Т группы сущность основные понятия и процедуры. История и развитие т-групп. малая группа тренинг межличностный

Перекрытия 22.09.2020

Движению Т-групп положили начало исследования выда­ющегося социального психолога 30-х годов Курта Левина. Ле­нин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в груп-поиом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. К. Ле­вин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздейству­ют друг на друга. Группы быстро приобрели популярность как ионий эффективный метод обучения, и основными задачами Групп тренинга, или групп тренинга базовых умений, было обучение участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в труд­ных ситуациях 107 .

К основным целям Т-групп можно отнести следующие: I) развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личнос­тном уровне; 2) понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как размеры Группы и членство); 3) постижение межличностных отноше­ний в группе, например совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия с другими;

4) овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем, например разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.

Обращаясь к основным понятиям Т-групп нужно отметить, что к ним прежде всего относится понятие «обучающая лаборатория». При этом акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. К. Рудестам отмечает, что член группы является одновременно и участником, которым может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных 108 .

Отличие состоит в том, что Т-группа обеспечивает возмож­ность для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Часто лабораторные встречи происходят в обстановке, достаточно далекой от повседневной жизни. Эти встречи могут происходить один раз в несколько дней или даже недель. Заня­тия в Т-группах обычно занимают лишь часть времени лабора­торного тренинга. Остальное расписание может включать лек­ции, дающие информацию о групповых умениях и групповых! процессах, и встречи в более широком кругу.

Специфика Т-групп заключается в том, что участники в течение ограниченного периода времени должны создать социальную организацию и поддерживать ее развитие. Цели довольно общие и неопределенные. Таким образом, отказ от четкой структуры и плана заставляет участников полагаться на себя и развивать собственные возможности.


Основным для Т-группы является обучение процессам, про­исходящим в группе по мере ее развития и изменения.

Большое внимание в Т-группах уделяется еще одному поня­тию - «обучения тому, как учиться».

Обучение тому, как учиться, опирается на учебный цикл, состоящий из представления самого себя - обратной связи -А экспериментирования.

Представление самого себя. На протяжении всего времени развития группы ее участники раскрывают свое восприятия действия, что и называется представлением самого себя.

Способом описания представления самого себя и соучастия других в этом процессе восприятия и познания является ис­пользование простой модели раскрытий, названной «Окном Джогари» в честь ее изобретателей Джозефа Л афта и Гарри Инграма 109 .

В соответствии с этой моделью можно представить, что каж­дый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности:

1. «Арена» охватывает общие знания, те аспекты содержа­ния (своего) «Я», о которых знаем и мы, и другие («пространство» личности, открытое для меня и для других).

2. «Видимость» - это то, что мы знаем, а другие нет, как, например, тайный любовный роман или невыразимый страх, испытываемый перед авторитетным лицом, а также то, о чем мы не имели возможности рассказать, скажем, о хорошей оценке на экзамене (открытое для меня, но закрытое для других).

3. «Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас,
и мы не знаем, например запах изо рта или привычка перебивать говорящего на середине слова (закрытое для меня, но открытое для других).

4. «Неизвестное» - это то, что скрыто и от нас, и от дру­гих, включая скрытые потенциальные возможности развития (скрырытое и недоступное ни мне, ни другим людям).

«Окно Джогари» показывает, что открытость во взаимоот­ношениях помогает решению групповых и индивидуальных проблем и что расширять контакты - значит увеличивать «Арену». Когда участники группы встречаются впервые, «Арена» Амнает небольшой; с развитием отношений взаимопомощи раскрывает доверие к партнерам, развивается способность быть самим с собой в контактах с окружающими. Степень раскрытия, кото­рую группа может себе позволить, зависит от уровня доверия, существующего в группе.

Обратная связь 110 . Второй элемент учебного цикла - эффек­тное использование обратной связи, полученной от группы.

Те участники, которые хотят расширить самосознание, могут получить обратную связь об особенностях своего поведения. Хотя обратная связь осуществляется во всех межличностных взаимодействиях, в Т-группе умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.

Обратная связь в атмосфере взаимной заботы и доверия позволяет индивидуумам контролировать и исправлять Heaдекватное поведение, дает информацию о «слепых пятнах». Эффективная обратная связь требует от участников информировать друг друга о влиянии их поведения, помогает участникам; точнее принимать и понимать получаемую информацию.

В Т-группах обращается внимание клиентов на развития навыков эффективной обратной связи.

Важно, чтобы предоставляющий обратную связь делал это в момент наблюдения поведения, а не по прошествии времени, когда партнер сможет применить психологическую самозащиту и информация станет менее релевантной.

Полезная обратная связь должна являться выражением
эмоциональных реакций на поведение участника, а не критикой и оценкой его поведения. Другими словами, предоставляемая участниками обратная связь обнаруживает скорее их собственные эмоциональные переживания, чем желание обвинить
другого.

Обратная связь наиболее полезна, когда она репрезентативна и исходит от большинства участников. Когда обратная связь предлагается несколькими членами группы, она обычно более достоверна и может оказать большее влияние на поведе­ние других участников, чем реакция одного участника.

Обратная связь может быть оптимально воспринята участником, который внимательно слушает и затем излагает услышанное своими словами (парафраз). Учитывая восприятие других, он может лучше научиться видеть, как другие участники группы реагировали на его сообщение, в то же время сознавая, что он не должен меняться только потому, что кто-то от него того хочет.

Экспериментирование 111 . Третий важный элемент учебно­го цикла - экспериментирование в группе - основан на активном поиске новых стратегий и видов поведения. Члены группы обучаются не только с помощью обратной связи, но и учаться использовать опыт, проводить исследования и анализировать переживания в ситуациях, когда они могут получать ясную и точную обратную связь об уместности и эффективности их поведения. Практика экспериментирования очень важна, так как

Издание: Групповой психологический тренинг: Учебное пособие

Глава 1.

Теоретические основания организации и проведения группового тренинга

Группа как объект и предмет психологической теории и практики

Группа - одно из центральных понятий социальной психологии. Как объект и предмет изучения она привлекала внимание множества известных ученых и практиков, но наиболее активные исследования этого явления начали осуществляться во второй половине ХХ века. В этот же период в прикладных и практических областях психологии появилось и стало все активнее использоваться понятие тренинг.

Как способ психологической помощи людям групповой тренинг стал впервые применяться в зарубежной психологии. Основная идея, сформулированная К. Левиным, звучала так: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие» (Lewin, 1951).

Первая тренинговая группа (Т-группа) была создана несколькими специалистами в области естественных наук (Лиленд Брэдфорд, Рональд Липпитт, Курт Левин), которые собрали в 1946 г. деловых людей и бизнесменов для исследования основных социальных законов (например, закон найма на работу), поиска оптимальных вариантов решений и «проигрывания» различных ситуаций, связанных с их применением. Помимо поставленных задач, каждый из них приобрел здесь опыт самораскрытия и самоосознания с помощью получения обратной связи. В 1947 г. в г. Бетеле (штат Мэн) уже была создана национальная лаборатория тренинга (НЛТ). Эти первые тренинговые группы получили название «группы тренинга базовых умений». В число основных задач Т-групп входило обучение ее участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях. Позже такие группы стали дифференцироваться по задачам и делиться на определенные категории:

  1. группы умений (подготовка руководителей, деловых людей);
  2. группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса);
  3. группы «сенситивности» (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование личности, преодоление нерешительности и т. п.).
Но еще достаточно долгое время такие группы были все же ориентированы на обучение здоровых людей различным ролевым функциям:
  • общение с начальством и подчиненными;
  • выработка оптимальных решений в трудных ситуациях;
  • поиск методов улучшения организаторской деятельности и т. п.
Любая человеческая группа отражает реальный мир, те отношения, которые существуют в жизни обычных людей. Однако от реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается следующим:
  • здесь каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента;
  • здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни;
  • занятия в группе предполагают «психологическую безопасность», что обеспечивает «чистоту» эксперимента.
Известные специалисты в области психологической практики пишут о том, что основное отличие Т-групы от групп другого типа заключается в том, что она учит тому, как учиться. Здесь все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, и поэтому они в большей мере полагаются друг на друга, чем на руководителя. В Т-группе обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя.

Другая существенная сторона Т-группы связана с характером самого процесса, предполагающим такие элементы, как:

  • представление самого себя;
  • обратная связь;
  • экспериментирование ( Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., 1993, с. 388).
К числу наиболее ярких работ, связанных с групповой психологией и использованием «эффекта группы» как специального средства воздействия на личность, чаще всего относят труды А. Адлера, К. Левина, Дж. Морено, Дж. Пратта, К. Роджерса.

Можно сказать, что в отечественной практике психологической помощи группа, как средство профессионального воздействия на личность, использовалась еще с начала ХХ века. Но активный научный и практический интерес к методам групповой работы стал особенно явно проявляться в России только в 90-е гг. того же века. Пионером в теоретическом и методическом анализе проблем групповой работы в России можно назвать Ларису Андреевну Петровскую, монография которой была опубликована еще в 1982 г. ( Петровская Л. А., 1982; Петровская Л. А., 1989). В своих работах она рассматривает тренинг (точнее, социально-психологический тренинг - СПТ) как своеобразную форму обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также соответствующую форму их коррекции. Все многообразие этих форм она подразделяет на два больших класса:

  1. ориентированные на развитие специальных умений;
  2. нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения.
Естественно, что значительное количество отечественных школ тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работе в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. В то же время, отметим, что в последнее время в нашей стране появились специалисты мирового уровня, у которых могли бы поучиться и западные психологи.

Сущность группового психологического тренинга

Мнение ведущих специалистов в этой области сходится к тому, что, когда мы говорим о тренинге, речь идет об эффективном способе, с помощью которого осуществляется фактическое воздействие на личность в целом и, прежде всего, на те или иные составляющие ее самосознания. В частности, такая позиция представлена В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донским при раскрытии основных этапов работы в Т-группе ( Кондрашенко В. Т., Дон¬ской Д. И ., 1993, с. 388).

Привлекательность и активное увлечение и использование тренинга в работе с людьми связаны с рядом его специфических свойств.

В частности, один из известных специалистов в области применения групповых методов работы с людьми Кьелл Рудестам отмечает следующие преимущества данного способа решения психологических проб¬лем:

  1. возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы;
  2. здесь происходит принятие ценностей и потребностей других людей;
  3. в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим;
  4. наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;
  5. группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, самораскрытия;
  6. группа дает экономические преимущества, как метод психологической помощи она экономически более доступна людям (Рудестам К., 1993.).
Несмотря на многообразие конкретных методических подходов к групповому тренингу, можно выделить объединяющую их основную идею: с помощью группы открыть новые возможности в развитии личности, открыть и актуализировать ее потенциал. В то же время каждый специалист в данной области акцентирует внимание на том или ином аспекте этой работы. В качестве примера приведем несколько разных точек зрения отечественных специалистов.

  1. Один из «пионеров» использования активных методов в обучении, Ю. Н. Емельянов, считает, что «термин “тренинг” должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением. Следуя этому подходу, он предлагает четко отделять учебный аспект от тренировочного в работе группы ( Емельянов Ю. Н., 1985).
  2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. считают, что весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия. По их мнению, методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения ( Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. , 1990).
  3. Зайцева Т. В., опираясь на положения культурно-историче¬ской теории П. С. Выготского, пишет о сущности психологического тренинга как инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию поведения на более высокий уровень. Это оружие применяется для освоения нового или изменения старого поведения ( Зайцева Т. В., 2002).
  4. Специалист по тренингам для подростков А. Г. Лидерс обозначает термином «групповая психологическая работа» несколько принципиально разных модусов психологической работы с группой: групповую психотерапию, групповое психологическое обучение и групповой личностный тренинг. Анализируя общее и отличное в каждом из них, он использует такие критерии, как цель, принципы отбора участников, основная метафора модуса работы, критерии успешности работы (Лидерс А. Г., 2001). Макшанов С. И. рассматривает тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологиче¬ских феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека ( Макшанов С. И., 1997).
  5. Ситников А. П. считает, что тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящую в условиях моделирования различных игровых ситуаций. Под антропотехникой он понимает определенную составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К. Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру ( Ситников А. П., 1996).
  6. Проведенный И. В. Вачковым анализ дал возможность выделить ряд существенных характеристик тренинга. В частности:
    • тренинговые группы - это специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в интенсивное общение, ориентированное на оказание помощи каждому в разрешении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания);
    • тренинг - метод работы психолога с клиентом, когда клиент делает то, чему он пришел тренироваться. Общее рабочее определение тренинга здесь выглядит следующим образом.
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом автор отмечает, что тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии (Вачков И. В., 2000).

Другое видение сущности группового тренинга представлено в работах М. Р. Битяновой. В частности, она выделяет следующие существенные характеристики этого вида работы практического психолога.

Психологический тренинг - не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Психологический тренинг - форма активного обучения, позволяющая человеку «самоформировать» (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности ( Битянова М. Р., 2004).

Тренинговые занятия в учебной деятельности (в школе, колледже, вузе) - существенная модификация тренинговой методологии и процедур, для того чтобы тренинг можно было использовать:

  1. для всей учебной группы;
  2. в обязательном порядке;
  3. в режиме коротких встреч раз в неделю;
  4. в ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для учебных заведений ( Битянова М. Р., 2004).
Заканчивая обзор различных точек зрения на понимание сущности тренинга, обратим внимание на еще одну точку зрения, в которой дается наиболее общее определение данного понятия. Решая проблемы этнической толерантности и, в этом контексте, организации методов и условий работы с тренинговой группой, Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. рассматривают тренинг как специальным образом организованную групповую работу, направленную на достижение определенной цели (Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. , 2004).

Обобщение описанных выше точек зрения и определений позволяет нам дать следующую характеристику этому виду работы практического психолога.

Тренинг (от англ. train - тренироваться) - в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наибольшую популярность этот способ воздействия приобрел в работе с группой.

Групповая терапия, коррекция, обучение и групповой тренинг: их общность и различия

Для более глубокого понимания сущности и специфики группового тренинга важно показать характер его отличий от других способов работы практикующего психолога.

По мнению И. В. Вачкова, основное отличие группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения состоит в следующем.

«И в групповом психологическом тренинге, и в групповой психотерапии довольно часто используются одни и те же процедуры. Фактически можно утверждать, что тренинг является одним из методов, применяемых в психотерапии (как, впрочем, и в психокоррекции, и в обучении). Вместе с тем, по-нашему мнению, является оправданным вычленение группового психологического тренинга из ряда других методов работы психолога (психотерапевта) как вполне самостоятельного направления. Это связано с существованием важных отличий группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения.

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики, и люди с пограничным состоянием психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько формированию навыков саморазвития личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы» ( Вачков И. В., 2000).

Пытаясь определить место тренинга среди других видов работ практического психолога, он выделил, с точки зрения запросов клиента (ребенка и взрослого), четыре основные цели практической психологической деятельности и, соответственно, четыре способа их достижения, которые могут быть обозначены как метаметоды деятельности психолога:

  1. информирование;
  2. консультирование;
  3. интервенция;
  4. тренинг.
Первые три метаметода психологической работы являются способами решения актуальных проблем клиента и (обычно) на большее не претендуют. Что касается четвертого метаметода, тренинга, то его принципиальное отличие от остальных заключается в том, что он направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы ( Вачков И. В. , 2000).

Развитию т-групп положили начало исследования Курта Левина, который был видной фигурой социальной психологии 30-х годов. Первая т-группа возникла случайно, когда в 1946 году был проведён семинар, посвящённый вопросам внутригрупповых отношений. Он имел целью оказание помощи бизнесменам и руководителям общественных организаций в применении Закона о справедливом найме, который был принят незадолго до этого в США. Эта встреча оказалась очень интересной для специалистов и рядовых участников, разногласия мнений, анализ собственных впечатлений участников сделали её полезным и эффективным методом обучения. Левин был глубоко убеждён, что личность наиболее восприимчива к изменению своих взглядов и установок именно в группе. Развитие групп тренинга положило начало групповому движению в психотерапии, стремительно развивающемуся и ставшему очень популярным.

Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия или на изучение процессов, происходящих в малых группах. Некоторые т-группы, называемые группами развития сенситивности, могут ставить целью всестороннее развитие личности каждого участника.

Лежащие в основе работы т-группы ценностные установки включают приверженность научным принципам дисциплин, изучающих поведение людей и общество, демократичность (в противовес авторитарности) и взаимопомощь. С деятельностью т-групп связаны такие понятия, как обучающая лаборатория, обучение тому, как учиться, принцип "здесь и сейчас". В определении обучения как лабораторного процесса отражается тот факт, что в т-группах обучение происходит в процессе новых форм поведения в безопасной обстановке. Цикл "обучения тому, как учиться" включает самопрезентацию, обратную связь и экспериментирование. Суть обратной связи раскрывается на примере "окна Джогари" - одного из самых важных понятий в методологии т-групп.

Тренер т-группы доверяет самим членам группы совместную работу по исследованию взаимоотношений и поведения. В т-группах участники получают помощь в развитии специфических коммуникационных навыков, таких как описание поведения, передача чувств, активное слушание и конфронтация.

В исследованиях т-групп можно выделить два направления: изучение самого процесса и оценка его конечной эффективности. Во втором направлении существует необходимость в долгосрочном отслеживании результатов, особенно тех, которые относятся к перенесению приобретённого в группе опыта на реальные жизненные условия. Т-группы способствовали популяризации психокоррекционных групп и психологических понятий. Интерес к т-группам отражает имеющиеся у большинства членов современного общества стремление к повышению уровня самосознания и развитию личности. С недавних пор т-группы стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей работе приемы, заимствованные из других подходов.

История и развитие

Для тех, кто сам не участвовал в Т-группах (группах тренинга), волнения и споры, вызываемые групповым движением, могут показаться чем-то загадочным. Члены группы на вопрос о своих ощущениях обычно отвечают примерно так: "Группа действительно дает результат, но какой - точно объяснить не могу. Каждый должен выяснить это для себя сам". Чтобы понять, почему Т-группы пользуются популярностью, полезно обратиться к их истории.

Движению Т-групп положили начало исследования выдающегося социального психолога 30-х годов Курта Левина. На Левина оказали влияние работы социолога Георга Зиммеля (Simmel, 1950), который рассматривал общество как систему функциональных взаимоотношений, объединяющих индивидуумов в сообщества. Он заметил, что, будучи членами общества, все люди принадлежат к группам, лидеры и члены групп постоянно воздействуют друг на друга. Левин начал применять динамические концепции Зиммеля по мере того, как переносил свои психологические исследования из лаборатории в полевые условия, то есть в нормальные естественные условия общественных процессов. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Работы Левина (Lewin, 1948, 1951), в области групповой динамики стали классическими.

Далее будет показано, что термин лабораторный тренинг относится к совокупности методов опытного обучения, одним из которых является Т-группа, или группа тренинга. Причем и термин Т-группа в настоящее время может быть отнесен к различным по целевому назначению группам. Одни Т-группы ориентированы на развитие умений для более эффективной организационной деятельности, другие - на формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. При последнем подходе внимание обращается на вклад каждого участника через стиль его взаимодействия в эмоциональный климат группы и процессы принятия ею решений.

Наконец, существуют Т-группы, акцентирующие общее развитие индивидуума, на которые одновременно оказали влияние достижения теории личности и клиническая психология. В рамках этой ориентации улучшение группового функционирования и развитие личностных умений являются вторичными по отношению к выявлению жизненных ценностей индивидуума, усилению чувства самоидентичности. Эти группы иногда называют группами сензитивности - термин, предложенный в 1954 г. клинически ориентированной группой психологов НЛТ. Для некоторых руководителей групп тренинг вскоре превращается во "встречи". В настоящее время НЛТ, перестав быть единственной организацией, практикующей Т-группы, сохраняет за собой важную роль в области тренинга руководителей и в дальнейшем развитии лабораторного метода.

Следует отметить, что даже тогда, когда Т-группа направлена на развитие личности индивидуума и его сознания, в ней всегда сохраняется контекст понимания группового процесса. Процесс взаимодействий отличается от содержания взаимодействий и относится к сфере чувств и восприятии, лежащих в основе поведения в группе. Во всем, что участники говорят, делают по отношению друг к другу, всегда присутствуют проблемы группового процесса. И они выходят за пределы индивидуальных проблем членов группы. Так, одна из проблем затрагивает управление и проявляется в том, как устанавливаются нормы и распределяется власть в группе Другая проблема касается близости и может найти отражение в темах

Знакомства и углубления заинтересованности в других участниках. Подобные процессы происходят в группе по мере ее развития и изменения и определяют темы дискуссий (Cohen & Smith, 1976).
В противоположность большинству терапевтических групп в Т-группах содержание взаимодействий служит средством для понимания процесса взаимодействий. Изучение групповых процессов и групповой динамики дает информацию о межличностных отношениях и поведении членов группы в реальной жизни. Развитие межличностных умений и социально-психологической компетентности предполагает понимание групповых процессов, поощряющих самопринятие (Argyris, 1967). Так, Т-группы придают особое значение непосредственным переживаниям членов группы. Более, чем другие группы, они удачно продолжают традиции социальной психологии и исследований групповой динамики.

Шейн и Беннис (Schein & Bennis, 1965) отмечали, что цели лабораторного тренинга могут меняться от группы к группе, но обычно включают следующие аспекты: 1) развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне; 2) понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как размеры группы и членство); 3) постижение межличностных отношений в группе - например, совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия с другими; 4) овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем - например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.

На практике учебные цели Т-группы в основном определяются ее участниками, и достижение этих целей облегчается благодаря соответствующей направленности групповых интересов. Групповые интересы могут касаться отдельных участников, их взаимоотношений, роли индивидуума в организации, группы как целого, взаимоотношений между группами, внутренних проблем организации, которую представляют участники группы. Когда интересы группы сосредоточиваются на отдельных участниках, целью может быть расширение самосознания, изменение установок и повышение поведенческой компетентности. Когда интересы направлены на выполнение ролевых функций, целью группы может быть исследование отношения участников к различным групповым ролям в ситуации общения с начальством, партнерами и подчиненными. Интерес к организационным вопросам может определяться целью решения специфических организационных проблем и поисками методов улучшения организационной деятельности (Schein & Bennis, 1965).

Т-группы (группы социально-психологического тренинга)

Зарождение Т-групп или групп социально-психологического тренинга (далее Т-группы) связано с именем известного социального психолога Курта Левина, который работал в США над проблемами групповой динамики и социального действия.

В попытке объяснить феномены группового взаимодействия К. Левин разрабатывает свою теорию поля – жизненного пространства, под которым он понимает «совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время». Эта совокупность факторов охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле. Он заметил, что будучи членами общества все люди принадлежат к группам, лидеры и члены групп постоянно воздействуют друг на друга.

В условиях воинской среды Т-группы большей частью создаются для воздействия в системе межличностных отношений с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия для эффективного решения задач, стоящих перед ними. В них обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения.

Основные задачи, которые решают Т-группы: обучение деловому и личностному взаимодействию между людьми, организации их совместной деятельности и руководству подчиненными. Иногда Т-группы применяются для оказания психотерапевтического эффекта и личностного роста с целью изменения их индивидуальной психологии.

В зависимости от целей и задач, решаемых в тренинге различают следующие направления Т-групп: тренинг руководителей, тренинг сензитивности, тренинг личностного роста, тренинг коммуникативных навыков, тренинг общения, тренинг лидерских качеств, группы организационного развития и др.

К основным принципам организации Т-групп можно отнести:

1. Принцип диалогизации взаимодействия , то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников. В случае доминирования одного из участников или нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

2. Принцип постоянной обратной связи , то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Такая информация часто открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для окружающих людей. Обратная связь позволяет участникам группы корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать наиболее оптимальную стратегию поведения.

3. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят, и не следует требовать этого от участников.



4. Принцип постоянного состава группы . Тренинговая группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть имеет постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

5. Принцип погружения . Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками-погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более. Это обусловлено тем, что много времени теряется на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях.

6. Принцип изолированности . Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает.

7. Принцип свободного пространства . В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения.

Этапы развития группы.

1) Представление каждым участником самого себя в определенном виде деятельности («Какой я?»).

2) Получение реакции от других людей на собственные высказывания и поведение («Какой ты?», «Каким мы видим тебя?»).

3) Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения с учетом мнений и реакций других людей. Это этап экспериментирования над собой.

4) Закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.

Особое значение здесь придается непосредственным переживаниям участников, их самопознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь», то есть анализируются события, происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к прошлому опыту участников.

Основной метод в Т-группах – свободная дискуссия без предварительно принятого плана, сочетающаяся с ролевыми играми, психогимнастикой и другими приемами (более подробно эти методы будут рассмотрены далее на примере тренинга личностного роста). Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенностей поведения и др. и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.

Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность тренингов, предоставляя участникам наряду с обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь.

Группы бихевиоральной ориентации

Причиной, заставившей представителей бихевиоральной школы обратиться к групповой форме психотерапии, послужило главным образом понимание того, что поведение и чувства индивидуума находятся в тесной зависимости от окружения, дающего его поведению и чувствам либо положительную, либо отрицательную оценку. Поэтому процессы научения, переучивания и отучивания значительно интенсифицируются в условиях психокоррекционной группы.

Работа в группах направлена на осознание неэффективных и апробирование новых видов поведения приемлемых не только для них самих, но и для воинской среды и общества в целом. Занятия поведенческим тренингом не ставят перед собой глобальных задач развития и роста личности.

Их задача – обучить участников справляться с теми или иными проблемами, выработать умение приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам, возникающим в деятельности. Любой другой эффект группы рассматривается как побочный продукт специфической цели группы. В группах стараются соединить дидактическое и практическое обучение. Многие упражнения являются практическими, но форма группы – явно учебная. Это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия психотерапевтических занятий.

К основным видам жизненных умений, которым обучают в группе, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, профессиональной карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, уверенность в себе.

В отличие от других психокоррекционных групп, группы бихевиоральной ориентации довольно жестко структурированы, а их руководители активно руководят группой, ставя перед участниками конкретную цель и планируя каждое задание.

Техника групп бихевиоральной ориентации многообразна и сложна. Выбор конкретных методик определяется поставленной целью и теми методами, посредством которых эта цель достигается. В прошлом бихевиоральные группы больше полагались на использование индивидуальных методов в условиях группы.

За последнее время бихевиоральные практики создали методы , использующие потенциальные возможности группы для достижения поведенческих изменений индивидуума.

Из различных видов групп бихевиоральной ориентации в настоящее время наиболее распространены группы тренинга уверенности в себе . Они лучше всего иллюстрируют обучение важному жизненному умению с помощью методов бихевиоральной терапии.

Для выявления степени уверенности в себе участников группы используются различные опросники. Одним из них является опросник Рейзаса. С его помощью на ранних стадиях развития группы оцениваются сильные и слабые стороны навыков уверенности в себе для определения тех сфер, где участники чувствуют себя более неуверенно.

Одной из методик тренинга, напрямую связанной с теорией бихевиоризма, является репетиция поведения . В методе репетиции поведения члены группы обучаются межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр, в ходе которых проигрываются жизненные ситуации. Обычно обучение начинается с несложных ситуаций, которые постоянно возникают в и актуальны.

Затем проигрываются более сложные ситуации. Рекомендуется составлять каждое упражнение в соответствии со следующими требованиями. Участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой- либо ситуации (в какой-то мере это напоминает объяснение нового материала на уроке в школе). Моделирование может происходить как с помощью видеотехники, так и в виде эпизода ролевой игры в группе. Следует удостовериться, что все отметили характерные аспекты поведения в тренируемой ситуации.

Затем наступает фаза репетиции, когда каждый участник должен исполнить роль, которую он только что наблюдал, опробуя новый тип поведения. При этом руководитель помогает ему, при необходимости подсказывает. Следует обеспечить правильную обратную связь с участником относительно различных аспектов исполнения, дать новые инструкции и проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить.

Наконец, наступает фаза подкрепления, то есть поощрения за успешные действия в виде положительных реакций группы и руководителя. Существует возможность и отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания), но следует помнить, что в данном случае сильным отрицательным подкреплением могут служить неодобрительные реакции в группе или просто отсутствие положительной обратной связи.

Наряду с репетицией поведения в группах тренинга уверенности в себе используется ряд других методик. Например, релаксационный тренинг, систематическая десенсибилизация и др.

Группы встреч

Большой вклад в развитие метода внесли яркие представители гуманистической психологии Карл Роджерс («терапия, центрированная на клиенте»), Ричард Прайс, Мишель Мерфи, Ульям Шутс и др.

Главный предмет гуманистической психологии – личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. Человек наделен возможностями непрерывного развития и самореализации, и его задача – актуализация этих возможностей, рост и развитие личности.

Название «группы встреч» происходит от слова «встреча», которое в данном конкретном случае определяется как способ установления отношений между людьми, основанных на честности и открытости, адекватном самосознании и ответственности.

Цель групп встреч – осознание и возможно более полная реализация того личностного и интеллектуального потенциала развития, который заложен в каждом человеке. Процедура совместной работы в группах встреч рассчитана на установление атмосферы доверия между участниками, открытости и безусловного принятия и одобрения каждого человека таким, каков он есть в реальной жизни.

Открытость в межличностном общении достигается постепенно за счет психологического самораскрытия каждого участника перед остальными членами группы путем установления близких, доверительных отношений между ними и безусловного положительного отношения партнеров друг к другу. Раскрытие чувств допускается только после того, как группа приобрела определенный опыт взаимодействия между ее членами, то есть тогда, когда в ней установились позитивные межличностные отношения.

В этих условиях происходит снятие внутреннего сопротивления каждого участника группы раскрытию его как личности и переход к спонтанному выражению чувств, описанию событий личной жизни и переживаний, имевших место в прошлом и открытому выражению отрицательных эмоций и чувств.

Одним из способов повышения самосознания в группах является конфронтация, выявляющая противоречия между тем, как члены группы воспринимают себя, и тем, как их воспринимают другие. Конфронтация возникает не для порождения конфликта, а с целью помочь другому человеку лучше понять и осознать себя самого в конфликтной ситуации. Конфронтация стимулирует изучение человеком собственного поведения и побуждает к его изменению.

Предполагается также, что члены группы должны отвечать за свое поведение в группе и в повседневной жизни. Группа не берет на себя функцию защиты своих членов, но она поощряет их к реализации собственных возможностей, к принятию самостоятельных решений и ответственности за себя.

Одна из характерных особенностей групп встреч – максимально недирективный стиль управления группой. Ведущий отказывается направлять и организовывать деятельность участников, создавая ситуацию фрустрации и вынуждая их проявлять активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит с ними в группе.

Проявления негативных эмоций не тормозятся, а участники, их проявившие, наказанию не подвергаются с той целью, чтобы они осознали возможность откровенно высказывать любые (а не только социально одобряемые) чувства. Впоследствии опыт проявления негативных эмоций конструктивно перерабатывается группой, и в ней возникает атмосфера взаимного доверия и открытости.

Ведущий выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как и остальные участники. Он должен быть внимательным и заботливым, создавая в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания. В результате, как считает К. Роджерс, «индивиды вступают в более близкий и непосредственный контакт, чем в повседневной жизни». Создается «климат максимальной свободы для выражения личности, исследования чувств и межличностных коммуникаций.

Основные этапы в работе групп встреч :

1) Установление межличностных контактов. Иногда для облегчения этого процесса используются вымышленные имена и личностное представление членов группы друг другу. Нередко в этих целях обращаются к специальным упражнениям, направленным на установление невербальных контактов (дотрагивание руками друг до друга, зрительное изучение лица другого человека лицом к лицу, внимательное рассматривание и исследование рук партнера по общению, держа их в собственных руках и т.п.)

2) Установление отношений доверия (например, через следующее упражнение: падение назад с закрытыми глазами, при котором партнер на лету должен подхватить падающего на пол).

3) Изучение возникающих конфликтов (чаще всего конфликты изучаются на вербальном уровне; ведущий поощряет членов группы, вступивших в конфронтацию, способных внимательно выслушивать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытающихся осознавать не только свои чувства и поведение, но и соперника).

4) Преодоление сопротивления к самораскрытию (например, посредством следующего упражнения: участнику группы предлагают подумать о чем-то очень сокровенном, что очень трудно открыть группе; затем предположить, что он открывает свой секрет одному из партнеров, и представить себе ответную реакцию; потом он описывает предполагаемую реакцию партнера, не открывая самого секрета).

5) Выражение сочувствия и поддержки друг другу (здесь следует учитывать, что стремление выразить поддержку, утешение или одобрение в адрес своего партнера по группе очень часто отражает эмоциональное состояние не столько поддерживаемого, сколько поддерживающего, что является материалом для обсуждения в группе).

Групповая гештальт-терапия

Основателем гештальт-терапии, ее групповой формы, считается Фредерик (Фриц) Соломон Перлз. Он обобщил имеющиеся знания в области психологии восприятия и личности различных психологических школ и органично использовал для разработки методики групповой гештальт-терапии. Позже в поисках самостоятельного метода Ф. Перлз изучил теорию поля Курта Левина, театр психодрамы Якоба Леви Морено, биоэнергетику и метод Александера.

В гештальт-терапии Ф. Перлза мы встречаем сознательный отказ от анализа прошлого опыта и работу по принципу «здесь и теперь», неприемлемость интерпретаций и комментариев событий, призыв к осознанию настоящего и способности жить в полной мере, а не рассуждать о жизни. Важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некой специфической организации частей, называемой гештальтом.

Гештальт-образование формируется на основе потребностей человека и объединяет те компоненты нашего опыта, которые значимы в данный момент. Когда потребность человека удовлетворяется, гештальт завершается и отступает на задний план, освобождая место новому образованию. Если же потребность не удовлетворена, гештальт не может завершиться и «раствориться в фоне». Чувство, оставаясь неотреагированным, причиняет беспокойство, травмирует психику человека, вызывает неразрешимые проблемы.

Задача гештальт-терапии – помочь осознать клиенту свою потребность, сделать ее более четкой, выразить неотреагированные чувства, завершив таким образом гештальт и освободив место для решения других проблем. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом психической деятельности индивидуума, показателем его психического здоровья.

Таким образом, основной целью групповой гештальт-терапии Ф. Перлз считал восстановление в каждом участнике группы организмических процессов, нарушенных в процессе жизненного цикла, пробуждение скрытых возможностей каждого путем поощрения осознания своих потребностей и способствование продвижению по пути к зрелости. Под зрелостью Ф. Перлз понимал оптимальное состояние здоровья, когда личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои потребности. Это становится возможным благодаря терапии непродуктивных стереотипов поведения и замене их полноценными и адекватными реакциями. При этом в центре внимания оказываются невротические механизмы нарушения контактов, таких как патологическое слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция.

Терапия контактов осуществляется по двум направлениям: 1) анализ вербального содержания и 2) анализ телесных проявлений.

Основными принципами групповой гештальт-терапии :

1. Принцип «здесь и теперь» – это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент, даже если он переживает прошлые события своей жизни.

2. Принцип «я - ты» выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Руководитель гештальт-группы побуждает участников группы адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принцип субъективизации высказываний связан с семантическими аспектами ответственности участника группы. Руководитель гештальт-группы предлагает заменять объективизированные формы типа «что-то давит в груди», на субъективные – типа «я подавляю себя».

4. Континуум сознания – это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний и отказ от вербализаций и интерпретаций. Участники группы должны постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ними в данный момент, замечать малейшие изменения в функционировании организма, что способствует ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Недирективный подход руководителя гештальт-группы, его установки на оправдание и принятие всего, что будет происходить за время жизни группы, соблюдение участниками группы определенных правил, сообщаемых руководителем перед началом занятий также способствуют формированию подобной атмосферы.

Правила предлагаются следующие:

1. Безоценочная атмосфера. Каждый участник может и имеет право высказывать свои чувства, как и когда он хочет, при этом запрещаются категорические высказывания и оценки других. Если кому-либо что-то не нравиться, он может это высказать в форме переживаемых им в настоящий момент чувств.

2. Участники говорят о себе по желанию и в любой момент могут прекратить работу, если чувствуют, что дальше работать неготовы.

3. Предполагается, что участники говорят о себе искренне. Не разрешается говорить неправду.

4. Члены группы посещают ее регулярно, так как отсутствие одного из ее членов сказывается на работе других. Необходимость отсутствия участника согласовывается со всей группой.

5. Конфиденциальность, то есть все, что обсуждается в группе, за ее пределы не выносится. Случайно возникшие вне группы дискуссии затем излагаются для всех участников – группа живет единой жизнью.

6. В группе разрешается говорить обо всем и делать все, что хочется, не притесняя остальных членов. Психотерапевт контролирует данный процесс.

Руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, то есть сесть на так называемое «горячее кресло». Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на «горячем кресле».

Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп, следующие:

Расширение осознания;

Интеграция противоположностей;

Усиление внимания к чувствам;

Работа с мечтами;

Принятие ответственности на себя;

Преодоление сопротивления.

Рекомендуем почитать

Наверх