Можно ли христианину есть кошерную и халяльную пищу? Можно ли с точки зрения христианства есть мясо? Что нельзя православным христианам

Отделка 15.04.2024

Христьянство и свинина))

Прямого запрета на употребление в пищу свинины у христиан нет. А православие - это часть христианства. Так же нет запрета на употребление свинины в пищу и у буддистов. И во многих других, менее известных вероучениях.
Но с другой стороны есть некоторые фрагменты библии которые можно трактовать как запрет.

В Коране запрет выглядит следующим образом:
- "Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свинину и то, что было заколото с именем других, а не Аллаха. Но кто принужден будет к такой пище, не будучи своевольником, нечестивцем, на том не будет греха: Бог прощающий, милостивый"
(Священный Коран 2:172, 173)

В ТОРЕ:
- ...И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте...
Левит. 11:2-3

Но и в Библии есть похожее:
- ...А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь...
(Второзаконие 14:8, Библия)

Точного ответа, ПОЧЕМУ Коран и Тора запретили своим последователям кушать свинью, ответа на этот вопрос нет. Запрет есть и ему пытаются найти более менее нормальное объяснение. Верующих, исповедующих эти религии, такие ответы вполне удовлетворяют, а остальные продолжают находиться в недоумении. Причем, по моим личным наблюдениям, практически любая религия, делает послабления для экстремальных ситуаций. Больным, или воинам в походах, в плену... Тут верующий имеет право кушать "что дают". Так мои сослуживцы по СА вполне нормально кушали все, и свинину в том числе. И ничего, "Аллах милостив".

Многие исследователи не удовлетворенные обычным объяснением о "нечистоте" животного, пытались понять причину. Возможно она кроется в том, что в отсутствии холодильников, мясо вялили на солнце. Менее жирная говядина вполне нормально переносит такой способ заготовки. А вот более жирная свинина - нет. Употребляющая в пищу все подряд свинья - не очень хорошее зрелище.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме - одной из ранних религиозных систем - запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени. Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем - бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины... (с)

Актуальной причиной отказа от употребление в пищу свинины может служить целый комплекс заболеваний, которыми может "наградить" нас это животное.
Можно предположить, что одним из основных мотивов запрета - употреблять в пищу свинину, был трихинеллез - заболевание, которое вызывается круглым гельминтом - трихиной (TRICHINELLA SPIRATIS).
Современная медицина не располагает эффективными препаратами против трихинеллеза. Поэтому единственным надежным методом, предохраняющим от заражения, являются профилактика и отказ от употребления в пищу мяса свиньи. Хотя туши свиней, поступающие в продажу, и подлежат обязательному обследованию на трихинеллез, абсолютной гарантии от заболевания это не дает.

TAENIA SOLIUM (свиной солитер)
АСКАРИДЫ
SCHITOSOMA JAPONICUM - вызывает кровотечения, анемию; при внедрении личинок в головной или спинной мозг может наступить паралич или смерть.
PARAGOMINES WESTERMANI - заражение приводит к кровотечению из легких.
PACIOLEPSIS BUSKI - вызывает расстройство пищеварения, изнуряющую диарею, общий отек.
CLONORCHIS SINENSIS - вызывает механическую желтуху.
METASTRONGYLUS APRI - вызывает бронхит, абсцесс легких.
GIGANTHORINCHUS GIGAS - приводит к анемии, диспепсии.
BALATITIDUM COLI - вызывает острую дизентерию, истощение организма.
TOXOPLASMA GOUNDII - крайне опасное заболевание.

Еще есть причины чисто физиологического характера:
...Свинина трудно переваривается, что может служить причиной многих хронических заболеваний пищеварительного тракта. Гнойничковые поражения кожи также чаще наблюдаются у тех, кто потребляет свинину. Интересными, на наш взгляд, являются исследования, касающиеся гидролиза свиного жира, его депонирования и степени утилизации человеческим организмом. Высказывается предположение, что при потреблении мяса травоядных животных, их жир подвергается гидролизу и затем повторно синтезируется и депонируется как человеческий жир. В то время как жир свинины не подвергается гидролизу и поэтому депонируется в жировой ткани человека как свиной жир. Утилизация этого жира затруднительна, и организм, в случае необходимости, как энергетический материал начинает использовать глюкозу, предназначенную для деятельности мозга, что приводит к ощущению хронического голода. Создается порочный круг: при, казалось бы, достаточном количестве запасов жира, человек, испытывая голод, постоянно что-то жует, не испытывая при этом насыщения... (с)

«Можно ли православным христианам носить шорты?», «А читать Мастера и Маргариту?», «А кушать суши?», «А загорать на море?» — такого типа вопросы часто присылают на православные сайты. Что можно взять с собой из «прошлой» жизни, а что надо оставить? Такое впечатление, что христиане — это очень боязливые люди, которые первым делом хотят уяснить список «религиозных запретов». Зачем вообще нужны такие запреты и как не свести к ним свою жизнь в Церкви, отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице города Москвы.

— Человек приходит в Церковь и обнаруживает, что здесь многое совсем не так, как он привык. Многое «нельзя», и он начитает бояться сделать что-то не так. Действительно ли христианина на каждом шагу подстерегают опасности?

— Обычно такое отношение — ничего нельзя и все страшно — бывает у неофитов, у тех, кто только принял христианство. Когда человек приходит в Церковь, для него вся жизнь меняется. При приближении к Богу все преображается, приобретает другой смысл. Многие новички задают очень много вопросов — и правильно делают, потому что действительно им все нужно переосмыслить. Потом человек «подрастает» и перестает так много спрашивать. Тому, кто уже имеет какой-то опыт христианской жизни, конечно, проще, он уже чувствует, понимает, что можно, а чего нельзя.

Христианство — не религия запретов, христианство — это религия пасхальной радости, полноты бытия. Но чтобы сохранить эту полноту, эту радость, приходится быть очень осторожным, избегать тех соблазнов, искушений, которых так много в мире. Апостол Петр говорит христианам: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Так что надо, конечно, жить со страхом Божиим и бояться искушений. Осторожность и страх должны сопутствовать жизни христианина.

— Но что же хорошего в страхе?

— говорит, что у человека есть три ступени служения Богу. Первая — ступень раба, когда человек боится наказания. Вторая — ступень наемника, когда человек трудится ради награды. И третья — ступень сына, когда человек делает все из любви к Богу. Авва Дорофей говорит, что можно только перейти со ступени на ступень, нельзя сразу запрыгнуть на ступень сыновней любви. Надо пройти эти предварительные ступени. И если эти чувства — страха наказания или желания награды — есть в душе человека, это не так плохо. Значит, доброе начало положено.

В Церкви часто говорится о страхе. В храм, например, надо входить со страхом Божиим. Страх перед Богом не уничтожает любви.

А вот бояться дьявола больше чем Бога — неправильно. , например, пренебрежительно называл дьявола окаяшкой, он говорил: «У нас два врага: яшка (то есть самолюбие, самомнение) и окаяшка» — такое пренебрежительное наименование того, кого победил Христос. Бояться искушений, быть осторожным, конечно, нужно, но все должно быть в разумной степени.

— Как понять, где страх обоснованный, а где надуманный? Не бывает ли так, что страх просто парализует человека, и он, вместо того чтобы хоть что-то делать, ничего не делает, боясь сделать «не так»?

— Дьявол протягивает человеку две руки. В одной — возможность быть безгранично распущенным, развязанным, поступать произвольно. Во второй — быть закомплексованным, шарахаться от каждого куста. Надо выбирать средний, царский путь. Классифицировать страхи трудно. Каждый случай индивидуален.

— Мне кажется, для человека авторитетом должно быть мнение его духовника. Каждый человек должен выбрать себе такого старшего товарища, а лучше — отца, и стараться его слушаться. Христианство — это не просто система правильных умозаключений. Наш падший ум может говорить, что мы все делаем правильно, в то время как мы совершаем поступки, противоречащие воле Божией. Поэтому человеку необходим наставник.

— Но ведь не спрашивать духовника о всяких мелочах!

— Обо всем, что вызывает сомнение, можно спрашивать. Если вопрос вызван подлинным доверием духовнику, подлинным желанием поступить по воле Божией, тогда любой вопрос возможен. Как дитя приходит к маме и задает иногда самые глупые вопросы, а мама — отвечает. Невозможно составить список вопросов, которые можно и нельзя задавать.

Если духовник считает, что его спрашивают о чем-то незначительном, он может так и сказать: «Знаешь, это не важно, обрати внимание на более существенные вещи». Так тоже бывает.

Хочу еще добавить, что «вопросы по мелочам» смущают людей, которые смотрят со стороны, не зная, что у спрашивающего внутри. Вот они и смущаются — как же так, все время можно-нельзя, можно-нельзя. А чем человек живет? Он, конечно, живет не этими вопросами. Эти вопросы внешние, охранительные.

— А как же самостоятельность? Сегодня можно часто услышать призывы к христианам быть более самостоятельными.

— В Евангелии Господь говорит: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Так что мы люди несамостоятельные. Если у человека есть связь с Богом, то он, конечно, может обходиться без помощи наставников. Но обычно чем выше степень духовного совершенства человека, тем больше он приобретает смирения и слушается советов. Мы знаем, как святые отцы проверяли намерение преподобного Симеона Столпника подвизаться на столпе. Они послали к нему сказать: «Сойди со столпа». Как только Симеон услышал это повеление, он начал спускаться. А посланные были научены поступить так: если Симеон не послушается, силой заставить его сойти со столпа; если же послушает, то оставить его стоять. Он самостоятельный или нет? Я видел святых людей. Они были самостоятельными, но удивительно смиренными.

— Как все-таки понять, что можно, а чего нельзя?

— Один православный западный святой говорил: «Люби Бога и поступай как хочешь». Если человек любит Бога, то он уже не может сделать ничего плохого, ему не хочется делать плохое. Когда человек любит Бога и все его чувства, мысли, желания обращены к Богу, плохое не имеет над ним власти.

Но, наверное, никто из нас не может сказать, что он настолько любит Бога, что получил уже совершенную свободу. И поскольку мы любим Его несовершенной любовью, а в какие-то моменты, можно сказать, совсем предаем Его, любим что-то другое, для нас нужны правила. Они помогают нам избегать соблазнов, распознавать зло, стремящееся поработить нас. Ветхозаветные заповеди начинались с отрицания: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Многое из того, что сейчас в неверующем мире считается нормальным, на самом делать нельзя — блудить, смотреть непристойные фильмы, жить для себя, а не для других, праздно проводить время…

Но, конечно, неправы те люди, которые озабочены только вопросом, чего делать нельзя. Такое «ограничительное» Православие теряет смысл. Жизнь должна быть основана на положительном делании. А это любовь к Богу, любовь к ближнему, стремление делать добро. Нельзя сосредоточить свою жизнь только на том, чтобы не делать зла. Отказываясь от чего-то плохого, необходимо наполнять свою жизнь чем-то положительным. В душе не может и не должно быть пустого места.

Конечно, внешнее влияет на внутреннее. Но другое дело, что для кого-то сейчас менять стиль одежды не время, сперва надо перестать изменять своему мужу. Наркоману важно перестать употреблять наркотики, а бросить курить, наверное, он сможет потом. Создать четкую систему каких-то внешних регламентаций невозможно, потому что люди, приходя в Церковь, должны ориентироваться не на эти внешние запреты, а на правильное внутреннее положительное делание.

Беседовала Ирина РЕДЬКО

Статья взята из этого источника:

Большим препятствием для христиан является уверенность в том, что Иисус ел мясо, а также множество мест в Новом Завете, где упоминается мясо. Но детальном изучении подлинных греческих рукописей становится ясно, что подавляющее большинство слов, переводимых как “мясо” (трофе, броме и другие слова), просто означают “пища” или “еда” в широком смысле этого слова. Если Христос был вегетарианцем - тогда понятно истинное значение заповеди “Не убий”. Но тогда не понятно скрытое лукавство тех православных, которые на словах говорят - Христос Бог наш! А на деле выбирают, каким заповедям хочется, или “можется” следовать, а каким нет...

Давайте оба варианта ответа на этот вопрос рассмотрим:

1. Христос не ел мясо и о том что он ел мясо нет упоминания в Библии.

Бог через Моисея дал заповедь “Не убий”. Вероятно, если сам Христос был вегетарианцем - тогда понятно истинное значение заповеди “Не убий”.

Но тогда не понятно скрытое лукавство тех православных, которые на словах говорят - Христос Бог наш! А на деле выбирают, каким заповедям хочется, или “можется” следовать, а каким нет... Если Христос был вегетарианцем, значит поддерживаемая “теория” постов, или “сегодня можно убивать, а завтра нельзя” мягко говоря ошибочна... Мне даже страшно подумать о том, что эту теорию поддерживает высшее православное духовенство.

В этом случае выходит, что Христос не во всем пример для Православной церкви. В некоторых вещах Он заблуждался. И Церковь его поправила и поправляет, заявляя о том, что иногда можно употреблять в пищу мясо убиенных животных, приводя в пример высказывания других Уважаемых святых, но НИ РАЗУ, не приведя слова самого Христа о том, что он разрешил убивать животных для употребления в пищу.

Так что важнее для Церкви - слова Бога, слова сына Бога, или слова других Святых? А святые ли они, если не выполняли до конца заповедь Христа “Не убий”?

А ведь и другие вопросы можно поставить. Например, если православные, не идя по пути Христа, т.е. убивая других животных, могут ли они искренне выполнять заповедь “Возлюби ближнего”?

Значит, сегодня мы убили корову утром, вытерли кровь и пошли любить ближнего? Заметьте, я не говорю о ложности пути христианства... Я о ГЛУБИНЕ понимания этого пути.

Кстати можно просто поехать в любой православный монастырь и там найти монахов -вегетарианцев. Или фильм ”Остров” посмотреть. Это если влом ехать. И если уж выбирать Духовного Отца, а к этому рано или поздно приходит любой христианин - то вероятно его нужно выбирать, задав и этот вопрос. “А ел ли Христос мясо?” И послушать ответ. Сердцем.

И главное, нужно для себя определиться - я христианин такой, как все вокруг, или я просто христианин, пытающийся собрать пыль с дороги по которой шел Христос, принимая его ВСЕГО, без оговорок. И как в этом случае относиться к научным разработкам православных, что-то рекомендующих другим людям, в том числе и выбор духовного пути, если в своем служении они идут мягко говоря как то не того... Вероятно для нас, грешных, просто хорошим фильтром будет сначала выяснение а принимает ли этот высокий чин любого ранга Христа полностью, или что то ему мешает... Выбор Духовного отца чрезвычайно важен для души. Очень страшная плата за ошибку...

В этом случае все в порядке... Просто нужно слова Христа привести по этому вопросу. И в принципе все.

Есть еще кое-что. В принципе все 10 заповедей в той или иной форме присутствуют во всех религиях. Значит в принципе, основное во всех религиях - это признание Верховного Господа и осознание, что мы вечные слуги его. Оценивая способность общества следовать духовным принципам, пророки и мессии передавали духовную науку определенным образом.

Мы можем понять, что пророку Мухаммеду пришлось передавать послание Корана полностью деградировавшим людям. В 16 Суре Корана, например, говорится: “Не занимайся сексом со своей матерью и сестрой”.

Если бы Мухаммед говорил о том же цивилизованным людям, это наставление было бы излишним. Мухаммед, душа, осознавшая Бога, избранный быть пророком, проповедовал извращенным племенам кочевников, для которых такие отношения были обычным делом.

Библия говорит: “Не убий”. Но кого нужно учить тому, чтобы он не убивал? Только убийцу. Иисус проповедовал только три года, после чего Его распяли. Что говорить о простом народе, если один из его лучших учеников продал его за 30 серебряных монет, а другой, отрицал, что вообще с Ним знаком!

Возможно теперь немного больше пищи для ответа на вопрос “Был ли Христос мясоедом?” В любом случае каждая душа наделена правом выбора. И отвечать за свой выбор будет тоже душа.

Просто заповеди не давались в расчёте на буквоедов-казуистов, а то бы заповедь звучала “не убивай человека”.

В этом случае нужно признать, что Христос не мог тогда предвидеть то, что появятся такие буквоеды-казуисты и не правильно поймут заповедь “Не убий”?

Если это так, значит, Христос не обладал даром предвидения, в противном случае он дал бы заповедь именно так, как озвучили ее Вы - “не убивай человека”.

Предвидел, просто буквоеды-казуисты тогда всё равно начали бы отрицать возможность защиты отечества, самообороны, допустимость лечения, которое иногда приводит к плачевным результатам и т.п.

Мы вероятно путаем понятия необходимого убийства и запрещенного убийства. Если мы считаем убийство животных - необходимым для, например, защиты отечества, самообороны, допустимости лечения, тогда это наш выбор и нам же за него и отвечать. Другими словами, если мы считаем, что мы не сможем жить, не убивая иногда животных для собственного наслаждения языка - ну что ж. Мы вправе так считать.

Но считал ли так Христос? Если по условиям жизни нет другой пищи (например на крайнем севере) тогда человек может есть мясо, потому что человеческая жизнь более дорога Господу потому, что только в теле человека возможно осознать Бога. Конечно, если животное нападет на человека возможно защищаться и даже убить его, но это никак не подразумевает выращивать бедных животных в скотских условиях и дальше убивать их на скотобойнях ради собственного удовлетворения. Как Вы думаете, что бы сказал Христос, посетив скотобойню?

Значит все же не до конца предвидел? Если это не так, то что ему мешало расшифровать эту заповедь и не давать нам даже шанса не верно ее понять? Если все же признать тот факт, что Иисус- Сын Божий, и наделен божественным умом и даром предвидения, что для меня бесспорно, тогда может заповедь его нужно понимать в меру своей личной чистоты?

Например, человек, который не сильно далеко ушел от понятия животного может понимать эту заповедь так - не убивать человека, а убивать животных можно всегда.

Человек, который немножко продвинулся на духовном пути может понять эту заповедь так: нельзя убивать человека, но убивать животных можно в определенное время, когда разрешает церковь. Далее, по мере своего духовного развития человек начинает понимать ЦЕННОСТЬ ЛЮБОЙ ЖИЗНИ и истинное понимание заповеди “Не Убий”.

Не убий - значит не только не убий, но и сделай так, чтобы помочь живому существу жить, и жить достойно, а человеку - жить человеческой жизнью. Ведь для истинно верующего человека - люди, которые пока не пришли к Богу - находятся уж точно на краю гибели, они близки к смерти, как никто другой и духовный человек понимает, что значит “Не убий”.

Это значит - СПАСАТЬ ВСЕХ И КАЖДОГО, КТО НЕ С БОГОМ, ибо в противном случае я буду виновен в его (человека) убийстве.

Опять же хочу сказать, что это тот уровень понимания этой заповеди, на котором я лично сейчас нахожусь. Уверен, глубина этой заповеди намного круче.

Другими словами такой формулировкой заповеди ХРИСТОС дал шанс прийти к нему всем. А вот степень приближения к Богу каждый выбирает сам.

С такой любовью к законничеству прямая дорога в иудаизм, вот где виртуозы буквы, способные довести до абсурда любую заповедь.

Осталось только выяснить - кто же до абсурда доводит заповедь?

Как то не хочется переводить разговор на нас грешных и на выбор пути к Богу. Оставим это. Вопрос стоял очень конкретный - Ел ли Христос мясо?

В продолжение темы... Бог есть любовь! С этим трудно спорить. Своеобразная же у него любовь, если он позволяет одним любимым убивать других любимых, для того чтобы первые утолили жажду своего языка. Или не позволяет, а мы сами так делаем... А может и страх, от этого...

Ведь когда убивают животного - оно боится. СМЕРТЕЛЬНЫЙ УЖАС! Он никуда не уходит. Мы его впитываем с едой. Страх, страх, страх. Мы все его увеличиваем. Мы начинаем бояться своего соседа, соседнюю страну. Войны, слезы, страх... Не сложно увидеть эту цепочку. Сложно ее принять.

Возможно мы тогда и этот постулат понимаем по разному (я о том, что Бог есть любовь). Или у Бога любовь выборочная, особенная. Короче есть вопросы...

С другой стороны я не в коей мере не говорил об арифметической однозначности понимания заповеди “Не убий”. Вероятно я не достаточно точен был в своих определениях. Извините. Наоборот, я говорил, что каждый человек волен ее понимать в меру своей готовности ее понять. Спасибо, что пытаетесь мне показать более приемлемый для меня духовный путь, но с этим я уже определился, с Божъей помощью.

Что значат вот эти, например, слова Господа:

Где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? (Мар.14:14)

Вероятно, вы хотите сделать упор на то, что подразумевалось под пасхой? Да, пасха в то время – это убитый жертвенный ягненок. Но вопрос – «где Мне есть пасху» как бы говорит только о выборе места, где есть пасху, а не о том, что Христос ел пасху. Просто почувствуйте разницу…

Возможно, имеется ввиду то, что не в любом месте можно вкушать пасху. Это духовная пища и место, где ее нужно кушать- то же должно быть очищено. Возможно и другое. Не в каждом доме вообще возможно есть пасху. Возможно в домах атеистов верующим людям питаться не рекомендуется, т.к. это неблаготворно скажется на их духовном пути.

В любом случае я понимаю Священные писания именно в той степени, на сколько сам готов к его восприятию и насколько позволяет мое грязное сознание.

То, что нет прямых упоминаний ни о чем не говорит. Начнем хотя бы с того, что иудеи (а Он по плоти Иудей), не были вегетарианцами, так как приносили в жертву животных и птиц.

Приносили жертву и за Его Рождество: ”А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.” (Лук 2:22-24)

Сам Христос не отвергал жертв, приносимых по Закону Моисея: “Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой”. (Матф.5:24) или ”И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им”. (Матф.8:4).

Ученик Христа - Апостол Павел, как и Господь не только не отрицает мясоедения, но и рассказывает о том, как правильно к относится к идоложертвенному мясу (1 послание Коринфянам 8 глава)

А если уж жертвы приносились, то какой смысл не есть мяса? Да и какая разница?

Ведь сказано: Рим.14:17 ИИбо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе”.

И еще: 1Кор.10:31 “Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию”.

А также: ”Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем”. (1Кор.8:8,9)

То что нет прямых упоминаний лично о мясоедении Христа для меня значит очень много. Для того, чтобы понять, почему нету нужно просто представить то время, в которое проповедовал Христос. Полное падение нравов. Естественно поощряемое священниками жертвоприношение и поедание мяса. Как Вы думаете, если бы Христос сказал о том, что нельзя есть мясо, ведь это приносит страдание - смог бы он проповедовать даже 3 года? Вероятно в тот момент исторический его вообще никто бы не понял, при поголовном то убийстве животных.

Вероятно и НАСТОЯЩЕЙ ПРОПОВЕДИ ЕГО не было бы. Христос просто был и есть БЛАГОРАЗУМНЫМ! А значит, понимал, что в данный исторический момент времени можно говорить, а о чем нужно промолчать, дабы не навредить. Кому нужно - дойдет сам.

И уж поверьте, если бы Христос ел мясо - мы бы об этом знали. Было бы прямое на это указание в Библии.

Вопрос очень важен. Еще важнее честный ответ. Реально посты и узаконенное употребление мяса выдумали люди. И прикрываются Христом. Это не честно.

По крайней мере, если невозможно найти прямого свидетельства того, что Христос был мясоедом, а значит становиться невозможным ДОКАЗАТЬ ЛИЧНО ДЛЯ СЕБЯ, ЧТО Я ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЮ, ЧТО УБИВАЮ ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ.

Но есть то мясо хочется. Поэтому мы ищем поддержку у других Отцов Церкви, раз не нашли у Христа. Мы также говорим, что Ветхий Завет уже исполнен, а именно: 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

Значит и неактуален. Но ведь это заповедь БОГА! И он ее не отменял. Отменили люди. Вдумайтесь в это.

Может все же самый безболезненный выход - это просто не убивать? Логика проста! Уж это точно не навредит нашему духовному пути В любом случае, если мы признаем мясоедение, значит мы признаем тот факт, что оно благотворно влияет на наш духовный прогресс. Ведь истинные христиане делают только то, что помогает духовному прогрессу и искренне избегают того, что вредит.

По поводу цитат о неважности того, что ешь... Это в принципе дело каждого. Можно например на экскременты перейти. Ну а по поводу рождения в иудейской семье... В то время когда все вокруг были мясоедами... А может он родился именно для того в такое время и в таком месте, чтобы показать, ЧТО ЖИТЬ МОЖНО ПО ДРУГОМУ. НИ кого не убивая и жить для других и самое главное -для Бога? Личным примером так сказать...

Вообще очень странно, что в Библии просто упущен раскрытие этого вопроса. Очень важного опроса. Ведь от ответа на него зависит ответы на вопросы как возлюбить ближнего своего, Бог - есть любовь, не навреди и др.

Разве серьезно думать, что Иисусу никто во время 3 лет его проповеди не задавал этот вопрос? Разве серьезно считать иудеев глупее нас? Уверен - задавали. Уверен - был ответ. Не знаю, почему его нет в Библии. Хотя есть. В заповеди “Не убий”. Каждый сможет ее понять и применить.

А людям, жалеющим животных, советую вспомнить, сколько бедных, беззащитных помидоров они лишили жизни, накрошив в салаты.

По поводу убийства помидоров

Бытие Гл1.29: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу;

Да и помидоры мы не убиваем. Мы их срываем.

Кстати, если Иисус, сын Божий, ел мясо - значит он нарушил волю Отца - прямо указывающего на то, что можно есть в начале Библии.

Знаменитые вегетарианцы

Будда
Иисус Христос
Конфуций
Заратустра
Пророк Магомет
Пифагор
Ориген
Св. Франциск
Платон
Сократ
Аристотель
Плутарх
Клемент Александрийский
Эмпедокл
Эпикур
Гиппократ
Иоанн Златоуст
Сергий Радонежский
Гораций
Овидий
Сенека
Леонардо да Винчи
Исаак Ньютон
Бэкон
Жан-Жак Руссо
Вольтер
Монтень
Байрон
Шиллер
Шопенгауэр
Рихард Вагнер
Махатма Ганди
Рабиндранат Тагор
Томас Алва Эдисон
Франц Кафка
Джордж Бернард Шоу
Сен-Жермен
Далай Лама
Елена Блаватская
Николай Рерих
Елена Рерих
Юрий Рерих
Святослав Рерих
Лев Толстой
Илья Репин
Бенджамин Франклин
Альберт Эйнштейн
Г.Уэльс
Чарльз Дарвин
Адам Смит
Альберт Швейцер
Перси Бисше Шелли
Ламартин
Норберт Винер
Ральф Уальдо Эмерсон
Александр Поуп
Кандис Берн
Хорейс Грилей
Дик Грегори
Джон Уэсли
Джон Мильтон
генерал Уильям Буш
Пол Ньюмен
д-р Дж.X.Кэллог
Клинт Уокер
Эптон Синклер
Джеймс Коберн
Иван Поддубный
Вегетарианцы - актеры, спортсмены:

Карре Отис
Ким Бэсинджер
Ричард Гир
Арнольд Шварценегер
Дэвид Духовный
Алекс Болдуин
Дастин Хофман
Брэд Пит
Алисия Сильверстоун
Том Круз
Николь Кидман
Бриджит Бардо
Кэти Ллойд
Дрю Бэрримор
бодибилдер Бил Перл
Рой Халлиген и Андреас Каллинг
Мартина Навратилова (теннисистка)
Памела Андерсон
Синди Кроуфорд
Клаудиа Шиффер
Ума Турман
Лив Тайлер Кристи Бринкли
Гвинет Пэлтроу
Натали Портман
Вегетарианцы-музыканты:

Джаред Лето
Стинг
Мадонна
Брайан Адамс
Битлз - Джон и Йоко Леннон
Пол Маккартни
Джордж Харрисон
Ринго Стар
«Seal»
Лени Кравиц
Синед-о-Конор
Оззи Осборн
Принц
Тина Тернер
«Blur»
Монсерат Кабалье
Билли Идол
комик Yankovic «Weird» Al
Брайен Молко (лидер «Placebo»)
Дэррен Хэйс (экс-«Savage Garden»)
Шания Твейн Аланис Морисетт
Джастин Тимберлейк
Крисси Хайнд («Pretenders»)
Чарли Уоттс («Rolling Stones»)
Роберт Смит («The Cure»)
Мелани Си («Spice Girls»)
«Depeche Mode» - Мартин Гор и Алан Уайлдер
«Duran Duran» -все вегетарианцы
«Моби»
Боб Дилан
Б.Б. Кинг
Российские вегетарианцы:

Фаина Раневская
Борис Гребенщиков
Николай Дроздов
Михаил Задорнов
Георгий Вицин
Людмила Гурченко
Юлия Бордовских
Оксана Пушкина
Евгений Осин
Алексей Мартынов
Шура («Би-2»)
Большим препятствием для христиан является уверенность в том, что Иисус ел мясо, а также множество мест в Новом Завете, где упоминается мясо.

Но детальном изучении подлинных греческих рукописей становится ясно, что подавляющее большинство слов, переводимых как “мясо” (трофе, броме и другие слова), просто означают “пища” или “еда” в широком смысле этого слова.

Например, в Евангелии (Лука 8:55) мы читаем о том, что “Иисус поднял женщину из мертвых и “приказал дать ей мясо”. Греческое слово, переведенное как “мясо”, здесь “фаго”, что значит всего лишь “поесть”.

Таким образом Иисус в самом деле сказал: “Накормите ее”. Греческое слово, обозначающее “мясо” - креас (плоть), никогда не использовалось в связи с Христом.

У Луки (21:41-43) мы читаем, что ученики предложили ему рыбу и медовые соты, и он взял это (”это” в единственном числе, мы можем только гадать что).

Нигде в Новом Завете нет прямого упоминания о том, что Иисус ел мясо.

”Итак сам Господь дает вам знамение: дева приемлет и родит Сына, и нарекут имя ему Иммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь различать худое и доброе”.

Это соответствует знаменитому пророчеству Исайи (Исайа 7.14.15) что само по себе говорит о том, что мясоедение разрушает способность человека различать хорошее и плохое.

Очень характерно, что в Евангелии от Матфея (1.23) вторая часть пророчества опущена. Он, Иисус порицал фарисеев словами: ”Если бы вы знали, что значит, “милости хочу, а не жертвы”, то не осудили бы невиновных”. (Матфей 12:6).

Здесь ясно осуждается убийство животных, как и в стихе из Осии 6:6: ”Ибо я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжения”. (заметьте: слова второй части предложения опущена у Матфея 12:6.)

Он восстал против Храмового жертвоприношения животных, силой изгнав тех, кто продавал телят, овец и голубей, а также менял из храма. (Иоанн 2:13-15)

Его слова: ”Дома Отца Моего не делайте домом торговли” (что в более ранних редакциях всегда переводилось как “логово убийц”).

Из Евангелия от Матфея 3:4 мы также узнаем, что Иоанн-Креститель не ел мяса. (”...а пищею его были акриды (дикие бобы) и дикий мед”).

Есть еще поразительные свидетельства того, что Иисус был вегетарианцем: не менее 7 из 12 учеников Иисуса не ели мяса (об остальных мы не знаем).

Это естественным образом отражает учение Иисуса: ”...раб не больше господина своего”. (Иоанн 13:16).

Семерыми были:

1. Петр: “...чьей пищей был хлеб, оливы и травы”;
2. Иаков: Отец Церкви Евсебиус, цитируя Хегесиппуса (около 160 г.): “Иаков, брат Господа, был свят от рождения. Он не пил вина и не ел плоти животных.
3. Фома: В соответствии с ранне-христианским докумнтам он “... носил лишь одно платье в любую погоду, что имел, то отдавал другим и также воздерживался от поедания плоти и пития вина..”. (Джеймс Вернон Бартлет. Магистр искусств “Апокрифические Евангелия из истории Христианства в свете современных знаний.
4. Матфей: “Жил на семенах и орехах, фруктах и овощах, не принимая мяса (Климент Александрийский - “Климент наставник”)
5. Матфей, занявший место Иуды “Деяния 1.21.26”. По словам Отца церкви Климента Александрийского питался так же, как и Матфей
6. Андрей
7. Иуда (Андрей брат Петра во плоти и вере) и Иуда из Бетсаиды, изначальный последователь Иоанна Крестителя, следовавший ему в его аскетической диете.
Павел также писал: ”Ради пищи не разрушай дела Божия... Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого] , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.” (Послание к Римлянам 14:20,21), хотя его поучения выглядят менее категоричными.

В апокрифических деяния Фомы, которые были в ходу у ранних христиан, этот ученик Иисуса описывается как аскет: ”...Он постоянно постился и молился, в любую погоду носил одно и то же платье, ничего ни от кого не принимал, а все, что имел, отдавал другим и воздерживался от мяса и вина.”

Противоестественное поедание плоти столь же оскверняющее, сколь оскверняющее языческое поклонение демонам с его жертвоприношениями и нечистыми пиршествами, участвуя в которых, человек пирует с самим дьяволом”. - (II век до н.э. Клементий Гомилиас).

”...Намного лучше быть счастливым, чем позволить дьяволу пребывать в нас, а счастье можно обрести только лишь придерживаясь добродетели. Поэтому Апостол Матфей питался злаками, орехами и овощами и не вкушал плоти Разве при умеренной простоте не достаточно этого всеобъемлющего разнообразия съестного: овощей, корней, олив, трав, молока, сыра, фруктов?” Отец церкви Климентий Александрийский (Тит Флавий Клеменс 150-200 Р. Х.)

”...Мы, христианские лидеры, воздерживаемся от мяса животных во имя самоконтроля. У протиестественного мясоедения демоническое истоки”. Также о ранних христианах: “Не проливали они потоков крови, нет изысканной кухни, нет тяжести в голове. От них не доносится ужасный запах мяса и невыносимый дым не клубится в кухнях их..”. (Св.Христосомос (347-404 г. от р. Х.).)

”...Так как Христос есть Альфа и Омега, мессия, восстановивший все на свои места, то более не дозволено разводиться или есть мясо... Итак я скажу тебе: если ты желаешь быть совершенными, то не следует пить вино или есть мясо..”. (Св. Иероним (340-420 г. от р.Х.), давший миру Вульгату, - авторизованную латинскую Библию, которой пользуются по сей день.

”Пар, исходящий от мяса затемняют свет духа... Едва ли можно обрести добродетель, наслаждаясь мясными блюдами и пиршествами..” (Св. Василий (320-379 г. от р. Х.))

Помимо этого: многие языческие наблюдатели сообщали, что ранние христиане воздерживались от мяса. Пилиний, губернатор Вифнии (где проповедовал Петр), описывал современных ему христиан в письме к императору Трояну, как о ”зараженных суеверием воздержания от мясной пищи...”

Сенека (г. до р. Х. 65 г. о р. Х.), философ-стоик и советник Нерона, описывал христиан как: ”...Иноземную секту, воздерживающуюся от мясной пищи..”.

Иосиф Флавий сказал о ранних христианах: “...Они собираются до восходом солнца и не произносят ни единого мирского слова - одни лишь особые молитвы... Садятся вместе к общему блюду, на котором лишь один вид невинной пищи...”

В древнем Арамейском писании, обнаруженном и переведенном И.М.Сикелли, Иисус говорит: ”Убивающий, убивает своего брата... И плоть убитых зверей в его теле станет его собственной могилой. Потому истинно говорю вам: тот кто убивает, убивает себя, и тот, кто ест мясо убитых животных, ест тело смерти... Не убивайте ни людей, ни зверей, ни пищу, входящую в ваши уста. Жизнь приходит от жизни, смерть всегда приходит из смерти. Убивающий, чтобы питаться, убивает также свое собственное тело. Ваши тела станут тем, что вы едите, и ваши дух станет таким же, как ваши мысли”.

(Е.М.Секели “Евангелие мира”) Альберт Швейцер сказал: ”Этика относится не только к человечеству, но и к животному миру. Этому есть свидетельство в трудах Святого Франциска. Так мы придем к заключению, что этика относится ко всем проявлениям жизни. Это этика вселенской любви, это этика Иисуса теперь признана, как необходимость мысли. Только вселенская этика, охватывающая каждое живое существо, приведет нас к власти во вселенной...”

Кардинал Иоан Генри Ньюмен (1801-1890) сказал: “Жестокость к животным означает отсутствие любви к Богу... Они не причинили нам вреда и у них нет возможности защищаться... это нечто отвратительное, сатанинское - убивать тех, кто никогда не причинил нам вреда, кто не может защитить себя, того, кто полностью в нашей власти..”.

Толстой считал, что мяcоедене противоречит принципам христианства.

Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель-ачарья ИСККОН (Движения Сознания Кришны) заключает: ”...есть множество негодяев, попирающих свои собственные религиозные принципы. Несмотря на то, что в иудейско-христианских писаниях ясно говорится “не убий”, они выдвигают различные оправдания этому. Даже религиозные лидеры потворствуют убийству животных, в то же время стараясь выглядеть святыми личностями. Это глумление и лицемерие, царящее в человеческом обществе, принесло бесчисленные бедствия”.

По материалам: babyblog.ru, krishna-kavkaz.ru

Мы живем, вроде бы, в цивилизованном обществе. И даже более-менее соблюдаем 10 заповедей: не убиваем, не крадем, не… ну, так далее. Но общество, отчего-то, все так же непримиримо в отношении множества вещей. Скажем, не так давно в Санкт-Петербурге приняли закон о “запрете пропаганды гомосексуализма”. Приняли с очень непонятными формулировками, после которых впору запрещать концерты Бориса Моисеева и изымать из продажи диски Элтона Джона. Радетели за “нравственность” ссылались так же на Библию: “Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них” (Библия, Левит 20:13). Но в Библии, написанной черт знает когда, есть еще куча запретов, за нарушение которых впору полмира забить камнями до смерти. Например, под смертным запретом находятся…

1. ТАТУИРОВКИ

Да, да, за это тоже полагается смерть. В общем-то, добрая половина цивилизованного и не очень общества уже много лет как приговорена. Вы думаете, что такого в милой бабочке на попе, или в грозном драконе на плече? Просто красивая картинка, и всегда можно апеллировать к тому, что “вот посмотрите на самураев”, но японцы синтоисты у них вообще все по другому, а ведь сказано: “Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь.” (Левит 19:28)

2. ПОДРАВНИВАНИЕ УСОВ И БОРОДЫ (А ТАК ЖЕ МОДЕЛЬНЫЕ СТРИЖКИ)

Трепещите хипстеры и рокеры всех возрастов. Ну, а заодно и все модники мужеского пола. Быть истинным христианином – по сути – оставаться пещерным человеком, потому что Библия очень часто говорит нам, что заботиться нужно не о внешности, а о душе. В конце концов, тот же Левит, книга суровая и щедрая на всяческие запреты, говорит: “Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей”. (Левит 19:27)

3. ГАДАЛКИ И ГОРОСКОПЫ

Ну, вот только не надо говорить, что вы никогда не ходили к гадалке, или, ладно, не читали гороскопа на последней странице газеты/журнала. Даже, если не верите, то нет на земле ни одного человека, который бы мельком не заглядывал – а что там случится на следующей неделе у Овнов/Близнецов/Львов. Однако и на это в Левите есть свое правило: “Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш”. (Левит 19:31)

4. ИНВАЛИДЫ

Ну, не все, а только со специфическими проблемами, подобными тому, что случилась с героем романа Хэмингуэя “Фиеста”. Это случается нечасто, но, если вдруг какому-нибудь ветерану какой-нибудь войны оторвало взрывом его мужское достоинство (или часть оного), то на Царствие Небесное он может уже не надеяться: “У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне”. (Второзаконие 23:1)

5. ЖЕНА, ПОМОГАЮЩАЯ МУЖУ ВО ВРЕМЯ ДРАКИ

Мы же знаем, как дерутся женщины – они применяют все методы, чтобы выиграть наверняка: вцепляются в волосы, выцарапывают глаза, бьют по яйцам. Упс, а вот это как раз – не дай Бог. Если в следующий раз вы, ненароком, будете драться на глазах своей благоверной, и она ринется вам помогать, держите ее подальше от причинных мест своего соперника, ибо сказано: “Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд: То отсеки руку ее: да не пощадит ее глаз твой”. (Второзаконие 25:11-12)

6. ВЕТЧИНА, КРОЛЬЧАТИНА (И ЕЩЕ МНОГО ЧЕГО)

А вы что думали? Истинные христиане, как и мусульмане с евреями не должны есть свинину и крольчатину. Ни за что! Во-первых, это вкусно, а во-вторых: “Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;…и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас”. (Левит 11:3-8)

7. А ТАК ЖЕ ВСЕ МОРЕПРОДУКТЫ, ВКЛЮЧАЯ УСТРИЦ, КРЕВЕТОК И ЛОБСТЕРОВ

Живете во Франции/Испании/Италии/Португалии, в Сочи/Евпатории, в конце-концов? Собрались отдохнуть в Тайланде, на островах или в Индии? Поздравляем! Вы останетесь голодными! Собственно, то же касается и тех, кто привык под запотевший бокал пива навернуть креветок с чесночком, потому что: “все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь” (Левит 11:10-11) Вместо этого Левит предлагает есть саранчу. Ну это, прямо скажем, очень на любителя.

8. ВТОРИЧНО ЖЕНИТЬСЯ/ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ

Вы думаете, что официальный брак когда-либо спасал положение? Ни фига. В Библии вообще все, что касается отношений между полами находится под массой странных запретов. Теперь, после нескольких неудачных попыток отношений, встретив, наконец, свою единственную/единственного, и летя на крыльях любви делать предложение, крепко подумайте, надо ли оно вам: “Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует”. (Евангелие от Марка 10:11-12) Ну, а по поводу прелюбодейства вы уже знаете – смертный грех.

9. ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ НЕ ДЕВСТВЕННИЦЕЙ

Вообще-то, сейчас почти невозможно найти невесту-девственницу. Да и кому она, если честно, такая нужна? Жениться на “девочке” – это, как сыграть в рулетку: повезет – не повезет. А, если вдруг, не повезет, то тогда читайте заповеди Моисея, особенно, касательно прелюбодеяния. Да и вы, барышни, бойтесь, потому что: “Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, То отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и [так] истреби зло из среды себя.” (Второзаконие 22:21-22)

10. РАБОТАТЬ ПО СУББОТАМ

Еще один закон, который христиане делят напополам с иудеями. По субботам, то есть в Шабат, работать запрещается. Но реально ли это в нашем обществе, где все построено на трудоголизме и искреннем желании не потерять работу? То есть, вы всерьез думаете, что есть где-то люди, работающие только с понедельника по пятницу с 9 до 5? Теперь, если шеф задерживает вас в пятницу вечером (ага, шабат наступает с заходом солнца в пятницу) или, упаси боже, в субботу, чтобы доделать горящий проект, можете смело заявить, что хотите еще пожить, потому что: “И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан.

Мурад, Санкт-Петербург

Можно ли христианину есть свинину?

Здравствуйте. Я прочитал в Ветхом Завете: «Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь» (Ис. 66:17). Почему, имея эту истину от Бога, все христиане разводят и едят это запрещенное мясо?

Добрый день! Вы задали вопрос со ссылкой на Священное Писание. Хорошо, что Вы читаете слово Божие. Но надо знать, что подлинное Писание содержится в Церкви, и Церковь в своем Предании раскрывает его подлинный смысл. Нельзя брать какие-то цитаты в отрыве от контекста или без взаимосвязи с остальными священными книгами и на основании этого делать какие-то выводы. Согласитесь, было бы абсурдно, прочитав слова Христа, что Он пришел принести не мир, но меч (Мф. 10:34), взяться за оружие и начать воевать. Или, например, буквально поняв слова «возьми крест свой » (Мф. 10:38), сделать крест из бруса и таскать его на плечах. Звучит смешно, но такие люди в истории были.

Давайте теперь вникнем в смысл приводимого Вами отрывка. В нем пророк Исаия говорит о погибели тех, «которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей » (Ис. 66:17). Известно, что есть свиное мясо было воспрещено в Ветхом Завете, об этом есть прямое указание в законе Моисея (Лев.11:7; Втор.14:8). Однако в рассматриваемом нами отрывке употребление этого мяса в пищу осуждается не только само по себе (т.е. как нарушение закона), а во взаимосвязи с языческими жервоприношениями и суеверными обрядами. Мерзостью в Писании называется идолопоклонство. Тех, кто даже под страхом смерти так не делал, Церковь почитает святыми, например, мучеников Маккавеев и учителя их Елеазара (1 Мак. 1:41-64; 2 Мак. 6:18).

Говорит ли это, что употребление свинины запрещено раз и навсегда? Не можем же мы, в самом деле, предположить, что христиане не читали данного текста или просто пренебрегают им.

Начнём с того, что запрет на свинину — один из множества других запретов Моисеева закона. И вопрос о необходимости его соблюдения христианами (во всей полноте и строгости) встал ещё во времена апостолов. И тогда же он был решен на Соборе следующим образом: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете » (Деян. 15:28-29).

Богословское обоснование такой позиции дано святым апостолом Павлом в послании к галатийским христианам. Прочтите его полностью, а я ограничусь здесь только одной цитатой, в которой выражена вся суть: «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер » (Гал. 2:21).

Можно найти и другие наставления апостола Павла на эту тему. При этом не следует забывать, что сам апостол язычников был фарисеем из фарисеев и с детства преуспевал в соблюдении иудейских правил (Гал. 1:14).

«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и чтó наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и чтó наполняет ее » (1 Кор. 10:25-28).

«Я знаю и уверен в Господе Исусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто » (Рим. 14:14).

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть » (Тит. 1:15).

Так с апостольских времён сложилось православное отношение к пищевым запретам Моисеева закона. Хотя в разные времена и поныне появляются те, кто учит воздерживаться от каких-то видов пищи. Мне встречались те, кто не ест картошку, не пьет коровье молоко (мол, это пища телят), вареную пищу (так называемые сыроядцы) и т.п. Человеку ведь гораздо проще обложить себя внешними ограничениями и думать, что тем он приближается к Богу, чем бороться со своими страстями и грехами. Но «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1 Кор. 8:8). Прочтите у того же пророка Исаии, чем и как мы сможем оправдаться на Страшном Суде: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как вóлну убелю » (Ис. 1:16-18).

Всё это всегда хорошо понимали святые отцы. Вот, например, во времена святителя Василия Великого (IV в.) были так называемые «энкратиты» — гностики, которые гнушались употреблять в пищу любое мясо. В этом они были схожи с современными вегетарианцами. Слыша указание православных, что они поступают неправильно, они возражали, мол, и вы гнушаетесь некоторых снедей и воздерживаетесь от них. На это святой Василий изложил 86 каноническое правило, в котором говорит, что все мяса для нас тоже, что зелья травные, согласно словам Писания: «Как зелень травную даю вам всё » (Быт. 9:3). Но, различая и отделяя вредное, мы пользуемся тем, что не вредит. Так, мы гнушаемся и своих извержений, хотя они происходят из существа нашей плоти (моча, испражнения, пот, жидкости, выходящие чрез рот и нос и т.п.). Следовательно, как мы отвращаемся от этого, так не принимаем и некоторых из снедей. К зелиям принадлежит и болиголов, и белена, но так как они вредны, то мы избегаем их; равным образом к мясам принадлежит и мясо грифа и мясо собаки, но никто не станет есть собачьего мяса, разве только сильно голоден. А кто вкусит по нужде, тот не нарушит закона.

Подобным образом святой Василий пишет в 28-м правиле из второго канонического послания святому Амфилохию Иконийскому: «Достойным смеха показалось мне, что некто дал обет воздерживаться от свиного мяса. Посему благоволи научить их, чтобы удерживались от невежественных зареканий и обетов; между тем дозволь, чтобы употребление почиталось безразличным, ибо никакое создание Божие не отметено, с благодарением приемлемо (ср. 1 Тим. 4:4). Таким образом, и обет достоин смеха, и воздержание не нужно».

Кушайте на здоровье, а если хочется воздержания, то для этого нам даны святые посты.

Рекомендуем почитать

Наверх