«Духовно-нравственное воспитание: что такое духовность и что такое нравственность? Нравственность – это что такое? Проблемы нравственности в современном мире Духовность нравственность смысл жизни человека

Гипсокартон 06.01.2024
Воспитание в жизни общества

Постоянная убыль народа – это лишь внешнее проявление глубинных болезненных изменений, происходящих в сознании современных русских людей. Такое происходит, когда народ теряет волю к жизни, забывает о воспитании – о естественном для каждого здорового сообщества живых существ воспроизводстве и преумножении себя в череде поколений. В человеческих сообществах, отличающихся от просто животных особым качеством – духовностью, и воспитание должно быть прежде всего духовным. Даже телесное питание, особенности кухни разных народов обязательно основываются на каких-то мировоззренческих, как правило, вероучительных представлениях (на целом ряде духовно обоснованных правил воздержания, на пищевых запретах и т.п.). Точно так же телесные упражнения, игры и боевые искусства разных народов коренятся в их духовно-обрядовых преданиях (и если, к примеру, какие-то русские подростки углубленно изучают китайское боевое искусство ушу, то вместе с тем они духовно впитывают китайский пантеизм, воспитываются на нем и образуют из себя, сами того не понимая, некое подобие секты, отсеченной от живого целого собственного народа, и некую, пусть нелепую, прививку к китайскому народному древу).

К сожалению, лишь совсем недавно, на рубеже тысячелетий, губительность исчезновения воспитательного начала из образования и всей культуры осознали на самом высоком государственном уровне, после чего была написана и принята федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». На местах были созданы и выполнены свои подпрограммы данной направленности (например «Патриотическое воспитание населения Новгородской области на 2002–2005 годы»). Сейчас приняты и действуют программы на 2006–2010 годы.

Таким образом, хотя бы в последние годы деятельность Министерства образования определяется стремлением к срочному и всемерному восстановлению воспитательного начала в народном образовании на всех уровнях: от начального школьного до высшего. Правительством России утверждена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Как отметил в 2002 году на Х Международных Рождественских образовательных чтениях В.М. Филиппов, в то время занимавший пост министра образования Российской Федерации, «этот документ подытожил многолетние дискуссии о путях развития обучения и воспитания подрастающих поколений. Образно говоря, он вернул государство в сферу образования, восстановил подвергавшийся непростым испытаниям союз государства и общества в деле просвещения молодежи. Это событие заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл. И вот в чем он состоит. Первое. Воспитание рассматривается в Концепции “как первостепенный приоритет в образовании”. Цитирую конкретнее решение Правительства России: “Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – это формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности”».

Эти общие методологические установки, а также их испытание в ходе выполнения государственной и областных программ патриотического воспитания стали основой для намеченного на 2008 год системного преобразования всей воспитательной работы в сфере народного образования. Ожидаемое обновление существенно затронет содержание передаваемых от поколения к поколению знаний. В частности, с 2007 года обсуждается новая образовательная концепция, согласно которой предполагается введение с 2009 года в очередное поколение государственных стандартов общего образования целой образовательной области «Духовно-нравственная культура»: «Предлагаемые в Концепции решения позволят продвинуться от имеющейся в настоящее время относительной возможности (выделено авторами Концепции. – А.М.) систематического изучения духовно-нравственной культуры общества, в том числе религиозной, приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и традициям своей семьи, народа в общедоступной государственно-общественной (светской) школе – к гарантии такого образования как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса» . Очевидно, что уровнем только среднего образования предполагаемое обновление не ограничится и впоследствии затронет все другие уровни образовательной системы – от дошкольного до высшего профессионального.

Теперь мы заново осознаем простую и очевидную истину: отвлеченных и непременно общеполезных знаний попросту нет, всякое знание добывается благодаря определенному мировоззрению и несет на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз этот заложенный в знании образ бытия способствует образованию человеческой личности, души. Знание является пищей духовной для человека, оно питает, воспитывает душу, усваиваясь ею, становясь своим для нее. В этом и заключается глубинная сущность воспитания как развивающего, образовывающего и образующего духовного питания.

Так что говорить о совершившейся в былые годы утрате воспитательного начала в образовании можно лишь в определенном смысле – в смысле отказа от государственного управления в этой области. На самом деле человек вместе со знаниями в любом случае все равно получает определенную пищу, вот только общество, народ порою не желает следить за этим сверхважным делом, пускает его на самотек, и тут-то воспитание, действительно, может пошатнуться и даже превратиться в нечто противоположное, поскольку вместе с доброй духовной пищей в потоке знаний, не подлежащих проверке опытных людей, может попасться и пища отравленная, злокачественная, то есть и не пища уже, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу (крайний пример такого «воспитания» – обучение детей в преступных сообществах, вследствие чего получаются «хорошие» преступники, но плохие люди).

К счастью, в действительности общественное воспитание народа не может идти совсем стихийно и неуправляемо. Даже в случаях крайнего небрежения оно все равно складывается из более-менее сознательных, хотя и разрозненных действий, предпринимаемых в отдельных семьях ради продолжения рода (а из растущих родов, говорящих на одном языке и верующих в одного Бога, образуется на-род ). Однако гораздо более действенным общественное воспитание оказывается при сознательном, целенаправленном и последовательном воздействии на все общество в целом, и в этом случае особенно важным оказывается подбор духовной пищи. Распознание духовных свойств знания на основе имеющегося у старших поколений опыта как раз и является одной из основных задач воспитания (наряду с добычей самих доброкачественных знаний).

Стремительный возврат в чиновно-государственный язык понятий «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «духовное воспитание», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание» таит в себе опасность омертвления глубинных корневых смыслов этих слов, то есть тех смыслов, которые развивались в течение многих веков нашей народной истории под солнцем Православия, но в XX веке значительно поблекли под воздействием бездуховной власти.

В частности, понятие духовное воспитание в своем полном, не усеченном объеме предполагает веру не только в духовность, бесплотность человеческой души или, если угодно, личности с ее сознанием и сверхсознанием (по словоупотреблению современной науки), но также обязательно и веру в бытие сверхчеловеческих духов, как добрых, так и злых, и, прежде всего, веру в бытие Божиего Духа. При этом надо помнить, что духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому все чаще теперь употребляемое и, казалось бы, громоздкое выражение «духовно-нравственное воспитание» не представляется излишним.

Нравственность

Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности – своеобразного умения и навыка выбирать и совершать в любых жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится , но только то из понравившегося, что в свете имеющегося общественного опыта не губительно, не вредно для жизни и поэтому будет способствовать ее продлению, а значит, и сохранению самой возможности выбирать понравившееся в дальнейшем. Простой пример: если человеку по неведению понравится какой-то красивый, вкусный, но смертельно ядовитый плод и он его съест, то в будущем уже не сможет повторить подобный выбор. Подобно пище телесной, пища духовная несет в себе некий внутренний заряд воздействия на человека, в данном случае воздействия духовного, мировоззренческого, суть которого, в конечном счете, сводится либо к утверждению, либо к отрицанию жизни, то есть либо к нравственности, либо к безнравственности. Всякое мировоззрение, отрицающее вечность и непреходящую ценность частного, неповторимого человеческого существования (разные виды атеизма, пантеизма), по сути, является безнравственным, ибо так или иначе внушает идею конца, пресечения данной частной человеческой жизни. Такое мировоззрение может логически оправдать любой вид насилия над другими и над собой, любой вид самоуничтожения (например употребление наркотиков или прямое самоубийство в обстоятельствах кажущегося жизненного тупика).

Нравственность с ее тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с вероисповеданием , ибо только на основе веры как совершенно особого вида познания можно объяснять целостность и неохватную бесконечность бытия. В жизни каждого народа вырабатывается свой нравственный (или относительно нравственный) взгляд на мироздание в целом. В частности, все основательные научные теории, включая самые современные (не говоря уже о больших древних мифологиях, предшествовавших науке) в той или иной степени опираются на веру в какой-то образ бесконечного бытия. А бесконечность бытия по самой своей сути откликается на любую веру, и вера начинает работать, по жизни доказывать свою истинность, верность (коренной смысл слова «вера» как раз и обозначает самое глубокое и непосредственное соприкосновение с истиной). Вера как таковая есть «осуществление ожидаемого» (Евр. 11: 1) Другое дело, насколько вера нравственна: именно настолько она и продлевается в своем существовании, и народ, исповедующий ее, не пропадает с лица Земли.

Здесь мы подошли к еще одной особенности воспитания: оно является не только нравственным, но нравственным в определенном вероисповедном смысле. И смысл этот различен у разных народов.

Вероисповедный нрав народа образуется, созревает веками, а в некоторых случаях и тысячелетиями. Если эта нравственность сильна, справедлива, истинна, то она способствует продлению народной жизни, а если ложна – пресечению (в данном случае следует говорить уже о впадении народа в губительную безнравственность). История свидетельствует: если какой-то народ попустительствует распространению в своей среде безнравственности (в любых известных и доказанных опытом проявлениях), он начинает слабеть и распадаться. То же самое совершается и в пределах частной жизни каждого человека. Не случайно безнравственность еще определяют как растленность.

Для России государствообразующим народом стали русские, а народообразующей верой – Православие. Что бы ни говорили современные неоязычники, дохристианское язычество славян не породило единого мощного государства (тем более столь обширного, как позднейшая православная держава), как не породило оно и единого мощного народа, скрепленного, связанного в одно целое общей верой в определенное мироустройство. Вера запечатлевается в языке, в словесных понятиях, и единый общепонятный язык становится основою, духовным корнем народа. Язычество не может породить такого единого мощного народа по самой своей сути: оно создает бесконечное множество «богов» – чуть ли не для каждого куста и каждой кочки – и способствует не столько объединению народа, сколько раздроблению на отдельные соперничающие роды и семьи, на обособленные, частные, пораженные тягой к бесконечному раздроблению языки (в этом смысл понятия «язычество»).

Упадок, казалось бы, православнейшей России к 1917 году свидетельствует лишь об одном – об утрате внутренней силы народной веры, о вероотступничестве, которое неуклонно возрастало в течение второй половины XIX века, а постепенное усиление страны после 1917 года свидетельствует о подспудном восстановлении православной веры в народе. И все-таки навязываемая сверху ложная материалистическая вера (глубоко безнравственная и самоубийственная в самой основе своей) не могла питать здоровой народной жизни и создать прочное государство. Чтобы существовать долго, само государство должно поддерживать определенную и притом правильную (верную) веру. Болезненный кризис конца XX века – окончательное доказательство слабости и разрушительности избранного после 1917 года безбожия и в то же время свидетельство прорыва наружу, из-под спуда, глубинной православности, которая, как свидетельствует наша более чем тысячелетняя история, способна при соблюдении своей чистоты возродить и народ, и государство.

Общей закономерностью исторической жизни народов является воздаяние через поколение. Недаром библейский Моисей водил свой народ по пустыне сорок лет: за такой срок можно постом, молитвою и покаянием заслужить землю обетованную, а можно и наоборот – безнравственными поступками обречь дотоле благополучную страну на какие-нибудь казни египетские.

Население, граждане и патриоты

В последнее время заговорили о патриотическом воспитании граждан , а также населения. В связи с этим надо прояснить коренной смысл названных понятий и определить их подлинное соотношение.

Патриотическое воспитание является высоким проявлением доброкачественного общественного воспитания. Как никакой другой вид воспитания оно нацелено на сохранение, воспроизводство и преумножение народа. Эта коренная особенность патриотического воспитания отражается в самом наименовании. Слово « патриотизм» , подобно большинству выражений на «-изм», применяемых для обозначения отвлеченных понятий, является у нас сравнительно новым. Раньше него, со времени Петра I, в русском языке укоренилось слово « патриот», которое является передачей древнегреческого «патриотис» («соотечественник», а оно вместе с «патриос» – «отчий, отечественный, прадедовский», в свою очередь восходит к «патир» – «отец, родитель»). Таким образом, в истоке понятия «патриотизм» содержится представление о самых близких и теплых, воистину семейных отношениях в обществе. Еще до Петра I, в древнерусском языке, возникает свое слово для выражения данного понятия – отчизнолюбие . В первой половине XIX века утверждается близкое, но более широкое по смыслу понятие народности . Само слово «народность», возможно, изобрел кн. П.А. Вяземский в 1819 году в качестве снимка с французского nationalité, во всяком случае, он сам так считал: «Слово, если нужно, оно укоренится… Окончание “ость” – славный сводник» .

Патриот ощущает себя соотечественником, сродником всему народу как большой семье. На этом уровне человеческих отношений стремление к личным выгодам сменяется жертвенностью во имя сохранения и продолжения жизни целого – большой народной семьи, в которой достижения каждого становятся общим достоянием, а общее достояние служит каждому соотечественнику. Как высшее выражение человеческого достоинства патриотизм представляет собой явление исключительно духовного порядка, не имеющее ничего общего с родо-кровными, по сути животными, связями, на основании которых возникают расизм, национализм (с такими частными проявлениями как шовинизм, фашизм, иначе говоря – нацизм). В западноевропейской культуре латинское по происхождению понятие «нации» (nātio – «рождение, род, народ») развивалось в двух противоположных направлениях, стремясь достичь и там и там крайности: с одной стороны, усиливая родо-кровные, языческие корни понятия и переходя, таким образом, в нацизм, с другой – усиливая в нациях общечеловеческие черты, стирая частное своеобразие и переходя через интернациональность к наднациональной безлико-серой «всечеловечности».

Славяно-русский, православный по духовному основанию патриотизм (также как и греко-православный, византийский) нацелен на многоцветное, многонародное развитие рода человеческого в целом. Это исключительно созидательное состояние народного духа, чуждое любому подавлению любого другого народа. В то же время патриотическое настроение духа естественным образом проникает и в родо-кровные отношения соотечественников внутри одного народа, одухотворяя эти отношения. Здесь прямо сказывается не забытое Православием евангельское откровение о предустановленной свыше таинственной духовно-языковой сохранности каждого из возникших в истории народов («языков», по-старославянски) вплоть до конца света и Страшного суда над всеми этими народами (более того, в Евангелии утверждается дальнейшая вечная жизнь этих народов как неких соборных личностей): «Егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей… тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы; и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ; и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю… И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф. 25: 31–33, 46).

Патриотическое чувство неразрывно с желанием рождать и воспитывать детей, пестовать внуков и правнуков не просто на родной земле, но в среде своего народа, своего родного языка и передаваемого этим языком миропонимания, которое в основе своей объединяет соотечественников, не позволяет им ослабляться во внутренних раздорах, помогает ставить и достигать общие жизненные цели. Патриотом нельзя стать без глубокого постижения своего народного языка и без осознания его как именно родного. На таком уровне язык начинает усваиваться вместе с молоком матери, и поэтому подлинному патриоту дóлжно родиться в данном отечестве и получать в нем изначальное воспитание.

Население в широком смысле – это все, кто проживает на данной земле, населяет ее, включая и патриотов. Однако вместе с патриотами проживают и явные не-патриоты. Они обозначаются понятием населения в узком смысле, являясь противоположностью патриотов-соотечественников. Лишенные патриотического сознания насельники, сожители одного места объединяются преимущественно хозяйственной, деловой привязкой к данному месту, причем привязкой не обязательно постоянной. Понятое таким образом население обладает сознанием временщиков, кочевников, наемных работников, подселенцев, которые живут по закону: «Моя хата с краю, я ничего (и никого) не знаю». Мощную прослойку в населении составляют убежденные, сознательные преступники разного рода, образующие безродные или же родо-кровные тайные сообщества. У населения нет сознания своей принадлежности к местному государствообразующему народу, отечеству, родине, нет и любви к этим жизненным данностям. Подселенцы часто осознают себя принадлежащими к какому-то другому, не коренному для данного места народу и сознательно не желают изучать язык коренного народа, тем более признавать его родным и воспитывать на этом языке собственных детей. Такие внутренне замкнутые сообщества поселенцев (включая и прямо преступные сообщества) образуют своеобразные государства в государстве, обычно становясь передовыми, наступающими отрядами других народов, патриотами которых они себя в некоторых случаях осознают.

Вместе с тем среди новых поселенцев всегда находятся люди, искренне желающие включиться в семейное целое коренного народа, остаться на данной земле, в данной стране и воспитывать своих детей, а тем более внуков, на данном коренном языке как уже родном для них. Каждое здоровое государство, каждый полноценный народ приветствует такое пожелание своих гостей и, установив испытательный срок в несколько лет (в каждом государстве свой), награждает поселенцев достоинством граждан как переходной ступени на пути вхождения в состав государствообразующего народа.

Гражданство является знаком включенности в государство, осуществляющее признанную народом власть. Граждане, по коренному смыслу этого понятия, отличаются оборонным сознанием жителей «града», объединенных принадлежностью не просто к определенному месту жительства, но месту своему, дорогому для себя и потому огражденному, огороженному, защищенному. Данное слово образовано от старославянского «град» – огражденное место (по-русски – «город», огороженное место). Понятие восходит к древним городам-государствам (в частности, греческим полисам). В настоящее время понятие «граждане» обозначает признанных, узаконенных обитателей всех населенных мест в составе определенного государства, ограждающего их своею властной и законодательной защитой от внешних враждебных воздействий. Граждане собственно и являются основной силой государства, они объединены стремлением к совместной самозащите от любых внешних угроз, а также желанием внутреннего благополучного развития своего целостного сообщества. Отсюда устойчивое понятие «гражданская оборона» и противоположное понятие «гражданская война» (первое соотносится со здоровым состоянием гражданского сознания, второе – с его болезнью и распадом). Граждане признают свои определенные обязанности перед данным замкнутым сообществом людей, а сообщество в виде государства наделяет граждан определенными правами, преимуществами, которых лишены не-граждане. Граждане должны на определенном, достаточном для общения уровне овладеть коренным государствообразующим языком, хотя и не обязаны признавать его родным. Образованию собственно гражданского сознания способствует гражданское воспитание . Гражданское сознание поддается более точному юридическому описанию по сравнению с сознанием патриотическим, основанным на высших духовных качествах человека: любви, совести, вере, верности.

Патриотическое воспитание может относиться к населению в целом, а может – и к более сплоченным, упорядоченным слоям населения – гражданам и патриотам. В ныне действующей государственной программе патриотического воспитания речь идет о гражданах, а не о всем населении России, хотя и население, еще не получившее гражданство, в целом неизбежно охватывается данным воспитательным воздействием, благодаря этому постепенно преобразуясь в граждан и патриотов.

Наше государственное мышление в его новейшем состоянии близко к тому, чтобы признать, если можно так выразиться, неслиянность, но и нераздельность российского государства и Православной Церкви. В области государственного управления народным просвещением об этом впервые возвестило письмо Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”». В приложении к письму, между прочим, говорится о «выдающемся значении православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, месте православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии». Именно веющий от этого письма сокровенный дух будущего государственного развития, а не рассудочно-логическое содержание, ничего нового в уже наличное состояние народного образования не привносящее, так встревожил современную либеральную общественность. Понятие гражданственности сближается с державностью, патриотизм – с народностью и православностью, и все это предсказывает возможное восстановление триединства «Православия – самодержавия – народности». Во всяком случае, государство на наших глазах движется навстречу Церкви, словно бы вспоминая о достоинствах и возможностях древней византийской и русской симфонии властей.

Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)

Письмо П.А. Вяземского в А.И. Тургеневу от ноября 1819 года // Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. М., 1959. C. 385.

Выступление на РМО учителей ОПК

Духовно-нравственный смысл православных праздников

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. В настоящее время нам необходимо направить усилия на возрождение былой культуры, нравственности и образованности. Все эти направления превосходно соединяет в себе традиция христианского воспитания.

Программа ОПК содержит раздел «Православные праздники», который предусматривает практическое знакомство с литургическим годом, которое со временем должно перейти во внеклассную работу. Программа ОПК рекомендует обратить внимание на форму проведения праздника. Большое место отводится знакомству с православными праздниками на учебных занятиях. В 5-9 классах объём времени, отводимый на изучение праздников, должен существенно сократиться. Здесь предусматривается участие школьников в торжествах и культурных мероприятиях, посвящённых тому или иному церковному празднику или событию. В 10-11 классах раздел «Православные праздники» изучается самостоятельно, также предусматривается участив массовых мероприятиях.

Православные праздники возвращают нас к истокам существования и духовного самосознания российского народа, знакомят с бытовыми и нравственными основами жизни. Словно бы оживает прошлое Руси, без памяти о котором немыслимы настоящее и будущее. Святая русская православная церковь отмечает множество памятных дней в году. Каждый день в церковном календаре посвящён памяти святых. То есть в этом календаре «красные» дни – праздники. Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова:

    нерабочий день (от слова «праздность» - ничего неделание);

    день радости и торжества, установленный в честь какого-либо выдающегося события. Действительно, в нашем сознании рядом со словом «праздник»чаще всего стоит слово «радость». Православные христиане понимают под словом «праздник» день, особо отмечаемый Церковью.

«Прекрасный праздник есть упраздниться от греха»,- говорил И.Кронштадский, всея Руси чудотворец. Здесь раскрывается основной нравственный смысл православных праздников. Многие дети (а это идёт из семьи) считают, что праздники даны для отдыха и безделья, оправдываясь тем, что « в праздники грешно работать». Господь прямо сказал: «День седьмой…отдавай Господу Богу твоему»(ИСХ.,20,10). Это значит, отдавай его на дела, Богу угодные, а не на свои дела, житейские. Поживи хоть один день в неделю по-Божьи, потрудись для Господа Бога, Который сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (МФ,20,40) Что сделаешь для ближнего из любви к нему ради Бога, а не ради корысти, выгоды, то всё равно что Самого Господа Бога сделал. – вот какая великая милость Божия к нам! Хочешь ты Самому Господу богу угодить, Ему, Милосердному. Послужить- послужи своему ближнему.

Цикл занятий раздела «Православные ппраздники» заключается в знакомстве детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении с участием детей и родителей календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

О. Павел Флоренский назвал православное богослужение «синтезом искусств» - это словосочетание характеризует православную культуру в целом и православные праздники в частности. Православие накопило колоссальный эстетический потенциал, поэтому лишать современного человека возможности осваивать его - значит несказанно его обеднять. Православные праздники вводят ребёнка в духовную, социальную и культурную жизнь своего народа. Православные праздники условно можно разделить на две группы:

1. праздники, связанные с историческими событиями; такие праздники вносят большой вклад в патриотическое воспитание, которое является составной частью воспитания нравственного;

2. праздники, сопровождающиеся народными обрядами; такие праздники, показывая связь праздников с народной жизнью, искусством и творчеством, несут огромный нравственный потенциал.

Большое значение для раскрытия духовно-нравственного смысла православных праздников имеет подготовительная работа к празднованию того или иного события церковного календаря. Участие детей в музыкальной, театральной, танцевальной студиях знакомит школьников с культурной жизнью русского народа. В православной мастерской дети занимаются изготовлением сувениров, чтобы порадовать близких; к празднику приурочиваются выставки творческих работ. В такой деятельности проявляется фантазия, творчество, мастерство. Все становятся участниками действа. Это обогащает всесторонне детей, они учатся терпимости, послушанию, православной этике.

«Государство не может привести народ в рай, но оно должно сделать всё, чтобы удержать людей от падения в ад»,- писал русский философ Вл.Соловьёв. Отрадно отметить, что государство осознанно обращает взор к освящённым православным традициям, воссоединяет разорванные нити нашего великого духовного наследия, воскрешает забытые, но поучительные страницы государства Российского. Мы испытываем потребность в заполнении духовного вакуума теми ценностями, которые произрастают из нашей исконной самобытности. Приходят к нам праздники, основанные на глубоких национальных и культурных традициях как выражение базовых ценностных ориентиров нашего народа. Речь идёт о праздниках:

Всероссийский день семьи, любви и верности(8 июля). Пётр и Феврония Муромские своим житием явили пример высочайшей нравственности и духовной силы семейных устоев;

День народного единства приурочен к двум праздникам: государственному и церковному. Это праздник являет собой образец в области социального служения милосердия и благотворительности, проходит под девизом: «Творите добро!»;

Празднование дня рождения Серафима Саровского, всея России чудотворца, жизнь которого помогает понять нам, в чём смысл нашего появления в этом мире, как найти путь к истине и достойно пройти по нему.

О том, какое значение в жизни детей имеет знакомство их с нравственным смыслом православных праздников, хорошо сказал К.Ушинский:

« Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. ЦЕРКОВЬ со своими торжественными обрядами, ПРИРОДА со своими годовыми переменами и СЕМЬЯ со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющих в моей памяти каждый праздник моего детства». И далее: « Для ребёнка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни… первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребёнка – всё соединяется, чтобы оживить то или другое событие».

XXI век, по мнению учёных, прогнозируется как век ЧЕЛОВЕКА, где духовность признаётся высшей ценностью. Только нравственное воспитание, имеющее тысячелетний опыт и примеры истинных подвижников, героев Отечества, может способствовать перерождению и усовершенствованию человека.

Работа в данном направлении даст возможность современным детям, помимо приобретения знаний, стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов.

В контексте нашего исследования такая формулировка подразумевает синтез двух неотъемлемых для человеческого становления и развития компонентов – духовности и нравственности, каждый из которых имеет свои характеристики. Кроме этого, вычленение и определение духовной компоненты на первый план обусловлено доминирующей ролью в становлении человека Человеком именно духовности.

Антропологический подход, всё увереннее занимающий своё место в методологии педагогической науки, предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик человека, определяющих его сущностную природу и качественное своеобразие. Таковой в структуре человека выступает своеобразное триединство его биологического, социального и духовного начал, или, говоря языком христианской антропологии, – тела, души и духа. Признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности, и на проблему духовно-нравственного становления человека.

Изучение, анализ и последующий синтез знаний по данной проблеме (в трудах по философии, религии, в наследии христианских подвижников и мистиков Востока, духовных учениях и работах современной науки) позволяют сделать вывод о том, что духовность и нравственность – явления не тождественные и не рядоположенные.

Нравственность в энциклопедическом педагогическом словаре трактуется как термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской.

В советской этической литературе в разное время под нравственностью понимались:

А) нравы как практикуемые формы поведения,
б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой,
в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм,
г) сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами; область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения, благодаря личной сознательности переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.

Таким образом, в целом можно сказать, что нравственность характеризует личность человека, его социальную сущность. В некоторой степени её можно отнести и к человеческой душе, которая проявляется в физическом мире через нашу личность. И если определить своего рода пространственную направленность нравственности, то это «горизонтальные» связи, то есть - социальные. Нравственность своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она в определённой степени может быть воспитана.

Духовность же имеет «вертикальную» направленность, поскольку она «не от мира сего», - она принадлежит духу, духовному миру, а не социальному. Но как солнце, свет дают растению возможность набрать «цвет» и распуститься чудесным цветком, так и духовность (дух) даёт человеку (личности, душе) проявить в этом мире свои самые лучшие – божественные качества: любовь, милосердие, сострадание, терпение. Если обратиться к уже имеющимся в психолого-педагогических науках понятиям, то, на наш взгляд, наиболее идентично понятию «дух» понятия «индивидуальность» и «высшее Я».

В энциклопедическом педагогическом словаре находим: «Понятие духовность, образованное от слова «дух», изначально указывало на соотнесённость с супранатуралистическим трансцендентным началом… Духовность не поддаётся определению, поскольку дух - беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Духовность противостоит социальности: в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, - она бездуховна… Императив "Имей в себе Бога", который В.С. Соловьёв сформулировал как требование религиозной нравственности, в наиболее строгом виде выражает смысл духовности и показывает, что работа духа всегда представляет собой мистическую практику».

Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания (философии, науки и религии) в большой мере идентичны. Духовность неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке; с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви.

Так, Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека; идущая из глубины сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.

Человеческая духовность не просто неосознанна, - утверждал В.Франкл, - а неизбежно бессознательна. В своей работе «Духовность, свобода и ответственность» он уточняет: «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия».

Созвучны этим взглядам и мысли И.А. Ильина: «…Говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию… Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность, и притом драгоценная реальность, - самая драгоценная из всех… Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным».

По мнению митрополита Сурожского Антония, духовность – не достижение, а путь. Духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, это проявления его таинственного действия.

К уникальному свойству человеческого существа, делающего его человеком, относил духовность Александр Мень. «…Духовность есть обладание духом, бессмертным, творческим, этическим, свободным духом… Духовность есть проявление духа. Человеческая духовность не есть наше изобретение. Мысль человека отображает Мысль космическую, сознание человека отображает космическое Сверхсознание, духовность человека связана с высшим духовным планом бытия».

В целом в философско-религиозной русской мысли человек рассматривается как совокупность духа, души и тела, или, соответственно, духовности, душевности и телесности. При этом особо подчёркивается мысль об иерархичности, о доминирующем положении духовности над душевностью и телесностью. Подвижник-аскет Феофан Затворник утверждал, что по своему естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а тем паче телесное, а за ними и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную.

С понятием духа и его действием в человеке связывают своё представление о духовности и многие современные учёные, идущие по пути синтеза знаний.

«Дух – неделимая, неизменяемая божественно идеальная тонкоматериальная сущность, которой человек наделяется Богом от зачатия, дающая человеку возможность стать богоподобным и обеспечивающая человеку связь с Небесами. Через Дух Бог следит за нами. Через Дух наши обращения достигают Небес. Духовность – это оболочка Духа, нарабатываемая человеком по жизни. В содержательном смысле духовность – это состояние человека, принявшего в качестве основы своей сущности - Творца, Иерархию и Любовь и устремленного к ним, живущего с открытым сердцем, руководствующегося в своих действиях нравственностью и добром, ориентированного на расширение сознания, творческое созидание и самосовершенствование, следующего законам Космоса» (доктор физико-математических наук, академик РАЕН А.Е. Акимов).

«Духовность – реальная феноменологическая величина. Духовность – принцип работы духа с человеком» (доктор медицинских наук С.В. Казначеев).

«Через духовность осуществляется связь энергии Космоса с полем живого вещества человека. Духовность – это способность человека трансформировать энергию Космоса и направлять её на других людей с целью дальнейшего развития вселенской любви, добра и саморазвития. …Духовность – изнутри имманентно присущее» (доктор психологических наук, профессор, академик РАО В.А. Пономаренко).

Как путь вертикального самосозидания человека, духовного движения к Богу (или Сверх разуму, Космосу); как оплодотворённость души духом и постоянную тягу к вершинам бытия рассматривает духовность В.И. Андреев (автор инновационного курса «Педагогика творческого саморазвития»).

Из анализа других научных взглядов на духовность, когда авторами не даётся точное определение данного понятия, всё же можно достаточно ясно отметить – ведущим (в смысловом аспекте) в характеристике духовности выступает именно «дух», сущее в человеке. Характерной особенностью здесь является обозначение исследователями принципиального различия духовности и знаний как результата овладения культурой. Так, например, В.Д. Шадриков подчёркивает, что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. По его мнению, духовным может быть и человек со средними способностями. Вместе с тем в своем пределе духовность является проявлением сверхсознания (М.В. Лодыженский) - особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания в человеке является сердце (А.Бергсон, В.Ф.Войно-Ясенецкий, И.А.Ильин, И.С. Павлов, П.А.Флоренский), которое, согласно не только духовным источникам, но и последним научным данным, является не только главным «чувствилищем», но и органом духовного познания.

Обобщение изученного и проанализированного в исследовании материала (только частично представленного в данной статье) позволяет заключить, что духовность – это тончайшая духовная энергия, связывающая человека с Высшим Миром. Именно эта энергия (которую можно назвать и психической, и огненной, и энергией сознания, и сердечной энергией) даёт возможность нашему духу проявлять себя в земном мире, одухотворяя («оплодотворяя») всё, что производит человек «своими руками и ногами». Духовность, как божественная по своему происхождению энергия, в своём высшем проявлении, по сути, и есть высочайшая, тончайшая энергия Любви, энергия сердца. Духовность, как своего рода потенциал, «зерно», имеется, в принципе, у каждого, но оно может так и остаться в непроявленном, «спящем состоянии», если его не пробудить и не помочь «пойти в рост».

Итак, сущность духовности в предельно обобщённом виде можно выразить одним словом – ЛЮБОВЬ. Любовь, которая не есть произведение человека, а великий дар свыше, данный человеку в потенциале изначально. Для чего? Для приумножения его в себе и привнесения в мир. Ведь именно через любовь (духовность) и проявляет себя в человеке Бог, «потому что Бог есть любовь» (1 Иоан. 4: 8). И чем более в человеке любви (истинной Любви, божественной, - любви ко всему сущему), тем более он духовен.

Человек создан по образу и подобию Божию. Об этом единогласно говорят все религии мира, все духовные учения. В Евангелии от Иоанна (10: 34) Христос напоминает: «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги»?» И если цель человека в своей, пусть и несколько отдалённой, перспективе стать богом заложена в его эволюционной программе, то путь достижения этой цели дан человеку в заповедях, главной из которых является именно любовь. Любовь, которая «долго терпит, милосердствует, …не завидует, …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Любовь, которая «никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Нравственность и духовность человека в его становлении неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно для того, чтобы подчеркнуть их неразрывную связь в этом становлении, мы и обозначили его как духовно-нравственное. Однако каждая из них развивается по своим законам, поскольку они относятся к разным иерархическим сферам бытия. И как было показано ранее, одна (духовность) дана человеку в своём потенциале изначально свыше, другая может быть приобретена человеком в процессе воспитания или самовоспитания.

Выше мы отмечали, что нравственность более относится к личности, а, в некотором роде, и к душе человека. Она является для неё (для души) своеобразным средством, путём достижения духа. По словам митрополита Сурожского Антония, наш дух не может с места двинуться без того, чтобы наша душевность не участвовала в его возрождении и восхождении к Богу. Душевный подвиг требуется для того, чтобы загорелся дух и чтобы Бог все глубже мог с нами соединиться. И далее, когда загорится наш дух, это пламя постепенно пронизывает и душевность нашу. В свете той благодати, которая уже осияла наш дух, мы делаемся способными принимать решения, которые иначе не могли бы принимать, делаемся способными понимать то, чего иначе не могли бы понять. И когда человек дошел до полноты какой-то приобщенности к Богу (полноты, конечно, относительной), то эта благодать сходит и пронизывает и наше тело. Другими словами, говоря научным языком, можно сказать, что нравственность, как присущая личности характеристика, является необходимым условием и средством пробуждения и возрождения духовности. Духовность же, при обретении ею достаточной силы, в свою очередь, может выступать в такой же роли по отношению к нравственности, - то есть возвышать и преображать её.

Плохо написанные книги по духовному развитию и самосовершенствованию человека внесли много путаницы в вопросы, которые они наоборот должны были прояснить и сделать понятными неискушенному читателю. Зачастую их авторы ставят слова «нравственность» и «духовность» рядом и употребляют их едва ли не в качестве синонимов, что в действительности коренным образом противоречит исконному значению данных терминов. Достаточно открыть любой словарь, чтобы убедиться в очевидном факте: нравственность и духовность - это не одно и то же. Иначе говоря, нравственный человек не обязательно может быть духовной личностью, а духовный человек вполне может оказаться в высшей степени безнравственным. Нравственность представляет собой совокупность норм, определяющих поведение человека, либо поведение человека, основывающееся на таких нормах. Определение духовности выглядит следующим образом: духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа.

Нетрудно заметить, что нравственность относится к сфере межличностных отношений и является характеристикой установленных в обществе правил поведения. Нравственный поступок не обязательно является следствием высокой духовности. Человек может поступать «нравственно» в силу привычки, воспитания или из боязни быть наказанным. Ничто из этого нельзя считать подлинно нравственным поведением, требующим, в первую очередь, осознанность и четкого понимания причин собственных поступков. С точки зрения стороннего наблюдателя человек может вести себя нравственно, но при этом не иметь в душе никаких побудительных мотивов к совершению подобных поступков. Просто он слепо копирует установленные обществом стандарты поведения, чтобы не выглядеть «белой вороной.

Духовность - понятие более широкое, поскольку включает в себя все проявления нематериальной природы человека. Другими словами, к духовной области следует отнести не только нравственное, но и безнравственное поведение, мысли и поступки. Поэтому слово «бездуховность» не имеет смысла, если применять его к человеческой личности, ведь все, что мы чувствуем или мыслим относится в первую очередь к сфере духа. Бездуховными можно называть только животных и то в силу несовершенства наших познаний об их внутреннем мире. Все люди - духовные существа, просто одни в большей степени сосредоточены на материальных вещах этого мира, а другие интересуются вопросами внутренней жизни, поисками истины или смысла собственного существования. Первых следует отнести к категории менее духовных, чем вторые, но называть их совершенно бездуховными было бы неправильно. Их дух скорее спит, чем мертв.

Итак, мы установили, что духовность и нравственность не являются синонимами и что нравственное поведение не всегда является следствием высокой духовности. Осталось ответить на последний вопрос: «Может ли высокодуховный человек вести себя безнравственно?» Существует изрядное количество буддийских историй, в которых порой описывается безнравственное поведение просветленных мастеров (см. Абхайядатта «Львы Будды»), однако мне не хотелось бы приводить эти поучительные и во многом вымышленные истории в качестве серьезных доказательств. Вместо этого я воспользуюсь цитатами из двух книг, в которых приводятся реальные случаи, произошедшие уже в наше время. Так, например, Джек Корнфилд рассказывает: «Я нашел хорошо известного учителя медитации, однако при первом взгляде он показался мне глуповатым человеком; его одеяние волочилось по земле; он курил бирманские сигареты, большую часть дня сидел около храма и совсем не по-монашески болтал с женщинами… Иногда он казался сердитым, иногда занимался пустяками. …Я всякий раз видел, как он сидит, курит сигареты и разговаривает с женщинами; это зрелище ужасно расстраивало мою практику… Мне потребовалось два месяца, чтобы уяснить тот факт, что его внешняя форма не снижает ценности того, что я получил от него. Судить и сравнивать внешние формы, искать в учителе Будду - значит просто создавать для себя новые страдания» («Современные буддийские учителя»). В своей книге «Несвятые святые» Архимандрит Тихон поведал другую историю о том, как отец Рафаил, пришедший в храм служить литургию, обнаружил там пьяного хулигана, прикуривающего от лампады у иконы Божией Матери. Отец Рафаил выволок его из храма и ударил с такой силой, что едва не убил. По правилу святых апостолов, священник, ударивший человека, подлежит каноническому наказанию и запрещается в священослужении, однако отец Рафаил был прощен. Поступки буддийского наставника и православного священника были безнравственными, поскольку нарушали установленные для них нормы поведения, однако они ни в коем случае не свидетельствовали об их «бездуховности».

Из сказанного вовсе не следует, что высокодуховный человек может вести себя как ему вздумается. Основная задача наставника заключается в том, чтобы помочь ученикам возвыситься над собой и перейти в новое состояние осознанности. Для этого годятся любые подходящие методы, в том числе и описанные в дзенских коанах случаи физического насилия и даже членовредительства. Здесь, правда, следует сделать существенную оговорку. Многие лжеучителя используют подобные истории, чтобы оправдать собственное недостойное поведение в глазах своих последователей. Иначе говоря, не всякий, кто бьет ученика по голове палкой, является просветленным мастером, даже если он приписывает себе такое качество. При этом отличить настоящего учителя от ложного не так трудно, как кажется. Достаточно лишь взглянуть на его учеников, чтобы понять, помогает ли он им продвинуться по пути саморазвития личности или наоборот всячески этому препятствует. Нетрудно заметить, что одним из основных отличительных признаков тоталитарных обществ является запрет на добровольный выход из секты, чего мы не наблюдаем ни в одной из мировых религий. В буддизме ученик всегда волен поменять учителя, если тот по каким-то причинам его не устраивает. И точно так же в христианстве человек совершенно свободно может выбрать себе другого духовника в том случае, если не получает должной помощи и наставлений.

Высшая цель учителя заключается в освобождении ученика от оков суетной повседневности посредством пробуждения в нем внутренней силы, которая поможет ему двигаться вперед без помощи наставника. Некорректное или ложное толкование терминов позволяют нечистым на руку дельцам продавать под видом «духовности» и «нравственности» все, что им вздумается, совершенно не заботясь о последствиях своих поступков. В результате их деятельности значение этих слов было размыто до полной потери смыслового содержания. Исходя из приведенных выше определений, духовным развитием можно назвать все что угодно: чтение философских книг, изучение Кама Сутры и даже террористические акты шахидов, которые верят, что совершение самоубийства открывает им прямую дорогу к Богу. Однако здесь мы имеем дело отнюдь не с духовностью, а с различного рода помутнениями и одержимостями. Человек может быть одержим приобретением новых и совершенно не нужных ему знаний или в состоянии помутнения рассудка взорвать себя вместе с ни в чем неповинными людьми. Все это при наличии изощренного ума можно подвести под понятие «духовность». Чтобы исключить эту путаницу из наших рассуждений, следует вычистить из определения духовности все лишнее и наносное. Проделав это, мы в конечном итоге придем к более точному слову, характеризующему внутренние потребности человека в саморазвитии личности, и словом этим будет «осознанность». Именно осознанности ищут духовные странники, в независимости от того, к как каким философским или религиозным учениям они себя причисляют. Обладать осознанностью значит уметь избавляться от собственных привычек и страхов, смотреть на мир широко открытыми глазами, а не опутывать его всевозможными концепциями и теориями, и учиться отличать то, что по-настоящему имеет значение, от суетного мельтешения порочных иллюзий. Таким образом, говоря о духовности, мы имеем в виду в первую очередь высокую степень осознанности, незамутненную никакими омрачениями и одержимостями.

Развитие и совершенствование

Путаница иного рода возникает при неправильном понимании и употреблении слов «развитие» и «совершенствование», которым многие безосновательно приписывают сугубо положительное значение. Считается, что в процессе развития или совершенствования человек и все общество в целом становятся лучше, однако прямой связи между этими понятиями нет. Вопрос о том, стало ли общество лучше в процессе своей эволюции, относится к разряду спорных, и ответ на него во многом зависит от личного опыта и предпочтений каждого конкретного человека. Некоторые считают, что да, другие имеют на сей счет прямо противоположное мнение. На мой взгляд, не подлежит сомнению, что за последние пять тысяч лет человечество существенно усовершенствовало механизмы массового порабощения и истребления людей, пройдя долгий путь от камня и дубины до газовых камер и атомных бомб. Лично я сомневаюсь, что подобное развитие можно назвать благом для тех, кто пал жертвой технического прогресса и ошибочных представлений о цивилизованности.

Не лучшим образом дела обстоят и в духовной сфере, поскольку многое из того, что мы привыкли называть «духовным развитием», на самом деле таковым не является. Например, вопреки расхожему мнению, буддисты вовсе не занимаются «самосовершенствованием», продвигаясь через бесконечную череду перерождений к более высокому в нравственном смысле состоянию личности. Основная задача буддизма - это освобождение от вечного круговорота сансары, а не прогресс каждой отдельной личности. Вера в существование индивидуального Я вообще считается в буддизме главным грехом, потому что из нее рождаются все остальные заблуждения и омрачения. Там, где появляется убежденность в существовании собственного Я, тут же возникают понятия «мое» и «чужое» и все многочисленные беды, которые с ними связаны. С другой стороны, в христианстве присутствует вера в существование души, однако главной целью эта религия также считает отнюдь не развитие личности, а ее постепенное восхождение к Богу посредством очищения от грехов и отказа от своеволия ради исполнения божественных заповедей и повелений.

С приходом эпохи капитализма, ориентированной на преувеличенное восхваление и пестование индивидуальности, старые религии с их призывом к преодолению эгоизма во имя любви к Богу или к освобождению от всех желаний начали стремительно терять популярность. Капитализм призывает каждого заботиться прежде всего о своей собственной выгоде, потакать своим желаниям и ставить себя превыше всех остальных. Результатом широкого распространения подобных идей стал колоссальный кризис доверия в обществе, взрывной рост преступлений, совершенных по корыстным мотивам, и дискредитация религиозных институтов, мешающих превращению планеты в глобальный супермаркет. В обществе, где никто никому не доверяет, возникла огромная потребность в армии безликих чиновников и полицейских, следящих за соблюдением законов столь же абстрактных, как и вся государственная машина. А поскольку поддержание этой машины в работоспособном состоянии требует огромных средств, возникла необходимость в постоянном увеличении темпов производства и потребления товаров и услуг, значительная часть которых вовсе не нужна обществу. Сегодня многим людям достаточно работать всего по 10 часов в неделю, чтобы обеспечить себе и другим достойное уровень благосостояния, о котором не могли и мечтать их прадеды, однако капиталистическая систем нашла в человеческих желаниях неисчерпаемый источник ресурсов для своего развития.

Все религиозные и философские системы, ориентированные на обуздание желаний, были осмеяны, либо вовсе уничтожены, причем зачастую вместе с их приверженцами. От людей сегодня требуется только потреблять желания и желать потребляемое другими. Однако печальный пример Советского Союза показал, что люди не могут комфортно существовать в религиозном вакууме, поскольку в них сохраняется не всегда осознанное желание верить во что-либо. Для таких искателей духовности были изобретены всевозможные эзотерические и магические учения, построенные на основе все той же идеологии эгоистического самовозвеличивания и увеличения потребностей. Древние религиозные учения и магические практики подверглись существенному упрощению и искажению, после чего они легко превратились в востребованный товар на рынке «духовных услуг». Нет нужды перечислять книги вроде «Дзен для менеджеров» или «Дао и рост продаж» - это лишь верхушка айсберга. В скрытой же его части проводится непрерывная и постоянная работа по перемалыванию идей, появившихся в докапиталистическую эпоху, в однородный продукт, разжигающий желания тех, кто потерял контроль над собственными потребностями. Больше денег, больше власти, больше желаний - таковы основные идеи популярной литературы по саморазвитию и самосовершенствованию, заполонившей Интернет и полки книжных магазинов. Развиваться в подобных условиях - означает раздувать собственное эго до масштабов Вселенной, пока вокруг не останется ничего, кроме всепоглощающего «хочу!».

Конечно, человек, который учится больше зарабатывать и потреблять, тоже по своему развивается и самосовершенствуется, однако вряд ли можно считать прогресс такого рода развитием личности. Человеческая личность ничего не приобретает от нового автомобиля или телевизора, но по дороге к этим желанным вещам теряет драгоценное время, вернуть которое будет уже невозможно. Все вещи рано или поздно отправятся на помойку, удовольствие от их потребления сотрется из памяти, и никто не вернет человеку жизнь, потраченную на добывание бесчисленных игрушек, не нужных даже их создателям. Точно также некоторые люди тратят десятилетия на чтение эзотерической литературы и проведение магических ритуалов и в результате остаются у разбитого корыта. В конечном итоге они не получают ни власти, ни мудрости, ни даже уважения со стороны окружающих. За примерами далеко ходить на надо: многие члены прославленного магического ордена «Золотая Заря» умерли в нищете и позоре, как Алистер Кроули. Их более деловитые продолжатели сколачивали неплохие состояния, обманывая простаков, но и они лишь служили в качестве идеологической подпорки для капиталистической пропагандистской машины, прославляющей эгоизм и тотальное недоверие.

Слова «развитие» и «потребление» слишком тесно связаны в сознании современного человека, поэтому, если мы не хотим попасть в ловушку, расставленную для нас безликими идеологами новейшей эпохи, мы должны выявить самую суть слова «развитие» по отношению к духовности или, как мы установили выше, осознанности. Обратившись к авторитетнейшим текстам мировых религий, мы обнаружим, что наиболее подходящим синонимом будет слово «очищение». Иначе говоря, под «духовным развитием» следует понимать очищение сознания от всевозможных омрачений, иллюзий, навязанных желаний и потребностей. Прославленные мудрецы и великие учителя прошлого обладали таким очищенным сознанием, благодаря которому они проникали в суть вещей и помогали другим людям вырваться из суетной повседневности, поработившей их сознание и завладевшей их жизнями. Именно к чистоте собственного сознания следует стремиться всякому, кто желает вступить на путь духовного развития и прожить свою жизнь, наслаждаясь каждым ее мгновением.

Смысловая пирамида перерождений

Абсолют, Творец, Создатель, Бог, наконец, это безконечный океан мыслящей энергии, но это неосязаемая пустота. Пустота не может себя ощущать, она может только себя осознавать, что она есть, но какая она, она сама себя не видит, и не ощущает. Для этого, мыслящая субстанция, сама в себе создала образную иллюзию.
Устройство нашего мира, отчётливо демонстрирует этот принцип.
Тот свет, который освещает наш мир, сам по себе не виден, но мир, состоит из мельчайших плотных образований, пусть это будут нейтрино, из которых создаются самые разные формы. Поэтому сам свет не виден но мы видим освещённые им поверхности, фотоны, это освещённые светом частицы, которых безконечно много и они перемещаются с огромной скоростью по заданным траекториям, создавая замысловатый узор, который и создаёт общую голограмму Вселенной.
Но всё равно свет, это только различной частоты модуляции электрических импульсов, на которых и построены все ощущения, как визуальные, так и тактильные.
Таким образом, мысль сделала сама себя видимой, для себя,
то есть, сделала для себя зеркало,чтобы видеть своё отражение. Но, чтобы эта видимая голограмма не была бессмысленной статичной картинкой, ей придано движение, а движение достигается перемещением графических образов, но чтобы это перемещение не было хаотичным, ему была задана программа, а чтобы, в свою очередь, программа не была бессмысленным действом, был создан смысловой сценарий Мироздания, называемый «Жизнью».
Все принципы, по которым существует Мироздание, и являются этим сценарием. Это принципы гармоничного движения энергии.

Все объекты в Мироздании, от нейтрино до звезды, являются голографическим образом, содержащим в себе мельчайший фрагмент Сознания Абсолюта, и так же человек, является таким же голографическим, электронным объектом, в котором содержится частица Абсолюта. Но этот голографический образ, изолирует эту крохотную часть Сознания от общего океана мысли, поэтому каждый чувствует себя одиноким во Вселенной. Такое ощущение создаёт программа «Личность», она же «Эго».
Единственное, что нужно понять, что Сознание находится внутри изолирующего объекта – «физического тела»(электронной капсулы), внутри программы «личности».
Чтобы это понять, не нужно разрушать личность, нужно просто понять принцип построения жизни.
А так как вся эта голографическая конструкция «Мироздание», находится внутри самого Создателя - Разума, эта конструкция и является самим Создателем, условно говоря, его «телом».
Создатель не где-то глубоко внутри или далеко снаружи, он везде и во всём.
Он сам и есть Мироздание.
Поэтому вся виртуальная конструкция, должна содержать в себе все качества Создателя – Абсолюта. А у Абсолюта единственное качество, это абсолютная любовь. Если он сам по себе один существует, то в каком состоянии он может находиться, только в абсолютной любвик самому себе.
Поэтому все его частички Сознания, (клетки его тела "Души"), которые заключены в форму (физическое тело), после выполнения своей задачи - реализации жизненной программы, снова возвращаются в океан мысли, но они должны сохранять истинные качества Абсолюта.
Поэтому весь наш долгий путь пребывания в материальной форме, ведёт к постижению качеств самого Абсолюта, что и называется обретением Высшего Сознания, к постижению любви и добра.
Только есть одно условие – «природа эго».
Все частицы высшего Сознания, заключённые в персональную форму – «личность», осознают себя отдельными личностями и проявляют всю силу любви только к себе.
Разделённые в личностях, люди не могут понять, что они одно общее целое, а это и есть главная задача и смысл жизни, понять это.
Вот, как только люди это поймут, тогда и возможна будет самая счастливая жизнь, полная наслаждений от жизни.
В ЦАРСТВЕ ЭГО, СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ НЕВОЗМОЖНА, так как каждый, обслуживает только свои интересы, не принимая никого другого в расчет, и по возможности эксплуатируя остальных для достижения собственных удовольствий, в ущерб другим.
Но так действует, всёго лишь искусственная программа «личность»

Поэтому вся наша жизнь, борьба, сражения, выживание, это только спектакль, придуманный главным режиссёром Разумом. Все трагедии жизни, весь негатив, даны нам для осознания любви и добра, это такое же зеркало, в зеркале может отразиться добро и любовь, так же как свет, может увидеть себя только через отражение.

Всё Мироздание является иллюзией, всё, что можно увидеть или почувствовать, это всего лишь волновые колебания частотного спектра, видимого и невидимого диапазонов, то есть визуальные, слышимые и тактильные
Ведь, что такое Разум, это просто мысль, которая есть.
Все остальные взаимоотношения мыслей,это уже игра мысли с самой собой. Но, чтобы эти мысли были ещё и ощутмы и видимы, нужно придать им сенсорные свойства. Электрический импульс, позволяет это сделать.

Стоит ли молиться?

Наука каббала утверждает, что Творец - это закон природы.
Следует ли из этого, что молиться ему бесполезно?

Молиться – значит, желать. Молитва – это все наши желания, все, что мы ощущаем в сердце, а не то, что произносим на словах.
Окружающая нас природа называется Творцом, и мы постоянно находимся во взаимодействии с ней. Своими желаниями и мыслями мы влияем на природу и получаем от нее определенную реакцию.
Здесь не принимаются во внимание наигранные внешние действия или слова, а только истинное желание сердца. Поэтому человек должен думать о том, как устремить желания в нужном направлении, к нужной цели. И тогда это истинное, самое внутреннее желание человека и будет молитвой, оно и будет его правильно вести. А все остальное не влияет на мир.
На протяжении тысячелетий человечество молится, кричит, страдает, плачет, воздвигает алтари, приносит жертвы, зажигает свечи. Кому это помогает?
Творец – это не человек и не какое-то существо, которое можно разжалобить или убедить в чем-то. Творец – это система природы, которая ощущает все, что мы делаем. И если мы не пытаемся сами правильно направить свои мысли и действия, то автоматически работаем под воздействием природы. То есть фактически мы вообще не считаемся чем-то существующим в природе, как самостоятельная часть.
Допустим, существует какой-то механизм – назовем его «маленький человек», – который функционирует так, как его запрограммировали, и от него нечего ждать. Если он начинает развиваться, самостоятельно устремляется к цели, если это создание как-то проявляет себя, свою самостоятельность, свою индивидуальность, вот тогда Создателя (Природу) интересует: что же в его творении появилось отличного, дополнительного к тому, что было создано.
Это дополнительное желание и называется молитвой. Оно говорит о том, к чему человек стремится, чего желает. И в соответствии с этим Природа может взаимодействовать с человеком, относиться к нему как к партнеру, развивать его. Только в таком случае человек может самостоятельно обращаться к Природе.

Анализ понятий духовность и нравственность позволяет сделать следующие выводы:

Нравственность - это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь - к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе. Осипов А.И. Нравственность и духовность: фрагмент лекции «Искажение христианства». - с.1

Оценивая человека с точки зрения нравственности, мы опираемся на его поступки и действия, и исходя из их анализа строим свои выводы. Нравственность является внешним проявлением человека, по сути, это выполнение человеком общественно признанных норм. Но мы не можем судить о внутренних качествах человека.

Духовность же - внутреннее качество, оно скрыто от окружающих и почти не выражается внешне. Само слово духовность происходит от слова «дух», которое в свою очередь означает высшую способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога.

Русский философ Бердяев Н.А. считал, что «Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку...

Очень важно еще понять, что духовность совсем не противополагается душе и телу, она овладевает ими и преображает их. Дух есть прежде всего освобождающая и преображающая сила.» Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. - с.321

По мнению ряда исследователей В. Э. Вайцехович, В. П. Зинченко и др. охарактеризовать дух, духовность как понятия можно лишь ассоциативно, метафорически, поскольку современный понятийный уровень познания слишком груб и примитивен для этой сферы.

Некоторые словари объясняет понятие духовность с позиции материализма - это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания - мира, себя, смысла и значения своей жизни, и социальной потребности жить и действовать “для других”. Под духовностью преимущественно понимается первая из этих потребностей, а вторая под душевностью, т. е. добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.

Проблема духовности в отечественной философии начала ХХ века развивалось в контексте религиозного миросозерцания. Разработка проблемы духовности велась в русле анализа проблемы самореализации “человеческого духа” (В. Соловьев, С. Л. Франк), “личностного духа” (Н. Бердяев, П. Флоренский).

Прикладной аспект исследования духовности находит свое воплощение в акмеологии, где духовное “акме” представляет собой наивысший, идеальный уровень развития духовности личности. Так, рассматривая духовность как компонент профессиональной культуры, О. Ю. Скуднова выделяет ряд ее функций, одной из которых называет интерактивную функцию - реализующую возможность профессионально-духовного взаимодействия с людьми.

В работах, так или иначе затрагивающих проблему духовности, нравственности личности, речь идет об альтруистическом поведении: особом отношении к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в разных, ситуациях. Обычно такое отношение рассматривается в терминах эмпатических переживаний: переживания другого воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение, через принятие чужих переживаний.

Многие ученые, отмечая повышение интереса к проблемам духовно-нравственного развития, подчеркивают, что сейчас идет постепенно обозначающийся поворот - если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности, к душевным проявлениям человека, и опорой, адекватным зеркалом становится гуманитарный подход, а нравственность выделяется как форма организации человеческих взаимоотношений, один из критериев духовности человека.

Интерес к этой проблеме духовности снижался и ХХ век как раз и явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии, область социально-политического действия вовлекает в себя и чем дальше, тем определеннее роль не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности и гипертрофированная наука бессильна его заполнить.

В последнее время интерес к проблеме развития духовно-нравственной личности снова возрос. Но, несмотря на это, можно говорить о кризисе духовности в обществе. Противоречия современного общества все активнее проявляются в доминировании ориентаций субъектов па материальное обогащение в ущерб духовно-нравственному. Такое навязанное (СМИ, амбициями политических партий, родительскими установками рассогласованных стилей воспитания и т.п.) стремление к удовольствиям-развлечениям как самоцели, то есть жизни только для себя и чаще за счет других, неизменно влечет разрушительную направленность жизнедеятельности (деформацию личности) и/или упадок жизненных сил (психологическую истощенность личности). Если народ исповедует приоритет духовного стяжания над материальным, заботу о ближнем, патриотизм - страна процветает. Такое исповедание функционально закреплено в любом обществе за системой образования.

Современную ситуацию отечественной педагогической практики духовно-нравственного воспитания личности усугубляет то, что кроме мировых религий: христианства (православие, католичество, протестантизм), ислама, иудаизма и буддизма - активно-негативное влияние на молодежь оказывают множество вневероисповедных деструктивных религиозных организаций, некоторые из которых уже официально признаны государством сектами и культами, разрушительно действующими на отдельную личность и социум в целом. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - 15с.

В этих условиях отечественная школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию.

Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные перемены, произошедшие в современном обществе, позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям.

Совсем недавно в российских школах появился новый курс -- «Основы православной культуры», который призван показать детям видение основных вопросов бытия с точки зрения православия, познакомить их с системой нравственных ценностей, а также должен способствовать их духовно-нравственному развитию. Но многие родители отказываются от данного курса в пользу изучения «Основ светской этики». Система школьного образования при недостаточной подготовке учителей в вопросах православной культура, основ христианской жизни, не всегда может дать действительно правильные представления учащимся о духовной жизни, о нравственных качествах личности, эту задачу на себя берет воскресная школа. Опытные священники и педагогики, прошедшие теоретическую подготовку в духовных образовательных учреждениях, формируют во время занятий понимание учащимися духовной жизни, прививают им основы поведения и формируют духовно-нравственные качества личности.

Человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали - все это можно отнести к нравственным качествам личности.

Только полноценно нравственный человек может быть трудолюбивым. Постоянное усердие и старание в занятиях труда различного рода - испытание для человека. Однако заинтересованность в получении полезного результата при добросовестном исполнении трудового процесса может привести человека к вершине карьерного взлета.

Человеколюбие заключается в его добром расположении к людям, способности проникнуться к ним участием и помочь в сложное время. Не всякий человек готов оказать поддержку и выразить сочувствие даже близким, не говоря о малознакомых людях. Тяжело проявить теплоту и заботу по отношению к окружающим, но еще труднее душевно сострадать и переживать за другого человека.

Бескорыстие - это духовное качество, которое дает человеку возможность поступить не в своих интересах, а в пользу других людей. Такое действие можно назвать безукоризненным и заслуживающим высокой оценки. Часто бескорыстных людей называют альтруистами.

Считается, что подобные поступки всегда возвращаются к деятелю как бумерангом положительными аспектами.

Верный человек - это высоконравственная личность, так как он всегда выполняет данные им обязательства и постоянен в отношениях. Верность характеризует умение быть дисциплинированным.

К нравственным качествам личности относится обычная вежливость. Однако именно она позволяет характеризовать человека как гармоничную и интеллектуально развитую особу. Встретив вежливого человека, проявляющего хорошие манеры поведения, окружающие непременно отмечают у него наличие достойного воспитания. Вежливый человек вызывает у людей уважительное и доброжелательное отношение.

Тактичность - качество, которое трудно развить, оно является внутренним чувством меры. Все же можно научиться контролировать свои эмоции и речь. Человеку, способному осознать грань между избыточностью и достаточностью в разговоре или действиях, непременно легче положительно настраивать людей по отношению к себе. Часто, такт позволяет избежать многих конфликтов.

Необходимо бережно относиться к природе. Варварское обращение к деревьям, цветам и животным - не что иное, как показатель первобытности сознания человека и его плохого воспитания. Понимание важности природы в жизни человека, ее влияния на будущее человечества доступно только умственно и морально подготовленному человеку.

Таким образом, можно говорить о том, что проблема духовности и нравственности людей не теряет своей актуальности и в современном мире. Во все времена в обществе ценились высоконравственные и ответственные граждане, поскольку именно они способны развивать общество и вести его в правильном направлении.

Рекомендуем почитать

Наверх