Священная книга христианской религии, запись Божиих откровений человеку,...
![Книга](https://i2.wp.com/avs75.ru/img/nz.png)
О словах,
грамматически не связанных
с членами предложения
Задание №17 ЕГЭ Задание № 10 ОГЭ
В русском языке есть такие предложения, в которых находятся слова, грамматически не связанные с этими предложениями:
-Учитель доволен вами? - Да, доволен, - сказал Володя. (Л. Толстой)
Вводные слова, словосочетания,
предложения и вставки
Языковая единица, которая передает отношение говорящего к высказанной мысли, называется вводным словом (вводным словосочетанием, вводным предложением).
Вводные слова грамматически не связаны с предложением, в котором употребляются: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос от других слов предложения.
Вводные слова выделяются запятыми. Большинство вводных слов нужно просто запомнить, однако перечислить все существующие вводные слова почти невозможно - следовательно, нужно знать, какие значения выражаются этими словами.
1. Выражающие чувства говорящего
к счастью к несчастью к радости к огорчению
2. Выражающие степень уверенности говорящего
к сожалению странное дело на удивление не ровен час
конечно несомненно * очевидно * без сомнения безусловно разумеется бесспорно наверное *
3.Указывающие на порядок следования мыслей
к удивлению на радость избави Бог и т.п.
действительно * возможно * верно вероятно может (быть) * кажется * казалось * по-видимому
итак в общем вообще * значит * однако * наоборот напротив наконец *
видимо пожалуй в самом деле * правда право надо полагать думаю и т.п.
следовательно в частности * между прочим кроме того таким образом * с одной стороны * и т.п.
так * например * впрочем повторяю во-первых во-вторых в-третьих и т.п.
Разряды вводных слов по значению
4. Указывающие на способ оформления мыслей
кстати * вернее * иначе говоря словом
5. Указывающие на источник сообщения
одним словом * лучше сказать иными словами мягко выражаясь
говорят * сообщают * по словам … по сведениям … по мнению … по сообщению …
6.Представляющие собой призыв или обращение к собеседнику
так сказать точнее * скорее * и т.п.
по-моему по-вашему и т.п. на мой взгляд по слухам помнится
видишь (ли) понимаешь (ли) знаешь (ли) поверь(те) послушай (те)
Не являются вводными:
вообрази(те) согласи(те)сь * представь(те) себе извини(те)
по указанию
по решению
прости(те) пожалуйста сделай(те) милость позволь(те)
Разряды вводных слов по значению
7. Указывающие на обычность сообщаемого
бывает * бывало *
8. Выражающие экспрессивность высказывания
по обычаю по обыкновению
по правде (говоря) по совести (говоря) кроме шуток смешно сказать честно говоря
случалось случается
сказать по чести
* О вводных словах, помеченных звездочкой, есть дополнительная информация (см. слайды № 10 -13)
Вводные слова в составе обособленного оборота
Если вводное слово оказывается в начале или в конце обособленного оборота, то оно не отделяется от него запятой:
Огромный кабинет был наполнен вещами, | очевидно беспрестанно употребляемыми | . Анна отвела глаза от ее лица, | по - видимому желая понять значение ее слов | .
Вводные слова, стоящие в середине обособленного оборота, выделяются запятыми с обеих сторон:
Вдруг он сильно вздрогнул, | спасенный , может быть, вновь от обморока безобразным видением | .
Союз а перед вводным словом
Союз «а» перед вводным словом может выполнять две функции:
О словах, помеченных звездочкой *
Вводное это слово или нет
Среди этих слов можно выделить 2 группы:
Определяемые
по синтаксической функции в предложении
определяемые по смыслу
ложные вводные слова
I.
Определить, вводные или нет слова из I группы, довольно легко.
1. Существительные с предлогом и зависимыми словами или без них, выступающие как вводные слова, могут использоваться и в своем прямом значении: У каждого свой путь к счастью. К счастью, худшего не произошло.
С одной стороны стола стояли закуски. С одной стороны, он прав.
Вводные слова не являются членами предложения.
2. Слово «однако» может играть роль союза «но», в этом случае его легко заменить на союз «но» . Однако = но:
Он обещал прийти, однако не пришел ( между однородными членами ).
Он обещал прийти, однако обстоятельства задержали его (между частями сложного предложения).
Однако прийти ему не удалось (в начале предложения, для связи с предыдущей фразой).
Заменяя «однако» на «но», не меняйте его местами в предложении! Сравните: Однако прийти ему не удалось. («однако» = «но») Прийти ему, однако, не удалось.) «однако» = «но»)
Слово «однако» является вводным, когда его нельзя заменить на союз «но» или когда к нему относится частица «же».
I. Определяй по синтаксической функции в предложении
3. Большинство помеченных звездочкой слов может выступать в роли сказуемых.
А счастье было так возможно…
Его заблуждение очевидно. Мне кажется, будет гроза.
Простые случаи
Если после слов «кажется», «казалось», «очевидно», «видно», «бывало», «думаю», «согласитесь», «возможно» и т.п. есть относящийся к ним союз «что», то они выполняют функцию не вводных слов, а сказуемых в главной части сложноподчиненного предложения:
Более
сложные случаи
[ Лачужки тесно прижались друг к дружке ] , и [ кажется ] , ( что они терпеливо дышат, ожидая нового налета лютого вихря ) .
II. Определяй по смыслу
Слово
Вводное
Не вводное
таким образом
вообще
в самом деле
значит
Определяй по смыслу
Слово
Вводное
прежде всего
Не вводное
наверно наверное
кстати
наконец
в конце концов
III. Не являются вводными словами (независимо от интонации)
буквально
как будто как бы вдобавок в довершение примерно притом причем
в конечном счете
между тем наверняка по-своему небось приблизительно просто якобы
по совету
по указанию
по решению
по постановлению по замыслу по распоряжению по традиции
Это так называемые «ложные» вводные слова , т.е. слова и выражения, которые, как показывает практика, чаще всего принимают за вводные.
Вводные предложения
Вводными называются предложения, которые вносят в основное предложение дополнительную информацию и при этом никак не связаны с синтаксической структурой основного предложения.
Если подобные предложения присоединяются при помощи союзов, то знаки ставятся точно так же, как в обыкновенных сложных предложениях.
Вводные предложения
I. Нераспространенныепредложения, близкие к вводным словам
Распространенные предложения, поясняющие или дополняющие основное сообщение
Выделяются при помощи скобок и тире
Выделяются запятыми
Обращения
Обращения - это слова, обозначающие лицо или предмет, к которому в предложении обращено высказывание.
Обращения выделяются запятыми независимо от их места в предложении, способа выражения и распространенности.
Прощай, Онегин , мне пора. Русь , куда ж несешься ты, дай ответ?
Не извольте гневаться, ваше превосходительство !
Если обращение стоит в начале предложения и является интонационно выделенным, то после него ставится восклицательный знак:
Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью.
Если перед обращением стоит частица, усиливающая интонацию обращения, она не отделяется от него запятой: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?
В презентации использованы материалы Справочника «Секреты русской пунктуации» Я.В. Темиз - М., 1999
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Класс: 8
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: изучить новый материал “Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них”
Задачи:
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Форма урока: проектно-поисковая
Формы обучения:
Оборудование: Компьютеры, соединенные локальной сетью; проектор, экран и переносные ноутбуки и USB-носители.
Метод: проблемно-эвристическое исследование
Ход урока
I. Организационный момент
Начало урока:
Приветствие,
Назначается из числа учащихся оператор - это помощник учителя, у него на рабочем столе – ноутбук, подключенный к проектору,
Учитель предлагает групповое сотрудничество (учащиеся создают временные мини-группы по 5-6 человек, выбирают менеджера своего объединения)и дочимуеты и рекомендацииокуа, каждая группа имеет компьютер, находящийся в локальной сети, переносной ноутбук и USB-носитель.
II. Целеполагани
Хочется урок начать с китайской мудрости, которая гласит так Презентация №1 (слайд №1):
Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я запомню;
Вовлеки меня, и я научусь.
Как Вы понимаете эти слова?
Зачем эти слова дала в начале урока?
Конечно, в первую очередь необходимо самому освоить деятельность, тогда легко будет вам добывать знания, чем мы и займемся на уроке. Уберите учебники, они нам пригодятся в конце урока.
Тема занятия “Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них” (слайд №2)..
Тема новая. Не забудьте про листы самооценки.
III. Погружение в тему урока
Задание № 1 группам:
Учитель: Уметь спрашивать – значит обладать мощным оружием, которое делает человека успешным в современном мире. Вопрос – это тоже форма ответа. Придумайте своему учителю вопросы по новой теме урока. Не забудьте, что существует триада вопросов Что? Как? Почему? Вопросы могут начинаться так:
Вопросы могут быть интенсивными – направлены “вглубь” темы; экстенсивными– направлены “вширь” темы, ориентированы на межпредметные связи; креативные вопросы – это вопросы, углубляющие заданную тему и, одновременно, затрагивающие смежную тему, и даже тему другого предмета. (на слайде №3, 4).
Выступление групп.
Возможный вариант ответа учащихся по составлению проблемных вопросов:
Учитель: У кого возникли трудности в составлении вопроса? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооцеки.
Задание № 2 группам:
Учитель: А теперьВы исследователи, тема вашей научной работы “Вводные слова и предложения”. Попытайтесь определить цели, задачи, гипотезу и объект исследования (слайд №5). Совет учителя: работать в парах, обсудить в группе.
Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран.
Слушаем менеджеров, спорим, корректируем, определяемся.
Задание № 3 группам:
Учитель: Объект исследования – “Вводные слова и предложения. ”.Предлагаю сконструировать свой поиск знаний по теме урока, т.е. выбрать свою индивидуально – групповую образовательную траекторию или план действий.
Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран.
Выступление групп.
Возможный вариант ответа учащихся:
1.Дать определение понятием “Вводные слова и предложения”.
2. Определить, являются ли они членами предложения или не являются.
3. Установить, в какой части предложения они могут находиться.
4.Узнать, выделяются ли они знаками препинания.
5. Определить, что они выражают.
Учитель: У кого возникли трудности в этой работе? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.
Задание № 4 группам:
Учитель: Вы наметили дальнейший план работы по нашей теме. Вам предлагается 15 предложений с вводными словами и предложениями, знаки препинания расставлены. Рассмотрите предложения, сделайте выводы по плану.
1.К счастью, никто меня не заметил (Т.).2.Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). 3.Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л. Т.).4. В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел (Т.).5. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (Т.).6.По окончании игры спорили, как водится, довольно громко (Г.).7. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей (Дост.).8. Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор (Г.).9.Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову (П.).10.Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища (Т.). 11. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка (Сим.).12. Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Л.);13.Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины... (М. Г.).14. Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.).15. Она была красивая и, что еще важнее, умная женщина.
Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран. Демонстрация образовательной продукции. Систематизация полученной продукции. Оператор демонстрируют презентации групп. Менеджеры презентируют продукт совместной деятельности группы.Учителем организуется общее обсуждение предложенных вариантов, учащиеся вносят дополнения, корректируют свои направления, записывают новые вопросы исследования.
IV.Демонстрация учебной образовательной продукции. Работа с культурными аналогами
Учитель: А теперь откройте Учебники русского языка. Что мы еще не выяснили? Все ли так сказали?
Учитель: У кого возникли трудности в этой работе? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.
V.Коррекция собственных выводов. Составление советов и методов по изучению теоретического и практического материала
Задание № 5 группам:
Учитель: Вспомните весь урок. Составьте советы по изучению теоретического и практического материала.
Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран.
Демонстрация образовательной продукции. Систематизация полученной продукции. Оператор демонстрируют презентации групп. Менеджеры презентируют продукт совместной деятельности группы.
Учителем организуется общее обсуждение предложенных вариантов, учащиеся вносят дополнения, корректируют свои направления, записывают новые советы исследования.
VI. Работа с культурными аналогами
Учитель: Существует метод эвристического исследования (слайд №6). Сравните с нашими составленными советами по изучению теоретического и практического материала. Так же ли у нас? Что добавить?
Метод эвристического исследования:
Выбери объект исследования,
Определи цели исследования,
Составь план работы,
Собери некоторые сведения об объекте,
Выполни практические опыты,
Запиши новые факты, возникшие вопросы и проблемы, версии ответов, гипотезы, выводы.
Учитель: У кого возникли трудности в этой работе? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.
VII. Итог урока. Рефлексивная деятельность
Учитель: Посмотрите на вопросы, на все ли получили ответ? Попрошу вас продолжить предложение (слайд №7):
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
VIII. Домашнее задание по выбору учащихся (слайд №8)
Сделать презентацию “ Вводные слова и предложения”, включая теоретический и практический материал.
Изучите материал учебника, выполнить упражнение №364.
Составить эвристическое задание по теме “ Вводные слова и предложения”.
Пройти тренажер. Презентация №2.
Учитель: Большое спасибо за урок! Сдайте листы оценок (слайд №9).
Карта урока
Вводные слова Вводные слова
Я славлю жемчуг слова...
Алишер Навои
Олифирова Татьяна Ивановна, учитель СОШ № 14
г. Северодонецка Луганской области
Урок русского языка в 8 классе
Цель урока:
Жемчужина ─ символ души, истины
Какие слова называются вводными? Изменится ли смысл предложения, если в него ввести вводные слова? С жемчугом бесс е и - - т С жемчугом бесс порно связано множество верований. По пре данию у некоторых народов жемчужины счи тали слезами богини любви. В Римской империи например жемчуг во- первых символизировал власть, во- вторых мудрость. В Китае в част ности люди верили в связь внешнего вида жемчужин со здоровьем владельца.Расставьте знаки препинания, прокомментируйте выделенные орфограммы
С жемчугом, бесс е и - - т С жемчугом, бесс порно, связано множество верований. По пре данию, у некоторых народов жемчужины счи тали слезами богини любви. В Римской империи, например, жемчуг, во- первых, символизировал власть, во- вторых, мудрость. В Китае, в част ности, люди верили в связь внешнего вида жемчужин со здоровьем владельца.Проверьте знаки препинания, объясните значение вводных слов
Самая крупная и знаменитая -Жемчужина Аллаха, получившая своё название за сходство с человеческой головой в тюрбане. Средний диаметр гигантского перла почти 24 см, а вес – 6 кг 370 г. Жемчужина была вынута из огромной трёхтонной раковины у филиппинского острова Палован. Створки этого моллюска защемили руку мальчику - ловцу жемчуга.
Не в силах освободиться самостоятельно, юноша погиб, а чтобы освободить его тело пришлось резать раковину. Так и была обнаружена огромная жемчужина.
Проверь и запомни! По – моему, к негодованию, по – видимому, по преданию, сделайте милость, поистине, во – первых, к прискорбию, по несчастью, неровен час, в конце концов, как известно, по – нашему, к сожалению, как полагают, в частности. правда, видно Составьте и запишите по два предложения так, чтобы в одном случае данные слова были вводными, а в другом – членами предложения. Жемчуг – изысканное украшение. Он подходит женщинам любого возраста. Жемчуг удачно дополняет как вечернее платье, так и повседневное.
Введите в предложения вводные слова
1 жемчужина:
“Я знаю…”
2 жемчужина:
“Я умею…”
3 жемчужина:
“Я понял…”
4 жемчужина:
“Я убедился…”
Соберите в ожерелье жемчуг знаний,
полученных на уроке
Молодцы! Спасибо за урок!
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/210/58210328_1272139260_busuy_zhem.jpg
http://www.playcast.ru/uploads/2014/08/27/9647607.gif
http://99px.ru/sstorage/56/2011/09/image_561809111808296447565.gif
Интернет-ресурсы
http://freiya.ru/stones/zhemchug/foto-zhemchuga/c4f9f9452c7f6384f62cf8c37a8e8567.jpg
http://lol54.ru/uploads/posts/2011-10/1317725053_9960af8be1f9.jpg
http://pro-kamni.ru/wp-content/uploads/2011/05/ZHemchuzhina-Allaha.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/84/154/84154290_zhimchuzhina_allaha.jpg
http://blog.ludmilakazakova.ru/wp-content/uploads/2011/09/htmhug77.jpg
http://www.kakprosto.ru/kak-38887-kak-hranit-zhemchug
Cлайд 1
Cлайд 2
Cлайд 3
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Вводные слова, стоящие в начале, в середине и в конце предложения, выделяются запятыми
Слайд 8
Если вводные слова стоят рядом, то они разделяются запятыми
Слайд 9
От предшествующего сочинительного союза вводные слова отделяются запятой
Вводное слово при этом можно поставить в другое место предложения
Слайд 10
Вводные слова а значит, а впрочем включают в себя союз и не отделяются от него запятой
Слайд 11
Запятая не ставится, если перед вводным словом стоит присоединительный союз
И кроме того, предстояло закупить продукты и снаряжение для двухлетней экспедиции.
Слайд 12
Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, оно не отделяется от него запятой:
Он достал лист бумаги и ручку, должно быть специально приготовленные заранее.
Слайд 13
Не являются вводными словами и не выделяются запятыми слова:
авось, небось, вдобавок, вряд ли
Авось чего-нибудь подыщу.
Слайд 14
Синонимично слову еще, содержит оценку факта
Имеет значение «напоследок», «в результате всего»
Является вводным словом
Не является вводным словом и не выделяется запятой
Слайд 15
Синонимично словам следовательно, стало быть
Синонимично слову означает
Является вводным словом
Слайд 16
Стоит в середине предложения
Стоит в начале предложения и равно по значению союзу но
Является вводным словом
Не является вводным и не выделяется запятыми
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
5. Шахматную партию казалось уже нельзя было спасти никакими ходами.
6. Он в конце концов прав.
9. Бывало он часто бывал у нас.
10. Отец по-видимому находился в самом благодушном настроении.
11. Казалось приросли к скале две сакли дружною четою.
Слайд 20
Слайд 21
5. Шахматную партию, казалось, уже нельзя было спасти никакими ходами.
6. Он, в конце концов, прав.
7. Случилось это якобы не так.
8. Я ведь ничего подобного не имел в виду.
9. Бывало, он часто бывал у нас.
10. Отец, по-видимому, находился в самом благодушном настроении.
11. Казалось, приросли к скале две сакли дружною четою.
Слайд 22
Слайд 23