Суд по оао звезда энергетика. Николай хаустов, звезда-энергетика: мы всегда исповедовали принцип тотального контроля над качеством. Работаем на перспективу

Калькулятор 16.12.2023

Петербургское АО "Звезда–энергетика" станет первым в России производителем дизельных и газовых электростанций из отечественных комплектующих.

Основных потребителей ее продукции, госкомпании нефтегазовой индустрии (" ", " ", " " и т. п.), из–за санкций правительство обязало покупать только отечественное оборудование. Вот петербургскому производителю и приходится все чаще заменять иностранных поставщиков на российских. Раньше комплектующие для агрегатов (сочетание двигателя и генератора) электростанций "Звезды–энергетики" поставляли известные во всем мире компании: финская Wartsila, германские MWM, MTU Friedrichshafen, американская Cummins. А теперь, в соответствии с новой политикой, производитель закупает двигатели от "Волжского дизеля им. Маминых", а генераторы - от курского "Электроагрегата". Компания уже провела первые испытания полностью отечественного дизельного агрегата мощностью в 630 кВт и начнет выпускать его летом этого года.

Из отечественных компонентов разрабатываются более мощный дизельный агрегат на 1 тыс. кВт и газопоршневой на 1,1 тыс. кВт.

Работаем на перспективу

Научно–исследовательские и опытно–конструкторские разработки частично финансирует РФ. В конце 2015 года министерство выделило "Звезде" на эти цели 70 млн рублей.

Еще 81 млн рублей из собственных средств компания направила на сооружение испытательных стендов и модернизацию мощностей, расположенных на территории Кировского завода. В итоге предприятие сможет выпускать 150 электростанций в год.

Серийное производство полностью отечественных электростанций компания планирует начать в I квартале 2017 года. Новой продукцией, по словам гендиректора "Звезды–энергетики" Алексея Андреева, интересуются в основном нефтегазовые компании.

Портфель заказов предприятия за 2015 год возрос с 11 млрд до 14,6 млрд рублей, а выручка увеличилась на 7%, превысив отметку 6 млрд рублей.

"У нас большую часть занимают длинные проекты, продолжительностью 2–3 года, что придает уверенность, так как портфель заказов сформирован до 2019 года", - оптимистичен Алексей Андреев. В работе находятся 15 проектов общей электрической мощностью 250 МВт.

В частности, компания создает энергетическую инфраструктуру порта Сабетта (ОАО "Ямал СПГ"), Юрубчено–Тахомского нефтяного месторождения (ПАО "Востсибнефтегаз", входит в ).

Рано радоваться

Емкость российского рынка модульных, дизельных и газовых электростанций эксперты оценивают в 15–20 млрд рублей в год. Российские производители занимают 20% этого рынка, остальное приходится на импорт.

АО "Звезда–энергетика" считается крупнейшим игроком. С такой оценкой соглашаются петербургские конкуренты компании - ООО "НГ–Энерго", ГК "Альянс", а также "РЭП–Холдинг", управляющий Невским заводом.

По оценке начальника аналитического отдела инвесткомпании "ЛМС" Дмитрия Кумановского, доля рынка "Звезды–энергетики" не превышает 8%.

"В год в Российской Федерации открывается 5,2 тыс. новых скважин ежегодно - нефтяных и газовых. Для их энергообеспечения требуется 10,5 тыс. генераторов, а цикл замещения у них составляет 5 лет. Потребность рынка - 2 тыс. генераторов в год", - объясняет Дмитрий Кумановский.

"Благодаря девальвации у отечественных компаний появился шанс вернуть себе рынок - из–за обесценения рубля импортная продукция стала дороже отечественной. Конкурировать с иностранными производителями, у которых объемы выпуска продукции в сотни раз выше российских, раньше было невозможно. За 20 лет российские предприятия растеряли позиции", - говорит Алексей Андреев.

Не все разделяют его оптимизм. Представитель ГК "Альянс" неавторизованно сообщил, что тоже пробует импортозамещение.

"Поставщики электростанций просто сборщики. Мы скованы тем, что в России никто не делает качественных генераторов. А двигатели с советских пор не изменились. Качество их сборки оставляет желать лучшего. Если Минпромторг готово выделять деньги, то тут нужны не миллионы и даже не миллиарды, а десятки миллиардов на новый завод по производству двигателей. А с нынешними темпами у нас еще не скоро будут свои двигатели", - полагает эксперт.

Полное импортозамещение в строительстве контейнерных электростанций невозможно. Заменить импортные комплектующие на отечественные можно максимум на 30% от стоимости агрегата. Пока у нас не будет налажено производство двигателя, ничего не сдвинется. А у нас ничего нет для производства дизеля: в 1990–е годы загублено. На заводе имени Маминых в советское время сделали тепловозный двигатель и теперь на его базе пытаются что–то изобразить. Но этот дизель как был разработкой 1970–х годов, так ею и остался.

Роман Бузанов

Технический Директор Официального Дилера Морских, Индустриальных Дизельных Двигателей И Дизель–Генераторных Установок Mitsubishi Ооо "М–Моторс"

В вопросе импортозамещения главное - не спешить. Главная задача не столько экономия, сколько создание такого оборудования, которое другим сложно получить. Что касается снижения цены на такую продукцию, то поначалу стоимость отечественного продукта будет даже выше, потому что сейчас соотношение цена–качество наиболее приемлемо у иностранных производителей агрегатов. И потом - отечественным производителям нужно будет хорошо вложиться в новые мощности, найти новых поставщиков и так далее. Снижения цены придется ждать.

Станислав Митрахович

Ведущий Эксперт Фонда Национальной Энергетической Безопасности

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Льготные условия для любимых клиентов - собственников Балтинвестбанка, их компаний и родственников. За последние годы это миллиарды рублей. Между тем в их кредитных историях есть темные места.

Сергей Коньков/ДП

Акционеры Балтинвестбанка за последние годы выдали себе и своим фирмам миллиарды рублей. У ряда их компаний не все ладно с погашением кредитов, а о некоторых невозвращенных займах уже давно позабыли. «Фонтанка» изучила масштаб кредитования собственников банка, которому могли бы позавидовать даже бывшие акционеры «Таврического».

Большая часть акций Балтинвестбанка прямо или опосредованно принадлежат Юрию Рыднику, Александру Швидаку и Вадиму Егиазарову. Рыдник - самый главный банкир Петербурга эпохи губернаторства Владимира Яковлева. При нем в Балтонэксимбанке (будущий «Балтинвест») обслуживалось большинство учреждений и ведомств Смольного. Швидак - самарский бизнесмен, сын заслуженного технолога России Игоря Швидака, «красного директора» Самарского подшипникового завода. Егиазаров - финансист.

Размаху, с которым собственники банка пользовались его деньгами (а точнее - деньгами вкладчиков), могли бы позавидовать даже акционеры банка «Таврический», . Часть бывших акционеров и руководителей банка сейчас находятся под следствием.

Кредиты своим

Помимо банка у его акционеров разветвленные бизнес-интересы. В них входят холдинг «Волгабурмаш групп», Самарский подшипниковый завод, петербургский строитель электроэнергетических объектов «Звезда-энергетика», самарское предприятие «Волгабурмаш», которое производит бурильные головки и прочее оборудование для нефтяной и горнодобывающей промышленности.

Больше всего кредитов в банке брала «Звезда-энергетика». Ежегодно - от двух-трех до пяти-десяти кредитов по 100 млн, иногда по 400 – 600 млн рублей. Причем во многих случаях эти кредиты постоянно продлевались. К примеру, в марте 2014 года завод взял 100 млн на 30 дней. В дальнейшем за несколько суток до истечения срока займа он продлевался на месяц: и так каждый раз в апреле, в мае и июне. А в июле он был продлен снова, однако уже на срок, не указанный в отчетности.

В январе 2015 года банк дал «Звезде-энергетика» кредит 401 млн рублей по ставке 16% годовых. Кредитные организации зарабатывают на разнице между ключевой ставкой Центробанка (по которой они занимают у него деньги) и ставками, по которым кредитуются клиенты. В момент выдачи кредита ключевая ставка ЦБ была 17%, а большинство займов банкам он выдавал и вовсе под 18%. Следовательно, кредит «Звезде-энергетике» под 16% был для банка убыточным. Вряд ли в то время кто-то из обычных клиентов-юрлиц мог бы похвастаться такими льготами. После декабрьского падения рубля кредиты в банках доходили до 25 – 30%.

«Звезда-энергетика» также исправно пользовалась банковскими гарантиями «Балтинвеста». Выдавались они в основном для обеспечения заказов «ФСК ЕЭС», которые выполняла компания. Суммы гарантий - по 6 – 8 млн, по 15 млн рублей. Некоторые из них продлены аж до января 2018 года.

Акционеры брали кредиты и для себя самих и своих родственников и знакомых. Причем в большинстве случаев эти займы выдавались еще несколько лет назад, а сейчас только продлеваются каждый раз на будущее. Причем совет директоров банка разрешал акционерам выплачивать проценты один раз в год, а штрафы за возможную просрочку были установлены самые маленькие - 0,1 – 0,3% ежесуточно от просроченной суммы.

Юрий Рыдник ежегодно занимал по 30 – 40 млн рублей, в том числе на покупку недвижимости и потребительские цели. Имеет овердрафт по карте (разрешенный уход в минус) размером $ 401 тыс. Выступал поручителем по кредитам Михаила Рыдника - президента Федерации фехтования Санкт-Петербурга, советника губернатора.

Вадим Егиазаров поручался по кредитам своего знакомого предпринимателя Сурена Оганова. Большие овердрафты по картам имеют как сам Егиазаров ($ 60 тыс.), так и близкие ему люди - Валерий Егиазаров ($ 50 тыс.) и Элина Егиазарова ($ 230 тыс.). В начале ноября, когда банк уже приостановил половину операций, акционер Егиазаров взял кредит 10 млн рублей. За две недели до этого в арбитражный суд поступил иск о признании банкротом его дорожной компании «Евроавтодор», которая задолжала эту же сумму.

Кредитовались в банке и наемные менеджеры - глава правления Игорь Кирилловых, финансовый директор банка Инга Моисеенко, член совета директоров Сергей Данканич вместе с женой Ольгой. Совместный кредит Сергея и Ольги на 10 млн был выдан в 2011 году и с тех пор регулярно продлевается. В 2014 году его снова продлили - до 2018 года. Получало займы и агентство Данканича - «Бета недвижимость». В 2014 году, например, банк разрешил компании погасить кредит в конце срока кредитования (не указан в отчетности), а в феврале 2015 года фирма была исключена из ЕГРЮЛ. Компания «Бета недвижимость», как и «Альфа недвижимость» Данканичей (исключена из ЕГРЮЛ в 2012 году), были поручителями по кредитам супругов.

Кредитуется в Балтинвестбанке и порт Усть-Луга, в совете директоров которого заседает Вадим Егиазаров.

Списание долгов

Каждый банк присваивает займу категорию качества, которая зависит от того, как исправно он гасится. Чем хуже категория, тем выше резерв, который банк должен направить в ЦБ. В самых безнадежных случаях, когда ясно, что заемщик вряд ли когда-нибудь отдаст деньги, в ЦБ резервируется 100% суммы кредита. Банк периодически списывал «плохие» кредиты на офшоры, принадлежащие акционерам.

В августе 2014 года банк уступил права требования по нескольким заемщикам, которые задолжали 354 млн рублей, фирме «Плата груп лимитед», принадлежащей Александру Швидаку. В этот же день банк купил на эту же сумму у офшора 0,9% акций H.S.R.G. Holding Limited - одного из крупнейших новосибирских продуктовых ретейлеров «Холидей» (аналог петербургской «Пятерочки»). Возможно, деньги никто никому не платил, а банк просто вернул резерв из ЦБ, получил акции и учел их в своем капитале.

Аналогичным образом были списаны долги других заемщиков. В августе прошлого года Балтинвестбанк отдал часть проблемных займов на сумму 455,6 млн фирме «Сеолфор менеджмент лимитед», принадлежащей Вадиму Егиазарову. Тут же банк купил на эту же сумму у этого же офшора акции CMCR Management Ltd - телекоммуникационного холдинга «Акадо».

Неудивительно, что среди заемщиков, долги которых были списаны, оказались знакомые лица. Например, фирма «Дизайн. Реклама. Строительство» на протяжении всего периода своего существования (2006 – 2013 годы) принадлежала Михаилу Рыднику. Ее долг размером 9,3 млн был продан фирме «Плата груп» Швидака. Судя по данным арбитражного суда, работа по взысканию этих денег идет не слишком интенсивно (в картотеке ни одного иска). И сам банк, впрочем, не старался их вернуть. В 2013 году фирма вместо того, чтобы обанкротиться, была исключена из ЕГРЮЛ как недействующая.

А вот списанные долги другого заемщика - «Дорожник-92» - банк не оставил без внимания. Сейчас на ее территории на правах аренды работает фирма «Евроавтодор», принадлежащая Егиазарову. В ней до недавнего времени работали бывшие руководители «Дорожника-92». «Евроавтодору» банк также переуступил часть своих требований на 700 млн. Компания также регулярно кредитуется в Балтинвестбанке, вот только этот факт не раскрывается в его отчетности. Формально фирма принадлежит офшору, а Егиазаров является лишь его бенефициаром.

Вексельные схемы

Вексель - ценная бумага, в которой написано, что банк обязуется выплатить определенную сумму денег в определенный момент, если держатель векселя обратится за этой выплатой. В связи со сложностью отслеживания хождения векселей по рукам третьих лиц в 2000-х годах этот вид ценных бумаг активно использовался банками и их клиентами для обналичивания преступно нажитых доходов.

В 2005-м Банк России поборол эти схемы, однако практика использования векселей всплыла в 2014 году по новым причинам. ЦБ объявил войну вексельным схемам, которые теперь стали использоваться в качестве обеспечения по кредитам. «За 100 млн рублей перекупается вексель стоимостью в 1 млрд, выданный на 15 – 20 лет на абсолютно нерыночных условиях», - приводил пример зампред ЦБ Василий Поздышев в общении со СМИ.

Вексельные схемы Балтинвестбанка скрыты от глаз общественности, и в отчетность попадают лишь обрывочные сделки, когда вексель передается кому-либо из связанных с банком сторон. Происхождение векселя, его дальнейшее движение и момент получения по нему денег в отчетах не отражаются.

Тем не менее даже частички этих схем, отраженные в отчетности, вызывают много вопросов. Некоторые из них с виду выглядят бессмысленными. Например, 28 ноября 2014 года банк купил у фирмы «Сеолфор» Егиазарова вексель стоимостью 146,8 млн. Через несколько дней, 3 декабря, банк продал этот же вексель «Сеолфору» за эти же деньги.

Другой любопытный пример. Кредиты завода «Волгабурмаш», выданные ему в 2011 – 2013 годах, в прошлом году неожиданно потребовали дополнительного обеспечения. Так часто случается из-за ухудшения финансового положения заемщика или изменения качества залога по этим кредитам (например, недвижимость упала в цене и т. п.).

Летом 2014 года Егиазаров внес в состав залога по этим кредитам принадлежащий ему вексель, выпущенный Балтинвестбанком, на сумму 412,9 млн рублей. Через месяц акционер передал вексель в собственность банка, получив взамен 112,9 млн и новый вексель на 300 млн. В этот же день из состава залога был выведен старый вексель на 412,9 млн и вместо него был внесен новый вексель на 300 млн. Другими словами, за один месяц требования к дополнительному обеспечению кредитов снизились на почти 113 млн. Разумного экономического объяснения этому обстоятельству нет.

«Волгабурмаш», кстати говоря, находится под внешним управлением. Если назначенный судом управляющий придет к выводу, что денег и имущества завода не хватит для погашения долгов, он будет обанкрочен. При этом кредиты, выданные ему банком, уже вряд ли будут возвращены.

Банк также регулярно обменивался векселями с Самарским подшипниковым заводом и со «Звездой-энергетикой». Причем векселя эти были выпущены как самим банком, так и его промышленными предприятиями, а в ряде случаев - вообще сторонними фирмами (например, терминалом «Фактор» в Ленобласти, через который экспортируют лес Северо-Запада в скандинавские страны). Но понять природу этих отношений невозможно без полной картины, которую в банке раскрывать не захотели.

В воскресенье, 18 февраля, французская газета Journal du dimanche (JDD) опубликовала свои «эксклюзивные данные» о возможной «связи» Дональда Трампа с российским миллиардером Дмитрием Рыболовлевым.

Расследование JDD вышло под заголовком «Рыболовлев: олигарх, который спас Трампа от банкротства».

Газета полагает, что «американские следователи, которые ищут подтверждения российского вмешательства в процесс избрания Дональда Трампа, могут со временем посетить Монако», где обитает Дмитрий Рыболовлев - «олигарх и бывший калийный магнат», видная и «неоднозначная фигура» в жизни княжества, владелец местного футбольного клуба.

JDD напоминает, что подозрения американских следователей вызывает, в первую очередь, сделка 2008 года, когда Рыболовлев за 95 миллионов долларов купил у Дональда Трампа виллу в Палм-Бич (Флорида): «эта сделка позволила американцу получить фантастическую прибыль в размере 54 миллионов и избежать банкротства».

9 февраля 2018 года сенатор от Демократической партии Рон Уайден, член комитета по финансам Конгресса, направил запрос главе минфина США Стивену Мнушину, в котором отметил, что «продажа недвижимости в Палм-Бич заслуживает тщательного изучения». Конечно, шикарная резиденция расположенная в 150 метрах от Атлантического океана, на участке площадью 62 гектара, стоит дорого, но в 2004 году Дональд Трамп купил ее за 41 миллион долларов, а в 2008-м - в самый разгар ипотечного кризиса в США - продал в два с лишним раза дороже.

«И именно в этот период, как полагают американские следователи, была заключена секретная сделка Трампа с Кремлем», - пишет JDD и цитирует журналиста Люка Хардинга, который отмечает, что «в ключевые моменты своей бизнес-карьеры Трамп чудесным образом спасался от разорения благодаря деньгам, приходившим из бывших стран СССР».

«Бывшая жена Рыболовлева, когда шел их бракоразводный процесс, заявляла», что Дмитрий очень хотел купить этот дом, хотя даже «ни разу не смог его увидеть лично», утверждает Journal du dimanche. По данным газеты, «в ходе своих показаний в Соединенных Штатах», экс-супруга Рыболовлева сказала, что после покупки «он не прожил в доме ни одного дня».

Вторым подозрительным обстоятельством газета называет тот факт, что через два месяца после продажи виллы Дональд Трамп создает фирму на Кипре - «в налоговом раю, популярном у русских олигархов», где в это время и Рыболовлев размещает почти все свое состояние. «В 2010 году Рыболовлев покупает 9,7% капитала Bank of Cyprus - главным акционером которого вскоре становится американец Уилбур Росс, ныне министр торговли у Трампа».

Американские следователи говорят и о «нескольких возможных рандеву Рыболовлева с Трампом и с его близкими».

Например, «выяснилось, что самолеты (Трампа и Рыболовлева) в течение нескольких часов соседствовали на взлетной полосе аэропорта города Шарлотт (Северная Каролина) 3 ноября 2016 года». «И если Трамп прилетел туда для проведения предвыборной кампании», «то для российского олигарха это странная остановка», - подчеркивает JDD и утверждает, «что изученные американскими следователями схемы полетов бизнес-джета Рыболовлева демонстрируют его короткие остановки в Лас-Вегасе, Бербанке (Калифорния) и Майами ровно в те моменты, когда там останавливался Трамп».

Помимо этого, «под вопросом остается одна дата в 2016-м году», когда яхта Рыболовлева «могла пересечься с яхтой дочери и зятя Трампа на побережье Хорватии».

В свою очередь, Белый дом уверяет, что Трамп и Рыболовлев никогда не встречались. А «окружение российского бизнесмена ограничивается тем», что отрицает любые версии о каких-либо махинациях при покупке виллы во Флориде.

В последние годы многомиллиардные траты компании «Газпром» стали намного прозрачнее. Но только для своих

Игорь Попов

Простой вопрос: кто победит в объявленном «Газпромом» тендере на поставку грузовиков «Урал», если известно, что эту технику производит лишь один завод в мире - ОАО «Урал» из города Миасса? И если этот самый завод участвует в тендере? Ответ на вопрос не такой очевидный, как вам может показаться. Первое место в конкурсе, проходившем в 2004 году, одержало некое ООО, название которого никому ни о чем не скажет.

Гигантские траты российских естественных монополий уже стали притчей во языцех. Откаты, гирлянды посредников, подозрительное завышение цен на приобретаемую продукцию, непрозрачная отчетность-все это наносит компаниям ущерб, исчисляемый в сотнях миллионов долларов. Панацея, придуманная от этой болезни рынком, - размещение заказов на поставку товаров и услуг только через конкурсы. Однако опыт, который «Газпром» приобрел в 2005 году, показывает: внутренние враги монополии и это лекарство проглотили без особых последствий.

Завод «Волжский дизель им. Маминых» (город Балаково Саратовской области) в недоумении. В 2004 году предприятие по заказу и на средства «Газпрома» разработало мобильную дизельную электростанцию, менеджеры потирали руки в ожидании крупных контрактов. Но «Газпром» будто забыл про балаковский двигатель.

Гендиректор предприятия Виктор Хвостиков никак не возьмет в толк, почему «Газпром» продолжает покупать дизельные электростанции у питерской компании «Звезда-Энергетика» по полмиллиона за штуку, тогда как за аналогичный продукт «Волжский дизель» просит $120 000. Разницу в цене дает двигатель: у электростанций «Звезды» он американский, у «Волжского дизеля» - свой. «Я не исключаю, что среди учредителей «Звезды»-главный энергетик «Газпрома» Гаррий Шварц и его заместитель Игорь Белоусенко»,-заявил Хвостиков в интервью Forbes.

«Жигули» дешевле «Мерседеса», но это не значит, что они лучше,-объясняет в свою очередь энергетик Гаррий Шварц в интервью Forbes.-Мы покупаем около 30 станций в год, бывает и по $500 000, бывает и дороже. Только я никакого отношения к компании «Звезда-Энергетика» не имею».

Согласно информационной системе «СПАРК» агентства «Интерфакс», главный энергетик «Газпрома» в 2004 году был председателем совета директоров АО «Звезда-Энергетика», а Игорь Белоусенко - членом совета директоров компании. Гендиректору «Звезда-Энергетика» Леониду Пономареву при этом «ничего не известно» о работе Шварца в его компании. Пономарев, правда, вспомнил Белоусенко; этот менеджер, по его словам, направлен в совет директоров АО «Звезда-Энергетика» газовой монополией «для координации». «Денег за это он не получает», -уточнил Пономарев. Деньги получает «Звезда-Энергетика», выручка компании в прошлом году составила около $45 млн.

«Все закупки «Газпрома» в основном держатся на личных связях и ведутся через близкие сотрудникам монополии компании», -комментирует один из нефтегазовых аналитиков, попросивший не называть его имени в печати. Может, в этом и есть секрет успеха «Звезды»? Президент компании Николай Бех в интервью журналу «Признание» так говорит о своих методах организации сбыта продукции: «Очень большое значение имеет деловая репутация руководителя. Ведь еще с социалистических времен моими партнерами, друзьями, коллегами были специалисты, которые сейчас занимают ключевые посты в российском производстве. Они поддерживают нас, доверяют нашим обязательствам...» Напомним, что Николай Бех в 1987-1997 годах был гендиректором КамАЗа, а в 2001-2002 годах-старшим вице-президентом газовой корпорации «Сибур».

Этот пример иллюстрирует непрозрачность закупочной политики «национального достояния». В 2004 году операционные расходы «Газпрома» превысили $30 млрд. Как были потрачены эти деньги? В бюджете компании $19 млрд проходят по маловразумительной статье «платежи дочерним компаниям», на «прочие расходы» записано $2 млрд. Насколько эффективно были потрачены эти средства, специалисты сказать затрудняются. «Это же не МКАД, где дырочку просверлил и узнал, из скольких слоев она состоит,-говорит представитель сервисной компании, пожелавший сохранить анонимность. - На газовых месторождениях попробуй проверь, сколько песка на засыпку болота ушло».

«Структура государственная, людей надо как-то кормить», - кивает один из поставщиков монополии. По его словам, желание очистить систему закупок со стороны руководства «Газпрома» заметно, но решение проблемы упирается в «среднее звено». «Крупные контракты отслеживает высший менеджмент компании, а средние и мелкие растаскиваются управленцами в отделах и департаментах,- говорит поставщик.- Воровство при закупках через откаты и фирмы-прокладки происходит и в частных компаниях, только в меньших масштабах, да и борются частники с этим эффективнее». Стоимость сложной машиностроительной продукции для «Газпрома» можно завысить в несколько раз; на простых продуктах, например трубах, «комиссия» невелика, зато объемы поставок огромны.

Заказы на строительство в этой «газовой Чечне» распределяются слишком предсказуемым образом. Возьмем хотя бы компанию «Стройтрансгаз» - 80% ее выручки (более $1 млрд в год) дают инвестиции «Газпрома» в капитальное строительство. «За многие годы сотрудничества с «Газпромом» подрядчик и заказчик хорошо «притерлись» друг к другу, что облегчает их взаимодействие»,-двусмысленно отмечают в своем отчете аналитики «Тройки Диалог».

В 1990-е годы акционерами «Стройтрансгаза» были ближайшие родственники и друзья Виктора Черномырдина, тогдашнего главы «Газпрома» Рема Вяхирева и его заместителя Вячеслава Шеремета - фундамент, на котором строились отношения заказчика и исполнителя, понятен. После прихода в «Газпром» команды Алексея Миллера звезда «Стройтрансгаза» должна была закатиться. Компанию упрекали, в частности, в неоправданно высоких расценках на услуги. На место «Стройтрансгаза» метила созданная летом 2002 года газпромовская «дочка» «Газпром -стройинжиниринг».

Однако ничего не изменилось. Доля «Стройтрансгаза» с 2003 года в программе капитального строительства «Газпрома» и аффилированных с ним структур снизилась всего на 1 процентный пункт - до 44% в 2005 году. Близких родственников «старой гвардии» в компании уже нет, зато здесь работают яркие представители вяхиревской команды - к примеру, бывший зампред правления и главный бухгалтер «Газпрома» Ирина Богатырева. И «Газпром» по-прежнему платит «Стройтрансгазу» слишком много денег. По расчетам Вадима Клейнера, директора по корпоративным исследованиям фонда Hermitage Capital Management (миноритарного акционера «Газпрома»), строительство газопроводов (в том числе силами «Стройтрансгаза») обходится монополии в 3,4 раза дороже, чем заказчикам в других странах. «Отсутствие реальной конкуренции в капитальном строительстве не позволяет снизить стоимость строительно-подрядных работ с одновременным повышением их качества»,-сообщает Счетная палата в отчете по проверке деятельности «Газпрома».

В «Газпроме» эти данные не комментируют. Гигант (выручка за 2005 год, по предварительным оценкам, $44,6 млрд, чистая прибыль - $15,4 млрд) вообще не привык мелочиться. За бурение скважин монополия платит на 44-57% дороже, чем американские и канадские коллеги. Затраты «Газпрома» на разработку Заполярного месторождения в 2004 году составили $8,5 на один баррель прироста нефтяного эквивалента. Расходы «НОВАТЭК», ведущего разработку на соседнем месторождении, оказались на 75% меньше. Данные по проектам 2005 года появятся к середине 2006 года, но аналитики уже говорят, что революции в «Газпроме» не свершилось.

Помните, один из поставщиков отмечал желание руководства «Газпрома» очистить систему расходов от прилипал? Дело это непростое, начинать надо с малого. Для обеспечения своей жизни и деятельности монополия закупает продукцию тридцати тысяч наименований -транспорт, топливо, трубы, газоперекачивающие агрегаты, электростанции, спецодежду. В прошлом году на эти цели было потрачено около $4 млрд.

В июле 2004 года совет директоров «Газпрома» утвердил положение о размещении заказов на поставку материально-технических ресурсов компании преимущественно на конкурсной основе. Предполагалось, что уже в 2005 году доля закупок МТР на конкурсной основе составит 50%, в 2006 году - 80%. По расчетам ООО «Газком-плектимпэкс», «дочки» «Газпрома», обеспечивающей монополию материально-техническими ресурсами, закупки на открытых тендерах сэкономят (при условном годовом бюджете закупок в 90 млрд рублей) 3,7 млрд рублей в 2005 году и почти 6 млрд рублей в 2006 году.

В декабре стали известны первые результаты этого эксперимента. Как сообщили Forbes в «Газпроме», в 2005 году на закупку материально-технических ресурсов было выделено 113 млрд рублей, 40% из них получили поставщики, победившие на открытых конкурсах. Экономический эффект от внедрения конкурсных процедур в 2005 году в «Газпроме» оценивают в 1,5 млрд рублей.

До запланированного не дотянули, но лиха беда начало. И кто победители конкурсов? В «Газпроме» Forbes заверили, что газовая монополия не работает с «фирмами-однодневками и компаниями с сомнительной репутацией». Смотрим результаты соревнований. Известно, что газовая монополия в основном закупает трубы (700 000-800 000 т) производства трех российских и одного украинского заводов - Волжского, Выксунского, Челябинского и Харцызского. Но победителем конкурса на поставку в будущем году более 240 000 т труб признано московское ООО «Торговый дом «Трубная продукция», учрежденное некой неназванной гражданкой России в сентябре 2004 года с уставным капиталом 10 000 рублей.

По свидетельству Вадима Клейнера, годом ранее закупки труб для «Газпрома» производились через ООО с похожим названием - «Трубный торговый дом». Фирма, зарегистрированная в марте 2003 года с уставным капиталом 10 000 рублей, продала газовой монополии продукции на $700 млн. Владельцем удачливого предприятия тоже являлась гражданка России, некая Елена Русская.

Разумеется, «Газпрому» виднее, как и с кем ему работать. Но миноритарным акционерам газового концерна вряд ли понравятся данные, которые демонстрирует Вадим Клейнер: до 2002 года включительно монополия приобретала продукцию Харцызского трубного завода напрямую; в 2003-2004 годах продукция украинского предприятия выросла в цене на 1%,но «Газпрому», который подключил к поставкам посредников, харцызские трубы обходятся теперь на 35% дороже.

Почем продает товар газовому концерну учредительница «Торгового дома «Трубная продукция», корреспонденту Forbes установить не удалось. Указанный в учредительных документах ООО телефон, как выяснилось, находится в квартире жилого дома; обитатели квартиры на все вопросы о «Газпроме» испуганно отвечают: «Вы ошиблись номером». Впрочем, директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко тоже никогда не слышал о таких крупных операторах рынка, как ТД «Трубная продукция» и «Трубный торговый дом».

Вот еще пример. «Газпром» традиционно использует на своих производствах газоперекачивающие агрегаты, произведенные «Пермскими моторами» и рыбинским «НПО «Сатурн». Однако в конкурсе на поставку этого дорогого (от 80 млн до 200 млн рублей) оборудования победили некие ООО, учрежденные другими ООО из Новосибирска и Горно-Алтайска.

«НПО «Сатурн» стабильно поставляет газоперекачивающие агрегаты «Газпрому» начиная с 1999 года»,-говорит начальник отдела рыбинского предприятия Александр Троицкий. Как в схеме поставок задействованы посредники, Троицкий обсуждать отказался. По его словам, это коммерческий секрет. Секрет «Газпрома» или поставщиков? «Когда предприятия совместно работают, появляются общие коммерческие секреты»,-объясняет Троицкий.

Почему среди победителей тендеров «Газпрома» так много малоизвестных фирм? Руководитель «Газкомплектимпэкса» Валерий Голубев отказался отвечать на этот вопрос. «Валерий Александрович-добрый человек и не хочет ни с кем ссориться»,-пояснили его отказ в компании.

Можно предположить, что с введением конкурсного распределения заказов в жизни «Газпрома» и его давних партнеров мало что изменилось. Если раньше посредник поставлял компании товар «по дружбе», то теперь он это делает как победитель конкурса. Немало способствуют этому непрозрачность конкурсной системы, отсутствие внятных объяснений, как в каждом конкретном случае определяется финалист. А также то обстоятельство, что к участию в тендерах допускаются не все желающие, а только те, кого пригласит «Газпром».

«Hermitage Capital ежегодно ставит перед «Газпромом» вопросы о системе закупок МТР, но ответов мы не получаем. На любую другую критику они реагируют, но эту меньше всего комментируют,- говорит Вадим Клейнер.-В зону закупок МТР акционерам и аналитикам доступ закрыт».[...]

«Нужен приказ о закупках напрямую у производителей,-уверен руководитель машиностроительного холдинга, ежегодно поставляющего «Газпрому» продукции на 1 млрд рублей.- Понятно, что посредники никогда не дадут лучших условий, чем заводы». Но такого приказа пока нет. А если появится, не будет ли найден способ обойти и это ограничение? Пока на все «неудобные» вопросы в «Газкомплектимпэксе» отвечают хладнокровно: «Управлению безопасности ООО «Газкомплектимпэкс» неизвестны случаи разоблачения коррумпированных сотрудников ОАО «Газпром».

Комплексный подход к решению задач энергоснабжения Комплексные энергетические решения - это современный подход к созданию систем автономного энергоснабжения самой высокой степени сложности. Инновационные технологии, накопленный многолетний опыт и высокопрофессиональный коллектив - это синергетический эффект успеха АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» в производстве электростанций. Петербургская компания «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» была создана в 2001 году и сегодня является одним из лидеров рынка промышленной энергетики России и стран СНГ Комплекс работ и услуг, предоставляемых компанией, включает: . Разработку проектно-сметной документации для строительства электростанций и ТЭЦ мощностью до 200 МВт, кабельных и воздушных линий электропередачи до 110 кВ и выше, распределительных подстанций всех классов напряжения, преобразовательных комплексов, устройств релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем управления технологическими процессами тепловой и электроэнергетики; . Изготовление контейнерных электростанций единичной мощностью от 50 до 2500 кВт, в том числе с утилизацией тепла; . Строительство «под ключ» стационарных, блочно-модульных электростанций и ТЭЦ мощностью до 200 МВт, кабельных и воздушных линий электропередачи 110 кВ и выше, распределительных подстанций всех классов напряжения, преобразовательных комплексов, устройств релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем управления технологическими процессами тепловой и электроэнергетики; . Выполнение пусконаладочных работ; . Сервисное обслуживание энергообъектов; . Обучение персонала заказчика; . Предоставление электростанций в аренду; . Поставка ЗИП заказчику; . Эксплуатация и сопровождение эксплуатации энергообъектов; . Техническое обслуживание и ремонт оборудования электростанций. C 2001 года компанией АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» произведено более 1500 энергомодулей суммарной электрической мощностью около 1340 МВт и тепловой мощностью 204 МВт Среди наших заказчиков ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «РОСНЕФТЬ», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «АНК «БАШНЕФТЬ», ОАО «СЛАВНЕФТЬ», ОАО «Зарубежнефть», концерн «Энергоатом», Shell, ОАО «ТРАНСНЕФТЬ», ТНК-ВР, ОАО «Мосэнерго», ГУП «ТЭК СПб», региональные генерирующие компании, ООО «Евроцементгруп», ОАО «Сургутнефтегаз», концерн «TOTAL» и многие другие. География деятельности Охватывает практически все регионы России - от Краснодарского края до острова Сахалин. Наши электростанции работают в Санкт-Петербурге, Москве, Западной Сибири, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, Республиках Саха (Якутия) и Коми, Астраханской и Новгородской областях. АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными производителями энергетического оборудования и комплектующих: Cummins, Wartsila, MTU, MWM, Коломенский завод, Kawasaki, Hitachi, Dresser Rand, Siemens и другие. Качество продукции АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» имеет полный перечень необходимых сертификатов на выпускаемую продукцию и лицензии на все виды производимых работ (услуг). Система менеджмента качества Компании соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Продукция, поставляемая в ОАО «Газпром» аттестована. Предприятие внесено в реестр поставщиков. Компания располагает собственной производственной площадкой (около 18 000 м2), а также представительством в Москве и сервисными центрами в Сургуте, Надыме, Ухте, Салехарде и Хабровске.

Рекомендуем почитать

Наверх