Маленькие молитвы на рождество. Какую молитву читают на рождество для замужества. Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Полы 23.07.2020
Полы

В Христианском мире Рождество является одним из САМЫХ светлых и важных праздников. Именно в этот день на свет появился тот, кто отдал свою жизнь за все человечество. Вот уже на протяжении двух веков люди поклоняются Спасителю.

Католическая церковь отмечает Рождество 25 декабря, а православные празднуют 7 января. Чтобы Господь услышал ваше обращение, важно читать правильные молитвы.

В рождественские праздники будто в воздухе витает волшебство, природа преображается. Хорошее настроение людей также вливается в этот великое энергетическое пространство.

Молитвы на счастье и благополучие в Рождество 7 января

В Рождество небеса открыты к просьбам и молитвам людей. Поэтому чтобы сполна насладиться праздничной атмосферой, надо сходить с в церковь на праздничное богослужение. Благодаря рождественским молитвам, вы сможете привлечь счастье, финансовое благополучие и любовь.

Главная молитва на счастье

Чтобы попросить у Высших сил счастья, не обязательно обращаться в церковь. Священники разрешают тем, кто по уважительным причинам не может попасть в церковь, молиться у икон.

«Господи, Спаситель наш. Благослови всяк живущего на земле и даруй ему счастье в жизни. Убереги от бед и неприятностей, укрой от завистников и укажи верный путь, ведущий к процветанию. Будь милостив, Господь, да прости нам прегрешения наши. Аминь».

Молитва на благополучие в день праздника

Рождество — это волшебное время, поэтому не сомневайтесь в том, что во время прочтения молитвы вы обязательно будете услышаны.

«Дева Мария, к тебе взываем с искренним раскаянием. Убереги нас от поступков неправедных, открой путь к счастью и благополучию, да не позволь недругам омрачить нам существование. Освободи, Матушка Богородица, от корыстных помыслов и желания отомстить недоброжелателям, и укажи им пути исправления. Аминь».

Молитва на удачу в Рождество

Обращаться с молитвами можно не только к Иисусу Христу, но и к Пресвятой Богородице, которая подарила миру Спасителя.

«Матушка Богородица, спаси и сохрани жизни наши. Ниспошли нам свое благословение и прими искренние просьбы о помощи. Огради нас от бед на пути и укажи путь верный, удачей наполненный. Прими, Матушка, наши искренние раскаяния в прегрешениях, и даруй душам нашим освобождение от груза тяжкого. Аминь».

Молитвенное обращение к Высшим Силам в праздник

«Боже святый и вечный, прими наши искренние молитвы и внемли нашим просьбам. Ты, спасший души грешников, искупивший грехи всяк живущего на земле, не отринь нашего раскаяния. Услышь голоса наши и помоги в день праздника великого найти путь к счастью и благополучию. Убереги, Господи, от поступков и помыслов дурных, отведи беды и освободи сердца и мысли наши от всего порочного. Аминь».

Молитвами перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы» можно просить о помощи в самых разных жизненных ситуациях. А чаще всего:

О взаимной люби, верном муже и удачном замужестве,
- о зачатии ребенка,
- о здоровье родных и близких людей,
- о богатстве и материальном достатке.

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная!

Кто Тебе не уб­лажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества.

Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согреше­ний, зрим Тя, Неприступного Света жилище.

Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию.

Паче бо серафим возвы­силась еси, Пречистая.

Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея.

Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно про­сим:

умоли Сына Твоего и Бога наше­го даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная.

Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем.

Ты не­постыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, без­бедное шествие на страшных мытарст­вах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго,

да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа.

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудо­творному образу припадающе, уми­ленно глаголем:

призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным хода­тайством ниспосли коемуждо потреб­ная.

Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти,

мужество ко благу направи, грешников к покаянию при­веди и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй.

Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь,

да ни коим грехом самолю­бия, соблазна и диавольского прельще­ния прогневляем Бога:

Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь.

Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество.

Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему.

Ты бо мо­литвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия;

молитвами Твои­ми, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних,

да вси тихо и мирно поживем во спасе­ние душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Твор­цу, Промыслителю и Спасителю на­шему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков.

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обе­тованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Хри­ста,

с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Тро­ице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси.

Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим:

исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных;

страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны;

ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны.

И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего.

Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу;

сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим.

Ей, Гос­поже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Нас­тавница,

да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сы­на Твоего исходатайственнаго, исполните­лям же святых заповедей Его обещаннаго.

Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего,

и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков.

«О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас, не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительница, вручаем себе милостивому Покрову Твоему. Приведи нас, грешных, к тихой и безмятежной жизни, да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством, защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты еси Корень Девства и Неувядающий Цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающим сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на Страшнем Суде Сына Твоего, Емуже мы воздаем славу, честь и покланение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Магия на Рождество Христово неизменна во все века. Наши предки для успешного замужества и удачи во всех делах читали молитвы. По сей день, 7 января многие девушки гадают на любовь и суженного, даже наспех и в шутку произнесенные слова довольно эффективны. Молиться о счастливом замужестве могут не только молодые девушки, но и женщины, которые находятся в разводе.

Одиноким девушкам, которые никак не могут найти своего суженного предпочтительнее произносить молитвы Пресвятой Богородице, ведь именно она родила Иисуса. Можно обращаться и к Петру и Февронии, поможет в любви Матрона Московская и Николай Чудотворец.

Слова молитвы таковы:

С превеликой радостью обращаюсь к тебе, Матерь Божья.





Да святится имя твое. Аминь.

Слова, произносимые в такой праздник, как Рождество, очень сильно влияют на судьбу и помогут именно тем, кому это необходимо. Кто искренне желает от самого сердца. Нужно верить и судьба сама подскажет нужную дорогу к счастью.
Чтобы увеличить шансы на счастливую семейную жизнь можно сделать следующий обряд на Рождество. Для этого нужен квадратный кусочек белой ткани 2 белые свечи и фото, где вы с возлюбленным вместе.

Находится ночью именно в одиночестве. На лоскуте надо нарисовать крест, разделяющий пространство на 4 стихии: Огонь, Воду, Землю, Воздух. А по центру положить фото. Вначале читается “Отче наш”, далее данную молитву:
Силы Рождества Христова, мне помогите! Милого (имя) ко мне приворотите! Хочу, чтобы со мной он обручился, навеки вечные душой и телом соединился. Аминь.

Во время этого ритуала не забывать представлять себе свадьбу, счастливого жениха, идущего рядом. Читать и представлять до тех пор, пока свечи не потухнут сами по себе. Впоследствии, завязать аккуратно и плотно фото и убрать подальше от посторонних глаз. Если обряд проведен правильно, то вскоре в отношениях будут происходить положительные перемены.

В Рождество Христово просят не только счастья в замужестве, но и много просьб на удачу. Наверное, в мыслях каждой матери мечты об удачной жизни своих детей. В этот светлый праздник в ночь на 7 января можно прочесть молитву на благополучие детей. Если ребенок совсем малыш, то необходимо поднять его на руки и смотря на звёзды произнести такие слова:

Матушка Богородица, как Ты Сына Своего
Младенца Иисуса в этот день на руках держала.
В покрывало мягкое пеленала,
Рученькой Своей на счастье и удачу благословляла,
Благослови и моего дитятку (имя) тоже.
Рученьку Свою святую подними,
Мою деточку перекрести,
На удачу и счастье в жизни благослови,
На жизнь долгую и богатую,
Веселую и красивую.
Пока люди будут помнить Тебя и Сына Твоего Иисуса Христа
Никому моих слов не перебить.
Ключ. Замок. Язык.
Аминь. Аминь. Аминь

Для лучшей просьбы на удачу, помощниками в молитвах будут восточные окна.

Выключите свет во всех комнатах, только лишь свеча, горящая на окне должна быть источником света.

А когда в небе загорится первая звезда, 3 раза скажите такие слова:

Звезда Вифлеема сияет - радость людям возвещает. Младенец-Христос на свет объявляется, радость великая пробуждается. Та радость большая меня коснется. Удача лицом ко мне повернется.

Далее надо задуть свечу и произнести: “Да будет так!”. После этого можете идти к своей семье за праздничный стол.
В жизни каждого человека наступает момент, когда он невольно обращается с просьбами на удачу в высших сил. В этой ситуации поможет правильно произнесенная молитва. А в Рождество Христово увеличивается сила слов. Данная молитва читается в утро Рождества, едва открыв глаза стоит произвести такие слова:

Солнышку, звездам, Луне, земле, низкий поклон! Благодарствую за помощь и заботу! Прошу за Рабом Божьим (свое имя) приглядеть. Удачу и счастье ко мне подослать, да путь указать! Аминь!

Слова Рождественских молитв нужно проговаривать только лишь в отличном настроении и с легким сердцем. Для Высших сил важны ваше счастье, здоровье и любовь, а не материальные ценности.

Этот очень сильный заговор произнесенный в Рождество принесет удачу и успех на целый год. Слова молитвы:
На удачу шепчу в рождество, пусть фортуна стучится в окно. В играх, спорах успех мне поможет, на работе прибавку отложит. Все дела я успешно свершу, Бог простит, коли шибко грешу. Аминь! Аминь! Аминь!

В Рождество Христово надо верить в чудеса и все произойдет именно так, как вы того хотите. Пожелайте от души то, чего действительно желаете и это обязательно произойдет. Счастливого Рождества вам и вашей семье!

Рождество открывает путь к небесам, что дает возможность людям обращаться в молитвах к Высшим силам практически напрямую. Считается, что все обращения будут непременно услышаны и просьбы исполнены. Огромной силой обладают молитвы в Рождество о замужестве, которыми еще с древних времен одинокие девушки пользуются для встречи со своей второй половинкой. Обращаться можно к разным святым, главное, делать это с открытым сердцем и душой.

Считается, что именно эта молитва обладает огромной силой, поскольку Дева Мария родила Сына Божьего. Конечно, рассчитывать на то, что долгожданная встреча произойдет прямо на следующий день, не стоит, но Высшие силы будут способствовать тому, чтобы события будут складываться максимально удачно. Лучше всего читать молитву перед иконой, предварительно поставив рядом зажженную свечу.

Молитва на Рождество Христово на замужество звучит так:

«С превеликой радостью обращаюсь к тебе, Матерь Божья.

Ты та, кто наполнила любовью плод чрева своего.

Я, раба Божья (свое имя) молю тебя сейчас о помощи.

Прошу, одари меня любовью взаимной и искренней.

Пошли мне мужа любящего и заботливого,

чтобы я могла растить детей в счастье и радости.

Кроме этой молитвы можно обращаться за помощью к блаженной Матроне Московской, Николаю Чудотворцу, Ксении Петербуржской и к Петру и Февронии Муромским. Эти святые также прославились своей силой помогать одиноким найти любовь.

Обряд на Рождество на замужество

Есть специальный ритуал, в котором используется молитва под Рождество на замужество. С его помощью одинокие девушки могут в значительной мере увеличить шанс для встречи со второй половинкой. Могут его использовать также девушки, которые имеют потенциального жениха и хотят добиться от него самого ответственного шага. В таком случае в молитву необходимо вставить имя конкретного человека.

После этого нужно смотреть на пламя и мысленно представлять свадьбу и счастливую жизнь вместе с будущим супругом. Важно, чтобы картинка была максимально четкой, вплоть до ощущений. Делать это нужно до тех пор, пока свечи не потухнут сами собой. Затем в полотно завяжите фотографию, остатки свечей и спрячьте все подальше от посторонних глаз. Если все было сделано правильно, то совсем скоро будут видны первые положительные изменения.

Есть моменты в жизни православных, когда молитва особенно сильна, и просьбы быстрее доходят до Небес:

Существуют особые тематические молитвы на Рождество Христово:

Тексты этих молитв приведены в специальном сборнике – Молитвослове для православных христиан.

Рождеству Младенца Иисуса предшествует многодневный строгий Рождественский пост. Он длится 40 дней – с 28 ноября по 6 января. Последний самый строгий день поста называют сочельником от названия блюда, которое готовят и подают на стол в ночь накануне Рождества.

По традиции в этот день не вкушают никакой пищи до позднего вечера, пока на небе не появится первая звезда. Тогда вся семья садится за стол и, помолившись, приступает к трапезе.

Сочиво задает настроение торжеству и помогает настроиться на благоговейный лад перед чудом, о котором возвестила миру взошедшая на небосводе Вифлеемская звезда.

Рецепт рождественского сочива очень прост. Но блюдо получается вкусное и питательное. Его готовят из зерен пшеницы с медом и семенами других растений – мака, орехов. Добавляют фрукты, изюм, цукаты.

В наши дни пшеницу заменяют другими крупами – рисом, овсом, ячменем. Подкрепив молитву, пищу духовную телесной пищей, люди устремлялись в храмы. Рождественское богослужение с крестным ходом начинается ровно в полночь.

Рождество Христово - один из величайших праздников для всего православного народа. С этим праздником связано…

В рождественскую ночь православные верующие устремляются в храмы на всенощное бдение, переходящее в Божественную Литургию. Особые праздничные молитвы читаются 7 января на Рождество Христово, чтобы славить пришествие в мир Спасителя рода человеческого. Некоторые из божественных песнопений исполняются только на этой службе, то есть один раз в году.

Иисус родился, Господь Бог уже среди нас, Он пришел, чтобы страданиями и смертью искупить людские грехи и подарить надежду на воскресение и жизнь вечную. Таков вкратце смысл праздничного богослужения.

Если по каким-либо причинам побывать в храме не представляется возможным, помолиться можно, оставаясь дома. Для этого, прежде всего, надо настроиться на особый молитвенный лад. Встать перед иконами, зажечь восковую свечу. Такие свечи для домашней молитвы продаются в церковных лавках.

Господь откликается на любые просьбы, не имеющие под собой злого умысла. Но не принято напрямую просить у Бога денег или любви. Так как стяжательство, алчность, а также страсти и плотские утехи в православии считаются грешными помыслами.

Поэтому просим не богатства, а помощи в делах и избавления от нищеты. Не победы над недоброжелателями, а защиты от них, не счастливой любви, а хорошей жены, доброго мужа, мира и счастья в семейной жизни.

Помощь последует очень скоро, только надо понимать, что Господь посылает человеку лишь то, что ему действительно необходимо. Если кажется, что желание не исполнилось, следует внимательно проанализировать все недавние события. Возможно, был какой-то знак, посыл, которому вы не последовали или не придали значения.

Возможно, вашу просьбу проигнорировали, чтобы уберечь от большого зла. Бог любит своих детей, заботится о чадах и наставляет нас на путь истины.

Ежегодно верующими христианами по всему миру отмечается праздник Сретение Господне, приуроченный в память принесения…

На Рождество Христово молодые девушки и одинокие женщины читают молитву на замужество, обращаясь к Пресвятой Богородице. Именно Богоматерь является покровительницей всех жен, ведь она родила Младенца Иисуса от непорочного зачатия и воплотила всепоглощающую беззаветную любовь как самопожертвование.

О послании семейного счастья молятся также:

Даже если под рукой нет соответствующей молитвы или старославянский текст ее кажется совсем непонятным, можно молиться своими словами. Звучать это может примерно так:

Не следует ожидать, что суженый постучится в дверь уже завтра. Прежде всего молитва поможет работе над собой, укажет путь, которым нужно идти к тому единственному и любящему, готовому стать защитой и опорой в беде и в радости.

Нельзя молиться о любви конкретного человека, это похоже на навязывание своей воле святым.

С Рождества до Крещения (19 января) идут святки. Единственное время в году, когда церковь снисходительно относится к гаданиям. Каких только методов узнать свою судьбу не использовали. И сапоги за плетень бросали, петуху зерно насыпали, спрашивали имя у незнакомцев, лили растопленный воск в воду, смотрелись в зеркальный коридор.

Пока большая часть населения ожидает наступления Нового года, верующие люди готовятся к Рождественскому посту. Какого…

Молитва на Рождество Христово на удачу – в разных вариантах необычайно популярна в народе. Все верят в рождественские чудеса, которые ниспошлет нам Господь.

Во времена идолопоклонства на Руси ради демона удачи приносили в жертву даже младенцев. То есть, люди готовы добиться удачи любой ценой. Это неприемлемый путь для христианства.

В молитвах такого рода нужно просить Господа направить нас по пути добра и оградить от зла. Только таким праведным путем, следуя духовным правилам, можно достичь и настоящего успеха, и неожиданной удачи в простом обывательском значении этого слова.

Сила рождественской молитвы известна чудесами исцеления от тяжких недугов. В светлый праздник Рождества Христова можно и нужно молиться о здоровье детей, своем собственном и своих родных.

Имена пишут разборчиво, указывая их в родительном падеже (О здравии Ивана, Марии и так далее). В прошении и нужно указать свое имя, затем родственников, покровителей и добродетелей.

О здравии ставят свечи у икон и читают молитвы святым Пантелеймону целителю и святителю Луке Войно-Ясенецкому, а также Матроне Московской и Николаю Чудотворцу, известным многочисленными чудесами исцеления болящих при жизни и после смерти святых.

Молитва, прочитанная в Рождество или Рождественский сочельник, всегда обладает великой силой.

Рождество Христово — светлый праздник, когда родился Сын Божий.

Молитвы обычно люди читают либо в ночь перед Рождеством с 6 на 7 января, либо в течение 7 января, когда празднуется Рождество.

Перед прочтением молитвы, нужно очистить помыслы, наполниться радостью от того, что Христос родился, преисполнится благодарностью и счастьем от божественного покровительства.

Перед прочтением молитвы на Рождество о благосостоянии и богатстве сначала нужно прочитать молитвы «Отче наш» перед иконой Иисуса Христа.

Икона Иисуса Христа на Рождество

Молитва «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

После прочтения молитвы «Отче наш» можно прочитать рождественскую молитву для прошения о благосостоянии.

Молитва на Рождество о богатстве и благосостоянии

Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

Смотри видео и узнай все про Рождество: подсказки, советы, важные правила, приметы и очень сильный ритуал для богатства на Рождество.

Мы должны знать, как и о чем мы молимся на рождественской службе. Священник Федор Людоговский дает обзор наиболее важных церковных молитв разных жанров. Переводы на русский язык, если не оговорено иное, принадлежат иеромонаху Амвросию (Тимроту) .

Ветхий Завет о Рождестве Христовом

Тексты из ветхозаветных книг звучат во время богослужения ежедневно. Чаще всего используется Псалтирь – книга, содержащая псалмы – молитвенные поэтические произведения, которые были написаны израильским царем Давидом и, возможно, другими авторами.

В канун Рождества Христова особое значение приобретают книги пророков, живших до пришествия Спасителю на землю. На вечерне , которая совершается накануне праздника, читаются паремии (фрагменты ветхозаветных книг), содержащие пророчества о Христе, о Его рождении от Девы. Здесь и книги, написанные, согласно церковному преданию, Моисеем, и книги других пророков – Михея, Исаии, Варуха и Даниила.

Первая из паремий – это самое начало самой первой книги Библии – Бытия . Здесь перед нами разворачивается повествование о сотворении Богом мира: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» . Далее в этом фрагменте еще довольно много говорится о воде. Тема воды возникает по той причине, что накануне самых больших праздников – Пасхи, Богоявления, Рождества Христова – в древней Церкви во время чтения паремий совершалось массовое крещение. Именно поэтому данная паремия из книги Бытия читается и в рождественский сочельник, и в крещенский, и в Великую субботу.

На великом повечерии торжественно звучат пророческие слова Исаии о Боге-Младенце:

Младенец родился нам, Сын, и дан нам.

<…> И называется имя Его: Великого Совета Ангел.

Чудный Советник.

Бог Крепкий, Властитель, Начальник мира.

Отец будущего века.

Рождественские стихиры

Это довольно древний жанр церковных песнопений. Одна стихира – это один абзац, одна строфа. На рождественской службе мы слышим стихиры разных авторов. Один из них – это святитель Герман, патриарх Константинопольский . Приведем ту его стихиру, с которой начинается рождественская вечерня:

Придите, возрадуемся о Господе,

изъясняя нынешнее Таинство:

разделявшая нас с Богом стена разрушена,

пламенный меч обращается вспять

и Херувимы отступают от древа жизни

и я приобщаюсь к блаженствам рая,

из которого был изгнан за ослушание.

Ибо неизменный Образ Отца

и Начертание вечности Его

облик раба принимает,

от не испытавшей брака Матери произойдя,

не потерпев при этом изменения.

Ибо Он остался, чем был – Богом истинным,

и принял на Себя то, чем не был,

человеком сделавшись по человеколюбию.

Воскликнем Ему:

«Боже, рожденный от Девы, помилуй нас!»

Другой автор, имя которого хотелось бы назвать, – это не патриарх и даже не мужчина. Знаменитая стихира «Августу единоначальствующу на земли…», которая поется на великой вечерне во время входа, принадлежит перу Кассии – поэта, гимнографа, композитора, монахини и основательницы монастыря в Константинополе. Приведем полностью текст этой стихиры в русском переводе:

Когда Август стал единовластным на земле,

прекратилось многовластие среди людей;

и с Твоим вочеловечением от Девы чистой

идольское многобожие упразднилось.

Одному мирскому царству подчинились страны,

и в единое владычество Божества племена уверовали.

Переписаны были народы по указу Кесаря,

записались и мы, верные, во имя Божества –

Тебя, вочеловечившегося Бога нашего.

Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Как видим, речь здесь идет о римском императоре Августе Октавиане, который в свое время положил конец междоусобной борьбе за власть и расширил границы империи. Христос родился в Иудее как раз во время правления Августа. И с Его рождением, по мысли Кассии, начался закат язычества и все народы стали поклоняться Единому Богу.

Рождественский тропарь

Тропарь – или, конкретнее, отпустительный тропарь – это одно из наиболее важных песнопений любого церковного праздника. Рождественский тропарь напоминает нам о событиях, описанных в Евангелии от Матфея: о пришествии Мессии и о мудрецах-звездочетах, пришедших с Востока поклониться новорожденному Младенцу. По-церковнославянски тропарь звучит следующим образом:

возсия мирови свет разума,

в нем бо звездам служащии

звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу Правды,

и Тебе ведети с высоты востока.

Господи, слава Тебе.

А вот его русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

озарило мир светом знания,

ибо чрез него звездам служащие

звездою были научаемы

Тебе поклоняться, Солнцу правды,

и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.

Господи, слава Тебе!

Приведем также перевод, выполненный в Свято-Филаретовском институте:

Рождество Твоё, Христе Боже наш,

озарило мир светом познания,

ибо тогда звёздам служащие

звездою были научены

поклоняться Тебе, Солнцу Правды,

и познавать Тебя, Зарю свыше, –

Господи, слава Тебе!

Тропарь Рождества Христова многократно звучит во время праздничного богослужения: на вечерне, повечерии, утрене, литургии, а также в течение нескольких дней, следующих за первым днем праздника.

Рождественские каноны

В состав одной из рождественских служб – утрени – входят два канона. Канон – это гимнографическое произведение, образованное восемью-девятью песнями, в каждой из которых обычно имеется по две-три и более поэтических строфы. Первая строфа в каноне называется ирмосом, прочие именуются тропарями. (Не следует путать тропари канона с отпустительным тропарем, о котором говорилось выше.)

Один из канонов на праздник Рождества Христова написан гимнографом сирийского происхождения по имени Мансур ибн Серджун ат-Таглиби. Он жил в VIII веке и в молодости служил при дворе дамасского халифа. Христианскому миру он известен как Иоанн Дамаскин .

Другой канон (в порядке пения – первый) был написан другом и свободным братом Иоанна – святителем Космой, епископом Маюмским .

Канон Космы Маюмского открывается радостными, ликующими словами ирмоса:

Христос рождается – славьте!

Христос с небес – встречайте!

Христос на земле – воспряньте!

Пой Господу, вся земля

и с веселием воспойте, люди,

ибо Он прославился!

Впрочем, эти слова написал не сам Косма – он лишь перефразировал и немного расширил то, что несколькими столетиями ранее было сказано святителем Григорием Богословом в одной из его проповедей.

Приведем также фрагмент канона Иоанна Дамаскина. Первый тропарь второй песни этого канона отсылает нас к Евангелию от Луки, где описывается явление ангелов Вифлеемским пастухам, которые затем отправились посмотреть на младенца Христа:

Хор свирельщиков поражался,

необыкновенным образом удостоившись

узреть то, что превыше ума:

от Невесты пречистой всеблаженное рождение

и полк бесплотных, воспевавших

без семени воплощающегося Царя-Христа.

Кондак

После шестой песни второго канона в тексте рождественской утрени находится песнопение, озаглавленное словом кондак, а вслед за ним – икос. О двух этих строфах следует сказать подробнее.

Эти кондак и икос не являются частью канона. Это – всё, что осталось в нынешней службе от очень интересного произведения еще одного сирийского автора – Романа Сладкопевца . Роман родился во второй половине V века, то есть он жил позже, чем Григорий Богослов, но заметно раньше Иоанна и Космы, Германа и Кассии. Он был автором многострофных гимнографических произведений, которые мы так и назывались – кондаки. То, что мы сейчас именуем этим словом, – это лишь вступительная строфа Романова песнопения. А то, что нынче называется икосом, – это первая из ряда многих строф, содержавшихся в кондаке.

Однострофный кондак (т. е. кондак в современном смысле слова) – это, наряду с отпустительным тропарем, одно из главных песнопений любого праздника. Приведем церковнославянский текст кондака и его русский перевод.

Дева днесь Пресущественнаго раждает,

и земля вертеп Неприступному приносит.

Ангели с пастырьми славословят,

волсви же со звездою путешествуют:

нас бо ради родися

Oтроча Младо, Превечный Бог.

Перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает,

и земля пещеру Неприступному приносит;

Ангелы с пастухами славословят,

волхвы же за звездою путешествуют,

ибо ради нас родилось

Дитя младое, предвечный Бог!

А теперь для сравнения дадим вступительную строфу (то есть нынешний кондак) и первые две строфы основной части кондака на Рождество Христово в русском переводе иеромонаха Иакова (Цветкова), в редакции священника Михаила Желтова:

С егодня Дева рождает Превысшего всякого существа, а земля приносит вертеп Неприступному; ангелы вместе с пастырями славословят, волхвы же со звездой путешествуют: ибо ради нас родился Юный Младенец, Предвечный Бог!

Вифеем открыл [нам] Эдем - придите, увидим; мы нашли наслаждение в скрытном [месте] - придите, получим райскую [радость] внутри пещеры: там явился Корень ненапоенный [влагой], произращающий прощение; там явился Кладезь неископанный, из которого прежде сильно желал пить Давид; там Дева, родившая Младенца, тотчас утолила жажду Адама и Давида. Посему придем к этому [месту], где родился Юный Младенец, Предвечный Бог!

О тец Матери по Своей воле соделался [Ее] Сыном, Спаситель детей ребенком возлежал в яслях. Узнав Его, Родившая говорит: «Скажи мне, Дитя, как Ты вселился в Меня и как образовался во Мне? Вижу тебя, утроба [Моя], и ужасаюсь – ибо и молоком питаю, и остаюсь не познавшей брака. И хотя вижу Тебя, [Дитя], в пеленках, [одновременно] созерцаю девство Свое запечатанным - ибо Ты сохранил его, соблаговолив родиться [от Меня, о], Юный Младенец, Предвечный Бог!»

Всего же в основной части Романова кондака содержится 24 строфы (икоса). При этом начальные буквы строф образуют акростих – фразу, которая в переводе с греческого значит «Гимн смиренного Романа».

Следует заметить вот еще что. Все строфы кондака заканчиваются одним и тем же выражением – «Юный Младенец, Предвечный Бог» (по-церковнославянски – «Отроча младо, Превечный Бог»). Это особенность всех древних многострофных кондаков. И не только кондаков, но также и акафистов – жанра, к рассмотрению которого мы сейчас переходим.

Рождественские акафисты

Кондаки Романа Сладкопевца написаны живо и ярко – но они, к сожалению, вышли из церковного уротребления. Каноны Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина богаты своим содержанием, они отсылают нас к образам и сюжетам Ветхого и Нового Завета; но надо признать, что всё это очень непросто для восприятия недостаточно подготовленного читателя и, тем более, слушателя.

Возможно, именно по этой причине с каждым столетием и десятилетием всё большее распространение получают акафисты.

Акафист – это тоже многострофное произведение, как и древний кондак и канон. Но акафист обычно проще по языку, он имеет более четкую и понятную структуру. Первый акафист – это был акафист Богородице – появился не позднее первой четверти VII века. Имя его автора нам неизвестно. Позже стали появляться и другие акафисты – десятки, сотни, теперь уже тысячи. Изначально акафисты (кроме самого первого) не предназначались для пения в храме. Тем не менее, акафист всё чаще становится частью церковного богослужения.

На праздник Рождества Христова имеется несколько акафистов. Три из них, наиболее известные в настоящее время, были написаны русскими архиереями XX века: епископом Тихоном (Тихомировым), архиепископом Никоном (Петиным) и митрополитом Никодимом (Руснаком). Приведем хотя бы по три строфы (из 25) каждого акафиста. Они, в общем и целом, написаны на церковнославянском языке, но этот язык достаточно понятен. Что касается русского перевода акафистов, то подобные опыты нам неизвестны.

Из акафиста епископа Тихона:

В озбранный и прежде век от Отца Рожденный, Спас мира и Царь веков, яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам. Сей ныне волею плоть приим от Девы и, яко разумное Солнце Правды, сущим во тьме и сени смертней седящим Боголепно возсия. Приидите, возрадуемся, зряще Бога во плоти, в Вифлееме нас ради пеленами повиваема, и с волхвы и пастырьми Сему покланяющеся, велегласно возопиим: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.

А нгели древле у врат Эдема древу жизни отпадшаго Адама стрегуще, ныне же от веси Вифлеемския радость велию земнородным благовествуют, яже будет всем людем: яко родися Спас, Иже есть Христос Господь, в яслех безсловесных плотию младенствующе. Приидите, вернии, Матерь Спасову прославим, по Рождестве паки явльшуюся Деву, и со Ангелы и пастырьми песнь достойную в вертепе от Нея Рождшемуся воспоем:

Слава Тебе, Пребезначальное Слово, Бог сый, человек явивыйся;

слава Тебе, Боже Великий и Вечный, Своего Божества не отступльше, из боку Девичу воплотивыйся.

Слава Тебе, Сыне Божий — Сыне Девы, зрак раба приимшему;

слава Тебе, Слове Божий, Неизследиме, в юдоль нашего изгнания пришедшему.

Слава Тебе, Превечное Слово, истощанием странным от Девы миру возсиявый;

слава Тебе, Премудросте Божия и Сило, нас ради по нам обнищавый.

Слава Тебе, Невесты Пречистыя пребогатое Рождество, Егоже славы полны суть Небеса;

слава Тебе, возсиявшее Солнце Правды, Имже радости исполняется вся земля.

Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.

В идевше Творец и Зиждитель всяческих гиблема человека, егоже рукама созда, милосердствуя о нем, приклонив небеса, на землю сниде, высотою Царствуяй Небес, землею содеяся, – Егоже Отце прежде век раждает, да падшее обновит человеческое естество. Его зряще Самаго и Человека и Бога, ликовствующе со всеми небесными и земными, хвалящими предивное Божие снисхождение, вопием Ему: Аллилуия.

Из акафиста митрополита Никодима:

И збравый от всех родов пречистейшую Ангел Деву; и от Нея родивыйся плотию, Христе Боже наш, благодарственная приносим Ти раби Твои, Владыко. Ты же, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Иисусе, Сыне Божий воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

А нгел множество собрася во Вифлееме, видети непостижное Рождество; и видевше своего Творца, во яслех яко младенца лежаща, удивишася! И страхом благоговеюще, Рождшагося и Рождшую боголепне почитаху, поюще таковая:

Слава Тебе, Сыне Божий, прежде век от Отца рожденный.

Слава Тебе, со Отцем и Духом вся сотворивый.

Слава Тебе, спасти погибшия пришедый.

Слава Тебе, даже до рабия зрака снизшедый.

Слава Тебе, взыскателю заблудших.

Слава Тебе, Спасителю погибших.

Слава Тебе, средостение вражды разрушившу.

Cлава Тебе, рай, преслушанием затворенный, паки отверзшу.

Слава Тебе, род человеческий неизреченно возлюбившу.

Cлава Тебе, на земли вертеп Небо явившу.

Слава Тебе, рождшую Тя Деву, Престол херувимский показавшу.

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

В идяще безплотнии Ангели своего Владыку, от чистыя Девы плоть приемша, ужасошася! И друг ко другу реша: преславное сие Таинство непостижимо нам является быти: обаче дивяшеся неизреченному Того снизхождению, со страхом пояху: Аллилуия.

Из акафиста архиепископа Никона:

Р ождейся от Девы, пение небесное приявый, приими из сокровищ духовных мною возносимое Тебе песнопение: Иисусе Богомладенче, спаси нас!

О т ангелов благовестие приемше, во град Вифлеем духовно вшедше и Младенца в яслех узревше, радостно воспоим Ему:

Иисусе, ангелов ликование;

Иисусе, сердца моего взыграние.

Иисусе, всего мира ожидание;

Иисусе, небесное сияние.

Иисусе Богомладенче, спаси нас!

Ж ивущим верою путь пастырие указуют, тем же с ними и мы ликовствуя, поем Рождшемуся: Аллилуия!

Акафист архиепископа Никона содержит русский фразовый акростих: «Рождество Христово духом пою».

Рекомендуем почитать

Наверх