Развитие речи. лексическая тема "перелётные птицы". Конспект по развитию речи в старшей группе "домашние птицы" Конспект занятия по развитию речи тема птицы

Ванная 18.12.2023

Конспект занятия по развитию речи

«Птицы весной»

План-конспект занятия.

Тема: «Птицы весной».

Цель занятия:

    Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.

    Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».

    Учить загадывать и отгадывать загадки.

    Основная задача: учить образовывать новые слова

    Прилагательные и существительные

    Сложные слова из двух простых

    Закреплять названия детенышей птиц

    Называть домики птиц.

    Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».

Речевой материал:

Существительные:

Птица, ворон, сорока, голубь, дятел, ласточка, скворец, воробей, грач, соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.

Прилагательные:

Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.

Глаголы:

Полететь, свить, покаркать.

Организационный момент: (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать послушать).

Учитель: Послушай загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Учитель:

    Назови приметы весны (назвали)

    Какие птицы прилетают весной?

    Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

    Какие загадки ты знаете о птицах?

(Диана загадывает загадки, а учитель выставляет картинки с изображением птиц)

Как называется большая группа птиц? (стая)

Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?

4 часть: Игра : «скажи правильно». Учитель спрашивает:

    Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

    Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

    Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

    Если у птицы черная голова? (черноголовая)

    Если у птицы белый бок? (белобокая)

    Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая - соловей)

Физкультминутка «птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят

Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.

На березку птички сели, головою повертели

И обратно улетели.

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.

5 часть: Игра: «зашифрованное слово»

Учитель обращает внимание детей на пособие «дерево. На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.

(читает слоги, а из слогов образует слова: голуби, дятел, скворец, воробей)

Назови домики, в которых живут эти птицы.

Голуби - в голубятне; Скворец – в скворечнике;

Дятел - в дупле; Воробей - в гнезде.

Динамическая пауза.

Учитель: Диана, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.

Стихотворение «птичка»

Учитель: как называются птенцы у скворца?

Диана: Скворчата

Учитель: Как называются птенцы у кукушки?

Диана: Кукушата

Учитель: А если он один?

Диана: Кукушонок

Учитель: Как называются птенцы у галки?

Диана: Галчата

Учитель: Как называются птенцы у воробья?

Диана: Воробушки

А с воробышком приключилась вот какая история. (Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»)

Сказка

Оборудование: шапочки с изображением птиц.

Учитель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Учитель : Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Учитель : Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает:

Воробышек: скажите, пожалуйста, чей это домик?

Ворона : А тебе, чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Учитель : заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе, чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Учитель : Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:

Воробышек : Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я, скворец.

Учитель : Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь : А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу, где твой домик?

Воробышек: Покажи, пожалуйста!

Учитель : Полетели они вместе, и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Учитель : Вот такая история приключилась, с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры, по которым можно найти свой дом.

А ты знаешь свой домашний адрес? (Диана называет свой домашний адрес)

Молодец, ты никогда не заблудишься!

Итог занятия:

Диана, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодец, мы очень хорошо работали.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Птицы.»

Цели: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа.
Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.
Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц по количеству детей, таблички с названиями, картина с изображением солнца, мнемоквадраты-интонации (3 шт.), аудиозапись голосов птиц.
Ход занятия
Дети садятся на ковер, делают вид, что спят. Входит педагог.
Педагог (П.).
Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встает и идет по делам.
Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»
П. Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?
Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.
П. Посмотрите на дерево прилетели птицы. Педагог и дети называют перелетных и зимующих птиц.
Физкультминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.


Педагог раздает детям картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, предлагает детям рассмотреть их и выполнить задание. Картинки с изображением зимующих птиц поместить на ковролин, а картинки с перелетными птицами положить на стол.
Воспитатель предлагает загадку:
Особа всем известная,
Она крикуха местная,
Увидит тучку темную -
Взлетит на ель зеленую.
И смотрит словно с трона.
Кто она? (Ворона.)Дети показывают таблички.
Дети находят ее на ковролине, отмечают, что ворона - самая большая среди городских птиц. Педагог читает вторую загадку:
Птичка-невеличка,
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.
Кто это? (Воробей.) Дети показывают таблички.
П. Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый...)(описание по схеме)
Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко...)
А теперь сравните ворону и воробья.
Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.)
А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.)
У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.)
А у вороны? (Большая голова - головища.)
У воробья клюв какой? (Маленький клювик.)
А у вороны? (Клюв большой, черный - клювище.)
У воробья глаза какие? (Глазки маленькие - бусинки.)
А у вороны? (Глаза большие - глазищи-чернищи).
У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.)
А у вороны? (Большой черный - хвостище.)
Педагог предлагает пальчиковые игры.
1. «Птичка».
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы - голова, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. Дети вместе с педагогом выполняют движения и читают стихотворение.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
2. «Птенчики в гнезде».
Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.

Птички в гнездышке сидят,

Маму ждут и есть хотят.
П. Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны - воронята, птенцы воробья - воробьишки.)
Педагог предлагает детям послушать слова поговорку и повторить их с разной силой голоса - сначала тихо, затем громче и наконец громко:

«Где птица не летает, а свое гнездо знает.»

Затем предлагает детям маски-интонации. На этот раз эту поговорку произнести:
- вопросительно;
- удивленно;
- испуганно (использование мнемоквадратов «эмоции»).
Релаксация «голоса птиц»
Педагог предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.

Музыка меняется на бодрую. Дети встают.(пока дети лежали педагог выставляет перелетных птиц.

П. Посмотрите, пока мы отдыхали к нам прилетели и другие птицы. Как они называются (ласточка, грач, кукушка). Подберите к ним таблички. А что делают птицы весной (ответы детей). Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные птицы) А птиц, которые были с нами всю зиму? (зимующие птицы).

П. Ребята, что мы делали на занятии?(Ответы детей).

П. Молодцы ребята. Много знаете про птиц. А тут мне птички тоже просили вам что-то передать. (дети получают шоколадные яйца).

Занятие закончено.


«Дикие птицы»

Цель: Формировать преставление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Закрепить понятие «перелётные, зимующие, водоплавающие птицы».

Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Также развивать умение образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова. Подбирать слова-антонимы. Воспитывать внимательное отношение к языку, желание говорить правильно.

Материал: Предметные картинки зимующих и перелётных птиц, разрезные картинки птиц, грамзапись пения птиц. Игрушка кота.

Ход занятия. Звучит грамзапись пения птиц. На магнитной доске изображение зимующих птиц.

Педагог:

- Выпал в лесу первый снег. Замело полянки и дорожки, пригорки и овражки. Стоят деревья все в снегу. Тихо. Ни одна ветка не шелохнётся. Вдруг на лесную поляну прилетела ворона и подняла крик: «Птицы! Летите скорее сюда! Мы приход зимы проворонили, не заметили. Зима пришла, а мы не подготовились!»

- «Что ты каркаешь!» - отвечает тетерев. У меня есть перья. Это и есть моё спасение. Птичьи перья от холода спасут, а глубокие сугробы от врагов защитят. Ночью мы, тетерева, спим глубоко под снегом. Нас там ни один хищник не достанет. А днём высоко на деревьях сидим, клюём почки да семена разные. Мы зимы не боимся. Каждый к зиме по-своему готовится. Перья и у тебя есть, а почек, семян да ягод сухих на деревьях и для тебя хватит. Не замёрзнешь и с голоду не пропадёшь.

- Назовите зимующих птиц.

1. Назовите ласково птиц, которых вы видите. сова - совушка воробей - воробушек

синица - синичка ворона - воронушка

снегирь - снегирёк ласточка -

- Какая из этих птиц лишняя?

- Назовите перелётных птиц? Почему их называют перелётными? Что есть только у птиц? Что умеют делать все птицы? (летать)

Птицы осенью (улетают)

Весной птицы (прилетают)

С дерева на дерево (перелетают)

К кормушки (подлетают)

С кормушки (слетают)

В гнёздышко (влетают)

2. Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.

- Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов...)

- Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из соломы.)

3. Радуются птицы весне, но каждая по-своему. Как? Что делают? Воробей - чирикает, скачет, прыгает, летает, клюёт.

Грач - ходит, перепрыгивает, ищет корм.

Утка - плавает, ныряет.

Цапля - ловит лягушек, стоит, ходит, перешагивает.

Ласточка - щебечет, парит.

4. Рады пернатые весне на разные голоса. Ласточка - щебечет.

Соловей - поёт. Утка - крякает. Кукушка - кукует.

Приветствуют их зимующие. Воробей - чирикает. Синица - поёт. Голубь - воркует. Сорока - трещит. Ворона - каркает.

5. Но у всех птиц есть один очень страшный враг - кот. Для маленьких птенцов он не кот, а котище.

У него не усы, а...

Не лапы, а...

Не глаза, а...

Неуши, а...

Давайте прогоним его от наших птиц.

6. Дидактическая игра «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.

{ нет хвоста, глаз, крыльев и т.д. Дети называют)

7. Физкультминутка

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Птички летают, поют,

Зёрнышки клюют.

8. Кто это? {сравнение цапли и воробья)

У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное.

У воробья голова маленькая, а у цапли...

У воробья клюв короткий, а у цапли...

Воробей юркий, а цапля...

Где живёт каждая птица? Что означает слово «водоплавающая»? Из каких двух слов образовано?

9. Дидактическая игра «Длинное слово»

- Я вам говорю два коротких слова, а вы одно длинное.

У цапли длинные ноги - длинноногая.

У синицы жёлтая грудь - желтогрудая.

У дятла красная голова - красноголовый.

У аиста белое крыло - белокрылый.

10. Итог занятия.

Анализ занятия.

- Ребятам сложно было образовывать существительные в родительном падеже. Не справлялись со сложными словами.

- Дети справились и правильно поняли смысловые оттенки значений существительных, образованных с помощью суффикса -ищ-

- Следует продолжать обучать образовывать сложные слова, совершенствовать умении находить однокоренные слова.

Аннотация: Конспект урока по развитию речи на тему: «Птицы зимой» в подготовительном классе школы V вида.

Цели урока :

Предметные:

  1. Формировать умение самостоятельно добывать знания.
  2. Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.
  3. Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах.

Метапредметные:

  1. Формировать умение ставить и решать учебные задачи исходя из темы урока.
  2. Продолжить работу над формированием общеучебных коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга).

Личностные:

  • Продолжить воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере помощи птицам в зимнее время.

Коррекционно-образовательные :

  1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
  2. Расширять лексический запас по данной теме.
  3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных,
  4. Упражнять детей в изменении существительных по падежам (Р.п., Т.п) и числам;
  5. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
  6. согласовывать имена числительные с именем существительным.
  7. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  8. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
  9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
  3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.
  4. Развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Оборудование:

Демонстрационный :

  • аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки, мяч; Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный :

  • карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Использование современных педагогических технологий:

  • здоровьесберегающая технология
  • технология сотрудничества (реализация партнёрства в отношениях педагога и ребёнка);
  • технология личностно — ориентированного взаимодействия (ориентация на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка);
  • полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный);
  • технология моделирования
  • технология игры
  • мультимедийные технологии (презентация «MicrosoftPowerPoint») для активизации внимания и развития активности детей в процессе совместной деятельности, способствующие более эффективному усвоению знаний.

План урока

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

Какое время года идет?

Какой месяц?

Какой день недели сегодня?

Какой был вчера?

Какой будет завтра?

2. Введение в тему урока.

Послушайте запись. (учитель включает аудиозапись «Звуки зимы»)

Скажите, что вы услышали? (Д: метель, хруст снега, завывание ветра)

Какое это время года?

Какие признаки зимы вы знаете?

Стук в дверь, воспитатель сообщает, что в о класс прислали письмо.

Что написано в письме, кто из вас может прочитать? (Соня)

Ждем в гости.

А как вы думаете, кто нам прислал это письмо? (птички)

Как вы догадались? (Следы птиц)

На чем эти следы? (на снегу)

А разве не все птички улетели в теплые края?

Кто из вас догадался о ком мы будем говорить на уроке? (о зимующих птицах)

3. Работа по теме урока.

Согласны ли вы пойти к птичкам в гости?

А кто знает, где мы можем увидеть птиц зимой? (влесу, в парке, у дома)

Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:

Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись.

Открываем глазки.

На экране монитора фото детей в парке зимой.

Где же мы оказались?

Раз, два, три, четыре, пять
Где же птичек нам искать?
Может слева под бревном?
Может справа под кустом?

На экране монитора видео «Птицы зимой».

Загадки.

Мы с вами увидели разных птиц и послушали о них рассказ. Кто каких птиц из вас запомнил?

Дети: голуби, ворона, снегирь, синица (выставляются картинки птиц).

Но не все птички нам показались, некоторых мы не увидели, Мы можем их увидеть, если отгадаем загадки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадайте.

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Не поет она — стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница -… .(сорока)

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».(Воробей.)

Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)

Игра «Повтори за дятлом».

Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.

3. Беседа о зимующих птицах.

Назовите одним словом.

Какие это птицы? Дети: Зимующие.

Игра с мячом «Один – много».

Что есть общего у всех птиц?

Дети: голова, туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.

Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.

  • Ворона — (вороны)
  • Голубь — (голуби)
  • Галка — (галки)
  • Перо — (перья)
  • воробей –(воробьи)
  • сорока – (сороки)
  • крыло — (крылья)

Чем птицы отличаются?

Дети: размером.

Выставляю плакат «Зимующие птицы».

Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие.

Назовите больших птиц.

Назовите маленьких птиц.

Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.

Игра «Назови ласково».

  • Голова — … (головка)
  • Клюв – … (клювик)
  • Лапы — … (лапки)
  • Хвост — …(хвостик).
  • Шея — … (шейка).
  • Перья — … (пёрышки)

Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет)

Игра «Угадай чей голос».

Игра «Кто как голос подаёт?»

  • Ворона (что делает?) — … каркает.
  • Сорока (что делает?) — … стрекочет.
  • Воробей (что делает?) — … чирикает.
  • Голубь (что делает?) — … воркует.
  • Снегирь (что делает?) — … свистит.

Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем они ещё отличаются?

Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением тела.

Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.

Игра «Скажи одним словом».

  • У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.
  • У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая.
  • У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая.
  • У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
  • У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый.

Беседа о жизни птиц зимой.

Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)

В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибают.

Вам их жалко?

– Давайте сегодня подумаем о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время.

А хватает ли птицами пищи зимой? Дети: Нет, не хватает.

Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

Упражнение «Кормушка».

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
А вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Ребята скажите, каки ептицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

На кормушке много сорок.
На кормушке много дятлов.
На кормушке много синиц.
На кормушке много ворон.
На кормушке много снегирей.

Динамическая пауза.

Подумайте какой птичкой вы будите?

Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

Какой птичкой был Рома? Я был вороной.

«Упражнение «Сосчитай!»

(согласование числительного с существительным)

Давайте посчитаем птичек. Сколько их у нас. Покажите воробья. Считаем:

  • 1 воробей, голубь, дятел, синица, снегирь, ворона
  • 2 воробья
  • 3 воробья
  • 4 воробья
  • 5 воробьев
  • 6 воробьев

Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)

Логопед: Убирает одну картинку.

Дети: Не стало сороки.

Не стало вороны и т. д.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

(усвоение подбора слов-антонимов)

Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

Работа по тетради Н.Э. Теремковой стр. 27 «Зимующие птицы».

Упражнение «Сосчитай».

Сколько на картинке ворон?

Сколько дятлов?

Сколько синиц?

Сколько сорок?

Сколько голубей?

Сколько воробьев?

Упражнение «Рассмотри и назови».

Кто на ветке дерева? (На ветке снегири.)

Кто на кормушке?

Кто на стволе дерева?

Кто под кормушкой?

Кто летит к кормушке?

Кто рядом с деревом?

Задание «Узнай птичку и раскрась».

Детям раздаются разрезные картинки разных птиц. Они составляют птичку.

Задание «Описание птицы по плану».

Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и составить загадку — описание птицы по плану.

Ну что, ребята, пора возвращаться в класс. Скажем волшебные слова:

Повернись, покружись, снова в классе окажись.

Ребята, наше занятие подходит к концу, надо подвести итоги.

Понравился урок?

Что особенно понравилось?

А зачем мы это изучаем?

Ребята, я знаю, что вы с родителями приготовили подарки для наших друзей.

Что это? (Кормушки)

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Если вы уходите с урока в хорошем настроении, если после нашего урока у вас появилось желание заботится о птицах, подойдите к моему столу, возьмите корм и угостите ту птичку, которая вам больше нравится, тем кормом, который она любит.

– Я угощу синиц семечками.

– Я накормлю голубя хлебными крошками.

– Я дам воробью зёрен.

– Я накормлю дятла семенами шишек.

Я угощу снегиря ягодами рябины.

Закончу я урок стихотворением.

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

Другие — те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать

Белик Элеонора Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: конспект занятия по развитию речи "Домашние птицы"
Дата публикации: 22.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Образовательные:

внешнем виде, образе жизни.

Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Развивающие:

творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

доброжелательности.

Материалы: предметные картинки домашних птиц, фасоль и горох

перемешанные, тарелочки, червячки из пластилина, игрушка курочки и

цыплёнка, раскраски домашних птиц.

Ход занятия:

Приветствие.

К детям приходит курочка. Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам за помощью. Пропал у меня ребёнок маленький

цыплёнок. Бегаю заву его, не откликается, наверно заблудился, на нашем

птичьем дворе. Двор у нас большой, где искать не знаю.

В – ль: Ребята поможем Курочке.

Поспешим на птичий двор.

Три раза вокруг себя повернись и на птичьем дворе очутись.

Поворачиваю доску, на ней картинка домик деревья.

Ну вот ребята оказались мы на птичьем дворе.

Только кто же здесь живёт? Здесь ли наш цыплёнок?

Загадка про гуся .

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь).

В-ль: Правильно ребята здесь живёт семья гусей

На магнитной доске появляется картинка с гусиной семьёй.

В – ль: Это гусиная семья!

Как папа называется? (гусь) А как мама? (гусыня) А как называется их малыш

(гусёнок), а если малышей много (гусята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию гусей – дети отвечают, если

затрудняются помогает и дети повторяют.

Описание гусей – гуси большие, у них длинные шеи, на голове красный

длинный клюв, два глаза, два больших крыла, маленький хвост, две красные

лапы, а на лапах перепонки – по этому, гуси водоплавающие птицы, а чем

покрыто тело гусей (перьями, а под перьями пух). Перья у гусей серого или

белого цвета. А гусята жёлтого цвета.

А характер у гусей вздорный, они любят пощипать и поиграть. Давайте с

гусями поиграем…

Развитие тонкой моторики речь с движениями.

Есть у нас драчливый гусь

Гуси, гуси вы не видели моего цыплёнка?

Да курочка забегал твой сынок с моими гусятами поиграл – зёрнышки

поклевал и убежал…

А куда же?

Да на двор где живут утки побежал…

Ну что ребята на двор к уткам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на утином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки утиной семьи.

В – ль: Это утиная семья.

Как папа называется? (селезень) А как мама? (утка) А как называется их

малыш (утёнок), а если малышей много (утята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию уток, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются помогает, а дети повторяют.

Утки чуть поменьше гусей. На голове два маленьких глаза. Широкий,

оранжевый и длинный клюв. Шея у уток короче чем у гусей. На туловище два

крыла, короткий хвост и две лапки. На лапках перепонки. Перепонки для того

чтобы утки могли плавать – это водоплавающие птицы. Туловище уток

покрыто перьями, а под перьями пух. Утка пёстренькая, а селезень яркий у

него зелёная или синяя голова, белый галстучек на шее, и на крыльях есть

зелёные полоски. А утёнок жёлтенький.

В – ль: Ребята посмотрите какие утята маленькие, они очень любят играть

давайте с ними поиграем!

Физминутка

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели.)

В – ль: - Уточки вы не видели цыплёнка? потерялся бедненький.

Утки отвечают: Кря – кря – кря забегал он к нам с утра, водицы попил и убежал.

В – ль: А куда же он побежал?

Утки отвечают: А на двор к индюкам.

Ну что ребята на двор к индюкам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на индюшинном дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки индюшинной семьи.

В – ль: Это индюшинная семья.

Как папа называется? (индюк) А как мама? (индюшка) А как называется их

малыш (индюшонок), а если малышей много (индюшата)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию индюков, сравнивают маму и папу –

дети отвечают, если затрудняются в – ль помогает, а дети повторяют.

Индюки крупные птицы, папа побольше, а мама поменьше. На голове у

индюка бородавчатый не оперённый носовой отросток. У индюка он

большой и ярко красный, а у индейки поменьше. У индюка большой хвост –

как веер, а у индюшки поменьше, на лапках у индюков нет перепонок,

поэтому они плавать не умеют – они сухопутные птицы. Туловище индюков

покрыты перьями они пёстрые. Индюшка светлая, а у индюка больше чёрных

пёрышек. Индюшата тоже желтенькие, а на крылышках чёрненькие пятна.

В – ль: Индюки вы не видели, куда наш цыплёнок побежал?

Индюки: видели, конечно! Он искал червячков для мамы, нашёл и помчался

домой с гостинцами!

В – ль: Ребята посмотрите Индюшка грустная какая то. Индюшка что

случилось?

Индюшка отвечает: Да вот принесла нам хозяйка обед индюшатам горох, а

мне с индюком фасоль, только индюшата мои разбаловались и рассыпали и

перепутали горох и фасоль. Вот теперь боюсь их кормить – поперхнуться

фасолью она крупная.

Ребята давайте поможем индюкам! На столах стоят три чашки в одной

перепутанные горох и фасоль, а две другие пустые. В одну нужно положить

горох в другую фасоль. И тогда индюшата смогут спокойно пообедать

горохом, а индюк и индюшка фасолью.

Дети за столами перебирают фасоль и горох.

Индюки благодарят детей и прощаются!

Ну что ребята на двор к курам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на курином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки куриной семьи.

В – ль: Ну вот ребята мы и пришли к курочке в гости.

Как папа называется? (петух) А как мама? (курица) А как называется их

малыш (цыплёнок), а если малышей много (цыплята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию кур, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются, воспитатель помогает, а дети повторяют.

Ребята посмотрите на курочку и петушка они одинаковые или разные?

Да они разные – у петушка на голове гребешок большой и бородка большая,

а у курочки маленькая. У петушка хвост большой и пышный, а у курочки

маленький, у петушка пёрышки яркие, разноцветные, а курочка скромница

пёстренькая. А на лапках перепонок нет по этому, куры плавать не умеют они

сухопутные птицы.

Ой, Ребята посмотрите а вот и цыплёнок прибежал, да с гостинцами для

мамы и папы (в – ль показывает тарелочку с червячками из пластилина).

Пи-пи-пи угощайтесь мама и папа я так старался вас порадовать!

Курица: спасибо сыночек!

В – ль: Ой какой же у курочки хороший цыплёнок. Мне он очень нравится! А

вам он нравится? Давайте скажем почему нам нравится цыплёнок.

Воспитатель говорит пример предложения (цыплёнок мне нравится, потому

что он красивый!) передаёт цыплёнка в руки следующему ребёнку. Дети по

очереди говорят своё предложение. – Цыплёнок мне нравится потому, что……

Цыплёнок: Ой ребята вы такие добрые, помогали моей маме искать меня и

не бросили её в беде, подарю я вам раскраски в память о нашем птичьем

В – ль: Ребята нам пора прощаться и возвращаться в группу.

Три раза вокруг себя повернись и в группе очутись…

Ну вот мы и в группе. Ребята, где мы с вами побывали? А кого там видели? А

птицы эти были дикие или домашние? Путешествие наше закончилось!

Теперь можно и раскраски раскрасить…

Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки.

(Цыпленок)

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Образовательные:

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их

внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов,

связной речи.

Образовательные: Закрепление знаний детей о характерных признаках

домашних птиц. Расширение представлений детей о птицах, их внешнем

виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование

грамматического строя речи, слоговой структуры слов, связной речи.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха,

зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики,

творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

доброжелательности.

Материалы: предметные картинки домашних птиц., аудио запись голоса

«домашних птиц».

Ход занятия:

Приветствие.

Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли,

повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.

(дети хором приветствуют гостей).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Здравствуйте милые дети, вы лучше всех на свете. Вот таких хороших я

приглашаю в путешествие. Хотите? Подумайте и скажите, на чём можно

путешествовать? (выслушиваем ответы детей).

Сегодня я вас приглашаю отправиться на птичий двор на велосипеде. (на

поезде) (включается весёлая музыка).

2. Речевая зарядка.

Вот мы приехали на птичий двор (воспитатель включает звуки домашних

птиц) Кого вы услышали? (ответы детей). Я предлагаю вам поиграть.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ле-ле-ле- много птиц у нас в селе.

Ал-ал-ал- наш цыплёнок очень мал.

Ол-ол-ол - индюшонок сел на пол.

Лу-лу-лу- гусёнок спрятался в углу.

Ре-ре-ре- много уток во дворе.

Лю-лю-лю- я домашних птиц люблю.

Развитие фонематического слуха.

К нам пришёл волшебник злой, Он ужасный и большой.

Он руками замахал,

Птичек всех заколдовал.

Но пришли друзья – детишки,

Озорные шалунишки

Стали думать и гадать,

Как друзей расколдовать!

Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите

правильное

Название птицы.

Бетух, петюх, пытух, петух.

Усыня, гузыня, гусиня, гусыня.

Интюк, индук, интук, индюк.

Удочка,утотька, уточка.

Закрепление название частей тела птицы.

Ребята, как одним словом назвать петуха, индюка, утку, гуся? Почему

их так называют?

Какую пользу приносят домашние птицы человеку?

Развитие координации речи с движением.

Давайте «петушки» встанем в круг и произнесём слова:

Ах ты, Петя – Петушок,

На макушке гребешок,

А под клювом – то бородка,

Очень гордая походка.

Рано – рано по утру

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

(Дети повторяют слова и соответствующие движения).

Закрепление понятий «тихо – громко». Учить произносить

звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.

А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?» Я буду называть и

показывать домашних птиц, а вы мне ответите, кто как голос подаёт.

Для этого разделимся на две команды: девочки будут – мамами, а мальчики

– птенцами.

Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они

будут отвечать тихо.

(воспитатель жестом показывает на мальчиков или девочек).

Наши гуси у пруда – га - га – га. А гусята тихо повторяют.

А индюк среди двора – Бл-бл-бл. А индюшата тихо повторяют.

А как Петя – Петушок нам поёт (все вместе) ку – ка – ре – ку!

Развитие тонкой моторики.

Речь с движением.

В петушков я вас превращала, а теперь: Два раза покружились и в гуся

превратились.

Есть у нас драчливый гусь

(поочерёдно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх в щепотку)

Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки»).

Физкультминутка.

Вы, ребята, устали, давайте мы с вами отдохнём.

Вышли уточки на луг, кря – кря – кря!

Пролетел весёлый жук, ж – ж- ж - !

(машем руками – крыльями)

Гуси шеи выгибают, га – га – га (круговые вращения шеей)

Клювом перья распрвляют!

(повороты туловища влево вправо)

Ветер ветки раскачал

(качают поднятыми руками в верх)

Шарик тоже зарычал, р – р – р!

(руки на поясе, наклонившись вперёд смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш, ш – ш – ш! (подняли руки вверх, потянулись)

И опять настала тишь, ш – ш – ш! (присели).

Закрепить в речи названия птичьей семьи.

Присаживайтесь за столы и возьмите картинку с изображением

домашних птиц. (по одной картинке на ребёнка. Воспитатель задаёт

каждому ребёнку разные вопросы: назови птицу, как называется семья,

назови ласково, кто детёныш, что умеют делать).

10. Организация окончания занятия.

Ребята, давайте давайте ещё раз посмотрим на птичий двор. Смотрим

видеоклип «Птичий двор».

Кого вы увидели в маленьком видеофильме? Где мы с вами побывали? О

ком и о чём говорили? Что вам понравилось? Что вам понравилось? Что

показалось трудным?

Вы сегодня очень постарались, давайте похвалим за это себя. Нас ждёт

поезд пора возвращаться в детский сад.

Рекомендуем почитать

Наверх