Как называются слова близкие по звучанию. Школьная энциклопедия. Как возникают синонимы в языке

Древесные плиты и изделия 17.01.2024
Древесные плиты и изделия

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.




А2. В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ? 1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко. 2) КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям. 3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики. 4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.


1. Разграничиваем лексические значения паронимов путем подбора синонимов, антонимов или словосочетаний. 2. Проводим смысловой анализ предложений. 3. Определяем верный ответ. Внимательно читаем все предложения, три из них будут чем-то похожи: либо выделенные слова будут напрямую связаны с существительным, от которого образованы (демократический связанный непосредственно с демократией, военный с войной и т. п.), либо, наоборот, одно из слов будет напрямую связано с существительным, а остальные три нет. Но если вдруг встретятся слова типа абонент абонемент, то этот алгоритм уже не сработает. Здесь придется применить метод исключения и логические рассуждения. Примечание. Разграничив лексические значения в данном задании, можно избежать ошибок, связанных с определенным сходством в звучании, морфемном строении и грамматических признаках слов- паронимов..


Анекдотический анекдотичный, артистичный артистический, архаический архаичный, безответный безответственный, благодарный благодарственный, болотный болотистый, будний будничный, вековой вечный, великий -величественный, виноватый виновный, враждебный вражеский, водный водяной, военный воинский, воспитательный воспитательский, встряхнуть стряхнуть, всякий всяческий, выборный выборочный, гармонический гармоничный, главный заглавный, годовой годовалый, гордость гордыня, гуманный гуманитарный, двойной раздвоенный, действительный действенный действующий, демонстративный демонстрационный, дипломатичный дипломатический, дипломат дипломант, доверчивый доверительный, жизненный житейский, злой злостный, знамя знамение, инженерный инженерский, информационный информативный, информация информатизация, искусный искусственный, каменный каменистый, косный костяной, конный конский, консервация консервирование, красочный красящий, ледяной ледовый, нетерпимый нестерпимый, опасный опасливый, освоить усвоить, осуждение обсуждение, пугливый пуганый пуганный, представить предоставить, почтительный почтенный, раздражение раздражительность, скрытый скрытный, тактичный тактический, технический техничный, удачливый - удачный, фактический фактичный, хозяйский хозяйственный.




В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ? 1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми. 2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ. 3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад. 4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.


Водный – 1) Свойственный воде, характерный для нее. 2) Живущий, произрастающий в воде. 3) Предназначенный для судоходства, связанный с сообщением по воде. Водяной – 1) Живущий, произрастающий в воде, обитающий на воде, около воды. 2) Осуществляемый с помощью воды, приводимый в движение водой или силою падающей воды. Предназначенный для движения по воде.


В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ? 1) У травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной глади сложные фигуры. 2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами. 3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей. 4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.


1) Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался ВЕЧНЫМ студентом. 2) Сосновые сухие леса на берегах реки перемешались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины, 3) Полина Ивановна спрятала эти письма на ВЕЧНОЕ хранение в старинный шкаф. 4) Автору хотелось написать о радостях и трудностях ВЕЧНОЙ работы писателя над словом, над стилем.


ВЕЧНЫЙ прил. 1) Бесконечный по времени, не имеющий ни начала, ни конца. // Независимый от времени, неизменный во времени. 2) Непреходящий, не перестающий существовать долгие годы, века. // Сохраняющийся в течение веков. // Не ограниченный какими-л. сроками, бессрочный. // Длящийся всю жизнь, пожизненный. // Бессмертный. // 3) Действующий продолжительное время. 4) Постоянно существующий, находящийся где-л. в природе. 5) Постоянно занимающийся одним и тем же или находящийся в одном и том же состоянии, положении. 6) Постоянный, неизменный. // разг. Постоянно употребляемый (об одежде, о предметах обихода). // разг. Постоянно повторяющийся; беспрестанный. ВЕКОВОЙ прил. Живущий, существующий, продолжающийся века, очень долго. // Очень старый, древний. // разг. Многолетний, давний.


1) Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался ВЕЧНЫМ студентом. 2) Сосновые сухие леса на берегах реки перемешались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. 3) Полина Ивановна спрятала эти письма на ВЕЧНОЕ хранение в старинный шкаф. 4) Автору хотелось написать о радостях и трудностях ВЕЧНОЙ работы писателя над словом, над стилем.




1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ. 2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ. 3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника. 4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.










ВРАЖДЕБНЫЙ прил. 1) Преисполненный вражды, неприязни. // Выражающий враждебность. 2) Относящийся недоброжелательно, неприязненно, стремящийся причинить вред. // Находящийся в состоянии вражды; вражеский, неприятельский. ВРАЖЕСКИЙ прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: враг, связанный с ним. 2) Свойственный врагу, характерный для него. 3) Принадлежащий врагу.


1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приёма. 2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота. 3) Вокруг этого населённого пункта расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк. 4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.


1. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ? 1) Федоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка. 2) За храбрость он получил очередное ВОЕННОЕ звание. 3) Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку. 4) ВОЕННАЯ промышленность этой страны очень развита.


2. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ? 1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег. 2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более однообразную и скучную. 3) Этот художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны. 4) «Вот мы и приехали домой», уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.


3. В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ? 1) Я нашёл просроченный библиотечный АБОНЕМЕНТ, который был потерян полгода назад. 2) АБОНЕМЕНТЫ телефонной сети обязаны оплачивать услуги станции. 3) Мы приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века. 4) Открыта продажа АБОНЕМЕНТОВ в бассейн.


4. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить ЭФФЕКТИВНЫЙ? 1) Артисты цирка для представления разработали ЭФФЕКТНЫЙ трюк. 2) Графиня Орлова, ЭФФЕКТНАЯ женщина, всегда привлекала внимание окружающих. 3) Выступление чтеца было запоминающимся, ЭФФЕКТНЫМ. 4) Кроме операции, врачи предложили и другие ЭФФЕКТНЫЕ способы лечения.


5. В каком предложении вместо слова ДЛИННЫЙ нужно употребить ДЛИТЕЛЬНЫЙ? 1) ДЛИННЫЕ рукава одежды мешали человеку работать. 2) ДЛИННЫЙ переулок заканчивался тупиком. 3) Нескладный ДЛИННЫЙ парень сразу привлек внимание комиссии. 4) Его отпуск получился ДЛИННЫМ, интересным.

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию - СИНОНИМЫ 2. Раздел науки о языке, изучающий слово и его значение - ЛЕКСИКА 3. Слова, близкие по звучанию, но различные по лексическому значению - ОМОНИМЫ 4. Основная единица языка, обладающая формой и содержанием - СЛОВО 5. Слова, противоположные по лексическому значению - АНТОНИМЫ 6. Слова, обозначающие не существующие в наше время предметы и явления - ИСТОРИЗМЫ 7. Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами - АРХАИЗМЫ 8. Устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ








В одном значении синоним слова изъян, в другом - синоним слова дефицит. Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначающего большое количество. В одном значении синоним слова уникальный, в другом антоним слова густой. В одном значении антоним слова тесный, в другом синоним слова размашистый. Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя. Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи. Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав. Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке. Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.













Покупки Чичикова доставили чиновникам больше неприятства. В правой деснице Игорь держал меч. Онегину грозило разорительство. Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки. Твое горе – не горе…, дело жизненное, - сказал старик. В политике двойственные стандарты неприменимы...







II. Основной этап работы

Цель:развитие фонематического восприятия.

Дифференциация слов, близких по звучанию:

Игра «Игрушка ошибается»

Оборудование: любимая игрушка ребёнка.

Описание игры: логопед объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия по развитию фонематического восприятия.

Игра «Внимательные ушки».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: предметная картинка с изображением вагона.

Описание игры: логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

Такое задание можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия, например, при изучении темы «Слова-действия».

Игра «Запомни слова».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Например, при изучении темы «Знакомство с предложением», можно предложить картинки: лиса, свекла, лук, дуб, слива, роза, сук. В конце игры можно попросить ребят разделить картинки на три группы: что можно увидеть в лесу, в саду, в огороде.

Игра «Слушай, смотри»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: предметные картинки медвежонок, медведь, девочка.

Описание игры: логопед ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка». Логопед называет пары слов: медведь- лететь, Машенька- вишенка, Мишутка – решетка.

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [м×]». Потом можно провести психогимнастику, попросив изобразить сердитого медведя Михаила Потаповича; показать, как испугалась Машенька, увидев Мишутку; как обрадовались возвращению Машеньки её родители.

Игра «Гонки слонов»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном занятии.

Игра «Запретное слово»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, логопед предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.

I . Различаем близкие по звучанию слова.

Игра «Правильно-неправильно» . Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни в ладоши. Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска и т.д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его… (белка).
Ты не бойся – это гусь,
Я сама его… (боюсь).

Грязнулю всегда
Выручает… (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется… (пол).

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки… (пью!)
II . Различаем слоги.

Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра «Одинаковые или разные». Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба – у дороги два стол… (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко… (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле… (ти).
Де-де-те – сядем в темно… (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по… (лю).
Фе-ве-фе – посижу я на со… (фе).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
III . Различаем фонемы.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра «Угадай-ка». У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: «Волк воет: у-у-у», «Младенец плачет: а-а-а», «Птичка поет: и-и-и». Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Аналогично учимся различать согласные звуки.

Игра «Звук заблудился». Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Шаг шестой:
Слушаем и анализируем

IV . Деление слов на слоги.

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь «отхлопывать», «отстукивать» ритмический рисунок двух- и трехсложных слов.

Игра «Сколько звуков?». На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра «Буквы, по порядку становитесь». Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем – по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к. В качестве тренировки предлагаем упражнение с картинками или предметами «Последний звук»: малыш должен ясно произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.

Можно разложить картинки в два столбика, в первый – картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой – на звук к.

Показываем ребенку картинку и произносим ее название, опустив последний звук (ко…, пау…, ма…). Малыш называет слово, а затем произносит звук, который был пропущен.

Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук» : ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к…от (крот),
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла…пу (лампу).

На арену вышли …игры (тигры),
Мы от страха все притихли.

Интернет – ресурс: http://www.deti74.ru/forum/index.php?topic=12224.0

А 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Употребление слова.

Паронимы – слова, близкие по звучанию,но различные по значению слова.


АБОНЕНТ - АБОНЕМЕНТ

Абонемент - право пользования чем-нибудь на определённый срок, документ, удостоверяющий это право: абонемент на посещение бассейна.

Абонент - лицо или учреждение, обладающее абонементом, правом на абонирование чего-либо: абонент телефонной сети.

АВТОМАТНЫЙ - АВТОМАТИЧЕСКИЙ - АВТОМАТИЧНЫЙ

Автоматический, автоматичный -напоминающий действия автомата; непроизвольный, машинальный: выполнять автоматические движения, автоматичные движения человека. Различие в значениях:

Автоматный - 1) относящийся к автомату, автоматам, связанный с ними: автоматный цех; 2) относящийся к автомату-оружию: автоматный затвор. Автоматический - 1) относящийся к автоматике, основанный на её применении: автоматическая станция, автоматическая блокировка; 2) напоминающий действия автомата; такой, как у автомата: автоматическая точность

АДАПТИВНЫЙ - АДАПТАЦИОННЫЙ - АДАПТИРОВАННЫЙ

Адаптационный - приспособляемый к чему-либо, находящийся в усло­виях адаптации: адаптационный период, адаптационное поведение, адаптационные способности, резервы организма. Адаптивный - способный к адаптации: адаптивные свойства. Адаптированный - 1) приспособленный: адаптированный к услови­ям окружающей среды; 2) упрощённый (о тексте для начинающих изучать иностранный язык).

Запомнить : адаптационный период (период адаптации) адаптивные реакции.

АДРЕСАТ - АДРЕСАНТ

Адресат - лицо, которому адресовано какое-либо почтовое отправле­ние (посылка, телеграмма и т. д.): адресату доставлено письмо. Адресант - лицо, отправляющее письмо, телеграмму, бандероль и т. д.: запросы адресантов почта обязана учитывать.

Рекомендуем почитать

Наверх