покраске предметов и поверхностей золотом?

4 При покраске радиаторов, печей, каминов и т.п. под золото краска должна быть не только "золотой", но и термостойкой

5 Если вы работаете с аэрозолью на улице, делайте это в сухую и безветренную погоду

6 Еще раз обращаем ваше внимание, что для получения более ровного покрытия, нужно наносить ЛКМ в 2-3 слоя. Выдерживайте паузу перед нанесением каждого слоя

7 По возможности используйте краску, грунтовку и лак одного производителя

8 Не распыляйте краску-спрей вблизи от открытых источников огня

Подводя итог, нужно отметить, аэрозольные золотые краски в последние несколько лет приобрели действительно заслуженную популярность, спектр применения золотой краски просто безграничен. Они незаменимы при декорировании и создании роскошных интерьеров, отделке мелких деталей и покраске любимых гаджетов. Золотая краска в аэрозольном баллончике обладает повышенной яркостью и долговечностью, легка в использовании и прекрасно смотрится на изделии.
Теперь, прочитав статью, вы знаете, как покрасить под золото самому любой материал. Будьте уверены, что изделие приобретет яркий эффект настоящего золота, если вы будете терпеливы, аккуратны и творчески подойдете к задаче!

Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

Научившись выполнять золочение в домашних условиях, что не так сложно, как может показаться на первый взгляд, вы сможете вернуть вторую жизнь любимым украшениям из меди и серебра. Изделия, изготовленные из золота, уже на протяжении многих лет пользуются огромной популярностью как у женщин, так и у мужчин. Чтобы обладать такими изделиями без серьезных затрат на их приобретение, достаточно овладеть технологией золочения.

На изделия из каких металлов можно наносить слой позолоты

Наиболее распространенным процессом является золочение серебра, но золотое покрытие можно наносить и на поверхность других металлов. Так, позолота может быть нанесена на и цинка, а также из железа и стали и др.

На вопрос о том, как позолотить металл в домашних условиях, однозначного ответа не существует. Все зависит от того, изделия из какого металла необходимо подвергнуть такой обработке. На выбор технологии золочения, осуществляемого в домашних условиях, влияет также результат, которого необходимо добиться.

Для золочения металла могут использоваться разные методы, наиболее распространенными из которых являются:

  • натирание поверхности изделия раствором хлорного золота;
  • золочение, выполняемое погружением изделия в раствор с цинковым контактом;
  • гальваническое золочение.

Каждый из таких методов золочения, выполняемого в домашних условиях, требует использования определенных химических реактивов, инструментов и оборудования.

Приготовление и использование хлорного золота

Чтобы покрыть слоем позолоты металл, часто используют раствор, называемый хлорным золотом. Для приготовления такого раствора золото растворяют в «царской водке», представляющей собой смесь соляной и азотной кислот. Соляную и азотную кислоты берут в пропорции 3: 1. Золото помещают в этот состав, а затем выпаривают жидкость. Выполнять процедуру выпаривания жидкости из такого раствора следует очень аккуратно, чтобы не получить ожоги кожных покровов и дыхательных путей. Сухое вещество, оставшееся после выпаривания, как раз и является хлорным золотом.

Перед тем как применять хлорное золото для позолоты, его необходимо смешать с раствором цианистого калия и отмученным мелом, в результате чего должна получиться кашицеобразная масса. Такой кашицей, используя кисточку, покрывают изделие, после чего его выдерживают некоторое время, а затем тщательно промывают и полируют.

Для золочения стали хлорное золото смешивают с эфиром. Покрытое таким составом изделие оставляют на некоторое время, пока эфир полностью не испарится, а затем обработанную поверхность просто натирают тканью для придания золотого блеска.

Используя хлорное золото, предварительно смешанное с эфиром, на металлический предмет можно наносить различные надписи и узоры. Для того чтобы провести такую процедуру, в полученный раствор окунают гусиное перо и выполняют требуемые надписи и узоры, которые после испарения эфира и полировки будут сверкать золотым блеском.

Как уже говорилось выше, золотое напыление часто наносят на серебро, для чего также может использоваться хлорное золото. Чтобы выполнить химическое золочение изделий из данного металла, необходимо приготовить смесь, включающую в себя следующие компоненты:

  • хлорное золото – 10 граммов;
  • цианистый калий – 30 граммов;
  • поваренную соль – 20 граммов;
  • соду – 20 граммов;
  • воду – 1,5 л.

Химическое золочение, которому необходимо подвергнуть серебро, можно также выполнять с использованием смеси из:

  • хлорного золота – 7 граммов;
  • железистосинеродистого калия – 30 граммов;
  • карбоната калия – 30 граммов;
  • пищевой соли – 30 граммов;
  • воды – 1 л.

Саму процедуру напыления слоя золота на поверхность металла при использовании химических растворов выполняют в следующей последовательности.

  1. Обрабатываемое изделие предварительно прокаливают.
  2. Поверхность предмета протравливают сначала раствором серной кислоты, а затем азотной кислотой.
  3. Протравленное изделие на мгновение опускают в смесь, состоящую из серной, азотной и соляной кислот.
  4. После обработки в смеси кислот изделие ополаскивают водой, затем погружают в ртуть и наконец в воду, где его выдерживают 30 секунд.
  5. После емкости с водой изделие помещают в раствор для золочения, выдерживают требуемое время, затем промывают водой и сушат в древесных опилках.

Применение цинкового контакта

Чтобы получить более толстый позолоченный слой, используют цинковый контакт. Таким методом можно, например, покрыть слоем золота серебро. Для золочения готовят состав из таких компонентов, как:

  • хлорное золото – 15 граммов;
  • углекалиевая соль – 65 граммов;
  • желтая кровяная соль – 65 граммов;
  • пищевая соль – 65 граммов;
  • вода – 2 л.

Изделия, изготовленные из меди и латуни, покрываются под золото в растворе следующего состава:

  • хлорное золото – 2 грамма;
  • едкий калий – 6 граммов;
  • цианистый калий – 32 грамма;
  • фосфорнонатриевая соль – 10 граммов;
  • вода – 2 л.

Предметы, на поверхность которых необходимо нанести слой позолоты, тщательно очищаются от грязи и жира, затем их помещают в предварительно нагретый состав для золочения. Уже находящиеся там изделия соединяют с цинковой палочкой, которая и выступает в качестве контакта.

Чтобы позолота, нанесенная на поверхность изделий из стали, цинка и олова, была качественной и отличалась хорошей адгезией, перед золочением их необходимо подвергнуть процедуре омеднения.

Гальванический метод нанесения позолоты

Наиболее прочный и качественный слой позолоты позволяет получить гальваническое покрытие золотом, выполняемое в специальных электролитических растворах. Такая технология золочения очень напоминает цинкование, так как для ее реализации используются гальваника и аналогичные электрохимические процессы.

В зависимости от химического состава раствора, в котором выполняется гальванизация, сформированная позолота может иметь красноватый или светло-желтый оттенок. В основном золочение изделий из металла по данной технологии выполняют в растворах двух типов.

Электролиты для золочения первого типа готовят в следующей последовательности.

  1. В 700 миллилитрах воды растворяют 60 граммов фосфорнокислого натрия.
  2. В 150 миллилитрах воды разводят 2,5 грамма хлорного золота.
  3. В других 150 миллилитрах воды растворяют 1 грамм цианистого калия и 10 граммов двусернистокислого натрия.
  4. Сначала аккуратно смешивают два первых раствора, а затем в полученную смесь добавляют третий.

Чтобы позолотить серебро или любой другой металл таким методом, приготовленный состав доводят до температуры 50–62° и используют для протекания процесса платиновый анод. После истощения такого электролита для золочения в него добавляют хлорное золото.

Дефекты при использовании электролитов золочения и способы их устранения

Не относится к благородным металлам, но издавна использовалась для изготовления денежных знаков и элементов декора. Люди обратили внимание на способность материала изменять свой цвет под воздействием времени, принимая различные оттенки (от зеленого до черного). Процесс окисления, сопровождающийся потемнением поверхности, можно ускорить – это чернение меди. Существует несколько способов искусственного вызывания патины (налета) на поверхности цветного металла, придающей ему вид патриархальности и старины.

Цели применения патинирования

Главной целью использования затемнения меди является придание эффекта старения обрабатываемому металлу. В древности большинство изделий (монеты, статуэтки, различные сувениры, предметы быта) изготавливались из этого материала. Дойдя до нашего времени, предметы понесли на себе некоторые преобразования – окислительные процессы изменили цвет и общий вид этих вещей, создав все признаки старинности и, следовательно, ценности.

В наше время патинирование меди производится искусственным образом, но преследуют при этом единую цель – придать вещи раритетный вид, обратить на себя внимание, вызвать желание приобрести ее.

Подготовка к патинированию

Как и в любой работе с химическими реактивами, в первую очередь нужно позаботиться о безопасности. Большинство составов, применяемых при чернении, являются очень токсичными. Выделяемые пары при попадании в атмосферу могут представлять опасность для здоровья. Есть определенные стандартные правила, которыми нельзя пренебрегать:

  • хранить вещества нужно в специальных пробирках, плотно закрытых пробками для герметизации;
  • растворы держать в недоступном для детей месте;
  • процесс должен проходить в специализированном шкафу со встроенной вентиляцией (дверцы шкафа должны быть немного открыты).

Перед началом обработки материал следует качественно промыть, зачистить и обезжирить для достижения лучшего эффекта.

Оксидирование и патинирование – эти понятия не являются синонимами, последствия каждого из этих процессов порядком отличаются друг от друга.

Оксидирование меди – образование на поверхности металла закисей и окисей вследствие его взаимодействия с кислородосодержащими элементами и другими определенными химическими реактивами.

Патинирование – формирование тонкого слоя из хлорных и серных соединений посредством воздействия на металл соответствующими составами. Оба процесса ведут к изменению цвета материала, для чего в естественных условиях потребовались бы значительные промежутки времени.

Патинирование в домашних условиях

Существует несколько наиболее распространенных и универсальных способов чернения меди. Применение этих методов позволяют с помощью химии достичь желаемого результата в кратчайшие сроки. Самыми популярными среди них являются:

  • использование вареных яиц;
  • воздействие сульфидом или сульфатом калия;
  • нанесение раствора сульфида меди;
  • помещение в раствор медного купороса с хлористым цинком или марганцовокислого калия.

Явные визуальные различия между материалом, подверженным воздействию времени и природы, или обработанным специальным раствором, незначительные, а в некоторых случаях и вовсе отсутствуют. Поэтому искусственное патинирование – довольно эффективный прием.

Вареные яйца

Самый простой способ, не требующий специальных химических реактивов. Все действия для достижения ожидаемого результата нужно выполнять в точности, следуя инструкции:

  1. сварить яйца (при высокой температуре в желтке проходят химические процессы, сопровождающиеся выделением );
  2. через 10 минут варки изъять и охладить;
  3. после остывания очистить от скорлупы и раздавить на мелкие части;
  4. поместить яйца с подготовленным объектом в емкость, накрыть крышкой (медь не должна соприкасаться с яйцами, а просто лежать рядом);
  5. оставить ингредиенты в емкости на 30 или более минут (чем дольше металл будет внутри, тем темнее он станет).

В итоге от взаимодействия меди с серой, выделяемой вареным яйцом, изделие должно изменить цвет, приняв темно-коричневый оттенок. Количество яиц, используемых в опыте, зависит от габаритов медного предмета (чем больше предмет, тем больше яиц). Способ чернения меди вареным яйцом имеет два значительных недостатка: недолговечность и нестабильность. Со временем полученный результат пропадает. Плюсом же является простота и доступность самого эксперимента.

Сульфид калия

Один из лучших способов затемнения металла – применение сульфида калия. Перед началом эксперимента изделие следует качественно помыть и обезжирить, чтобы патинирование меди проходило правильно и дало хороший результат.

Нужный реагент для осуществления реакции продается в трех агрегатных видах: твердом, гелеобразном и жидком. Каждому виду характерен разный срок годности: жидкий – до двух недель, твердый – несколько лет.

Для работы снова понадобится емкость, в которой будет разводиться сульфид. Реагент имеет большой уровень токсичности, поэтому следует принять меры предосторожности – обязательно надеть перчатки и очки. Саму процедуру рекомендуется проводить на улице или в помещении с хорошей системой проветривания.

Химический элемент разводится только водой (горячей или холодной), исходя из агрегатного состояния. Разведение раствора производится согласно прилагающейся при покупке инструкции. Твердый реагент следует сначала измельчить в порошок, а после смешать с водой до растворения.

После завершения всех приготовлений можно поместить предмет из меди в раствор и наблюдать за процессом химической реакции. Предварительно необходимо подготовить состав воды с содой (1:16) для остановки действия агрессивного вещества. По окончании процесса щипцами аккуратно изъять изделие из раствора и поместить в подготовленную воду с содой для остановки реакции. Процесс патинирования меди окончен.

Сульфат калия производится во время окисления сульфида при высокой температуре. Его воздействие на медное изделие происходит быстрее. Производимый эффект аналогичен.

Использование сульфида меди

Данное химическое вещество получается в процессе реакции солей двухвалентной меди с серой. Полученное соединение сульфида меди способно вызывать изменение цвета меди. Причем качество оттенка зависит от насыщенности раствора серой.

Используемое черное вещество не растворяется в воде и разбавленных составах кислот, поэтому производимое затемнение бывает долговечным и устойчивым к истиранию или смыванию.

Прекращение процесса чернения, как и в предыдущем способе, происходит после помещения изделия в воду с растворенной в ней содой. Если полученный цвет излишне темный, его можно осветлить путем трения с чистящим порошком. Потом медный предмет омывается водой и просушивается.

Патинирование раствором медного купороса

Можно добиться возникновения на изделии пленки коричневого цвета с красным оттенком. Приготовление раствора готовится следующим образом:

  • в стеклянную емкость наливается вода;
  • в ней разводится порошок медного купороса;
  • добавляется хлористый цинк и все перемешивается.

Соотношение ингредиентов: 50% – воды, 25% – медного купороса, 25% – хлористого цинка.

В зависимости от времени нахождения предмета в полученном соединении, его цвет может изменяться от красного до коричневого.

Образование на меди бело-зеленого налета происходит путем погружения металла в состав, полученный в результате добавления марганцовокислого калия (5 гр. на 1 литр) в пятипроцентный водный раствор медного купороса.

Цвет меди, полученный искусственным способом

Помимо изложенных способов, существуют другие методики патинирования и оксидирования меди, позволяющие придать материалу следующие цвета и оттенки:

  • коричнево-серый – при погружении в раствор серной печени;
  • темно-серый – при нагреве изделия в соединении раствора серной печени и нашатырного спирта;
  • коричнево-черный – возникает под действием хлористой платины (если результат не удовлетворяет, можно добавить соляную кислоту);
  • черный – в результате воздействия серного аммония, разведенного в воде;
  • зеленый – от нанесения азотнокислой меди слабой концентрации, смешанной с поваренной солью, либо от олеиновой кислоты;
  • золотистый – от помещения в разогретый раствор сульфида меди, едкого натра и молочного сахара.

Применение каждого способа дает свой результат и отличается не только цветом патины, но и длительностью сохранения покрытия. Иногда для защиты изделия производится покрытие лаком, тогда чернение не пропадает от времени вовсе.

Никелирование железных или стальных изделий ведут в растворе, содержащем в 100 мл воды 5 г сульфата никеля и 4 г хлорида аммония, куда дополнительно вносят несколько кусочков металлического цинка. В результате выделения никеля на поверхности изделия образуется красивая серебристая пленка.
*** Чтобы покрыть никелевой пленкой медное или латунное изделие, готовят раствор 10 г сульфата никеля и 25 г хлорида аммония в 100 мл воды. Этот раствор доводят до кипения, бросают в него немного железных опилок, а потом опускают изделие, которое собираются никелировать.
*** Выделение металлического никеля на поверхности металла происходит в результате восстановления сульфата никеля цинком или железом. Добавка хлорида аммония, который в водном растворе подвергается гидролизу, создает слабокислую среду.
*** Высококачественное никелевое покрытие на железной поверхности получают следующим образом: в 100 мл воды, нагретой до 60 o С, растворяют 3 г хлорида никеля и 1 г ацетата натрия, потом раствор подогревают до 80 (С и добавляют 1,5 г гипофосфита натрия. Затем погружают в этот раствор обезжиренное изделие и подогревают до 90 o С. Если температура будет ниже, никелирование будет идти слишком медленно, а при 95 o С раствор начинает разлагаться.
В этом случае причина выделения металлического никеля -- восстановление хлорида никеля гипофосфитом натрия в щелочной среде, которая создается при гидролизе ацетата натрия. При нагревании выше 95 o С гипофосфит натрия разлагается с выделением водорода, превращаясь сначала в фосфит натрия Na 2 PHO 3 , а потом в ортофосфат Na 3 PO 4 .

Меднение . Покрытие слоем меди железных изделий можно вести в растворе 1--5 г медного купороса и 1--5 мл концентрированной серной кислоты в 100 мл воды; процесс идет при комнатной температуре всего 3--5 секунд. Обработанную вещицу вынимают из раствора, промывают водой и сушат. При меднении этим способом идет восстановление соли меди железом.
*** Более плотная пленка меди образуется, если сначала изделие обработать при помощи кисти раствором 10 г хлорида цинка и 20 мл концентрированной соляной кислоты в 20 мл воды, а потом кистью нанести раствор медноаммиачного реактива. Медноаммиачный реактив готовят, растворяя в 80 мл воды 5 г медного купороса и добавляя нашатырный спирт до образования прозрачного темно-синего раствора. Медноаммиачный реактив -- это раствор аммиачного комплекса меди состава SO 4 . Выделение тонкой пленки меди связано со взаимодействием поверхностного слоя железа с медноаммиачным комплексом, а предварительная обработка смесью HCl и ZnCl 2 делает железо более активным в химическом отношении.
*** Для меднения свинца применяют раствор 16 г ацетата меди и 15 мл ледяной уксусной кислоты в 80 мл воды.

Хромирование. Покрытие изделий из стали, меди и латуни тонким слоем хрома ведут в растворе, содержащем в 200 мл воды 3 г фторида хрома, 1,5 г гипофосфита натрия, 1,5 г цитрата натрия, 2 мл ледяной уксусной кислоты и 2 мл 20%-го раствора гидроксида натрия. Чтобы пленка хрома на поверхности изделия была достаточной толстой, прочной и ровной, процесс ведут при 80 o С в течение 3--8 часов, а потом изделие промывают водой и сушат. Стальные предметы перед хромированием дополнительно покрывают пленкой меди, чтобы обеспечить лучшее сцепление наносимой пленки хрома с поверхностью. Хромирование металлов описанным здесь способом основано на химических реакциях, в которых восстановителями металла служат гипофосфит натрия и цитрат натрия.

Лужение. (покрытие слоем олова) железных или стальных изделий ведут при комнатной температуре в растворе, содержащем 2 г хлорида олова SnCl 2 и 10 г лактата натрия в 100 мл воды.
*** Для лужения медных, бронзовых или латунных изделий готовят раствор 1 г хлорида олова и 30 г алюмоаммонийных квасцов в 100 мл воды.
*** Цинковые предметы покрывают слоем олова в растворе, который в 100 мл воды содержит 20 г хлорида олова и 40 г гидротартрата калия (винного камня). Пленка олова на цинке образуется в виде серого налета уже через несколько секунд. Изделие вынимают из раствора и протирают суконкой до тех пор, пока оно не заблестит.

Серебрение любых обезжиренных металлов проводят в кипящем растворе, содержащем 12 г желтой кровяной соли, 8 г поташа и 0,75 г хлорида серебра в 100 мл воды. При нагревании малорастворимый хлорид серебра превращается в комплексное соединение состава K, которое затем восстанавливается на поверхности железа до металлического серебра. Одновременно карбонат калия выводит из раствора излишек солей железа, мешающий образованию прочной серебряной пленки, и осаждает коричневый осадок гидроксида железа.
*** Можно серебрить металлические изделия и жидкой пастой, состоящей из 10 г хлорида серебра, 60 г поваренной соли, 60 г винного камня и 50 мл воды. Растирают в ступке смесь указанного состава, а потом, погрузив в полученную кашицу изделие, нагревают в течение 15--20 минут. Серебряное покрытие, получаемое этим способом, красиво, но лишено блеска. Чтобы оно засияло как зеркало, пасту с изделия смывают, погружают его в раствор 6 г гипосульфита натрия и 2 г ацетата свинца в 100 мл воды и нагревают до 70--80 o С в течение 1--15 минут.
*** Для серебрения можно использовать и фотобумагу. Ее разрезают на куски и опускают в раствор гипосульфита натрия. Обезжиренное изделие тоже помещают в этот раствор и, надев резиновые перчатки, натирают его поверхность эмульсионным слоем фотобумаги до тех пор, пока не образуется достаточно плотный слой серебра. После промывки изделие остается только протереть сухой тряпкой.

Превращение латуни в "золото". Если латунное изделие после его очистки и обезжиривания погрузить в нагретый до 30--40 o С водный раствор ацетата меди, то в зависимости от длительности обработки оно примет новую окраску -- от светло-желтой до рубиново-красной и даже фиолетовой. Затем изделие промывают водой и сушат. Концентрацию ацетата меди подбирают опытным путем.
Латунь -- это сплав меди с цинком. Появление окраски при химической обработке его поверхности обусловлено реакцией восстановления цинком растворенной соли меди. Медь, выделяясь на поверхности латуни, придает ей разные (в зависимости от толщины слоя) оттенки красного цвета. Чтобы медное покрытие было долговечнее, его покрывают бесцветным лаком.

Превратить олово в "бронзу" можно, если погрузить его в раствор 5 г медного купороса и 5 г железного купороса в 100 мл воды. Можно и просто протереть поверхность изделия тампоном, смоченным тем же раствором. После обработки изделие промывают водой, сушат, протирают тряпочкой и опускают в раствор 25 г ацетата меди в 100 мл 10%-й уксусной кислоты.

Воронение -- это окраска железных или стальных предметов в сине-черный цвет.
*** Этот процесс ведут, погружая стальные или железные предметы в нагретый почти до кипения раствор, содержащий 7 г гипосульфита натрия и 2 г ацетата свинца в 100 мл воды, и держат там до тех пор, пока поверхность металла не станет черно-синего цвета. При воронении на изделии образуется тончайшая пленка сульфида свинца, прочно сцепленная с металлом.
*** Темно-синюю окраску железному или стальному изделию придает выдерживание в смеси равных объемов 0,5%-х растворов красной кровяной соли и хлорида железа(II). Смесь готовят непосредственно перед обработкой металла, поскольку сразу же происходит реакция образования комплексного соединения синего цвета - турнбулевой сини (гексацианоферрата железа-калия).
*** Латунь тоже можно окрасить в цвет "воронова крыла", если на 1--3 минуты опустить латунную деталь в раствор аммиачного комплекса меди, получаемый растворением 12 г основной соли состава Сu 2 CO 3 (OH) 2 в 100 мл 25%-го раствора аммиака и добавить 0,1 г латунных опилок.

Латунь станет коричневой , если ее обработать:
*** нагретым до 70 o С водным раствором 10 г сульфида натрия в 100 мл воды;
*** нагретым до 70 o С водным раствором 5 г гипосульфита натрия и 5 г медного купороса в 100 мл воды;
*** нагретой до 80--90 o С смесью равных объемов 6%-го раствора ацетата свинца и 18%-го раствора гипосульфита натрия.

Для "окраски" медных изделий в различные цвета рекомендуют использовать следующие рецепты:
*** растворяют в 100 мл воды 4 г гидроксида натрия и 4 г лактозы (молочного сахара), раствор кипятят несколько минут, а потом небольшими порциями при непрерывном перемешивании добавляют 4 мл концентрированного раствора медного купороса. Погружают обезжиренное изделие в горячий раствор, и в зависимости от длительности обработки его поверхность приобретает окраску от золотистой до зеленой, коричневой или даже черной.
В результате окислительно-восстановительной химической реакции сульфата меди с лактозой в щелочной среде получаются глюконовая кислота и выделяется осадок оксида меди(I). Вначале образуется тончайшая желтая пленка Cu 2 O, которая придает поверхности меди золотистый оттенок. При продолжительном нагревании кристаллы Cu 2 O укрупняются, становятся темно красными, отсюда и изменение цвета покрытия.
*** готовят раствор 2 г сульфата никеля, 4 г бертолетовой соли, 18 г медного купороса и 0,2 г марганцовки в 100 мл воды. Обработка медных изделий теплым раствором такого состава придает им "бронзовый" вид;
*** растворяют в 100 мл воды 12,5 г карбоната аммония и добавляют 4 мл нашатырного спирта. Полученный раствор кистью наносят на поверхность изделия и получают поверхность зеленоватого цвета. При действии аммиака на поверхность меди в присутствии кислорода воздуха происходит образование комплексной соли, которая затем взаимодействует с карбонатом аммония, выделяя на поверхности металла зеленый осадок гидроксида-карбоната меди Сu 2 CO 3 (OH) 2 .

Алюминиевый "перламутр". Зачищают поверхность алюминия металлической щеткой, нанося штрихи в различных направлениях. Стружку и грязь удаляют чистой тряпкой и на подготовленную поверхность, нагретую до 80 o С, кистью наносят ровным слоем нагретый до 90 o С 10%-й раствор гидроксида натрия. После высыхания раствора на поверхности металла образуется красивая пленка, похожая на перламутр. Для лучшей сохранности ее покрывают бесцветным лаком.

Рекомендуем почитать

Наверх