Для чего нужна школьная форма в школе. Школьная форма: за и против. Форма и самовыражение

Оклейка обоями 27.07.2020
Оклейка обоями

За первую школьную неделю многие мамы уже порядком устали стирать и гладить школьную форму для мальчиков и девочек, младшеклассников и подростков. У вашего ребенка тоже в школе форма? И как вы к этому относитесь? Аргументы "за" и "против" школьной формы высказывает психолог Людмила Петрановская.

Школьная форма, кто "за"?

Аргументов "за" школьную форму обычно три.

1. Форма создает равенство, нивелирует разницу в достатке семей . Очень смешно.

Во-первых, разница в достатке семей давно существует не столько между детьми в одном классе, сколько между разными школами. Вероятность соседства за партой сына уборщицы и сына депутата/прокурора/бизнесмена/шоумена близка к нулю. Тут уже очень поздно пить боржоми. А в тех школах, где важны способности, где нет коррупции при поступлении и такое соседство вполне возможно, формой обычно не заморачиваются и детям, как и педагогам, фиолетово, у кого родители богаче.

Во-вторых, разница в достатке все равно будет видна. Кроме формы есть обувь, кроссовки и костюм на физкультуре, верхняя одежда, часы, телефон, способ проводить каникулы и еще куча всего. Будем все уравнивать?

С другой стороны, и разница между дорогой и дешевой одеждой сейчас очень невелика на вид. Это не разница между бархатом с жемчугами и рваньем с лаптями, а только глупости вроде брендов и "последних коллекций". Джинсы, которые я дочери купила летом на распродаже в каком-то сетевом магазине типа "Нью-Йоркер", за 10 евро не отличаются на вид от джинсов за 1000 евро просто совсем (и дешевле вдвое самых паршивых синтетических блескучих и висючих форменных школьных брюк, а не паршивых - впятеро). О какой такой огромной разнице во внешнем виде мы говорим?

В-третьих, кто вообще сказал, что решение проблемы путем заметания мусора под ковер - лучший способ? Социальное неравенство существует. Задача родителей и учителей - научить детей достойно справляться с этим обстоятельством, не уравнивая ценность человека с ценностью его тряпок.

2. Аргумент второй тоже восхищает своим лицемерием. Форма, мол, поддерживает чувство принадлежности школе, корпоративную гордость, не зря в лучших частных школах Европы она есть . Чудесно. То есть школы у нас абы какие, гордиться там решительно нечем, дети их не любят и принадлежностью к ним, мягко говоря, не дорожат - зато форма будет ИЗОБРАЖАТЬ, что у нас как в Европе.

Интересно было бы составить корреляцию - как соотносится качество школы, в том числе любовь к ней учеников, и степень рвения в требовании формы у ее администрации. Что-то мне подсказывает, что зависимость будет весьма говорящей. Не говоря уже о том, что в тех самых "лучших школах Европы" действует автономия школы, и если форма есть - это решение самой школы, ее личная традиция, а не следствие чего-то сказанного и навязанного сверху.

3. Ну, и про то, что школа приучает носить костюм . Это вообще без комментариев. А с чего кто-то взял, что ребенку непременно понадобится в его будущем офисный костюм? Я вот живу без него и не жалуюсь. И дочь, надеюсь, обойдется. А сын с удовольствием носит при случае, хотя в школе ходил в джинсах. Можно моих детей не будут заранее программировать на то, как им одеваться и как жить?

На этом аргументы "за" кончились. По крайней мере, я других не слышала.

Аргументы против школьной формы

Теперь посмотрим, что нам есть сказать против школьной формы.

1. Форма - это прежде всего издевательство над мамами . Потому что нормальный мальчик-второклассник (и многие девочки) за школьную неделю угваздывает в среднем три комплекта одежды. И либо мама должна ночью стирать, сушить и заглаживать стрелки, либо потратиться на три комплекта, чтобы стирать и сушить все выходные.

Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичные: либо она мнется, а там все эти складки-защипы-пуговицы, замучаешься гладить, либо она с большим процентом синтетики, а это затяжки, катышки и очень недолгий срок службы. Сплошь и рядом на этикетке значится, что стирка в машине запрещена. Это как вообще? Горничную нанять ради внешнего социального равенства?

2. Форма - это дорого. У меня, например, в выходные часто работа, а то и командировки. Поэтому я всегда покупаю дочери много одежды, с запасом на те случаи, когда не могу ей помочь со сборами в школу в выходные. Купить четверо джинсов и десяток кофточек-маечек-свитерочков на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта. И кроме того, эти же джинсы и маечки годятся, чтобы пойти в гости, в секцию, гулять, поехать отдыхать на каникулах.

3. Форма - это дискриминация детей с нестандартной фигурой. Разница в телосложении, которую джинсы и трикотаж скрадывают, форменная одежда подчеркивает. Это на рекламных фото мы всегда видим стройных девочек, которым так идут юбочки-плиссе, рюши на блузках и сарафанчики в талию. А страдания девочек не столь стройных или, напротив, очень худых, вынужденных обтягиваться сарафанчиками или ходить в чем-то вроде мешка с пуговицами, дискомфорт детей высоко- и малорослых, или подростков, у которых размер в ширину еще детский, в длину - вполне взрослый и все отовсюду торчит, во внимание не принимаются.

4. Форма неудобна. Рубашки, заправленные в брюки, пиджаки с жесткими плечами, задирающиеся или липнущие к колготкам юбки, легко отрывающиеся пуговицы. Она жмет, врезается и давит, ее надо постоянно поправлять и одергивать, а для ребенка с чувствительной кожей типичная форменная одежда - просто пытка. Какая уж тут учеба.

5. Форма провоцирует конфликты. Где есть произвол - там будет протест. Подростки будут бороться за свое право ходить без формы, нарушая требования явочным порядком. Их будут за это ругать в школе и дома. Они в ответ - огрызаться. Родители будут третировать детей или скандалить со школой. И ради чего, можно узнать, создавать заведомую точку напряжения? Мало стресса в жизни?

6. Иногда родители говорят: зато не надо думать, что на него (нее) надеть, а то еще начнет перебирать все утро. Есть такое дело, некоторые начинают. Но разве не одна из задач детства - научиться управляться со своим внешним видом в том числе? Научиться одеваться к месту, и удобно, и чтобы самому нравилось? Почему не установить требования, которые помогают научиться думать и решать, что надеть?

Например, требование скромности и строгости одежды - качественное, разумное и развивающее. Есть возможность подумать и оценить: джинсы с дырами и стразами - это подходит? А надпись на майке - любая ли может быть? И опять же могут быть разные традиции в разных школах. СВОИ традиции, и куда-то нормально прийти в майке с надписью: "Я сегодня странный какой-то", а куда-то не стоит, и в этом надо ориентироваться. Нет, конечно, если цель стоит - вообще с детьми поменьше разговаривать, а только указания давать, то, конечно, форма лучше.

7. В этом месте психологи обычно говорят про вред уравниловки и нивелирование индивидуальности, о том, что форма готовит к роли "винтика" или "офисного планктона" , но я не буду. Не так это просто - нивелировать индивидуальность одеждой. Дети отобьются. Их глаза, улыбки, характеры не нивелируешь сарафанчиками.

Мне кажется, вред от насилия намного сильнее. Одинаковая для всех одежда вообще свойственна местам, созданным не для радости: армии, тюрьме, больнице. Если форма - это не про любовь к своей школе и не про гордость, что ты здесь учишься, то она про то, что государство тебя имеет, как хочет, а педагоги и родители вместо того, чтобы тебя от него защищать, ему в этом помогают. Впрочем, может, именно это и есть подлинный глубинный месседж нововведения.

Короче, единственная школьная форма, которую я могу признать разумной - это джинсы (юбки) без выкрутасов с майками-кофтами-фуфайками цвета школы или с эмблемой-девизом школы, которые дети сами хотят носить и носят тогда, когда решил школьный совет. А если кто-то по каким-то причинам не носит, то тоже можно.

Во-первых, не преувеличивать возможности школьного самодурства. Никто не имеет права ограничивать доступ вашего ребенка к образованию или устраивать его травлю из-за формы. Какие бы там ни были постановления и решения, закон сильнее, и закон говорит о праве вашего ребенка на образование. Вы как родитель обязаны обеспечить ему для этого условия - пригодную для хождения в школу одежду. ОДЕЖДУ. Не форму.

Школа может принять решение об обязательной форме - имеет право. Родительский комитет школы может это решение опротестовать - тоже имеет право. Если родительский комитет прогибается или сам жаждет уравниловки - его очень легко переизбрать на ближайшем же собрании.

Если начинаются явные придирки к полоскам-ширине штанов, если ребенка выставляют из школы и класса в тот день, когда он по какой-то причине не в форме (не успела высохнуть), не бегите покупать другие рубашки-штаны и не начинайте оправдываться.

Скажите, что вы и ребенок с уважением относитесь к выбору школы в вопросе формы и будете следовать принятому ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИ. Нет, вы не станете заглаживать стрелки на брюках, вам некогда и вам не нравится. И нет, вставать в 6 утра, чтобы успеть высушить феном единственно правильную жилетку, вы тоже не станете. И если у вашего ребенка чувствительная кожа, то он не будет ходить в пиджаке с натирающим воротником и режущими подмышками, но вы обещаете - когда сможете - купить подходящий по цвету трикотажный жакет.

Наконец, вы всегда можете написать заявление на имя директора, что, по материальным обстоятельствам, не можете обеспечить своего ребенка школьной формой требуемого образца и очень надеетесь на то, что это не отразится на отношении к нему педагогов и администрации. Мы ж все это за ради равенства бедных и богатых?

Неважно, каковы на самом деле ваши обстоятельства. В конце концов, бюджетом распоряжаетесь вы и вы можете считать, что лучше потратить деньги на каникулы ребенка в Англии или на его занятия дайвингом, чем на форму. А на то и на другое у вас нету. В некоторых случаях это может звучать издевательски, но кто первыми начал издеваться? Отдаете под запись заявление, а после первого же случая выноса мозга ребенку из-за формы пишете наверх жалобу про то, что вашего ребенка третируют из-за того, что семья недостаточно богата. Конечно, это вариант для подростков, которые сами настолько не хотят носить форму, что готовы выдержать некоторое давление и уверены в поддержке одноклассников.

Искусственно ставить ребенка в роль изгоя не надо, тогда уж проще школу сменить. Ну, и та одежда, в которой ребенок ходит вместо формы, должна выглядеть прилично - не вызывающе, не быть очень заношенной, грязной, явно не по размеру. А то огребете проблемы с опекой.

Про ребенка с чувствительной кожей тоже можно написать заявление. Только самого ребенка подготовьте, что отвечать, если "начнется". Лучший вариант: "Марья Петровна, я надеваю то, что велит мама (папа). Все вопросы - к моим родителям".

Короче, очень сочувствую всем, кто "попал", пусть это поменьше отравляет жизнь вам и детям. Не давайте их в обиду.

Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] Царенко Наталья

Зачем нужна школьная форма?

Зачем нужна школьная форма?

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря на то, что большинство мам и пап в свое время и сами ее носили, отношение к форме у них совершенно неоднозначное. Кому-то не нравится сама идея «уравниловки», кого-то не устраивает дизайн или удобство конкретной формы конкретной школы (хотя глобально они не имеют ничего против), кто-то, наоборот, с радостью соглашается, так как видит в форме выход для своего ребенка в силу финансовой ситуации семьи… Словом, сколько родителей, столько и мнений.

А дети… дети – прекрасные барометры и чутко ловят наши, взрослые настроения. И если мама сама терпеть не могла форму в свои школьные годы и, скрипя зубами, надевает ее на своего собственного ребенка, трудно ждать и от него положительного и уважительного отношения к форменной одежде (особенно если мама высказывает свое мнение вслух).

Итак, какие же плюсы и минусы есть у школьной формы? Нужна ли она, целесообразна ли, какие проблемы она решает, какие – нет, а какие, наоборот, порождает?

Начнем с плохого.

Во-первых, форма – это, действительно, уравниловка. У детей совершенно разные фигуры, рост, телосложение. Наконец, у них разный тип внешности. Таким образом, то, что пойдет одному – будет совершенно безобразно смотреться на другом. Чтобы этого избежать, следует дать возможность выбора фасона в пределах, скажем, единой ткани, цветовой гаммы и набора предметов (костюмы, юбки, жилетки – из одной ткани но с вариациями покроя для разных фигур). Однако, где это видано, где это слыхано, где это делается, кому это по карману? Можно по пальцам пересчитать такие школы, увы.

Во-вторых, форма лишь в идеале должна быть комфортной и красивой. Однако реальность зачастую вносит свои коррективы: во многих школах цветовую гамму и ткань не согласовывают с родителями, а делают по принципу «так получилось». К примеру, вводят форму совершенно чудовищной расцветки (в красно-зеленую клетку) только потому, что такую ткань закупили по дешевке «по каналам» директора.

В-третьих, форма угнетает детей своим однообразием. Каждый день – одно и то же! Это и правда надоедает, особенно с того возраста, когда дети становятся неравнодушны к своему внешнему виду и им хочется нравиться одноклассникам и одноклассницам. Правда, здесь изобретательные школьники (и особенно школьницы) всегда найдут выход – чем выделиться и как отличиться. Хорошо, если они додумываются сделать это с помощью деталей одежды. Помню, чего только мы не творили в рамках дозволенного: форму украшали и воротничками необычными, и манжетами, и передники шили красивые. Девочки всегда найдут способ украсить себя. А уж длина! Да и мальчишки всегда могли надеть необычную рубашку, подтяжки, ремень – кто во что горазд. Гораздо хуже, если для обращения на себя внимания в ход идут другие приемы – поведенческие.

И в-последних, некоторые школы делают из формы дисциплинарный рычаг, способ управлять поведением детей. Если позиция администрации в вопросах соблюдения формы чрезмерно жестка, это должно вас насторожить как родителей: главная функция школы – учить детей, а не дисциплинировать, и если акцент ставится не на том, то и учиться там будет непросто, ведь обращать внимание, вероятнее всего, будут в первую очередь отнюдь не на качество учебы, а на лояльность и «послушность».

Теперь – о хорошем. Итак, школьная форма позволяет решить следующие задачи.

Первая: благодаря введению формы дети в школе не могут поразить друг друга именно одеждой. Для учебного процесса это большой плюс, ведь не для того они в школу ходят, в конце концов… Хотелось бы, чтобы об этом помнили и дети, и родители. Выделиться дети и так найдут чем, и хорошо (просто отлично!), если это будут личностные достижения и таланты. Гораздо чаще это просто банальные телефоны, сумки, письменные принадлежности, верхняя одежда, разговоры на тему «у кого какой дом, какая машина», походы друг к другу в гости и совместный досуг – детям будет где «развернуться» и помимо сферы одежды. Социальное и материальное положение разных семей и так ни для кого из детей в классе не секрет, об этом и говорят теперь свободно, да и дети не хуже (а то и лучше) нас знают, что сколько стоит. Так что «решить проблему социального неравенства» форма, увы, не сможет. Однако имущественное неравенство переносится гораздо легче, когда хотя бы во время учебного процесса (а ведь это основная школьная функция) одежда у всех одинаковая. Да просто поставьте себя на их место: некто в шикарном костюме ведет с вами важный разговор, застигнув вас в неподходящей одежде – повседневной домашней футболке или в старом свитере… Как вы себя почувствуете? А теперь вообразите тот же разговор, когда и вы – в деловом костюме, даже не в таком дорогом. Когда будет комфортнее?

Вторая: еще лет 15–20 назад финансовое положение было очень напряженным у подавляющего большинства населения, и форма была хорошим выходом из положения для многих. Наши времена – с учетом кризиса – обещают быть не лучше, поэтому форму можно вновь считать неплохим материальным подспорьем: все же один набор одежек дешевле нескольких. Правда, некоторые школы ухитряются сделать на этом бизнес, и форма получается совсем недешевой, но это уж на совести администрации.

Третья: дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, это полезно и в смысле эстетики, и в смысле психологии – дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив, позволяющий воспитать так называемую «корпоративную культуру». К примеру, дочь моих друзей учится в Великобритании, в ее учебном заведении форма обязательна (как и во всех «хороших» школах – это традиции, сложившиеся веками). И девочка (подросток!) ею гордится, как гордится и вообще принадлежностью к этому учебному заведению. И правда, форма очень красивая…

Четвертая: не у всех детей и их родителей есть вкус, поэтому современные школьники бывают одеты просто чудовищно, нередко – и дорого, и чудовищно «в одном флаконе», ведь эстетика зависит отнюдь не от материальных возможностей семьи. А форма, если подобрана удачно и хорошо сшита, эти моменты убирает.

Пятая: в период пубертата девочки активно стремятся привлечь к себе внимание. При помощи повседневной одежды они получают порой просто удручающие результаты. Нередко девочки приходят на занятия в прозрачных блузках с полупрозрачными лифчиками, или в таких юбках-поясах, в которых категорически нельзя наклоняться – только приседать (привет шестидесятым!), или же в джинсах с низким поясом, в которых тоже лучше стоять ровно как оловянный солдатик: любое движение вперед извлекает на всеобщее обозрение трусики девочки и половину ее попы. Со стопроцентной гарантией могу сказать, что если девушка одета именно так, то что бы она ни говорила, но мысли у нее будут не об учебе – равно как и у всей мальчуковой половины класса. И, как следствие, у девичьей тоже. Не стоит себя обманывать, физиология есть физиология, особенно щедро подогретая гормонами. И тут дело не в высокой морали администрации, а в том, что они элементарно не хотят тратить свое время впустую. Как видите, плюсов все же больше, нежели минусов, хоть и не намного. Однако в вашей власти выбирать, какие аргументы для вас более значимы. Ведь форма – неизбежная данность во многих школах, так не лучше ли, не имея возможности изменить обстоятельства, изменить свое к ним отношение и увидеть позитив там, где, на первый взгляд, его нет и быть не может? А приняв ситуацию, ее всегда можно обратить в свою пользу: ну как минимум, вам и вашему ребенку будет легче жить – одним раздражающим и напрягающим моментом меньше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей Владимирович

1. Зачем нужна новая методология? Современная наука развивается по принципу дивергенции, с каждым днем растет количество новых отраслей знания, вопросы узкой специализации входят в моду во всех областях как собственно науки, так и практической деятельности. Разумеется,

Из книги Дневник счастливой стервы, или Эгоистка поневоле автора Белова Елена Петровна

ЗАЧЕМ НУЖНА МЕДИТАЦИЯ? Люди пытаются извлечь из медитации самую разнообразную пользу.Одним нужен покой, другим – самоконтроль, кому-то – сила, а кому-то – безмолвие. Но чаще всего есть желание обрести покой или покой ума. На первый взгляд, между покоем и покоем ума не

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Зачем нужна недоверчивость - Сегодня очень хорошая погода, и у меня хорошее настроение… Что-то здесь не так!Маша, 4 года- Мальчик, поди сюда.- Пойдем со мной, девочка.Если вы человек, совсем незнакомый ребенку лет от двух до десяти (да и старше…), но произносите

Из книги Дауншифтинг [или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется] автора Макеева Софья

Зачем и кому эта книга нужна? – Тому, кому понравилась книга Элизабет Гилберт «Есть. Молиться. Любить» (история журналистки, которая после развода и увольнения отправилась в путешествие на год). Потому как эта история вписывается в рамки дауншифтинга.– Тому, кому не

Из книги Лекарство от лени автора Леви Владимир Львович

Глава 2. ЗАЧЕМ НУЖНА ПУСТАЯ ГОЛОВА Это мое любимое животное, родное и близкое, называется Ленивец, точней, Ленивица с малышом. Симпатяга, правда? А это я. ГИД, как обычно, опаздывает... Георгия Игоревича Дарина (ГИДа) читатели знают, это один из моих постоянных собеседников,

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Зачем мужчине нужна Жена? Зачем мужчине нужна жена, чем она привлекает его? - Большинство мужчин ответит, что Жена привлекает его как возможный Душевный друг, Любовница, Хозяйка Дома и Мать для детей. А теперь обратите внимание на то, что те моменты, которые привлекают

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Что такое самооценка и зачем она нужна? Фундамент, на котором строится самооценка, – это оценка внешних влияний, условий, обстоятельств и отношений. Наличие способности оценивать не только объективные факторы, но и собственные силы, способности, качества – это один из

Из книги Причины болезней и истоки здоровья автора Виторская Наталья Мстиславовна

Из книги Искусство трудного разговора автора Таунсенд Джон

Глава 19. Зачем нужна подготовка? - Расскажите, как вы провели конфронтацию? - спросил я (Генри) у Сэнди, которая пришла ко мне на очередную консультацию.- Ужасно, - сказала она в ответ. - Так ужасно, что я даже не хочу ничего говорить. Мне стыдно про это рассказывать. - Поза

автора Стайл Шарлотта

Глава 1 Зачем нужна позитивная психология «Вероятно, в мире нет ничего, что так часто осуждают и так плохо понимают, как умение жить счастливо». Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) Позитивная психология изучает то, что эффективно. Это все аспекты жизни, мышления и поведения, от

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Зачем нам нужна цель Вы и без позитивной психологии понимаете, что процветающая, счастливая жизнь состоит не только из мимолетных удовольствий, радостей и занятий, которые нам больше всего нравятся. Нельзя превращать жизнь в неконтролируемый поиск наслаждений.

автора Шереметьев Константин

Зачем нужна перезагрузка? Семь бед – один Reset Мозг, как и любой другой орган, нуждается в отдыхе. Особенно это важно в тех случаях, когда человек непрерывно думает над одной и той же проблемой. Что называется, «циклится» на ней. При этом очень скоро нейросеть, по которой

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Зачем нужна медитация? Во время пребывания в центре в келью к Шэттоку зашел начальник полиции Рангуна, который только что вышел в отставку и также проходил курс медитации. Они разговорились на тему, зачем современному человеку медитация.Цивилизованное общество дает

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора Макклетчи Стив

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Школьная форма В целях борьбы с социальным неравенством, в школах Франции была попытка ввести школьную форму, которая оказалась утопической, поскольку каждый родитель хотел иметь право одевать своего ребенка так, как сочтет нужным. Но в школах до сих ценится

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Школьная форма в России существует вот уже 180 лет, и на протяжении всего этого срока она является объектом споров и обсуждений. Что важнее для ребенка: дисциплина или развитие личности? Помогает ли она учебному процессу или угнетает своим однообразием? Хотя конфликты по данному вопросу вряд ли когда-либо утихнут, попробуем взвесить все преимущества и недостатки школьной формы.

Актуальность школьной формы

Школьник должен приходить на занятия опрятным и прилично одетым, это понимают и выполняют все родители. Так если достаточно просто презентабельного внешнего вида, для чего нужна школьная форма?

За всю ее историю форму утверждали, затем изменяли, вовсе отменяли и снова вводили. Сейчас она снова приобретает актуальность, хотя и не в столь обязательном порядке, как когда-то в Советском Союзе. Российские образовательные учреждения больше склоняются к зарубежному варианту форменной одежды типа dress-code. То есть детям не обязательно одеваться в суконные гимнастерки и уныло-коричневые платья, они должны иметь деловой и практичный стиль сообразно требованиям каждой конкретной школы.

В различных школах форма имеет свой дизайн и цветовое исполнение, некоторые даже создают специальные атрибуты, присущие именно этому учебному заведению: галстуки, нашивки, эмблемы. Детей не ограничивают в выборе повседневной одежды: мальчики могут носить брюки, пиджаки, жилеты с рубашками или водолазками. Для девочек выбор шире: сарафаны с блузками или водолазками, пиджаки с сорочками и юбками, кардиган с брюками и еще множество вариаций, которые можно подобрать.

Вариации современной школьной формы весьма демократичны и позволяют ребенку выглядеть стильно, демонстрировать свой вкус и при этом соответствовать «взрослому» званию ученика:

Зачем нужна школьная форма

Как думаете, почему важна школьная форма? Что же положительного несет школьная форма для ребенка:

  1. Уравниловка в хорошем смысле слова. Когда девочки не хвастаются стразами на джинсах, а мальчики толстовками со своими кумирами. Так же одинаковая одежда лишает возможности продемонстрировать финансовое положение ребенка, на время учебного процесса делая всех равными перед учителем и друг другом.
  2. Школьная форма действительно дисциплинирует, как любая другая спецодежда. Одевая ее, ребенок уже настраивается на более серьезный лад.
  3. Эстетическая составляющая. Не каждый человек обладает достойным вкусом, поэтому некоторые дети выглядят неопрятно или даже уродливо.

При этом кто-то носит кислотные кеды, кто-то футболку с мультяшными героями, а взрослеющие девочки пытаются привлечь к себе внимание прозрачными блузочками. Вся эта пестрая масса больше похожа на балаган, чем на образовательное учреждение. Школьная форма же психологически сплачивает разношерстную толпу в нечто единое целое, развивая «корпоративную» культуру.

А вот что, по результатам анкетирования, родители относят к минусам школьной формы:

  1. Та же самая уравниловка. Если в школе строго регламентирован внешний вид, родители не всегда могут подобрать то, что подходит именно их ребенку. Это касается фасона, материала, особенностей фигуры каждого конкретного ребенка. В некоторых школах девочкам запрещено ходить в брюках, поэтому в юбках зимой они мерзнут и заболевают.
  2. Психологический фактор. Сейчас модно уже с пеленок считать ребенка личностью и давать ему всесторонне развиваться. Школьная же форма лишает возможности самовыражения, что особенно болезненно для старшеклассников.

Мое мнение о школьной форме

Теперь выскажусь про необходимость школьной формы. Мое мнение таково: школьная форма обязательна во всех образовательных учреждениях. Учебный процесс занимает всего 8 часов в день, после чего никто не мешает ребенку самовыражаться на футбольном поле, в гостях у друзей или на прогулке во дворе. Школьная форма не помешала Менделееву, Маяковскому или Гагарину стать Личностями, вошедшими в анналы истории. Зато это действительно очень мощный психологический рычаг, позволяющий ребенку стать более ответственным и собранным, что так важно для обучения.

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

Здравствуйте! Насколько важна школьная форма в среде Монтессори? Мы живём в Торонто и моя дочка посещает сад Монтессори. В нём есть дресс-код по цвету: тёмно-синий низ, обувь, джемперы и жакеты; белый или серый верх. Это для того, чтобы дети не отвлекались на внешний вид друг друга. Исключение - пятница, когда возможна свободная форма одежды. На русскоязычных ресурсах упоминаний о дресс-коде почему-то не встречаю вообще. Это только канадская особенность или у Марии Монтессори тоже было своё мнение по поводу школьной формы? После летних, зимних каникул и выходных довольно сложно уговорить дочку одеться по форме. Дочери 4 года, всегда даю одежду на выбор. Но ей хочется надеть что-то более «весёлое», чем тёмные джинсы и светлую блузку.

В нашем Международном Монтессори-центре мы отказались от школьной формы. Но есть и другая точка зрения, которой, возможно, придерживаются в школе автора вопроса. О ней рассказывает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:

А вот при подготовке современных Монтессори-педагогов вопрос школьной одежды обсуждается.

Аргументы за школьную форму

Неброская, привычная глазу одежда помогает сохранять рабочий настрой.

Форма выступает частью классной среды, которая должна быть максимально простой и нейтральной. На дошкольников оказывает влияние каждый элемент внешнего вида класса. Поэтому важно, чтобы детям было легко сосредоточиться на материале.

Форма - рабочая одежда ученика и должна быть практичной.

Для малышей важно, чтобы одежда не стесняла движений, не была слишком просторной, легко снималась и надевалась. Соблюдение правил в форме снимает вопрос о том, хорош ли конкретный комплект в качестве одежды для работы в классе. Ни ребёнку, ни родителю, ни гиду не придётся спорить о вкусах.

Встречается практика, когда дети переодеваются утром в классе. Одежда постоянно хранится и стирается в школе, а родители только оплачивают покупку комплекта в начале года. Школьники же предпочитают приходить сразу в одежде для учёбы. Но если кому-то очень хочется поносить полюбившийся предмет, он волен надеть его, но обязательно переодеться в форму к занятиям.

Свобода и необходимость носить школьную форму

Свобода - это осознанная необходимость и вопрос школьного дресс-кода приглашает ребёнка к ответственному поведению. Поддержание деловой атмосферы в классе и забота об удобстве других выражается в том, чтобы не создавать в рабочей зоне чрезмерного шума - звукового или визуального.

Покажите дочери, как можно с достоинством и минимумом самоограничения соблюдать правила, помогите увидеть, что в них заложен смысл бережного отношения к соученикам. Есть несколько вариантов это сделать.

Для детей младшего возраста в классе предусмотрены материалы, которые развивают бытовую независимость в одевании. Расскажите о трудностях дочери педагогу и он найдёт способ уделить этой теме внимание по мере проявления интереса к тематическим презентациям. Например, к стирке.

Возможно, больше ярких цветов можно позволить на прогулке. Узнайте у педагога, в какие моменты ребёнок может надеть что-то более «весёлое».

Добирайтесь до класса во внешкольной одежде, чтобы переодеться на месте.

Поделитесь с дочкой вашим видением ситуации. Наверняка вы бы предпочли, чтобы она работала с красками или в саду в специальной ученической одежде, а не в дорогой сердцу кофточке. Хоть фартук оберегает, но стопроцентной защиты не даёт, а в форме любимым вещам ничего не грозит.

Подготовьте желанный наряд для пятницы заранее, повесьте на специально отведённое место. Это символически удовлетворяет желание надеть комплект прямо сейчас.

Иллюстрация: ru.pngtree.com

Дебаты о положительных и отрицательные сторонах единообразия в одежде школьников в нашей стране только начинаются, тогда как в Европе и Америке они идут уже десятки лет. На эту тему написаны тысячи статей и проведены сотни научных исследований. «Газета.Ru» суммировала главные их них, чтобы вы могли составить собственное мнение.

Улучшение успеваемости

За
В 1998 году было проведено научное исследование , которое показало, что ученики школ, в которых ввели форму, учатся чуть лучше тех, в чьих школах разрешено ходить в чем угодно. Эксперты уверены : дело в том, что дети не отвлекаются на обсуждение одежды, форма настраивает их на более серьезное поведение в стенах учебного заведения и сокращает время, которое ребенок тратит на то, чтобы решить, в чем сегодня пойти на занятия. И конечно же, думают эксперты, тратит это сэкономленное время на то, чтобы поделать уроки.

Получается, что девочки, которым не повезло «подойти» под выбранный школой тип юбки, выглядят уродинами и должны из-за этого страдать. И в конце концов, школьная форма, скроенная из не самых лучших материалов, чаще всего просто неудобна. Почему ваш любимый ребенок должен 11 лет ходить в неудобной одежде?

Рекомендуем почитать

Наверх