Почему ученики на каникулах должны проходить практику. Летняя трудовая практика. Когда практика запрещена

Красочные составы 12.09.2020
Красочные составы

Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.

Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

  • тяжелые работы;
  • работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию;
  • работы с вредными или опасными условиями труда; сверхурочные работы;
  • работа в ночную смену;
  • работа в праздничные и нерабочие дни.

Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I-VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:

  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Так, например, возродились детская общественная организация и система самоуправления в школе. К хорошим идеям вернулись, и они стали ярким событием.
В советской школе традицией была и трудовая практика, которая при всех своих недостатках тем не менее служила одним из способов повышения качества образования, поскольку через нее получал реализацию принцип связи обучения с жизнью, она являлась методом патриотического воспитания. Сейчас эта традиция отменена на законодательном уровне и забыта. А слова «школьная практика» в результате широких дискуссий воспринимаются современным поколением родителей как негативный отпечаток советского прошлого, в котором не было смысла.
Однако все было не так однозначно. Для части школьников советской эпохи летняя школьная практика действительно была неприятной необходимостью. Но для кого-то это занятие было увлекательным - неформальное общение с одноклассниками, удовлетворенность от совместной деятельности, в конце концов, осмысленное выполнение долга. Да и цели трудовой практики были вполне разумные: эколого-трудовое воспитание учащихся, привитие интереса к общественно полезной деятельности, воспитание гражданской позиции и ответственности... Но трудовая практика как один из способов реализации принципа обучения с жизнью осталась в прошлом.
Очевидно, что за последние два десятилетия школа очень сильно изменилась. Однако фундаментальные принципы: связи теории с практикой, обучения с жизнью, реализуемые через практико-ориентированное обучение, деятельностный подход, остаются актуальными и выдвигаются как приоритетные в реализации задачи повышения качества образования в современной школе. И если считать, что одним из важнейших критериев качества образования является способность применять усвоенные знания для решения задач практического характера, может быть, имеет смысл разнообразить и совершенствовать практико-ориентированное обучение на основе переосмысления прежних традиций и наполнения их новым содержанием.
Речь не идет о возврате к трудовой практике времен советской школы. Это должна быть другая практика - учебная, имеющая своим содержанием освоение и применение знаний и способов деятельности. Такая практика должна носить профессионально ориентированный характер, служить для достижения необходимой опытности в профилируемом направлении и помочь школьнику минимизировать риск ошибки в выборе сферы применения своих способностей.
На наш взгляд, другая сторона переосмысления традиции состоит в том, что такая практика должна быть организована вне стен школы. Чтобы школа не была «островом, изолированным от всего мира и от бьющей ключом непосредственной жизни, на который наши дети переправляются каждый день бодрыми и жизнерадостными, и откуда возвращаются усталыми и вялыми» (Г.Кершенштейнер), нужно преодолеть замкнутость школьной среды и дать возможность школьникам более глубокого проникновения в опыт практической деятельности.
Как показал опыт организации практики для учащихся профильных классов школы №2098, вузы и предприятия охотно идут на сотрудничество со школой, поскольку с их стороны возросла заинтересованность в мотивированных выпускниках, вооруженных предпрофессиональными навыками, и квалифицированных специалистах. Учебная практика для школьников стала возможной благодаря заинтересованному подходу наших социальных партнеров, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления учебной деятельности, предусмотренной совместно разработанными образовательными программами практики: Российский экономический университет имени Плеханова, Московский политехнический университет, Государственный научный центр РФ, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», Центр мультимедийной журналистики МПГУ, Центр проектного творчества СТАРТ-ПРО института дополнительного образования МГПУ.
При таких подходах учебная практика просто не сможет иметь формальный характер. Она действительно позволит достичь перевода учащихся в реальность, в которой они приобретут опыт применения знаний, приемов, усвоенных в процессе обучения, в конкретных условиях. Дети получат значительный социальный опыт в процессе общения и совместной деятельности учащихся с представителями разных профессий, преподавателями вузов, студентами, возможность активной познавательной деятельности, овладения предпрофессиональными умениями, что облегчит процесс адаптации к практико-ориентированным условиям обучения в учреждениях профессионального образования.
Не скроем, что первая практика поначалу вызвала у школьников волнение и напряжение. Незнакомые люди, непривычная обстановка, новые форматы занятий, на которых нужно было проявить умение выполнять нестандартные практические задания, создать продукт деятельности, при этом показать навыки генерации идей, постановки целей, планирования, проявить инициативу и творчество. Со временем отношение стало меняться: интересно, любопытно, профессионально, значимо.
Может ли такая учебная практика содействовать повышению качества образования? Ответ очевиден, при условии, если содержание практики будет полезным и интересным с точки зрения перспектив на будущее образование и жизнь.

Ольга ХАРИТОНОВА,
заместитель директора школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора, кандидат педагогических наук,
Лариса ЧЕРКАШЕНА,
учитель истории и обществознания школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора, кандидат педагогических наук

Ежегодно в нашей школе организуется летняя трудовая практика для обучающихся 5-8,10 классов, кроме освобожденных от работ обучающихся по состоянию здоровья.

Летняя трудовая практика организуется на добровольной основе с согласия обучающихся 5-8,10 классов и их родителей (законных представителей) .

Задачи проведения летней трудовой практики:

  • обеспечение в период летних каникул организованное трудовое участие на пришкольном участке, благоустройстве и озеленении школы, охране природы;
  • способствование физическому развитию обучающихся, укреплению их здоровья;
  • формирование осознанной потребности в труде;
  • уважение к людям труда;
  • заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
  • воспитание трудовой и производственной дисциплины;
  • формирование интереса к профессиям; практическое закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения на уроках биологии, технологи, экологии, географии.
  • трудовое воспитание обучающихся с учётом их возраста, пола и состояния здоровья;
  • привитие интереса к общественно-полезной деятельности;
  • организация активного отдыха детей,
  • активизация деятельности обучающихся по благоустройству территории школы, города.

Продолжительность летней практики составляет:

В 5-6 классах - 5 дней; не более 2 часа в день;

В 7-8 классах - 5 дней; не более 3 часов в день;

В 10 классах - 5 дней; не более 3 часов в день.

Формы летней практики

Деятельность летней практики включает привлечение обучающихся к различным работам для своей школы: к труду на пришкольном участке (уход за цветами, зелеными насаждениями, вскапывание земли), благоустройству школьной территории, ремонту школьной мебели

Виды и характер выполняемых работ:

  • На пришкольном участке: вскапывание земли, полив, прополка, обрезка деревьев, кустарников, формирование клумб.
  • Ремонтные работы: ремонт мебели, благоустройство школьного здания;
  • Работа по благоустройству территории школы;
  • Оформительские работы: библиотека, актовый зал, рекреации.

Проект 2017

АВТОР ПРОЕКТА Зиновьева Елена Викторовна

ОПУБЛИКОВАН

Проект «Наш дом - наш двор»

Номинация «Зеленый регион». Благоустройство придомовых территорий.

Мой двор - мой мир, в нем каждый уголок,

Знаком подробно и исхожен, и изучен,

И стоит только выйти за порог

Я понимаю, как он мне не скучен.

Мой мир - мой чистый и зеленый двор,

Ты мне, конечно же, и дорог, и привычен

Люблю тебя, семьи счастливый островок,

Ты навсегда и больше всех мне симпатичен.

Описание проекта:

Любой двор - это маленькая планета, где могут происходить удивительные вещи. Это мир, который хранит мечты, тайны и воспоминания. С любви к своему двору начинается большая любовь к Родине. Ребенок, растущий на красивой благоустроенной территории, с детства будет привыкать к красоте и когда станет взрослым, будет стремиться благоустроить среду своего обитания. Чтобы сделать любую придомовую территорию красивой своими силами можно, нужно только очень этого захотеть, немного потрудиться и все получится.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цели проекта:

Формирование экологической культуры учащихся.

Воспитание трудолюбия и любви к родному краю.
- Создание здоровьесберегающей, эстетической среды.

Задачи проекта:

Развитие благоустройства и озеленения территории школы и поселка.
- Развитие инициативности и творческого потенциала учащихся.
Составление проекта по улучшению территории, требует определенной теоретической и практической подготовки. Это комплекс мероприятий, выполняемых поэтапно.

Достигнутые результаты:

В процессе работы по благоустройству пришкольной территории учащиеся смогли увидеть результаты своего труда, поняли необходимость сохранять и беречь окружающую природу и вышли с предложением продолжить работы по наведению чистоты и благоустройства поселка, принимать участие в экологических акциях города и района: "Посади дерево", "Чистый двор". Создание на базе школы трудового отряда для выполнения намеченных работ в каникулярное время.

Социальная значимость проекта:

Через труд и инициативу детей привлечь взрослое население поселка к обустройству придомовых территорий и детских площадок.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Ежегодное проведение экологических субботников по уборке школьной и прилегающей к ней территории (приложение 1)

Проведение и активное участие в экологической акции «Чистый родник» (на территории поселка Лоза).

Участие в районной акции: «Наш лес. Посади свое дерево» (приложение 2)

Проведение экологических викторин, выставок рисунков и поделок из природного материала «Осенний вернисаж»

Благоустройство и уборка территорий около памятников погибшим воинам во время ВОВ на территории поселка Лоза и прилежащих деревень (приложение 3)

Подготовка посадочного материала, вскапывание клумб, высадка цветов.

Обрезка, побелка деревьев и кустарников.

Благоустройство детских площадок: покраска спортивных сооружений м лавочек, уборка территории (приложение 4)

Охват проекта:

Учащиеся, педагоги и сотрудники МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»

Затраченные ресурсы:

Волонтерская (добровольная, безвозмездная) помощь участников проекта.

«Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком»

В. А. Сухомлинский

Приложение 1

На протяжении всего времени существования нашей школы наши учащиеся выходят на субботники и акции по уборке пришкольного участка и близ лежащей территории.


Мы очень гордимся, что живем в таком уютном и зеленом поселке и делаем всё для того, чтобы поддерживать в нем чистоту и порядок.

Приложение 2


  • Сергиево-Посадском районе на протяжении 10 лет проходит акция «Посади дерево». Учащиеся нашей школы ежегодно с удовольствием участвуют в этой акции.


Приложение 3

В нашем поселке есть памятник погибшим воинам во время Великой Отечественной войны. Наши ребята занимаются уборкой и облагораживанием территории вокруг памятника.

Приложение 4

В течение двух лет в школе организован трудовой отряд из учащихся 14-18 лет. Дети в свободное от учебы время, то есть в каникулярное время, занимаются благоустройством и уборкой поселка и школы.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКЕ

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом РФ «Об основных гарантиях прав детей», Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Залесская школа» (далее - школа ).

1.1. Летняя практика учащихся 5-8, 10-х классов организуется с целью создания условий для организованного труда, отдыха, занятости школьников в летний период и предупреждения правонарушений и преступлений среди детей и подростков.

1.2.Учащиеся привлекаются к летней трудовой практике с согласия их родителей, законных представителей(приложение № 1).

1.3.Ответственность за организацию и проведение летней практики возлагается на заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов.

1.4. Настоящее положение является локальным актом учреждения и определяет основные цели и задачи, порядок прохождения летней трудовой практики в школе.

2 . Основные задачи летней практики

2.1. Основными задачами во время проведения практики являются:

    воспитание любви и бережного отношения к природе и окружающему миру;

    формирование осознанной потребности в труде;

    обеспечить в период летних каникул организованное трудовое участие на пришкольном участке, благоустройстве и озеленении школы, охране природы;

    практическое закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения на уроках биологии, технологии, экологии, географии.

3. Содержание и организация труда во время летней практики

3.1.Основными направлениями деятельности учащихся средних и старших классов на практике являются:

    работа на пришкольном участке;

    подготовка школы к новому учебному году;

    работа по благоустройству территории.

3.2.Летняя практика проводится по спланированному графику, утверждаемому директором школы, своевременно доводится до сведения учащихся, их родителей, учителей-предметников, классных руководителей, задействованных в летней практике.

3.3.Продолжительность рабочего дня не должна превышать 4 часов. Общая продолжительность труда учащихся в период летних каникул не должна превышать 1 недели у учащихся V - VI классов и 2 недель у обучающихся VII , VIII , Х классов. В целях привлечения к труду большего числа школьников возможно проведение летних практических работ в 2-3 потока.

3.4.График летней трудовой практики своевременно доводится до сведения учащихся, их родителей, учителей-предметников, классных руководителей, задействованных в летней трудовой практике. Объем трудовой практики составляет:

    учащиеся 5-х, классов – 5 дней по 2,5 часа в день с 10-15 мин. перерывами каждый час;

    учащиеся 6-х – классов – 5 дней по 3 часа в день с 10-15 мин. перерывами каждый час;

    учащиеся 7-8 классов, 10 – 10 дней по 4 часа в день с 10-15 мин. перерывами каждый час.

3.5.К летним практическим работам в полном объёме привлекаются только здоровые обучающиеся. Обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к работам в объёме согласно заключения врача. Запрещается привлекать к общественно-полезному труду учащихся, имеющих значительное отклонение в состоянии здоровья.

3.6.Изменение сроков летней практики, её перенос для выезжающих по путёвкам в места отдыха, временно нетрудоспособных, по личным заявле ниям родителей допускается с разрешения директора.

3.7.Занятость обучающихся в общественно-полезном делах или других видах работ вне школы не освобождает обучающихся от прохождения летней трудовой практики. Прохождение учащимися летней трудовой практики на базе других образовательных учреждений, в том числе, на базе дополнительных образовательных учреждений, спортивных учреждений и др. не может быть зачтено как отработка школьной летней практики.

3.8.Обучающиеся, не прошедшие летнюю трудовую практику (с 1 июня по 31 августа), могут быть допущены к ее прохождению в течение учебного года в свободное от уроков время на добровольной основе.

3.9.Ответственные за проведение летней трудовой практики назначаются приказом директора школы.

3.10. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся в первой декаде сентября на совещании при директоре.

4. Охрана труда.

4.1. Директор, заместители директора, педагоги и лица их заменяющие организуют летнюю трудовую практику в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безо пасности, санитарии, согласовывают виды работ, условия труда, несут лич ную ответственность за безопасность.

4.2. Обучающиеся допускаются к участию в летней трудовой практике после предва рительного медицинского допуска, обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

4.3. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их воз расту, в ночное время, в празд ничные дни, связанными с применением ядохимикатов, а также с подъёмом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

4.4. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий прохождения лет ней трудовой практики осуществляет администрация.

5. Руководство летними практическими работами.

5.1.Руководство летними практическими работами обучающихся осуществляется администрацией школы.

5.2.За организацию летних практических работ обучающихся школы отвечает директор школы, учитель, исполняющий обязанности, ответственный за летнюю практику, заведующий хозяйством.

На директора школы возлагается:

    ответственность за соблюдение трудового законодательства;

    определение содержания труда обучающихся;

    подбор и расстановка кадров руководителей летних практических работ учащихся;

    организация необходимой материальной базы;

    оказание помощи ученическому самоуправлению и (или) родительскому комитету в области руководства летними практическими работами обучающихся;

    создание безопасных и здоровых условий труда, а в необходимых случаях и быта обучающихся;

    установление необходимых связей с предприятиями, учреждениями, организациями, общественностью.

На учителя, ответственного за прохождение летней трудовой практики, возлагается:

    планирование летних практических работ обучающихся, организация обсуждения плана на совещании при директоре школы;

    руководство формированием трудовых коллективов учащихся, их подготовкой к участию в летних практических работах;

    обеспечение чёткой организации и охраны труда обучающихся, воспитательной работы с обучающимися в период летних практических работ.

    ответственность за качество и объем выполненных работ.

На заведующего хозяйством возлагается:

    планирование совместно с ответственным за организацию летней трудовой практики практических работ учащихся;

    обеспечение четкой организации труда учащихся;

    обеспечение, инвентарем;

    создание безопасных и здоровых условий труда.

5.3. Классные руководители, учителя – предметники в тесном контакте с ученическим самоуправлением и (или) родительским комитетом участвуют в подготовке к летним практическим работам – в их планировании, формировании трудовых коллективов, в обучении учащихся.

5.4. Непосредственное руководство летними практическими работами осуществляет руководитель трудового коллектива обучающихся. Он назначается приказом директора школы из числа учителей. Руководитель организует труд обучающихся, проводит воспитательную работу, несёт персональную ответственность за состояние дел в трудовом коллективе. В организации производственной и воспитательной работы ему оказывает помощь выделенные для этого учителя, работники школы.

5.5. Руководители трудовых бригад ведут документацию:

Журнал по технике безопасности;

Журнал учёта посещаемости;

Журнал учёта проделанной работы.

6. Ответственность участников за прохождение летних практических работ

6.1.Обучащиеся обязаны соблюдать технику безопасности при проведении работ, неукоснительно выполнять все требования руководителя летних практически работ, других работников школы. Прохождение летних практически работ является обязательным для всех учащихся, за исключением случаев указанных в п. 3.5.

6.2.Классные руководители несут ответственность за учёт и контроль за прохождением обучающимися летних практических работ.

6.3. Руководитель трудового коллектива несёт персональную ответственность за качество объём выполненных работ, за состояние дел в трудовом коллективе.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Директору МБОУ

От____________________________________

______________________________________

(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

ЗАЯВЛЕНИЕ-СОГЛАСИЕ

Обучающегося и его родителя (законного представителя) на привлечение обучающегося

к летней трудовой практике в школе

В целях воспитания любви и бережного отношения к природе и окружающему миру, формирования осознанной потребности в труде, практического закрепления знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения на уроках биологии, технологии, географии, даем согласие МБОУ «Залесская школа» на привлечение нашего ребенка_____________________________________________________

Обучающегося_____класса МБОУ «Залесская школа» к участию в период летних каникул в общественно-полезном труду: работа на пришкольном участке, подготовка школы к новому учебному году, работа по благоустройству территории школы.

МБОУ «Залесская школа» обязуется следить за тем, чтобы труд осуществлялся в соответствии с требованиями санитарных норм, норм охраны труда и техники безопасности, под присмотром ответственных лиц, в соответствии с «Положением о летней трудовой практике в МБОУ «Залесская школа».

Настоящее согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение периода летней трудовой практики в МБОУ «Залесская школа».

Данное Согласие может быть отозвано в любой момент по письменному заявлению.

_______________________ ___________________________________

(дата) Подпись родителя(законного представителя)

Школьные годы чудесные... Каждый человек запоминает свою школьную пору и бережно проносит эти воспоминания сквозь свою жизнь. Первые друзья, первая любовь, первые самостоятельные решения - все это дарит тебе школа. Но, не смотря на все прекрасные слова, сказанные выше, у школьников возникает много проблем именно в школе. Одна из проблем – принуждение к обязательной школьной практике. А законно ли это?

Летняя трудовая практика - это одна из лучших и полезных школьных традиций, это живое творческое дело, в котором проявляются лучшие качества личности, организаторские и управленческие навыки, выявляются ребята с лидерскими способностями. Достаточно сказать, что во время выборов школьного актива зачастую ребята в классе и в школе учитывают в том числе, как тот или иной кандидат зарекомендовал себя во время летней трудовой практики.

Большинство ребят называют школу своим вторым домом. Они так и относятся к ней, как к дому - стараются беречь и сохранять. Летняя практика начинается с проведения рейдов по школе. В результате выясняется, каким помещениям школы требуется ремонт, покраска, какую школьную мебель нужно починить, какие работы необходимо выполнить на территории школы.

На втором этапе определяются трудовые бригады, которые будут заниматься определённым видом работы: шпаклёвка, покраска, замена выпавшей плитки, реставрация стен, починка мебели. При распределении поручений мы стараемся учесть не только умения ребят, но и состояние здоровья.

Тот, кто не может выполнять ремонтные работы, помогает приводить в порядок книжный фонд в школьной библиотеке, моет и чистит кабинеты и другие школьные помещения, наводит порядок в школьной раздевалке, столовой и т.д. В это же время составляется график занятости педагогов школы на практике.

Каждый классный руководитель и учитель-предметник трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Это зачастую помогает многое узнать друг о друге и сделать взаимные неожиданные и приятные открытия. Ребята с энтузиазмом и творчески трудятся на порученных участках работы, стараясь выполнить её не только качественно и в срок, но и красиво. Но наиболее ценно то, что, справившись со своей работой раньше, ребята не отсиживаются в стороне, а сами приходят на помощь тем, кто в ней нуждается.

Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Много раз мы наблюдали, что не очень активные ребята, не нашедшие себя в классном коллективе, буквально преображались во время практики. Дети в большинстве своём ценят оказанное им взрослыми доверие и стремятся достойно оправдать его. Особенно те, на долю которых нечасто приходятся похвалы в других видах деятельности. А ребятам, недавно пришедшим в школу, практика помогает ещё лучше узнать друг друга, сдружить и укрепить коллектив класса.

Окончание практики - праздник для всех: преображается школа, радуются ребята и учителя результатам своего труда и наступлению долгожданных и заслуженных каникул.

Но есть одна проблема, когда нет этого самого желания помочь родной школе, ну или, например, возможности.

Лично когда я училась в школе, нас ЗАСТАВЛЯЛИ отрабатывать практику, а если у тебя есть веские причины этого избежать (родители, отъезд, состояние здоровья), то ты в обязательном порядке должен был принести какой-нибудь «откуп» виде например банки краски или упаковки бумаги для принтера. У меня такой подход к практике всегда пробуждал сомнения, есть ли права у школы на принудительную отработку.
Почитав устав школы (а все они пишутся по одному и тому же шаблону) я не нашла нигде ни слова про ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ отработку.

Все что мне встречалось было сформулировано виде «привлечения к работе», т.е. по сути, работе по желанию. Вот пример: «Обучающиеся привлекаются к различным работам для своей школы; к труду на пришкольном участке, изготовлению и ремонту оборудования кабинетов, мебели, мастерских, благоустройству школьной территории и др.» Но даже при таких «привлечениях» ваша работа не должна превышать недельные сроки. «Продолжительность рабочего дня не должна превышать 3 часа. Общая продолжительность труда обучающихся в период летних каникул не должна превышать 1 неделю». Хотя, как известно всем, все законы можно обойти, причем способы для этого миллионы. Вообще все правила отработки должны быть описаны в «ПОЛОЖЕНИИ о летней трудовой практике обучающихся». И если вас что то смущает, то вы можете попросить это положение. Наверняка вы найдете там ответ на ваш вопрос, и я уверена на 90 процентов, что там не будет ни одного слова ОБЯЗАТЕЛЬНО. Но есть и другая сторона. Допустим вы доказали что вы не обязаны отрабатывать и не горите желанием, тогда может произойти такая ситуация, что вас будут в последствии «притеснять» за выражение собственного мнения и желания. К сожалению в нашем обществе это вполне ожидаемо, и доказать это вы никогда не сможете. Потому что учитель всегда найдет то, за что вас упрекнуть. Не стоит забывать и об этом.

Совет от сайта сайт для девушек и юношей: НЕ БОЙТЕСЬ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА! Потому что детский труд, тем более принужденный, запрещен в России .

Труд учеников в школе во внеурочное время не является сферой правового регулирования трудового законодательства, так как администрация школы не является работодателем, а ученики - работниками. Но вопрос своевременный. Если в Уставе школы предусмотрено, что вопросы трудового обучения и воспитания учащихся во внеурочное время регулируются локальным актом, например, Положением о трудовом обучении и воспитании в образовательном учреждении, то вполне можно говорить о правомерности работы учеников по ремонту и благоустройству школы и пришкольной территории. В данном Положении должно быть указание об общем количестве часов получения учениками трудовых умений и навыков в рамках трудового обучения и воспитания во внеурочное время, о количестве часов в течение дня, об ответственных педагогах в период трудового обучения и воспитания, должны быть предусмотрены меры безопасности жизни и здоровья учащихся. Во избежание споров данное Положение должно быть утверждено на, совете школы, педагогическом совете, на общешкольном родительском комитете, на заседаниях других коллегиальных органов, которые сформированы и действуют в образовательном учреждении.

Вот пример Положения:
Положение о прохождении учащимися школы летней пришкольной трудовой практики
1. Общие положения.
1.1. Летнюю пришкольную трудовую практику проходят учащиеся 5-10 классов. Учащиеся с 5 по 8 классы отрабатывают практику на пришкольном участке по 5 дней в неделю. Продолжительность рабочего дня для учащихся: 10-11 лет 2 часа, 12-13 лет 3 часа, 14-15 лет 4 часа, 16-17 лет 6 часов.
1.2. Целью летней трудовой практики является активизация деятельности учащихся по благоустройству школы и школьной территории.
1.3. Общее руководство пришкольной трудовой практикой осуществляет заместитель директора по внеклассной воспитательной работе по приказу директора школы.
2. Содержание и формы деятельности.
2.1. В журнале заявок учителями и работниками школы фиксируются заказы на выполнение различных работ для учащихся, проходящих практику.
2.2. Деятельность пришкольной трудовой практики включает:
- работу на пришкольном участке (уход за цветами и зелеными насаждениями, вскапывание земли, побелка деревьев и кустарников, очистка пришкольного участка от мусора, работа в теплице).
- Мытье окон, стульев, парт, полов, стен.
- Ремонт школьной мебели.
- Очистка пришкольной территории от мусора.
- Оказание помощи библиотекарю школы (ремонт книг).
- Ремонт класса и т.д.
3. Руководство трудовой практикой.
3.1. Приказом директора школы, ответственным за организацию и проведение трудовой практики назначается заместитель директора по внеклассной и воспитательной работе.
3.2. Заместитель директора определяет воспитателей трудовых отрядов, на которых возлагается контроль и ответственность за прохождение учащимися школы летней трудовой практики.
4. Права и обязанности ответственных и воспитателей за организацию и проведение практики.
4.1. До начала работ воспитатели должны провести с учащимися инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.
4.2. Ежедневно фиксировать присутствующих (отсутствующих) учащихся.
4.3. Объем выполненных работ ежедневно заносить в журнал по трудовой практике.
4.4. По истечению срока прохождения практики представлять учащихся у " * вынесения им благодарности за хорошо выполненные работы или для порицания.
4.5. Ответственность за жизнь и безопасность детей во время прохождения практики несет воспитатель, закрепленный приказом директора школы за трудовым отрядом.
5. Права и обязанности учащихся при прохождении практики.
5.1. Перед началом работ (после прохождения инструктажа) учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.
5.2. В соответствии с заказами и с требованиями воспитателя - трудового отряда, учащиеся должны аккуратно и в срок выполнять порученную им работу.
5.3. Учащиеся, уходящие из школы после 9 класса, школьную практику не отрабатывают.
5.4. На основании заявления родителей (по уважительной причине) и разрешения директора школы учащиеся могут быть освобождены от прохождения практики.
5.5. Учащиеся, не прошедшие пришкольную практику без уважительной причины, привлекаются к отработке в августе, а также в течение учебного года.

Рекомендуем почитать

Наверх