Андрей Караулов вдохновляется, занимаясь развратом В отместку бывшей жене, не...
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- Общеобразовательная: познакомить учащихся с одной из форм коллективного народного творчества – ярмаркой (Приложение 1 ) ;
- Развивающая: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;
- Воспитательная: показать школьникам богатство народно-поэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.
Оборудование: презентация “Русская ярмарка”
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
На сцену выходят ведущие, мальчик и девочка, говорят поочерёдно: Музыка “Разноцветные ярмарки” звучит тихо.
Ведущий : - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! //Благодарим за посещение!
Ведущая : - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем. (2 слайд )
Ведущий : - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,
Ведущая : - Скуку да хандру разгоняющих,
Ведущий : - Острое слово любящих,
Ведущая : - На дудках играющих.
Ведущий : - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось,
Ведущие (вместе): - на ЯРМАРКУ! (3-4 слайды)
Начинается театрализованное представление
Дед-зазывала (в серых лаптях, борода, усы, на кафтане большие заплаты) кричит:
Эй, господа, пожалуйте сюда!
Здравствуйте, жители провинциальные,
/Ближние и дальние!
Господам купцам, молодцам,
бледнолицым современным девицам – моё почтение!
Приехал я из Америки
На зелёном венике.
Веник обтрепался,
А я здесь остался.
Ведущие (вместе ): - Народ собирается, ярмарка открывается!
Дед-зазывала:
Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Люди старые и молодые,
женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы,
Весёлые удальцы!
Почтенные и молодые,
Полные и худые
Мы рады гостям,
Как добрым вестям!Всех привечаем,
Душевно встречаем,
/На ярмарку приглашаем!
Эх-ва! Для ваших карманов
Столько настроено балаганов, Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!
Веселись, веселись,
У кого деньги завелись!
Обращается к Ведущей:
Подходи, душа зазнобушка! //Для тебя самый лучший товар выберу!
Ведущая :
Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки.
А, может, у нас самих есть товары не хуже?
Выбегает скоморох Тимошка в костюме:
Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
/Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец ).
Всех приглашаю на праздник наш!
Появляется Ерошка, смотрит на Тимошку. Сценка “Скоморохи Тимошка и Ерошка”.
Ерошка :
Кого вижу! Друг сердечный,
Таракан запечный - Тимошка!
Тимошка : - Глаза мои лопни, //Балалайка хлопни.
Ерошка
: - По ярмаркам гуляю, //Народ
развлекаю.
У меня, скоморошки Ерошки, //Игр и забав полное
лукошко.
Сценка “Ерошка и Петрушка”
Ерошка : - Вот. Привёз я всем забаву... Да где же он? Неужели сбежал!
Петрушка - Да здесь я! Здесь. Кукареку! //Здорово, ребята! //Чего ржёте, как жеребята?
Ерошка : - Спешите видеть //Всего за полушку //Неунывающего русского Петрушку!
Петрушка : - Да это я, остроумный весельчак. // И это знает всяк!
Ерошка : - Раз пришёл, поздравь публику.
Петрушка : - Не вижу никакого Бублика.
Ерошка : - Петруша, надо публику приглашать.
Петрушка : - Пора бублики жевать!
Ерошка : - Да нет, кричи “Начинаем балаган!”
Петрушка
: - Караул! Нападает хулиган!
//Спасайся кто может,
А кто не сможет – //Милиция поможет.
Ерошка : - Не путай слова! Кричи: “У нас сегодня большое представленье!”
Петрушка
- У нас сегодня большое
преступленье.../ /Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ, //А то и вам попадёт!
Ерошка : - Вот баламут! Я сам буду объявлять. //-У нас сегодня весёлый балаган!
Петрушка : - У нас сегодня осёл да баран!
Ерошка : - У кого юмор есть – пожалуйте к нам!
Петрушка : - У кого нет – марш по домам!
Цирюльник (выкрикивает) : - Кого побрить, постричь? Усы поправить?
А нет, так и совсем без головы оставить!
Дед-зазывала:
Эй, господа! //Пожалуйте сюда! //Кто к нам поспешает – //Удовольствие получает.
Вынимайте свои полтинники и гривны, //Сейчас увидите дела дивны!
Сценка “Лотерея”.
Лотерейщик достаёт из коробки “товар” для розыгрыша, нахваливает:
Вот, робята, разыгрывается у меня лотерея: //Хвост да филея,
Чайник без ручки, без дна, //Только крышка одна.
Настоящий китайский фарфор, //Был выкинут на двор.
А я подобрал, да так разумею, //Что можно фарфор разыграть в лотерею.
Из чистого белья //Два фунта тряпья:
Одеяло, покрывало, //Двух подушек вовсе не бывало.
Серьги золотые, //Из меди литые, //Безо всякого подмесу: //Девять пудов весу.
Мои старые портки, //Мало ношенные, //Только были в помойную яму брошенные.
Каждый день на меня одеваются, //А кто выиграет, //Назад отбираются!
Сорок кадушек //Солёных лягушек, //Пять коз //Да мусору воз!
Дед-зазывала показывает портрет уродливой женщины :
А вот, робята, смотрите: //Это моей жены портрет, //Только в рамку не вдет.
У меня жена-красавица: //Увидят - собаки лаются, //А лошади в сторону кидаются.
Показывает в толпе на девушку:
А вон красотка, //Девка иль молодка, //Стоит, на деда улыбается, //А рыжий-то к карману подбирается! Обращается к “вору” (хитро) :
Как ты в чужой карман залезал!
Обнимает нарумяненную плясунью: -А вот, робята, это Параша, //Только моя, а не ваша!
Хотел было на ней жениться, //Да вспомнил //При живой жене //Это не годится!
Всем бы Параша хороша, //Да больно щёки натирает. //То-то в Питере кирпичу не хватает!
Спохватившись: - Ну, робята, неча всё торчать у карусели,
Заходите сюда поглазеть, /как танцуют мамзели!
Наш хозяин с публики //Охоч собирать рублики.
Да и деду бросьте шапку медяки, //Да не копейки, а пятаки. //Ну-ка, раскошеливайтесь!
Подставляет шапку, ловит деньги, кланяется, удаляется.
Цирюльник выкрикивает: -Постричь, побрить! //Побрить, поголить!
Бороду поправить! //Ус поставить!
Закликала у балагана (в красной рубахе ):
Сюда! Сюда! Все приглашаются! //Представление начинается!
Стой, прохожий, остановись! //На наше чудо подивись!
С задних рядов протолкайтесь, //К кассе направляйтесь!
За гривенник билет купите //И в балаган входите!
Подходи, народ! //Пять копеек – небольшой расход!
Всего за 5 копеек вас ждёт удивительное путешествие вокруг света! Желающих просим!
Сценка “Вокруг Света” за 5 копеекъ” (Балаганщик берёт за руку того, кто вызвался, и ведёт вокруг стула, на спинке которого прикреплена надпись “СВЕТ”.
Балаганщик : - Путешествие окончено!
Из толпы: - Ну, как? Съездил?
“Путешественник”: - Побывал! Сходите обязательно! Ох, и умора! Страсть!
Закликала у балагана:
Сюда! Сюда! Почтенные господа! //Налетай! Билеты хватай!
Чудеса увидите – //В Америку не захотите.
Кто к нам билет покупает, //Море удовольствия приобретает!
Директор балагана: - Только на несколько дней, проездом, прибыло чудо 19-го века, главный вождь африканского племени людоедов с острова Тумбо-Юмбо, пойманный совершенно недавно в дебрях Африки. Дикий туземец по желанию уважаемой публики будет есть в её присутствии живых голубей, а потом съедать живого человека!!!
Барабанная дробь. Вводят “людоеда”
Директор балагана:
Этого людоеда поймали в самом сердце дебрей Африки, пустыне Сахаре. Там он съел 100 человек. В его рационе – живая птица (выносят чучело птицы, людоед “надкусывает”).
А теперь переходим к самому интересному. Слабонервных просим удалиться! Приступаем к съедению живого человека! Желающих быть съеденными попрошу на манеж! (Естественно, никто не желает )
В связи с отсутствием желающих быть съеденными представление заканчивается. Приходите завтра! Может, желающий всё же появится!
Дед-зазывала кричит:
Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка //Весёлая, яркая.
Зазывала 2: - Заходи, залетай, //Только рот не разевай!
Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники” (“минусовка”) (С шумом выходят “продавцы” с лотками, на которых разложен товар для продажи, “покупатели” с сумками и кошельками. Они высматривают товар у “продавцов”, прицениваются, торгуются. Театрализованное представление “Коробейники и покупатели”
Зазывалы говорят поочерёдно :
Зазывала 1: - Ой, ой! Сколько пришло! //Ой, сколько привалило!
Зазывала 2: - И седых, и молодых, //И красивых, и рябых,
Бледных и румяных, //Пузатых и поджарых!
Зазывала 1: - Все сюда!
Зазывала 2: - Все сюда!
Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!
Зазывала 2: - Всем, всем продаём!
Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!
Зазывала 1: - Эй, старые, //-Усатые, //-Рыжие, //-Бородатые,
Зазывала 2: - Девки-вострушки, //-Старушки-хлопотушки,
Зазывала 1: - Свахи-сводницы //-И московские огородницы!
Зазывала 2: - Подваливай валом! //По дешёвке продаём!
Вместе: - Чуть не даром отдаём!
Зазывала 1: - Тары-бары-растабары //Есть хорошие товары!
Зазывала 2: - Тары-бары-растабары //Продаются самовары!
Продавец шоколада:
Шоколад! Шоколад! //Самый лучший шоколад! //Вот шоколад!
Купил плитку – //Будешь рад! //Покупай шоколад! //Мармелад! Шоколад!
Кому надо мармелад? //Кому надо шоколад? //Вот он! Вот он!
Цирюльник выкрикивает :
Постричь, побрить! //Побрить, поголить! //Бороду поправить! //Ус поставить!
Точильщик выкрикивает: -Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!
Продавцы семечек (лузгают семечки), выкрикивают поочерёдно :
Есть семечки жаренные! //Кому семечки?!
Торгуем без обмана, /Накладываем полные карманы!
Семечки калёны //Продают Алёны
Нюркам и Шуркам! //-Сашкам и Пашкам! //-Варюшкам, Манюшкам! //-Наташкам, Парашкам!
Тимкам и Мишкам! //-Ванёнкам, Васёнкам! //-Гришуткам, Мишуткам! //-Ганькам и Санькам!
Всем, всем продаём! //-И всем сдачи даём! //-Стакан – гривенник цена.
Накладываем сполна. -Покупай! Не ленись! //-И плати, не стыдись!
Дед-зазывала кричит : -Тары-бары-растобары, //Есть хорошие товары!
Все сюда! Все сюда! //Здесь распродажа, господа!
Зазывалы говорят поочерёдно :
Зазывала 1: - Граждане и гражданочки, //Рабочие и мещаночки,
Обратите на нас внимание, //на наши усиленные старания:
Привезли товару дешёвого, //Ценой доступного и грошового!
Зазывала 2 : - Не товар, а сущий клад! //Забирай нарасхват!
Зазывала 1: - Глядите, не моргайте, //Рты не разевайте,
Ворон не считайте! //По дешёвке покупайте!
Зазывала 2: - Ну что за товар! //И тот хорош, /И другой хорош! //Выбирай который хошь!
Зазывала 1: - Диво дивное, чудо-чудное, а не товар! //Гляди не моргай, рот не разевай! //
Ворон не считай, товар покупай! //Вот товары хороши!
Зазывала 1:
-
Подходи, честной
народ, //Дед корову продаёт.
Не корова – просто клад, //Покупай, коли богат!
Продавщица орешков: - Орешки, орешки - вкусные, на меду!
Обращается к Тимошке: -Давай, Тимошка, в карман положу.
Продавщица пирожков:
Кому пирожки? //Горячие пирожки! //С пылу, с жару – //Гривенник за пару!
Попробуйте, господа почтенные, //Пирожки у меня горячие, отменные!
Такой редкий предмет, //Что ни одного таракана в них нет.
А если и попадётся иногда муха, //Так она не проест брюха!
Попробуйте-ка, ну-ка, //Всего по пятаку штука!
1-й покупатель: - Я разок бабкиного пирога поел, //Так чуть не околел!
2-й покупатель: - А я как два пирога отведал, //Так неделю на двор бегал!
Продавщица огрызается: -Полно, насмешник, мои-то пироги – одно удовольствие!
1-й покупатель: - Да, ужо точно объедение! Один берёт, //А двоих с души рвёт!
Продавщица семечек: - Есть семечки жареные! Кому семечки?
Продавец мыла: - Кому мыльце //Умыть рыльце: //Вот оно, вот оно!
Ай, да мыло-мыльце! //На лицо - серенько, //А моет беленько!
Проходящий горожанин: -Ты мне дай такого мыла, //Чтоб на четверть в тело входило
И радостно сердцу бы было. //А это что уж за мыло!
Продавец кваса: - Кому квасу, холодного квасу? //Вот так квас! //В самый раз!
Баварский, со льдом, //Даром денег не берём!
Пробки рвёт, //Дым идёт! //В нос шибает, //В рот икает!
Проходящий горожанин : - Небось, этот квас затирался, //Когда белый свет зачинался!
Торговка фруктами:
- К
ому яблоки
продам?! //Кому дешево отдам?!
Груши! Ананас! //Покупайте про запас!
Точильщик: - Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!
Продавец селёдки: - Селёдка! Селёдка! //Копчёная селёдка! //Давай, давай, //Любую выбирай!
Сам ловил, //Сам солил, //Сам продавать принёс! //Давай-покупай! //Забирай-выбирай!
Торговцы (3 чел) детскими игрушками выкрикивают поочерёдно:
Ярмарка без серпантина //Что за грустная картина! Конфетти и серпантин //Всем сегодня продадим! (бросают серпантин и конфетти в публику )
Конфетти, леденцы, //Покупайте молодцы!
Вот детские подарки //Красивы и ярки!
Дудки! //-Хлопушки!
Бубны! Побрякушки! //-Налетай, выбирай! //-Выбирай, забирай!
Вот так пушка, //Детская хлопушка!
Становитесь в ряд! //-Покупайте всё подряд!
Пушки-хлопушки! //-Весёлы побрякушки!
Детский скачок //За один пятачок!
Ай да мяч! //Прыгает, скачет! //Упадёт – не плачет!
Ай да игрушка! //И потешная, //И безгрешная!
Интересный подарок детям! //-И молодым людям!
Дамам и девицам! //-И всем проходящим здесь лицам!
Торговка игрушками обращается к “семейной парочке ”:
Эй, папаша и мамаша, //Будет рада детка ваша,
Коль в игрушку поиграет, //Никогда не зарыдает.
“Мамаша”: - Эй, сударушка, постой, //Покажи товар мне свой!
Торговка игрушками (пряча мячик за спину ):
Покажу, коль не лукавишь //И деньжат ещё добавишь.
Торговцы игрушками продолжают нахваливать свой товар:
Чудо 20-го века! // Мышь убегает от человека!
Обратите внимание //На наше старание!
Не фокус, не обман, //Не забирается в ваш карман!
Лягушка 20-го века! //Прыгает на живого человека!
Не в болоте, не в кусту. //А здесь, на Кузнецком мосту.
Продавец игрушек: -Становитесь в ряд, //Выбирайте подряд:
Дудки, хлопушки! //Красиво – приятно, //Для детей занятно!
Продавец с товаром:
- Платки, гребешки,
//Расписные петушки.
Небольшой расход, //Подходи, честной народ!
Зазывала 1:
- Тара-бары, растабары,
//Есть хорошие товары!
Продают без барыша, //Зато и слава хороша.
Зазывала 2: -
Тары-бары, растабары,
//Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад, //Разбирайте нарасхват!
Зазывала 1: - Не скупись, покупай, //Подороже выбирай!
Ерошка и Тимошка:
Тимошка: - Ай да товар! //И тот хорош, и другой хорош. //Выбирай, какой хошь!
Ерошка: - Торопись честной народ – //Ярмарка зовёт!
Тимошка: - Ероха, а ты что купил?
Ерошка: - Что купил, то и продаю.
Тимошка: - Небось купил на пятак, а продаёшь по рублю?
Ерошка: - Купил потешки! //Скоморошьи пересмешки! //Держи! (кидает Тимошке мешочек )
Тимошка: - Ехала деревня мимо мужика, //Вдруг из-под собаки лают ворота.
Ерошка: - Лошадь ела кашу, а мужик овёс, //Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Тимошка:
- Чуть я это увидал, //Разом я с
трубы упал. //Подпоясался кочергой, //
А на голову забор. //И к вам сюда прибежал //Молоть
всякий вздор!
Ерошка и Тимошка (вместе):
- Мы ребята
удалые. //Мы ребята озорные.
Мы на праздник всех зовём //Небылицы пропоём!
Тимошка, Ерошка и продавцы товаров поют небылицы:
Ерошка:
- При царе да при Горохе
//Озорные скоморохи
По дороге в балаган //Потеряли барабан.
Продавцы (вместе) :
Тимошка: - Сел сверчок в свой уголок, //Тараканы на шесток,
Сели - посидели, //Песенку запели.
Продавцы (вместе) :
Ой, жги, говори //Заиграли ложкари. //Бубен потеряли //В ложки заиграли.
Ерошка:
- Ой, жги, говори //Заиграли
ложкари.
Пляшет эхо, пляшет тень, //Пляшут все кому не лень!
Продавцы (вместе):
Ой, жги, говори //Заиграли ложкари. //Бубен потеряли //В ложки заиграли.
Ой, жги, говори //Заиграли ложкари. //Пляшет эхо, пляшет тень, //Пляшут все кому не лень!
Тимошка:
- Ай, ребятки, хороши,
//Похлопаем от души!
На базар идут сестрицы, //Все румяны, белолицы.
Сами пришли и мамашу привели.
Появляется семейство: мамаша с дочками
Мамаша: - Приехали мы на ярмарку погулять //И подарки выбирать.
Сестрицы (хвастаясь ):
По ярмарке весь день ходили, //Ни про кого не забыли!
Показать, что мы купили? (показывает )
Родному батюшке - кушак!
Любимой матушке - платок, //Посередине - золотой цветок!
Братьям – по новым сапогам!
Маленьким сестрицам – //По новым рукавицам!
- Я купила янтари (показывает бусы)
Я купила ленты //По самые коленки (показывает ленты)
Мамаша : - Я сыночке ВанЮшке //Купила две подушки.
Сестрицы: - Две подушки, две перинки. //А себе ещё скотинки.
Продавец:
Платки, гребешки, //расписные петушки. //Небольшой расход, //подходи, честной народ!
Для молодушек – шали, //Сами вышивали! //Шелк, атлас //Весь девичий припас!
Мамаша (рассматривает товар ): - Ай да атлас! //Куплю-ка дочкам про запас. //Останутся деньги - //Куплю дочкам серьги. Аннушке-доченьке //подарю чулочки я. //Катеринушке – платочек, //Посередочке цветочек. //Останутся пятаки – //куплю ещё и башмаки.
Дед-зазывала
Тары-бары-растобары, //Есть хорошие товары!
Привезли сюда //Товары самые модные,
Русские народные, //Для наших гостей //Со всех волостей!
Зазывалы (поочерёдно ):
Товарищи, товарки, //Работницы-пролетарки! //Глядите, смотрите, //Хватайте! Валяйте!
Да денежку давайте!
Бедные и богатые!
Хитрые и вороватые!
Воры и налётчики!
Все самогонщики //И фальшивомонетчики!
Дешёвую торговлю //Мы здесь кончаем.
С этого базара //На другой переезжаем!
А по такому случаю //Покупайте у нас //В последний раз!
Ерошка и Тимошка (вместе ): - И мы торговлю закрываем, //В Америку жениться уезжаем!
Дед-зазывала:
А теперь позвольте отдать вам //Наше нижайшее почтение,
Поблагодарить за посещение!
Приходите в другой раз, //Уважим!
И одно вам скажем, //Что тешились этой шуткой в старину //
Не только голь да баре, //А и самые первейшие бояре.
Господа умные и глупцы, //Дворяне и купцы, //И купчихи краснощёкие!
Всем мои поклоны глубокие! (кланяется во все стороны )
А теперь ступайте, //По Манежу гуляйте, //Разными шутками себя развлекайте!
Ведущий 1: - Купцов здесь было немало, //Зато было много товара!
Ведущая 2: - Мы с вами, гости дорогие, не прощаемся, а говорим всем:
Все участники: - До свидания!
Ведущие (вместе): - До новых встреч! (общий поклон )
Громко звучит музыка “Краски ярмарки”.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Сценарий
(для школьников средних классов)
Составила: Веснина Марина Валентиновна
педагог-организатор
МКОУ «Новоозерская СОШ».
Ст.Озерки.2014г.
Пояснительная записка.
Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством воспитания человека: идейно - эстетического, нравственного, патриотического. Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную культуру. Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство... Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Вглядываясь в прошлое, представляя себе лица, характеры, судьбы, образ жизни и мысли давно ушедших людей, вчитываясь в строки вековой давности, мальчики и девочки наших дней приучаются к тому, что они продолжатели, продолжающее поколение. Им досталось огромное духовное наследство, и необходимо выбрать, что же в нем дороже всего и ближе, и что из него брать с собой навсегда? Проблема такого выбора, несомненно, существует и составляет, возможно, сердцевину педагогической, социальной и нравственной задачи. Ответственность педагога за такой выбор чрезвычайно высока: будущее страны зависит от культуры еѐ граждан, от зрелости их исторического сознания, от верности идеалам социальной справедливости и гуманизма. Необходимо подчеркнуть, что для России традиционно множество других направлений исторического развития фольклора. И все эти направления должны изучаться с одинаковым вниманием и обязательно во взаимосвязи - точно так, как они развивались в среде своего бытования: календарный фольклор, семейно - родовой (бытовой), театрализованный (жанровый, исполнительский, игровой), включая детский, песенный, изобразительный. Данный сценарий предназначена для учащихся средних классов, где через народное искусство учащиеся познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщаются к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с одной из форм коллективного народного творчества – ярмаркой ;
Развивающая: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;
Воспитательная: показать школьникам богатство народно -поэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальная аппаратура, презентация “Русская ярмарка” , музыка (Приложение 2), шест с разноцветными лентами, костюмы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(звучат фанфары, на сцене появляется ведущий)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас в этом зале. 2014 год – объявлен годом Культуры. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.
Скажите, ребята, а какие вы знаете русские национальные ценности?
(дети отвечают: гжель, хохлома, матрешка, балалайка, самовар, русские национальные костюмы, русские праздники)
Ведущий: - Хорошо, ребята! А какие русские праздники вы знаете?
(ответы детей: Масленица,Ивана - купало, Рождество, Ярмарка)
- Да вы совершенно правы! Мне хочется сегодня вас пригласить на один из самых ярких и любимых праздников нашего народа – Ярмарку. А сопровождать нас на ярмарке будут скоморохи Фома (1) да Ерема (2)!
(На сцену выходят Скоморохи, говорят поочерёдно.)
Скоморох 1 : - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!
Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.
Скоморох 1 : - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,
Скоморох 2 : - Скуку да хандру разгоняющих,
Скоморох 1 : - Острое слово любящих,
Скоморох 2 : - На дудках играющих.
Скоморох 1 : - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!
Скоморохи (вместе): - на ЯРМАРКУ!
(На сцену выбегают зазывалы в ярких костюмах, выкрикивают:)
Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка,
Зазывала 2: - Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!
Зазывала 1: - Глянешь налево – лавки с товаром!
Зазывала 2: - Глянешь направо – веселье даром!
Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!
Зазывала 2: - Ну-ка, красавица, выходи вперёд! (обращается к ведущему )
Зазывала 1: - Балалайка звонкая, тульский самовар...
Зазывала 2: - Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!
Исполняется танец «Русская плясовая»
Ведущий: - Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица).
Скоморох 1: - Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
Скоморох 2 : - Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями.
Ведущий: - На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
Скоморох1: - Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило.
Скоморох 2: - Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, “учёным” медведем , неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка .
Ведущий: - Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа.
Скоморох 1 : - Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.
Скоморох 2 : - Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи.
Ведущий : - Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки.
Ведущий : - Ребята, хотите побывать на старинной ярмарке?
(Зрители отвечают: “Да!”)
Ведущая : - Эй, зазывалы, собирайте народ!
Начинается театрализованное представление.
Дед-зазывала (в серых лаптях, борода, усы, на кафтане большие заплаты) кричит:
Эй, господа, пожалуйте сюда!
Здравствуйте, жители провинциальные,
Ближние и дальние!
Господам купцам, молодцам,
бледнолицым современным девицам – моё почтение!
Приехал я из Америки
На зелёном венике.
Веник обтрепался,
А я здесь остался.
Скоморохи (вместе ): - Народ собирается, ярмарка открывается!
Дед-зазывала:
Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Люди старые и молодые,
женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы,
Весёлые удальцы!
Почтенные и молодые,
Полные и худые
Мы рады гостям,
Как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем,
На ярмарку приглашаем!
Эх-ва! Для ваших карманов
Столько настроено балаганов,
Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!
Веселись, веселись,
У кого деньги завелись!
Обращается к Ведущему:
Подходи, душа зазнобушка! Для тебя самый лучший товар выберу!
Ведущий :- Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки. А, может, у нас самих есть товары не хуже?
Дед-зазывала кричит: - Тары-бары-растобары, есть хорошие товары!
Скоморох 1: - Ярмарка, ярмарка! Весёлая, яркая.
Скоморох 2: - Заходи, залетай, только рот не разевай!
Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники”
(С шумом выходят “продавцы” с лотками, на которых разложен товар для продажи. Театрализованное представление “Коробейники)
Зазывалы говорят поочерёдно :
Зазывала 1: - Ой, ой! Сколько пришло! Ой, сколько привалило!
Зазывала 2: - И седых, и молодых, и красивых, и рябых,
Бледных и румяных, пузатых и поджарых!
Зазывала 1: - Все сюда!
Зазывала 2: - Все сюда!
Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!
Зазывала 2: - Всем, всем продаём!
Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!
Зазывала 1: - Эй, старые, усатые, рыжие, бородатые,
Зазывала 2: - Девки - вострушки, старушки - хлопотушки,
Зазывала 1: - Свахи-сводницы и московские огородницы!
Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!
Вместе: - Чуть недаром отдаём!
Зазывала 1: - Тары- бары - растабары, есть хорошие товары!
Зазывала 2: - Тары- бары - растабары, продаются самовары!
(«Продавцы» выходят вперед, представляют свой товар)
(23 слайд)
Продавец шоколада: - Шоколад! Шоколад! Самый лучший шоколад! Вот шоколад! Купил плитку – будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад! Шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!
Цирюльник выкрикивает : - Постричь, побрить! Побрить, поголить! Бороду поправить! Ус поставить!
Точильщик выкрикивает: -Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!
Продавцы семечек (лузгают семечки), выкрикивают поочерёдно :
Есть семечки жаренные! Кому семечки?!
Торгуем без обмана, накладываем полные карманы!
Семечки калёны продают Алёны
Нюркам и Шуркам! Сашкам и Пашкам! Варюшкам, Манюшкам! Наташкам, Парашкам!
Тимкам и Мишкам! Ванёнкам, Васёнкам! Гришуткам, Мишуткам! Ганькам и Санькам!
Всем, всем продаём! И всем сдачи даём! Стакан – гривенник цена.
Накладываем сполна! Покупай! Не ленись! И плати, не стыдись!
Дед-зазывала кричит : -Тары-бары-растобары, Есть хорошие товары!
Все сюда! Все сюда! Здесь распродажа, господа!
Зазывалы говорят поочерёдно :
Зазывала 1: - Граждане и гражданочки, рабочие и мещаночки,
Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания:
Привезли товару дешёвого, ценой доступного и грошового!
Зазывала 2 : - Не товар, а сущий клад! Забирай нарасхват!
Зазывала 1: - Глядите, не моргайте, рты не разевайте,
Ворон не считайте! По дешёвке покупайте!
Зазывала 2: - Ну что за товар! И тот хорош, и другой хорош! Выбирай который хошь!
Зазывала 1: - Диво дивное, чудо-чудное, а не товар! Гляди не моргай, рот не разевай! Ворон не считай, товар покупай! Вот товары хороши!
Зазывала 1:
-
Подходи, честной народ, дед корову продаёт.
Не корова – просто клад, покупай, коли богат!
Продавщица орешков: - Орешки, орешки - вкусные, на меду!
Продавщица пирожков: - Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу, с жару – Гривенник за пару! Попробуйте, господа почтенные, пирожки у меня горячие, отменные! Такой редкий предмет, что ни одного таракана в них нет.
А если и попадётся иногда муха, так она не проест брюха!
Попробуйте-ка, ну-ка, всего по пятаку штука!
Скоморох 1: - Я разок бабкиного пирога поел, так чуть не околел!
Скоморох 2: - А я как два пирога отведал, так неделю на двор бегал!
Продавщица огрызается: - Полно, насмешник, мои-то пироги – одно удовольствие!
Продавец мыла: - Кому мыльце умыть рыльце! Вот оно, вот оно!
Ай, да мыло-мыльце! На лицо - серенько, а моет беленько!
Продавец кваса: - Кому квасу, холодного квасу? Вот так квас! В самый раз!
Баварский, со льдом, даром денег не берём! Пробки рвёт, дым идёт! В нос шибает, в рот икает!
Торговка фруктами:
- К
ому яблоки продам?! Кому дешево отдам?!
Груши! Ананас! Покупайте про запас!
Продавец селёдки: - Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка! Давай, давай, Любую выбирай! Сам ловил, сам солил, сам продавать принёс! Давай-покупай! Забирай-выбирай!
Ведущий:- Шумит, торгуется ярмарка! Всяк ярмарке рад - и стар, и млад! На ярмарке можно и удаль свою молодецкую, силу, ловкость да сноровку показать!
Выбегает скоморох Тимошка в костюме:
Тимошка
:
- Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.
Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец
).
На игру всех приглашаю!
(проводится игра с залом « Как у дяди Трифона» . Все встают и повторяют движения за Тимошкой, которые он показывает: сначала правая рука, потом левая рука, затем правая нога, потом левая нога, туловище и голова, при этом повторяются слова)
Тимошка: - Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили и не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так.
Ведущий: - Воти мы с вами, ребята поиграли, косточки размяли! А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?
Скоморохи разыгрывают потешки.
1) - Федул! Что губы надул?
Кафтан прожег.
Зашить можно?
Иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.
2) - Трошка! Что из леса не идешь?
Медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Сам иди!
Да он не пускает!
Ведущий: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник. У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой.
Петрушка - замечательная кукла русского театра - колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, и горбик за плечами, а в руке палка. Любимец публики! И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.
(На сцене появляется ширма, представление кукольного театра)
Сценка “Тимошка и Петрушка”
Тимошка : - Вот. Привёз я всем забаву... Да где же он? Неужели сбежал!
Петрушка - Да здесь я! Здесь. Кукареку! Здорово, ребята! Чего ржёте, как жеребята?
Тимошка : - Спешите видеть! Всего за полушку! Неунывающего русского Петрушку!
Петрушка : - Да это я, остроумный весельчак. И это знает всяк!
Тимошка : - Раз пришёл, поздравь публику.
Петрушка : - Не вижу никакого Бублика.
Тимошка : - Петруша, надо публику приглашать.
Петрушка : - Пора бублики жевать!
Тимошка : - Да нет, кричи “Начинаем балаган!”
Петрушка
: - Караул! Нападает хулиган! Спасайся кто может,
А кто не сможет – Милиция поможет.
Тимошка : - Не путай слова! Кричи: “У нас сегодня большое представленье!”
Петрушка
- У нас сегодня большое преступленье...Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ, а то и вам попадёт!
Тимошка : - Вот баламут! Я сам буду объявлять: «У нас сегодня весёлый балаган!»
Петрушка : - У нас сегодня осёл да баран!
Тимошка : - У кого юмор есть – пожалуйте к нам!
Петрушка : - У кого нет – марш по домам!
Ведущий: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!
Скоморох 1 : - Музыканты выходите,
Инструменты выносите
И сыграйте веселей,
Для народа, для гостей!
Скоморох 2: Эй, девчонки - хохотушки,
Запевайте-ка, частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
(Девочки исполняют частушки)
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
А у нас во дворе
Квакали лягушки.
Я с печи босиком,
Думала - подружки.
У меня, у боевой
Ухажеров - ой-ёй-ёй!
Гриша, Миша, Сенечка
Не хватает времечка.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
5. Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Поведу свою хорошую
Всем людям напоказ!
6. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
7. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.
8. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.
9. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.
10. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.
(на сцене появляются Скоморохи и Зазывалы)
Зазывала 1 :- Кто пришёл повеселиться - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2:- Кто пришёл сюда покушать - хлопайте тоже!
Зазывала 1 :- Если вы ученики - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2 :- Если вы родители - хлопайте тоже!
Зазывала 1:- Кто из вас не любит скуку - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2:- Кто сюда пришёл поспать - хлопайте тоже!
Зазывала 1:- Если кто-то любит холод - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2:- Если кто-то любит лето - хлопайте тоже!
Зазывала 1:- Кто пришёл к нам поглазеть - хлопайте в ладоши!
Скоморох 1
: - Эх, честной народ, заводи хоровод,
Просто так не стой, а пляши да пой!
Скоморох 2:- Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.
И мы торговлю закрываем,
В Америку жениться уезжаем!
Под музыку , на сцену выходят участники представления. В руках у юноши шест, на шесте - разноцветные ленты, за их концы держат девочки. Они ходят вокруг шатра из лент. Исполняется флеш-моб.
(ТАНЕЦ)
ВЕДУЩИЙ:- Ребята, вы держите в руках ленты которые символизируют сегодня на нашем празднике - любовь к Родине, родным и близким. миролюбивое отношение к окружающим, любовь к преданьям старины далекой – к русским праздникам. Сохраняйте и приумножайте семейные традиции, традиции своего народа, народное творчество и фольклор, будьте здоровы и счастливы, любите и уважайте друг друга.
Спасибо вам за внимание! До новых встреч!
Литература.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX века. - Л., 1988
Некрылова А.Ф.. Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 1991
Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. - М., 2000
Хренов Н.А. Земледельческие архетипы на городской площади. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: Очерки истории и теории. Сб. ст. под ред. Е.В. Дукова. - СПб., 2000.
Интернет-ресурсы:
Цели и задачи:
Познакомить детей с народным фольклором, традициями и культурой русского народа;
Расширить кругозор у детей, привить интерес школьникам к русской истории и культуре;
Привить чувство любви и уважения к своей стране, народу;
Создать дополнительные условия для двигательной активности ребят, организовав для них спортивные конкурсы и задания.
Время проведения: 2 часа.
Место проведения : площадь перед столовой.
Реквизит : хлопушки, веревка с призами, повязка на глаза, ножницы, пластиковые полуторалитровые бутылки, баскетбольный мяч, столовые ложки, мел, теннисные ракетки и шарики, удочки, лист ватмана с рисунком ослика Иа, хвостик ослика (косичка из ткани с кисточкой на конце), доска с гвоздями, картонные кольца, трехметровая веревка, воздушные шарики, ведра, медицинские перчатки, иголка, картошка, ножи, деревянные ложки, призы, дипломы.
Действующие лица:
Скоморох Фома
Скоморох Ерема
Звучит любая веселая русская народная музыка, на сцену выбегают два скомороха.
Здравствуйте, дорогие зрители —
Ярмарки большие любители!
Все, кто не остался в корпусе сидеть
И пришел наше представление смотреть!
Прежде всего, как водится,
Давайте с вами знакомиться!
Мы пришли к вам оба,
Фома да Ерема.
Людей посмотреть, себя показать
Да небылицы вам рассказать.
Фома. На море-океане, в одном лагерном бурьяне, стоит дуб зеленый, под ним стол дубовый, на столе бык печеный. Пусть собаки из-за него лаются, а наш праздник...
Фома и Ерема (вместе). Начинается!
Номер «Русский танец».
Ну что, ребята-молодцы, озорные удальцы!
Встречаем скоморохов-затейников!
Будут они на ярмарке играть,
На ярмарке играть — всех ребят развлекать!
Под любую веселую музыку выходит группа вожатых-скоморохов.
А сейчас пришла пора
Открывать ярмарку, друзья.
Ну-ка, все закройте ушки,
Пусть салют дадут хлопушки!
Звучат фанфары. Скоморохи достают хлопушки и взрывают их.
То, что ждали мы, свершилось!
Наша ярмарка открылась!
Звучит любая веселая музыка, скоморохи спускаются со сцены, начинается программа аттракционов.
Аттракционы
1. Тир . На 3-метровую веревку, закрепленную на высоте 1,5- 2 м, привязываются ниточки с призами. Скоморох отводит игрока на 2 м от веревки, завязывает ему глаза и дает ножницы. По команде ребенок идет к веревке (при этом вожатый подстраховывает его) и срезает попавшийся ему приз, если, конечно, не промахнется.
2. Боулинг. Эта игра почти точная копия игры в боулинг. Только в качестве шара используется баскетбольный мяч, а кегли прекрасно заменят пластиковые полуторалитровые бутылки с водой. Игрок, сбивший все бутылки с определенного расстояния, отмеченным скоморохом, получает приз.
3. Петушиные бои . Аттракцион проводится на площадке с песком. Чертится круг диаметром 1 м. В него заходят 2 игроков. Каждый из них становится на 1 ногу, другую придерживает рукой, вторую руку надо убрать за спину. По команде скомороха игроки стараются вытолкнуть друг друга за территорию круга. Победитель получает приз.
4. Бег с ложками. Скоморох выдает 2 игрокам ложки с теннисными шариками. По команде ребята должны пробежать определенное расстояние и обратно с ложками, в которых лежат шарики. Первый, пришедший к финишу, объявляется победителем.
5. Рыбалка . В этой игре участвуют 2 ребят. Каждому выдают палку с леской, на конце которой привязана ручка или фломастер. В полутора метрах от игроков расположены пластиковые бутылки, на половину наполненные водой. По команде скомороха ребята должны опустить ручку в горлышко бутылки. Первый, которому это удастся, и побеждает в конкурсе.
6. Ослиный хвостик . На ватмане, который прикреплен к стене, нарисован грустный ослик Иа. У него нет хвостика, хвостик в руках у вожатого. Участнику игры выдают хвост, завязывают глаза, поворачивают вокруг себя 3 раза. По команде игрок должен подойти к ватману и приложить хвостик в то место, где он растет у ослика. Если у него это получается, то скоморох выдает победителю приз.
7. Кольцеброс . К доске длиной 2,5 м прибиты гвозди, к которым нитками привязаны призы. Участнику выдают 3 кольца. Его задача: с определенного расстояния набросить кольца на гвозди. Если ему это удается, то Скоморох снимает приз и вручает его победителю.
8. Канатоходцы . Скоморохи натягивают на земле 3-метровую веревку, закрепляют ее. 2 игрока встают на разные концы веревки и по команде, как канатоходцы, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача ребят: когда они встретятся, попытаться разойтись так, чтобы не сойти с веревки и перейти на другой конец. При этом нельзя толкать друг друга. Скоморох должен внимательно следить за переходом ребят и наградить того, кто наиболее удачно справился с этим заданием.
9. Воздушный теннис. Двум игрокам скоморох выдает по теннисной ракетке и воздушному шарику. По команде ребята бегут к финишной линии, при этом набивают ракеткой шарик так, чтобы он не упал на землю. Дойдя до линии, на которой стоят 2 ведра, нужно загнать шарик в ведро и вернуться обратно. Кто первый справится с этим заданием, тот и получает приз.
10. Бутылочный кросс . Скоморохи выдают 2 игрокам небольшие палочки, к которым привязаны пластиковые полуторалитровые бутылки. Длина веревки 2 м. По команде участник берет палку и, держа ее двумя руками, начинает накручивать на нее веревку. Выигрывает тот, чья бутылка первой коснется палки.
11. Как у дяди Трифона. Ребята стоят по кругу. Скоморох в центре. Он начинает петь, а ребята берутся за руки и идут по кругу.
Скоморох
Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так.
Скоморох показывает какую-нибудь интересную фигуру. Ребята повторяют за ним, замирают. Скоморох выбирает 1 игрока, который наиболее точно повторил за ним фигуру. Награждает его призом.
И игра начинается сначала.
12. Скакалка. Два скомороха раскручивают веревку длиной 3 м. Игрок должен войти в центр и попрыгать 10 раз, не задев веревки.
Через 15 минут после начала ярмарки скоморохи Фома и Ерема параллельно аттракционам проводят на сцене свою конкурсную программу.
Радуется народ,
Много интересного всех ждет!
Скоро староста придет,
Для нас станцует и споет.
Ерема (вбегает)
Ой, Фома, Фома, Фома,
Не придет к нам староста.
Фома. Почему?
Ерема. Его вчера в нос ужалила пчела!
Что же делать нам, друзья?
Ведь без старосты нельзя!
Что тут думать да гадать,
Надо нам его избрать!
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Выходи на сцену три человека,
Будем играть, старосту выбирать!
Корова
На сцену выходят 3 игрока, садятся на стулья, помощники выносят 3-метровый шест, на котором привязаны 3 «коровьих вымени» (медицинские перчатки, наполненные водой). Под каждое «вымя» Фома ставит по ведру, а Ерема прокалывает иголкой небольшие дырочки в пальцах перчаток. По команде игроки должны начать доить коров (выжимать воду из перчаток так, чтобы вымя не лопнуло и не пролилась вода). Кто первый выжмет из перчаток воду в ведро, тот и победил.
Победитель награждается, ему вручается диплом в номинации «Староста деревни».
Расступись, народ честной,
Идет медведюшка домой.
Много знает он потех,
Будут шутки, будет смех.
Ерема выводит медведя — переодетого спортивного инструктора.
Ерема. Ну-ка, Мишка, поклонись честным гостям.
Медведь кланяется.
Фома. А ну-ка, Михаил Потапыч, станцуй нам барыню.
Мишка танцует макарену.
Барыню, я сказал!
Мишка танцует барыню.
Ерема. Давай, Мишка, попляши, у тебя ножки хороши.
Мишка весело пляшет.
А ну, народ, кто хочет с Мишкой побороться? Выходи самый смелый, сейчас узнаем, кто у нас на деревне парень первый!
Армрестлинг
Скоморохи выносят стол и 2 стула, ребята выходят на сцену и борются на руках с Мишкой, затем медведь выбирает победителя.
Победитель награждается, ему вручается диплом в номинации «Первый парень на деревне».
Ну что, народ, кто играть пойдет,
Тот все призы заберет.
А кто не хочет играть,
Тому даже бублика не видать!
Картошка
Ерема приглашает на сцену 3 участников, они садятся на стулья, скоморохи выдают им по большой картошке и ножу.
Задача ребят: за 3 минуты почистить картошку. Обладатель самой длинной кожуры становится победителем.
Победитель награждается, ему вручается диплом в номинации «Заведующий столовой».
Ну что, ребята-молодцы,
Весельчаки да затейники,
Которые горазды на ложках играть,
Красных девок развлекать.
На сцену к нам скорей выходите
И свое мастерство покажите!
Ложкари
Приглашаются 5 участников, перед ними ставят 1 стул. По очереди игроки садятся на стул, берут ложки и отбивают ими ту песню, которую на ушко скажет скоморох, например «Буратино», «Мамонтенок», «Спят усталые игрушки». Если зритель отгадывает, что выстукивает участник, то он получает приз, а победителем объявляют самого яркого исполнителя.
Победитель награждается, ему вручается диплом в номинации «Директор клуба».
Эй, барыни, вертушки, кокетки, хохотушки!
Ну, кто из вас поет частушки?
С задних рядов протолкайтесь
Да к нам сюда поднимайтесь.
Не стесняйся, народ!
Выходи, кто поет!
Частушки
Число участников этого конкурса не ограничено, его можно проводить до окончания ярмарки. Дети по очереди выходят к микрофону и поют свои самые любимые частушки. Исполнителя самой веселой частушки объявляют победителем.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 456 г. Екатеринбург
Сценарий праздника
«ПРАЗДНИЧНАЯ ЯРМАРКА»
подготовила
музыкальный руководитель
Макарова Елена Владимировна
г. Екатеринбург
2013
Тема праздника:
Условия реализации:
Место проведения – музыкальный зал.
Контингент:
Дети старшей группы (6 лет)
Цель:
Создать праздничное и радостное настроение у детей.
Задачи:
поддержка инициативы и самостоятельности детей;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
формирование уважительного отношения детей к взрослым.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация» - приучать проявлять инициативу. Развитие свободного общения со взрослыми.
«Социализация» - приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения с взрослыми;
«Здоровье» - развитие физических качеств (выносливость, быстрота реакции);
ПРАЗДНИЧНАЯ ЯРМАРКА
Под музыку появляются ведущий (в русском костюме) и 2 детей
Ведущий: С давних времён у русского народа был обычай устраивать к праздникам весёлые ярмарки, на которые съезжались люди. Вот и у нас сегодня ярмарка в честь праздника наших мам!
1 ребёнок: А у нас, да на Урале,
Мы гостей к себе позвали!
На Ярмарку всех приглашаем,
И праздник – начинаем!
2 ребёнок : Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Под музыку дети заходят парами (через центр)
Через перестроение образуют круг
Ведущий: Так что ж, погуляем на празднике нашем…
Все дети: Нигде не найдёте вы праздника краше!
Танец в кругу «Пчёлочка златая»
(сл. Гавриила Державина, муз. донская казачья песня)
Ведущий: Слушайте, люди добрые!
Сообщаю сей же час губернаторский указ!
Чтоб было всё, как подобает:
Ярмарке - шуметь, горожанам – песни петь!
Веселью, шуткам быть! Повелеваю ярмарку отрыть!
Затем идут «змейкой» и садятся на места
3 мальчик: Подходите, подходите!
И глаза свои протрите!
Мы – развесёлые потешники,
Коробейники и насмешники!
4 мальчик: За медный пятак, покажем всё эдак и так.
Довольны будете здорово, удовольствия – 3 короба!
5 ребёнок: Тары-бары растобары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват.
6 ребёнок: Собирайтесь веселей,
Дорогие зрители!
Ждем на ярмарку детей,
Ждем и их родителей!
7 ребёнок: Пусть будут смех и шутки
На ярмарке у нас,
Пусть будут все веселые
И завтра, и сейчас!
Мальчики исполняют частушки
8 мальчик: Налетайте, налетайте!
Покупайте, покупайте,
Мы ребята удалые,
Мы ребята озорные,
Всех на ярмарку зовём,
И платочки продаём!
9 девочка: Я платочки покупаю,
Приглашаю всех сплясать.
С праздником всех поздравляю,
Где подружки? Не видать!
10 девочка: Здесь мы, здесь, давно стоим!
На товары всё глядим.
Как платочки заберём,
Сразу танцевать начнём.
Девочки исполняют танец «Барыня» (русская народная песня)
Ведущий: Ой, ребята и девчата, хватит вам уже плясать,
Если ноги не устали приглашаю поиграть!
Кто будет играть в интересную игру?
А в какую не скажу.
Игра: «Продавцы»: 2 команды, 2 стола, воздушные шары по количеству игроков, 2 подноса, 2 корзины. Задача: пронести на подносе воздушный шар в корзину.
Ведущий: Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
11 мальчик: А мне досталась старая корова,
Я на ярмарке её купил.
Я и сам продал бы её снова,
Но корову эту – полюбил!
Все дети исполняют песню «Корова в гости шла»
(музыка и слова Е. Войтенко)
Ведущий: Наша ярмарка шумит, пряники с конфетами!
На товар народ глядит, люди разодетые!
12ребёнок: Покупатель, заходи,
На товары погляди,
Только рот не разевай,
А что мило – покупай.
13 ребёнок: Бери эту дудочку-самогудочку,
Сам бы играл, да тебя уважить хочется.
А вот – трещотка, скорей бери,
Одной мало? Бери сразу три!
14 ребёнок: Скорей бубен получай,
Лёгкий да звонкий.
Так в руки и просится!
Шумовой оркестр (рус. нар. мел. «Светит месяц»)
Ведущий: А тут продаются потешки,
Да разные насмешки!
Подходи, покупай,
Налетай, не зевай.
15 ребёнок: Стуки-стуки, глянь в ворота:
Верно, в гости едет кто-то:
Едет целая семья,
Впереди идет свинья.
Гусли гусь настроил,
А петух с трубою.
Кот и песик удивились –
Даже помирились.
16 ребёнок: Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».
17 мальчик: Бабушка Ульяна,
Где ты бывала?
18 девочка : На Ярмарке гуляла.
17 мальчик: Что же ты видела?
18 девочка: Курочку-пеструшку,
Весёлую хохотушку.
17 мальчик: Что же она делала?
18 девочка: Ехала на дрожках,
В красненьких сапожках.
Везла себе сайку,
Играла в балалайку,
По той дорожке
Ехал петух-Тимошка,
Играл на гармошке.
17 мальчик: Бабушка Ульяна, не врёшь ли ты трошки?
18 девочка: Чего греха таить – бывает немножко!
Ведущий: Играми да плясками сыт не будешь!
Продаётся угощенье – пряники да печенье,
Вафли да конфетки – кушайте, детки!
19 ребёнок : Так много сладостей на свете,
Ребятам нравятся вот эти:
«Карамельки», «Леденцы»
И с названием «Скворцы».
Игра: «Сладкий подарок маме». Играет парное количество мам со своими детьми. Мамам дается степлер, а у детей корзинка с конфетами. Дети носят по одной конфете маме, а та в свою очередь соединяет их степлером. У кого быстрее получатся бусы из конфет?
20 ребёнок: Вот какой у нас базар,
Бери глиняный товар,
Все горшочки хороши,
Выбирай-ка для души.
21 ребёнок : А вот вкусные петушки,
У них красные гребешки,
Подходи, покупай,
Леденцы разбирай!
Все дети исполняют песню «Петухи запели»
Ведущий: Ай, люли-люли-люли,
Карусель видна вдали,
Девочки и мальчики,
Куда же вы шагаете?
Шли бы вы на карусель –
Место прозеваете!
Игра «Карусель»: Зонт «карусель». Дети поочерёдно подходят к «карусели-зонту» и под музыку играют.
Ведущий: Народ собрался на площади.
Шум, веселье вокруг.
На карусели лошади
Мчат нас за кругом, круг.
Куклы, медведь дрессированный,
Цыганки пестрый наряд.
Смех, на ходулях клоуны,
Вверх качели летят.
Под музыку в зал заходит цыган с цыганкой, хотят погадать мамам, подходят к товару на столах
Цыган: Что такое? Я бледнею,
Я глазам своим не верю (трогает на прилавке сапоги)
Сапоги хочу купить,
Покупаю, так и быть!
22 ребёнок: Hа сафьяновых сапожках,
(продавец) Золоченые застежки
И задорный каблучок
Отбивает - чок, да чок,
Ох, сапожки хороши,
Так и просят - попляши!
(цыган забирает сапоги)
Цыганка: Очень ловким движеньем ноги,
Топнешь ты, и останется пыль!
Ах, красивы твои сапоги!
Разойдися, дорожный ковыль!
Цыган: Юбка с кантами, яркий окрас!
Закружись же, цыганка моя!
Созывай-ка зевающих в пляс!
Эх, поёт под тобою земля!
Свободная пляска «цыган» и детей (импровизация)
Ведущий: Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево - лавки с товаром!
Гляньте направо - веселье даром!
Становитесь в ряд,
Забирайте всё подряд!
(цыгане думают, что ещё купить, делают «покупки» и их комментируют, затем проводят игру с покупками)
Игра: «Ехал Ваня на Марусе» - 2 кепки, 2 штанов, 2 юбки, 2 косынки, 2 ориентира. Дети играют парами (мальчик-девочка). По сигналу мальчик надевает косынку и юбку, встаёт на четвереньки. Девочка надевает кепку, штаны и садится на мальчика верхом. Он «везёт» её до ориентира и обратно. Чья пара быстрее?
Цыган: Ах, гитара тут какая,
О гитаре я мечтаю…
Я её сейчас куплю,
По дороге всем спою.
Цыганка: Так…покупки забираем, (берут сапоги, гитару)
Вам здоровья всем желаем! (Прощаются, уходят)
Ведущий: Вот какой у нас базар,
Разный есть у нас товар!
А теперь позвольте, гости дорогие,
Отдать вам мое нижайшее почтение,
И поблагодарить за посещение.
Под музыку все дети выходят из зала
Приложение № 1
1. «Пчёлочка златая» (сл. Гавриила Державина, муз. - донская казачья песня)
1. Ах, пчёлочка златая, ах, что же ты жужжишь?
Ах, пчёлочка златая, ах, что же ты жужжишь, жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне, что же ты жужжишь?
2. А у моей у любы, русая коса.
А у моей у любы, русая коса, коса.
Жаль, жаль, жалко мне, русая коса.
3. А любить её можно, а целовать нельзя.
А любить её можно, а целовать нельзя, нельзя.
Жаль, жаль, жалко мне, целовать нельзя.
Жаль, жаль, жалко мне, целовать нельзя!
Приложение № 2
2. «Корова в гости шла» муз. и слова Е. Войтенко
1. Из района Дропарёво шла на северо-восток,
Симпатичная корова и во рту несла цветок.
В гости шла она, знакомых собиралась навести,
А цветок хозяйке дома собиралась подарить.
Припев: Ах, что за чудо, из Дропарёво!
Ах, симпатяга-симпатичная корова!
Ах, что за чудо из чудес,
Шагала прямо через лес,
Корова в гости шла!
2. Шла корова вспоминая деревенские луга,
Запах кашки, вкус ромашки, сена бурого стога.
Клевер ела возле дома, незабудок – сладкий сон,
И в задумчивости съела свой единственный цветок!
Припев: тот-же
Приложение № 3
3. «Петухи запели» (слова Р.Паниной, музыка А. Варламова)
1. Петухи запели, запели рано, рано,
Разбудили важного, важного барана.
Разбудили утку, утку-хромоножку,
Разбудили маленькую, беленькую кошку.
Разбудили тётушек, тётушек соседок,
А потом и солнце, солнце напоследок!
Припев: Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, петухи запели!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, утро в самом деле!
2. Встало солнце с облачной, с облачной постели.
Неужели утро, утро в самом деле?
Да, должно быть утро, утро в самом деле,
Петухи в курятнике, в курятнике запели!
Припев: тот же
Приложение № 4
Частушки
1. Мы частушек много знаем, знаем тыщи полторы!
Мы их сами сочиняем – сами композиторы!
2. Извини меня, подружка, что к тебе я не зашёл!
Штаны папины большие, а свои я не нашёл!
3. Мы девчонок в своей группе очень уважаем,
Пусть они нас тоже любят – мы не возражаем!
4. Ваши ноги косолапы, в такт они не топают!
Посмотрите-ка на наши – как задорно шлёпают!
5. На гулянье собирался – мамка супу налила!
А с гулянья возвратился – подзатыльников дала!
6. Мы частушки вам пропели, дорогая публика!
За карманы не держитесь – не возьмём ни рублика!
Список использованной литературы
1. Гармошечка-говорушечка. вып. 3. М.: «Музыка», 1983.
2. Макшанцева Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 1998.
3. Фотографии из личного архива автора – Макаровой Е.В.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы