Кто такой теодор герцль. Теодор Герцль, еврейский общественный и политический деятель: биография, книги, память. Литературная и журналистская деятельность

Выбор квартиры 25.11.2023

Теодор Герцль

Основатель сионизма ТЕОДОР ГЕРЦЛЬ ( 1860-1904) Основоположник современного сионизма, Теодор Герцль был единственным сыном глубоко любивших его родителей. Герцль родился в Будапеште 2 мая 1860 года.

Фото Теодора Герцля в возрасте 5 лет

в родительском доме в Будапеште.

Из ВИКИПЕДИИ

Его еврейское образование закончилось с бар-мицвой; по существу, он не слишком много знал об иврите или иудаизме. Он стал юристом в Вене, но затем решил выполнить мечту своего детства и стать писателем. Однако завоевать известность оказалось делом нелегким, и в возрасте 22 лет он писал в отчаяньи: "В моей жизни нет ни малейшего успеха, ни малейшего достижения, которым я мог бы гордиться".

Девятью годами позже Герцль получил серьезную работу — стал корреспондентом ведущей венской газеты "Нойе Фрайе Прессе". Новая работа привела его в Париж, где он почувствовал усиление антисемитизма.
Герцля начали преследовать мысли об антиеврейских предрассудках. Он почти убедил себя, что решение вопроса состоит в полном исчезновении евреев посредством перемены религии и смешанных браков. Но затем, поняв, как дорого на самом деле ему еврейское наследие, Герцль написал пьесу "Новое гетто", в которой с новой силой подтвердил свою принадлежность к еврействуи привязанность к нему.

В должности газетного репортера Теодор Герцль присутствовал на первом процессе Дрейфуса. Увиденное глубоко потрясло его. Он с самого начала верил в невиновность Дрейфуса, но не это особенно мучило его. Герцль писал в дневнике:

"Дело Дрейфуса — больше, чем судебная ошибка; в нем заключено желание подавляющего большинства французов осудить одного еврея, а через него — всех евреев. "Смерть евреям!" — вопила толпа, когда с его мундира сдирали капитанские планки. С той поры "Долой евреев!" стало боевым кличем. И где? Во Франции, в республиканской, современной, цивилизованной Франции, через сто лет после Декларации прав человека...

До этого момента большинство из нас верило, что решения еврейского вопроси можно ожидать в постепенном продвижении человечества к большей терпимости. Но если прогрессивный в других отношениях, бесспорно высокоцивилизованньш народ может дойти до такого состояния, чего можно ожидать от других народов?"

Разжалование Дрейфуса

И Герцль начал поиски путей обезопасить свой народ от антисемитов. В конечном счете он пришел к мысли простой, но по тому времени революционной: евреи должны иметь свое государство и свое правительство. В 1896 году он опубликовал призыв к созданию независимого государства в небольшой книжечке, которую он так и назвал: "Еврейское государство". В ней Герцль писал:

"Я верю, что придет замечательное поколение евреев. Маккавеи восстанут вновь. Позвольте мне еще раз повторить вступительные слова: евреи, которые этого желают, будут иметь свое государство.

Наконец мы будем жить как свободные люди на своей земле и мирно умирать в своих собственных домах. Мир будет свободнее нашей свободой, богаче — нашим богатством, величественнее — нашим величием".

Книга Герцля прозвучала как удар грома. О ней говорили повсюду. Немецкая печать, еврейская и нееврейская, называла идеи Герцля идеями сумасшедшего мечтателя. Русские сионисты, разделяя его мечты, опасались верить Герцлю. Они никогда не слышали о нем и не понимали, почему он в своей книге не упомянул о значении иврита, а также о тех, кто еще раньше призывал к рациональной независимости для евреев.

Т.Герцль. Базель.

Пятый Всемирный сионистский конгресс. 1901 г.

Дело было в том, что Герцль никогда не слыхал прежде о сионистах России. Пощнее он говорил, что не написал бы свою книгу, если бы знал о них. Излить свои мысли влекло его убеждение, что они оригинальны; и именно сила и свежесть воображения в его работах вдохновляла других. Отовсюду шли призывы, чтобы Герцль возглавил сионистское движение.

Теперь Герцль обратил всю свою энергию на решение одной задачи — создание еврейского государства. Это должно было стать — по идее Герцля — политическим решением еврейского вопроса, согласованным с великими державами. Евреи будут массово переселяться в еврейское государство в соответствии с Хартией, открыто признающей их право на поселение, и с международными гарантиями. Так родился политический сионизм.

Сначала Герцль искал поддержки со стороны богачей — евреев и неевреев. Но в идее государства он не смог убедить даже барона Эдмона де Ротшильда, хотя тот был главной опорой ишува. Это привело Герцля к решению, что с богачами ему делать нечего. "Надо немедленно организовать наши массы", — сказал он.

Материалы Первого сионистского конгресса в Базеле ( 1897 г.)

Первым крупным проектом Герцля был созыв еврейского конгресса. На собственные средства он создал еженедельник, посредством которого идея распространялась и отрабатывалась. Первый сионистский конгресс открылся в Базеле 29 августа 1897 года. Это было первое в истории официальное собрание евреев со всего мира — и оно было делом рук одного человека.

На встрече присутствовало около 200 еврейских руководителей. Они прибыли из Восточной и Западной Европы, из Англии, Америки, Алжира — старые и молодые, ортодоксы и реформисты, капиталисты и социалисты. Конгресс основал Всемирную сионистскую организацию, целью которой было создание обеспеченного публичным правом убежища для еврейского народа в Палестине. Были утверждены еврейский флаг и национальный гимн, которые стали впоследствии флагом и национальным гимном государства Израиль. В своем дневнике Герцль пророчески писал:

"В Базеле я основал еврейское государство. Может быть, через пять лет, а через пятьдесят лет наверняка, все увидят его".

Организация Объединенных Наций утвердила создание государства Израиль ровно через 50 лет после того, как эти слова были написаны.

Давид Бен-Гурион провозглашает независимость Израиля

под портретом Теодора Герцля.

Фото из ВИКИПЕДИИ

Перед смертью, случившейся 3 июля 1904 года, Герцль выразил желание быть похороненным рядом с отцом в Вене, где его останки должны находиться до тех пор, пока еврейский народ не перенесет их в Эрец Исраэль для перезахоронения. 14 августа 1949 года это желание было исполнено: сегодня его могила на Горе Герцля в Иерусалиме привлекает тысячи людей.


Теодор Герцль и его семья дорого заплатили за свое увлечение сионизмом. В роду у его жены Юлии были психически больные люди, и судьба детей Герцля стала трагической. Его старшая дочь Паулина умерла из-за пристрастия к наркотикам, а сын Ганс покончил с собой в день ее похорон. Младшая дочь Труда провела большую часть жизни в больницах и закончила ее в нацистском концлагере Терезиенштадт. Единственный внук Герцля (ребенок Труды) покончил с собой в 1946 году, и, таким образом, у Герцля не осталось никаких прямых наследников.

Теодор Герцль с детьми, 1900 год. И всё же наследники у него есть. День смерти Герцля (по еврейскому календарю - 20-й день месяца Таммуз) отмечают как национальный день его памяти. В этот день молодежь Израиля и стран диаспоры вспоминает его статью, опубликованную в молодежном журнале в апреле 1904 года, за несколько месяцев до смерти. Герцль в ней написал: «Я называл когда-то сионизм бесконечным идеалом, ибо в сионизме, как я вижу его, содержится не только стремление к возвращению в страну обетованную нашего несчастного народа, но и стремление к нравственному и духовному совершенству».

ГЕРЦЛЬ Теодор (Биньямин Зеев; Theodor Herzl ; 1860, Будапешт, - 1904, Эдлах, Австрия), основатель политического сионизма , провозвестник еврейского государства и создатель Всемирной сионистской организации .

Деятельность Герцля как основателя и вождя сионистского движения продолжалась менее десяти лет, но уже при жизни его личность стала легендарной. Он сочетал в себе черты пророка и политического лидера, мечтателя и расчетливого администратора, романтического писателя и трезвого практика, рафинированного фельетониста и упорного борца за проведение в жизнь своих идей. Герцль замечает в дневнике, что, работая над книгой «Еврейское государство», он слышал шелест таинственных крыльев, что не мешало ему разрабатывать детальный план создания и деятельности «Еврейского общества» и «Еврейской финансовой компании». Глубоко веря в правоту и осуществимость своих идеалов, он игнорировал насмешки окружающих и, несмотря на неимоверные трудности, твердо шел по намеченному пути. Само появление Герцля на политической арене произвело революционный сдвиг в национальном самосознании еврейского народа, стимулировавший, в свою очередь, обострение чувства собственного достоинства и самоуважения у каждого еврея.

Впервые в истории еврейской диаспоры Герцль создал всемирное представительство еврейского народа, придал новое содержание принадлежности еврея к своей нации, вернув, таким образом, к еврейству многие круги ассимилированных евреев. Главной целью национальной деятельности он сделал не облегчение страданий еврейского народа, а улучшение положения евреев в той или иной стране и разрешение еврейской проблемы в мировом масштабе.

Аристократизм Герцля, его спокойствие и самообладание вызывали восхищение, а порой благоговение не только у его последователей, но и у таких противников его политической концепции, как Ахад-х а-‘Ам, который после 1-го Сионистского конгресса писал, что Герцль воплотил на рубеже 19 в. и 20 в. величие пророков древнего Израиля. Еврейские массы Европы видели в нем «царственного трибуна», призванного вернуть народу величие древности. В глазах неевреев появление Герцля разрушало стереотип еврея, веками создававшийся в христианском и мусульманском мире. Поэтому властелины держав - турецкий султан, германский кайзер, вельможи и министры, папа римский принимали молодого венского журналиста как признанного представителя всего еврейского народа, несмотря на то, что у него не было и не могло быть никаких полномочий и почти никакой общественной опоры. Созданная им Всемирная сионистская организация представляла собой вначале незначительное меньшинство в еврейском народе. Одухотворенный идеей еврейского государства, Герцль силой своей логики и убежденностью сумел уверить многих, что антисемитизм является не только страшным злом для евреев, но и тяжким недугом, который не перестанет точить европейское общество до тех пор, пока у еврейского народа не будет на земле своего уголка, где он смог бы вновь творить духовные ценности и обогащать, как и в прошлом, культуру всего мира.

После его смерти В. Жаботинский писал: «И днем конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета - но за него мы песню допоем!»

Государство Израиль было провозглашено в мае 1948 г., лишь на несколько месяцев позже той даты, которую предсказал Герцль после 1-го Сионистского конгресса.

01:35 pm - Теодор Герцль.

В Нью-Йорке - премьера фильма
IT IS NO DREAM: THE LIFE OF THEODOR HERZL
в кинотеатре Quad Cinemas...

Трудно смотреть историко-биографические фильмы, особенно посвященные человеку, появившемуся на свет 150 лет назад. Трудно преодолеть инертность и ответить на вопрос, зачем это мне. Но сядьте перед экраном, и вы подивитесь тому, насколько актуален фильм, обращенный к нам – покинувшим СССР, Россию и другие «страны СНГ» по «пятому пункту». «Еврейский вопрос существует до сих пор», - ровным голосом сообщает диктор, и на экране возникает Россия, русские фашисты со вскинутыми в нацистском приветствии ладонями, следом Ахмадинежад... «Атака на евреев продолжается в прессе и на улицах, количество нападок растет»... Голос диктора звучит, а в кадре – Москва. Исписанная синими буквами стена. «Умрите, жиды» - написано по-немецки. Ниже – «Зиг Хайль». Справа – рисунок: виселица, где повешенным в петле болтается магендовид. И совсем внизу, наконец, на родном языке: «Обосритесь, жыды» - орфография подлинника.

Не обольщайтесь – это НЕ российские кинематографисты прошли по улицам страны. Американские. Диктор за кадром тем же ровным голосом продолжает: «Но они не могут нас истребить. Нет другой нации на земле, которая приняла бы столько страданий...».
И только теперь появляется дата – эти слова написаны в 1895 году основоположником сионизма Теодором Герцлем. Новый американский документальный фильм рассказывает о нем. «Это не мечта» называется картина. А, может, «Это не сон» - переведите, как вам удобнее «It is not a dream». Второй строкой: «Жизнь Теодора Герцля».


1901 год. Теодор Герцль в Базеле, где проходил Пятый сионистский конгресс

Это первый за сто лет (!!!) кинофильм о человеке, чье имя следует знать всем евреям, живущим в Израиле и не только.

В нынешнем мае исполнилось 152 года со дня рождения Т.Герцля. Конечно, в Израиле отмечать этот праздник сподручнее. Имя Теодора Герцля - один из символов Израиля. В каждом израильском городе есть названные в его честь улицы и бульвары. В Иерусалиме есть гора его имени, где покоится его прах, а недалеко от могилы находится его музей. 20 тамуза, день смерти Герцля, объявлен национальным днем его памяти. Исследователи читают его книги, а обыкновенные евреи живут в стране, которую он вымечтал в 1895-м, сидя в антисемитском Париже корреспондентом газеты Hôtel de Castille, где написал знаменитые строки своего романа-утопии о будущей стране «Der Judenstaat»: «Мы – народ, единый народ. Еврейское государство – потребность всего мира. Следовательно, оно возникнет».

Но даже в Израиле ощущают, что личность основателя Всемирной сионистской организации не оценена по достоинству. Нет ни одного игрового фильма о нем. Нет актера, который бы сыграл этого красивого яркого мечтателя, которому мы все обязаны своим сегодняшним местопребыванием. Нынешняя лента идет более двух часов. Для документального фильма это много. Но другого пути нет, когда предпринята первая попытка с педантизмом, исключающим возможность извращенного толкования, исследовать рождение и формирование идеи самостоятельного государства в уме ОДНОГО человека. Авторы восстанавливают обстоятельства места и времени, в которых полтора века назад в центре благополучной Европы родился и вырос мальчик, которому важнее собственной жизни стала жизнь его народа.

Герцль родился в Будапеште. В благополучной семье у образованных родителей, воспринявших немецкую культуру. Если дед Теодора еще вел религиозный образ жизни, то отец относился к иудаизму формально. Мать Герцля Джанет Диамант, дочь преуспевающего торговца, получила хорошее светское образование. К моменту рождения мальчика семья покинула гетто и была равной среди равных: немецкоязычная, состоятельная, религиозно «просвещенная». И быть бы ему добрым мадьяром и забыть свое еврейское происхождение, но – спасибо антисемитам: ему быстро напомнили, кто он.

Едва начав учиться в гимназии, он столкнулся с антисемитами. Да так, что мама перевела его в будапештскую евангелическую гимназию, большинство учащихся которой были евреями. Он изучал французский, английский, музыку, как положено всякому культурному немцу, но еще писал и печатал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештских газет. Родители Герцля поддерживали его литературные устремления, требуя одного - чтобы он закончил юридический факультет Венского университета. Изучение антисемитского сочинения Е. Дюринга «О еврейском вопросе» травмировало его, но покинуть университет он не мог. Следовало терпеть. Зато Студенческое общество он оставил - в знак протеста против антисемитских выходок. А получив степень доктора юридических наук и поработав клерком в судах Вены и Зальцбурга, он узнал, что «Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи. Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией», - как он записал в дневнике.

Начиная с 1885 года Герцль посвятил себя литературе: он писал пьесы, фельетоны, рассказы. Пьесы его шли на сценах Вены, Берлина, Праги и других театральных столиц Европы и имели настолько громкий успех, что какое-то время у него была репутация одного из ведущих австрийских драматургов. Дальше – женитьба на состоятельной женщине, которая никогда не смогла стать ему другом и разделить его взгляды, но родила троих детей. Ханс, Паулина и Маргарет (известна как Труде)

Получив в 1891 году должность парижского корреспондента венской Neue Freie Presse, которую он воспринимает, как «трамплин, с которого можно высоко прыгнуть». Но именно во Франции он сталкивается с тем уровнем антисемитизма, который не может вынести и бежать от которого некуда. Сначала публицист Дрюмон упрекает международное еврейство в бедах страны, призывает экспроприировать еврейский капитал, и на этой волне становится главным редактором газеты «Libre Parole» - рупором для атак на евреев.

Следом - антисемитская пьеса в театре Франции, смерть офицера, которого назвали «жидом», а он вызвал обидчика на дуэль, антисемитские демонстрации, клеветнические суды.

Герцль ищет пути решения «еврейского вопроса». В дневнике того времени он записывает, что намерен вызвать на дуэль и стреляться лично с лидерами антисемитизма, среди которых были Георг фон Шенерер, Карл Люэгер и сам принц Лихтенштейн. Мечтает победить и выступить на суде с речью против антисемитизма.

Другой путь, который представляется ему плодотворным, - массовое крещение евреев. Герцль мечтает об аудиенции Папы Римского.

Но живая жизнь оказывается богаче: осуждение Альфреда Дрейфуса 22 декабря 1894 года прерывает его мечтания. Герцль убежден в невиновности Дрейфуса: «Еврей, который начал свою дорогу чести как офицер генерального штаба, не может совершить такое преступление… Как следствие длительного гражданского бесчестья, евреи обладают часто патологическим стремлением к чести; и еврейский офицер в этом смысле ставит себе особую планку», - записывает он в днивнике.

Толпы на улицах требуют смерти Дрейфуса, а далее - «Смерть евреям!» Герцль не может поверить, что все это происходит во Франции спустя сто лет после провозглашения Декларации прав человека. «Достижения Великой революции отменены», - пишет Герцль, и его статью не печатают. Призыв «Смерть евреям!» на парижских улицах убеждает его в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого еврейского государства.

В 1895 года он записывает в дневнике то, что ему нужно: «Страна, в которой мы сможем жить с крючковатым носом, черной или рыжей бородой… и при этом не будем объектом осмеяния. Страна, где мы сможем в конце концов жить как свободные люди на своей земле. Страна, где будем так же, как и другие, пользоваться уважением за великие и добрые дела, где мы будем жить в мире со всем миром».

Так открывается главная цель жизни Теодора Герцля. Он бросается к ведущим еврейским филантропам, создает Всемирную сионистскую организацию, созывает Первый всемирный конгресс сионистов и открывает новую эпоху в истории еврейского народа.

Фильм построен на исторических документах, забытых фактах, подробных дневниковых записях Герцля, рукописях его статей, книг, философских и публицистических трактатов. Но главная заслуга авторов в том, как дана эта интенсивная интеллектуальная деятельность молодого мыслителя, как погружена в детали и подробности его каждодневного быта, в котором есть родители и семья, в которой он родился, потом – семья, которую он построил сам. Деликатно касаются авторы темы драматичной супружеской жизни. Красивые особняки в разных городах Европы не позволяют обывательскому сознанию представить, какое неблагополучие пряталось за тяжелыми шторами в высоких окнах...
​Inline image 2​

Редкие групповые фото первых сионистских конгрессов завораживают и заставляют подолгу всматриваться в лица тех – первых – приплывших в Европу с Украины, Молдавии, которые приняли решение нарушить традицию отцов и перестать ждать Мессию...

Герцль начинает работать над книгой «Еврейское государство». «Идеи в душе моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит, чтобы все это осуществить…». Герцль излагает программу действий и называет книгу «Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля 1896 года. Ее переводят с немецкого на иврит, английский, французский, русский и румынский языки. Герцль впервые внятно обосновывает, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса, по его мнению, должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями. Это будет организованный исход еврейских масс Европы в самостоятельное еврейское государство. Герцль полагал, что образование подобного государства должно осуществляться по заранее продуманному плану. Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса, свободы и равноправия. Для реализации этого плана Герцль считал необходимым создать два органа: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа, и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и строительством. Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам.

На Всемирном сионистском конгрессе в 1897 году в Базеле он был избран президентом Всемирной сионистской организации. А в 1899 создал «Еврейское колонизационное общество» с целью закупки земли в Палестине, которая тогда была частью Османской империи. Невероятные кадры кинохроники позволяют увидеть города, страны, лидеров – царей, премьер-министров, королей, с которыми ведет переговоры неугомонный мечтатель.

В 1900 году Герцль он пишет и издает «Философские рассказы». В утопическом романе на немецком языке «Altneuland», Герцль создает идеалистическую картину будущего еврейского государства. Он создал эскиз политического и общественного строя будущего еврейского государства в Палестине, допустив только одну ошибку: Герцль полагал что арабы Палестины будут рады еврейским поселенцам...

Долгие яростные споры и схватки с оппонентами не раз доводили Герцля до сердечных приступов. Однажды это совпало с воспалением легких... Другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал: «Колокол звонит по мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более что я не потерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохо послужил своему народу».

Это были его последние слова. 3 июля 1904 г. Герцля не стало. В завещании он просил похоронить его в Вене рядом с отцом, но только до той поры, пока еврейский народ не решит перенести его останки в Землю Израиля. 14 августа 1949 года, вскоре после создания Государства Израиль, по решению правительства еврейского государства останки Герцля доставили из Австрии в Иерусалим, где прах его ныне покоится на горе, носящей его имя. Увы - судьба родных детей Герцля сложилась трагично: старшая дочь Паулина покончила самоубийством в тридцатом году в Бордо, во Франции, сын Ханс застрелился на её могиле, а младшая Маргарет – погибла в сорок третьем в нацистском лагере Терезин.

И был бы этот фильм историко-биографическим о чем-то канувшем- сгинувшем – человеке ли, деле ли, если бы не короткие съемки нынешней России.
Перестройка и открытые границы создали невероятный феномен, о чем мы, уехавшие, благодаря Герцлю, не знаем: антисемитские лозунги на Руси нынче пишутся на трех языках. С этого начинается фильм, который я настоятельно рекомендую посмотреть, так написанное большими буквами белой краской во всю стену «Обосритесь, жыды!» прочесть в Америке без перевода можем только мы.
И сразу окажется, что нет никакого прошлого – все происходит сию минуту – пока мы смотрим тут – в Америке – фильм. Новые фашисты старательно выводят краской старые лозунги на стенах домов.
Нас снова гонят и гонят.
Спасибо, господин Герцль, - нам есть куда ехать.

Жизнь полна неожиданностей. Случается, что чья-то, самая, казалось бы, неосуществимая идея, каким-то невероятным образом неожиданно находит свое воплощение. Именно такая идея однажды в корне изменила жизнь австрийского журналиста Теодора Герцля.

Что бы найти свое предназначение нужно определиться с целями

Произошло это в декабре 1894 года. Теодор Герцль освещал в своей газете, проходивший в Париже процесс по делу Дрейфуса. Наблюдая растущую на этой почве волну , он пришел к выводу, что единственно верный путь, ведущий к решению бесконечных проблем еврейского народа – это создание собственного государства. И эта идея настолько завладела им, что буквально перевернула всю дальнейшую судьбу.

За год он разработал программу, и ее цели нашли отклик и поддержку среди многих, разбросанных по миру, евреев. Особенно это проявилось в России, где были наиболее ограничены в правах и испытывали большие притеснения. Так начиналось движение, которое впоследствии получило название – сионизм. На двух, последовавших за этим конгрессах были приняты политические и экономические решения, придавшие этому движению официальный статус. Там же были выработаны методы претворения этих решений в жизнь.

Дальше, была напряженная, никогда не прекращавшаяся работа: переговоры с политическими лидерами и , открытие международного банка и формирование структур Всемирной сионистской организации, покупка земель в Палестине и на них еврейских эмигрантов, поиск союзников и бесконечные споры с оппонентами.

По прошествии полувека, после этих событий в Палестине было создано независимое еврейское государство.

Так каким же образом Теодор Герцль изменил мир?

Действительно, ведь на первый взгляд, он пытался решить сугубо национальную проблему. Но смотрите – сегодня во всех СМИ упоминается значительно чаще, чем какое бы то ни было другое. С момента его основания, не зависимо от отношений к Израилю и евреям, события, происходящие на этой земле, у всех вызывают самый острый интерес. И, в конце концов, вопрос о создании этого государства решался всем мировым сообществом.

Мы не в состоянии понять того, что скрыто за рамками нашей реальности, но даже с позиций этого мира очевидно, что само существование еврейского государства оказывает влияние на самые различные события и процессы, которые мы наблюдаем в современном мире.

Невозможное становится возможным, когда начинаешь жить ради ближних

Нет ничего удивительного в том, что нереальные идеи иногда находят свое место в жизни – это случается, если такая идея затрагивает интересы многих. Поэтому, чем шире круг заинтересованных, тем больше вероятность ее осуществления, и если это касается всего человечества, то этому начинает содействовать сама Природа.

Конечно, имеет значение человек, претворяющий эту идею в жизнь. Если он горит этой идеей и отдает ей себя без остатка, всегда находятся рядом люди, которые так же загораются ею и доводят до намеченной цели.

Теодор Герцль умер 3 июля 1904 года – не выдержало сердце. Ему было 44 года. Последние слова, которые он произнес – «Колокол звонит по мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более, что я не потерял попусту последние годы».

Я раньше думал, что кроме меня никто не догадывается, что провозвестник государства Израиль, основатель практического политического сионизма - христианин, а не иудей, как принято считать. Но, в журнале "Огонёк" я нашел единомышленников:

Теодор Герцль (1860-1904) Создатель политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля. Герцль родился в обеспеченной христианской семье с еврейскими корнями http://www.kommersant.ru/doc-y/1771667
Теодор Герцль Был журналистом, писателем, доктором юриспруденции.

Именем Теодора Герцля назван город Герцлия в Израиле, центральные улицы и площади во всех городах Израиля. Его прах и прах его крещеных детей перенесены из Европы в Израиль и похоронены на горе Герцля в Иерусалиме. Это главное мемориальное место Израиля подобно Кремлевской Стене в Советском Союзе.

Недалеко от его могилы построен музей Герцля. День смерти Герцля по еврейскому календарю 20-й день месяца таммуз отмечают в Израиле как национальный день его памяти. Его почитали евреи-сионисты почти как Мессию, сына Давида. Вот как описано в еврейской энциклопедии:

Для того, чтобы конгресс успешно состоялся, Герцль должен был трудиться без передышки. В течение месяцев он постоянно совещался с сионистскими лидерами в разных странах, дабы обеспечить их пребывание на конгрессе. Он вникал во все детали. Все было готово в своей роскоши и великолепии, и сотни делегатов со всех концов мира прибыли на первый всемирный сионистский конгресс. Восхищению участников во время открытия не было предела. Делегат из России, писатель М. Бен-Ами дал характерное описание чувств, охвативших всех при этом историческом событии.
"Внезапно все затихло в зале. Воцарилось торжественное молчание ... На сцену поднялся совершенно спокойный Герцль. Я жадно смотрел на него. Что это? Разве это не тот Герцль, которого я уже знаю?.. Этот удивительно яркий образ царского отпрыска с глубоким сосредоточенным взглядом; одновременно грустный и красивый... Один из дома Давидова, что вдруг воскрес во всем своем сказочном великолепии. Весь зал содрогнулся так, будто пред нами свершилось чудо истории... Зал задрожал от радостных криков и рукоплесканий... Казалось, что великий сон нашего народа, длившийся два тысячелетия, свершился теперь, и перед нами стоит Мессия, сын Давида ",
Совершенно справедливо писал Герцль в те дни: "Если бы нужно было подвести итог базельскому конгрессу одним коротким предложением, я бы сказал: в Базеле я создал Еврейское государство!"
В те дни рассказывали об одном раввине, которому, чтобы охладить его восторги от появления Герцля. сказали, что последний — совсем не религиозный человек. На это раввин ответил радостно:
"Счастье мое, что он такой; в противном случае, если бы он был еще и верующим, я бы уже бегал по улицам и объявлял, что он Мессия" .

Во время закрытия второго конгресса в 1898 г. президиумом была получена благодарственная телеграмма от султана, в ответ на посланные ему поздравления.

В те годы, самой приближенной к Турции державой, была Германия, и Герцль решил, вооружившись рекомендацией баденского герцога, обратиться к германскому кайзеру Вильгельму Второму. После обмена консультациями с приближенными кайзера решено было, что кайзер примет Герцля дважды: в Константинополе и в Иерусалиме, во время своего путешествия по Среднему востоку по приглашению султана.

До этого Герцль достиг большого успеха во время массового митинга в Лондоне, где его приветствовали десять тысяч людей , и Солсбери, глава британского правительства, заявил в приветственной речи: "У сионистского движения есть большие шансы на успех. Евреи создадут государство всем на удивление... У еврейского народа, выдержавшего столько бурь в течение двух тысяч лет, хватит духу осуществить эту идею" (из Еврейской энциклопедии)

В Израиле существует выражение: "Еврей тот, у кого дети евреи". В христианской семье родился не только сам Теодор Герцль, но и его дети:

Сегодня в Иерусалиме состоялась торжественная церемония перезахоронения детей Биньямина-Зеэва (Теодора) Герцля, основателя политического сионизма, провидца государства Израиль. Гробы с останками Ганса и Паулины были захоронены на горе Герцля.

Теодор Герцль в своем завещании просил похоронить его и детей в еврейском государстве, в создании которого он не сомневался. Его тело было перезахоронено в Израиле в 1949 году. Однако только несколько недель назад главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар постановил, что крещенные Ганс и Паулина считаются евреями, после чего правительство и Еврейское агентство ("Сохнут") немедленно приступили к процедуре перезахоронения детей Герцля в Израиле.


На церемонии на горе Герцля присутствовали премьер-министр Эхуд Ольмерт, спикер Кнессета Далия Ицик, глава Еврейского агентства Зеэв Бельский, министр абсорбции Зеэв Бойм и другие политические и общественные деятели. Президент Моше Кацав не присутствовал на церемонии http://newsru.co.il/israel/20sep2006/gerzl.html

Любопытно. По закону о возвращении крещеные евреи не считаются евреями и им запрещено репатриироваться в страну созданную христианином Герцлем. А первый, кого не признали евреем на государственном уровне, был активный сионист-антифашист еврей Освальд Руфайзен, который родился в еврейской семье. (подробности тут http://sites.google.com/site/levhudoi/iudeyam-i-ateistam-o-hristianstve/rufaizen_ulitskaya). О нем даже в верховном суде Израиля сказано дословно, что еврейство вырыгнуло его из себя.

Но, почему-то, крещеных детей Герцля можно хоронить в самом святом месте того же еврейского государства Израиль.

С распространением мадьярского антисемитизма мальчика перевели в будапештскую евангелическую гимназию, большинство учащихся которой были еврейского происхождения

Вопреки распространенным среди иудеев поверий, реальность выглядит так:

1) Герцль учился в христанской школе;
2) Там же,
в христанской школе, не в иудейской, училось много евреев;

3) именно там, в христанской школе, не было антисемитизма;

Христиане в Израиле и в мире сопли жуют, миссионерствуют среди евреев "спустя рукава", в час по чайной ложке. А вот символ еврейского государства рубил с плеча наотмашь.

Получив степень доктора права Венского университета, Герцль до середины 1890-х годов продолжал верить, что ассимиляция или полное равноправие обеспечат евреям безопасность в нееврейском окружении. В 1895 г. он писал в своем дневнике:

Приблизительно два года тому назад я хотел решить еврейский вопрос, по крайней мере в Австрии, с помощью католической церкви. Я пытался получить гарантии от австрийских епископов и через них получить аудиенцию у папы римского, чтобы сказать ему: помогите нам в борьбе с антисемитизмом, а я создам среди евреев сильное движение, с тем, чтобы они свободно и достойно приняли христианство.

Свободно и достойно в том смысле, что лидеры движения, в том числе я сам, останутся евреями и, опираясь на иудейское учение, будут пропагандировать принятие господствующей религии.

При свете дня, в полдень, переход в другую веру откроется под звон колоколов торжественным шествием к собору Святого Стефана (в Вене). Не стыдливо, как раньше поступали единицы, а с гордо поднятой головой. Тот факт, что сами лидеры, оставаясь в рамках иудаизма, проводят народ до порога церкви, а сами останутся снаружи, возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность. …

Как обычно, я представил себе это дело во всех деталях. Я уже видел себя на переговорах с архиепископом венским, в мыслях я уже стоял перед папой римским…». http://www-r.openu.ac.il/radio/ahad_haam.html

Также множество других ссылок на этот факт - пол интернета, за год не поперекопирую.

Чего и говорить - Христу и апостолам остается только "курить в сторонке" рядом с таким монстром евангелизации.

1. Для символа еврейского государства характерно полное пренебрежение религией. Он это считает чистейшей условностью.

2. Ничего плохого в христианстве символ еврейского государства не видит.

Лично я его считаю выдающимся гениальным, добрейшим, искренним человеком.

Но я не пойму что Герцль говорит:

Свободно и достойно в том смысле, что лидеры движения, в том числе я сам, останутся евреями и, опираясь на иудейское учение, будут пропагандировать принятие господствующей религии
Тем боле это

Тот факт, что сами лидеры, оставаясь в рамках иудаизма, проводят народ до порога церкви, а сами останутся снаружи , возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность

Вперед, орлы, а я за вами!

Я пошутил, летите сами!

1. Что значит "опираясь на иудейское учение" пропагандировать принятие господствующей религии? Где в иудейском учении есть основа для пропагандировать принятие господствующей религии? - по моему мнению, Герцль под "иудейским учением " понимает не то, что в наше время именуется иудейским учением, а истинный иудаизм библейских времен. Ведь христианство возникло только среди евреев, когда не было написано книги "Новый Завет". Первые христиане из евреев понимали, что еврейский Мессия уже пришел на основании слов иудейских пророков в "Ветхом Завете" или Танахе по-еврейски.

2. Почему это все евреи должны принять "господствующую религию", кроме Герцля и еще нескольких "лидеров"? Наверное Герцль не афишировал, что он уже крещеный, чтобы не смущать евреев. Если лидеры сионизма публично примут христианство, то для других евреев они будут уже чужаками.

3. Почему это Герцль и лидеры останутся евреями, а пропагандировать будут именно другую религию? Абсурд какой-то. Как можно пропагандировать другое учение, которое сам не исповедуешь? - по моему мнению Герцль предполагает что эти лидеры последними перейдут в христианство. Очевидно, Герцль следует "инструкции" апостола Павла:

19 будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

21 для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона;


22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.


23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1Кор.9:18-27)

4. Каким образом то что сами лидеры проводят народ "до порога церкви", а сами останутся снаружи, возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность? - как мне кажется, искренность в том, что еврейские лидеры пропагандируют христианство не потому, что сами христиане и "каждый кулик свое болото хвалит".

И еще один важный момент. Мало кто знает что религиозные иудеи были главными врагами Герцля в его сионистской деятельности. А самым активным и искренним помощником был почитаемый тогда во всем мире христианский священник, миссионер и борец с антисемитизмом Уильям Хехлер, - сделал больше, чем сам Герцль и делал безвозмездно:

В XIX, и особенно, в ХХ веках движение христианских сионистов расширяется. Наиболее видным его представителем был Вильям Хехлер (1854-1931), каппелан британского посольства в Вене, который работал в тесном сотрудничестве с Герцлем и многое сделал для легитимации сионизма http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/ba_zav.htm
Важнейшую роль в развитии не только христианского, но и еврейского сионизма сыграл Уильям Хехлер - англиканский священник немецкого происхождения.
В 1897 году, после страшного разочарования от встречи с турецким султаном, Теодор Герцль стал сомневаться в будущем сионизма.

Однако в этот момент Хехлер, прочитавший герцлевское "Еврейское государство" и искавший его по всему свету, нашёл лидера еврейских сионистов и воодушевил его на новые попытки.

Он организовал встречу Герцля с кайзером. Герцль готовился к этой встрече несколько недель, собирая аргументы для германского монарха, однако с её началом он не успел произнести и слова, как присутствовавший там Хехлер открыл Библию и стал обсуждать с кайзером библейские пророчества относительно судьбы Израиля. Герцль был уверен, что и эта возможность упущена, однако, к его крайнему удивлению, кайзера убедили библейские аргументы, и он поддержал сионистский проект. Хехлер и в дальнейшем оказывал деятельную поддержку Герцлю, организовывая его встречи с представителями британского правительства; 30 лет своей жизни он потратил на осуществление сионистских идеалов.

О Хехлере есть еще один источник:

В понедельник в Лондоне состоялась мемориальная церемония, приуроченная к 80-летию со дня смерти англиканского священника Уильяма Генри Хеклера. В церемонии приняли участие израильские официальные лица и лидеры еврейской общины Великобритании.

Хеклер был воспитателем детей и личным другом великого герцога Фридриха I Баденского. В 1896 году Хеклер, служивший капелланом британского посольства в Вене, прочитал сочинение Герцля «Еврейское государство». Хеклер тут же пришел к выводу о важности работы Герцля, поскольку сам верил в библейские пророчества о том, что в конце времен евреи вернутся в Палестину.

Благодаря содействию Хеклера и баденского великого герцога Герцль смог встретиться с турецким султаном Абдулом-Хамидом II в 1896 году и с германским императором Вильгельмом II в 1898-м.

Хеклер родился в 1845 году в Индии, умер в 1931 году в Лондоне, проведя последние годы в одиночестве и бедности.

В прошлом году могилу Хеклера на кладбище Нью-Саутгейт обнаружил Джерри Клингер, президент Американского еврейского общества по сохранению исторического наследия. «Я, как сионист, не мог поступить иначе, — объясняет Клингер. — Хеклер был другом и соратником Герцля до самой смерти последнего в 1904 году.

Когда Герцль умирал, он призвал своих сторонников не забывать о вкладе Хеклера в дело сионизма.

И вы можете это видеть: мы не забыли!»

Клингер отметил также, что, возможно, без поддержки Хеклера Герцль так и остался бы странноватым венским журналистом, а сионизм, как политическое движение, никогда не получил бы массовой поддержки.

На церемонии присутствовал заместитель председателя Всемирной сионистской организации Дэвид Брейкстоун. «Мы собрались здесь, чтобы отдать дань уважения преподобному Уильяму Хеклеру. Мы отмечаем также и значительный вклад, который внесли и продолжают вносить в поддержку сионизма верующие христиане и христианские организации», — подчеркнул он. На церемонии выступил также израильский посол в Великобритании Рон Прозор: «Сионистское движение и еврейский ишув в Палестине пользовались широкой поддержкой в Великобритании еще задолго до провозглашения Государства Израиль. Во многом это заслуга христианских сионистов, в том числе преподобного Хеклера. Поддержка, которую Уильям Хеклер оказал Герцлю, была следствием его глубокой веры в неразрывную связь еврейского народа и Эрец Исраэль». Глава Сионистской федерации Великобритании Алан Азиз заявил: «Для Израиля, для международного сионистского движения и для всего еврейского народа чрезвычайно важно отметить поддержку, оказываемую нам нашими христианскими друзьями. У сионистской федерации налажены прочные связи с христианским сообществом, которые мы оцениваем чрезвычайно высоко». «Сегодня, когда все чаще подвергается сомнению сама легитимность еврейского государства, особенно важно подчеркнуть верность нашему делу наших христианских друзей», — подчеркнул Дэвид Брейкстоун http://www.jewish.ru/history/facts/2011/02/news994293280.php

Еще источник:

Уильям Хеклер, англиканский священник, сын ученого - знатока древнееврейского языка, исходя из своего изучения Библейских пророчеств, пришел к убеждению, что 1897 год должен стать критическим в восстановлении еврейского государства. Поэтому, когда он прочитал книгу Герцля, Der Judenstaat (Еврейское Государство), спустя три недели после ее опубликования, он пришел прямо к Герцлю и предложил себя в распоряжение Герцля, чтобы помочь ему в осуществлении его мечты.

Хотя сам Хеклер не был приятным человеком, но обладал впечатляющими связями. Ранее в своей карьере он был воспитателем детей Фредерика, Великого герцога Баденского, который приходился дядей Кайзеру Вильгельму. Более того, он убедил Великого герцога и членов королевского дома Германии, что еврейское государство должно быть восстановлено; он показал им свои библейские карты и графики. Он предложил открыть двери для Герцля. Герцль не был религиозным человеком. Он мало знал о пророчествах. Но он был прагматиком. Он понимал, что если он хочет получить доверие и поддержку со стороны своих еврейских собратьев, ему нужно заручиться подтверждением и поддержкой светских правителей. Более того, Хеклер был англичанин, а Герцль знал, что христианские реставрационисты Англии, пожалуй, были наиболее сильными союзниками в его деле, каких он только мог найти. Так он принял предложение Хеклера. В течение одного месяца со дня их первой встречи Хеклер устроил для Герцля двухчасовую аудиенцию у Великого герцога Фредерика, и сам напрямую разговаривал с кайзером Вильгельмом в пользу Герцля. Фредерик одобрил план Герцля, и использовал свое влияние для организации его встречи с кайзером, которая фактически состоялась в октябре 1898 года в Константинополе и Иерусалиме.

Другой помощник тоже христианин, светский человек. Выполнял поручения Герцля за деньги.

Без этих двух христиан не было бы никакого сионизма и Авигдор Либерман жил бы сейчас в своей родной Молдавии. Вобщем, похоже, что Герцля покрестил этот Хехлер или Герцль крестился еще в евангелической гимназии, но скрывал это, чтобы ему верили евреи и не считали за предателя.

Особенно, учитывая что его дети точно покрестились и он жутко враждовал с иудейскими авторитетами, был ими проклят, писали на него доносы в полицию.

А кто был врагом Герцля и Хехлера? Разумеется религиозные иудеи! Вот что пишет об этом не христианская и не антисемитская энциклопедия, а, внимание!!! официальная еврейская государственная энциклопедия http://eleven.co.il/article/15542# :

Одним из главных источников антисионизма в еврейской среде был и остается ортодоксальный иудаизм , многие приверженцы которого видят в сионизме, основанном на концепции естественного самоизбавления еврейского народа вне зависимости от Божественной воли, выраженной в приходе Мессии Сиону . ... Уже первые выступления Ц. Х. Калишера и его немногочисленных сторонников вызвали негативную реакцию подавляющего большинства ортодоксов.

Один из их духовных вождей, раввин Ш. Р. Гирш , признавая, что «еврейский народ... нигде не найдет свой стол и свою лампу [не достигнет экономического процветания и духовного совершенства], кроме как в Святой земле», подчеркивал в то же время, что и сама Эрец-Исраэль , и созданное в ней государство были и будут даны евреям только свыше , как орудие для выполнения заветов Торы

С возникновением в России, Польше, Румынии и ряде других стран первых ячеек Ховевей Цион противодействие ортодоксов нарождавшемуся еврейскому национальному движению стало более энергичным.

Наиболее непримиримо борьбу с ним повели ультраортодоксы Галиции, во главе которых стоял раввин города Коломыя Х. Лихтенштейн (1815–91). Духовные вожди хасидов (см. Хасидизм), как правило, строго запрещали своим приверженцам сотрудничать с Ховевей Цион, а позже — и с сионистами, в особенности религиозными.

Такие же позиции заняла организация Махзикей ха-дат, созданная ортодоксальными раввинами Галиции и Буковины в 1878 г. (первоначально — для борьбы с ассимиляторами и маскилим). Даже либерально настроенный раввин Вены А. Еллинек решительно отверг предложение присоединиться к Ховевей Цион, переданное ему Л. Пинскером , и вступил с ним в публичную полемику. Ортодоксы, составлявшие костяк «старого» ишува , крайне враждебно отнеслись к участникам первой алии .

Руководители крупнейших ортодоксальных общин в решительной форме осудили идеи Т. Герцля и планы созыва Сионистского конгресса (ортодоксы Мюнхена воспрепятствовали его проведению в этом городе ), а в некоторых странах (например, в Нидерландах) даже запретили верующим под страхом херема вступать в сионистские организации .

Группа ортодоксальных раввинов-митнагдим учредила в Ковне так называемое «Черное бюро» («Ха-Лишка ха-шхора»), выпускавшее антисионистскую литературу.

К ортодоксии принадлежали два из пяти протестраббинер, подписавших в 1897 г. резкую антисионистскую декларацию (см. Сионизм), которая годом позже была поддержана Ассоциацией раввинов Германии; сам факт возникновения группыпротестраббинер, в которую вошли как ортодоксы, так и их противники из реформистского лагеря , показал, что антисионизм стал одной из точек соприкосновения между ними.

Даже в наше время, религиозныеиудеи живущие копактно в небольших поселениях в Израиле переименовывают улицы Герцля в своих городках в имена разных раввинов.

Итак, если бы религиозные иудеи не умничали, не полагались на Талмуд, а слушались бы христиан Герцля и Хехлера, то не было бы Холокоста - евреи еще до Гитлера создали бы свое государство-убежище. Было достаточно времени в запасе.

Об оношениях иудаизма и сионизма написал историк Вальтер Лакер в книге

"ИСТОРИЯ СИОНИЗМА". (Москва. "Крон-пресс". 2000 г)

Стр. 139:

ГЛАВНЫЙ РАВВИН Вены Гюдеманн резко высмеивал Герцля, называя его "Кукушкой " еврейского национализма. Утверждал, что евреи НЕ НАЦИЯ, что их объединяет только вера в Бога и что сионизм не совместим с иудейскими верованиями (Moritz Gudemann. Nationaljudentum. Leipzig and Vienna,1897) .
Стр. 142:
Ближайшим помощником Герцля был Вильгельм Гехлер, священник (*христианский, разумеется*) британского посольства в Вене
Стр. 135:
Герцль был против любой формы теократии: "Священникам нельзя позволять вмешиваться в управление государством".
Стр.147:
В окт 1896 Герцль пишет в своем дневнике: "В Германии у меня одни противники
Стр.148:
Руководители Мюнхенской общины заявили, что еврейского вопроса не существует, его несомненно нет ни в центральной, ни в Западной Европе

Вот что написал Герцль в своей книге о будущем еврейском государстве:

Теократия
Но может быть, в конце концов, у нас будет теократическое правление?
На это, положим, можно ответить отрицательно .
Религия нас соединяет, но совесть – освобождает. Мы не дадим даже возникнуть бессильным желаниям нашего духовенства. Предоставив им наши храмы, как предоставляем нашей милиции казармы, мы настолько уделим им права и уважения, насколько того заслуживают и требуют обязанности того и другого.

Обратите внимание, что иудейский антисионизм основывается именно на религиозных догмах иудаизма. Ибо приверженцы иудаизма

видят в сионизме, основанном на концепции естественного самоизбавления еврейского народа вне зависимости от Божественной воли, выраженной в приходе Мессии , разрыв с религиозной традицией еврейства, закрепившей эсхатологическую трактовку возвращения к Сиону .

Наиблее отвратительное конкретное деяние совершили иудеи еще в конце 19 века, когда сорвали самый первый сионистский конгресс, который должен был состояться в, пожалуй, самом еврейском городе Европы - Мюнхене. Иудеи донесли полиции ложный донос на Теодора Герцля, Хехлера и их единомышленников. В результате конгресс пришлось перенести на более поздний срок в город, где нет много евреев - в швейцарский Базель. Было упущено время, а главное широкие еврейские массы были обмануты раввинами и отвёрнуты от сионистского движения. В той же еврейской энциклопедии отмечается:

В 70 г армия Тита Веспасиана окружила Иерусалим, но не неожиданно отступила по непонятным причинам. Христиане Иерусалима послушались своего Учителя и покинули быстро город, "убежав в горы", а неверующие в Иисуса иудеи остались. Христиане спаслись, а иудеи погибли либо были уведены в плен. харедим написали на каждом из них "Язычник" .

Кроме этого, хулиганы сожгли израильский флаг, демонстрируя таким образом отрицание самой идеи основания и существования государства Израиль http://www.strana.co.il/news/?ID=51484

Я не уверен, но под "язычником", они подразумевали скорее всего "христианин", потому что, по-видимому, знают из своих источников, кто он такой.

Еще одна заметка на эту тему http://www.7kanal.com/news.php3?id=12186 :

Муниципалитет Бней-Брака принял решение переименовать улицу Герцля в улицу раввина Шаха.

Рекомендуем почитать

Наверх