Отклоняющееся поведение. Как отклоняющееся поведение влияет на жизнь общества Причины отклоняющегося поведения

Вольер 28.01.2024
1 Какие выборы, по мнению опрошенных граждан, в наибольшей степени влияют на их

жизнь?
Объясните почему
2. Какие выборы, по мнению опрошенных граждан, в наибольшей степени влияют на жизнь страны?
Объясните почему.
3. Чем различается оценка гражданами влияния любых выборов на их жизнь и жизнь страны?
4. Правомерно ли сделать вывод о том, что значительная часть граждан не видет влияние выборов на свою жизнь и жизнь страны?
Аргументируйте свой ответ, используя данные опроса.

Ответы на вопрсы, Срочно ЗАрание спасибо!!!

1)Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической ·
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации ·
3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища ·
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
5. Что отличает искусство от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира ·
6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) плановому
2) рыночному
3) командному
4) традиционному ·
8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют
1) прибылью
2) налогом
3) заработной платой
4) прожиточным минимумом ·
9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги ·
10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.
Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) демократы
3) горожане
4) инженеры
12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего
13. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
14.В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы.
Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
15.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16.Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с банком регулируются нормами права
1) трудового
2) гражданского
3) государственного
4) коммерческого
18.Ученые-обществоведы определяют общество как

1)весь мир в многообразии его форм
2)обособившуюся от природы часть мира
3)совокупность природных и социальных сил
19.Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
1)обучение
2)творчество
3)общение
20.Саша хорошо учится и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1)личность
2)индивида
3)сына

32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?

33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?

34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?

35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?

36. Что такое мировое сообщество?

37. Каким образом человек превращается в личность?

38. Что такое социализация и воспитание?

39. С какими потребностями человека вы познакомились?

40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?

41. В чем состоит духовная жизнь человека?

42. Как связаны между собой свобода и ответственность?

43. Как проявляет себя человек в группе?

44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?

45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?

1.верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества: а) основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно

связаны б) изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом

2.Верны ли суждения о формационном подходе к анализу общественного развития: а) Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов.

б)Формационнй подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.

3. Верны ли следующие суждения о сущности понятия "цивилизация":

а) Цивилизация-это стадия общественного развития,следующая за дикостью и варварством

б) Цивилизация-это состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания,свободы,закона.

Урок обществознания 11 класс.

Тема: Отклоняющееся поведение.

Цель : пропаганда значения здорового образа жизни.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы.

2. Описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины отклоняющегося негативного поведения.

Основные понятия : отклоняющееся поведение, ложные друзья человека, алкоголизм, никотин, курение, наркотики.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, распечатки дополнительной информации.

Ход урока.

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; самоубийство; гомосексуализм.


Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens - совершающий проступок) (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам данной группы, а делинквентное - абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.
--Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике

Психологическое

Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта

Социологическое

Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигматизации (от гр. stigma - угол, пятно)


Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.
Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми
Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи.
По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худшую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).
Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи - открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д

Отклоняющееся поведение.

Девиантное (от лат. deviatio – отклонение), отклоняющееся поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.

12.1.1. На одном полюсе девиантного поведения находятся лица, проявляющие максимально неодобряемое поведение: террористы, предатели, преступники. На другом – лица с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, учёные, писатели, художники. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.

12.1.2. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное (буквально преступное) поведение. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.

Делинквентное поведение (от лат. delictum – проступок, англ. – delinquency – правонарушение, провинность) – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

12.2. Формы девиантного (неодобряемого) поведения: уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройство, самоубийства.

12.3. Виды отклонений.

12.3.1. Культурные и психические отклонения.

Часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

12.3.2. Индивидуальные и групповые отклонения.

Индивидуальное отклонение: отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

Групповое отклонение: конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).

12.3.3. Первичное и вторичное отклонения.

Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

Вторичное отклонение – отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

12.3.4. Культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.

12.4. Типы девиантного поведения (Роберт Мертон).

Главной причиной девиаций Мертон считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами их осуществлениями.

1) Конформность: соответствие культурным целям и средствам.

Конформизм – это единственный тип недевиантного поведения, поскольку поддерживает и цели деятельности, и средства их достижения.

2) Инновация: согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.

Инновация (от англ. innovation) – нововведение.

3) Ритуализм: отрицание целей данной культуры, но принятие и использование традиционных, одобряемых обществом средств их достижения.

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – разновидность обычая или традиции; исторически сложившаяся или специально установленная норма поведения, в которой форма исполнения действий строго канонизирована и имеет лишь символическое значение.

4) Ретретизм (от англ. retreat – отступление, отход; уединённое место, убежище), бегство от действительности: отрицание и целей, и социально одобряемых средств их достижения.

5) Мятеж, бунт – форма поведения, не только отрицающая, но и стремящаяся заменить старые цели и средства, способ действий, который предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов, формирование новых целей и средств.

12.5. Причины девиантного поведения.

12.5.1. Причины культурно осуждаемых отклонений.

1) Биологические объяснения (теории физических типов):

Определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм; люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.

Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д. Однако какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.

Физиогномика (от греч. φύσις – природа, γνώμων – знающий) – учение о существовании однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические и физические характеристики этого типа.

Френология (от греч. φρην – грудобрюшая преграда; переносное знач. – дух, душа, сердце и греч. λογος – слово, наука) – псевдонаука о связи психики человека и строения поверхности его черепа. Создателем френологии является австрийский врач и анатом Ф. Й. Галль. Он утверждал, что все психические свойства, якобы локализующиеся в полушариях мозга, при развитии вызывают разрастание определённого участка мозга, а это, в свою очередь, - образование выпуклости на соответствующем участке черепа; при недоразвитии каких-либо свойств в черепе образуются впадины

Основные признаки, присущие прирождённым преступникам: 1) необычно маленький или большой рост; 2) маленькая голова и большое лицо; 3) низкий и наклонный лоб; 4) отсутствие чёткой границы роста волос; 5) морщины на лбу и лице; 6) большие ноздри или бугристое лицо; 7) большие, выступающие уши; 8) выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей; 9) высокие скулы; 10) пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами; 11) кривой или плоский нос; 12) выдающаяся вперёд челюсть; 13) мясистая нижняя и тонкая верхняя губа; 14) ярко выраженные резцы и вообще ненормальные зубы; 14) маленький подбородок; 15) тонкая шея, покатые плечи при широкой груди; 16) длинные руки, тонкие пальцы; 17) татуировки на теле.

2) Психологические объяснения.

Зигмунд Фрейд предполагал, что любые поступки людей – это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. Когда контролирующий волевой фактор не способен подавить природный инстинкт – возникает конфликт, выливающийся в преступление.

По мнению Конрада Лоренца источником агрессии является инстинкт борьбы за выживание. У человека, в отличие от всех других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. На заре человеческой истории это было не столь опасно. Однако появление средств массового уничтожения ставит под угрозу выживание человека как вида.

3) Социологические объяснения.

Теории конфликта.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс существование преступности связывали с социальным неравенством капиталистического общества. С целью достижения равенства члены определённых групп населения становятся преступниками прежде всего с целью получения материальной выгоды.

В нормальных условиях человек ощущает ограничения, накладываемое обществом и подчиняется его коллективному авторитету, его требования не превышают некоего социально-приемлемого уровня. Однако в случае, когда в обществе отсутствуют устоявшиеся пределы стремлений для отдельных его членов, как это бывает при различных общественных потрясениях, до прихода общества в равновесие ни один его член не знает точно, какие потребности окажутся чрезмерными, а какие нет. Это состояние Дюркгейм называет социальной аномией.

Аномия (греч. a – отрицательная частица, nomos – закон), беззаконность, безнормность, неуправляемость – 1) психическое состояние человека, когда для него ничто не свято и не обязательно (индивидуальная аномия); 2) нарушения в ценностно-нормативной системе общества (отсутствие или неэффективность, противоречивость правовых и нравственных норм), всеобщая апатия, разочарованность, рост преступности, массовое стремление к нетрудовому образу жизни (массовая аномия); 3) стремление к реализации политических целей путем попрания правовых и нравственных норм (политическая аномия); 4) конфликт норм в культуре (аномия культуры).

12.5.2. Причины культурно одобряемых отклонений.

1) Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера.

2) Особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

3) Сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества , испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

4) Личностные качества – личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности.

5) Счастливый случай. Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

12.6. Личность преступника.

Признаки, присущие личности преступника:

1) биофизиологические – состояние здоровья, антропометрические характеристики (рост, вес и т. д.), врождённые свойства и аномалии как нервной системы, так и других органов;

2) социально-демографические – пол, возраст, образование, род деятельности, семейное положение, уровень доходов, место жительства и т. д;

3) социально-ролевые – признаки, связанные с общественными функциями лица, обусловленными его положением в обществе и членством в определённых социальных группах;

4) нравственно-психологические – интеллектуальные качества, целевые установки, ценностные ориентации, отношение к нормам права и морали, потребности и предпочтительные способы их удовлетворения.

К последним относятся: ограниченность потребностей и интересов; нарушение равновесия между разными их видами; искажённое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; признание возможности использования антиобщественных способов удовлетворения своих потребностей и интересов.

12.7. Преступность.

12.7.1. Преступность – понятие криминологии, означающее совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрена уголовная ответственность, а также массовое негативное социально-правовое явление, обладающее определенными закономерностями, количественными и качественными характеристиками.

Особенность преступности: наличие определённого контингента лиц – преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной.

12.7.2. Виды преступности.

1) По сфере общественной жизни, в которой проявляется преступность и которой она наносит ущерб: организованная преступность, политическая преступность, экономическая преступность, налоговая преступность, таможенная преступность, государственная преступность, коррупция, компьютерная преступность, экологическая преступность, преступный оборот наркотиков (криминальный наркотизм); преступность на почве ненависти;

2) По субъекту (в зависимости от признаков личности преступника): преступность несовершеннолетних, преступность военнослужащих, женская преступность, преступность мигрантов, профессиональная преступность, рецидивная преступность, беловоротничковая преступность, синеворотничковая преступность;

3) По характеристикам вины и преобладающей преступной мотивации: корыстная преступность, насильственная преступность, терроризм, неосторожная преступность.

12.7.3. Особенности организованной преступной группы:

1) два или более человек, которые объединились для совершения преступлений; 2) группа построена по принципу иерархии; 3) наличие материально-технической базы (денежные средства, транспорт, средства связи, вооружение); 4) каналы для «отмывания» денег; 5) коррупция, т.е. связь с представителями органов власти и управления; 6) раздел сфер влияния между отдельными группами либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.

Опасность организованной преступности:

1) для личности: подавление её прав и свобод актами насилиями и другими средствами («рэкет»), распространение влияния на профсоюзы, принуждение женщин и подростков заниматься проституцией.

2) для общества: перехват прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества, проникновение в область законного предпринимательства, насаждение идеологии преступного мира.

3) для государства: создание на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, подготовка и финансирование прямых антиконституционных действий; проникновение в политические партии и государственный аппарат. .
III. Закрепление изученного материала.

Какие формы отклоняющегося поведения вы узнали?

Каковы по-вашему, причины отклоняющегося поведения?

Заполните таблицу.

ЧТО МНЕ СКАЗАТЬ ТЕМ, КТО ГОВОРИТ: «ПОПРОБУЙ…»

2) Составить презентацию по теме «Здоровый образ жизни».

12 июня 2012

Одной из закономерностей нашего бытия, является то, что социальные нормы, вырабатывающиеся в ходе него, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, обеспечивают социуму определенную устойчивость и предсказуемость. Тем не менее, часто происходит так, что индивиды выходят за пределы этих норм и правил, которыми следовало бы руководствоваться постоянно. Такой вид социального поведения характеризуется понятием «отклоняющееся поведение». Часто в социально-психологическом контенте для обозначения такого вида поведения используется и понятие девиантное поведение. В самом упрощенном смысле, девиантное поведение - это такое, которое не соответствует существующим традициям, нормам и образцам, принятым в данном конкретном обществе в данное историческое время.

Наиболее часто встречающимися формами, в которых проявляется отклоняющееся поведение, выступают такие явления, как суицид, алкоголизм, наркомания, преступность, проституция и некоторые другие. При анализе данных явлений некоторые ученые-социологи различают по своему содержанию и формам проявления девиантное и делинквентное поведение. Делинквентным считается такое социальное поведение индивида, при котором он нарушает не только морально-этические нормы, но и принципы правового поведения, и оно подпадает уже под юрисдикцию правовых норм. Признак различения основывается на том факте, что отклоняющееся поведение относительно, так как является частью морально-нравственных ценностей какой-то конкретной группы людей или общности. Делинквентное же является категорией абсолютной, потому что касается норм, в рамках которых живут все люди в данное время и которые закреплены в форме законодательных актов.

На протяжении длительного времени ученые пытались описать и объяснить причины и источники формирования девиантного поведения. Поэтому сформировалось довольно много разнообразных концепций и теорий, в которых делается попытка раскрыть суть проблемы. Однако, следует признать, что и на сегодняшний день какого-либо единого взгляда на эту проблему нет. Все известные на сегодня виды отклоняющегося поведения описываются с самых разных точек зрения, группируются в некоторые общие подходы к трактовке причин возникновения девиации.

Рассмотрим некоторые из них.

Биологический подход состоит в том, что все люди различны по своему природному складу. Эти различия и детерминируют предрасположенность каждого отдельного человека к тому или иному виду поведения в обществе. Существуют учения (напр. Ламброзо), которые утверждают, что биологическая предрасположенность не только к девиации, но и к делинквентности отражается во внешнем облике индивида. В данном случае, все формы девиации рассматриваются как врожденные формы поведения.

Психологические теории объясняют девиантное поведение как результат особой комбинации психологических свойств, черт характера. Понимается это таким образом, что из всего комплекса социальных качеств личности формируется особая конструкция, в которой доминируют асоциальные установки и, как следствие, складывается направленность личности. При психологическом подходе существует признание, что часть таких установок имеет генетический характер, а часть - формируется самой социальной средой, окружением, которое оказывает на данного индивида преобладающее влияние.

Социологические концепции утверждают, что причины, вызывающие отклоняющееся поведение, целиком и полностью лежат в социуме и заключаются в его определяющем воздействии на формирование установок личности и ее поведения. Здесь признается, что девиация - это аномальное состояние общества, возникающее вслед за распадом существовавшей ранее ценностной системы.

Общим для всех подходов является выделение в самом процессе девиации первичного и вторичного этапов. На первичном индивид спорадически не «вписывается» в социальные стандарты, а так как окружающий социум не формирует своего отношения к такому поведению, то актор не признает себя девиантом. В ходе же вторичной девиации, на основе общественной оценки поведения индивида, он начинает осознавать свою девиантность, и общество начинает относиться к нему соответствующим образом.

Как девиация, так и делинквентность, могут носить индивидуальный и коллективный характер.

По мнению некоторых ученых, современный мир таков, что избежать существования у части людей девиантного поведения не представляется возможным, потому необходимо ставить задачу не ликвидировать его, а минимизировать негативные последствия.

Источник: fb.ru

Актуально

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

(Н. Смелзер)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:

1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Два положения текста:

- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;

- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.
Отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т. е. иметь полезные для общества следствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.
Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта - вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.
Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм - эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству.
Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.
В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причин отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.
Другие ученые искали психологическое объяснение причин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности (вспомните, что представляет собой и какое значение имеет направленность личности). Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их допустимость или необходимость оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»).
Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.
Исследования показали, что низкое самоуважение, самоунижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.
Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.
Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще принятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.
Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попытайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.
По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, внушение, ирония, порицание и т. п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в зависимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.
Из многих проявлений отклоняющегося поведения подробнее рассмотрим одно из наиболее опасных - преступность.

Рекомендуем почитать

Наверх