Мешает проходу рогатая смерть! День прорыва морской минной блокады ленинграда отметят в цпкио Прорыв минной блокады

Дренаж 21.02.2024

В годы Второй мировой войны Балтийское море в шутку даже прозвали "супом с клёцками", подразумевая под клецками мины. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было поставлено примерно 66 500 мин. После полного снятия блокады Ленинграда и выхода Финляндии из войны, появилась возможность для проведения боевого траления с целью очистки Финского залива от мин. По условиям соглашения о перемирии в операции принимали участие и финские тральщики. Но и после окончания Второй мировой войны Финский залив оставался районом, закрытым для прохождения кораблей и судов. Морское сообщение Ленинграда с "большой землей" могло поддерживаться только по шхерному фарватеру, предоставленному Финляндией. На заключительном этапе войны этим фарватером пользовались наши подводники для перехода в Балтийское море на боевые позиции в обход заминированного Финского залива. К сожалению, шхерный фарватер был предназначен только для судов малого водоизмещения. Ситуация осложнялась тем, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.
Важнейшее государственное значение приобрело восстановление глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу. Основным фарватером для такого морского сообщения являлся Большой корабельный фарватер, который за годы войны был многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР этот фарватер предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов.
Несколько месяцев героические моряки Балтийского флота "прорубали" во вражеских минных заграждениях новое "окно в Европу". Траление осложнялось тем, что создатели минных полей позаботились о том, чтобы сделать минные поля почти неприступными. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го завершилась к началу июня 1946 года.
Непосредственно перед открытием фарватера по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными ещё несколько мин. 5 июня 1946 года командование Балтийского флота оповестило мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки, имевшему к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.
В память о важном историческом событии - открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки - дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года №555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».
Боевое траление на этом не завершилось и продолжилось до 1957 года, а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства лишь в 1963 году. Война для моряков-тральщиков продолжалась почти 20 лет после капитуляции Германии.

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Наступление фашистских войск на Ленинград (ныне Санкт-Петербург), захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 г.

В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября фашистам удалось блокировать город с суши. По плану Гитлера, Ленинград должен был стерт с лица земли. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам немецкого командования, население Ленинграда должно было умереть от голода и холода.

8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.

В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.

Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод - отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

К 27 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 км в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады . В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества . Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре - весомая доля защитников Ленинграда.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза . Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Во вторник, 5 июня, на пристани в ЦПКиО имени С.М. Кирова состоялся торжественный митинг и церемония возложения цветов к памятной стеле «Морякам тральщиков» и «Вахта памяти» – спуск на воду венка.

По традиции мероприятие началось с построения возле памятной стелы «Морякам тральщиков». Затем последовала торжественная часть. Перед собравшимися выступили представители исполнительной и законодательной власти Петербурга и общественных организаций.

В ходе церемонии к памятной стеле «Морякам тральщиков» возложили корзины цветов от: правительства Петербурга, Законодательного Собрания Северной столицы, от Главного командования ВМФ и общественных организаций. Затем на воду Средней Невки был торжественно спущен венок памяти погибшим морякам-тральщикам. Церемония продолжилась минутой молчания. Выстроился почетный караул.

Мероприятие в память о важном историческом событии проходит в Петербурге уже в 11 раз. Как отмечает заместитель председателя Комитета по социальной политике Галина Колосова, для Петербурга – это одна из самых ярких страниц в военной истории нашего города. Это было значимое событие для восстановления судоходства. Галина Колосова напомнила, что в годовщину 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны на Серафимовском кладбище была установлена стела в память о моряках, погибших при очистке Финского залива от немецких мин. В 2016 году в Петербурге принято решение об установке памятника «Подвигу моряков тральщиков Балтийского флота» в Кронштадте. Заказчиком выступил «Союз ветеранов судостроения». В настоящее время ведется работа по изысканию средств на проектирование, изготовление и установку памятника. В память о важном событии – открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Закон Санкт-Петербурга «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

– Петербург – это морской город, он был задуман Петром Великим в первую очередь для обеспечения выхода в море. Вся история нашего города неразрывно связана с судостроением и судоходством. Поэтому ситуация морской минной блокады – максимально неестественная для нас, даже в тот момент, когда блокада на суше уже была снята. Несмотря на все тяжелые последствия Великой Отечественной Войны, городу удалось за полтора года провести серьезные мероприятия по разминированию такого сложного фарватера, как Финский залив. Профессионализм людей, которые занимались этой кропотливой работой, заслуживает большого уважения, – говорит Надежда Тихонова, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Петербурга.

Для моряков кораблей и бригад траления война не закончилась 9 мая 1945 года. Только 1963 год считают годом полной ликвидации минной опасности на Балтийском море. Когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 года, завершилась к началу июня 1946 года. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

– Во время любых потрясений главными стратегическими объектами становятся объекты связи и транспортная инфраструктура. В годы Великой Отечественной на Ленинград выпали едва ли не самые суровые испытания. И связующие нити с большой землей были почти все разрушены из-за блокады. Восстановление шло с одной стороны молниеносно (возьмем, к примеру, факт стремительного появления Дороги Жизни), с другой же – мы до сих пор не восстановили все утраченное в борьбе с фашизмом. На этом фоне подвиги важны абсолютно все. Только одни подвиги имеют всемирную известность, а другие –более локальны. И вот подвигу советских тральщиков немного не повезло. Город имеет дату прорыва блокады – 18 января, день полного освобождения – 27 января. У нас помнят и трагический день – 8 сентября. Спросите прохожих про 5 июня, про тральщики, про прорыв морской минной блокады. Я подозреваю, что процент знающих не будет большим. Но это не означает, что дата малозначительна. Ленинград всегда был морским портом. Он и возник с целью выхода России к морю. Заминированный фарватер лишал город одной из самых главных и исторических транспортных нитей, что ни много ни мало нарушало саму идею Петра I, – поделился мнением Александр Урядов, заместитель директора по дополнительному образованию и молодежной политике Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина.

Юрий Митрофанов, заместитель председателя Адмиралтейского Координационного Совета общественных ветеранских организаций ВМФ поведал, как проходило разминирование.

Тралили мину. Она всплывала. Два матроса на шлюпке подплывали к мине. Они должны были установить заряд. Одно неправильное движение – и все. Зарядное устройство срабатывало через пять минут. Матросы должны были успеть «убежать», чтобы не попасть под взрыв. Люди, которые этим занимались, конечно, герои, — рассказал Юрий Митрофанов.

Юрий Митрофанов сообщил, что в Петербурге появилась идея создать морскую альтернативу Юнармии под названием «Юнфлот». Ведь уже сейчас немало ребят носят морскую форму и учатся в морских классах. Идею поддержал Морской Совет при правительстве Санкт-Петербурга.

–Идея наша, петербургская. Она нашла отклик в Морском Совете при Правительстве Санкт-Петербурга, и они активно в этом участвуют. Почему у нас нет такого, ведь мы – морская столица. Полгода мы бьемся. Эта идея назрела давно. И все ее поддержали, - сказал в интервью «Сергиевским курантам» Юрий Митрофанов.

Михаил Петухов – участник боевого минного траления. В 1951 году он служил в 23- дивизии 94-й бригады на тральщике «704» на таллиннском направлении. Он проводит патриотическую работу среди школьников и курсантов.

О подвиге тральщиков знают гораздо меньше, чем о других военных событиях. В водах Финского залива было расставлено около 45 тысяч мин, пострадали 500 военных кораблей. Ценой жизни моряков, а погибло более 1300 человек, выполнена задача по разминированию. За время военного и послевоенного периода подорвались на минах 149 тральщиков и катеров-тральщиков. Необходимо, чтобы об этом знали как можно больше.

–Мы не должны черстветь. Это недопустимо. Если мы этого не сделаем, никто не сделает, – сказал Михаил Петухов.

В Петербурге создан и действует Объединенный Совет ветеранов охранно-водных районов и бригад траления Балтийского флота, ныне Совет ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море. Рабочих и инженеров, которые в тяжелые военные и первые послевоенные годы строили на ленинградских судостроительных предприятиях тральщики для разминирования Балтийского моря, объединяет общественная организация «Союз ветеранов судостроения».

Воспоминания ветеранов пытаются записать и сохранить. Сейчас, когда со времен их подвига утекло много воды, это непростая работа. Глава Совета ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море Николай Иванов написал книги: «Книга памяти героев минной войны на Балтике» и «Хроника минной войны на Балтике: день за днем».

· Весна-лето 1942 года · 1942-1943 годы · 1944 год. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады · Эвакуация жителей · Снабжение города · Итоги блокады · Социальные аспекты жизни при блокаде · Советский военно-морской флот (РККФ) в обороне Ленинграда · Память · Блокада в искусстве · Близкие статьи · Литература · Дневники · Сборники · Примечания · · Официальный сайт ·

Особую роль в обороне города, прорыве Блокады Ленинграда и обеспечении существования города в блокадных условиях сыграли Краснознаменный Балтийский флот (КБФ; командующий - адмирал В. Ф. Трибуц), Ладожская военная флотилия (образована 25 июня 1941 года, расформирована 4 ноября 1944 года; командующие: Барановский В. П., Земляниченко С. В., Трайнин П. А., Боголепов В. П., Хорошхин Б. В. - в июне - октябре 1941 года, Чероков В. С. - с 13 октября 1941 года), курсанты военно-морских училищ (отдельная курсантская бригада ВМУЗ Ленинграда командир контр-адмирал Рамишвили). Также, на различных этапах битвы за Ленинград создавались Чудская и Ильменская военные флотилии.

В самом начале войны была создана Морская оборона Ленинграда и озёрного района (МОЛиОР) . 30 августа 1941 года Военный совет войск Северо-Западного направления определил:

1 октября 1941 года МОЛиОР была переформирована в Ленинградскую военно-морскую базу (адмирал Ю. А. Пантелеев).

Действия флота оказались полезными в ходе отступления в 1941 года, обороны и попыток прорыва Блокады в 1941-1943 годах, прорыва и снятия Блокады в 1943-1944 годов.

Операции по поддержке сухопутных войск

Направления деятельности флота, имевшие важное значение на всех этапах Ленинградской битвы:

Морская пехота

В боях на суше участвовали кадровые бригады (1, 2-я бригады) морской пехоты и подразделения моряков (3, 4, 5, 6-я бригады формировали Учебный отряд, Главная база, Экипаж) с кораблей, вставших на прикол в Кронштадте и Ленинграде. В ряде случаев ключевые участки - особенно на побережье - героически оборонялись неподготовленными и малочисленными морскими гарнизонами (оборона крепости Орешек). Части морской пехоты и пехотные части, сформированные из моряков, проявили себя при прорыве и снятии Блокады. Всего из состава КБФ в 1941 году в Красную Армию для действий на сухопутных фронтах были переданы 68 644 человека, в 1942 - 34 575, в 1943 - 6786, не считая части морской пехоты, входивших в состав флота или временно переданных в подчинение войсковым командованиям.

Корабельная и береговая артиллерия

Корабельная и береговая артиллерия (345 орудий калибром 100-406 мм, в случаях необходимости вводилось более 400 орудий) эффективно подавляла батареи противника, содействовала отражению сухопутных атак, поддерживала наступление войск. Флотская артиллерия оказала крайне важную артиллерийскую поддержку при прорыве Блокады, уничтожив 11 узлов укреплений, железнодорожный эшелон противника, а также подавив значительное количество его батарей и частично уничтожив танковую колонну. С сентября 1941 года по январь 1943 года корабельная артиллерия открывала огонь 26 614 раз, израсходовав 371 080 снарядов калибром 100-406 мм, при этом до 60 % снарядов было израсходовано на контрбатарейную борьбу.

Артиллерийские орудия форта «Красная Горка»

Авиация флота

Успешно действовала бомбардировочная и истребительная авиация флота. Кроме того, в августе 1941 года из частей ВВС КБФ была сформирована отдельная авиагруппа (126 самолётов), оперативно подчиненная фронту. В ходе прорыва Блокады более 30 % используемой авиации принадлежало флоту. За время обороны города было совершено более 100 тыс. самолёто-вылетов, из которых около 40 тыс. - для поддержки сухопутных войск.

Операции в акватории Балтийского моря и Ладожского озера

Кроме роли флота в боях на суше стоит отметить непосредственную деятельность в акватории Балтийского моря и Ладожского озера, также оказывавшую влияние на ход боев на сухопутном ТВД:

«Дорога жизни»

Флот обеспечивал функционирование «Дороги жизни» и водного сообщения с Ладожской военной флотилией. В осеннюю навигацию 1941 года в Ленинград было доставлено 60 тыс. тонн грузов, в том числе 45 тыс. тонн продовольствия; из города было эвакуировано более 30 тысяч человек; из Осиновца на восточный берег озера было перевезено 20 тыс. красноармейцев, краснофлотцев и командиров. В навигацию 1942 года (20 мая 1942 - 8 января 1943) в город было доставлено 790 тыс. тонн грузов (почти половину грузов составило продовольствие), из Ленинграда были вывезены 540 тыс. человек и 310 тыс. тонн грузов. В навигацию 1943 года в Ленинград было перевезено 208 тыс. тонн грузов и 93 тыс. человек.

Морская минная блокада

С 1942 по 1944 год Балтийский флот оказался запертым в пределах Невской губы. Его боевым операциям препятствовало минное поле, где ещё до объявления войны немцы скрытно выставили 1060 якорных контактных и 160 донных неконтактных мин, в том числе к северо-западу от острова Найссаар, а через месяц их стало в 10 раз больше (порядка 10 000 мин), как собственных, так и немецких. Действию подводных лодок препятствовали также минированные противолодочные сети. После того, как в них погибло несколько лодок, их операции также были прекращены. Вследствие чего флотом производились операции на морских и озерных коммуникациях противника преимущественно силами подводных лодок, торпедных катеров, авиации.

После полного снятия блокады стало возможным траление мин, где, по условию перемирия, участвовали и финские тральщики. С января 1944 года был поставлен курс на очистку Большого Корабельного фарватера, тогда основного выхода в Балтийское море.

5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота выпустил Извещение мореплавателям № 286, в котором сообщалось об открытии плавания в светлое время суток по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки, который к тому времени уже был очищен от мин и имел выход в Балтийское море. Постановлением правительства Санкт-Петербурга с 2005 года этот день считается официальным городским праздником и известен как День прорыва морской минной блокады Ленинграда . Боевое траление на этом не завершилось и продолжилось до 1957 года, а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства только в 1963 году.

Эвакуация

Флотом проводилась эвакуация баз и изолированных группировок советских войск. В частности - эвакуация из Таллина в Кронштадт 28-30 августа, из Ханко в Кронштадт и Ленинград 26 октября - 2 декабря, из района сев.-зап. побережья Ладожского озера в Шлиссельбург и Осиновец 15-27 июля, с о. Валаам в Осиновец 17-20 сентября, из Приморска в Кронштадт 1-2 сентября 1941 года, с островов Бьеркского архипелага в Кронштадт 1 ноября, с островов Гогланд, Большой Тютерс и др. 29 октября - 6 ноября 1941 года. Это позволило сохранить личный состав - до 170 тысяч человек - и часть военной техники, частично вывезти гражданское население, усилить войска, оборонявшие Ленинград. Из-за неподготовленности плана эвакуации, ошибок в определении маршрутов следования конвоев, отсутствия прикрытия с воздуха и предварительного траления, вследствие действия авиации противника и гибели судов на своих и немецких минных полях имелись тяжёлые потери.

Десантные операции

Во время битвы за город проводились десантные операции, часть из которых закончились трагически, например Петергофский десант, Стрельнинский десант. В 1941 году КБФ и Ладожской флотилией было высажено 15 десантов, в 1942 - 2, в 1944 - 15. Из попыток предотвращения десантных операций противника наиболее известны уничтожение немецко-финской флотилии и отражение десанта в ходе боя за о. Сухо в Ладожском озере 22 октября 1942 года.

Память

За заслуги в ходе обороны Ленинграда и Великой Отечественной войне в целом 66 соединений, кораблей и частей КБФ и Ладожской флотилии были удостоены правительственных наград и отличий в ходе войны. В то же время безвозвратные потери личного состава КБФ в ходе войны составили 55 890 человек, из которых основная часть приходится на период обороны Ленинграда.

Морякам-артиллеристам, защищавшим «Дорогу Жизни» на острове Сухо, 1-2 августа 1969 года комсомольцами Смольнинского РК ВЛКСМ была установлена мемориальная доска с текстом из записей командира обороны.

… 4 час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолеты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побили много фашистов…

9 мая 1990 года в ЦПКиО им. С. М. Кирова была открыта памятная стела, установленная на месте базирования в годы блокады 8-го дивизиона катерных тральщиков Балтийского флота. В этом месте каждое 9 мая (с 2006 года ещё и каждое 5 июня) встречаются ветераны-тральщики и с катера опускают в воды Средней Невки венок памяти павшим.

2 июня 2006 года в Санкт-Петербургском военно-морском институте - Морском корпусе Петра Великого - состоялось торжественное собрание, посвящённое 60-летию прорыва морской минной блокады. На собрании присутствовали курсанты, офицеры, преподаватели института и ветераны боевого траления 1941-1957 годов.

5 июня 2006 года в Финском заливе, меридиан маяка острова Мощный (бывший Лавенсаари), приказом командующего Балтийским флотом был объявлен памятным местом «славных побед и гибели кораблей Балтийского флота». При пересечении этого меридиана российские военные корабли в соответствии с Корабельным уставом отдают воинские почести «в память о тральщиках Балтийского флота и их экипажах, погибших при тралении минных заграждений в 1941-1957 годах».

В ноябре 2006 года во внутреннем дворе Морского корпуса Петра Великого была установлена мраморная табличка «СЛАВА МИНЁРАМ ФЛОТА РОССИИ».

5 июня 2008 года на пристани на Средней Невке в ЦПКиО им. С. М. Кирова была открыта памятная доска на стеле «Морякам тральщикам».

5 июня памятная дата День прорыва морской минной блокады Ленинграда. В этот день в 1946 году катера 8 ДКТЩ вместе с другими тральщиками КБФ закончили очистку от мин Большого корабельного фарватера, открыв прямой путь из Балтики в Ленинград.

Надпись на памятной доске, установленной на стеле.

Дата публикации: 28.06.2017 14:17

Сегодня, 5 июня, без особой помпы Санкт-Петербург и Кронштадт отметят знаменательную дату - снятие морской или минной блокады Ленинграда.

Сразу после разгрома немецко-фашистских войск под стенами города на Неве, командование Балтийским флотом по указанию Правительства СССР принялось очищать акватории Финского залива от мин и других взрывоопасных предметов. Это была очень трудная и героическая работа. Фактически разминирование восточной части Балтийского моря началось осенью 1944 года и продолжалось до начала 60-х годов. Можем вспомнить, что еще в апреле 1943 года Военный Совет ВМФ принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах еще осажденного города десятков малых минных тральщиков - «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ». В этой напряженной и смертельно опасной работе были свои победы и жертвы. Наверное, самая значимая победа - прорыв минной блокады Ленинграда в 1946 году. По различным оценкам - более 80 тысяч мин было выставлено нами, немцами и финнами только в зоне залива. Не менее 100 тысяч мин - в различных прибрежных акваториях Балтики. Ситуация усугублялась еще и тем, что мины ставились порой хаотично, в том числе - авиацией, со льда залива, сотни и даже тысячи мин были сорваны с якорей и минрепов и свободно плавали в зоне судоходства. Была и еще одна проблема - в восточной части залива и Невской губе немцы выставили не одну сотню магнитных, антенных и акустических мин. Неконтактные тралы, а еще - на десять мин - приходилось по одному взрывоопасному устройству - минному защитнику. Специальному боеприпасу, предназначенному для уничтожения тралов и тралящих судов. Интересно, но в Архиве Военно-морского флота РФ хранится перевод обзорной статьи журнала «Navy», наших тогда еще союзников, в ней на расчистку фарватеров Финского залива давалось не менее пяти лет. Опасная и трудная работа выпала на долю бригад траления нашего Балтийского флота. Наши моряки справились с нею достойно. Едва ли не половина кораблей-тральщиков базировалась в Кронштадте. Наш город, безусловно, можно назвать участником прорыва минной блокады. Месяцами небольшие деревянные кораблики, часто с паровыми машинами утюжили фарватеры контактными и донными тралами, уничтожая «рогатую смерть». Увы, более трехсот моряков балтийцев погибли или получили ранения, только расчищая акватории восточной части залива… С окончанием войны морское сообщение Ленинграда с портами Балтики и могло поддерживаться только по шхерному фарватеру, предоставленному Финляндией. На заключительном этапе войны этим фарватером пользовались наши подводники для перехода в Балтийское море на боевые позиции в обход заминированного Финского залива. К сожалению, шхерный фарватер был предназначен только для судов малого водоизмещения, кроме того был исключительно сложен для судоходства. Ситуация осложнялась тем, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены. Важнейшее государственное значение приобрело восстановление глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу. Основным фарватером для такого морского сообщения являлся Большой корабельный фарватер, который за годы войны был многократно перегорожен минными заграждениями. Несколько месяцев героические моряки Балтийского флота «прорубали» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт. Со дня этой, к сожалению, малоизвестной, ленинградской победы прошел 71 год…

Музей истории Кронштадта

Рекомендуем почитать

Наверх