Тема Проблематика новеллы Стендаля «Ванина Ванини» Исторические события, положенные в основу произведений Стендаля, период Реставрации во Франции и Италии, италийские походы Наполеона, движение карбонариев. "Ванина Ванини": анализ новеллы, главные герои Ж

Крыша 02.10.2020

Италия XIX века. Аристократка влюбляется в пылкого молодого революционера, сбежавшего из тюрьмы. Их чувства взаимны, но юноше приходится сделать выбор между любовью и долгом Родине.

Весенним вечером 182… года банкир, герцог де Б. давал бал, на который были приглашены красивейшие женщины Рима. Царицей бала провозгласили Ванину Ванини, черноволосую девушку с огненным взором. Весь вечер за ней ухаживал молодой князь Ливио Савелли. Около полуночи на балу распространилась новость, что из крепости Святого Ангела сбежал молодой карбонарий.

Князь Аздрубале Ванини был богат. Оба его сына вступили в орден иезуитов, сошли с ума и умерли. Князь забыл их, а на свою единственную дочь Ванину гневался за то, что она отвергает самые блестящие партии.

Утром после бала Ванина заметила, что её отец запер дверь на лесенку, которая вела в комнаты на четвёртом этаже дворца, окна которых выходили на террасу. Ванина нашла на чердаке окошко напротив террасы, и увидела в одной из комнат раненую незнакомку. Князь Аздрубале навещал её каждый день, а потом уезжал к графине Вителлески.

Ванине удалось достать ключ от дверцы, которая вела на террасу. В отсутствие отца она стала посещать незнакомку, которая назвалась Клементиной. Она была тяжело ранена в плечо и грудь, с каждым днём ей становилось всё хуже, и Ванина решила послать за хирургом, преданным семье Ванини. Клементина не хотела этого. Наконец, ей пришлось признаться, что она не женщина, а сбежавший из тюрьмы карбонарий Пьетро Миссирилли. Он бежал, переодетый в женское платье, его ранили, и он спрятался в саду графини Вителлески, откуда был тайно переправлен в дом Ванини.

Узнав про обман, Ванина позвала врача. Сама она вошла в комнату Пьетро только через неделю. Миссирилли скрывал свои чувства за маской преданной дружбы, и Ванина боялась, что он не разделяет её любви. Однажды вечером она сказала, что любит его, и они отдались своему чувству.

Прошло четыре месяца. Раны Пьетро зажили, и он решил отправиться в Романью, чтобы отомстить за себя. В отчаянии Ванина предложила Пьетро жениться на ней, но он отказался, считая, что его жизнь принадлежит родине. Тогда Ванина решила ехать в Романью вслед за возлюбленным и там соединиться с ним навечно. Она надеялась, что между ней и родиной он выберет её.

В Романье на собрании венты Пьетро избрали её главой. Два дня спустя Ванина прибыла в свой замок Сан-Николо. Она привезла с собой 2000 цехинов, на которые Пьетро купил оружие. В это время подготав­ливался заговор, благодаря которому Пьетро был бы увенчан славой. Ванина чувствовала, что Пьетро отдаляется от неё. Чтобы удержать любимого, она выдала заговор кардиналу-легату и уговорила Пьетро уехать на несколько дней в Сан-Ноколо. Через несколько дней Миссирилли узнал об аресте десяти карбонариев и сам сдался в руки легата.

Тем временем князь Ванини обещал руку дочери князю Ливио Савелли. Ванина согласилась - князь Ливио был племянником монсеньора Катанцара, римского губернатора и министра полиции, используя его, Ванина надеялась спасти Пьетро. С помощью Ливио она узнала, что Пьетро содержится в крепости Святого Ангела. Она добилась повышения в должности своего духовника, аббата Кари, который был экономом в этой крепости.

Состоялся суд. Карбонариев приговорили к смертной казни, которую потом заменили тюремным заключением. Только для Миссирилли приговор остался неизменным. Узнав об этом, Ванина ночью проникла в дом Катанцара и с помощью угроз, лести и кокетства уговорила его оставить Пьетро в живых. Папа и сам не хотел обагрять руки кровью и подписал указ.

Вскоре Ванина узнала, что карбонариев перевозят в крепость Сан-Леоне, и решила увидеться с Миссирилли на этапе в Чита-Кастеллана. Преданный ей аббат Кари устроил свидание в тюремной часовне. На свидании Пьетро вернул Ванине её слово. Он мог принадлежать только родине. В исступлении Ванина призналась Пьетро, что это она выдала заговор легату. Петро бросился к ней, чтобы убить цепями, в которые был закован, но его удержал тюремщик. Совершенно уничтоженная, Ванина вернулась в Рим.

7. Новелла Стендаля « Ванина Ванини». Особенности конфликта.

Стендаль (настоящее имя - Анри-Мари Бейль) родился в Гренобле в 1783 г. В 1800-1802 гг. служил сублейтенантом в итальянской армии Бонапарта; в 1805-1812 гг. - интендантом; сопровождал императорские войска при их вступлении в Берлин, Вену, в походе на Москву. После падения Наполеона уехал в Италию, где соприкоснулся с движением карбонариев, встречался с Байроном, в 1821 г. вернулся во Францию, а в 1831 г. поселился в качестве французского консула в итальянском городке Чивитавеккья.

Полюбившаяся Стендалю с юности Италия воспринималась им как страна сильных страстей и прекрасного искусства. Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля « Итальянские хроники» воспроизводят разные формы страстей. « Ванина Ванини», входящая в них, изображает судьбу двух разных, но сильных натур. Писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие (вента карбонариев) и человеческий характер (Ванина Ванини). Эта новелла стала как бы прообразом романов Стендаля. В ней намечены конфликты страсти-любви, страсти - честолюбия (в душе Ванины). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине (в душе Пьетро Миссирилли). Стендаль изобрёл истинное достоинство, которое не может быть отмечено никаким орденом, покупаемым за деньги - это смертный приговор борцу за свободу родины. Всё это будет развито позже, в « Красном и чёрном»: в образе Матильды, Жюльена Сореля, графа Альтамиры, а так же в « Пармской обители»: в образах Сансеверины, Фабрицио дель Донго, Клелии Конти, Ферранте Пала. Создавая практически романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль как реалист строго детерминирует черты его личности: страстность обусловлена тем, что он итальянец, национальностью героя объясняет автор и то, что после поражения он становится религиозным и считает свою любовь к Ванине грехом, за который он этим поражением наказан. Социальная детерминированность характера и убеждает героя - любимого и любящего - предпочесть родину любимой женщине. Дочь патриция Ванина выше всего ценит любовь. Она умна, выше своей среды по духовным запросам. «Несветскость» героини и объясняет оригинальность её характера. Однако, её незаурядности хватает лишь на то, чтобы во имя своей любви послать на смерть 19 карбонариев. Каждый из героев новеллы Стендаля по-своему понимает счастье и по-своему отправляется на охоту за ним (« Я беру одного из людей, которых я знал, и говорю себе: этот человек приобрёл определённые привычки, отправляясь каждое утро на охоту за счастьем, а затем придаю ему немного более ума». В основе его искусства лежит опыт. С. Убеждён, что нет « ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей». Человек определяется тем, что он понимает под « счастьем», т. е. целью своей жизни и средствами её достижения.)

Реалистически детерминируя яркие, как у романтиков, характеры, Стендаль строит такой же сложны сюжет, используя неожиданности, исключительные события: побег из крепости, появление таинственной незнакомки. Однако «зерно» сюжета - борьба венты карбонариев и её гибель - подсказано писателю самой историей Италии 19 века. Так в новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но главенствующим остаётся реалистический пинцип социально-временной детерминированности. В этом произведении Стендаль показывает себя мастером новеллы: он краток в создании портретов (о красоте Ванины мы догадываемся по тому, что она привлекала всеобщее внимание на балу, где были самые красивые женщины, а южная яркость её передана указанием на сверкающие глаза и волосы, чёрные, как вороново крыло). Стендаль уверенно создаёт новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный новеллистический финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и её замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров.

Мировоззрение Стенд.формировалось под воздействием франц.просветителей. Первым его учителем был Руссо. Именно от него еще в юности писатель воспринял преклонение перед естественностью, чувствительностью и добродетелью. Большое влияние оказал на Стенд.Гельвеций, с трактатом «Об уме», ему оказались близки идеи утилитаризма и сенсуализма, сведению всех действий человека к удовлетворению эгоистических желаний, к поискам счастья, утверждение страстей как главного двигателя личности и ума как основного его очарования. Гельвеций учил его проверять свои суждения ощущениями и опытом. Эпическая система Стенд., основанная на утилитаризме, вместе с тем оказывалась в высшей степени гуманистической. Идея личного счастья сочетается у него со счастьем окружающих. Общество писатель воспринимал в постоянном и революционном развитии. Он ставил в один ряд тиранию с религией. Государство социального неравенства, по его мнению, развращало привилегированные слои общества, лишая выходцев из 3-го сословия возможности реализовать свои таланты. Интересовался политикой. В центре эстетики Стендаля – человек, человеческий характер. Убежден, что нет ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей. Для него важно заметить и исследовать не только сам сложившийся характер, но и пути и причины его становления. Описывает свой принцип отражения действительности, обращаясь к образу зеркала.

Стендаль, называя новое искусство романтическим, по существу дает программу реалистического искусства. Убежден, что идеал красоты исторически обусловлен, он развивается вместе с развитием общества. Красота для него не существует без духовности. Не случайны поэтому специфические «портреты» персонажей его романов, где в лучшем случае обрисованы глаза, а все остальное внимание обращено на выражение лица, на описание черт характера и духовных потребностей личности. В понятие духовной красоты Стендалем включаются также энергия, честолюбие, долг, воля и способность испытывать страсти. Удовлетворение страсти – в самых разных областях – может сделать человека счастливым. Считая, что страсть управляет человеком, Стендаль с особенной тщательностью исследовал тему любви. Предлагает классификацию: «страсть-любовь» и «страсть-честолюбие». Первая – истинная, вторая рождена лицемерным и честолюбивым 19 веком. Первую испытывает госпожа де Реналь, страдания второй ведомы Матильде де Ла-Моль. Чувства Жюльена к госпоже де Реналь – это страсть-любовь, с Матильдой его связывает страсть-честолюбие. На принципе соотнесения страстей и разума, их борьбы строится психологизм Стендаля.

Изображая человека и мир вокруг него, Стендаль считает необходимым обязательно обращать внимание на детали, но детали у него касаются либо самого процесса мышления, либо это вдруг всплывшие в сознании и зафиксированные в состоянии крайнего возбуждения предметы внешнего мира. Важны детали и действие, но эти детали и действие всегда соотнесены с реальностью, со своим собственным жизненным опытом.


Новелла «Ванина Ванини, или Некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области» (1829). В самом названии писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие (вента карбонариев) и человеческий характер (Ванина Ванини). В новелле намечены конфликты страсти-любви, страсти-честолюбия (в душе Ванини). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине (в душе Пьетро); стендаль изобразил истинное достоинство, которое не может быть отмечено никаким орденом, покупаемым за деньги,- это смертный приговор борцу за свободу родины. Создавая почти романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль, как реалист, строго детерминирует черты его личности: странность обусловлена тем, что он итальянец, национальностью героя автор объясняет и то, что после поражения он становится религиозным и считает любовь свою к Ванине грехом, за который он этим поражением наказан. Социальная детерминированность характера и убеждений героя заставляет его – любимого и любящего – предпочесть родину любимой женщине. Ванина Ванини выше всего ценит свою любовь. Она у Стендаля умна, выше своей среды по духовным запросам. Однако всей ее незаурядности хватает лишь на то, чтобы во имя своей любви послать на смерть 19 карбонариев.

В новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но главенствующим оказывется реалистический принцип социально-временной детерминированности. В этом произведении Стендаль показал себя мастером новеллы: он краток в создании портретов, он уверенно создает новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и ее замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной для жанра неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров.

3.2 Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах
Тема 1. Проблематика новеллы Стендаля «Ванина Ванини»

  1. Исторические события, положенные в основу произведений Стендаля, период Реставрации во Франции и Италии, италийские походы Наполеона, движение карбонариев.

  2. Реализм Стендаля в изображении крупных исторических событий.

  3. Анализ новеллы Стендаля «Ванина Ванини»:
а) реалистическая разработка характеров и конфликта в новелле, черты романтизма;

б) проблема молодого человека в новелле Стендаля;

в) образ Ванины, герой и социальная среда;

г) положительный герой Стендаля, образ Пьетро Миссирилли.


  1. Художественное своеобразие новеллы.
Новаторство Стендаля. Выдающееся место писателя в формировании псхологического реализма.
ЛИТЕРАТУРА

Фрид Ян. Стендаль. Очерк жизни и творчества. - М, 1968.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. - М.,1969.

Прево Ж. Стендаль. - М.-Л.,1967.

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. - Л., 1978.

Тема 2. Повесть О.БАЛЬЗАКА «ГОБСЕК» / Проблематика социально-временной детерминированности реалистического характера /

^

1. Основные черты францизского реализма / на материале письма

Ф.Энгельса к М. Гаркнесс/.

2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисло­вии» к «Человеческой комедии».

3. «Человеческая комедия» О.Бальзака и место в ней повести «Гобсек».

4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.

5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека:

а) портрет;

б) окружающая обстановка, принципы описания;

в) эволюция образа;

г) философия Гобсека, самораскрытие персонажа;

д) романтическое и реалистическое в образе;

6. Персонажи второго плана у Бальзака, принципы их создания и связь с главным героем.

7. Соотношение эстетических принципов Бальзака с методом изображения действительности в «Гобсеке».

ЛИТЕРАТУРА

Бальзак О. Собр. соч. в 15-ти т. М. 1951-55. Т.1

Энгельс Ф. Письмо к М.Гаркнесс. // К.Маркс, Ф.Энгельс Собр. соч. Т.37. С.35-37.

Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967 /гл. «Эстети­ка Бальзака»/.

Обломиевский Д.Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.

Реизов Б.Г. Бальзак. Сб. ст. ЛГУ, 1960.

Пузиков Оноре Бальзак. М., 1955.

Муравьёва Н.И. Оноре Бальзак. М., 1958.
Тема 3. Новелла Проспера Мериме «Кармен» / проблема жанра/.


  1. Новеллистика Проспера Мериме 1830-40-х годов в свете жанра.

  2. Анализ новеллы «Кармен»:
а) соединение в произведении черт новеллы и романа;

б) конфликт в новелле;

в) два центра в структуре произведения и их функции;

г) столкновение двух национальных характеров /Кармен и Хосе/;

д) функция рамочного рассказа /повествование этнографа/;

е) романтическое и реалистическое начало в новелле.


  1. Проспер Мериме – основоположник реалистической новеллы во французской литературе XIX века.

ЛИТЕРАТУРА

Луков В.А. Проспер Мериме. М., 1984.

Смирнов А.А. Проспер Мериме и его новеллы // Мериме П. Новеллы. М-

Л.,1947. С.5-38.

Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987.

История французской литературы. М.,1956. Т.2. С.407-440.

История зарубежной литературы XIX века /под ред. И.Д.Соловьёвой. М., 1991. С.460-470.
Тема 4. Своеобразие творчества Чарльза Диккенса

/на материале романа «Домби и сын»/


  1. Особенности развития литературы Англии II половины XIX века. Место творчества Диккенса в литературном процессе страны. Оценка творчества писателя и английских реалистов Белинским, Чернышевским, Тургеневым, Толстым, Горьким.

  2. Проблематика романов Диккенса в свете нравственно-эстетического идеала писателя.

  3. «Домби и сын» Диккенса - смысл названия и его реализация в системе образов и композиции произведения.

  4. Характеры персонажей:

  • Роль предметного мира в описании места действия и в создании характера персонажа.

  • Своеобразие психологизма.

  • Лейтмотивы и способы их создания.

  • Роль гиперболы и ее связь со сказкой,сказочный элемент в развитии сюжета и развитии конфликта.

  • Жанр романа.

  1. Роль счастливой концовки в поэтике романов Диккенса.

ЛИТЕРАТУРА

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.,1998.
Катаргский Л.М. Диккенс. Критико-библиографический очерк. М.,1969.
Ивашова. Творчество Диккенса. М., 1954.

Сильман Т.Н. Диккенс. М., 1970.

Михальская.Н.П. Чарльз Диккенс- М.,1959.
Тема 5. Сатирическая традиция в английской литературе середины XIX века и творчество У.Теккерея «Ярмарка тщеславия».
1. У.Теккерей. Политические воззрения.

2. Концепция искусства и истории (предисловия к романам «Ньюкомы» и «История Пенденисса» как отражение).

а) проблематика: социально-политические и нравственные проблемы в романе, проблема снобизма,

б) своеобразие жанра и проблема «романа без героя»,

в) композиция,

г) система образов; социально-типическая емкость главных образов (Ребекка Шарп и Эмили Седли) и их индивидуальная психологическая самобытность,

4. Новаторство У.Теккерея в изображении английской действительности XIX века. Ирония и сатира.
ЛИТЕРАТУРА

Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. М., 1984.

Елистратова А.А. Теккерей // История английской литературы. М.,55. Т.2.

Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. М.,58
Тема 6. Сатирическое творчество Г.Гейне 1840-х годов (поэма «Германия. Зимняя сказка»)


  1. Эстетические закономерности развития Германии в середине XIX века: романтизм как непременная составляющая немецкого реализма.

  2. Г.Гейне. Периодизация творчества.

  3. Место поэмы «Германия. Зимняя сказка» в творчестве Г.Гейне 1840-х годов.

  4. Жанровое своеобразие поэмы «Германия. Зимняя сказка».

  5. Политические мотивы в поэме.

  6. Двойственность в восприятии революции и религии.

  7. Жизнеутверждающие мотивы в поэме.

  8. Своеобразие сатиры и иронии.

ЛИТЕРАТУРА

Стадников Г.В. Генрих Гейне. М., 1984.

Дейч А. И. Поэтический мир Генриха Гейне. М., 1963.

Гиждеу С. П. Генрих Гейне. М., 1964.

Шиллер Ф. П. Генрих Гейне. М., 1962.
Тема 7. Проблематика и система образов в романе Гюстава Флобера «Госпожа Бовари».


  1. Эстетика Г.Флобера. Значение образа «башни из слоновой кости». Противоречие между эстетикой и художественной практикой писателя.

  2. Полемика Флобера с романтиками II половины XIX века и тенденциозной литературой. Сатирический образ псевдоромантической литературы в романе и её роль в драме судьбы главной героини.

  3. Проблема идеала в эстетике и творчестве Г.Флобера и её решение в романе «Госпожа Бовари».

  4. Судьба Эммы Бовари. Двойственность образа.

  5. Критика мещанства и духовного убожества обывательский среды в романе.

  6. Образ аптекаря Омэ, его социальное значение.
7 Особенности реализма Флобера, отличие его художественного метода от метода Стендаля и Бальзака.
ЛИТЕРАТУРА

Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М.,1955.

Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. М.,1955.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1969.
Тема 8. Проблематика, темы и идеи сборника Ш. Бодлера «Цветы зла»


  1. Место сборника стихотворений «Цветы зла» в творчестве Бодлера.

  2. Основные положения эстетической программы Бодлера.

  3. Структура и циклы сборника.

  4. Адресаты стихотворений Бодлера.

  5. Теория соответствий. История идеи соответствий. Связь с мистической философией и эстетикой немецкого романтизма.

  6. Тема природы и города в «Цветах зла».

  7. Точка зрения Бодлера на религию и ее отражение в сборнике.

ЛИТЕРАТУРА

Бодлер Ш. Цветы зла. М, 1970.

Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

Бодлер Ш. Об искусстве. М, 1986.

Балашов Н.Й. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М„ 1970. С. 233-288.

Бибиков В. Три портрета. Стендаль. Флобер. Бодлер. СПб., 1890.

Валери П. Положение Бодлера// Валери П. Об искусстве. М., 1993. С. 338-353.

Левик В. «Есть красота у нас, что древним неизвестна» // Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986. С. 5-16.

Нольман М.Л. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М, 1979.

Нольман М.Л. Координаты бодлеровского стиля. (Стихотворение «L"аmor du mesonge») // Стилистические проблемы французской литературы. Л., 1974. С. 165-174.

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

Эткинд Е.Г. О внешнем и внутреннем пространстве в поэзии Бодлера // Стилистические проблемы французской литературы. Л, 1974. С. 189-208.
Тема 9. Философский роман-притча Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит»


  1. Г. Мелвилл как представитель философского направления в американской литературе. Эстетические взгляды писателя.

  2. Жанровое своеобразие романа «Моби Дик, или Белый кит» как философского романа-притчи.

  3. Проблематика и идейное звучание романа.

  4. Система образов.

  5. Соединение романтического и реалистического начал.

  6. Влияние творчества Мелвилла на американских писателей ХХ века: Э.Хемингуэя, У.Фолкнера и др.

ЛИТЕРАТУРА

Мелвилл Г. Моби Дик (любое издание).

Ковалев Ю.П. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972.

Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Интерес Стендаля к сильным несгибаемым личностям, в чьих душах происходит конфликт между "красным" и "черным", выразился и в его произведениях на итальянскую тему. Параллельно с "Красным и черным", в конце 20-х годов Стендаль обратился к художественному воплощению темы "итальянской страсти". К тому времени им уже были написаны книги "История живописи в Италии", “Прогулки по Риму”. Уже здесь Стендаль высказывает свои наблюдения над итальянским характером - наблюдения, складывающиеся в целую систему. Но это все была проза мемуарного, культурно-исторического и публицистического характера. В 1829 г. Стендаль дает первый художественный эскиз итальянского характера в замечательной новелле "Ванина Ванини".

Эта новелла - почти единичное в своем роде произведение по динамике характеров и сюжетов. В ней как будто в каждой строке аккумулирована необычная, огромная энергия взрывчатой силы. Здесь до предела энергично и страстно все - и характер героев, и развитие событий, и построение фраз. Все это с огромным ускорением стремится к развязке, и, конечно же, развязка эта - взрыв. Два равносильных и страстных характера противостоят здесь друг другу, но страсти, владеющие ими, различны по своей направленности.

Юноша-простолюдин Пьетро Миссирилли - человек, главная страсть которого - любовь к угнетенной родине, следовательно, страсть гражданская. Он руководитель тайного общества карбонариев - борцов за освобождение Италии от австрийского владычества.

Девушка - Ванина Ванини - аристократка, дочь одного из знатнейших патрициев Италии. Случай свел ее с Пьетро, и она его полюбила. Но полюбила так же бескомпромиссно, как Миссирилли любит родину. Эти две итальянские страсти столкнулись, и ни одна из них не уступит. Когда Миссирилли оказывается перед необходимостью выбирать между любовью к Ванине и любовью к Родине, он, не колеблясь, выбирает второе. Когда Ванина оказывается перед необходимостью выбирать между велением любви и велением гражданского долга, она, не колеблясь, выбирает первое. Она с полным сознанием своего права выдает карбонариев властям, надеясь, что теперь Пьетро будет безраздельно принадлежать ей. Но со столь же полным сознанием своего права Пьетро отвергает любовь Ванины, когда узнает о ее предательстве, и выбирает смерть. Обе страсти остались верны себе и исчерпали себя до предела. Почти очерк классицистической трагедии - и в то же время проблема "долг и чувство" решается далеко не столь однозначно.

Бесспорно, душевная симпатия Стендаля на стороне Миссирилли. Но легко заметить, что даже в Ванине он восхищается именно силой и цельностью страсти, независимо от ее роковых и предосудительных с моральной точки зрения последствий. Ванина ведь тоже знает, на что идет, когда совершает гнусное предательство. В сцене последнего свидания с Пьетро в тюрьме она рассказывая ему обо всех своих фантастических усилиях вызволить его и пытаясь тем самым убедить его в силе своей любви, прибегает, наконец, к последнему, самому вескому с ее точки зрения аргументу: "Но все это еще такая малость! Я сделала больше из любви к тебе". И она рассказала о своем предательстве. Понимаете, свое падение она воспринимает как высшую жертву любви. И это, конечно, тоже логика - логика безоглядной, пускай и эгоистической, пускай и аморальной, страсти.

Новелла "Ванина Ванини" была написана Стендалем во время работы над ‘‘Красным и черным”. И оба эти произведения - большой роман и маленькую новеллу - объединяет дух бунта революции. Новелла, как и роман, даже при трагическом исходе, не оставляет ощущения безысходности, над ней тоже парит вера, героическое одушевление.

Рекомендуем почитать

Наверх