Покупаем государственное (муниципальное) имущество: НДС-нюансы. Расчеты по НДС при приобретении муниципальной недвижимости: правовая позиция ВС РФ Налог уплачен в составе выкупной стоимости продавцу имущества

Электричество 03.02.2024

Алексей, здравствуйте!

При продаже физическому лицу муниципального имущества налоговым агентом по НДС будет являться комитет по управлению муниципальным имуществом, который должен исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. В рассматриваемом случае физическое лицо не является налоговым агентом согласно п. 3 ст. 161 НК РФ, поэтому к нему не может быть применена ответственность за неуплату НДС в бюджет.
Это подтверждается разъяснениями эксперта УФНС.

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации муниципального имущества налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества . При этом не признаются налоговыми агентами покупатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Учитывая названные положения НК РФ, при реализации на территории Российской Федерации указанного муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у органов местного самоуправления, осуществляющих операции по реализации данного имущества. Такая же позиция отражена в разъяснениях финансового и налогового ведомств (Письма Минфина России от 16.02.2011 N 03-07-11/33, от 27.07.2012 N 03-07-11/198, от 31.05.2012 N 03-07-14/56, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@). Данный подход является устоявшимся также в судебной практике. Конституционный Суд РФ в Определении от 19.07.2016 N 1719-О со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, указал, что правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками НДС в отношении операций по реализации муниципального имущества , которое не закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и, соответственно,возлагать на них обязанность по исчислению и уплате НДС, в случае если указанное имущество реализуется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2014 N 17383/13 по делу N А12-23300/2012 установил, что операции по реализации муниципального имущества не поименованы в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ в числе операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от НДС, а в связи с этим они должны облагаться НДС. Как отметил Президиум ВАС РФ, недопустима неуплата НДС в зависимости от того, каким именно лицом приобретается такое имущество, и комитет по управлению имуществом должен был расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет НДС.
Аналогичные выводы содержат Постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16055/11 по делу N А12-19210/2010, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2016 по делу N А05-7950/2015, ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2014 N Ф03-572/2014 по делу N А51-20952/2013.
Поскольку в рассматриваемой ситуации физическое лицо на дату оплаты прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, комитет по управлению муниципальным имуществом должен расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А67-4332/2012).
В силу абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не признается налоговым агентом при покупке муниципального имущества. Следовательно, к нему не может быть применена ответственность за неуплату данного налога в бюджет в качестве налогового агента (Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2016).

Безвозмездная передача арендодателю неотделимых улучшений облагается НДС, вновь разъяснил Минфин.

При такой передаче не имеет значения, кто ремонтировал помещение - сам арендатор или подрядчики.

Аналогичное мнение ведомство уже высказывало. Этого подхода придерживался и ВС РФ в отказном определении.

Впрочем, некоторые арбитражные суды приходят к иному выводу: НДС платить не нужно. Например, АС Московского округа указывал, что у арендатора не возникает права собственности на . Они изначально принадлежат арендодателю. А если нет передачи права собственности последнему, то отсутствует и объект обложения НДС.

Полагаем, арендатору безопаснее руководствоваться разъяснением Минфина.

Вопрос : О списании с бухучета ОС; о бухучете операций по концессионному соглашению; об НДС при безвозмездной передаче неотделимых улучшений арендованного муниципального имущества арендодателю.

Ответ :

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

В связи с письмами Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации и практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем обращаем внимание, что согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, списанию с бухгалтерского учета подлежит стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В дополнение к информационным материалам N ПЗ-2/2007 "Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению", размещенным на официальном интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе "Бухгалтерский учет и отчетность - Бухгалтерский учет - Законодательные и иные нормативные правовые акты - Обобщение практики применения законодательства", обращаем внимание на следующее. Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, объект концессионного соглашения принимается концессионером к учету на забалансовом счете. На отдельном забалансовом счете также отражается сумма износа объекта концессионного соглашения, начисляемого по установленным нормам амортизационных отчислений.

По заключению Департамента налоговой и таможенной политики согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации работ на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе. В связи с этим безвозмездная передача арендатором арендодателю (органу местного самоуправления, муниципальному учреждению, муниципальному унитарному предприятию) результатов работ, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций, по улучшению арендованного муниципального имущества, неотделимых без вреда для данного имущества, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Директор Департамента

Отказ в возврате НДС.

Позиция налоговой инспекции

Инспекция отказала в возврате налога, так как отсутствует.

Позиция предприятия

Общество по договору, заключенному в 2010 году с администрацией закрытого административно-территориального образования, приобрело в общую долевую собственность муниципальное имущество - нежилое помещение с условием рассрочки оплаты цены, подлежащей внесению покупателями ежемесячно равными долями не позднее десятого числа каждого следующего месяца в течение пяти лет.

Фирма, исполняя обязанность налогового агента, в период с апреля 2011 года по октябрь 2012 года перечислила на счет Управления Федерального казначейства НДС по данному договору купли-продажи.

Полагая, что данная сумма НДС является излишне уплаченной в связи с освобождением с 1 апреля 2011 года субъектов малого и среднего предпринимательства от обязанностей налогового агента при покупке муниципального имущества (), общество в 2012 году обратилось в инспекцию с заявлением о на расчетный счет.

Суд решил

Суд указал, что при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога (). В таком случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества (за исключением физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При этом 1 апреля 2011 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса был дополнен подпунктом 12.

Так, согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации на территории России государственного или муниципального имущества, не закрепленного за госпредприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ.

Моментом определения налоговой базы, если иное не установлено законодательством, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнение работ, оказания услуг), передачи имущественных прав ()

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке.

Заключение

Таким образом, положения подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса применяются в отношении операций по реализации муниципального недвижимого имущества и выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, право собственности на которое передано с 1 апреля 2011 года.

Следовательно, операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 года, подлежат налогообложению НДС.

Суд указал, что право собственности у общества на приобретенное муниципальное имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок в 2010 году. Поэтому фирма обязана исчислить и уплатить НДС. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2013 г. № А33-2770/2013).


НДС от А до Я

В бераторе «НДС от А до Я» предусмотрено все, что нужно для удобной и комфортной работы. Комплексно рассмотрены абсолютно все вопросы: порядок расчета и уплаты НДС, отражение в учете, отчетность, проверки и т.д.

Создано: 17.07.2017 00:00 Опубликовано: 17.07.2017 00:00 В Определении ВС РФ от 23.05.2017 № 310-КГ16-17804 по делу № А09-10032/2015 Судебная коллегия по экономическим спорам признала неправомерными выводы судов трех инстанций, которые указали на невозможность взыскания с предпринимателя – налогового агента суммы НДС, не удержанной и не перечисленной им в бюджет при приобретении в собственность муниципального недвижимого имущества.

Инспекция в рамках налоговой проверки что ИП, применяющий УСНО, по договорам купли-продажи с Комитетом по управлению муниципальным имуществом систематически приобретал недвижимое имущество для последующей сдачи в аренду и в целях перепродажи. Указав, что в нарушение п. 3 ст. 161 НК РФ предприниматель не удержал и не перечислил в бюджет суммы НДС с цены сделки, указанной в договорах купли-продажи такого имущества, ИФНС начислила налог, пени и штраф.

Предприниматель, не согласившись с инспекцией, обратился в суд.

Суды трех инстанций решили:

    инспекция правомерно начислила штраф за неисполнение обязанностей налогового агента в размере 20% от взыскиваемых сумм налога;

    доначисление НДС и уплата налога в бюджет за счет собственных средств ИП приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях и нарушит принцип равного и справедливого налогообложения;

    обязанность по перечислению НДС в доход федерального бюджета лежит на муниципальном образовании в связи с получением им спорной суммы НДС в составе платежей по договорам купли-продажи.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд. Аргументы ИФНС представлены в виде схемы.

Читайте также

  • Обязанность налогового агента по НДС покупателем госимущества исполнена ненадлежаще
  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за май 2017
  • Обзор правовых позиций КС и ВС РФ за второе полугодие 2016 года по налогообложения

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ встала на сторону ИФНС, признав правомерным взыскание налога и пени с ИП, как лица, обязанного перед бюджетом. При этом коллегия указала, что суды не исследовали все обстоятельства дела, в частности не было установлено, включают ли договоры купли-продажи муниципального имущества сумму НДС, поскольку рыночная оценка имущества по одному из договоров производилась без учета НДС. В связи с этим дело было направлено на новое рассмотрение.

Таким образом, сформирована следующая правовая позиция:

    при реализации не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, установленная абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ обязанность налогового агента исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС лежит на покупателях этого имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Указанная обязанность не может быть возложена на продавца имущества;

    тот факт, что подлежащая перечислению в бюджет сумма НДС была уплачена в составе выкупной стоимости муниципального имущества, не освобождает покупателя (предпринимателя) от исполнения возложенной на него НК РФ обязанности налогового агента по исчислению и уплате спорных сумм НДС в бюджет;

  • исполнив обязанность налогового агента, предприниматель вправе обратиться в суд и потребовать от муниципального образования возврата неосновательно полученных денежных средств в виде суммы НДС.

Обратите внимание: покупатель недвижимости обратившись в суд, может рассчитывать не только на возврат суммы НДС, но и на получение компенсации – процентов за пользование чужими денежными средствами. Например, из Определения ВС РФ от 25.05.2017 № 304-ЭС17-5195 по делу № А67-1716/2016 следует, что ИП добился взыскания в качестве неосновательного обогащения НДС (в размере свыше 1,4 млн руб.), а также процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения по день фактического исполнения обязательства (возврата суммы налога).

Отметим, что суммы процентов, уплачиваемых покупателем – налоговым агентом при покупке в рассрочку имущества казны, не включаются в базу по НДС и не облагаются этим налогом (письма от 17.06.2014 № 03-07-15/28722, от 08.07.2014 № ГД-4-3/13219@).

Важно, что когда организация получает от городской администрации права требования у застройщика обязательства по передаче квартир, у нее не возникает обязанности выступать в качестве налогового агента по НДС. Дело в том, что п. 3 ст. 161 НК РФ не применяется в отношении операций по передаче городской администрацией имущественных прав , в том числе прав требования у строительной организации обязательства по передаче квартир (Письмо Минфина России от 12.08.2016 № 03-07-11/47448).

А вот при передаче имущества в виде доли участия Российской Федерации в объекте незавершенного строительства такой налогоплательщик признается налоговым агентом. Дело в том, что передаваемая доля участия Российской Федерации в объекте незавершенного строительства, являющемся полезным эффектом инвестиций, является имуществом (Письмо Минфина России от 27.06.2016 № 03-07-10/37242).

В заключение напомним, что право налогового агента применить вычет по НДС обусловлено наличием документов, подтверждающих уплату сумм налога в бюджет (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).


НДС налоговый агент недвижимость

Надо ли уплатить НДС при покупки муниципального жилья, если куплено как физическое лицо, но у него есть КФХ. ИФНС утверждает, что мы должны при покупки заплатить НДС, а потом возместить.

Реализация жилых квартир, домов освобождается от уплаты НДС на основании пп.22 п.3 ст. 149 НК РФ. Тут совершенно не важно, кто является продавцом и покупателем. НДС при продаже квартир не уплачивается.

Если было приобретено другое муниципальное имущество (например, нежилое здание), то такая операция облагается НДС. Но уплачивают его разные лица – иногда продавец, иногда покупатель. Если продает имущество балансодержатель, то НДС он должен уплатить сам. Если имущество продает Росимущество (или другая аналогичная структура), то покупатель будет являться налоговым агентом по НДС. Т.е. покупатель должен сам уплатить НДС в бюджет – или удержав его у продавца, или за счет собственных средств. Но это правило не распространяется на физических лиц, не являющихся предпринимателями. Если государственное (или муниципальное) имущество покупает физ. лицо, НДС должен перечислить в бюджет продавец.

Получается, что требование налоговой об уплате Вами НДС неправомерно.

Обоснование

Налоговый Кодекс РФ часть 2

Статья149.Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

20) реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы;

21) Подпункт утратил силу с 1 января 2002 года - Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ - см. предыдущую редакцию .

22) реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;

23) передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир;

Статья161.Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Рекомендуем почитать

Наверх